Методы навигации крылатых ракет

Методы навигации крылатых ракет


Учитывая опыт боевого применения крылатых ракет, охватывающий шесть с половиной десятилетий, их можно рассматривать как зрелую и хорошо зарекомендовавшую себя технологию. За время их существования произошло значительное развитие технологий, используемых при создании крылатых ракет, охватывающих планер, двигатели, средства преодоления ПВО и системы навигации.

Благодаря технологиям создания, планера ракеты становились все более и более компактными. Теперь их можно разместить во внутренних отсеках и на внешних подвесках самолетов, корабельных пусковых установках трубного типа или торпедных аппаратах подводных лодок. Двигатели изменились от простых пульсирующих воздушно-реактивных двигателей через турбореактивные и жидкотопливные ракетные двигатели или прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД) к нынешней комбинации турбореактивных двигателей для дозвуковых тактических крылатых ракет, турбовентиляторных для дозвуковых стратегических крылатых ракет и прямоточных воздушно-реактивных двигателей или смешанных турбореактивных/ракетных конструкций для сверхзвуковых тактических крылатых ракет.


Средства преодоления ПВО возникли в 1960-х годах когда системы противовоздушной обороны приобрели большую эффективность. К ним относятся низкая высота полета с огибанием рельефа местности или полёт ракеты на предельно малой высоте над поверхностью моря с целью скрыться от радаров и все чаще форма повышающая малозаметность и радиопоглощающие материалы, призванные снизить радиолокационную заметность. Некоторые советские крылатые ракеты были также оборудованы передатчиками помех оборонительного назначения, призванных сорвать перехват зенитноракетных комплексов.

Наконец, за этот период значительно развилась и разнообразилась система навигации крылатых ракет.

Проблемы навигации крылатых ракет
Основной идеей всех крылатых ракет является то, что это оружие может быть запущено в цель вне пределов досягаемости систем противовоздушной обороны противника с целью не подвергать стартовую платформу ответной атаке. Это создает серьезные проблемы проектирования, первой из которых становится задача заставить крылатую ракету надежно переместиться на расстояние до тысячи километров в непосредственную близость к намеченной цели - и как только она будет находиться в непосредственной близости от цели, обеспечить боевой части точное наведение на цель чтобы произвести запланированный военный эффект.

Методы навигации крылатых ракет

Первая боевая крылатая ракета FZG-76/V-1


Первой боевой крылатой ракетой была немецкая FZG-76/V-1, более 8000 которых было применено, причем, в основном, по целям в Великобритании. Если судить по современным меркам то ее система навигации была достаточно примитивной: автопилот на базе гироскопа выдерживал курс, а анемометр расстояние до цели. Ракета выставлялась по намеченному курсу перед запуском и на ней выставлялось рассчетное расстояние до цели и как только одометр указывал, что ракета находится над целью, автопилот уводил её в крутое пикирование. Ракета обладала точностью в около мили и этого было достаточно для бомбардировки крупных городских целей, таких как Лондон. Главной целью бомбардировок было терроризирование гражданского населения и отвлечение воинских сил Великобритании от наступательных операций и направление их на выполнение задач ПВО.

Методы навигации крылатых ракет

Первая американская крылатая ракета JB-2 являющаяся копией немецкой V-1


В непосредственно послевоенный период США и СССР воссоздали V-1 и начали развитие своих собственных программ крылатых ракет. Первое поколение театра военных действий и тактического ядерного оружия вызвало создание крылатых ракет серии Regulus ВМС США, серии Mace/Matador ВВС США и советских серий Комета КС-1 и Комета-20 и дальнейшего развития технологии навигации. Все эти ракеты первоначально используют автопилоты на основе точных гироскопов, но также возможности корректировки траектории ракеты по каналам радиосвязи так, что ядерная боеголовка могла быть доставлена как можно точнее. Промаха в сотни метров может быть достаточно, чтобы уменьшить избыточное давление произведенное ядерной боеголовкой было ниже летального порога укрепленных целей. В 1950-х годах на вооружение поступили первые конвенциональные послевоенные тактические крылатые ракеты, прежде всего в качестве противокорабельного оружия. В то время как на маршевом участке траектории наведение продолжалось на основе гироскопа, а иногда и корректировалось по радиосвязи, точность наведения на конечном участке траектории обеспечивалась ГСН с РЛС малой дальности действия, полуактивной на самых ранних версиях, но вскоре вытесненной активными радарами. Ракеты этого поколения обычно летят на средних и больших высотах, пикируя при атаке на цель.

Методы навигации крылатых ракет

Межконтинентальная крылатая ракета Northrop SM-62 Snark


Следующий важный этап в технологии навигации крылатых ракет последовал с принятием на вооружение межконтинентальных крылатых ракет наземного базирования Northrop SM-62 Snark, предназначенных для автономного полета над полярными регионами для атаки крупными ядерными боеголовками целей на территории Советского Союза. Межконтинентальные расстояния представили перед конструкторами новый вызов - создать ракету способную поражать цели на расстоянии в десять раз больше, чем это могли сделать более ранние версии крылатых ракет. На Snark была установлена надлежащая инерциальная навигационная система использующая гиростабилизированный платформу и точные акселерометры для измерения движения ракеты в пространстве, а также аналоговый компьютер используемый для накопления измерений и определения положения ракеты в пространстве. Однако вскоре выявилась проблема, дрейф в инерциальной системе был слишком велик для оперативного использования ракеты, а ошибки инерциальной системы позиционирования оказались кумулятивными - таким образом, погрешность позиционирования накапливалась с каждым часом полета.

Решением этой проблемы стало другое устройство, предназначенное для выполнения прецизионных измерений географического положения ракеты на траектории её полета и способное исправить или "привязать" ошибки генерированные в инерциальной системе. Это фундаментальная идея и сегодня остается центральной в конструкции современного управляемого оружия. Так, накопленные ошибки инерциальной системы периодически сводятся к ошибке позиционного измерительного прибора.

Методы навигации крылатых ракет

Крылатая ракета Martin Matador


Для решения этой задачи была применена астронавигационная система или ориентация по звездам, автоматизированное оптическое устройство, осуществляющее угловые измерения известного положения звезд и использующая их для расчета положения ракеты в пространстве. Астронавигационная система оказались весьма точной, но и довольно дорогой в производстве и сложной в обслуживании. Также требовалось, чтобы ракеты, оснащенные этой системой, летели на большой высоте во избежание влияния облачности на линию визирования к звездам.

Менее известно, что успех астронавигационных систем, повсеместно послужил толчком в развитии в настоящее время спутниковых навигационных систем, таких как GPS и ГЛОНАСС. Спутниковая навигация основывается на аналогичной астронавигации концепции, но вместо звезд используются искусственные спутники Земли на полярных орбитах, а вместо естественного света искусственные СВЧ сигналы, а также используются измерения псевдо-диапазона, а не угловые измерения. В итоге эта система значительно снизила расходы и позволила осуществлять определение местоположения на всех высотах в любых погодных условиях. Несмотря на то, что технологии спутниковой навигации были изобретены в начале 1960-х годов, они стали оперативно использоваться только в 1980-е годы.

В 1960-е годы произошли существенные улучшения точности инерциальных систем, а также увеличилась стоимость такого оборудования. В результате это привело к противоречивым требованиям по точности и стоимости. Как результат возникла новая технология в области навигации крылатых ракет основанная на системе определения местоположения ракеты путем сопоставления радиолокационного отображения местности с эталонной картографической программой. Данная технология поступила на вооружение крылатых ракет США в 1970-е годы и советских ракет в 1980-е. Технология TERCOM (система цифровой корреляции с рельефом местности блока наведения крылатой ракеты) была использована, как и система астронавигации, для обнуления совокупных инерциальных системных ошибок.

Методы навигации крылатых ракет

Крылатая ракета Комета


Технология TERCOM относительно проста по замыслу, хотя и сложна в деталях. Крылатая ракета непрерывно измеряет высоту местности под траекторией своего полета, используя для этого радиолокационный высотомер, и сравнивает результаты этих измерений с показаниями барометрического высотомера. Навигационная система TERCOM также хранит в себе цифровые карты высот местности, над которой ей предстоит лететь. Затем с помощью компьютерной программы профиль местности, над которым пролетает ракета сравнивается с сохраненной в памяти цифровой картой высот с целью определить наилучшее их соответствие. Как только профиль согласован с базой данных, можно с большой точностью определить положение ракеты на цифровой карте, что используется для исправления совокупных ошибок инерциальной системы.

TERCOM обладала огромным преимуществом перед астронавигационными системами: она позволяла крылатым ракетам осуществлять полет на предельно низкой высоте необходимой для преодоления ПВО противника, она оказалась относительно дешевой в производстве и очень точной (до десятка метров). Это более чем достаточно для 220 килотонной ядерной боеголовки и достаточно для 500 килограммовой конвенциональной боеголовки применяемой против множества типов целей. И всё же TERCOM не была лишена недостатков. Ракета которая должна была пролететь над уникальной холмистой местностью, легко сравниваемой с профилем высоты цифровых карт, обладала превосходной точностью. Однако TERCOM оказалась неэффективна над водной поверхностью, над сезонно изменяемой местностью, такой как песчаные дюны и местностью с различной сезонной отражательной способностью радара, такой как сибирская тундра и тайга, где снегопады могут изменить высоту местности или скрыть её особенности. Ограниченная емкость памяти ракет часто затрудняла хранение достаточного количества картографических данных.

Методы навигации крылатых ракет

Методы навигации крылатых ракет

Крылатая ракета Boeing AGM-86 CALCM


Будучи достаточной для оснащенных ядерными боеголовками КР Томагавк RGM-109A ВМФ и AGM-86 ALCM ВВС, TERCOM была явно не достаточной для уничтожения обычной боеголовкой отдельных зданий или сооружений. В связи с этим ВМС США оснастили TERCOM крылатых ракет Томагавк RGM-109C/D дополнительной системой основанной на так называемой технологии корреляции отображения объекта с его эталонным цифровым образом. Эта технология была использована в 1980-е годы на баллистических ракетах Першинг II, советских КАБ-500/1500Кр и американских высокоточных бомбах DAMASK/JDAM, а также на последних китайских управляемых противокорабельных ракетных комплексах, предназначенных для борьбы с авианосцами.

При корреляции отображения объекта используется камера для фиксации местности перед ракетой, а затем информация с камеры сравнивается с цифровым изображением полученным с помощью спутников или воздушной разведки и хранящейся в памяти ракеты. Измеряя угол поворота и смещение, необходимые для точного совпадения двух изображений, прибор способен очень точно определить ошибку местоположения ракеты и использовать её для коррекции ошибок инерциальной и TERCOM навигационных систем. Блок цифровой корреляции системы наведения крылатых ракет DSMAC используемый на нескольких блоках КР Томагавк были действительно точными, но обладал побочными оперативными эффектами похожими на TERCOM, которую необходимо было программировать на полет ракеты над легко узнаваемой местностью особенно в непосредственной близости от цели. В 1991-ом году во время операции Буря в пустыне, это привело к тому ряд шоссейных развязок в Багдаде были использованы в качестве таких привязок, что в свою очередь позволило войскам противовоздушной обороны Саддама расположить там зенитные батареи и сбить несколько Томагавков. Также как и TERCOM блок цифровой корреляции системы наведения крылатых ракет чувствителен к сезонным изменениям контраста местности. Томагавки, оснащенные DSMAC также несли лампы-вспышки для освещения местности в ночное время.

В 1980-е годы в американские крылатые ракеты были интегрированы первые приемники GPS. Технология GPS была привлекательна, поскольку она позволяла ракете постоянно исправлять свои инерциальные ошибки независимо от рельефа местности и погодных условий, а также она действовала одинаково как над водой, так и над землей.

Эти преимущества были сведены на нет проблемой слабой помехозащищенности GPS, так как сигнал GPS по своей природе очень слабый, восприимчивый к эффекту "повторного изображения" (когда сигнал GPS отражается от рельефа местности или зданий) и изменению точности в зависимости от количества принимаемых спутников и тому, как они распределены по небу. Все американские крылатые ракеты на сегодняшний день оснащены приемниками GPS и пакетом инерциальной системы наведения, причем в конце 1980-х и начале 1990-х годов технологию механической инерциальной системы заменили более дешевой и более точной инерциальной навигационной системой на кольцевых лазерных гироскопах.

Методы навигации крылатых ракет

Крылатая ракета AGM-158 JASSM


Проблемы связанные с основной точностью GPS постепенно решаются путем введения широкодиапазонных методов GPS (Wide Area Differential GPS) при которых коррекционные сигналы действительные для данного географического положения транслируются на приемник GPS по радиоканалу (в случае американских ракет используется WAGE -Wide Area GPS Enhancement). Основными источниками сигналов этой системы являются радионавигационные маяки и спутники на геостационарной орбите. Наиболее точные технологии подобного рода, разработанные в США в 1990-е годы, способны исправить ошибки GPS до нескольких дюймов в трех измерениях и являются достаточно точными, чтобы попасть ракетой в открытый люк бронемашины.

Проблемы с помехоустойчивостью и "повторным изображением" оказались наиболее трудно решаемыми. Они привели к внедрению технологии так называемых "умных" антенн, как правило, основанных на "цифровом формировании луча" в программном обеспечении. Идея, стоящая за этой технологией проста, но как водится сложна в деталях. Обычная антенна GPS принимает сигналы со всей верхней полусферы над ракетой, таким образом, включая спутники GPS, а также вражеские помехи. Так называемая антенна с управляемой диаграммой направленности (Controlled Reception Pattern Antenna, CRPA) при помощи программного обеспечения синтезирует узкие пучки, направленные к предполагаемому месторасположению спутников GPS, в результате чего антенна оказывается "слепа" во всех других направлениях. Наиболее продвинутые конструкции антенн этого типа производят так называемые "нули" в диаграмме направленности антенны направленные на источники помех для дальнейшего подавления их влияния.

Методы навигации крылатых ракет

Крылатая ракетаТомагавк


Большая часть проблем получивших широкую огласку в начале производства крылатых ракет AGM-158 JASSM были результатом проблем с программным обеспечением приемника GPS, в результате которых ракета теряла спутники GPS и сбивалась со своей траектории.

Продвинутые приемники GPS обеспечивают высокий уровень точности и надежную помехоустойчивость к расположенным на земной поверхности источникам помех GPS. Они менее эффективны против сложных источников помех GPS развернутых на спутниках, беспилотных летательных аппаратах или аэростатах.

Методы навигации крылатых ракет


Последнее поколение американских крылатых ракет использует GPS-инерциальную систему наведения, дополняет её установленной в носовой части ракеты цифровой тепловизионной камерой, преследующей цель обеспечить возможности подобные DSMAC против неподвижных целей с соответствующим программным обеспечением и возможностью автоматического опознавания образов и против подвижных целей, таких как зенитно-ракетные системы или ракетные пусковые установки. Линии передачи данных, как правило, происходят от технологии JTIDS/Link-16, внедряемой для обеспечения возможности перенацеливания оружия в случае, когда подвижная цель изменила своё местоположение в время нахождения ракеты на марше. Использование этой функции главным образом зависит от пользователей обладающих разведкой и возможностями выявления таких перемещений цели.

Методы навигации крылатых ракет


Долгосрочные тенденции в развитии навигации крылатых ракет приведут к их большей интеллектуальности, большей автономности, большему разнообразию в датчиках, повышенной надежности и снижению стоимости.
Автор: Доктор Карло Копп
Первоисточник: http://www.ausairpower.net/SP/DT-CM-Guidance-June-2009.pdf
Перевод: профессор

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 49
  1. slas 2 августа 2012 08:12
    Надо больше уделять внимания разработкам КР . Те же беспилотники только полет в один конец
    slas
  2. Свистоплясков 2 августа 2012 09:19
    Интересная тема и статья.
    Японский самолёт-снаряд камикадзе Yokosuka ( Ёкосука !!! :) .
    Свистоплясков
  3. Чёрный Полковник 2 августа 2012 09:32
    Толковая статья. Но не помешало бы рассказать о применении КР, противодействии им противником, в Югославии, например.
  4. viruskvartirus 2 августа 2012 09:54
    Интересная статья...было бы интересно почитать историю создания и эволюции наших ракет, а то сведенья фрагментарны...http://www.popmech.ru/article/4179-kryilatyie-raketyi-058-istoriy
    a-liderstva/
    Российские крылатые ракеты

    Крылатая ракета С-2 берегового ракетного комплекса «Сопка» (SSC-2 Samlet)
    10XН — опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
    16Х — опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
    КС-1 — первая серийная дозвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, средней дальности.
    КСР-2 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно проникающей или ядерной БЧ
    КСР-5 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-кумулятивной или ядерной БЧ
    КСР-11 — сверхзвуковая противорадиолокационная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасной или фугасно-осколочной БЧ
    К-10С — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ
    Х-20 — свехзвуковая крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с термоядерной БЧ
    Х-22 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно проникающей или ядерной БЧ
    X-55 — стратегическая дозвуковая крылатая ракета воздушного, морского и наземного базирования
    Х-101
    П-5
    П-6
    П-15 «Термит»
    П-270 «Москит»
    П-70 «Аметист»
    П-120 «Малахит»
    П-500 «Базальт»
    П-700 Гранит — крылатая противокорабельная ракета дальнего действия.
    П-800 Оникс (Яхонт) — советская/российская универсальная сверхзвуковая противокорабельная ракета среднего радиуса действия.
    П-1000 «Вулкан»
    Х-35 Уран
    1. Avenger 2 августа 2012 19:14
      В этом вашем перечне нет ни одной РОССИЙСКОЙ крылатой ракеты - все они до одной - СОВЕТСКИЕ!!!!!!!!!!!!!!! am am am am
      Avenger
      1. viruskvartirus 2 августа 2012 23:25
        И что Россия их не использует ... request например Бал-Э — российский мобильный береговой ракетный комплекс (БРК) с противокорабельной ракетой (ПКР) типа Х-35....чудно.
  5. НикНик 2 августа 2012 10:18
    Новый боинг 747-800. Красавец.
    http://fishki.net/comment.php?id=119809
    НикНик
    1. APASUS 5 августа 2012 22:09
      Цитата: НикНик
      Новый боинг 747-800. Красавец.

      Железная логика,а главное в тему! Может сразу перейти на .........................
  6. Nechai 2 августа 2012 10:33
    Цитата: Свистоплясков
    Японский самолёт-снаряд камикадзе Yokosuka ( Ёкосука !!! :)

    good
    С недостижимой в обозримом будущем степенью интелектуальности. Пилоту Ёкосуки ещё бы всепогодные, всережимные очёчки ...
    Nechai
  7. hv78yuhf 2 августа 2012 11:49
    Удивительная страна - удивительные люди, это же надо било украсть базу данных у спец. служб
    и выложить в интернете, я просто поражена. И теперь каждый может узнать информацию о каждом из нас.
    Когда это увидела вообще испугалась http://poisksng.tk
    потому что всем доступны мои номера телефонов, адреса, личная переписка в соц. сетях.
    Мало ли какие идиоты есть на свете. Но я уже разобралась и удалила свою страницу, чего и вам советую и побыстрее!!!
    hv78yuhf
  8. Боба 2 августа 2012 13:10
    Ка ка ками кто? камикадзе!
    Боба
  9. Вялик 2 августа 2012 13:11
    Может кто знает как переводится Yokosuka .А то по незнанию кажется "Какая су...а". Надеюсь кто-нибудь владеет японским языком.
    1. Космос-1869 2 августа 2012 15:40
      Может быть, Йоко Оно - wassat
    2. SHOGUN 29 января 2013 13:04
      Цитата: Вялик
      Может кто знает как переводится Yokosuka .А то по незнанию кажется "Какая су...а". Надеюсь кто-нибудь владеет японским языком.


      Правильное название этого снаряда - MXY-7櫻花特別攻撃機 (Ouka MXY7 Tokubetsu kōgeki tsukue)
      Первые два кандзи 桜花 (Ouka) означают - цветок сакуры или вишневый цветок.
      Последние пять - 特別攻撃機 (Tokubetsu kuogeki tsukue) означают - самолет для специальной атаки.
      Слово 横須賀市 (よこすか) - скорее всего производная от (Yokosuka-shi) - японский город в префектуре Канагава. Вероятно, место производства.
      SHOGUN
  10. Tirpitz 2 августа 2012 17:11
    Долгосрочные тенденции в развитии навигации крылатых ракет приведут к их большей интеллектуальности, большей автономности, большему разнообразию в датчиках, повышенной надежности и снижению стоимости.


    Снижение стоимости это вряд ли. Со всем остальным согласен.
    Tirpitz
    1. профессор 2 августа 2012 20:56
      посмотрите сколько сегодня стоит матрица тепловизора, лазерный гироскоп, направленная антенна и посмотрите сколько они стоили 10 лет назад.
  11. пацантрэ 2 августа 2012 17:32
    у нас вообще в войсках современные тактические КР имеются?Кроме калибров не слышал,а на счет последних у меня сомнения,в плане их характеристик.
  12. MURANO 2 августа 2012 19:07
    Цитата: пацантрэ
    Кроме калибров не слышал,а на счет последних у меня сомнения,в плане их характеристик.

    А что смущает? smile
    MURANO
    1. пацантрэ 10 августа 2012 18:46
      Дальность,причем во всех вариантах.С морскими все и так ясно,но у США давно есть тактические КР с дальностью 1000км и более.
    2. пацантрэ 11 августа 2012 20:01
      К тому же при столь малой дальности они что-то многовато весят.
      И внешний вид у них какой-то старомодный.
  13. basal 2 августа 2012 20:19
    Если судить по современным меркам то ее система навигации была достаточно примитивной: автопилот на базе гироскопа выдерживал курс, а анемометр расстояние до цели. Ракета выставлялась по намеченному курсу перед запуском и на ней выставлялось рассчетное расстояние до цели и как только одометр указывал, что ракета находится над целью, автопилот уводил её в крутое пикирование.

    Вот хотел написать, что или автор статьи баран, или переводчик! Анемометр, который якобы использовался для определения дальности полета, вообще-то простенькая вертушка, предназначенная для определения скорости ветра. При этом на Фау стояла весьма продвинутая на то время гироскопическая навигационная система. Посмотрел другие источники, да нет вроде автор и не соврал... Ну и кто в итоге баран? Ну не может анемометр мерять дальность полета ракеты, или все фау летели в направлении "на деревню дедушке"?
    1. профессор 2 августа 2012 20:59
      И как по вашему они определяли дальность или другими словами когда ракете пикировать на цель? И кто в итоге здесь баран? wink
      1. basal 2 августа 2012 22:17
        Дружок, а Вы по ветряной мельнице способны определить расстояние до ближайшего села? Дилетанты вперед!!! laughing
        1. профессор 3 августа 2012 09:31
          Юноша учите матчасть!!! В частности как на V-1 определялось расстояние до цели.
          1. basal 3 августа 2012 10:42
            Анемометром, наверное? Так он скорость ветра измеряет, а не расстояние.
            При скудости Ваших знаний я допускаю, что Вам неизвестен прибор ГИЛУ (гироскопический интегратор линейных ускорений), который и измеряет скорость баллистической ракеты, следовательно и пройденное расстояние. Но во времена ФАУ не уверен, что они уже были придуманы. Хотя кто их немцев знает...
            Так что, дружок, лучше бы Вам помолчать, а вот если найдется действительно разбирающийся в вопросе человек, я бы с интересом послушал. Да, и не позорьтесь Эйнштейном то. Не Вашего калибра человек был. Лучше какого нибудь иудея-ортодокса с неизгладимой печатью кретинизма на челе вставьте.
            Для справки: у меня советское инженерное образование по специальности "Гироскопические приборы и устройства". Так что в вопросах навигации ракет кое-что соображаю вроде tongue
            1. Generalissimus 11 августа 2012 20:24
              Я не специалист по гироскопам. Сразу скажу.
              Но тоже не чужд ракетам - это прямая моя специальность по диплому.
              Возможно, Вам будет интересно, если Вы не в курсе.
              Задам простой вопрос. Вы в курсе, что величина ускорения свободного падения g является государственной тайной? =)

              g=9.81. Это школьная истина. А вот у Вас под стулом она может быть 9, 800793. А под соседним домом 9, 800835. Ну так, к примеру.
              И вот эти циферки - уже государственная тайна. Чем точнее эта циферка, то есть чем более знаков после запятой известно в каждой точке Земли, тем страшнее тайна. =)
              А почему?
              Кстати, в Советском Союзе умели определять g на 1-2 позиции точнее, чем США, без всяких компьютеров. При помощи кувалды и зубила, как водится. На специальных стендах. =))) Что являлось убийственным фактом для США - они не умели.
              В последнее время США создают подробную карту g планеты с помощью новых спутников. Это печально. В том смысле, что прогресс не стоит на месте.

              Навигация и управление, они по разному осуществляются. В том числе с учетом того, что будут уничтожены и спутники, и прочая хрень.
  14. почти дембель 3 августа 2012 13:20
    Цитата: basal
    Ну не может анемометр мерять дальность полета ракеты, или все фау летели в направлении "на деревню дедушке"?

    Цитата: basal
    Ну не может анемометр мерять дальность полета ракеты, или все фау летели в направлении "на деревню дедушке"?

    В общем то в данном случае анемометр играл роль датчика, выдающего на спецвычислитель скорость полета ракеты.При заложенной заранее дальности до цели и выдерживании курса с помощью гироскопа и производилось вычисление местоположения ракеты по простой формуле s=v*t, в заданное время полета ракета падала. Ну а так как в полете ракета подвергается целому набору внешних воздействий. которые немцы тогда не могли устранить, она и падала в основном где попало
    1. basal 3 августа 2012 16:30
      Вот! Ну наконец-то адекватный человек нашелся, а не "профессор".

      Совершенно с Вами согласен. Немцы использовали тот же принцип, что применяется в анемометре - вертушка, работающая от воздействия воздушного потока. И совершенно верно Вы заметили, что погрешность такого прибора зашкаливает за рамки разумного. Причем, принцип работы гироинтегратора линейных ускорений, думаю, был уже немцам известен (я учился по фундаментальным учебникам 50-60-х годов, когда вся теория гироскопических приборов была разработана, почему бы немцам ее не знать в 40-х? К научному и инженерному таланту Вернера фон Брауна и его команды, объективно испытываю уважение), только у них не было возможности создать малогабаритный и производительный бортовой вычислительный комплекс, что и отличает навигационную систему ФАУ от современных баллистических и крылатых ракет.

      "Мы его слепили из того, что было" "Лондон - ПРЕВЕД!!!" fellow
      1. профессор 3 августа 2012 17:05
        Итак юноша, каким образом на V-1 определялось расстояние до цели как вы здесь выразились "на деревню дедушке"? Неужели все таки анемометром? wink А как же Ваши ляпы?
        Ну не может анемометр мерять дальность полета ракеты

        Немцы использовали тот же принцип, что применяется в анемометре


        Учите матчасть, дружочек.
        An odometer driven by a vane anemometer on the nose determined when target area had been reached, accurately enough for area bombing. Before launch, the counter was set to a value that would reach zero upon arrival at the target in the prevailing wind conditions. As the missile flew, the airflow turned the propeller, and every 30 rotations of the propeller counted down one number on the counter. This counter triggered the arming of the warhead after about 60 km (37 mi). When the count reached zero, two detonating bolts were fired. Two spoilers on the elevator were released, the linkage between the elevator and servo was jammed and a guillotine device cut off the control hoses to the rudder servo, setting the rudder in neutral. These actions put the V-1 into a steep dive. While this was originally intended to be a power dive, in practice the dive caused the fuel flow to cease, which stopped the engine. The sudden silence after the buzzing alerted listeners of the impending impact. The fuel problem was quickly fixed, and when the last V-1s fell, the majority hit under power.

        Ух ты, что это за странный пропеллер в носу ракеты? Неужто анемометр? wink А я наивный думал, что это ГИЛУ (гироскопический интегратор линейных ускорений) который и измеряет скорость баллистической ракеты, следовательно и пройденное расстояние. Но вот не задача, V-1 не баллистическая ракета (со всеми вытекающими последствиями) и Вам как "специалисту" необходимо знать, что сей прибор на крылатой ракете для измерения расстояния бесполезен. Матчасть однако, матчасть...
        1. basal 3 августа 2012 18:16
          Нет, Вы не "профессор", Вы "академик". "Академию странных наук" можете сами себе придумать, примеров море)))

          Теперь по-существу.

          Во-первых, предлагаю прекратить друг друга подкалывать, использовать термины "дружок", "юноша", нас это не красит. Со своей стороны приношу извинения. И начинаю плюсовать все Ваши последующие посты в данной теме. Кстати, я всегда поддерживаю своих оппонентов, даже если категорически на согласен с их мнением.

          Во-вторых, Ваша цитата на английском, мягко говоря бесполезна. То, что на английском продолжает именоваться одометром и анемометром, на русском, возможно, звучит совсем по другому. Собственно меня это и интересовало.

          В-третьих, я не большой знаток английского, но это Вам переведу без всяких гуглов:
          the airflow turned the propeller, and every 30 rotations of the propeller counted down one number on the counter.
          Что-то вроде: "Воздушный поток, вращающий пропеллер, за каждые 30 оборотов пропеллера, сдвигал на одну цифру счетчик".
          Ага, принцип действия прибора, ну прям как анемометр, который Вы и сейчас можете увидеть на самой простенькой метеостанции. Вы серьезно верите, что ракеты фон Брауна были так примитивны? Не спорю, возможно принцип действия прибора измерения дальности полета ФАУ, аналогичен банальной детской вертушке, так и любой гироскоп недалеко ушел от детской юлы, а без него невозможна навигация по-определению, даже GSM не спасет)))
          1. профессор 3 августа 2012 20:40
            Ну вот опять Вы: "академик", а сами просите не подкалывать... wink
            я не большой знаток английского

            Так уж получилось, что языками я владею- жизнь заставила. Хоть и не профессиональный переводчик, но технические тексты для меня труда не представляют. Так вот, там именно одометр и анемометр и по названию и по сути.

            Вы серьезно верите, что ракеты фон Брауна были так примитивны?

            V-1 была достаточно проста и примитивна. Фотография выложенная мной была сделана в Париже в так называемом Музее Инвалидов (там кстати покоится Наполеон) где я имел честь лично созерцать сей папелац. Нравится вам это или нет, но дальность определась именно примитивным пропеллером (анемометром) тупо определяющим скорость набегающего потока. Перед запуском ракеты техники выставляли расстояние до цели и анемометр отматывал счетчик назад (тридцать оборотов пропеллера - одно деление счетчика). При обнулении счетчика (тобишь по предполагаемому достижению цели) освобождались контрольные болты высвобождающие гильотину, которая в свою очередь обрубала рулевые приводы и ракета пикировала на цель. Гироскоп и магнитный компас были ответственны за курс, а барометрический высотомер за высоту полета составляющую около 600 метров.
        2. basal 3 августа 2012 18:35
          А я наивный думал, что это ГИЛУ (гироскопический интегратор линейных ускорений) который и измеряет скорость баллистической ракеты, следовательно и пройденное расстояние. Но вот не задача, V-1 не баллистическая ракета (со всеми вытекающими последствиями) и Вам как "специалисту" необходимо знать, что сей прибор на крылатой ракете для измерения расстояния бесполезен. Матчасть однако, матчасть...

          Да, каюсь, грешен и безграмотен. Малипусенький пропеллер на носу ФАУ, это абсолютно точно сверхсекретный супер-пупер движитель сего девайса, а горшок сверху, видимо постановщик помех))).
          Ну будьте же серьезны, хоть иногда. Я же и не спорил, что немцы для измерения дальности использовали прибор, схожий по принципу действия с анемометром! А кто Вам сказал, что ГИЛУ нельзя использовать для определения скорости крылатых ракет??? Я не в курсе, какие там современные навигационные системы. Для ракет ПВО ГИЛУ точно не нужен, по-определению, там важен вопрос точности наведения на маневрирующую цель, а вот для крылатых ракет большой дальности... Ну тут все зависит от концепции применения... Если американская, то да, пойдет по спутникам и заложенной программе. Наши? Не имею понятия, но в нашу технику всегда закладывалась возможность автономного применения. Нет, не знаю, поэтому и спорить не буду.
          1. профессор 3 августа 2012 20:46
            А кто Вам сказал, что ГИЛУ нельзя использовать для определения скорости крылатых ракет???

            Курс физики в универе...
            Сей прибор измеряет ускорение, однако скажите мне пожалуйста чему равно ускорение самолета набравшего высоту и достигшего крейсерской скорости? Правильно, нулю. И что тогда этот прибор будет мерить?
    2. профессор 3 августа 2012 17:09
      Ну а так как в полете ракета подвергается целому набору внешних воздействий. которые немцы тогда не могли устранить, она и падала в основном где попало

      Абсолютно верно, но для такой "маленькой" цели как Лондон этой точности вполне хватало.
      Примечательно, что американцы уже в 1944-ом году (до того как к ним попал Фон Браун) скопировали V-1 методом revers engineering или как они его называют "китайским методом".
      1. basal 3 августа 2012 19:42
        Профессор!

        Да не даст такая вертушка точность в 1 милю, на расстоянии 1000 миль. Хоть ты тресни, не даст! Что то у немцев похитрее было сделано. Мне, конечно, до фон Брауна, как американцам до Луны, но проще уж было заливку топлива дозировать на определенную дальность))). Вот Почти Дембель неплохую версию предложил - вертушка - датчик, а дальше работает вычислитель. Но и тут не сходится, не даст этот вентилятор нужной точности, да и вычислители тогда были слишком слабы. Хотя кто его знает?
        1. профессор 3 августа 2012 20:48
          Ракеты V-1 были скопированы не одной страной включая СССР и именно такой определитель расстояния там стоял.
          1. basal 4 августа 2012 14:42
            Может и стоял.
            Я то речь веду о том, что не так все просто было устроено! Если цель - территория Лондона (чисто для устрашения). Нет смысла огород городить. Нацелить здоровенный НУРС, залить топлива, сколько надо (тогда вроде твердотопливных двигателей еще не придумали, ну в двигателях ракет я профан) и вперед!
            Здесь все-таки управляемая ракета. Ракета дозвуковая, простая погрешность от скорости ветра даст ошибку с десяток процентов. Рассчитать точнее нереально, не зная особенностей конструкции. Так зачем пропеллер (анемометр) было откручивать на аэродроме? Еще бы и флюгер свинтили, вместо курсового гироскопа laughing

            Еще раз повторю. Пропеллер на ФАУ стоит, это очевидно. Явно это какой то датчик. Вот только определяет ли он пройденное расстояние до цели? Если бы было сказано, что с его помощью компенсируются погрешности, вносимые ветром, тогда да, я бы согласился и с применением устройства и с его названием - анемометр, даже не зная точно, как это работает. Пока нет, автор и переводчик не покинули категорию дилетантов...
            1. профессор 4 августа 2012 15:52
              Пока нет, автор и переводчик не покинули категорию дилетантов...

              Пока нет, автор и переводчик не покинули категорию дилетантов...
            2. профессор 4 августа 2012 16:01
              Пропеллер на ФАУ стоит, это очевидно. Явно это какой то датчик.

              Что Вы говорите? Неужели датчик? И что же он делал там? Ссылку в студию!
              Пока нет, автор и переводчик не покинули категорию дилетантов...

              Итак, с нетерпением жду вашей версии того как на V-1 определялось расстояние до цели? Неужто не знаете и начнете с глупых предположений о гироскопах баллистических ракет?
  15. basal 3 августа 2012 20:11
    Ой, Профессор, только сейчас дошло, что это Вы сию дилетантскую статейку тиснули, отсюда и отчаянная борьба за ее отстаивание wassat

    А задайте ка Вы вопрос автору Доктору Карло Коппу что он имел ввиду:

    Для решения этой задачи была применена астронавигационная система или ориентация по звездам, автоматизированное оптическое устройство, осуществляющее угловые измерения известного положения звезд и использующая их для расчета положения ракеты в пространстве.

    Астронавигационная система коррекции, требующая выхода в космос, используется для крылатых ракет??? Ну да, в тихую безоблачную ночь, возможно wassat Или давайте автора в студию, или прекратим дешевое дилетантство уже! А то админитрации пожалуйтесь, что ценного кадра чумурят безжалостно, хоть нескучно будет wassat
    1. профессор 3 августа 2012 21:10
      Ой, Профессор, только сейчас дошло, что это Вы сию дилетантскую статейку тиснули, отсюда и отчаянная борьба за ее отстаивание

      отчаянная? laughing
      Кто здесь дилетант мы уже выяснили, а вот доктор Карло Копп очень известный и уважаемый специалист. Вы не ленитесь - погуглите.

      Астронавигационная система коррекции, требующая выхода в космос, используется для крылатых ракет???

      Ну не позорьтесь на весь мир, погуглите прежде чем писать такое "на заборе".

      Американская крылатая ракета Snark (на фотографии) совершившая первый полет 8-го июня 1953-года обладала астронавигационной системой коррекции. Учите матчасть.


      PS
      Вам не предлагаю, но владеющие языком могут ознакомиться с замечательной книгой (есть бесплатно в интернете) по этой теме: Cruise Missile Proliferation in the 1990s By W. Seth Carus
      1. basal 4 августа 2012 14:30
        Дружище, профессор!

        Мы действительно выяснили, кто тут дилетант, но это точно не я tongue

        Какой Снарк? Это американская недееспособная вундервафля. Ну да, затолкали туда систему астрокоррекции. И что?

        Система управления ракеты была основана на астрокоррекции, с предельным отклонением от курса до 120 км. Комплекс управления состоял из 3 телескопов, фиксируемых на соответствующих звездах. Эта часть конструкции была одной из самых сложных и ненадежных, и подавляющее большинство отказов ракет было связано именно с блоком астровизирования. Существовала резервная система радиокомандного управления, применяемая лишь на небольших расстояниях.

        Просто тупо взял из педовики, но это и так любому понимающему человеку ясно, астрокоррекция эффективна для ракет, выходящих в космос. Ну или в верхние слои атмосферы, заоблачное пространство, термины можно и еще нафантазировать. Главное, чтобы звездочки было видно. Три, а лучше пять (с) laughing Астрокоррекция и отклонение на 120км, да еще и с массой отказов, поставивших крест на данной вундервафле? ФАУ, с которой мы начали беседу, поточнее была (та, которая с пропеллером (псевдо-анемометром)!

        Вот "уважаемого Доктора Коппа" точно гуглить не буду. Не знаю он доктор-психотерапевт, или доктор-библиотекарь, его проблемы. Но если это чудо подвизается на ниве разработки американской ракетной техники, то я точно спать буду лучше, одним потенциальным противником стало меньше negative

        А так, давайте продолжим! С Вами хоть нескучно. Нагуглите еще что-нибудь от доктора Коппа! Сейчас плюсы расставлю, есть за что!!!
        1. профессор 4 августа 2012 15:56
          Во первых, Вы мне не дружище,
          Во-вторых, мне надоедает с Вами общаться. Вы признаете, что на КРЫЛАТОЙ РАКЕТЕ Снарк стояла система Астрокоррекции? Tак сказать матчасть признаете? Свою ошибку признаете?
          1. basal 4 августа 2012 22:47
            Да стояла, стояла. Не нервничайте! Это было откровенно неудачное инженерное решение. Ну что ж, на заре автомобилестроения тоже пытались паровой двигатель к делу приспособить. Дальше то что?
            Американцы, как всегда, освоили кучу денег, создали нечто неработоспособное, ну ошиблись чуток. Они же не знали о существовании облаков! Бывает... Вы своему великому эксперту "доктору" Коппу еще пожалуйтесь. Может он Вам расскажет, что в системе астрокоррекции не оптические, а, скажем, радиотелескопы применяются? Бред феерический, но я сдамся, не астрофизик же laughing
            1. профессор 5 августа 2012 09:04
              basal Вот хотел написать, что или автор статьи баран, или переводчик! Анемометр, который якобы использовался для определения дальности полета, вообще-то простенькая вертушка, предназначенная для определения скорости ветра. При этом на Фау стояла весьма продвинутая на то время гироскопическая навигационная система. Посмотрел другие источники, да нет вроде автор и не соврал... Ну и кто в итоге баран? Ну не может анемометр мерять дальность полета ракеты, или все фау летели в направлении "на деревню дедушке"?


              профессор Итак, с нетерпением жду вашей версии того как на V-1 определялось расстояние до цели? Неужто не знаете и начнете с глупых предположений о гироскопах баллистических ракет?

              Лед тронулся. А на V-1 расстояние до цели определялось анемометром? Вы свою версию так и не озвучили, ссылочку не предоставили, а Всё критикуете да критикуете...
              1. basal 5 августа 2012 20:03
                Профессор!
                Ну совесть то имейте! Я про перспективных "баранов" в самом начале написал, причем, не исключив, что этим самым "бараном", в итоге, окажусь и я сам.

                Вы же, а не я статью переводили. Но спасибо за то, что помогаете побороть мою лень! Залез в Коллинза:

                anemometer (ˌænɪˈmɒmɪtə )

                Definitions
                noun

                Also called: wind gauge. an instrument for recording the speed and often the direction of winds
                any instrument that measures the rate of movement of a fluid

                Вот где собачка то порылась!
                Давайте переведем. Не пинайте сильно мой слабенький английский, но все-таки "прибор для записи скорости, а часто, и направления ветра. Похожие инструменты применяются для измерения движения жидкости". Перевел сам, без всяких гуглов, чему и рад fellow Если наврал, подскажите где.
                Но вернемся к нашим "баранам". Так все-же как анемометр измеряет скорость ракеты и пройденный ею путь?
                1. профессор 5 августа 2012 21:05
                  Так все-же как анемометр измеряет скорость ракеты и пройденный ею путь?

                  А что получится если скорость ракеты замеренную анемометром банально умножить на время находящееся ей в полете?
                  Несите зачетку и надеюсь, что в следующем семестре Вы не возьмете мой предмет... wink
                  1. basal 6 августа 2012 11:33
                    Профессор!
                    Ну сколько можно? Я Вам уже и выписку из английского толкового словаря привел. Анемометр скорость ветра измеряет, а не скорость движущегося объекта (ракеты). Что Вы там "банально умножить на время" предлагаете? Скорость ветра над Ла-Маншем? Я то Вам зачетку предъявить бы мог в свое время (если Вы пока не в курсе, зачетки по окончанию института изымаются), по крайней мере диплом о высшем инженерном образовании в наличии laughing Вас то прошу не дневник двоечника предъявить, а хотя бы перейти на доступный для Вас уровень обсуждения! То что Вы не разбираетесь в навигации ракет и так понятно, но я Вам уже предложил пообщаться на уровне перевода с английского. Причем сразу признал, что в английском весьма слаб. Вы же, судя по тому, что практикуете переводы статей, должны быть в вопросах знания языка компетентны. Привел Вам статью об анемометре из Коллинзовского оксфордского толкового словаря английского языка. Перевел, как сумел. Можете попинать за малограмотность. laughing Но вот никак это не изменит очевидного факта, что анемометр - прибор для измерения скорости ветра. Или оксфордские ребята тоже с английским не дружат? Зачетки их в студию!!! Весь следующий семестр будут у Вас, профессор, на даче грядки полоть, раз больше ни на что не годны. wassat
                    1. профессор 6 августа 2012 12:37
                      Цитата: basal
                      Ну не может анемометр мерять дальность полета ракеты, или все фау летели в направлении "на деревню дедушке"?


                      Цитата: basal
                      А кто Вам сказал, что ГИЛУ нельзя использовать для определения скорости крылатых ракет???

                      Астронавигационная система коррекции, требующая выхода в космос, используется для крылатых ракет???

                      Уровень Ваших знаний выяснили.

                      Цитата: basal
                      Да не даст такая вертушка точность в 1 милю, на расстоянии 1000 миль.

                      V-1 летала всего на 150 миль, учите матчасть.

                      Цитата: basal
                      То что Вы не разбираетесь в навигации ракет и так понятно

                      Вы меня утомили. Либо расскажите нам как на V-1 определялось расстояние до цели и приведите ссылки либо начинаю считать Вас троллем и прекращаю кормить!!!
                      1. basal 7 августа 2012 13:32
                        Ладно, нашу забавную дискуссию прекращаем. Вы, потому что не хотите, я - по тому, что на дачу уезжаю на 2 недели.

                        Напоследок, скажу следующее. На самом деле мне глубоко безразлично чем там на ФАУ измеряли пройденное расстояние. Анемометром? Да пусть будет! Мне просто хотелось Вас немножко помучать и мне это удалось tongue

                        Но чтобы у Вас не осталось впечатление, что я тролль и нехороший человек, я сам разобью свои собственные аргументы. Видите ли, чтобы победить в дискуссии надо постараться столкнуть оппонента с позиции, где он сильнее, на ту, где сильнее Вы. Я даже пытался Вас натолкнуть на эту мысль, приведя статью из Коллинза и признавая, что мой английский далек от совершенства.
                        Не вышло. Тогда поясню сам.
                        Я бы Вам мог долго, что-то рассказывать про анемометр с точки зрения инженера, но вот только, не с точки зрения инженера американского. Откуда мне знать их профессиональный сленг! Ну называют они, допустим, анемометром прибор, установленный на ФАУ, просто из соображений, скажем внешней похожести, или схожести принципа действия. Но мне то откуда это знать? Вот я и попался! И оксфордский толковый словарь тут мне помог бы, как мертвому припарки! Общеизвестно, что американский английский здорово отличается от британского. А технические термины, возможно, тем более. Хотя тут могу ошибаться, американские и британские инженеры возможно общаются, и, как раз терминология то может оказаться одинаковой. Но опять же тут я некомпетентен и в спор не ввяжусь.
                        Видите как все просто?

                        За сим прощаюсь на пару недель, если Вас еще что-то заинтересует, когда вернусь прочитаю и отвечу. Если нет, тогда просто приятно (мне точно, Вам не знаю) было пообщаться! drinks
                    2. СтарыйСкептик 11 августа 2012 23:51
                      Извините, уважаемый, но анемометр измеряет скорость воздушного потока. Т.е. скорость воздушной среды относительно объекта или объекта относительно среды. Ошибка накапливается, если в процессе полета объект попадает в подвижную среду, т.е. ветер (с попутным ветром перелет, со встречным недолет с боковым снос в сторону), отсюда невысокая точность ракеты но для цели с площадью большого города и дальность пару сотен км., это не критично. Только я не понимаю, почему такой примитивный прибор, на тот момент уже существовали трубки Бернулли? Возможно, система управления действительно была механическая, т.е. пропеллер, вращаясь, тупо отсчитывал обороты и падал на определенном числе. ИМХО.
                      СтарыйСкептик
                      1. basal 16 августа 2012 17:07
                        Да знаю я все это!
                        Я же просто "профессора" подкалывал. Он то себя крупным спецом считает, а на самом деле дальше ссылок уйти не способен. Нет смысла обсуждать инженерные решения 40-х годов с современных позиций. Тем более, если ничего не понимаешь в сути дела - ну гуманитарий, блин laughing
  16. basal 16 августа 2012 23:28
    Ага, раз кто-то минусует, значит еще кто-то читает!
    Профессор, превеееед!!!
  17. BledOne2012 24 октября 2013 15:22
    Интересно, а можно ракеты наводить по засвету с личных оптических приспособлений?
    BledOne2012

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня