Московский метрополитен в годы ВОВ: и самый большой роддом, и оборонное предприятие

15
Московский метрополитен в годы ВОВ: и самый большой роддом, и оборонное предприятие

Великая Отечественная война – это не только сражения на фронтах, игры разведок, беспримерный труд в тылу. Это ещё и целый ряд направлений деятельности, который сопряжён с решением насущных задач. Одна из задач – сохранение народа, ключевых центров управления и командования. И решать такие задачи было необходимо в течение того длительного периода времени, пока враг находился на нашей земле.

Одна из страниц военной истории связана с использованием в военный период Московского метрополитена. Военные будни метрополитена – это целый комплекс проводимых мероприятий, к которым подключались сотрудники подземки. Ситуация осложнялась тем, что многие из них ушли на фронт в самые первые дни войны. Причём уходили и те, кто имел бронь работника метрополитена. Уходили добровольцами.



В метро во время бомбёжек люди укрывались от смертоносного дождя нацистов. На заводах и в мастерских метрополитена велась работа по выпуску и ремонту военной техники для нужд фронта.

Осенью 1941 года, когда бомбёжки Москвы гитлеровцами стали наиболее интенсивными, было принято решение организовать ночлег женщин с детьми в вагонах поездов подземки.

Интересный факт: за годы войны метрополитен успел стать и самым крупным по площади роддомом страны. Всего в московской подземке на свет появились около 200 младенцев.

В метро создавались дополнительные элементы защиты, вплоть до бетонных перегородок посреди основных залов станций. Такие перегородки обеспечивали гашение взрывной волны на случай попадания тяжёлой авиабомбы.

О Московском метрополитене в году ВОВ рассказывает историк Александр Попов для канала Tactic Media:

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 мая 2020 14:48
    Интересный факт: за годы войны метрополитен успел стать и самым крупным по площади роддомом страны. Всего в московской подземке на свет появились около 200 младенцев.

    Тоже факт интересный.
    столица жила, трудилась .... жизнь продолжалась.
    1. +2
      29 мая 2020 16:37
      Цитата: rocket757
      Интересный факт: за годы войны метрополитен успел стать и самым крупным по площади роддомом страны. Всего в московской подземке на свет появились около 200 младенцев.

      Тоже факт интересный.
      столица жила, трудилась .... жизнь продолжалась.

      И эту жемчужину инженерной мысли - московское метро, первоначально строили наши родители (вербовались из провинций).
      Спасибо им огромное!
      1. +1
        30 мая 2020 18:54
        Цитата: Теренин
        ......И эту жемчужину инженерной мысли - московское метро, первоначально строили наши родители (вербовались из провинций). Спасибо им огромное!
        Известно, что в конце 20х в Москае бывали огромные пробки, размером с весь центр города. Хотели это изменить.Огромная стройка требовала много людей, знаний. Думали, как это создать. Подземный опыт был только у шахтёров. Их пригласили.
    2. +1
      30 мая 2020 16:55
      Цитата: rocket757
      ....Тоже факт интересный.
      столица жила, трудилась .... жизнь продолжалась.
      Добрый день, Виктор! hi Про роддом даже и не представлял! Интересная передача.
      Я впервые увидел метро в 4,5 года, когда приехал в гости к бабушкам. Сразу полюбил его на всю жизнь.Правда, в Московском метро был не на всех линиях и станциях. Последний раз был в Москве 3года назад
      1. +1
        30 мая 2020 18:14
        Привет Дмитрий soldier
        У нас везде красивое метро строили.
        Этим мы должны гордится.
        Тем более оно нужно и в горе и в радости.
        1. +1
          30 мая 2020 18:48
          Как-то проехал по всей Кольцевой линии. Гораздо позже узнал, что было много изображений мозаичных Сталина и скульптур также. Уничтожали все их во время кукурузного Но встречались сообщения, что пропустили . Не знаю, где, правда.
          Если при Сталине строили Метро, как дворцы, даже с атрибутикой древних храмов, то при хрущёве началась так называемая борьба с архитектурными излишествами. Стали станции типовые, упрощённые
          1. +1
            30 мая 2020 18:58
            Трудно сейчас оценить точно, все что было сделано прежними руководителями. Слишком уж старались исковеркать историю нашу, все, вновь пришедшие.
            1. +1
              30 мая 2020 20:58
              Цитата: rocket757
              Трудно сейчас оценить точно, все что было сделано прежними руководителями. Слишком уж старались исковеркать историю нашу, все, вновь пришедшие.
              да, Виктор! Трудно! Поскольку многие советские проекты, куда были вложены ,как деньги, так и труд миллионов советских людей, позже были разрушены, приравнены к 00000, последующими разрушителями
              1. +1
                30 мая 2020 21:18
                Смена элит никогда и нигде не проходит без последствий.
                1. +2
                  31 мая 2020 09:09
                  С добрым утром Виктор! hi Хочу добавить----многие советские поэты писали стихи о метро.
                  А мне вспомнился мультик---Старая пластинка!!!! там есть песня Утёсова. Слова такие
                  Я ковал тебя железными подковами!
                  Я пролётку чистым лаком покрывал!
                  Но Метро сверкнул перилами дубовыми,
                  Сразу всех он седоков околдовал.

                  Ну и как же это только получается,
                  Всё-то в жизни перепуталось хитро:
                  Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся
                  От Сокольников до парка на метро.
                  1. +1
                    31 мая 2020 09:22
                    Привет Дмитрий soldier
                    Время идёт, жизнь меняется.
                    Мы просто следуем по своему пути ... раньше на пролетке, а теперь по разному, кто как.
          2. 0
            31 мая 2020 11:03
            Потому, что сам Никита Хрущев безграмотный , он только себя любил и холил, ну из своих окружения тоже подачками кормил.На красоту и гордость как Метро (да хоть везде, в большом мегаполисе), ему было абсолютно наплевать, лишь бы ему было хорошо и славили его, как Сталина! А нет, просто народ ему не простил, и сейчас ему не простил за поруганную честь Вождя Народов Союза! Я сам живу в Новосибирске, и каждый раз, смотрю на Метро, как огромное искусство - это архитектура, инженерные мысли, новаторство. Каждая станция по своему красив и нигде, не найдете двойников в нашей необъятной Матушки России. Недаром, иностранные туристы, молча завидуют нам, за красоту как Метро!
  2. 0
    29 мая 2020 15:08
    Нужно будет посмотреть после работы. Люблю такие передачи.
  3. 0
    29 мая 2020 16:34
    Сегодня московский метрополитен это "Братство колец".
  4. 0
    31 мая 2020 10:47
    Спасибо автору!) интересно!