О составе стелс-покрытия истребителей 5-го поколения: разработки и проблемы

62

Использование стелс-технологий, обеспечивающих малую заметность, является отличительной чертой истребителей пятого поколения. Одним из ключевых компонентов малой заметности является именно стелс-покрытие.

Что представляют собой стелс-покрытия


Радиопоглощающие покрытия и материалы (РПМ) – это и есть те самые стелс-покрытия, которые придают самолету эффект меньшей заметности. Одним из наиболее распространенных стелс-покрытий является iron ball paint. Этот состав содержит микроскопические сферы, покрытые магнитным составом. Эффект действия прост: излучение локаторов превращается в тепло, что позволяет уменьшить заметность объекта. Подобным материалом был покрыт разведывательный самолет SR-71 Blackbird.



Резонансные покрытия обладают толщиной в ¼ длины волны, что позволяет отражать излучение от внешней и внутренней поверхностей покрытия. Что же касается нерезонансных покрытий, то они рассеивают излучение или отражают его в разных направлениях.

О составе стелс-покрытия истребителей 5-го поколения: разработки и проблемы


По понятным причинам, ни в России, ни в США особо не афишируются технологии, используемые при создании новейших истребителей. И, тем не менее, определенная информация о них, включая и состав снижающих заметность покрытий, попадает в прессу. Так, еще год назад стало известно, что новое стелс-покрытие получила кабина российского многоцелевого истребителя 5-го поколения Су-57. В «Ростехе» заверили, что новый композитный материал, примененный в покрытии, на 30% снизил заметность кабины. Покрытие увеличивает в 2 раза поглощение радиолокационных волн.



Стелс-покрытие наносится на фонари самолетов Су-57, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29К. Оно представляет собой слои оксидов металлов толщиной 70-90 нм. Благодаря ему снижается заметность самолета для радиолокационных средств противника, а пилот истребителя защищается от теплового фактора, ультрафиолета и иных негативных воздействий. Последнее также очень важно. Поскольку покрытие в три раза снижает тепловую составляющую солнечной радиации, а воздействие на пилота ультрафиолета снижается почти в шесть раз.

Современные радиопоглощающие покрытия отличаются от применявшихся лет 10 тому назад весьма существенно. В частности, они обладают переменной по профилю толщиной, сложной структурой с меняющимися значениями диэлектрической и магнитной проницаемостей и по толщине, и вдоль поверхности обшивки. Состав покрытия позволяет модифицировать падающую на него электромагнитную волну так, чтобы она не смогла передать противнику информацию, способную "раскрыть" параметры военной техники.

Большая часть поверхности самолета обрабатывается с помощью лакокрасочных технологий. А.Н. Лагарьков и М.А. Погосян в одной из своих статей отмечали важность ферромагнитных мелкодисперсных наполнителей с заданными значениями магнитной проницаемости. Также широко применяются плазменные технологии. Например, рассеивающее покрытие на фонаре кабины истребителя создается при помощи плазменно-вакуумной технологии.



Как у F-22 и F-35 появились проблемы со стелс-покрытием


В то же время, иногда стелс-покрытие создаёт дополнительные проблемы самолётам. Так произошло, в частности, с истребителями ВВС США F-22 Raptor, которые были задействованы в операции международной коалиции в Сирии. Непростой сирийский климат с его песчаными бурями привел к тому, что радиопоглощающее покрытие F-22 стало отваливаться буквально кусками. Это произошло из-за того, что покрытие стало терять прочность.

В 2019 г. Bloomberg опубликовал доклад Министерства обороны США, в котором говорилось об аналогичных проблемах со стелс-покрытием самолетов F-35B, которое также изнашивается быстрее, чем рассчитывали при его нанесении. Во время полета на сверхзвуковой скорости стелс-покрытие попросту сгорает, что превращает самолет в легкую мишень для истребителей даже четвертого поколения.

В то же время, американский летчик Уильям Флинн в интервью Defense News отметил, что с такими проблемами самолеты сталкиваются во время длительных полетов на сверхзвуковых скоростях, а в реальных боевых условиях необходимость в столь длительных полетах как правило отсутствует.

Стоит отметить, что исследования в сфере разработки новых стелс-покрытий продолжаются. Например, коллектив ученых из НИТУ «МИСиС» и Политехнического университета Турина (Италия) выдвинул проект новой стелс-маскировки, которая позволяет сигналу радара не отражаться или поглощаться, а просто проходить насквозь. То есть, достигается эффект «отсутствия объекта».
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    2 июня 2020 16:31
    Интересно - американцы всё время талдычили что один из важнейших признаков 5-го поколения - это длительный сверхзвук без форсажа.. А тут вдруг выясняется, что он типа как-то и не очень нужен. И вовсе его не хотели.. Что же заставило цитадель демократии пересмотреть свои же критерии?
    1. +1
      2 июня 2020 17:33
      Цитата: paul3390
      Что же заставило цитадель демократии пересмотреть свои же критерии?

      Уже достаточно штук впарили своим вассалам и рабам.
    2. avg
      +2
      2 июня 2020 18:47
      Цитата: paul3390
      Что же заставило цитадель демократии пересмотреть свои же критерии?

      Английские ученые подсказали. sad
    3. 0
      2 июня 2020 19:53
      Он нужен в условиях военных действий для тактической гибкости, а на повседневе он 100% не нужен. Ну разве что при учениях для отработки тактических приемов и в учебных боях.
      1. 0
        2 июня 2020 21:03
        Цитата: engenius
        Он нужен в условиях военных действий для тактической гибкости, а на повседневе он 100% не нужен. Ну разве что при учениях для отработки тактических приемов и в учебных боях.

        Вообще то Ф-35 разрабатывался как замена Ф-16. И должен как вы пишете: "использоваться повседневно" и от себя добавлю, ежесекундно. Его позиционируют как лёгкий, дешёвый стелс-истребитель.
        1. F-16 в ангаре-то, небось, на сверхзвуке стоит.
          Вы от себя случаем не добавите, какая доля лётных часов фалконов вне боевого использования была с использованием сверхзвука?
    4. +2
      2 июня 2020 21:06
      Цитата: paul3390
      Что же заставило цитадель демократии пересмотреть свои же критерии?

      Да собственные самолеты и заставили! Это когда хвостовое оперение F-35 не желает на сверхзвуке оставаться на фюзеляже,а хочет следовать своим путем в противоположную от самолета сторону! Из-за чего командование порекомендовало пилотам не шляться на сверхзвуке больше нескольких минут!
    5. -1
      2 июня 2020 21:34
      Цитата: paul3390
      Интересно - американцы всё время талдычили что один из важнейших признаков 5-го поколения - это длительный сверхзвук без форсажа..

      Для того что бы правильно сделать вывод надо обладать хотя бы минимальной информацией.
      Очень кратко.
      Есть три модификации F-35
      F-35A для ВВС, вариант F-35B для вертикального взлета и посадки для морских пехотинцев США и вариант F-35C для ВМФ По этому пилоты ВМФ и морской пехоты будут летать с ограничениями на использование сверхзвукового полета, но это не касается боевых действий.
      Версия ВВС F-35A это не касается.
      При разработке не делался уклон на сверхзвук одной из сильных сторон F-35. F-35 разработан как засадный хищник, который использует свои скрытые и сетевые возможности, чтобы сбивать врагов, прежде чем они попадут в зрительный или боевой диапазон и не вступать в ближний бой. Хотя и в ближнем бою он может использовать сверхзвук, а все остальное зависит от навыка пилота.
      1. +1
        3 июня 2020 01:33
        Бесфорсажный сверхзвук вовсе не для боя, а для того, чтобы как можно скорее прибыть к месту его ведения.. Что толку с ваших засад, если оппонент летает быстрее тебя? Это ж тогда сколько летаков надо в воздухе держать, чтобы обеспечить превосходство на любом векторе подхода неприятеля?
        1. -1
          3 июня 2020 12:23
          Цитата: paul3390
          Что толку с ваших засад, если оппонент летает быстрее тебя?

          Это вы пишите о прошлом столетии.
          Сегодня уже 20 лет 21 века и задачи в войсках и техника ведения боя совершенно другая.
          И самолет F-35 не для быстрого прибытия к месту боя он ведет бой с расстояния, когда он не обнаружен и цель его обнаруживать и отслеживать силы противника, блокировать радары и предотвращать атаки с очень большой эффективностью. Продвинутая авионика предоставляет пилоту доступ в реальном времени к космической информации, охватом 360 градусов и беспрецедентной способностью доминировать в тактической обстановке. Пожалуй главная его задача данные, собранные датчиками на F-35, а также спутниковая информация будут переданы командирам в море, в воздухе или на земле, обеспечивая мгновенное, высокоточное представление о текущих операциях, а кто будет решать быстро решать ее это прерогатива руководства А F-35 будет достигать хорошо защищенных целей и подавлять радары противника.
          В воздушном бою самолеты 4 поколения имеют относительно равные возможности обнаруживать и взаимодействовать друг с другом, в то время как летчик F-35 может видеть вражеский самолет первым и предпринимать решительные действия на расстоянии. Способность видеть и не быть замеченным, это его задача.
          1. 0
            3 июня 2020 20:01
            Это теория применения ,а как она на практике работать будет против адекватного противника это вопрос.
            1. +1
              3 июня 2020 20:58
              Цитата: Герман 4223
              Это теория применения ,а как она на практике работать будет против адекватного противника это вопрос.

              Без теории, практика не работает.
              В конце мая 2018 года указом верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи бригадный генерал Фарзад Исмаили был смещен с должности командующего силами противовоздушной обороны Ирана.
              В проведенное иранцами расследование показало, что израильские самолеты F-35 действительно находились в марте в воздушном пространстве Ирана и пролетали над Тегераном, Караджем, Араком, Исфаханом, Ширазом и Бандар Аббасом,Самолеты произвели разведку объектов иранской атомной промышленности, находясь на большой высоте. Спустя некоторое время F-35, вновь дозаправившись над Ираком, тем же маршрутом благополучно вернулись на свои аэродромы в Израиле. но остались незамеченными иранскими системами ПВО и российскими радарами.
              Исмаили скрыл от политического руководства Иран провал иранских ПВО, что и стало причиной его отставки.
              1. +1
                3 июня 2020 21:10
                Не могу по этому поводу ничего сказать,не слышал. Несколько вопросов ,а мимо средств ПВО они пролетали? И находились ли они в это время в рабочем состоянии? Откуда известно что их незаметели российские РЛС и зачем они в их сторону летели если им в Иран нужно было ? Наши РЛС в Сирии намного севернее и Израиль относительно них прикрыт горами.
                1. -2
                  3 июня 2020 22:06
                  Цитата: Герман 4223
                  Несколько вопросов ,а мимо средств ПВО они пролетали?

                  Израильские истребители пролетели в воздушном пространстве Сирии и Ирака, а затем пересекли границу с Ираном.
                  Цитата: Герман 4223
                  И находились ли они в это время в рабочем состоянии?

                  Кто это вам скажет. А если нет, то для чего они там нужны.
                  Цитата: Герман 4223
                  Откуда известно что их незаметели российские РЛС и зачем они в их сторону летели если им в Иран нужно было ?

                  Удары в Сирии то же наносят "неизвестными и не опознанными летательными аппаратами".
                  Цитата: Герман 4223
                  Наши РЛС в Сирии намного севернее и Израиль относительно них прикрыт горами.

                  Сирийские С-300 находятся на и базе Т-4 Таяс в районе Пальмира , ту часть на которой находится база ксир, неоднократно бомбили "неопознанные летательные аппараты".
                  Там нет гор.
                  1. +1
                    3 июня 2020 23:10
                    В мае 2018 С300 в Сирии не было.
                    В Ираке системы ПВО по факту нет, по территории Сирии удары идут с территории Ливана,и удары наносятся из за горного хребта, самолёты показываются на короткое время и в этом сложность их перехвата. И на эти удары реагирует ПВО Сирии. Неопознанные самолёты на Пальмиру летать давно перестали.
                    1. -2
                      4 июня 2020 06:22
                      Цитата: Герман 4223
                      В мае 2018 С300 в Сирии не было.

                      Согласен.
                      Но были С-400, которые могут поражать цели на дальности до 400 км и обнаружения целей до 600 км.
                      Цитата: Герман 4223
                      по территории Сирии удары идут с территории Ливана,и удары наносятся из за горного хребта, самолёты показываются на короткое время и в этом сложность их перехвата.


                      10 января неопознанные летательные аппараты нанесли удары по позициям проиранских вооруженных формирований в районе города Аль-Букамаль на сирийско-иракской границе.
                      Третий за последнее время удар с воздуха по объектам в районе Аль-Букамаля, контролируемым проиранской шиитской группировкой "Аль-Хашд аш-Шааби". Два других удара, повлекших за собой гибель значительного количества боевиков, были нанесены 16-го и 18 сентября. 9-го и 22 сентября были атакованы с воздуха позиции группировки на иракской территории в провинции Анбар.

                      Ой как далеко от Ливана и от гор, и от выскакивания. Не повторяйте пропагандистские глупости.
                      Цитата: Герман 4223
                      Неопознанные самолёты на Пальмиру летать давно перестали.

                      Летают там, где где нужно и когда нужно.
                      1. +2
                        4 июня 2020 07:18
                        Но были С-400, которые могут поражать цели на дальности до 400 км и обнаружения целей до 600 км.


                        Напомните ка мне, с какого числа Россия в состоянии войны с Израилем? А что тогда Беня более частный гость в Москве, чем еще где либо?

                        Да а вы в курсе что Земля круглая? Я к тому что даже с вышкой дальность работы С-400 по НЛЦ врядли более 40-50 км

                        Летают там, где где нужно и когда нужно.


                        Летают там где можно, ПВО Сирии имеет сугубо очаговый характер. Потому спокойно можно летать над 70 процентами территории.

                        10 января неопознанные летательные аппараты нанесли удары по позициям проиранских вооруженных формирований в районе города Аль-Букамаль на сирийско-иракской границе.


                        Вы б дальностями пуска поинтересовались АСП ВВС Израиля... "Неопознанные ЛА" ведь не свободнопадающими бомбами работают
                      2. +1
                        4 июня 2020 07:25
                        Израильские истребители пролетели в воздушном пространстве Сирии и Ирака, а затем пересекли границу с Ираном.


                        Сколько и чем с вами расплатился LM за такие заявления? laughing
                      3. +2
                        4 июня 2020 07:25
                        Действительно не надо повторять пропагандиские байки. Во первых Израиль не взял на себя ответственность за эти удары, то есть это могли быть кто угодно например США и их союзники .
                        Во вторых если это били ВВС Израиля то с чего вы решили что они летели по прямой? Они люди не больные и им надо беречь технику и секреты которые с ней связаны. А вдруг двигатель откажет по среди Сирии? Всё секреты супер самолёта попадут в Россию и Китай .Гораздо проще обогнуть через Иорданию и далее через Ирак, в этих странах ПВО условное.
                      4. +2
                        4 июня 2020 11:25
                        Пропаганда, она такая....
                      5. -1
                        4 июня 2020 11:33
                        Цитата: Герман 4223
                        Во первых Израиль не взял на себя ответственность за эти удары, то есть это могли быть кто угодно например США и их союзники .

                        Да бывший министр обороны Либерман заявил, что он ничего не знает и наверное это ВВС Лихтенштейна.
                        Все остальное без комментариев.
                      6. +1
                        4 июня 2020 12:26
                        Возможно вы правы, Лихтенштейн он такой, ничего про него не слышно и всегда вне подозрений.
                      7. -1
                        4 июня 2020 13:23
                        Цитата: Герман 4223
                        Возможно вы правы,

                        Это не я. Вот отрывок интервью.
                        Дмитрий Дубов: Есть ли связь между этим утверждением и тем фактом, что в небе над Дамаском и на сирийско-ливанской границе были произведены авиа удары, за которые Израиль так и не взял на себя ответственность?

                        Авигдор Либерман: По моим догадкам, все эти воздушные удары были произведены ВВС Лихтенштейна и Монако.
                      8. +2
                        4 июня 2020 15:07
                        Ну тогда точно они.
                      9. -1
                        4 июня 2020 16:46
                        Цитата: Герман 4223
                        Ну тогда точно они.

                        Ух, они какие lol
          2. -1
            7 июня 2020 22:52
            Продвинутая авионика предоставляет пилоту доступ в реальном времени к космической информации, охватом 360 градусов и беспрецедентной способностью доминировать в тактической обстановке.

            Что такое космическая информация? Как он может блокировать радары, оставаясь невидимым?
            В тактической обстановке F35 никогда не доминировал и никогда не будет доминировать ? Вы сами это сочинили или кто помог ? Все ваши умозаключения и мнения не соответствуют действительности и слишком детские...Тоже стратег нарисовался...Это самые мягкие оценки вашего словоблудия...
      2. +2
        4 июня 2020 07:09
        Самый оптимальный маневр при уклонении от выпущенных РВВ, разрыв контакта на максимальной скорости. Потому засадный хищник это словеса.
  2. +4
    2 июня 2020 16:39
    Например, коллектив ученых из НИТУ «МИСиС» и Политехнического университета Турина (Италия) выдвинул проект новой стелс-маскировки, которая позволяет сигналу радара не отражаться или поглощаться, а просто проходить насквозь.
    Насквозь через металл планера ? fool То ли трудности перевода , то ли нечто новое в физике ..
    1. +4
      2 июня 2020 16:46
      Цитата: КВУ-НСвД
      Насквозь через металл планера ? То ли трудности перевода , то ли нечто новое в физике

      А я в тексте не увидел слова "металл".
      1. -1
        2 июня 2020 16:51
        Самолёты вообще то в основном из металла до сих пор делают , а его двигатели так и не в основном , а полностью . Ну а если там не металл , то что это меняет ? Материал планера всё равно будет отражать радиоволны , а если он радиопрозрачный ( по типу носового колпака над радаром ) , то нафига ему стелс покрытие ?
        1. +2
          2 июня 2020 16:55
          Цитата: КВУ-НСвД
          Самолёты вообще то в основном из металла до сих пор делают , а его двигатели так и не в основном , а полностью .

          Я в курсе.

          Но речь, как я понимаю, об исследованиях на перспективу. Когда-то колёса из дерева делали...
          Допускаю, что автор коряво выразился о том, что это именно "покрытие".
          1. +2
            2 июня 2020 17:07
            Цитата: Володин
            Допускаю, что автор коряво выразился

            Уверен , что автор не занимался толком переводом копированных материалов иностранных источников и не вдумывался в суть машинного перевода .
        2. +1
          2 июня 2020 17:01
          Если материал планера радиопрозрачный, то внутренние узлы типа двигателя и прочего дадут большую ЭПР
          1. +3
            2 июня 2020 17:04
            Цитата: Avior
            Если материал планера радиопрозрачный, то внутренние узлы типа двигателя и прочего дадут большую ЭПР

            Согласен , но у меня вопросы были к написанному в статье , а не к описанным Вами очевидным вещам .
            1. +1
              2 июня 2020 18:47
              К какой части статьи?
              В первой части набор банальностей, еще и путанный, кабины с фонарем кабины местами путают.
              Во второй части- уже слегка приешаяся и искаженная история о испытаниях Ф-35В 2011 года, это недавно только разжевывали здесь во всех подробностях, но опять вылезла эта выдумка.
              А если о последнем абзаце, то речь идет вот об этой статье
              https://www.osapublishing.org/oe/abstract.cfm?uri=oe-28-7-10294&origin=search
              вот её полный текст
              https://www.osapublishing.org/oe/fulltext.cfm?uri=oe-28-7-10294&id=429461
              это чистая теория, от которой до стелс покрытия как до Москвы на четвереньках, если вообще направление то взято.
              Ни о каких стелс покрытиях там нет
              вот это вывод в той статье
              4. Вывод
              В предлагаемой работе мы впервые теоретически продемонстрировали условие анаполя непосредственно из теоремы V Девани-Вольфа о неизлучающих токах в рамках объемных и поверхностных эквивалентных источников. В соответствии с литературой, теоретические результаты получены простым способом, касающимся поляризации
          2. -1
            2 июня 2020 19:43
            Не дадут, если материал радиопрозрачен только в одну сторону.
    2. +3
      2 июня 2020 17:08
      Стелс-маскировка, используемая сегодня, далека от совершенства. Такое покрытие дорогостояще, а для более эффективной работы ему нужна максимально ровная поверхность — в результате в самолетах, например, приходится жертвовать аэродинамическими характеристиками аппарата. При этом поглощаемый сигнал все равно создает „тень“ — небольшой отклик, который могут засечь более совершенные системы локации. Задачей нашего коллектива стало „научить“ объекты не отражаться сигнал, а пропускать его насквозь благодаря возбуждению особого состояния электромагнитных полей
      ,
      - говорит в интервью руководитель проекта. Если интересны какие-то большие подробности. Но данная информация в целом приводилась как пример продолжающихся разработок в данной сфере.
      1. 0
        2 июня 2020 17:17
        Согласитесь , приведённая сейчас цитата и написанное в статье немного разнятся по изложению и смысловой нагрузке . Приведённое в статье звучит весьма неоднозначно и соответственно моё толкование Ваших слов вполне оправданно . Но приношу извинения за возможно излишнюю резкость своего комментария .Получается , что разрабатываются материалы , превращающие планер в своеобразный ретранслятор излучения РЛС в "никуда" . Интересно , надо покопать . Ссылку киньте , если не трудно .
        1. 0
          2 июня 2020 17:42
          https://misis.ru/university/news/cooperation/2020-03/6592/
        2. 0
          2 июня 2020 19:00
          о, полтекста обрезалось
          никаких стелс технологий в научной статье нет
          финансирование темы явно не связано с военными.
          финансирование
          Compagnia di San Paolo (проект ANASTASIA); Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG, Немецкий исследовательский фонд) (проекты SFB / TRR183 и CRC / TRR 191); Министерство образования и науки Российской Федерации (K2-2016-051); Российский фонд фундаментальных исследований (16-02-00789, 16-32-50139); Российский научный фонд (17-19-01786).

          но всегда денег хочется на тему ещё получить, для этого нужно что-то громкое, подо что деньги дадут- нанотехнологии, или стелс или ещё что-то.
          Ну какие военные дадут денег на теорему Девани-Вольфа ?
          На стелс - другое дело, шанс есть.
          во внутренней популярной публикации появляется стелс.
          https://misis.ru/university/news/science/2020-03/6592/
          а читатель теперь мучайся smile
          hi
    3. 0
      8 июня 2020 05:49
      Возможно, что изобрели волокна, которые служат проводниками для радиоволн разных спектральных диапазонов что позволит с минимальными потерями обогнуть поверхность основного планера принятому им радиоизлучению... гоняют же лазерный луч призмами под разными углами...чаво бы и тута не заварганить нечто подобное. 21 век за бортом однако wassat
  3. 0
    2 июня 2020 16:47
    а в реальных боевых условиях необходимость в столь длительных полетах как правило отсутствует.


    собьют раньше чем покрытие успеет отвалиться.
  4. 0
    2 июня 2020 17:03
    Все эти стелс - технологии можно назвать словом - пассивные . Т.е идёт поиск поглощающих материалов имеющих определённые необходимые свойства ,но и конечно другие ,которые не удовлетворяют требованиям аэродинамичного соприкосновения с внешней средой . Поэтому и очевидно разработчикам пора хотя бы задуматься об активных методах создания эл.магнитного потенциала на поверхности ЛА и тем более регулируемого процессами ионизации поверхности потоками воздуха, а значит самоэнергообеспеченным процессом .И вообще может хватит прикидываться неучами
    1. Наверное эти "неучи" не только это учитывают,но и исследуют различные технологии..
      1. 0
        2 июня 2020 17:52
        Прикидываться это не значит быть. И тем не менее технологии активного процесса предусматривают системные и комплексные трансформации . В данном же случае опять говорят о поиске панацеи
  5. +1
    2 июня 2020 17:28
    Есть два вида стелс-покрытия и один вид стелс-наполнителя:
    - металлизированное пленочное покрытие фонаря кабины летчика, экранирующее электромагнитные волны радиодиапазона с целью устранения их отражения от внутреннего оборудования кабины;
    - мелкодисперсный ферромагнитный наполнитель полимерного покрытия самолета;
    - сотовый наполнитель композитного планера самолета толщиной до 20 см.

    Металлизированное покрытие не только отражает радиоволны, но и защищает аппаратуру кабины от ЭМИ.

    В связи с полимерной основой ферромагнитного стелс-покрытия оно интенсивно отслаивается при нагреве в полете со сверхзвуковой скоростью, в районе двигателей, при полете в пыльной атмосфере и в дождь.

    Сотовый наполнитель рассеивает не только миллиметровые и сантиметровые но и дециметровые волны, однако занимает слишком много места в объеме планера, поэтому его применяют только в конструкции стелс-бомбардировщиков.

    Перспективным решением является изготовление планера полностью из карбона, углеродные волокна которого поглощают радиоизлучение.
    1. +1
      2 июня 2020 18:00
      Вы сами себе противоречите. Карбон не является экранирующим материалом ,как минимум того диапазона радиоволн о котором говориться. Поэтому как минимум ,видимо необходимо добавлять соответствующий наполнитель и в таком объёме ,что бы расстояние между дисперсными составными соответствовал плотности магнитных потоков и соответственно диапазону не прохождения соответствующих возмущений. Но опять - таки это пассивная защита.
      1. +1
        2 июня 2020 18:15
        Вы впервые написали адекватный коммент - действительно, кроме непрерывного углеродного волокна в составе карбона надо использовать рубленное с целью рассеивания радиоизлучения.
  6. 0
    2 июня 2020 17:37
    Да.
    А я надеялся на то, что автор назовет "по именно" материалы, которые используются при изготовлении стелс-покрытия.
    ЛАДНО.шутка.

    Покрытие, о чем не сказал автор, это не просто набор физических способностей.
    РЛИ может быть разным.
    И если в одном диапазоне покрытие "стелс", то в другом, совсем "не стелс".
    Как быть?
    Никаким покрытием обеспечить одинаковые возможности невидимости не возможно.
    Значит надо искать и ( по возможности) находить иные решения.
    1. +3
      2 июня 2020 18:08
      Решения достаточно простые как на инопланетных ЛА. Есть диапазон скорости полёта когда ЛА становиться не видимым не только для радиоволн ,но и шкалы нашего человеческого диапазона эл.магнитного восприятия. Это и значит ,что при определённой скорости ионизационные процессы формируют на поверхности потенциал определённой шкалы невидимости. Значит и совокупность решений сведена до оптимальных по ключевым аспектам и формы и скорости полёта и думаю направления полёта, по отношению к источнику наблюдения
      1. 0
        2 июня 2020 21:57
        Мне все видится в ином направлении.
        Представьте стекло с размером два на два метра.
        Если вы смотрите через него, то вы его просто не видите.
        А если вы развернете и посмотрите в торец, то видите его четко.
        Вот здесь направление поисков.
        Проницаемость света (волны) в одном направлении, и не проницаемость в другом.
        Тоже самое и касательно э/м волны.
        Надо искать.
        А ионизация при высоких скоростях - палка с двумя концами.
        И тебя, и ты ничего не видишь.
        1. 0
          2 июня 2020 22:37
          Это точно! Поэтому и идёт разговор в понятиях -опережающего развития. К тому же нужно спокойно относиться к тому ,что мы как некоторое устройство работающее в граничных пределах и физических возможностей и в пределах восприятия и в пределах интеллектуального потенциала весьма и весьма урегулированы.
          1. 0
            2 июня 2020 22:45
            В наших рядах (имею в виду человечество) находятся индивидуумы, которым плевать на все правила и установки.
            Именно они совершают уникальные прорывные открытия.
            Даже на моей короткой памяти есть несколько встреч с очень талантливыми людьми.
            Правда у большинства судьба и их самих, и их изобретений достаточно трагическая.
            Здесь вступает в силу закон нецелесообразности.
            Те, кто сидит в таких организациях как АН РФ, Комиссия по лженауке и т.п. мгновенно принимают самые драконовские решения.
            1. 0
              2 июня 2020 22:58
              Я полагаю ,что человек с его тщеславием сам себя разрушает при владении определёнными и уникальными знаниями. Владение и особенно фундаментальными знаниями даёт очень глубокое понимание разумности ,оптимальности и некой целесообразности и алгоритмичности происходящих событий в эволюции. Отсюда надо очень тонко чувствовать момент своевременности подачи информации в массы. Я бы сказал есть некая управляемость подачи знаний в массы.
              1. 0
                2 июня 2020 23:04
                Человек, хоть гений, хоть неграмотный неуч, живет здесь и сейчас.
                Придя к какому то открытию человек мгновенно забывает то, кто он и где он.
                Его переполняет чувство собственно значимости. Его обуревают желания или осчастливить все человечество, или обогатиться самому.
                Вот тут и начинаются процессы.
                Понимание момента - слишком тонкая субстанция.
                Даже в состоянии покоя не многие могут трезво и взвешенно оценивать это. А что говорить о том, когда человек в эйфории?
                Одно дело создать устройство отменяющее гравитацию, а другое дело об этом рассказать.
                1. +1
                  2 июня 2020 23:23
                  Во всех новациях в первую очередь ставиться способность обосновать самую невероятную идею. Поэтому нужно осознавать жизненно необходимые вопросы сохранения цивилизации как таковой. И таким аспектом является способность человека работать с большими или сверхемкими массивами данных. Сколько ,даже я ,говорил о принципах динамики неочевидных процессов в массиве потоков информации ,которыми мы принебрегаем. Вот и взорвалась Америка на маленькой искорке ,которую аналитики проигнорировали. Так и в множестве других глобальных вопросах. А ведь в голове вопроса анализа больших данных лежат банальные свойства числа о которых люди просто не подозревают. И поверьте владея этими знаниями не слишком хочется распространяться в желании быть публично восхваленным.Гораздо интереснее исследовать человека в его отношении к неассоциативной информации.
  7. +2
    2 июня 2020 17:52
    Цитата: paul3390
    Интересно - американцы всё время талдычили что один из важнейших признаков 5-го поколения - это длительный сверхзвук без форсажа.. А тут вдруг выясняется, что он типа как-то и не очень нужен. И вовсе его не хотели.. Что же заставило цитадель демократии пересмотреть свои же критерии?

    Как обычно не достигнув желаемого, сделали вид, что желали достигнутого
    1. +3
      2 июня 2020 19:11
      Сейчас все врут ! Кричат про квантовые компьютеры ,а уже сейчас заявляют о невозможности создания универсальной машины . При этом даже не озвучивают причин такой невозможности . Говорят о гиперскоростных ЛА не уточняя аспектов .В общем элиты пользуются деградацией интеллекта больших масс людей.
  8. +5
    2 июня 2020 19:23
    Ага, и опять выяснится что "сверх инновационный" стелс истребитель сша замечается обычным русским радаром как это уже было в прошлом wink
    И сбивается обычной советской РПГ wink
  9. -1
    2 июня 2020 21:03
    В то же время, американский летчик Уильям Флинн в интервью Defense News отметил, что с такими проблемами самолеты сталкиваются во время длительных полетов на сверхзвуковых скоростях, а в реальных боевых условиях необходимость в столь длительных полетах как правило отсутствует.
    А не плохо было бы дать ссылку, что бы каждых мог бы и сам почитать, что сказал американский летчик Уильям Флинн.
    https://www.defensenews.com/air/2019/06/12/the-pentagon-is-battling-the-clock-to-fix-serious-unreported-f-35-problems/
  10. +1
    3 июня 2020 06:53
    Цитата: engenius
    а на повседневе он (сверхзвук) 100% не нужен.

    Системы поколений:
    Еди­ных со­гла­ше­ний по свой­ствам, тре­бу­е­мым для от­не­се­ния к тому или иному по­ко­ле­нию, нет. Дан­ная груп­пи­ров­ка в по­ко­ле­ния услов­на, из-за чего могут воз­ни­кать раз­но­гла­сия по по­во­ду от­дель­ных мо­ди­фи­ка­ций. Ши­ро­ко при­ня­той яв­ля­ет­ся си­сте­ма, вы­де­ля­ю­щая пять су­ще­ству­ю­щих поколений.
    Было пред­ло­же­но также несколь­ко дру­гих си­стем (неко­то­рые вклю­ча­ли и нере­ак­тив­ные ис­тре­би­те­ли). Так, Ричард Хал­ли­он (англ.)русск. в 1990 году вы­де­лял шесть по­ко­ле­ний, не со­от­вет­ству­ю­щих при­ме­ня­е­мым в XXI веке:
    Дозвуковые (1943—1950): Мессершмитт 262, Як-15, МиГ-9, F-84 с прямым крылом. Число Маха: 0,75—0,85.
    Околозвуковые (1947—1955): F-86, МиГ-15, МиГ-17. Число Маха: 0,9—1,05.
    Ранние сверхзвуковые (1953—1960): МиГ-19, F-8. Число Маха:до 2 Махов.
    Сверхзвуковые ограниченного применения (1955—1970): F-104, ранние МиГ-21 и «Мираж» III. Число Маха: от 2,0.
    Сверхзвуковые многоцелевые (1958—1970): F-105, F-4, поздние выпуски Миг-21 и «Мираж» III. Число Маха: ------.
    Высокоэффективные сверхзвуковые многоцелевые: F-14, F-15, F-16, F-18, МиГ-29, Су-27.
    И к какому поколению относится дозвуковой самолет - первому или второму?
  11. 0
    10 июня 2020 19:31
    Я так понял американцы верят, что после одного двух полетов, в реальной воне, у них будет время менять покрытие?