Сверхмалые подлодки семейства «Тритон»

43
Сверхмалые подлодки семейства «Тритон»

Носитель водолазов "Тритон" на транспортировочной тележке. Фото Deepstorm.ru

В 1957 г. в нашей стране начались работы по созданию т.н. групповых подводных носителей – сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) семейства «Тритон». Такая техника предназначалась для боевых пловцов и должна была обеспечивать патрулирование, выполнение разведывательно-диверсионных операций и т.д. За несколько лет в рамках этого семейства создали три типа техники.

Первый «Тритон»


История семейства «Тритон» начинается в 1957 г., когда профильные НИИ министерства обороны начали проработку облика перспективных средств передвижения водолазов. В апреле следующего года ленинградское ЦКБ-50 получило заказ на создание носителя водолазов «НВ». Уже в августе на Каспийском море прошли испытания опытного «НВ», по результатам которых проект продолжили. Тогда же появился шифр «Тритон».



Испытания и доводка «Тритона» продолжались до конца 1959 г., после чего его приняли на вооружение и поставили в серийное производство. Достаточно быстро НВ «Тритон» поступили в распоряжение спецчастей всех флотов и были освоены личным составом. В ходе различных учений боевые пловцы неоднократно показывали все преимущества такой техники. Она облегчала патрулирование, выход в заданный район с грузом и т.д.


"Тритон-1М" на суше. Фото Russianarms.ru

«Тритон» отличался крайней простотой конструкции. Он имел цилиндрический легкий корпус с герметичными носовым и кормовым отсеками. В носу находилась батарея аккумуляторов Т-7, в корме – электродвигатель мощностью 2 л.с. с винтом в поворотном кольцевом насадке. Центральный отсек предназначался для двух водолазов в гидрокостюмах и с аквалангами. Отсек выполнили «мокрым» и прикрыли легким прозрачным фонарем.

Длина «Тритона» составляла 5,5 м при диаметре 700 мм. Масса – 750 кг. Подводная скорость не превышала 2,3-2,5 узла, дальность – 8-10 морских миль. Глубина погружения ограничивалась 35-40 м и зависела от физических возможностей водолазов. СМПЛ / НВ нового типа могла доставлять в заданный район двух водолазов и небольшие грузы, такие как мины для проведения диверсий.

Проект 907


Новый этап работ начался в 1966 г. и велись в Центральном проектном бюро «Волна». Первым их руководителем был Я.Е. Евграфов. Параллельно велась разработка двух проектов – «907» и «908» с разными техническими особенностями и возможностями. Их реализовали и довели до производства почти одновременно.

Эскизный вариант пр. 907 «Тритон-1М» был готов в 1968 г. Технический проект завершили в 1970-м, после чего ленинградский Ново-Адмиралтейский завод (ныне «Адмиралтейские верфи») приступил к строительству головной лодки. Испытания новой СМПЛ стартовали в 1972 г. и продолжались несколько месяцев. После этого завод получил заказ на серийное строительство. ВМФ пожелал получить 32 единицы новой техники.


Схема подлодки. Рисунок Russianarms.ru

Лодка «Тритон-1М» строилась в каплевидном непрочном корпусе, разделенном на отсеки разного назначения. Носовая часть корпуса вмещала двухместную кабину для водолазов «мокрого» типа, прикрытую прозрачным фонарем. В распоряжении экипажа имелись гидроакустическая станция МГВ-3, средства навигации, автомат движения по курсу и радиостанция.

Центральный герметичный отсек вмещал серебряно-цинковые батареи СЦ-300; в «сухой» корме установили электродвигатель П32М мощностью 4,6 л.с. Двигатель вращал винт в поворотной кольцевой насадке, обеспечивавшей управление по курсу.

СМПЛ длиной 5 м и шириной/высотой менее 1,4 м имел полное водоизмещение 3,7 т. Маломощный двигатель обеспечивал разгон до 6 узлов, батареи давали дальность хода в 35 миль. Глубина погружения осталась на уровне 40 м. Автономность при работе ограничивалась 7,5 часа. При необходимости «Тритон-1М» мог оставаться на грунте до 10 суток, после чего продолжать движение.

Проект 908


Вместе с «Тритоном-1М» в ЦПБ «Волна» создавался более крупный подводный аппарат пр. 908 «Тритон-2». За счет увеличенных размеров он должен был перевозить большее количество пловцов. Кроме того, удалось получить более высокие ходовые характеристик и иные преимущества перед менее крупными СМПЛ.


Приборная панель в кабине. Фото Zonwar.ru

Макетный образец будущего «Тритона-2» построили в 1969 г на заводе «Красный металлист». Проектные работы завершились в 1970 г., и в следующем 1971-м полная документация отправилась на Ново-Адмиралтейский завод. Более крупная и сложная подлодка строилась достаточно долго, испытания начались только в 1974 г. После их завершения началось серийное производство.

«Тритон-2» внешне походил на «обычную» подлодку: предусматривался легкий корпус большего удлинения с выраженной надстройкой и небольшой рубкой. Носовой отсек корпуса с постом экипажа выполнялся прочным, за ним разместили герметизированный приборный отсек с аккумуляторной ямой. Корму отдали под прочный отсек для водолазов и объем для электродвигателя.

Интересной особенностью пр. 908 было наличие прочных герметичных отсеков для водолазов. Носовой отсек являлся кабиной экипажа и вмещал двух человек со снаряжением, в кормовом имелось четыре места. Две кабины при погружении заполнялись водой и герметизировались. Вне зависимости от глубины погружения, водолазы испытывали постоянное минимальное давление. Люки в верхней части позволяли выходить из лодки и возвращаться на борт. В распоряжении экипажа имелись гидроакустические станции МГВ-11 и МГВ-6В, а также навигационный комплекс с необходимыми приборами.


СМПЛ "Тритон-2" на транспортировочном прицепе и ее экипаж. Фото Russianarms.ru

Длина «Тритона-2» достигала 9,5 м при ширине ок. 1,9 м. Полное водоизмещение – 15,5 т. Электродвигатель П41М мощностью 11 л.с. и винт в насадке обеспечивали скорость до 5,5 узла. Дальность плавания – 60 миль, автономность – 12 ч.

Серийное производство


В 1958 г. завод №3 в Гатчине построил два опытных «Тритона» первой версии. В 1960-м заложили первую серийную лодку. Строительство серии продолжалось до 1964 г. В общей сложности собрали 18 ед. техники, включая прототипы. Их передали заказчику в 1961-65 гг.

Через несколько лет началось строительство улучшенных СМПЛ пр. 907. Первые два «Тритона-1М» вошли в состав ВМФ СССР 30 июня 1973 г. Затем имел место некоторый перерыв, после чего началось массовое строительство с регулярной сдачей техники заказчику, причем в значительных количествах. Так, в декабре 1975 г. флоту передали сразу семь подлодок.

Строительство СМПЛ пр. 907 продолжалось до середины 1980 г. В августе заказчик принял последнюю партию из шести единиц. В общей сложности было построено 32 «Тритона-1М». Лодки отправились служить в составе всех основных флотов ВМФ СССР. Им присваивались бортовые номера вида «В-482», «В-526» и т.д., без сплошной нумерации.


Схема лодки пр. 908. 1 - моторный отсек; 2 - кормовая кабина; 3 - аккумуляторы; 4 - приборный отсек; 5 - кабина экипажа; 6 - системы управления; 7 - гидроакустическая станция. Рисунок Russianarms.ru

Головной «Тритон-2» достроили в 1972 г., а испытания продолжались до 1975-го. Проверки и доводка заняли достаточно много времени, из-за чего следующую СМПЛ спустили на воду только в 1979 г. Годом позже она пополнила состав флота. В 1980-85 гг. со стапелей сошла дюжина лодок. Готовую продукцию принимали парами; соответствующие мероприятия проходили нерегулярно, с промежутками в несколько месяцев.

В общей сложности построили 13 СМПЛ пр. 908 – одну головную и 12 серийных. Поступив в состав всех основных флотов, лодки получили бортовые номера от В-485 до В-554. Нумерация вновь не была сплошной, а диапазоны номеров СМПЛ двух типов перекрывались.

«Тритоны» на службе


Сверхмалые подлодки трех проектов предназначались для транспортировки боевых пловцов – с целью обеспечения решения широкого круга задач. С помощью такой техники водолазы должны были выполнять патрулирование охраняемых акваторий портов и рейдов, выполнять охрану районов от боевых пловцов противника, проводить обследование морского дна и обеспечивать обслуживание подводных сооружений. Кроме того, «Тритоны» могли использоваться в разведывательных и диверсионных операциях для доставки и эвакуации личного состава.

В зависимости от характера операции, «Тритоны» могли действовать самостоятельно или с судном-носителем. В первом случае обеспечивалась только работа возле пункта базирования, а носитель мог доставить СМПЛ в любой заданный район.


Подлодка-памятник в г. Владивосток. Фото Wikimedia Commons

К сожалению, ввиду особого характера службы боевых пловцов и их техники, подробные сведения об эксплуатации СМПЛ «Тритон», а также пр.907 и 908 отсутствуют. Можно лишь предполагать, что такая техника не простаивала без дела и постоянно эксплуатировалась – в первую очередь, с целью охраны акваторий.

По известным данным, активная эксплуатация лодок «Тритон» продолжалась до середины семидесятых годов, когда появились более новые и удачные образцы. Непосредственной заменой для них стали СМПЛ «Тритон-1М». Они оставались в строю до рубежа восьмидесятых-девяностых годов. В этот период, ввиду выработки ресурса и недостатка финансов, флот был вынужден списать все или почти все такие СМПЛ. Впрочем, по некоторым данным, отдельные экземпляры продолжали службу едва ли не до двухтысячных годов. «Тритоны-1М» могли сохраниться в составе флотов России, Украины и Азербайджана.

«Тритон-2» использовались дольше, до конца девяностых. Однако специфическая обстановка в вооруженных силах и выработка ресурса сделали свое дело, и лодки пришлось списать. Не исключается возможность сохранения отдельных СМПЛ в составе флотов трех стран, хотя это маловероятно.


Осовремененный вариант пр. 907. Графика СПМБМ "Малахит" / malachite-spb.ru

Насколько известно, носители водолазов «Тритон» не сохранились. Большая часть списанных СМПЛ «Тритон-1М» тоже пошла на утилизацию, но уцелело не менее 7 ед., сейчас они являются памятниками или находятся в музеях. Возможно, в будущем число таких образцов увеличится. Также экспонатами и памятниками стали 5 ед. «Тритон-2». Часть лодок-памятников доступна для общественности, другие находятся на закрытых территориях.

Перспективы направления


В 1974 г. ЦПБ «Волна» вошло в состав вновь образованного СПМБМ «Малахит», и эта организация занялась конструкторским сопровождением «Тритонов» двух типов. В новейшее время «Малахит» продолжил развитие направления и предлагает заказчикам два варианта модернизированных СМПЛ.

Современный проект 09070 «Тритон-1» предусматривает доработку базового пр. 907 с перестройкой исходной конструкции и применением современных компонентов. В частности, использованы более компактные аккумуляторы и электродвигатель. Улучшенный вариант лодки пр. 09080 «Тритон-2» отличается иной компоновкой аккумуляторных и обитаемых отсеков, а также применением современных агрегатов.


Вариант развития пр. 908. Графика СПМБМ "Малахит" / malachite-spb.ru

Материалы по новым пр. 09070 и 09080 регулярно появлялись на различных выставках, но сведения о реальных заказах пока отсутствуют. Вероятно, СМПЛ не привлекают внимания потенциальных покупателей.

Хотя «Тритоны» первых трех проектов были списаны и в основном утилизированы, спецчасти ВМФ не остались без особой техники. В начале прошлого десятилетия на вооружение поступил новый погружающийся катер-носитель водолазов пр. 21310 «Тритон-НН» разработки ЦКБ «Лазурит». В отличие от предшественников, он сочетает качества подлодки и скоростного надводного судна. Кроме того, катер несет набор различного современного оборудования. Таким образом, развитие направления носителей водолазов / сверхмалых подлодок продолжается, но теперь в его основе лежат принципиально новые идеи.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    8 июня 2020 18:10
    распределённые системы вооружения имеют большую живучесть, а значит с большей вероятностью могут выполнить свою функцию...
    1. -1
      8 июня 2020 18:24
      Поправка: распределённые системы управления вооружением...
  2. +3
    8 июня 2020 18:13
    Спасибо , очень познавательно, жаль о боевом применении этих лодок мы узнаем не скоро.
    1. +1
      8 июня 2020 19:42
      Почитайте Сергей Москвин "Морские дьяволы",серия "Спецназ".Понятно что беллетристика,но автор сам из спецур,а как известно каждая сказка имеет основу из реальности.
  3. 0
    8 июня 2020 18:15
    На таких маленьких ПЛ можно отработать новый движитель.
  4. -1
    8 июня 2020 18:51
    Применение подлодки Тритон описано в одной из книжек Бушкова в серии книг о Мазуре.
    Из текста книжки видно, что Бушков имел туманное представление о реальной конструкции лодки.
    Одна фраза о том, что двигатель миниподлодки не завёлся из за плохой солярки чего стоит:)
    1. +2
      8 июня 2020 19:16
      Цитата: Avior
      Применение подлодки Тритон описано в одной из книжек Бушкова в серии книг о Мазуре.
      Из текста книжки видно, что Бушков имел туманное представление о реальной конструкции лодки.
      Одна фраза о том, что двигатель миниподлодки не завёлся из за плохой солярки чего стоит:)

      У Бушкова много ляпов , но читать интересно ...
      1. 0
        9 июня 2020 19:06
        ...а это точно Бушков а не Корецкий ???..я что-то не припоминаю у него этот эпизод...не упомяните а в какой именно из книг серии Пиранья упоминалась СМПЛ Тритон ???
        1. 0
          9 июня 2020 19:11
          Цитата: WapentakeLokki
          не упомяните а в какой именно из книг серии Пиранья упоминалась СМПЛ Тритон ???

          Цитата: WapentakeLokki
          не упомяните а в какой именно из книг серии Пиранья упоминалась СМПЛ Тритон ???

          Название не помню , но там он в Йемене был и соответственно через Баб-эль Мандеб гонял на ответку к амерам на другом берегу
    2. -2
      9 июня 2020 00:39
      Это Вы соврамши. Не было там слов о солярке.
      1. +1
        9 июня 2020 00:57
        Что-то с зажиганием, определенно. Повторять попытки можно до рассвета. Но «Тритон» – не «Запорожец», капот ему не поднимешь, в мотор не залезешь, с гаечным ключом не приладишься. Любой ремонт возможен только на базе, а без аппарата до базы по морю не доберешься. Тридцать километров в аквалангах… Нереально. А до рассвета не так уж далеко, противник может нагрянуть и раньше. Мать твою за ногу, может, загвоздка в том, что отошла паршивая клемма, или дрянная солярка эль-бахлакского происхождения подвела[i][/i]…

        Дружище, вежливость- хорошее качество....
        1. 0
          9 июня 2020 10:06
          Да и "зажигание" с "соляркой" как то не очень взаимосвязаны.Я про "ляпы"...
        2. 0
          12 июня 2020 11:20
          Не нравится "соврамши"? Извините. Скажу нафантазировали или запямятовали. Только лучше избегать утверждений, если не помнишь точно.
          1. -1
            12 июня 2020 11:58
            Вы цитату то мою из Бушкова прочитали? smile Я там жирным нужное место выделил.
            1. 0
              15 июня 2020 10:50
              Да, Вы правы. Погуглил. Приношу извинения. Странно, что пропустил такой ляп у Бушкова. А может тот "Тритон" имел двигательную установку хитро-замкнутого цикла? wassat
              Впрочем, у всех ляпы бывают. Даже горячо любимый мной Николай Леонов, бывший мент, в цикле детективов о Льве Гурове, пару раз писал, как герой передергивает затвор пистолет, а уж потом снимает его с предохранителя.
    3. +1
      9 июня 2020 13:20
      Одна фраза о том, что двигатель миниподлодки не завёлся из за плохой солярки чего стоит:)

      Фраза правильная. На аппаратах, в частности, используют разгруженные, как двигатели, так и батареи.
      На самом деле, двигатели и батареи устанавливают в герметичные корпуса, заливают соляркой и одевают резиновую крышку. В результате, матчасть герметична, разгружена по давлению (резиновая крышка "дышит" при погружении-всплытии).
      Почему солярка оказалась плохой? Наверное причин много, а может быть не соблюли требование к этой солярке, она должна быть "зимняя".
      1. -1
        9 июня 2020 14:04
        Про зажигание точно ляп.
        а что касается солярки
        Центральный герметичный отсек вмещал серебряно-цинковые батареи СЦ-300; в «сухой» корме установили электродвигатель П32М мощностью 4,6 л.с.

        можете дать ссылку на описание конструкции, где будет написано о заполнении соляркой?
        нигде такого не видел. вы уверены?
        Если крышка дышит, то давление передается на корпус аккумулятора.
        Да и другие вопросы возникают. Как, например, двигатель работает без смазки подшипников валов?
        1. 0
          9 июня 2020 15:26
          Если крышка дышит, то давление передается на корпус аккумулятора

          аккумулятор не герметичный (разгруженный)! Хоть удавись :о)
          Э, поясню. Описывал техрешения для глубоководных аппаратов (подводный аппарат - до 500 м, глубоководный - ниже 500). Так вот, в начальной школе объясняли, что вода несжимаема. При погружении на несколько километров, нормально она жмётся. Вот для этого случая матчасть и разгружается.
          С движками вопрос. Ротор в солярке, контакт щётки с коллектором актуален.
          Ежели "в «сухой» корме установили электродвигатель", то вопрос не проникновения воды внутрь тоже решён оригинально
          1. -2
            9 июня 2020 15:46
            не герметичный аккумулятор- соляра внутрь попадает?
            Нигде не нашел, что допускается работа двигателя П32М со степенью защиты IP23 в среде соляры. Вы где-то такое видели? дайте ссылку, не нашел ни в одном справочнике.
            вы и правда думаете, что эта лодка погружается на несколько километров? если нет, то зачем странный пример?
            Ответьте, пожалйста, прямо- про соляру- это ваши догадки, или можете ссылку дать на описание, где об этом прямо написано?
            А то предмета обсуждения нет.
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              9 июня 2020 20:06
              http://militaryrussia.ru/blog/topic-576.html
              1. -1
                12 июня 2020 12:05
                Там совсем другой аппарат, про соляру ни слова.
                Если вы прочли там про погружение двигатели, то это двигатели специальной конструкции, П32м к ним не относится.
  5. +2
    8 июня 2020 18:56
    Автор ещё пропустил последнюю советскую разработку- сверхмалые лодки пр865 Пираньях.
    Сделали в количестве 2 штук, одна из них снималась в фильма Особенности национальной рыбалки.
  6. 0
    8 июня 2020 19:01
    главная проблема специальных средств доставки - то что в ВМФ СССР их применяли со специальных носителей (под которые флот отдавал как правило "на те боже, что нам негоже" … в итоге получались носители "золотых" спецов и техники в виде "ревущих коров" (и т.п.)
  7. +1
    8 июня 2020 19:18
    Спасибо. Интересная статья.
  8. +2
    8 июня 2020 19:27
    «Тритон-1М» в балаклавском подземном музейном комплексе. Сосед у него забавный - спускаемая капсула корабля "Союз")
    1. 0
      9 июня 2020 07:28
      Тот же зал в 2016, капсулы "Союза" не было
      1. 0
        9 июня 2020 14:04
        А теперь есть)
        1. 0
          9 июня 2020 14:21
          Интересно каким боком это имеет отношение к базе подводных лодок? wink
        2. 0
          9 июня 2020 14:28
          Вообще от музея остались впечатления какого то эрзаца, все обшарпанное и неухоженное. Вот хоть эта мина, ржавчина лезет наружу, может сейчас что то изменилось?
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            9 июня 2020 14:35
            В 2019 уже было более-менее пристойно. Вы наверное в "переходной" период попали))))
            1. 0
              9 июня 2020 15:00
              Да в 15 - 16 годах работали в Крыму, газопровод тянули. Ну и ездили соответственно везде и всюду. Хотя до этого приезжал в Крым на отдых, а тут почти год! Где только не были.
  9. +2
    8 июня 2020 20:40
    Интересной особенностью пр. 908 было наличие прочных герметичных отсеков для водолазов. Носовой отсек являлся кабиной экипажа и вмещал двух человек со снаряжением, в кормовом имелось четыре места. Две кабины при погружении заполнялись водой и герметизировались. Вне зависимости от глубины погружения, водолазы испытывали постоянное минимальное давление. Люки в верхней части позволяли выходить из лодки и возвращаться на борт.


    Автор, а позвольте уточнить, каким образом реализовывалось открытие люка на некоторой глубине? Для чего сделано затопление и последующая герметизация отсеков понятно. Вода практически несжимаема и внешнее давление не будет воздействовать на экипаж. Но открыть люк при разнице давлений даже в 1 атм. можно будет только с помощью мощного сервопривода. И такая «мгновенная» компрессия может о-о-очень негативно сказаться на здоровьи экипажа. А выравнивание давления с помощью забортного клапана вызывает вопрос о конструкции этого клапана. Ведь при выранивании давлений нужно делать это самое выравнивание постепенным, что довольно просто в случае с газами и совсем непросто в случае с жидкостями. Помните к чему приводит попытка «сжать» в цилидре ДВС жидкость? Так и здесь, при изменении микроскопического объема давление будет меняться на огромные величины. Ну и остаётся вопрос о прохождении декомпрессии.членами экипажа, отработавшими на неких глубинах.

    ЗЫ Я вовсе не стебусь. Мне действительно интересно. Может быть автор просмотрит материалы, использованные при написании статьи и дополнит картину? what
    1. 0
      9 июня 2020 20:08
      Цитата: КСВК
      Интересной особенностью пр. 908 было наличие прочных герметичных отсеков для водолазов. Носовой отсек являлся кабиной экипажа и вмещал двух человек со снаряжением, в кормовом имелось четыре места. Две кабины при погружении заполнялись водой и герметизировались. Вне зависимости от глубины погружения, водолазы испытывали постоянное минимальное давление. Люки в верхней части позволяли выходить из лодки и возвращаться на борт.


      Автор, а позвольте уточнить, каким образом реализовывалось открытие люка на некоторой глубине? Для чего сделано затопление и последующая герметизация отсеков понятно. Вода практически несжимаема и внешнее давление не будет воздействовать на экипаж. Но открыть люк при разнице давлений даже в 1 атм. можно будет только с помощью мощного сервопривода. И такая «мгновенная» компрессия может о-о-очень негативно сказаться на здоровьи экипажа. А выравнивание давления с помощью забортного клапана вызывает вопрос о конструкции этого клапана. Ведь при выранивании давлений нужно делать это самое выравнивание постепенным, что довольно просто в случае с газами и совсем непросто в случае с жидкостями. Помните к чему приводит попытка «сжать» в цилидре ДВС жидкость? Так и здесь, при изменении микроскопического объема давление будет меняться на огромные величины. Ну и остаётся вопрос о прохождении декомпрессии.членами экипажа, отработавшими на неких глубинах.

      ЗЫ Я вовсе не стебусь. Мне действительно интересно. Может быть автор просмотрит материалы, использованные при написании статьи и дополнит картину? what

      Попробую описать как мне это представляется...
      Я так понял,что Вас озадачило открытие люка на глубине.Конечно,надо сравнять давления внутри и снаружи.Простейшая конструкция клапана: труба(цилиндр) один конец которой снаружи,другой,соответственно,внутри герметичного корпуса.Внутри поршень на резьбовом штоке.Продольное перемещение поршня возможно при повороте штока.Вращяем шток,перемещяем поршень внутрь,-наращиваем давление.С комфортной скоростью,успевая продуваться,чтобы избежать баротравмы уха.
      Можно травить сжатый газ из баллонов ПЛ(она же как-то регулирует плавучесть),или аквалангом "персонала". Правда они наверняка используют дыхательные аппараты замкнутых циклов,криоланги...)
      По декомпрессии...А что,будь " члены экипажа" без ПЛ,им быдекомпрессия не понадобилась ?:-)
      Напротив,если кабина ПЛ герметичная,как указано в статье,то это позволяет экипажу меньше времени находиться под избыточным давлением.Соответственно ,-экономить запас воздуха(или дыхательной смеси),и уменьшать время декомпрессии(оно,кроме других факторов, зависит от времени проведённого на глубине(под избыточным давлением).
      Видимо,Вы этого не учли когда писали:"Для чего сделано затопление и последующая герметизация отсеков понятно"...
  10. 0
    8 июня 2020 21:15
    Еще до войны ОсТехБюро создал миниподлодку "Пигмей".Фото были найдены в итальянских архивах.Сама субмарина была обнаружена дайверами недалеко от Феодосии,где затонула в ходе буксировки. на глубине 40 м.
    В СССР документация либо не сохранилась( в ходе репрессий ), либо до сих пор засекречена.
    1. 0
      8 июня 2020 22:08
      Аэроподводная лодка Пигмей.
      Но она была на телеуправлении, там стояла торпеда.
      Делали в двух разных корпусах, на вооружение не принимались, одна затонула при эвакуации, другая осталась в окуппированом Крыму.
      Конструктора перед войной расстреляли, поэтому все было засекреченным
      на ВО о ней
      https://topwar.ru/155979-bespilotnye-podvodnye-lodki-stalina.html


      на испытаниях

      https://www.simvolika.org/mars_128.htm
      hi
  11. +1
    8 июня 2020 23:28
    Отличный источник по истории сверхмалых подводных лодок (по крайней мере, для неспециалиста) книга А.Е. Тарас "Сверхмалые подводные лодки. 1914-2004", серия "Библиотека военной истории", Минск, изд. Харвест, 2004. Широчайших охват (Италия, Англия, Германия, Япония, СССР,..), подробное описание ряда операций, конструкции и многочисленные иллюстрации.
  12. 0
    9 июня 2020 01:32
    К вопросу о том " есть ли жизнь на Марсе ?"

    https://vpk.name/news/114759_horvatiya_otremontiruet_azerbaidzhanskie_podlodki.html#comm
  13. mvg
    -1
    9 июня 2020 04:07
    Спорим, Рябов автор. Такую хренотень только он способен сварганить
  14. 0
    9 июня 2020 10:07
    Тритон до сих пор есть на объект 820 в городе герое Севастополе.
  15. 0
    10 июня 2020 12:05
    Существенный минус-застывание гидравлики при температурах ниже +5.
    В 311 отряде ППДО на Камчатке с ним были проблемы.
    А там такая температура воды 9-10 месяцев в году.

    В Холуае разведка норм на них ходила.
    Фото оттуда.
    1. 0
      10 июня 2020 12:11
      Фото....Холуай.
      1. +2
        10 июня 2020 12:13
        Еще из каталога вооружений.

  16. 0
    2 сентября 2020 14:14
    В Находке были два Тритона -2. Базировались у пограничников,в в/ч 2306.Первый пришёл в 1976 году,второй- на следующий год. Второй скоро посадили на камни,так и лежал в части на берегу,зияя дырой в стеклопластиковом корпусе. С другим,тоже беда случилась. Во время выхода у диверсанта упал резиновый ранец,он потянулся поправить - лодка получила дифферент на нос под 70 градусов и втыкнулась в песок на глубине под сотню метров.Пришлось ребятам всплывать методом свободного всплытия. При этом погиб штурман. Вроде,Виктором его звали. Тело не нашли. . А командира - пилота после помнинок забрали в ,,контору",он пьяный в усмерть в автобусе плакал и всем рассказывал про гибель друга. Лодку месяца через два подняли,и полгода ждали новый двигатель и аккумы.Отремонтировали,и где -то год она ходила,но,уже без ,,пассажиров".