«Открытое небо» закрыто


Самолет наблюдения Ту-154М ЛК-1 после модернизации, 2016 г. Фото Wikimedia Commons


21 мая США объявили о выходе из Договора по открытому небу (ДОН). Вследствие этого самолеты авиационного наблюдения третьих стран не смогут проводить наблюдательные полеты над американскими объектами – и тем самым беспокоить Вашингтон. Следует напомнить, что самолеты наблюдения российской стороны действительно нервировали американское руководство и даже подвергались критике.

Совершенно секретный гольф


Официальное заявление о выходе из ДОН сделал помощник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен. Он заявил, что в ходе наблюдательных полетов российская миссия пыталась следить за главой государства. Маршруты пролегали рядом с Белым домом, резиденцией Кэмп-Дэвид и гольф-клубом Бедминстер. Пытаясь следить за Дональдом Трампом, Россия использовала ДОН неподобающим образом.

Такая реализация условий международного соглашения угрожает национальной безопасности США. Поэтому они намерены выйти из ДОН; на все необходимые процедуры уйдет полгода. Таким образом, Договор останется без одного из ключевых участников, а другие страны потеряют возможность проведения инспекций.

Самолеты открытого неба


Россия подписала ДОН одной из первых, в 1992 г. Вскоре наша страна приступила к организации своих наблюдательных полетов, а также открыла свое небо для чужих инспекторов. В рамках подготовки к будущим вылетам подготовили несколько самолетов со специальным оснащением. Ввиду разных задач использовали отличающиеся платформы.

«Открытое небо» закрыто
РЛС РОНСАР. Фото НИИ "Кулон" / niikulon.ru

Для полетов над странами Европы по сравнительно коротким маршрутам подготовили самолет наблюдения на базе серийного разведчика Ан-30Б. Более протяженные маршруты над США должен был обслуживать самолет с иными характеристиками. Разрабатывался проект Ту-154ОН на базе пассажирского самолета, его реализовали путем переоснащение летающей лаборатории Ту-154М ЛК-1 (RF-85655). Свой первый полет над Северной Америкой он выполнил в 2000 г.

В 2011 г. первый полет совершил самолет Ту-214ОН (RA-64519) с аппаратурой нового поколения. В конце 2013 г. начал службу второй экземпляр этого типа, RA-64525. Самолеты предназначались для полетов над США, однако американская сторона отказала им в разрешении. Формальным поводом стали разведывательная аппаратура с характеристиками, превышающими требования ДОН, а также предполагаемое наличие неких недокументированных возможностей.

Вследствие этого в течение нескольких лет наблюдение осуществлялось при помощи старого Ту-154М ЛК-1 (Ту-154ОН). Международную сертификацию Ту-214ОН удалось провести только в 2018 г., а первый полет над США состоялся в апреле 2019 г. Очевидно, что новые полеты такого рода теперь ожидать не стоит. Впрочем, современная техника может найти применение при инспекции в других странах-участниках ДОН.

Поводы для беспокойства


Как в прошлом, так и сейчас, официальные обвинения со стороны США затрагивают характеристики целевого оборудования российских самолетов наблюдения. Рассмотрим, что могут Ту-154М ЛК-1 и Ту-214ОН, и почему Вашингтон считает их поводом для беспокойства.


Один из новых Ту-214ОН. Фото ПАО "Туполев" / tupolev.ru

Ту-154М ЛК-1 в исходной комплектации нес комплекс из четырех фотоаппаратов АФА-41/10, А-84ОП, АК-111 и АК-112 с разными характеристиками, имеющими возможность одновременной съемки. Также были установлены видеокамера высокого разрешения, инфракрасная и ультрафиолетовая аппаратура. Важнейшим элементом целевого оснащения является радиолокационная станция бокового обзора с синтезированной апертурой РОНСАР. Это изделие было создано специально для самолетов «открытого неба» и обеспечивает обзор полосы шириной до 25 км.

Летно-технические характеристики Ту-154М ЛК-1 остались на уровне базового образца общего назначения. При этом обеспечивается возможность съемки подстилающей местности в разных спектрах, а также сбор радиолокационной информации.

В начале прошлого десятилетия был создан модернизированный комплекс аппаратуры наблюдения на основе современных цифровых компонентов. В частности, фотоаппаратуру частично заменили новыми цифровыми камерами. радикально улучшились возможности вычислительных систем и средств накопления информации. Новый проект обеспечил модернизацию самолета Ту-154М ЛК-1; некоторые новые агрегаты можно было использовать для обновления Ан-30Б.


На днище фюзеляжа заметны обтекатели специальной аппаратуры. Фото ПАО "Туполев" / tupolev.ru

В 2016 г. модернизированный «цифровой» Ту-154М ЛК-1 прошел сертификацию и получил возможность работы в воздушном пространстве стран-участниц ДОН. В дальнейшем он неоднократно привлекался к полетам над разными странами, в первую очередь над США.

Современный образец


Новейшим российским образцом для «открытого неба» является Ту-214ОН – имеется две машины этого типа, построенные в 2011-13 гг. Основой для такого самолета стал лайнер Ту-204, в пассажирской кабине которого разместили новую аппаратуру, а также рабочие места операторов и наблюдателей. Современное оснащение для самолета разработал Концерн «Вега».

На Ту-214ОН впервые в истории ДОН устанавливается полный комплекс различной наблюдательной аппаратуры, разрешенной к применению. Самолет получил фотоаппараты А-840Н, АК-111 и АК-112 разного назначения со сменными объективами, а также три цифровые видеокамеры. Имеется устройство инфракрасного сканирования местности. Цифровые камеры обеспечивают съемку с разрешением до 30 см, инфракрасные – до 50 см. Сохранена РЛС РОНСАР, использовавшаяся на Ту-154ОН. Все средства наблюдения интегрированы в бортовой цифровой вычислительный комплекс с пятью автоматизированными рабочими местами операторов.


Американский самолет наблюдения OC-135B. Фото US Air Force

Для работы с самолетом Ту-214ОН создан новый комплекс наземных средств для сбора и обработки информации. Также построен учебно-тренировочный комплекс для подготовки операторов.

Зарубежный аналог


США располагают всего тремя самолетами «открытого неба». Это машины ОС-135В Open Skies, выполненные на основе разведчиков WC-135В. В реальных вылетах используются только два самолета, тогда как третий выполняет задачи опытного для отработки тех или иных решений. Кроме того, отмечается ограниченная оперативная готовность, связанная с большим возрастом техники – самолеты были построены еще в начале шестидесятых.

OC-135B несет три камеры KS-87E с размещением под разными углами и панорамную KA-91C. Имеется РЛС бокового обзора AN/UPD-8. Сбор данных со всех средств осуществляется комплексом DARMS. Полученная информация может выводиться на мониторы операторов, а также записывается для дальнейшего анализа на земле.

Самолеты Open Skies получили сертификат для участия в полетах по ДОН в 2002 г., и с тех пор регулярно привлекаются к работе. Ввиду значительного возраста эта техника сталкивается с различными проблемами и часть времени простаивает на ремонте. Однако ее модернизация или замена пока не предусматривались. Теперь же, в связи с выходом из договора, эти мероприятия не имеют никакого смысла.

Перспективы техники


В отличие от США, Россия не собирается выходить из Договора по открытому небу. Той же позиции придерживаются и другие его участники. По этой причине они продолжат организовывать и выполнять наблюдательные полеты. Вследствие этого дальнейшая судьба российских самолетов авиационного наблюдения очевидна. Они будут и впредь продолжать службу.


Вероятно, скоро самолеты Open Skies ждет церемония прощания. Фото US Air Force

Сейчас в строю имеется несколько самолетов Ан-30Б, не так давно прошедшие модернизацию, обновленный Ту-154М ЛК-1 и два современных Ту-214ОН. Вся эта техника отвечает всем предъявляемым требованиям и может использоваться в течение долгих лет. Вряд ли ей теперь придется летать над США, но другие страны предоставят воздушные коридоры для наблюдения.

Перспективы американских OC-135B не дают повода для оптимизма. Самолеты постройки шестидесятых годов приближаются к окончательной выработке ресурса, а их эксплуатация является отдельной проблемой. Теперь же Вашингтон принял решение выйти из ДОН – и это определяет судьбу самолетов. По всей видимости, после завершения процедур по выходу из Договора ненужные машины отправят на разборку. Впрочем, наиболее удачливый образец может попасть в музей.

В целом, несмотря на потерю ключевого участника, Договор по открытому небу остается в силе – и продолжается эксплуатация связанной с ним авиационной техники. Существующие планы и графики будут изменены, но полеты продолжатся. Российские Ту-154М ЛК-1 и Ту-214ОН теперь будут летать только над Европой, а гольф-клуб американского президента может больше не опасаться слежки.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Охотовед 2 2 июня 2020 12:02 Новый
    • 19
    • 3
    +16
    Ну вот и ещё один договор - приказал «долго жить»!
    Система безопасности, с таким трудом созданная в своё время... практически полностью разрушена. Печально всё это!
    России нужно выходить из договора вслед за США, которые будут продолжать получать данные через гейропейцев...
    1. Карт 2 июня 2020 12:12 Новый
      • 1
      • 9
      -8
      Может можно только для США запретить, раз уж они не хотят.?
      Остальные страны вроде как нам нужны, тем более, если они у наших границ.
      1. Татьяна 2 июня 2020 14:43 Новый
        • 1
        • 5
        -4
        То, что Вашингтон, в конце концов, первым выйдет из ДОН было вполне ожидаемо. А именно.

        Вашингтон в своей ПРОКСИ-войне против СССР/России осуществлял и осуществляет свою ПРОКСИ-стратегию "Анаконда".
        При этом США старались и стараются победить СССР/РФ без какого бы то ни было ОТВЕТНОГО удара со стороны СССР/РФ по экономике и по территории самих США.

        Кольцо Анаконды: стратегия IV-го рейха. Опубликовано:•4 авг. 2016 г.
      2. Странник Поленте 2 июня 2020 15:44 Новый
        • 1
        • 1
        0
        НАТО без США ничто.А без НАТО ЕС себя ничего не сможет противопоставить нам.
        Все данные через структуры НАТО и страны ЕС будут поступать в Пентагон.
        Не выходить из договора чтобы обезопасить близлежащие границы ?
        Но Япония,Кипр например не являются участниками договора.А базы США располагаются в Японии и в тех странах где они захотят их расположить.Базы Великобритании(прислуги янки) на Кипре.Грузия вышла из договора.
    2. iouris 2 июня 2020 12:34 Новый
      • 0
      • 8
      -8
      Цитата: Охотовед 2
      Ну вот и ещё один договор - приказал «долго жить»!

      Ну и живите: долго и счастливо.
      1. iouris 2 июня 2020 22:25 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Когда я был маленький телевидения и договоров, которые рвёт Дональд Наш Трамп, не было. И ничего: хлеб колосился, рыба в реке водилась...
    3. валерий валерий 2 июня 2020 12:34 Новый
      • 10
      • 2
      +8
      Наверное, необходимо объяснить один момент, который не озвучивается при обсуждении ДОН.
      Как и все, связанное с международным взаимодействием, ДОН, кроме контроля за военной деятельностью, позволял выполнять ещё одну функцию. Самолёты осуществлявшие облеты вели каторграфирование в целях формирования цифровых карт для систем наведения крылатых ракет большой дальности. До недавнего времени в мире была одна такая ракета - Томагавк. И вот теперь появился Калибр..... Тепер ДОН американцам стал ненужным.
      1. neri73-r 2 июня 2020 13:42 Новый
        • 3
        • 2
        +1
        Цитата: валерий валерий
        Самолёты осуществлявшие облеты вели каторграфирование в целях формирования цифровых карт для систем наведения крылатых ракет большой дальности.

        Картографируйте из космоса, как вариант. hi

        крылатых ракет большой дальности. До недавнего времени в мире была одна такая ракета - Томагавк.


        А куда Вы наши ракеты дели? Х-55?
    4. Тугарин 2 июня 2020 12:49 Новый
      • 7
      • 5
      +2
      России нужно выходить из договора вслед за США, которые будут продолжать получать данные через гейропейцев.

      Ну мы же играем роль "добродушного парня" feel Лишь бы не заиграться.
  2. Сергей 777 2 июня 2020 12:07 Новый
    • 11
    • 0
    +11
    Существующие планы и графики будут изменены, но полеты продолжатся. Российские Ту-154М ЛК-1 и Ту-214ОН теперь будут летать только над Европой,
    А Европа над Россией и передавать данные США? Тогда нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.
    1. Kurare 2 июня 2020 13:19 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: Сергей 777
      Тогда нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.

      good Тоже самое хотел предложить. Никаких полётов кроме как над европейской территорией России и исключить дополнительно полёты над Уралом и Калининградской областью. Запретить использование компонентов разведки американского производства. Так же исключить возможность полётов украинцев, нечего им делать над территорией "агрессора".
    2. Avior 2 июня 2020 13:56 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.

      В ДОН входит ещё Канада.
    3. ccsr 2 июня 2020 14:06 Новый
      • 3
      • 2
      +1
      Цитата: Сергей 777
      Тогда нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.

      Нам нужно вообще выйти из этого Договора, потому что он был изначально не в наших интересах.
      Мы уже делали глупость, когда разрешали американцам полеты к своим базам в Средней Азии и транспортировку их грузов через нашу территорию, хорошо что сейчас мы будем вынуждены отказать всем западным странам в полетах над нашей страной. Надеюсь у нас найдутся люди, которые убедят нашего верховного, что мы только выиграем от этого.
  3. vadimtt 2 июня 2020 12:12 Новый
    • 10
    • 0
    +10
    Что-то как-то ассиметрично. НАТО продолжит летать над Россией, а мы над Америкой не сможем.
  4. Комментарий был удален.
  5. К-50 2 июня 2020 12:47 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    Вообще тогда какой смысл в таком Договоре?
    Если пин дос ники нас не пускают, то нам вообще никого пускать не надо, а то те же натовцы спокойно передадут всю информацию по полётам пин дос никам, но нам то никто инфу и пин дос никах не предоставит.
    Так что, чтобы не было такого что про нас знают, а мы ничего, стоит полностью закрыть небо от таких "договорников".
    Спутниковую разведку никто не отменял ещё.
    Наконец тот бред, что "подсматривали и шпионили за президентом" вобще полный и маразматический.
    Если в Белый Дом в Фашингтоне проводят экскурсии, можно останавливаться в машинах и просто мимо проходить, то на кой чёрт нужно "шпионить" с самолёта ОН просто в голове не укладывается. Одна мысль, пин дос ники забили на всё и нам всех с ОН нужно посылать в "далёкий лесной поход", пешком и без хлеба! am
    1. aleks26 2 июня 2020 13:31 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: К-50
      Вообще тогда какой смысл в таком Договоре?

      Ну наверно ситуация в Европе (и цифровые карты европы) России интересна не менее чем ТВД США.
  6. Pavel57 2 июня 2020 12:55 Новый
    • 0
    • 0
    0
    А НАТО - это Европейская страна? Куда теперь мы будем пускать разведчиков?
  7. DWG1905 2 июня 2020 13:11 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Уважаемый тов. автор если не знаешь не пиши. Первое бортовые номера самолетов Ту-214ОН б/н RF 64519, RF 64525. RF а не RA, т.е самолеты зарегистрированы в реестре гос авиации. А то, что на фотах на 19 машине RA, так это на заводе напутали давно исправили. Второе аппаратуры разработки концерна Вега вместе с локатором бокового обзора давно нет, открутили. С новой аппаратурой самолет прошел международное освидетельствование. Я думаю, состав в интернете можно найти подсказывать не буду. Самолет Ту-214ОН создан не на базе Ту-204, а наверно правильней сказать путем переоборудования самолета Ту-214. Оно, конечно, говорится самолеты типа Ту-204/214, но это несколько разные машины, производились/производятся на разных заводах. Не надо верить всему, что пишут в интернете, иногда это деза мягко уводящая в сторону, если кто-то что-то написал, то наверно это ему было нужно. Поскольку договор «Открытое небо» международный, информацию при желании можно найти и десять раз перепроверить прежде, чем публиковать.
    1. авиатор6768 4 июня 2020 23:51 Новый
      • 0
      • 0
      0
      ну , попутал автор там немного ...Что так придирчиво ? "кабины" разные у всех...была такая байка- в ЛИИ "старики" травили - "Сел штурман в маленькую тушку ,ну. повключались ,рулят ,взлетают и т.д. - работает вентилятор , уже надоел .прохладно.мешает ,а где тумблер -выключить - не знает (другая кабина .новая-старая.неважно ) .Так он руками остановил лопасти (они резиновые) - и перочинным ножиком отрезал их нафик..." А вы говорите - "модификациии.. ,"нестыковки..."
  8. Zaurbek 2 июня 2020 13:15 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Единственно, что здесь плохо-страны НАТО всегда обменяются информацией с США...и у самой США флот хороших спутников.....
  9. Pvi1206 2 июня 2020 13:44 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    США есть чего скрывать ...не соблюдают подписанные договора...вот и отказались...
  10. Avior 2 июня 2020 13:51 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    В ДОН входит 35 стран, в том числе НАТО практически в полном составе, Финляндия, Украина.
    Так что США от выхода ничего не теряет, информация у них будет.
    Белоруссия, кстати, тоже входит, как и Казахстан, но это ничего не дает, над Штатами они все равно летать не будут.
    Среди причин выхода Штаты называют
    США обвиняют Россию в том, что она нарушает Договор, запрещая полёты в 10 км от границ Абхазии и Южной Осетии, а также ограничивая полеты над Калининградской областью. Россию также обвиняют в том, что она «злоупотребляет Договором для сбора данных о критической инфраструктуре США». Именно на этих обвинениях строится законопроект о выходе из Договора, внесённый 30 октября 2019 года на рассмотрение Сената[14].

    21 мая 2020 года администрация США заявила о намерении выйти из Договора по открытому небу через шесть месяцев[15]. Помощник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен заявил, что Россия в рамках Договора по открытому небу следила за президентом США Дональдом Трампом. По его словам, представители страны летали над Белым домом, а также над гольф-клубом Трампа. «Они летали над Белым домом, они летали над гражданской инфраструктурой, они отслеживали, где может находиться президент: Кэмп-Дэвид или Бедминстер (резиденция и гольф-клуб.— прим.). Так что они использовали договор недолжным образом»,— сказал О'Брайен[16].

    С одной стороны по логике и России нужно выйти, а с другой стороны, полеты над НАТО прервутся.
    А использовать для этой цели Белоруссию, поставив ей оборудование для самолетов ДОН или самолеты в аренду, например- у Лукашенко появится лишний козырь в спорах с Кремлем.
    А насчет Казахстана- я совсем не уверен, что будут делится.
  11. xomaNN 2 июня 2020 14:15 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Вот большой вопрос, насколько для РФ выгодно оставаться в ДОН без каких то преференций. Мы можем только над Европой "утюжить" , а НАТО и комп. над всей Россией? Т.к. США в НАТО то им все данные о РФ попадают напрямую. При полной закрытости территории янки.

    Если опять МИД РФ предпочтет обойтись лишь заявлениями, что "дядя-бяка"? То я вспомню времена, когда шеварнадзе и козырев с подачи господ г. и е. "сдали" СССР.
  12. DWG1905 2 июня 2020 14:35 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Да америка нам не очень интересна (спутников хватит), тем более Канада наверно останется. На территории США пока я думаю сухопутные БД не планируются (хотя в силу бардака в штатах, как знать, что делать с их ядерным оружием в случае чего?). Нам более интересно, что у наших границ делается, а европа останется, им наши Искандеры и танковые армии мерещатся.
  13. ИЛ-64 2 июня 2020 18:07 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Интересно, а что мешает членам НАТО делиться с США результатами инспекций территории России? Не нужно ли "связать" членов НАТО обязательствами не передовать США результатов инспекций территории России
  14. Nitarius 3 июня 2020 06:39 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    ну нашим виднее .. если бы хотели с Европой сорится ... то думаю что давно бы уже ушли с него!
  15. Вольный ветер 3 июня 2020 17:03 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Ну еще до декабря будут летать, а там видать будет.
  16. Бензорез 5 июня 2020 21:39 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Таки закрыли?!..
    Тут дело такое... В известной степени, это плохо( но как бэ к этому всё и шло) чему тут удивляться? В тоже время. Случилось, что случилось. И вражеские аэропланы не имеют права тут летать. А это, скорее хорошо, чем плохо.