«Лады» будут строиться
Было объявлено, что судьба дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада» наконец решена. После нескольких лет, в течение которых этот проект находился в подвешенном состоянии – причиной тому были неудачи головной лодки «Санкт-Петербург» – было принято решение продолжить строительство. При всех неудачах и проблемах исходного проекта, военные и судостроители еще несколько лет назад пришли к выводу о необходимости исправления всех ошибок и продолжении строительства лодок. Стоит отметить, что военные моряки давно имели виды на проект 677. Однако проблемы с энергетической установкой головной лодки проекта «Санкт-Петербург» вынудили их изменить свои планы. Сначала пришлось увеличивать сроки, предназначенные для испытаний – в конечном итоге они сдвинулись почти на шесть лет. В 2009 году военные приняли решение брать «Санкт-Петербург» только в опытную эксплуатацию. Причиной того были неустраненные проблемы с энергоустановкой и рядом других систем. В то время сообщалось, что энергетические агрегаты головной лодки проекта 677 не могут развить и трех четвертей расчетной мощности. Наконец, осенью 2011 года было объявлено о прекращении доводки существующего проекта. За «Санкт-Петербургом» закрепили статус экспериментальной лодки и предложили использовать для отработки новых технологий, в том числе и, по слухам, воздухонезависимой энергоустановки (ВНЭУ).
Вскоре после сообщений об окончании доводки субмарины стало известно, что будет предпринята попытка улучшить проект 677 с учетом собранной информации. Однако сроки и подробности этого улучшения прошлой осенью не назывались. Несколько месяцев спустя главком ВМФ В. Высоцкий рассказал о существовании опытной воздухонезависимой энергетической установки, которую в будущем, возможно, будут устанавливать на новые дизель-электрические подлодки. Одновременно с этим генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» А. Дьячков поделился информацией о начале работ в направлении совершенствования проекта 677. Самые последние новости, озвученные вице-адмиралом Чирковым, говорят о том, что обновленный проект 677 (новое его название пока не упоминалось) уже готов и утвержден руководством военно-морского флота.
Вполне вероятно, что конструкторы «Рубина» уже справились с задачей оснащения проекта 677 воздухонезависимой энергоустановкой. Стоит сказать, что некая перспективная ВНЭУ для отечественных дизель-электрических подлодок является довольно интересным, но пока малоизвестным проектом. Кроме того, имеющаяся информация говорит о весьма странной судьбе проекта. Как оказалось, ЦКБ «Рубин» в инициативном порядке не так давно провело испытания опытного образца на стенде, но в государственных документах начало разработки системы запланировано только на следующий 2013 год. Тем временем обновленный проект 677, который возможно имеет ВНЭУ, уже не только готов, но и утвержден командованием флота. Довольно странная и малопонятная ситуация. Будем надеяться, в дальнейшем руководства «Рубина» и флота озвучат сведения, которые прояснят ситуацию.
1 — выгородка основной антенны ГАК; 2 — носовая ЦГБ; 3 — 533-мм ТА; 4 — торпедопогрузочный люк; 5 — якорь; 6 — носовой (торпедный) отсек; 7 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 — выгородка вспомогательных механизмов; 9 — носовая АБ; 10 — ходовой мостик; 11 — прочная рубка; 12 — второй (центрального поста) отсек; 13 — центральный пост; 14 — главный командный пост; 15 — агрегатная выгородка РЭВ; 16 — выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 — третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 —кают-компания и камбузный блок; 19 — жилые помещения и медицинский блок; 20 — кормовая АБ; 21 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 — ДГ; 23 — выгородка вспомогательных механизмов; 24 — пятый (электромоторный) отсек; 25 — ГЭД; 26 — топливная цистерна; 27 — приводы кормовых рулей; 28 — линия вала; 29 — кормовая ЦГБ; 30 — кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 — обтекатель канала выхода ГПБА.
Проект 677 «Лада» является дальнейшим продолжением идеологии, заложенной в предыдущем проекте 877 «Палтус». По сравнению с «Палтусами», «Лада» имеет немного меньшие размеры и водоизмещение. При этом уменьшение массогабаритных параметров практически не сказалось на количестве вооружения. Это шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра, а также десять пусковых шахт для противокорабельных ракет. В ходе создания проекта 677 была предпринята попытка оснастить новые лодки обновленной энергетической установкой. Как показала практика, положительного результата добиться так и не удалось. Примерно такая же ситуация сложилась и с боевой информационно-управляющей системой «Литий»: она способна обеспечить значительное улучшение боевого потенциала каждой подлодки, но, тем не менее, требует доводки.
В целом, главенствует мнение, что улучшение проекта 677 следует вести по пути совершенствования электроники и энергетической установки. Что касается последней, то в настоящее время экспортный вариант «Лады» под названием «Амур-1650» участвует в конкурсе, объявленном министерством обороны Индии. Одним из требований индийских военных является наличие воздухонезависимой энергоустановки. «Амур-1650» оснащается таковой и потому представляет определенный интерес для зарубежных заказчиков. Объем контракта, который будет подписан по результатам тендера, оценивается почти в 12 миллиардов американских долларов. Вполне возможно, что именно из-за таких контрактов «Рубин» в свое время и начал разработку ВНЭУ. Если обновленный экспортный вариант проекта 677 окажется удачным, то Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» сможет с лихвой окупить все затраты на инициативную разработку ВНЭУ. Да и отечественный флот вряд ли откажется от подобных систем.
По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://lenta.ru/
http://ckb-rubin.ru/
Информация