Танковый мотор Maybach HL 230: советские отзывы и ремонт на ЗИЛе

77

Немецкий 700-сильный Maybach HL 230. Источник: vpk.name

Советская история гитлеровского мотора


Историю о появлении Maybach HL 230 на ЗИЛе стоит начать с 1943-1944 годов, когда в Кубинке провели полноценный анализ конструкции бензинового двигателя танка Pz V Panther. Одним из первых источников, из которого советские инженеры и военные узнали о тонкостях исполнения мотора, стал «Вестник танковой промышленности». В материале «Немецкие танковые двигатели» старший лейтенант-техник Чистозвонов рассматривает эволюцию танковых силовых установок противника. HL230 выступает как более мощная модификация «тигрового» HL210. На самом деле «двести десятый» мотор устанавливался только на первых 250 экземплярах тяжелых танков. Заменить двенадцатицилиндровую карбюраторную силовую установку решено было по причине относительно небольшой мощность в 650 л. с. и низкой надежности на оборотах порядка 3000 об/мин. А ведь именно в этом районе оборотов крутящий момент был близок к максимальным. Но в «Тигр» не мог поместиться более крупный мотор, поэтому в Maybach-Motorenbau GmbH решили увеличить рабочий объем на 10% и заменить алюминиевый блок цилиндров чугунным для большей надежности. Получилось с нового мотора снять 700 л. с., что при рабочем объеме 23,88 литра было для своего времени выдающимся показателем. Эти моторы Карла Майбаха под индексом HL 230 стали основными для линейки модификаций гитлеровских тяжелых и средних танков. Лейтенант Чистозвонов упоминает в «Вестнике», что немцы увеличили диаметр впускного клапана до 60% от диаметра цилиндра, установили 4 карбюратора Solex TFF-2 (по одному агрегату на каждые три цилиндра), повысили степень сжатия до 7,5 и разогнали поршень до средней скорости в 16 м/сек. Впускные клапаны были с натриевым охлаждением, и это, по мнению автора, позволило работать мотору на 74-м бензине, несмотря на увеличившуюся степень сжатия. Подобные технические решение и стали основой для форсирования двигателя, что заставило, в частности, усилить картер из-за увеличившихся нагрузок.


Pz V Panther из коллекции в Кубинке. Источник: militaryarms.ru

Среди иных особенностей мотора советские военные инженеры особое внимание уделяли приспособлениям для подводного вождения танка. Немцы вынесли радиаторы и вентиляторы системы охлаждения в отдельные отсеки, заливаемые водой, в то время как сам HL 230 и на «Тигре», и на «Пантере» был герметизирован. Вентиляторы, кстати, при входе в воду отключались от привода карданными валами с помощью фрикционных муфт. Для условий холодного климата предусмотрели термосифонный подогреватель с переносной паяльной лампой.



Несмотря на массу интересных инженерных решений, автор материала в «Вестнике танковой промышленности» приходит к выводу, что конструкция HL 230 не доведена до необходимого уровня готовности и обладает серьезными недостатками. Так, мотор в наследство от предыдущей модели получил склонность к пробиванию слишком узких перемычек прокладки головки цилиндров между соседними камерами сгорания. Это, кстати, на HL 230 усугубилось по причине увеличения рабочего объема цилиндров при неизменных размерах блока. Инженеры Maybach-Motorenbau даже убрали из газового стыка общую прокладку, заменив её отдельными кольцами из алюминия, которые также прогорали.


Maybach HL 230. Источник: ru.wikipedia.org

В погоне за мощностью пришлось уменьшать межцилиндровое расстояние и даже утончать гильзу цилиндров, что очень негативно сказалось на работоспособности Pz V Panther из коллекции музея в Кубинке. Но об этом чуть позже. Еще одним следствием высокой степени форсирования моторов стали нередкие обрывы клапанов и прогар поршней. Общим выводом статьи лейтенанта Чистозвонова по анализу развития танкового моторостроения Третьего рейха стал тезис: «Чем старше конструкция, тем выше надежность». Высокая литровая мощность моторов как требование «растолстевших» гитлеровских бронированных машин стала важным фактором потери надежности и ресурса.

Долгие десятилетия советские, а позже и российские инженеры даже и не вспоминали о «пламенных сердцах» немецко-фашистского танкопрома, благо отечественные конструкции силовых установок базировались на других идеях. Но когда военным в 2012 году потребовалось оживить музейный Pz V Panther, случился казус: собственными силами в Кубинке обойтись не смогли.

Волшебники из экспериментального цеха


Посетители музея в Кубинке наверняка помнят пятнистую «Пантеру» с тактическим номером на башне «II О 11», которая является одной из немногих немецких машин экспозиции, способных к самостоятельному движению. Оживили музейные работники его в 2012 году и даже успели покататься по территории комплекса, но вскоре заметили, что масло в двигателе превратилось в водную эмульсию. Налицо были серьезные проблемы, исключающие дальнейшую эксплуатацию танка. Но вот решить её силами Министерства обороны не удалось – инновации и реформы тогдашнего министра Сердюкова не оставили во всем Московском военном округе специалистов, способных на такой ремонт. Двигатель, очевидно, был в единственном экземпляре с минимальным набором запасных частей.

Танковый мотор Maybach HL 230: советские отзывы и ремонт на ЗИЛе








Maybach HL 230: моменты эксплуатации и обучения личного состава. Источник: www.alanhamby.com

Как упоминает в своей книге «Легенды и были Тюфелевой рощи» Владимир Мазепа (в 1992-1994 и 1998-1999 годах — главный конструктор АМО-ЗИЛ), за помощью на Завод имени Лихачева обратились директор музея Андрей Сороковой и представитель реставрационного отдела Александр Анфиногенов. Со стороны экспериментального цеха ЗИЛа, которому и поручили эту работу, участвовали инженеры Николай Поляков, Владимир Харинов и Андрей Жаров. Мотор с танка демонтировали, погрузили в «Бычок» и отвезли в Москву в бюро по исследованию и доводке грузовых автомобилей экспериментального цеха. «Пантеровский» мотор Maybach HL 230 поставили на стенд и за неимением подробной инструкции причину попадания воды в масляный картер искали методом мозгового штурма. Даже процесс разборки мотора приходилось подробно конспектировать, иначе привести его в исходное состояние было бы затруднительно. Первоначально определили, что течь где-то в районе третьего цилиндра, но причину определили несколько позже: это была длинная, почти во весь цилиндр, продольная трещина стенки. Параллельно инженеры определили, что мотор немецкого танка практически в нетронутом виде, износ минимальный, но в 10-м, 11-м и 12-м цилиндрах есть следы попадания посторонних предметов. В этих же цилиндрах были погнуты впускные клапаны и, соответственно, наклёпаны днища поршней. Как тут не вспомнить не самую высокую надежность моторов, о которой говорилось в статье еще 1944 года! Клапаны выровняли на оборудовании экспериментального цеха, а вот с треснувшей гильзой цилиндра были проблемы. Из Кубинки несколько недель не было вестей, хотя музейные работники обещали что-то подходящее из ремкомплекта найти и выслать в Москву. Решили обходиться своими силами. Металлурги-исследователи определили, что гильза из серого чугуна, а точные замеры показали сходство с аналогичной запчастью от отечественного мотора ЯМЗ-236. Майбаховский поршень идеально подходил к гильзе ярославского мотора! Оставалось только обточить заготовку снаружи: мы помним, что немцы на модели HL 230 увеличили рабочий объем танкового мотора простой расточкой цилиндров и утончением стенок до 3,5 мм. Такая «изящность» конструкции, очевидно, и стала причиной поломки немецкого танка в далеких сороковых годах – совсем новый мотор просто перегрелся.




Неисправный немецкий танковый мотор в экспериментальном цехе ЗИЛа. 2012 год. Источник: "Легенды и были Тюфелевой рощи", автор В. Г. Мазепа

Далее в работе московских специалистов возник вопрос с прокладкой головки блока цилиндров. Она, вопреки данными лейтенанта Чистозвонова, все-таки присутствовала, и даже не одна. Водяная рубашка уплотнялась более чем метровой прокладкой из металлизированного прокладочного листа, а огневой пояс – кольцом из отожженной меди. Возможной причиной такого расхождения данных были разные модификации моторов, попавших в руки отечественных инженеров в 1944 и в 2012 годах. Медь для огневого пояса была найдена и кольца были изготовлены, а вот клингеритовая прокладка была изготовлена из материала , который подобрали технологи экспериментального цеха.

Когда Maybach HL 230 с учетом всех усовершенствований собрали, поставили на стенд и запустили, водомасляная эмульсия в картере уже не наблюдалась, но вот сам мотор работал очень неустойчиво. После нескольких дней очередного мозгового штурма определили сбитые фазы газораспределения в одном из полублоков. Нормализовали работу мотора по немецкой инструкции образца 1944 года. Кстати, так и не определили, кто сбил фазы у немецкого двигателя: возможно, это было сделано в ходе исследований танка в Кубинке еще во время войны. Возможно, в этом принимал участие лейтенант Чистозвонов…

Мотор для Pz V Panther из экспозиции в Кубинке оживили. Танк работоспособен до сих пор, участвует в военных реконструкциях и фестивалях. А инженерный потенциал ЗИЛа, славно проявившийся в ходе такой «реанимации», сохранить так и не смогли.
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    4 июня 2020 18:22
    Спасибо автору за интересную статью!!! На 74 бензине снять 700 коней это достижение!
    1. +9
      5 июня 2020 02:20
      Цитата: Умник
      На 74 бензине

      Да не было бензина. Вообще, от слова совсем. Бензин, сколько его было у Германии, шел в авиацию. А танки и прочая приземленная техника ездили на эрзац-бензине, выгнанном из угля, и это топливо не способствовало ни мощности, ни надежности, ни долговечности.
      1. -9
        5 июня 2020 18:57
        А Вы, уважаемый, сами эти тЕнки заправляли в 1943 -1946 годах. Откуда берутся все знайки.
        А аФФтору, большое спасибо за фантастический рассказ, повеселило, наверное он в первый раз услышал " мозговой турм, Металлурги-исследователи ""
      2. +2
        6 июня 2020 00:01
        Авиационный бензин - это не тот , что для танков. А немцы очень щепетильны в отношении топлива и масла для машин. Это русские в свои дизельные танки заливали всё что горит ( и даже тлеет) - немцы на такое никогда не пойдут. А по двигателю сразу скажу: любое форсирование двигателя ( особенно высоконапряжённого) чревато подобными эксцессами. Немцев можно понять - они спешили, да и хроническая немецкая экономия на всём сыграла свою роль.
        1. 0
          6 июня 2020 13:14
          Значит, где их щепетильность заканчивается?
  2. +3
    4 июня 2020 19:03
    Получилось с нового мотора снять 700 л. с., что при рабочем объеме 23,88 литра было для своего времени выдающимся показателем.
    Рабочий объем двигателя Maybach HL 230 - 23,0954 литра.
  3. +14
    4 июня 2020 19:10
    Очень интересно! Неизбито, не переписано из Вики. Спасибо!
  4. -18
    4 июня 2020 19:14
    Для автора! 230 это просто расточенный 210й! Никто межцентровое расстояние не менял . И вообще! Когда пытаетесь писать на технические темы. То нужно хоть попытаться изучить предмет об котором пишите.
    П.С. Реконстпукторы с Зила совместно с музейщиками просто улыбнули. Не я понимаю что у зиловцев инструкции по эксплоатации и ремонту не было. Но музейщики должны были ее иметь а если не было в наличии должны были знать где её взять. Поехали в ленинку отцифровали и вуаля.
    По крайней мере на евро янексовских сайтах скачать за 20 убитых енотов было же не сложнее.
    1. +8
      4 июня 2020 19:44
      У меня тоже возник вопрос, почему мотористы не нашли информации по одному из самых распространённых танковых двигателей времён ВМВ. Тем более в Кубинке или в архивах смежных организаций наверняка есть даже оригиналы технической документации.
      А вот моторы родственных моделей могут сильно отличаться друг от друга.
      Даже моторы одной модели могут иметь некоторые отличия, в зависимости от года выпуска и завода-изготовителя.
      Тот же В-2 постоянно модернизировали.
      1. +8
        5 июня 2020 02:04
        Нормализовали работу мотора по немецкой инструкции образца 1944 года.

        Все они нашли, просто журналист как обычно решил завернуть интригу и написать про что-нибудь героическое. Вот и вставил для красного словца про отсутствие инструкций и мозговые штурмы.
        Нахрена штурмы тут нужны то? Тосол в масле-сдергивай ГБЦ, азбучная истина авторемонта.
        Вот они вероятно ГБЦ и сдернули, нашли трещину в гильзе, обточили и воткнули Ярославскую, а дальше помудохались с прокладками и ГРМ, но перевели немецкую инструкцию и смогли собрать правильно. Вот и вся история. Но никто такую статью читать не будет, скучно же, вот и напридумывали историю героической борьбы.
        1. +9
          5 июня 2020 04:17
          Тосл в масле, снимается поддон, и лазишь с фонариком- переноской по картеру, ищешь , откуда бежит, желательно и поднять давление в системе охлаждения, системе герметезируется и давление поднимается воздухом, так течи определяются легче. ГРМ устанавливается по меткам, установка заводская, так как судя по всему, привод щестеренчатый, и лейтенант Чистозвонов , сбить фазы ГРМ думаю не мог , для этого надо вскрывать двигатель, и лезть в приводы. А вот может на заводе движок был так собран, из за этого движок перегрелся и лопнула гильза.
          1. 0
            5 июня 2020 14:17
            Да привод шестерёнчатый. Но распредвалы в головах! А учитывая что привод на них через промежуточные шестерни. То вполне могли сбить установку.
            За не так собранный движок с завода посмеялся. Тоесть приёмку он прошёл, а потом раз и испортилась установка валов?
            1. +5
              5 июня 2020 14:44
              На танке покатались на полигоне, на то что двигатель троит внимания никто не обратил. Что то не то поняли когда стали проверять уровень масла. При разборке , на трех цилиндрах загнуты клапаны, да при таких неисправностях, движок должен трястись, как Гебельс на митинге. Однако испытатели на это внимания даже не обратили. Нарушение меток на один, два зуба, допустим на одной башке, особо не почувствовается.
          2. +4
            5 июня 2020 15:33
            снимается поддон, и лазишь с фонариком- переноской по картеру,

            И что вы там в картере найти хотите? Может это конечно какие-то тракторно-грузовые методы, но в легковом двигателе вы трещину в гбц из картера точно не увидите.
            Меток в танковом Майбахе может и не быть, изделие не массовое, на обслуживание кое кем не рассчитанное. Например их не было в старом ягуаровском V-12, а в современных БМВшных моторах метки вроде есть, но без специнструмента для фиксации валов ГРМ все равно не соберешь.
            1. +1
              5 июня 2020 16:12
              Если вода пошла в поддон, картер , поддоны не у всех есть, то скорее всего , течь из под гильз, Поэтому и снимают поддон в первую очередь, и визуально определяют течи, зачастую делают опресовку. А там уже дальше пляшут..В данном двигателе описывают трещину по всей длине , там не только вода шла в картер, но движок и воду должен выплевывать из системы, газы должны переть в радиаторы. При трещинах в головках, обычно трещины бывают между седлами клапанов, самые тонкие места. При этом , в большинстве случаях, идет выброс воды из системы. Бывают и другие случаи. Метки на этих моторах, должны были быть, для замены прокладок головок блока, навряд ли движки везли в Германию, ставились на место по меткам. Сказать по правде я Ягуара то в глаза не видел, тем более его внутренности.
              1. -1
                5 июня 2020 16:30
                А я гильз заводских не видел :) В легковых обычно кустарно гильзуют умершие блоки, а мотор изначально гильзованный на заводе разве что в автошколе на разрезе встречал.
                1. +2
                  5 июня 2020 16:54
                  У нас у Волг и Москвичей движки гильзовались. Грузовики и трактора, танки все гильзовались, гильзы продавались и продаются, всем нравится. Помнится назывались мокрые гильзы, омывались непосредственно водой. Жигулевские движки, растачивались до последнего , обычно межремонтный пробег составлял примерно 150 тысяч км, Было еще два межремонтных размера. Поэтому 500 тысяч пробега хватало за глаза, к этому времени жучка и так разваливалась, особенно у тех у кого бетонные полы в гаражах. Но все равно бывало и жигулевские движки гильзовали. Дело в том что гильза из другого чугуна чем блок. Блок точили пока не сточат старую гильзу и запрессовывали новую, примерно так. Эти гильзы назывались сухими, охлаждались они от блока. Так то да,в таком блоке течь бывает очень редко, а если появилась, то ему прямая дорога на свалку. Поэтому действительно нужно проверять головки
                2. 0
                  6 июня 2020 00:17
                  Прошу не путать двигатель объёмом 1,5-4,0 литра с 23 литра и мощностью 700 кобыл. На больших машинах и подход к ремонту несколько иной.
    2. +6
      5 июня 2020 12:58
      Больше скажу. Эту пантеру поставили на ход энтузиасты, не имеющие официального отношения к музею, году в 2006-2007. Не помню точно. И она ездила и участвовала в днях танкиста. Они много техники, в Кубинке, поставили на ход. Из того что помню Pz-4, Т-26, БА-3, Т-34 из очередного болота.
  5. +6
    4 июня 2020 19:17
    Более 30 л/с на литр... Вполне себе авиационные показатели на начало-середину 40-х. Ну и тепловая нагрузка на соответственном уровне.
    1. +9
      4 июня 2020 19:27
      Следующая модификация - HL 234, при том же рабочем объеме за счет внедрения непосредственного впрыска выдавала 800 л.с.
      1. +3
        4 июня 2020 19:39
        Да вопрос то в том, стоило ли достигать таких высоких удельных показателей в военное время для танкового мотора. Ресурс и(главное) надежность страдают однозначно.
        1. +4
          4 июня 2020 19:57
          Maybach HL 295, который начали разрабатывать в 1943, при 29,5 литра выдавал 1200 л.с., допуская кратковременный форсаж до 1500.
          1. 0
            4 июня 2020 20:00
            А вес какой? Габариты? Интересно с DB-605 сравнить.
        2. +6
          5 июня 2020 01:53
          Цитата: mark1
          Да вопрос то в том, стоило ли достигать таких высоких удельных показателей в военное время для танкового мотора. Ресурс и(главное) надежность страдают однозначно.

          Как раз в военное время ресурс для танка не главное, на войне танк в среднем ходит на 3 атаки и проходит и отрабатывает 100 моточасов. Это в мирное время, когда танки служат десятилетиями, нужны ресурс и надежность. Недаром после войны началась программа УКН для ИС-3, так как оказалось, что танк, спроектированный для военного времени, оказался негодным для мирного времени, так как очень быстро ломался.
    2. Комментарий был удален.
    3. -4
      5 июня 2020 01:55
      Цитата: mark1
      Более 30 л/с на литр... Вполне себе авиационные показатели на начало-середину 40-х. Ну и тепловая нагрузка на соответственном уровне.

      Пф-ф-ф! У моего Витца с литровым движком мощность 69 лошадок.
  6. +11
    4 июня 2020 19:30
    Спасибо , познавательно .
    Но на мой взгляд несколько ошибок .
    Впускные клапаны с натриевым охлаждением . Скорее выпускные , впускные и так не перегреваются . И на советских автомобилях применялись такие клапаны . Ради развлечения распиливали такой клапан , выковыривали натрий , бросали в воду , шарик катался по поверхности .
    И второе : Водяная рубашка уплотнялась более чем метровой прокладкой . Это что ?
    1. +7
      5 июня 2020 01:49
      И второе : Водяная рубашка уплотнялась более чем метровой прокладкой . Это что ?

      Это корявый способ сказать, что длина прокладки ГБЦ составляла более одного метра и на автомобильном производстве не было материалов в такой размерности, чтобы изготовить новую.
  7. 0
    4 июня 2020 19:33
    Не понял про натриевое охлаждение. Это что?
    1. +7
      4 июня 2020 19:41
      В выпускном клапане находится полость , куда добавляли некоторое количество натрия , при нагреве клапана натрий превращался в жидкое состояние , и охлаждал головку клапана .
      Можно в Википедии посмотреть .
    2. +5
      4 июня 2020 19:58
      Внутри стержня впускного клапана-полость,частично заполненная натрием. При работе мотора натрий плавился и служил переносчиком тепла от ТЮЛЬПАНА к стержню-и далее-в направляющие клапанов. Это дополнительная мера,клапан на 60 % охлаждается через седло в головку. Подобная мулька использовалась на зиловском 152-157 моторах и на 130 семействе. Впоследствии от этой идеи отказались.
    3. +1
      5 июня 2020 03:24
      Цитата: bairat
      Не понял про натриевое охлаждение. Это что?

      Выпускные клапана. Их ломаешь, хренац в воду, они и взрываются.
  8. +2
    4 июня 2020 19:38
    Отличная статья! Интересно было бы почитать на ВО про восстановительные работы старой техники.
  9. +3
    4 июня 2020 20:32
    жаль зил какая плеяда инженеров от мастера до конструкторов кб ,а сейчас в стране рено-дженерал моторс,ну а немцы просто несумели довести не плохие движки,удивляет другое - отличные морские дизеля почему не для танков
    1. +9
      5 июня 2020 02:38
      Цитата: Ryaruav
      отличные морские дизеля почему не для танков

      Немцы не хуже всех остальных понимали преимущества танкового дизеля, но заправлять его было нечем. Дизтопливо, сколько его было, подмял под себя Дениц. Бензин, сколько его было, подмял под себя Геринг. Больше произвести не могли, потому что румынскую и венгерскую нефть и так качали сколько могли, а своей нефти у Германии не было вообще, от слова совсем. Все что наземной технике осталось, это эрзац-бензин, под него и проектировали.
      Не зря Гитлер в 1942 ломился на Кавказ, его манила бакинская и грозненская нефть. И в Сталинграде они нарвались не зря, отход Паулюса привел бы к еще худшему котлу на Кавказе. Впрочем, с Кавказом и кавказской нефтью у немцев тоже вышел жестокий облом.
  10. +8
    4 июня 2020 21:57
    А инженерный потенциал ЗИЛа, славно проявившийся в ходе такой «реанимации», сохранить так и не смогли.
    И ЗИЛа нет и специалистов нет, и так везде. А сколько по России нет уникальных заводов, а специалистов таких нет и больше уже таких не будет.
    1. +9
      5 июня 2020 02:39
      Цитата: tihonmarine
      И ЗИЛа нет и специалистов нет, и так везде.

      Чтоб построить ЗИЛ, нужен Сталин. А чтоб развалить, сойдет и Ельцин.
      1. -3
        5 июня 2020 04:43
        Цитата: Наган
        А чтоб развалить, сойдет и Ельцин.

        Путин развалил.
        1. +9
          5 июня 2020 04:47
          При Путине просто оформили юридически то что по факту произошло при Ельцине: завода не стало. То что труп какое-то время бился в конвульсиях ничего не поменяло. И не могло случиться иначе, потому что земля под заводом стоила больше чем та же земля вместе с заводом.
          1. +5
            5 июня 2020 04:53
            Цитата: Наган
            потому что земля под заводом стоила больше чем та же земля вместе с заводом.

            Вот-вот. А китайский автозавод, который построили спецы ЗиЛа, процветает.

            1. +6
              5 июня 2020 13:23
              процветает , имея умное руководство страны !!!!!!!!!
              1. +4
                5 июня 2020 13:28
                Цитата: барий
                имея умное руководство страны !!!!!!!!!

                Первый китайский автозавод строили спецы ЗиЛа, он полностью государственный, и на нем работают 120 тысяч человек. Выпускают десятки моделей по нескольку миллиону штук в год.
          2. +2
            5 июня 2020 05:02
            Цитата: Наган
            при Ельцине: завода не стало.

            В 1994-ом году пошли 4331-ые. Очень классные кабины с хорошей печкой. Были и зимнии варианты. Были с камазовским движком, с английским, с ураловским..
            1. +7
              5 июня 2020 05:07
              На советских заделах дотянули как-то до конца века. А на после уже не хватило.
              1. +1
                5 июня 2020 05:14
                Цитата: Наган
                А на после уже не хватило.

                Раздербанили. Помню, приехал один на ремонт, хвастался, что их председатель все машины на халяву приватизировал. Делали 130-ый, так нам полкоровы отдали. laughing Потом чинили 4331, машина кувыркнулась со "Стрижаментом", так вся бригада пополам ходила. Ящиками жрали.
              2. +5
                5 июня 2020 09:14
                Цитата: Наган
                На советских заделах дотянули как-то до конца века. А на после уже не хватило

                Заделы тут не причём, ЗИЛ мог существовать и работать, но кому то очень нужна была земля ЗИЛовская. Забота о своём кармане превыше государства.
    2. +7
      5 июня 2020 04:41
      Цитата: tihonmarine
      а специалистов таких нет

      Наша школа была подшефная ЗиЛа. Во втором классе ходили, компрессора разбирали. И деньги получали. Помню, купил маме стакан малины, надулся, гордый, как индюк, зарплату получил! За пару дней - четыре рубля с копейками.
  11. +25
    4 июня 2020 22:05
    Нравятся такие статьи. Спасибо)
    а мне вот это фото понравилось - мастеровые у реанимированного двигла. Особая порода.

    А всякие женоподобные глисты, занятые блогами, фитнесом и пересчётами скрепок в офисах, считают их лузерами с грязью под ногтями.
    ...в гаражах моего детства такие люди были легендами... hi
    1. +3
      5 июня 2020 04:26
      Вал инерционного стартера, даже сохранился. Интересно, многие ли знают что движки по 700 лошадиных сил , могли заводится с "кривого стартера"
      1. +2
        5 июня 2020 13:27
        узнал про такие стартеры , от напарника фронтовика . он после войны на Кубинке служил , от него и про Кубинку узнал . напарник Черняк Александр !работали на зд ТХСМ , Ташкент 1982г
      2. +2
        5 июня 2020 23:27
        Цитата: Вольный ветер
        Интересно, многие ли знают что движки по 700 лошадиных сил , могли заводится с "кривого стартера"

        Messerschmitt Bf109
        1. 0
          9 июня 2020 19:32
          и в принципе недолго они "кривой" крутили,каких то 30 секнуд
          1. 0
            9 июня 2020 21:10
            Цитата: свой1970
            и в принципе недолго они "кривой" крутили,каких то 30 секнуд
            Не знаю как у Мессера, а АН-2 электростартером раскручивает маховик, где-то такое же время (если я правильно помню, так как заводил его давненько, ещё в школе юных авиаторов)
  12. +1
    5 июня 2020 04:42
    Интересен факт попадания посторонних предметов в цилиндры, что аж клапаны погнуло, как они туда попали. И вывод о ненадежности двигателей. Сыпануть горсть щебня в движок , и говорить что он ненадежный, причем на нем и покатались в Кубинке.
  13. +2
    5 июня 2020 11:19
    Не могу понять.Кто то писал что блок цилиндров для нашего дизеля был"уникальным"и немцы ничего подобного сделать не могли...А тут уже вроде как на Майбахе алюминевый был...
    1. 0
      5 июня 2020 13:53
      Какая разница из чего блок. Только в массе. Впоследствии стали делать чугунные и наши и немцы. Так же фашисты и дизели делали весьма достойные, те же Х-образные. Только посчитали что лучшее враг хорошего. А так в этих движках, ничего особо сверх технологичного не увидел, ну движок и движок.
    2. 0
      15 июня 2020 00:31
      Цитата: Евгений1976
      Кто то писал что блок цилиндров для нашего дизеля был"уникальным"

      Наш танковый дизель создавался вместе с теми двигателями, что должны были применяться в авиации, поэтому по-максимуму были между собой унифицированы. В том числе и силуминовый блок цилиндров.
  14. +1
    5 июня 2020 12:00
    когда мы прекратим говорить "наше, их"?
    нет этого, есть "техника и её прогресс", который двигают конкретные личности.
    Перед ВОВ сколько наших спецов было в Германии? сколько они увидели нового, интересного!
    Сколько образцов было куплено? потом разобрано, проанализировано, применено у себя?
    Без счету.
    И производили всё сами. И были ГОРДЫ за себя и за страну...
    А сегодня? кроме чипирования меховых изделий и всего прочего - нечем вспомнить деятельность предыдущего председателя Правительства! а сегодня чипы собираются вставить в ….для чего? задайте и ответьте на этот вопрос сами...
    а что сегодня сами производим? покупаем у "китайских друзей", на другое - денюх нет!
    Как-то так.
    Был на ЗиЛе не раз, в т.ч. в закрытых цехах, общаться приходилось с разным кругом специалистов.
    Территория просто огромная, в центре мегаполиса, вот и ответ - почему умер ЗиЛ. Об этом уже упоминали выше.
  15. +4
    5 июня 2020 12:43
    Я вот на что обратил внимание:
    Одним из первых источников, из которого советские инженеры и военные узнали о тонкостях исполнения мотора, стал «Вестник танковой промышленности». В материале «Немецкие танковые двигатели» старший лейтенант-техник Чистозвонов рассматривает эволюцию танковых силовых установок противника.

    Насколько был организован обмен научно-технической информацией... "Вестник танковой промышленности" (!). Сейчас есть такой журнал? Наверняка и другие профильные журналы были. Старший лейтенант (!) пишет обзор эволюции вражеских танковых двигателей.
    Покажите мне сейчас старшего лейтенанта из профильного НИИ, который напишет обзор двигателей Леопардов, Абрамсов, Меркав и т.д.
    1. +2
      5 июня 2020 13:32
      таких старлеев , не будет у России очень долго !!!
    2. 0
      5 июня 2020 13:42
      Леопарды , Меркавы двигатель один и тот же.
    3. 0
      5 июня 2020 13:58
      Звания технических работников и некоторых других не коррелировались со стандартными войсковыми званиями. Например, майор НКВД имел "вес" немногим уступающий генералу ВС. Или звания железнодорожников. Там в войну вообще была отдельная каста. Это примитивный пример, но смысл ясен.
      1. +1
        5 июня 2020 15:35
        Я понимаю, что этот старший лейтенант мог быть взрослым дядей-инженером из запаса. Но много ли сейчас таких есть? А я ещё помню журнал "Военная мысль" в котором печатались всякие интересные статьи.
    4. 0
      9 июня 2020 19:35
      Цитата: Таврик
      Покажите мне сейчас старшего лейтенанта из профильного НИИ, который напишет обзор двигателей Леопардов, Абрамсов, Меркав и т.д.
      -для этого надо как минимум - сжечь сотню-другую Леопардов и Абрамсов, да еще и на нашей территории
  16. 0
    5 июня 2020 16:26
    HL 230 немцы создали буквально на бегу. Поэтому у него и было не мало недостатков. Майбах вел и другие интересные и перспективные разработки. Времени на реализацию всего этого немцам уже не хватило. И дизельные танковые двигатели Майбах так же разрабатывал.
    .
    http://alternathistory.com/razrabotka-tankovih-dvigatelei-firmy-maybach-v-1930-1940-e-gody/
    :
    1. 0
      7 июня 2020 15:10
      Немцы и ядерные реакторы строили, а толку? Ни времени ни средств на доводку уже не было.
      1. 0
        10 июня 2020 16:48
        Цитата: Jager
        Немцы и ядерные реакторы строили, а толку? Ни времени ни средств на доводку уже не было.


        Не только времени и средств не было.
  17. +1
    5 июня 2020 18:06
    Как то корявенько статья написана.
    В погоне за мощностью пришлось уменьшать межцилиндровое расстояние
    и тут же
    увеличения рабочего объема цилиндров при неизменных размерах блока.
    .
    Можно предположить, что установили гильзы с увеличенным внутренним и наружным диаметром, вследствии чего расстояние между стенками цилиндров при неизменном межцилиндровом расстоянии уменьшилось, но автор пишет
    мы помним, что немцы на модели HL 230 увеличили рабочий объем танкового мотора простой расточкой цилиндров и утончением стенок до 3,5 мм.
    то есть внутренний диаметр гильз увеличили, а наружный, следовательно и расстояния между наружными стенками гильз остались прежними.
    Возьмем к примеру ЗИЛовскую восьмерку. Я начинал работу мастером ремонтного участка на автобазе. Так ребятишки с военнизированной колонны (ЗИЛ 130) ездили в АТП, покупали гильзовку с ЛиАЗов (ураловскую) и ставили
  18. +1
    5 июня 2020 19:58
    ЗИЛ жалко. Один из лучших заводов СССР.
  19. +1
    5 июня 2020 20:42
    Интересная статья!
  20. 0
    5 июня 2020 22:04
    ....... Немцы вынесли радиаторы и вентиляторы системы охлаждения в отдельные отсеки, заливаемые водой, в то время как сам HL 230 и на «Тигре», и на «Пантере» был герметизирован. ...

    На современных Леопардах они применяют ту же систему. Минус: применяемые ими кольцеобразные радиаторы имеют плохой КПД, а на привод вентиляторов охлаждения у мотора отбираются более 200-от л.сил.

    1. 0
      15 июня 2020 00:18
      Вы представте себе, на такой вентилятор подать 100 л.с.. Лопатки отлетят. Не отлетят так воздух греть будут. Не верю. 200 л.с. это может быть турбонаддув.
      1. 0
        15 июня 2020 00:25
        Цитата: alien308
        Вы представте себе, на такой вентилятор подать 100 л.с..

        Мне попадались именно такие цифры. К примеру, Т-90 первых модификаций на систему охлаждения расходовал 90 лошадок, на новых 75.
        1. 0
          15 июня 2020 00:35
          Так в 90 не 200. Конструкция конечно дуболомная радикомпактности на всё готовы.
          1. 0
            15 июня 2020 00:41
            Цитата: alien308
            Так в 90 не 200.

            Так и двигатель чуть слабее, при более производительных радиаторах.
            Повторюсь, те, что стоят на Леопарде с плохим КПД (или охлаждающая поверхность недостаточной площади?). Да и если послушать звук мотора Леопарда, свист вентиляторов очень хорошо слышен, у нашего же слышен рокот двигателя и чуть, турбину. Свиста вентилятора охлаждения не слышно совсем.
            Кстати сказать, на Меркаве стоит движок от того же Леопарда, но мощность искусственно занижена, так как с их компоновкой не смогли обеспечить ему приемлемое охлаждение, поэтому, что бы избежать перегрева, и снизили мощность.
            1. 0
              15 июня 2020 00:54
              Навскидку плохое КПД по причине малого диаметра канала в котором стоит вентилятор. Там воздух разгоняется до большой скорости. Так компактнее. Но в серии потихоньку можно было вылизать аэродинамику. В вентиляции те же немцы много делают интересного для повышения КПД. Некоторые покупают немецкий вентилятор с большой производительностью, а он низконапорный, оказывается всё остальное тоже надо делать по немецки.
              1. 0
                15 июня 2020 01:06
                Цитата: alien308
                по причине малого диаметра канала в котором стоит вентилятор.

                Наверное так. У нас, когда на объект 187 поставили движок в 1200 лошадок, пришлось и площадь радиатора добавлять + второй вентилятор ставить, один (как на т72-90) уже не справлялся, а он размерами покрупнее Леопардовского будет:
                На заднем бронелисте две крышки под которыми крепления вентиляторов.
  21. 0
    11 июня 2020 17:26
    Какой маленький мотор!!!