Военное обозрение

«Открытое небо» закрыто

28

Самолет наблюдения Ту-154М ЛК-1 после модернизации, 2016 г. Фото Wikimedia Commons


21 мая США объявили о выходе из Договора по открытому небу (ДОН). Вследствие этого самолеты авиационного наблюдения третьих стран не смогут проводить наблюдательные полеты над американскими объектами – и тем самым беспокоить Вашингтон. Следует напомнить, что самолеты наблюдения российской стороны действительно нервировали американское руководство и даже подвергались критике.

Совершенно секретный гольф


Официальное заявление о выходе из ДОН сделал помощник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен. Он заявил, что в ходе наблюдательных полетов российская миссия пыталась следить за главой государства. Маршруты пролегали рядом с Белым домом, резиденцией Кэмп-Дэвид и гольф-клубом Бедминстер. Пытаясь следить за Дональдом Трампом, Россия использовала ДОН неподобающим образом.

Такая реализация условий международного соглашения угрожает национальной безопасности США. Поэтому они намерены выйти из ДОН; на все необходимые процедуры уйдет полгода. Таким образом, Договор останется без одного из ключевых участников, а другие страны потеряют возможность проведения инспекций.

Самолеты открытого неба


Россия подписала ДОН одной из первых, в 1992 г. Вскоре наша страна приступила к организации своих наблюдательных полетов, а также открыла свое небо для чужих инспекторов. В рамках подготовки к будущим вылетам подготовили несколько самолетов со специальным оснащением. Ввиду разных задач использовали отличающиеся платформы.

«Открытое небо» закрыто
РЛС РОНСАР. Фото НИИ "Кулон" / niikulon.ru

Для полетов над странами Европы по сравнительно коротким маршрутам подготовили самолет наблюдения на базе серийного разведчика Ан-30Б. Более протяженные маршруты над США должен был обслуживать самолет с иными характеристиками. Разрабатывался проект Ту-154ОН на базе пассажирского самолета, его реализовали путем переоснащение летающей лаборатории Ту-154М ЛК-1 (RF-85655). Свой первый полет над Северной Америкой он выполнил в 2000 г.

В 2011 г. первый полет совершил самолет Ту-214ОН (RA-64519) с аппаратурой нового поколения. В конце 2013 г. начал службу второй экземпляр этого типа, RA-64525. Самолеты предназначались для полетов над США, однако американская сторона отказала им в разрешении. Формальным поводом стали разведывательная аппаратура с характеристиками, превышающими требования ДОН, а также предполагаемое наличие неких недокументированных возможностей.

Вследствие этого в течение нескольких лет наблюдение осуществлялось при помощи старого Ту-154М ЛК-1 (Ту-154ОН). Международную сертификацию Ту-214ОН удалось провести только в 2018 г., а первый полет над США состоялся в апреле 2019 г. Очевидно, что новые полеты такого рода теперь ожидать не стоит. Впрочем, современная техника может найти применение при инспекции в других странах-участниках ДОН.

Поводы для беспокойства


Как в прошлом, так и сейчас, официальные обвинения со стороны США затрагивают характеристики целевого оборудования российских самолетов наблюдения. Рассмотрим, что могут Ту-154М ЛК-1 и Ту-214ОН, и почему Вашингтон считает их поводом для беспокойства.


Один из новых Ту-214ОН. Фото ПАО "Туполев" / tupolev.ru

Ту-154М ЛК-1 в исходной комплектации нес комплекс из четырех фотоаппаратов АФА-41/10, А-84ОП, АК-111 и АК-112 с разными характеристиками, имеющими возможность одновременной съемки. Также были установлены видеокамера высокого разрешения, инфракрасная и ультрафиолетовая аппаратура. Важнейшим элементом целевого оснащения является радиолокационная станция бокового обзора с синтезированной апертурой РОНСАР. Это изделие было создано специально для самолетов «открытого неба» и обеспечивает обзор полосы шириной до 25 км.

Летно-технические характеристики Ту-154М ЛК-1 остались на уровне базового образца общего назначения. При этом обеспечивается возможность съемки подстилающей местности в разных спектрах, а также сбор радиолокационной информации.

В начале прошлого десятилетия был создан модернизированный комплекс аппаратуры наблюдения на основе современных цифровых компонентов. В частности, фотоаппаратуру частично заменили новыми цифровыми камерами. радикально улучшились возможности вычислительных систем и средств накопления информации. Новый проект обеспечил модернизацию самолета Ту-154М ЛК-1; некоторые новые агрегаты можно было использовать для обновления Ан-30Б.


На днище фюзеляжа заметны обтекатели специальной аппаратуры. Фото ПАО "Туполев" / tupolev.ru

В 2016 г. модернизированный «цифровой» Ту-154М ЛК-1 прошел сертификацию и получил возможность работы в воздушном пространстве стран-участниц ДОН. В дальнейшем он неоднократно привлекался к полетам над разными странами, в первую очередь над США.

Современный образец


Новейшим российским образцом для «открытого неба» является Ту-214ОН – имеется две машины этого типа, построенные в 2011-13 гг. Основой для такого самолета стал лайнер Ту-204, в пассажирской кабине которого разместили новую аппаратуру, а также рабочие места операторов и наблюдателей. Современное оснащение для самолета разработал Концерн «Вега».

На Ту-214ОН впервые в истории ДОН устанавливается полный комплекс различной наблюдательной аппаратуры, разрешенной к применению. Самолет получил фотоаппараты А-840Н, АК-111 и АК-112 разного назначения со сменными объективами, а также три цифровые видеокамеры. Имеется устройство инфракрасного сканирования местности. Цифровые камеры обеспечивают съемку с разрешением до 30 см, инфракрасные – до 50 см. Сохранена РЛС РОНСАР, использовавшаяся на Ту-154ОН. Все средства наблюдения интегрированы в бортовой цифровой вычислительный комплекс с пятью автоматизированными рабочими местами операторов.


Американский самолет наблюдения OC-135B. Фото US Air Force

Для работы с самолетом Ту-214ОН создан новый комплекс наземных средств для сбора и обработки информации. Также построен учебно-тренировочный комплекс для подготовки операторов.

Зарубежный аналог


США располагают всего тремя самолетами «открытого неба». Это машины ОС-135В Open Skies, выполненные на основе разведчиков WC-135В. В реальных вылетах используются только два самолета, тогда как третий выполняет задачи опытного для отработки тех или иных решений. Кроме того, отмечается ограниченная оперативная готовность, связанная с большим возрастом техники – самолеты были построены еще в начале шестидесятых.

OC-135B несет три камеры KS-87E с размещением под разными углами и панорамную KA-91C. Имеется РЛС бокового обзора AN/UPD-8. Сбор данных со всех средств осуществляется комплексом DARMS. Полученная информация может выводиться на мониторы операторов, а также записывается для дальнейшего анализа на земле.

Самолеты Open Skies получили сертификат для участия в полетах по ДОН в 2002 г., и с тех пор регулярно привлекаются к работе. Ввиду значительного возраста эта техника сталкивается с различными проблемами и часть времени простаивает на ремонте. Однако ее модернизация или замена пока не предусматривались. Теперь же, в связи с выходом из договора, эти мероприятия не имеют никакого смысла.

Перспективы техники


В отличие от США, Россия не собирается выходить из Договора по открытому небу. Той же позиции придерживаются и другие его участники. По этой причине они продолжат организовывать и выполнять наблюдательные полеты. Вследствие этого дальнейшая судьба российских самолетов авиационного наблюдения очевидна. Они будут и впредь продолжать службу.


Вероятно, скоро самолеты Open Skies ждет церемония прощания. Фото US Air Force

Сейчас в строю имеется несколько самолетов Ан-30Б, не так давно прошедшие модернизацию, обновленный Ту-154М ЛК-1 и два современных Ту-214ОН. Вся эта техника отвечает всем предъявляемым требованиям и может использоваться в течение долгих лет. Вряд ли ей теперь придется летать над США, но другие страны предоставят воздушные коридоры для наблюдения.

Перспективы американских OC-135B не дают повода для оптимизма. Самолеты постройки шестидесятых годов приближаются к окончательной выработке ресурса, а их эксплуатация является отдельной проблемой. Теперь же Вашингтон принял решение выйти из ДОН – и это определяет судьбу самолетов. По всей видимости, после завершения процедур по выходу из Договора ненужные машины отправят на разборку. Впрочем, наиболее удачливый образец может попасть в музей.

В целом, несмотря на потерю ключевого участника, Договор по открытому небу остается в силе – и продолжается эксплуатация связанной с ним авиационной техники. Существующие планы и графики будут изменены, но полеты продолжатся. Российские Ту-154М ЛК-1 и Ту-214ОН теперь будут летать только над Европой, а гольф-клуб американского президента может больше не опасаться слежки.
Автор:
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Охотовед 2
    Охотовед 2 2 июня 2020 12:02 Новый
    +16
    Ну вот и ещё один договор - приказал «долго жить»!
    Система безопасности, с таким трудом созданная в своё время... практически полностью разрушена. Печально всё это!
    России нужно выходить из договора вслед за США, которые будут продолжать получать данные через гейропейцев...
    1. Карт
      Карт 2 июня 2020 12:12 Новый
      -8
      Может можно только для США запретить, раз уж они не хотят.?
      Остальные страны вроде как нам нужны, тем более, если они у наших границ.
      1. Татьяна
        Татьяна 2 июня 2020 14:43 Новый
        -4
        То, что Вашингтон, в конце концов, первым выйдет из ДОН было вполне ожидаемо. А именно.

        Вашингтон в своей ПРОКСИ-войне против СССР/России осуществлял и осуществляет свою ПРОКСИ-стратегию "Анаконда".
        При этом США старались и стараются победить СССР/РФ без какого бы то ни было ОТВЕТНОГО удара со стороны СССР/РФ по экономике и по территории самих США.

        Кольцо Анаконды: стратегия IV-го рейха. Опубликовано:•4 авг. 2016 г.
      2. Странник Поленте
        Странник Поленте 2 июня 2020 15:44 Новый
        0
        НАТО без США ничто.А без НАТО ЕС себя ничего не сможет противопоставить нам.
        Все данные через структуры НАТО и страны ЕС будут поступать в Пентагон.
        Не выходить из договора чтобы обезопасить близлежащие границы ?
        Но Япония,Кипр например не являются участниками договора.А базы США располагаются в Японии и в тех странах где они захотят их расположить.Базы Великобритании(прислуги янки) на Кипре.Грузия вышла из договора.
    2. iouris
      iouris 2 июня 2020 12:34 Новый
      -8
      Цитата: Охотовед 2
      Ну вот и ещё один договор - приказал «долго жить»!

      Ну и живите: долго и счастливо.
      1. iouris
        iouris 2 июня 2020 22:25 Новый
        0
        Когда я был маленький телевидения и договоров, которые рвёт Дональд Наш Трамп, не было. И ничего: хлеб колосился, рыба в реке водилась...
    3. валерий валерий
      валерий валерий 2 июня 2020 12:34 Новый
      +8
      Наверное, необходимо объяснить один момент, который не озвучивается при обсуждении ДОН.
      Как и все, связанное с международным взаимодействием, ДОН, кроме контроля за военной деятельностью, позволял выполнять ещё одну функцию. Самолёты осуществлявшие облеты вели каторграфирование в целях формирования цифровых карт для систем наведения крылатых ракет большой дальности. До недавнего времени в мире была одна такая ракета - Томагавк. И вот теперь появился Калибр..... Тепер ДОН американцам стал ненужным.
      1. neri73-r
        neri73-r 2 июня 2020 13:42 Новый
        +1
        Цитата: валерий валерий
        Самолёты осуществлявшие облеты вели каторграфирование в целях формирования цифровых карт для систем наведения крылатых ракет большой дальности.

        Картографируйте из космоса, как вариант. hi

        крылатых ракет большой дальности. До недавнего времени в мире была одна такая ракета - Томагавк.


        А куда Вы наши ракеты дели? Х-55?
    4. Тугарин
      Тугарин 2 июня 2020 12:49 Новый
      +2
      России нужно выходить из договора вслед за США, которые будут продолжать получать данные через гейропейцев.

      Ну мы же играем роль "добродушного парня" feel Лишь бы не заиграться.
  2. Сергей 777
    Сергей 777 2 июня 2020 12:07 Новый
    +11
    Существующие планы и графики будут изменены, но полеты продолжатся. Российские Ту-154М ЛК-1 и Ту-214ОН теперь будут летать только над Европой,
    А Европа над Россией и передавать данные США? Тогда нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.
    1. Kurare
      Kurare 2 июня 2020 13:19 Новый
      +1
      Цитата: Сергей 777
      Тогда нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.

      good Тоже самое хотел предложить. Никаких полётов кроме как над европейской территорией России и исключить дополнительно полёты над Уралом и Калининградской областью. Запретить использование компонентов разведки американского производства. Так же исключить возможность полётов украинцев, нечего им делать над территорией "агрессора".
    2. Avior
      Avior 2 июня 2020 13:56 Новый
      +1
      нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.

      В ДОН входит ещё Канада.
    3. ccsr
      ccsr 2 июня 2020 14:06 Новый
      +1
      Цитата: Сергей 777
      Тогда нужно запретить полёты Европейских стран над Уралом, Сибирью и ДВ.

      Нам нужно вообще выйти из этого Договора, потому что он был изначально не в наших интересах.
      Мы уже делали глупость, когда разрешали американцам полеты к своим базам в Средней Азии и транспортировку их грузов через нашу территорию, хорошо что сейчас мы будем вынуждены отказать всем западным странам в полетах над нашей страной. Надеюсь у нас найдутся люди, которые убедят нашего верховного, что мы только выиграем от этого.
  3. vadimtt
    vadimtt 2 июня 2020 12:12 Новый
    +10
    Что-то как-то ассиметрично. НАТО продолжит летать над Россией, а мы над Америкой не сможем.
  4. Комментарий был удален.
  5. К-50
    К-50 2 июня 2020 12:47 Новый
    +5
    Вообще тогда какой смысл в таком Договоре?
    Если пин дос ники нас не пускают, то нам вообще никого пускать не надо, а то те же натовцы спокойно передадут всю информацию по полётам пин дос никам, но нам то никто инфу и пин дос никах не предоставит.
    Так что, чтобы не было такого что про нас знают, а мы ничего, стоит полностью закрыть небо от таких "договорников".
    Спутниковую разведку никто не отменял ещё.
    Наконец тот бред, что "подсматривали и шпионили за президентом" вобще полный и маразматический.
    Если в Белый Дом в Фашингтоне проводят экскурсии, можно останавливаться в машинах и просто мимо проходить, то на кой чёрт нужно "шпионить" с самолёта ОН просто в голове не укладывается. Одна мысль, пин дос ники забили на всё и нам всех с ОН нужно посылать в "далёкий лесной поход", пешком и без хлеба! am
    1. aleks26
      aleks26 2 июня 2020 13:31 Новый
      +1
      Цитата: К-50
      Вообще тогда какой смысл в таком Договоре?

      Ну наверно ситуация в Европе (и цифровые карты европы) России интересна не менее чем ТВД США.
  6. Pavel57
    Pavel57 2 июня 2020 12:55 Новый
    0
    А НАТО - это Европейская страна? Куда теперь мы будем пускать разведчиков?
  7. DWG1905
    DWG1905 2 июня 2020 13:11 Новый
    +7
    Уважаемый тов. автор если не знаешь не пиши. Первое бортовые номера самолетов Ту-214ОН б/н RF 64519, RF 64525. RF а не RA, т.е самолеты зарегистрированы в реестре гос авиации. А то, что на фотах на 19 машине RA, так это на заводе напутали давно исправили. Второе аппаратуры разработки концерна Вега вместе с локатором бокового обзора давно нет, открутили. С новой аппаратурой самолет прошел международное освидетельствование. Я думаю, состав в интернете можно найти подсказывать не буду. Самолет Ту-214ОН создан не на базе Ту-204, а наверно правильней сказать путем переоборудования самолета Ту-214. Оно, конечно, говорится самолеты типа Ту-204/214, но это несколько разные машины, производились/производятся на разных заводах. Не надо верить всему, что пишут в интернете, иногда это деза мягко уводящая в сторону, если кто-то что-то написал, то наверно это ему было нужно. Поскольку договор «Открытое небо» международный, информацию при желании можно найти и десять раз перепроверить прежде, чем публиковать.
    1. авиатор6768
      авиатор6768 4 июня 2020 23:51 Новый
      0
      ну , попутал автор там немного ...Что так придирчиво ? "кабины" разные у всех...была такая байка- в ЛИИ "старики" травили - "Сел штурман в маленькую тушку ,ну. повключались ,рулят ,взлетают и т.д. - работает вентилятор , уже надоел .прохладно.мешает ,а где тумблер -выключить - не знает (другая кабина .новая-старая.неважно ) .Так он руками остановил лопасти (они резиновые) - и перочинным ножиком отрезал их нафик..." А вы говорите - "модификациии.. ,"нестыковки..."
  8. Zaurbek
    Zaurbek 2 июня 2020 13:15 Новый
    +1
    Единственно, что здесь плохо-страны НАТО всегда обменяются информацией с США...и у самой США флот хороших спутников.....
  9. Pvi1206
    Pvi1206 2 июня 2020 13:44 Новый
    +1
    США есть чего скрывать ...не соблюдают подписанные договора...вот и отказались...
  10. Avior
    Avior 2 июня 2020 13:51 Новый
    +3
    В ДОН входит 35 стран, в том числе НАТО практически в полном составе, Финляндия, Украина.
    Так что США от выхода ничего не теряет, информация у них будет.
    Белоруссия, кстати, тоже входит, как и Казахстан, но это ничего не дает, над Штатами они все равно летать не будут.
    Среди причин выхода Штаты называют
    США обвиняют Россию в том, что она нарушает Договор, запрещая полёты в 10 км от границ Абхазии и Южной Осетии, а также ограничивая полеты над Калининградской областью. Россию также обвиняют в том, что она «злоупотребляет Договором для сбора данных о критической инфраструктуре США». Именно на этих обвинениях строится законопроект о выходе из Договора, внесённый 30 октября 2019 года на рассмотрение Сената[14].

    21 мая 2020 года администрация США заявила о намерении выйти из Договора по открытому небу через шесть месяцев[15]. Помощник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен заявил, что Россия в рамках Договора по открытому небу следила за президентом США Дональдом Трампом. По его словам, представители страны летали над Белым домом, а также над гольф-клубом Трампа. «Они летали над Белым домом, они летали над гражданской инфраструктурой, они отслеживали, где может находиться президент: Кэмп-Дэвид или Бедминстер (резиденция и гольф-клуб.— прим.). Так что они использовали договор недолжным образом»,— сказал О'Брайен[16].

    С одной стороны по логике и России нужно выйти, а с другой стороны, полеты над НАТО прервутся.
    А использовать для этой цели Белоруссию, поставив ей оборудование для самолетов ДОН или самолеты в аренду, например- у Лукашенко появится лишний козырь в спорах с Кремлем.
    А насчет Казахстана- я совсем не уверен, что будут делится.
  11. xomaNN
    xomaNN 2 июня 2020 14:15 Новый
    +2
    Вот большой вопрос, насколько для РФ выгодно оставаться в ДОН без каких то преференций. Мы можем только над Европой "утюжить" , а НАТО и комп. над всей Россией? Т.к. США в НАТО то им все данные о РФ попадают напрямую. При полной закрытости территории янки.

    Если опять МИД РФ предпочтет обойтись лишь заявлениями, что "дядя-бяка"? То я вспомню времена, когда шеварнадзе и козырев с подачи господ г. и е. "сдали" СССР.
  12. DWG1905
    DWG1905 2 июня 2020 14:35 Новый
    0
    Да америка нам не очень интересна (спутников хватит), тем более Канада наверно останется. На территории США пока я думаю сухопутные БД не планируются (хотя в силу бардака в штатах, как знать, что делать с их ядерным оружием в случае чего?). Нам более интересно, что у наших границ делается, а европа останется, им наши Искандеры и танковые армии мерещатся.
  13. ИЛ-64
    ИЛ-64 2 июня 2020 18:07 Новый
    0
    Интересно, а что мешает членам НАТО делиться с США результатами инспекций территории России? Не нужно ли "связать" членов НАТО обязательствами не передовать США результатов инспекций территории России
  14. Nitarius
    Nitarius 3 июня 2020 06:39 Новый
    -1
    ну нашим виднее .. если бы хотели с Европой сорится ... то думаю что давно бы уже ушли с него!
  15. Вольный ветер
    Вольный ветер 3 июня 2020 17:03 Новый
    0
    Ну еще до декабря будут летать, а там видать будет.
  16. Бензорез
    Бензорез 5 июня 2020 21:39 Новый
    0
    Таки закрыли?!..
    Тут дело такое... В известной степени, это плохо( но как бэ к этому всё и шло) чему тут удивляться? В тоже время. Случилось, что случилось. И вражеские аэропланы не имеют права тут летать. А это, скорее хорошо, чем плохо.