Кабельтов: происхождение слова и его значение в военно-морском деле

85

Мореплавание как одно из древнейших занятий рода человеческого за тысячелетия успело породить великое множество сугубо специфических понятий и терминов. Особенно большое их количество относится к единицам измерения расстояния и скорости, употребляемых исключительно моряками и для людей "сухопутных", как правило, малопонятных. К примеру – кабельтов. Сколько это? И каково происхождение такого понятия?

Термин «кабельтов», который сегодня относится к военно-морским, ведёт происхождение от соединительного троса, с помощью которого осуществлялась швартовка судов к берегу либо их буксировка. При этом в виду имелась не всякая веревка, которая попадется под руку морским волкам. На флоте издавна все важные детали корабельного оснащения подлежали строгой унификации. А поэтому кабельтов – это, прежде всего, канат от 6 до 13 дюймов в окружности (152-330 мм), имеющий диаметр в 50-100 мм. Ну, и соответственно, мера расстояния, которую можно было измерить длиной этого самого каната.



Этимологию слово имеет, скорее всего, французскую (cable), восходящую к латинскому сарulum (аркан). Непосредственно имеющееся произношение ведёт от голландского kabeltouw - канат для буксировки.

От, как в сравнительном отношении считают эксперты, не слишком преуспевших в морском деле французов его и позаимствовали в Нидерландах. Эти были мореходы хоть куда, они прославились на весь мир своими путешествиями и географическими открытиями. От них в эпоху Петра Великого, создававшего российский флот во многом по голландскому образцу, перекочевал термин "кабельтов" и в обиход русских моряков.

Надо отметить, что употребление термин имеет довольно узкое – им отмечают не пройденный кораблем путь (для этого, как известно, используются морские мили), а дистанцию между судами во время размещения их определенным ордером, при совместном плавании или размещении на рейде. Или расстояние от корабля до ближайшего берега – то есть не слишком протяженные по своим размерам отрезки.

Понятие «кабельтов» при всей своей универсальности не всегда выражает одну и ту же величину и нуждается в уточнении. Наиболее употребим в мире международный кабельтов, составляющий десятую часть морской мили или 6 угловых секунд меридиана. В привычных нам величинах это 185,2 м. Общепризнан также кабельтов артиллерийский, равняющийся сотне морских саженей или 6 сотням футов. Для «сухопутчиков» разница между этими двумя кабельтовыми составляет 3-4 метра.

Странно бы было, если бы своё особое мнение по данному вопросу не имели «просвещенные мореплаватели» из Британии, а также их заокеанские наследники и потомки. У британцев и американцев имеются собственные кабельтовы. Причем англичане пышно именуют свой «адмиральским», от того же артиллерийского отличается он на 8 футов или чуть более 3 метров. «Старый кабельтов США» больше всех других – в нем 120 морских саженей и, соответственно, 720 футов или почти 220 метров. Впрочем, обе упомянутые выше англосаксонские морские меры длины давно считаются устаревшими. Они принадлежат скорее к экзотической архаике и мало кем и когда употребляются сегодня.

В заключении стоит вкратце остановиться на вопросе о том, зачем вообще понадобилась вся эта сугубо морская специфика с милями, узлами, кабельтовыми и прочим. Большинство авторитетных специалистов склонны считать, что ее востребованность связана с тем, что на волнах морей и океанов веками встречались и встречаются по сей день корабли, принадлежащие самым разным странам. На заре освоения наук это было особенно чувствительно – французы меряли расстояния лье и туазами, британцы – милями, футами и ярдами, русские привыкли к верстам и саженям. С таким разнообразием недалеко было и до беды, поскольку пересчитывать лье на футы и версты, на ярды капитаны и шкиперы могли до тех пор, пока их корабли не налетели бы на рифы или не столкнулись бы, не разминувшись в только кажущимися безбрежными водных просторах. Универсальная система, общая для моряков всех государств и всем им с полуслова понятная, вот, что требовалось для надёжности и понимания.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    30 мая 2020 01:26
    Спасибо, весьма познавательно! Теперь буду знать, что это за зверь такой - "кабельтов". Я в этих фунтах, дюймах и прочих галлонах, вообще ни бельмеса не петрю, а посему больше склонен всё измерять в метрах и сантиметрах, без всяких десятых и сотых через запятую.
    1. +9
      30 мая 2020 01:37
      Ну, галлон, ещё как нибудь можно в сантиметры перевести, правда в кубические, а уж фунт вряд-ли wassat hi
      1. +6
        30 мая 2020 05:26
        А вот не поверите, но можно было. Фунт это не только вес, но и монета, 20 шилингов это фунт, денег, 20 шилингов в один ряд фунт размер. Пытались они такое ввести, хоть как то стандартизировать размеры, правда это только были предложения.
    2. +3
      30 мая 2020 02:36
      Цитата: Ныробский
      Я в этих фунтах, дюймах и прочих галлонах, вообще ни бельмеса не петрю

      Галлон - грубо 4 литра, а точно 3.78541. Но для покупки молока галлонник вполне удобен, и самая выгодная упаковка по цене за единицу. А вообще в Америке единицы измерения - это то, что по первоначалу больше всего доставало, пожалуй даже больше английского языка (вернее, плохого знания оного). Но со временем как-то свыкся.
      1. +1
        30 мая 2020 10:43
        Цитата: Наган
        Галлон - грубо 4 литра, а точно 3.78541. Но для покупки молока галлонник вполне удобен

        Да и к пиву подойдет. wink
        1. +3
          30 мая 2020 17:58
          Для пива может выть мало drinks
        2. 0
          30 мая 2020 19:57
          Цитата: НИКНН
          Цитата: Наган
          Галлон - грубо 4 литра, а точно 3.78541. Но для покупки молока галлонник вполне удобен

          Да и к пиву подойдет. wink

          А вот пива в розлив в магазинах, а тем более ларьков по торговле пивом, я здесь не видел, только в банках и бутылках. В барах конечно наливают, но покупать там на вынос ой как не выгодно.
    3. +22
      30 мая 2020 06:02
      а посему больше склонен всё измерять в метрах и сантиметрах, без всяких десятых и сотых через запятую.


      Морская миля очень удобна для навигации. 1 угловая минута меридиана. 60 миль - 1 градус широты. Или 111 км . Легко запомнить . Так что зная широту ( или угол полярной звезды ) всегда сможете высчитать, сколько вам до северного полюса топать. laughing Ну, если придётся.
      1. +4
        30 мая 2020 06:42
        Я так в принципе и 111 км запомнил ещё в школе! А так интересно, 1 морская миля оказывается равна одной минуте меридиана
        1. +12
          30 мая 2020 08:48
          А так интересно, 1 морская миля оказывается равна одной минуте меридиана
          Не равна. Современная морская миля, принятая в качестве международной в 1929 году на Международной гидрографической конференции в Монако, равна 1852 м. Получили эту цифру следующим образом.
          Поскольку Земля по форме не идеальный шар, а геоид , одна минута меридиана соответствует примерно 1862 м на полюсе и 1843 м на экваторе. Среднее арифметическое из этих двух величин - 1852,5 метра. Для удобства округлили до 1852 метров. Соответственно, кабельтов - 1/10 мили - 185,2 метра.
          1. +3
            31 мая 2020 08:32
            Спасибо за подробное объяснение!
      2. +8
        30 мая 2020 07:36
        Ну наконец то разумное объяснение. Каждый кто имел дело с навигацией и морскими картами знает. что карта - это координатная сетка. Долгота и широта. Соответственно расстояния можно было бы измерять в угловых минутах, но это не удобно. Поэтому есть морская миля. соответствующая одной угловой минуте на поверхности Земли. А кабельтов ( cable) просто одна десятая от нее. Без всякой заумной теории из Википедии

        1. +2
          30 мая 2020 08:35
          карта это не только координатная сетка
          1. +3
            30 мая 2020 08:37
            карта это не только координатная сетка


            Да вы что! Невероятно!
        2. +5
          30 мая 2020 08:38
          изображенная схема неверна , Земля не является правильной сферой, форма Земли есть - Геоид, в каждом государстве размер и форма геоида уникальны
          1. +15
            30 мая 2020 08:40
            в каждом государстве размер и форма геоида уникальны


            Так вот откуда "глобус Украины"
          2. +1
            30 мая 2020 09:53
            С введением ГСК-2011 три года назад РФ заканчивает игры с реферец-эллипсоидами и переходит к международным.
          3. +4
            30 мая 2020 19:23
            Цитата: юрий ч
            форма Земли есть - Геоид
            Кстати, о троллинге плоскоземельщиков: да, Земля плоская... местами... а в межгорье и всяких "мёртвых морях" - даже вогнутая wassat
            ... куб - тоже шар drinks
          4. +2
            30 мая 2020 22:01
            В большинстве навигационных задач земля для упрощения считается правильным шариком.
            В "базовой" навигации, где не надо переходы через океаны считать, так вообще земля плоская.
            Геоид, как форма земли в морской навигации не используется. Слишком сложная геометрия, и нет смысла. Применяется понятие "референц-эллипсоид", это такая фигура правильной формы, параметры которой подобранны так, что максимально близко соответвует реальному геоиду.
            В мире как международный стандарт принят референц-эллипсоид WGS-84. По нему рисуются все современные карты. И по нему даёт координаты система GPS. А вот ГЛОНАСС пошёл своим путём - использует систему ПЗ-90 (Параметры Земли 1990-го года). Считается более точной системой, но распространения не получила, и координаты ГЛОНАСС во всех устройствах пересчитываются в WGS-84.
        3. +10
          30 мая 2020 08:58
          А вот и нет, форма земли элипсоид, приплюснутый с полюсов, а не шар. Поэтому мили не совпадают у экватора и полюсов с координатной минутой. На экваторе миля меньше минуты, у полюса больше. В наших широтах примерно совпадают. Всегда поражался морякам, тому же Колумбу, Магелану. На корытах переть черт знает куда, из приборов иметь только компас, песочные часы и астролябию. У Колумба кажется и лага не было. Хронометр этот песочный, этож постоянно должен возле него дежурный стоять. Из навигации я только широту смогу определить примерно по транспортиру. На корабле даже по мху я север с югом не определю. Хотя если берег рядом, если елки, значит север, если пальмы, значит юг. Еще по неграм с чукчами север с югом определяют.
          1. +3
            30 мая 2020 11:03
            А вот и нет, форма земли элипсоид, приплюснутый с полюсов


            А вот и нет:

            1. +1
              30 мая 2020 19:25
              Это карта g, вроде.
            2. 0
              1 июня 2020 06:34

              Как же ей хреново то после пятницы!
          2. 0
            30 мая 2020 22:04
            Цитата: Вольный ветер
            У Колумба кажется и лага не было. Хронометр этот песочный, этож постоянно должен возле него дежурный стоять

            Так у Колумба и ошибка получилась на половину глобуса. По всем расчётам у него Индия получалась.
          3. 0
            31 мая 2020 06:56
            Да, ладно переть не знамо куда. Так ведь и приплывали всегда куда хотели, если хоть один раз там побывали. Понятно, что какой-нить несчастный остров всегда стоял на одном и том же месте. Но ведь на парусном корабле куда хочешь идти трудно.
      3. 0
        30 мая 2020 09:52
        Каждая широта - имеет разную длину. Может по экватору годится?
      4. +3
        30 мая 2020 10:03
        Цитата: dauria
        Морская миля очень удобна для навигации. 1 угловая минута меридиана. 60 миль - 1 градус широты. Или 111 км . Легко запомнить . Так что зная широту ( или угол полярной звезды ) всегда сможете высчитать, сколько вам до северного полюса топать. Ну, если придётся.

        Вот хоть один человек правильно и разумно людям объяснил, миля это 1 минута меридиана, и 0,1 мили кабельтов. На морских картах нанесены сетки, циркулем снял расстояние, приложил к сетке и определил расстояние, и также обратно, снял с сетки нужно расстояние и отложил на карте. В море километры не используются вообще, из за неудобства. Разница в длине минуты меридиана зависит от отправной точки карт, на английских картах принят Гринвичский. В России с 1844 года в Российской Империи в качестве точки отсчёта географической долготы использовался проходящий через центр Главного здания обсерватории Пулковский меридиан. Глубины на картах указаны в метрах, но в Англии в саженях, но в последнее время и английские карта перешли на метрическую систему карты INT ( для метрополии в саженях) бизнес заставил. Хотя аглийские карты уступали советских и сейчас российским, но сейчас весь коммерческий флот работает по аглийским картам, но для этого имеется ряд причин.
      5. +1
        30 мая 2020 10:41
        Коллега?))
      6. 0
        31 мая 2020 19:42
        два пальца на альголь tongue
    4. +2
      30 мая 2020 08:45
      Дмитрий, статья содержит массу ошибок , выкинь из головы эти сведения, дабы не краснеть в будущем
      миля и следовательно кабельтов имеют на разных широтах- разный размер, это обусловлено тем, что форма Земли не является идеальной сферой, но в среднем принято считать 1 морская миля = 1852 м
    5. 0
      30 мая 2020 13:18
      Цитата: Ныробский
      больше склонен всё измерять в метрах и сантиметрах

      Лично каждый может всё измерять хоть в удавах, однако для самолётовождения и кораблевождения приборы градуируются в англо-саксонской системе мер. Также и в торговле: никто не возмущается по поводу "цены одного барреля марки Бренд". Это наглядно показывает, кто в доме хозяин.
    6. +1
      30 мая 2020 14:41
      Цитата: Ныробский
      Спасибо, весьма познавательно! Теперь буду знать, что это за зверь такой - "кабельтов". Я в этих фунтах, дюймах и прочих галлонах, вообще ни бельмеса не петрю

      ======
      Ну так заглянули бы в Википедию - статья то оттуда и содрана, практически один в один! Только "уважаемый автор" слегка от себя чуток добавил! Интересно, кто это из редакторов сайта этот "фуфел" в раздел "Новости" запихнул?? Совсем уже публиковать нечего? В мире новостей нет? Все перевелись??? fool
      1. 0
        30 мая 2020 15:45
        Цитата: venik
        Ну так заглянули бы в Википедию - статья то оттуда и содрана, практически один в один!

        stop Не заглядывал, по той причине, что в этом не было необходимости, а тут вот попутно и непринуждённо ознакомился. А Вы, я так смотрю, в любой теме огромный специалист, выучили Векипедию и теперь для вас "белых пятен" просто не существует.
        1. -2
          31 мая 2020 13:21
          Цитата: Ныробский
          А Вы, я так смотрю, в любой теме огромный специалист, выучили Векипедию и теперь для вас "белых пятен" просто не существует.

          ========
          Что такое морская миля, узел и кабельтов знаю еще с раннего детства (от отца), а вот фраза автора: "...Надо отметить, что употребление термин имеет довольно узкое – им отмечают не пройденный кораблем путь (для этого, как известно, используются морские мили), а дистанцию между судами во время размещения их определенным ордером, при совместном плавании или размещении на рейде. Или расстояние от корабля до ближайшего берега – то есть не слишком протяженные по своим размерам отрезки. ....." - несколько "резанула слух" Уж больно "корявое определение"! Вот и заглянул в Википедию - прав оказался - ОТТУДА взято (слово в слово)!
          Что же касаемо "белых пятен" - так для прояснения оных имеется тот же Интернет (и не только с Википедией - паршивенькое кстати средство - много фуфла!), а еще словари и энциклопедии (у меня их чертова гора, включая БСЭ). Рекомендую! Очень помогает!!! wassat
          1. +1
            31 мая 2020 13:49
            Цитата: venik
            Что такое морская миля, узел и кабельтов знаю еще с раннего детства (от отца),
            Моё детство и большая часть жизни была связана с Севером и тайгой, где употребление оного термина "кабельтов" отсутствует напрочь, а посему не было востребовано и интересно. Оперирую теми понятиями, которые мне были ближе. Батя, тоже был далёк от морской терминологии. Ну вот не надо мне это было, что тут поделаешь. Специально инфу не выискивал, а тут вот статья нарисовалась с которой ознакомился. Что не так? Вас то от чего покоробило?
            Цитата: venik
            Что же касаемо "белых пятен" - так для прояснения оных имеется тот же Интернет (и не только с Википедией - паршивенькое кстати средство - много фуфла!), а еще словари и энциклопедии (у меня их чертова гора, включая БСЭ). Рекомендую! Очень помогает!!!
            Да собственно говоря, в ваших рекомендациях не нуждаюсь, поскольку и своего справочного материала выше крыши. Если возникнет потребность разобраться в чём либо, то как это сделать и где найти, я разберусь сам. Если не возникнет, то пусть там хоть кабельтов, хоть фут мхом порастут. Просто ни один человек не может быть абсолютным спецом во всех сферах, даже Анатолий Вассерман. Ну разве что только вы. Ну и живите с этим, я рад за то, что в мире помимо одних исключительных США, появился ещё один исключительный Вы.
  2. +2
    30 мая 2020 05:03
    Не скрою, занимательно. good
    Мореплавание как одно из древнейших занятий рода человеческого за тысячелетия успело породить великое множество сугубо специфических понятий и терминов.

    Но не обозначило контрастные границы между мореплаванием (мореплавателями) и мореходством (мореходами). Для меня эта разница выглядит следующим образом: в случае мореплавания, это некое передвижение лиц или товаров водным (морским) путём; во втором - искусство (умение) лавировать (находить пути) между участками суши среди морских просторов. Сравнительно: айсберг и рыба. Впрочем, это чисто субъективное восприятие.
    В заключении стоит вкратце остановиться на вопросе о том, зачем вообще понадобилась вся эта сугубо морская специфика с милями, узлами, кабельтовыми и прочим.

    Не соглашусь с выводами о востребовании какой-то сугубо «универсальности». Скорее всего, морские термины остались вне штатской жизни только для создания трудностей освоении морского дела. Именно морские державы средних веков ревностно хранили секреты, чтобы не плодить «конкурентов».
    Сохранение же в обиходе разных мер длины, веса, объёма и т.п. - анахронизм мирового сообщества, неспособного даже в этих мелочах прийти к всеобщему согласию. Это сродни разнообразию в калибрах стрелкового оружия, а звучит с такой же разницей, как просьба к продавцу взвесить 100 граммов сыра или «вот этот кусочек».
    Статья интересна тем, что порождает больше вопросов, чем даёт ответов, - заставляет думать, размышлять.
    good
    1. +3
      30 мая 2020 06:14
      Все меры длинны раньше обычно соотносились с человеческим телом, дюйм- фаланга пальца, Фут- размер ступни, размеры у какой то королевы снимали что ли, не помню. Миля , тысяча двойных шагов. Кабельтовые , от слова кАбель, одна десятая мили, надо же было как то разделить расстояния. Англичане вообще любители заморачиваться, в футе 12 дюймов, сделай 10, а нихочу.. У нас тоже был трындец. Вершок, расстояние между большим и указательным пальцем, либо средним.. Локоть, понятно. Сажень, размах рук, от кончика до кончика средних пальцев, но была блин и косая сажень, от земли у левой ноги, до пальца поднятой правой руки. Все эти не желания пользоваться стандартами, это кажется от косности мышления. А температуры вспомните, Кельвины, Цельсии, Фаренгейты. С часами тоже прикольно, в сутках 24 часа. в часе 60 минут. Были предложения перевести все в десятичную систему. Календарь тоже. Много всего где сами себе заморочки устраиваем.
      1. 0
        30 мая 2020 08:32
        у британцев традиционно в ходу была двенадцатеричная система мер и весов поэтому ничего необычного тут нет, а если и действительно были предложения о переходе на десятичную систему - то это предложение ужасная глупость
      2. +2
        30 мая 2020 15:53
        сделай 10, а нихочу

        Десятичная нам привычней, но двенадцатиричная выглядит удобней: 12 можно без остатка делить на большее количество чисел. Но тогда [по логике] надо и весь счёт переводить на 12-тиричную систему, а это уже другая история... what
        1. +1
          30 мая 2020 16:06
          Не нифига не лучше. Объясняю как на духу. Есть 10 бутылок водки, разделить их можно на двоих Правильно ? Вам 5 и мне 5, поровну никто не в обиде, чтоб нас пятеро было, не нашел еще троих, в поле наверное. Берем 12 бутылок, можно разделить: на двоих, на троих, на четверых, на шестерых. эти с полей подтянулись. И что лучше, двум по пять, или шестерым по две,? То то же.
          1. +1
            30 мая 2020 16:52
            Есть 10 бутылок водки, разделить их

            Чего их делить - употреблять надо! drinks Но тогда - "по булькам", и уже в двоичной системе, а тут специалист нужен... laughing
    2. +1
      30 мая 2020 08:33
      ужасная дурь
    3. +1
      30 мая 2020 10:22
      Цитата: ROSS 42
      Скорее всего, морские термины остались вне штатской жизни только для создания трудностей освоении морского дела.

      Для людей не связанных с морем, морская терминология кажется трудной и во многом непонятной. Как говорят "ну такова селяви", вся она пришла к нам из Голландии, когда Пётр Великий прорубал к неё не "окно, а двери", но когда ты начинаешь свой жизненный путь связанный с морем, то проблема морского языка исчезает почти сразу и незаметно, но остаётся на всю жизнь, как вот слова из песни "Я пью за шкоты, ванты, за кнехты топенанты, за фоки и за ноки, за скобы и за блоки, за весь набор немудренных снастей. Я пью за штагкарнаки, за честность свое с........, которая ракушкой обросла." Ну вот как то так, всё простенько и понятно.
    4. 0
      31 мая 2020 07:02
      Никто ни кого не путал. Все появилось само собой с течением времени и органично. А переделывать все карты (это вообще как?) из-за того, что какие-то умники, в каком-то Париже придумали метр, никто не станет. Это сейчас метрическая система нам понятна и удобна, а тогда это была вообще какая-то выдумка.
      Еще неизвестно бы, что получилось, если бы Наполеон не нагибал все завоеванные страны на единые законы.
  3. +3
    30 мая 2020 05:11
    помню в детстве у меня был "Словарь военно-морских терминов".
  4. +3
    30 мая 2020 05:18
    Уважаемый Александр, что-то не совсем понятно:

    А поэтому кабельтов – это, прежде всего, канат от 6 до 13 дюймов в окружности (152-330 мм), имеющий диаметр в 50-100 мм.
    1. 0
      30 мая 2020 07:35
      Вот и я о том же! Читаю и понять не могу...
    2. +2
      30 мая 2020 08:28
      дурь, кабельтов - прежде всего мера дистанции
    3. +1
      30 мая 2020 10:52
      Цитата: asv363
      Уважаемый Александр, что-то не совсем понятно:

      А поэтому кабельтов – это, прежде всего, канат от 6 до 13 дюймов в окружности (152-330 мм), имеющий диаметр в 50-100 мм.

      Имеется в виду длина окружности и диаметр соответственно.... наверное feel
    4. 0
      30 мая 2020 14:48
      Цитата: asv363
      Уважаемый Александр, что-то не совсем понятно:

      А поэтому кабельтов – это, прежде всего, канат от 6 до 13 дюймов в окружности (152-330 мм), имеющий диаметр в 50-100 мм.

      ========
      А так в Википедии написано была написано - автор ничтоже сумняшися оттуда и содрал: "...Материал из Википедии — свободной энциклопедии
      Ка́бельтов (нидерл. kabeltouw — «буксирный канат») — трос окружностью от 152 до 330 мм (6—13 дюймов[1], диаметр от 47 до 111 мм)
      ...." wassat
      1. 0
        30 мая 2020 15:58
        Владимир, спасибо! Сам никогда бы не догадался.
      2. 0
        31 мая 2020 22:52
        Цитата: venik
        А так в Википедии написано была написано


        КАБЕЛЬТОВ (гол. kabeltouw).
        1. Внесистемная единица длины, применяемая в навигации для измерения
        сравнительно небольших расстояний, равная 185,2 м (или 0,1 мор. мили).

        2. Растительный (пеньковый) трос кабельной работы с длиной окружности 150—330 мм,
        употребляемый, как правило, в качестве швартовов или буксирных тросов.

        (Морской энциклопедический справочник:
        В двух томах. Том I/Под ред. Н. Н. Исанина.—
        Л.: Судостроение, 1987, 512 с.)
    5. +1
      30 мая 2020 19:33
      Пи *дЭ... как-то так...
    6. +1
      31 мая 2020 07:05
      Скажем так - веревки измерялись по окружности, а диаметр, - это чтобы было понятно сейчас.
      Постепенно переходят на измерение всех тросов по диаметру.
      Штангенциркуль придуман также не столь давно winked
  5. Комментарий был удален.
  6. Надо отметить, что употребление термин имеет довольно узкое – им отмечают не пройденный кораблем путь (для этого, как известно, используются морские мили), а дистанцию между судами во время размещения их определенным ордером, при совместном плавании или размещении на рейде. Или расстояние от корабля до ближайшего берега – то есть не слишком протяженные по своим размерам отрезки.

    Также в именно в кабельтовах (не в милях и не в километрах), по крайней мере, в старой литературе измеряли дистанцию стрельбы на море.
    1. 0
      30 мая 2020 10:37
      Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
      Также в именно в кабельтовах (не в милях и не в километрах), по крайней мере, в старой литературе измеряли дистанцию стрельбы на море.

      В морях, как пользовались для определения расстояния в милях и кабельтовых так и пользуются до сих пор, кабельтов то же самое 0,1 мили. Если вы идёте вблизи от берега и или в канале и мастер спрашивает вас "Дистанция до буя" то вы отвечаете "Два с половиной кабельтова" но не "Ноль целых двадцать пять сотых мили". Хотя на большие расстояния вы ответите "Десять с половиной миль" но не 105 кабельтовых". Хотя в ВМФ СССР радиометристы докладавали дистанцию в кабельтовых, а как в Российском флоте, не знаю.
  7. +3
    30 мая 2020 06:38
    Кабельтов в новостях. Однако! belay
  8. +2
    30 мая 2020 07:29
    Когда поступил в артучилище трудно было перестроить голову на измерение в делениях угломера (тысечная). Потом, стало само собой.
    1. +1
      30 мая 2020 10:41
      Цитата: Нормаль ок
      Когда поступил в артучилище трудно было перестроить голову на измерение в делениях угломера (тысечная). Потом, стало само собой.

      Ну вот также и с морской терминологией, так же и у лётчиков своя, да и у шахтёров и колхозников своя специфика и свой язык. Ну вот как то так "Гордени марсы гитовы, за всё что нами выпито, в объятии девиц из всех портов".
    2. 0
      30 мая 2020 11:39
      Наверное в промиле. На 1 м , 1 мм уклона.
  9. +1
    30 мая 2020 07:45
    Больше всего меня впечатляли сигнальщики, которые на глазок, на морской поверхности, без каких либо ориентиров, должны были максимально точно указать число кабельтовых до цели.
  10. -4
    30 мая 2020 08:24
    Кто это там такой умный ? О каких 111 км идет речь ? одна морская миля =1852 метра, еще раз убеждаюсь = военные моряки весьма и весьма неграмотны, я Обычный капитан торгового флота и мне стыдно за военных моряков
    1. 0
      30 мая 2020 19:38
      Цитата: юрий ч
      я Обычный капитан торгового флота и мне стыдно за военных моряков
      Военные моряки и даже сухопутная крыса сделали рука-лицо от безграмотного коммента...
      1852м (миля) умножить на 60 (угловых секунд, т.е. угловую минуту) равно 111,120 км.
      Через сколько лет узнал прописную истину?
  11. +5
    30 мая 2020 08:42
    Написано много, но нет главного. Милю (кабельтов) ввели прежде всего потому, что это не длина отрезка, а длина дуги! Длина дуги на уровне нулевой отметки (в России на уровне Кронштадтского футштока, т.е. Балтийского моря) с углом в 1 градус. Это было необходимо для навигации по звездам, чтобы брать в расчет диаметр Земли. К сожалению автор не знаком с темой.
  12. 0
    30 мая 2020 09:14
    Цитата: юрий ч
    Кто это там такой умный ? О каких 111 км идет речь ? одна морская миля =1852 метра,

    Это для нас, сухопутных, сказано, что 60 морских миль равны 111 наших км., ну и ещё 120м. Азы морских саженей, так сказать. laughing
  13. +3
    30 мая 2020 09:28
    Вот что значит агитатор - пропагандист. О чем бы не начал писать, даже о кабельтовых, все равно агитка получается.
    Странно бы было, если бы своё особое мнение по данному вопросу не имели «просвещенные мореплаватели» из Британии, а также их заокеанские наследники и потомки. У британцев и американцев имеются собственные кабельтовы. Причем англичане пышно именуют свой «адмиральским», от того же артиллерийского отличается он на 8 футов или чуть более 3 метров. «Старый кабельтов США» больше всех других – в нем 120 морских саженей и, соответственно, 720 футов или почти 220 метров. Впрочем, обе упомянутые выше англосаксонские морские меры длины давно считаются устаревшими. Они принадлежат скорее к экзотической архаике и мало кем и когда употребляются сегодня.
    На самом деле все было совсем по другому. Британцы "на свое мнение" имеют полное право, ибо они милю в современном понимании и создали.
    Примерно до 1500 года миля была величиной "приблизительной", поскольку в ее основе лежал шаг. Существовал шаг римский, 11,64 дюйма, шаг саксонский - примерно 9,3 дюйма. Соответственно и мили были у всех свои. И кабельтовы тоже.
    В XVI веке окончательно закрепилось понимание того, что Земля - сфера. Естественно, это отразилось и на картографии, и на навигации. Примерно столетие ушло у ученых на то, чтобы прийти к выводу, что для моряков наиболее приемлемой единицей расстояния будет та, в которой угловые измерения широты могут быть связаны с пройденным расстоянием. Этим ученым был английский математик Эдмунд Гюнтер.
    Он и предложил использовать одну минуту меридиана равной единице расстояния. Взяв за основу рассчитанную голландским математиком Снеллом длину окружности Земли, Гюнтер определил, что его "морская миля" равна 6080 футам, или длине одной минуты дуги по 48 ° широты. Вот так появилась британская морская миля. И британский кабельтов. У французов была своя - длина дуги по 45 ° широты - 6076 футов. В 1929 году на Международной гидрографической конференции в Монако был согласован "единый размер" международной морской мили и, соответственно, кабельтова.
    1. -1
      30 мая 2020 10:07
      О, вижу уже хомячок какой-то местный минусом отметился. Последнее время они активизировались.
      1. +1
        30 мая 2020 19:45
        Цитата: Undecim
        О, вижу уже хомячок какой-то местный минусом отметился. Последнее время они активизировались.
        Обидно, наверное, когда относительно небольшим комментом статью порвал как Тузик брюки! lol drinks
  14. 0
    30 мая 2020 10:05
    "...поэтому кабельтов – это, прежде всего, канат от 6 до 13 дюймов в окружности (152-330 мм), имеющий диаметр в 50-100 мм."
    Здесь ДИАМЕТР понятно, а что тогда показывает ОКРУЖНОСТЬ?
    1. 0
      30 мая 2020 11:22
      так понимаю длина окружности в поперечном сечении каната!
  15. +2
    30 мая 2020 10:07
    Данная тема ещё раз доказывает что "каждая профессия это заговор против непосвящённых" ... ну общем почти тост ... ЗА ПРОФЕССИОНАЛОВ В СВОЁМ ДЕЛЕ)
  16. 0
    30 мая 2020 11:14
    кабельтов - это не только военно-морской термин..)))В гражданском флоте как ни странно тоже в ходу (вот новость!) soldier
  17. 0
    30 мая 2020 11:26
    А мне вот интересно, что используют инопланетяне, при прилете на Землю? laughing
    1. 0
      30 мая 2020 15:08
      Объём... То, что наши чиновники и коммунальщики до сих пор не додумались шкурить граждан за вывоз мусора только с размеров жилой площади, лишний раз доказывает что они не инопланетяне.

      Думаю очень скоро у них состоится таки контакт с внеземным разумом, начнём платить за мусор с объёма квартир.

      "Плох тот чиновник, который до сих пор не присосался к мусорной реформе!"
      1. -1
        30 мая 2020 20:21
        Цитата: Flinkfan
        начнём платить за мусор с объёма квартир.
        Т.е. мусорит квартира, а не человек?
        Скорее просится налог на упаковку.
  18. 0
    30 мая 2020 12:00
    Так то метрическую систему ввел наполеон, англичане французов не очень жаловали, может поэтому и не приняли её..
  19. 0
    30 мая 2020 15:02
    Не важно, где располагается Север, пусть даже Земля имеет форму чемодана, главное - чтобы все в одну сторону показывали.
    "Еmir al bahrов" абсолютно не волнует геоид имени товарища Красовского...
    На левой (правой) кромке морской навигационной карты раствором циркуля дистанцию отмерил и .... решил возникшую, или поставленную задачу на карте, плане (планшете) в конкретных цифрах.
  20. 0
    30 мая 2020 17:56
    Французы в своё время поступили весьма мудро: заменили лье, туазы и прочую хрень на СГС. А недовольным отрубили голову. За что им огромное спасибо. Хоть они и кровавые тираны и палачи. Всё равно - спасибо.
  21. Комментарий был удален.
  22. 0
    30 мая 2020 20:19
    Типы буксирных линий



    Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной – буксирный трос, и комбинированной (неоднородной) – синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь; синтетический + стальной трос; трос + якорь + якорная цепь. Кроме того, неоднородная линия может быть симметричной и несимметричной.

    а с диаметрами троса автор накрутил.Читал я , читал, так и не понял... drinks
  23. +1
    30 мая 2020 22:56
    Статья довольно любопытная, но место ей явно не в новостях :)))

    А вообще, автору большое спасибо за тему!
  24. 0
    31 мая 2020 12:40
    Итак, сколько метров этот кабельтов?
    1. 0
      31 мая 2020 13:29
      185,2 метра
  25. 0
    31 мая 2020 13:29
    Кабельтов = 1/10 морской мили, которая равна 1852 метра или 1 угловая секунда по экватору, если его (экватора) длину разбить на 360 градусов, градус разбить на 60 минут, минуту разбить на 60 секунд...
  26. 0
    31 мая 2020 19:04
    Насчет "экзотической архаики" могу поспорить. В 1993 году при перегоне СТР "Авачинский", в Сингапуре приобрели недостающую карту на участок Желтого моря, оказалась американской. Глубины в саженях и пр. Пришлось пересчитывать.
  27. 0
    31 мая 2020 20:12
    Спасибо. Никогда не помешает освежить память.
    Да, уже и подзабыл-то за ненадобностью . Прямо скажем.
    Тем-не менее... Полезно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»