Военное обозрение

Гиперзвуковые ракеты Китая на фоне проблем в авиационном двигателестроении

47

В КНР заявили об успехах страны в испытаниях гиперзвуковых крылатых ракет. Между тем, вплоть до последнего времени единственной страной, обладающей работающим прототипом гиперзвуковой ракеты, была Россия.


Центральное телевидение Китая (CCTV) объявило о прорыве в сфере гиперзвукового оружия, совершенном коллективом Института механики Академии наук КНР под руководством Фан Сюэцзюня. Насколько соответствуют действительности заявления КНР о разработке собственных гиперзвуковых ракет, пока непонятно. С одной стороны, даже американские аналитики вроде Дугласа Барри, говорят, что для КНР разработка гиперзвукового оружия – вопрос нескольких ближайших лет. Тем более, что Пекин не жалеет сил и средств на исследования в данном направлении.

Осенью 2019 года издание Sina опубликовало материал, в котором описывало преимущества ракеты DF-17, продемонстрированной на военном параде в Пекине, над подобными российскими и американскими разработками. Согласно статье, дальность ракеты составляет 1800-2500 км, а отделение гиперзвукового глайдера от ракетного ускорителя осуществляется на высоте 60 км. После этого можно корректировать траекторию боевой части, что позволяет уничтожать противоракеты, выпущенные вражескими системами ПРО. При этом данные о конкретной скорости гиперзвуковой части разнятся существенно: от 5,5 М до 7,5.

Директор Разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Роберт Эшли-младший отмечает, что КНР провел в последнее время больше ракетных испытаний, чем все остальные страны мира, вместе взятые. Таким образом, не исключено, что успехи в создании гиперзвуковых ракет действительно имеют место быть. Но как тогда могут возникнуть сомнения в реалистичности китайских проектов?


Китайские гиперзвуковые ракеты DF-17 на параде в честь 70-летия КНР

Все очень просто: вплоть до последнего времени Китай был и остается одним из крупнейших покупателей военных авиационных двигателей у Российской Федерации. Это говорит о том, что КНР, несмотря на очевидные усилия, пока так и не удалось создать собственные хорошо работающие авиадвигатели, и китайская сторона вынуждена покупать их у России. Но при этом китайские инженеры утверждают, что разработали собственный гиперзвуковой двигатель для ракет.

В январе прошлого года об этом, в частности, отчитывались специалисты Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института авиации в Чэнду. Предложенная ими силовая установка объединила в одном корпусе турбореактивный, турбированный прямоточный и воздушно-реактивный двигатели. Такой комбинированный двигатель, как считают китайские специалисты, сможет разгонять летательные аппараты с нулевой скорости до 10 чисел Маха.


Сначала, при наборе скорости, используется реактивный двигатель, при разгоне более 2 Махов он выключается и его сменяет ракетный двигатель, а при скорости в 4 Маха и выше включается прямоточный двигатель. Все они функционируют на авиационном керосине, а окислителем в ракетном и прямоточном двигателях является жидкий кислород.

Таким образом, китайский проект выглядит вполне реальным. Недооценивать возможности КНР не стоит, даже если у Китая не все «гладко» с обычными авиационными двигателями. Просто последнее направление китайское руководство в свое время не сочло особенно приоритетным, поскольку эти двигатели всегда можно закупить у соседней России. Совершенно другая тема – собственное гиперзвуковое оружие, создание которого столь важно в рамках провозглашенной Си Цзиньпином стратегии укрепления мощи китайского государства.

Внимание Китая к разработкам в сфере гиперзвукового оружия не случайно. Сейчас Пекин рассчитывает с их помощью «обставить» системы противоракетной обороны, размещенные США в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, фактически по периметру его восточных границ. От успеха китайских разработок будет зависеть и успех военной конкуренции с США в регионе Тихого океана. Размещенные в регионе американские военные базы (прежде всего, в Японии и Южной Корее), а также курсирующие в Тихом океане американские авианосцы являются главной мишенью для гиперзвуковых ракет, при этом последние должны будут обойти средства ПРО США.
Автор:
Использованы фотографии:
Beijing Power Machinery Research Institute
47 комментариев
Объявление

Нашим проектам требуются авторы в новостной и аналитический отделы. Требования к соискателям: грамотность, ответственность, работоспособность, неиссякаемая творческая энергия, опыт в копирайтинге или журналистике, умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Работа оплачивается. Обращаться: editor@topcor.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вадим237
    Вадим237 8 июня 2020 20:51 Новый
    +6
    То что показали на параде DF 17 самые настоящие макеты, с реальностью ничего общего не имеющие, ни одна страна в здравом уме не будет показывать свои новейшие военные разработки в гиперзвуковой аэродинамике на всеобщее обозрение.
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 9 июня 2020 05:05 Новый
      +4
      Минуточку, не успеваю за полетом китайской мысли.......
      гиперзвукового глайдера ..... После этого можно корректировать траекторию боевой части, что позволяет уничтожать противоракеты, выпущенные вражескими системами ПРО. При этом данные о конкретной скорости гиперзвуковой части разнятся существенно: от 5,5 М до 7,5.
      У нас гиперзвуковая ракета - ударный комплекс. А у них гиперзвуковой глайдер для борьбы с противоракетами? recourse Как далеко шагнула китайская мысль.... "нам так сразу не понять. Ты уж их браток попробуй, хоть немного уважать" fool Тут не пробовать, а напрягаться нужно.
      1. mvg
        mvg 14 июня 2020 18:50 Новый
        -1
        Как далеко шагнула китайская мысль

        Не путайте китайские мысли, с полонскими. У РФ и США вообще нет аналагов ДФ-17. По крайней мере сейчас. КНР единственная страна, с достаточно развитыми БРСД. И создать их за короткий срок нереально. Тем более в нынешней России.
    2. Kalmar
      Kalmar 9 июня 2020 16:46 Новый
      -2
      Цитата: Вадим237
      ни одна страна в здравом уме не будет показывать свои новейшие военные разработки в гиперзвуковой аэродинамике на всеобщее обозрение

      А что такого? Самое интересное - двигатели, системы наведения - все равно не видно. Зато создается хотя бы впечатление, что им реально есть что показать.
      1. Вадим237
        Вадим237 10 июня 2020 17:49 Новый
        0
        Даже сама аэродинамическая конструкция может о многом рассказать.
  2. svp67
    svp67 8 июня 2020 20:51 Новый
    0
    Но при этом китайские инженеры утверждают, что разработали собственный гиперзвуковой двигатель для ракет.
    И кто то сильно сомневается? Все же авиационный двигатель и ракетный двигатель это разные двигатели...и вполне допускаю успех китайцев в создании прямоточного ракетного двигателя, позволяющего разгонять "глайдер" до гиперзвука
    1. dvina71
      dvina71 8 июня 2020 22:06 Новый
      +11
      Цитата: svp67
      позволяющего разгонять "глайдер" до гиперзвука

      Разогнать не проблема.. Проблема управлять в полете,в которую упёрлись американцы..
    2. тол100в
      тол100в 8 июня 2020 22:57 Новый
      +3
      Цитата: svp67
      ..и вполне допускаю успех китайцев в создании прямоточного ракетного двигателя, позволяющего разгонять "глайдер" до гиперзвука

      А "поженить" три двигателя вместе - это вряд ли!
      1. Kalmar
        Kalmar 9 июня 2020 16:49 Новый
        -1
        Цитата: тол100в
        А "поженить" три двигателя вместе - это вряд ли!

        Легко: ракета может иметь более одной ступени; у каждой ступени - свой тип двигателя. Очень многие ракеты именно так и устроены. Или вы что-то другое имели в виду?
        1. Сергей Валов
          Сергей Валов 9 июня 2020 20:28 Новый
          +3
          Взгляните на рисунок в тексте, там один блок, а не ступени.
  3. Попуас
    Попуас 8 июня 2020 21:02 Новый
    +11
    Как бэ разогнать это одно,давно уже разгоняли,а вот система управления и наведения в облаке плазмы,это и была проблема...так что даже незнаю request
    1. Alex777
      Alex777 9 июня 2020 15:59 Новый
      +1
      Управление - да проблема, а каким боком проблемы с авиадвигателями мешают ракеты запускать - не понимаю.
      С авиадвигателями в Китае 2 основные проблемы:
      1) Много топлива потребляют,
      2) Малый ресурс у двигателя.
      Обе проблемы для ракеты не критичны совсем. hi
      1. Попуас
        Попуас 9 июня 2020 18:48 Новый
        0
        Для ракет да не критичны,но смысл в молоко пулять recourse
  4. Pvi1206
    Pvi1206 8 июня 2020 21:08 Новый
    -11
    Китай добился успехов в решении многих проблем...решит и эту...и коммунистическая партия - их рулевой...
    1. stalki
      stalki 8 июня 2020 23:45 Новый
      +4
      Да они с самолётными движками никак не добьются стабильности и выдержки длительных нагрузок. А тут гиперзвук. С трудом эту информацию воспринимаю, мало на реальность похоже. То что они показуху устроили на параде это 100%. А дальше гадание на кофейной гуще.
      1. Bobrick
        Bobrick 9 июня 2020 13:05 Новый
        +3
        Так и время работы всего 5 минут так то.

        Одноразовые движки создавать гораздо, гораздо проще обычных авиационных, тут не нужны ни системы охлаждения турбинных лопаток (или его можно сделать топливным), ни регулируемого направляющего аппарата, система смазки открытая, система управления механическая, никаких "хитрых" малоэмиссионных камер сгорания и сложных форсунок.
        1. stalki
          stalki 9 июня 2020 13:12 Новый
          +1
          Было бы проще уже весь мир на штамповал бы. wink
          1. Bobrick
            Bobrick 9 июня 2020 13:23 Новый
            0
            Даже Иран осилил свое производство одноразовых ТРД из модельных двигателей. Что уже позволяет ему делать крылатые ракеты, которыми подбили Саудовский НПЗ.

            А если серьезно, подобный образец американцы обкатывали уже в 1950-е годы (ТРД + ПВРД) и даже по подобной компоновке.
            Примеров зенитных ракет с прямоточными двигателями также не мало (1960-е годы).
            1. stalki
              stalki 9 июня 2020 13:27 Новый
              0
              Так где request ? Где массовое производство и боевое приминение в открытом военном конфликте. Думки то все думают и прототипы испытывают. И? Где?
              1. Bobrick
                Bobrick 9 июня 2020 14:29 Новый
                +3
                По применению ПВРД: ЗРК "Круг", П-270, CIM-10 Bomarc, Bristol Bloodhound, RIM-8 Talos, MBDA Meteor (М=4, стоит на вооружении).
                Среди перечисленного "Круг" реально воевал, остальные стояли или стоят на вооружении.

                Конкретно по похожей схеме (ТРД +ПВРД): SR-71 (M=3,3).
                Достигавшие подобные скорости: X-43 (M=7...8).

                Единственное во что поверю, что китайский боевой блок не держит скорость в М=10, может 7..8, но даже так перехватить его обычной ЗУР будет уже почти невозможно.
                1. stalki
                  stalki 9 июня 2020 16:48 Новый
                  +1
                  Эээ lol в основном вы привели примеры скажем так "спортивных велосипедов", а не "спортивных болидов" ну и пару "попыток" оседлать реальный гиперзвук. Последние вообще работали секунды и ушли на дно.
                  1. Bobrick
                    Bobrick 9 июня 2020 20:38 Новый
                    0
                    X-43 все таки полетел в 2013 году и очень даже успешно.

                    Гиперзвук начинается с М=5 и вполне достижим даже при устаревших, на текущий момент, технологиях с применением новых материалов (у SR-71 проблемы наступали из-за аэродинамического нагрева - 400 градусов Цельсия даже для титана многовато, а при М=5 нагрев будет превышать 1000 Кельвинов, что даже для жаропрочных сталей слишком).
                    Вот только цена такого удовольствия превысит все разумные пределы для одноразовой боеголовки.
  5. av58
    av58 8 июня 2020 21:25 Новый
    +6
    Даже если китайцы построили гиперзвуковой глайдер, как можно говорить о преимуществах перед российскими или американскими разработками, если никаких данных этих разработок китайцы не знают и знать не могут? laughing
    1. Kalmar
      Kalmar 9 июня 2020 16:53 Новый
      0
      Ну мы же говорим регулярно о том, что Россия впереди планеты всей в части гиперзвука, хотя, получается, тоже мало знаем, что там у конкурентов. Что поделать, маркетинг - тоже важная составляющая успеха.
  6. rocket757
    rocket757 8 июня 2020 21:34 Новый
    +1
    Пока не попробуешь, не узнаешь .... но, техника секретная, поэтому придется ... не, не гадать, заниматься своим делом, спокойно, по плану.
  7. Carnifexx
    Carnifexx 8 июня 2020 22:43 Новый
    0
    Ну такое оружие у КНР может быть. Прямоточник проще, твердотопливный ускоритель еще проще, ну ракетный может быть тоже вполне простым, учитывая что работать ему (ускорителю) нужно сосем немного.
    У КНР проблемы с двигателями несут характер эксплуатационный характеристик и надежности. Важно отметить что главные проблемы гиперзвукового оружия это системы наведения и его точность, а тут сложно сказать как у них идут дела.
  8. Сергей Валов
    Сергей Валов 8 июня 2020 23:09 Новый
    +4
    Уж не знаю автор статьи или цитируемые им материалы несут жуткую путаницу в терминологии. Турбореактивный и воздушнореактивный двигатели это синонимы. Ракетный двигатель - это тоже реактивный двигатель. Непонятно зачем прямоточному двигателю окислитель в виде жидкого кислорода. Или изобрели что-то новенькое и назвали дабы запутать прямоточным? Гиперзвуковая крылатая ракета это вообще за гранью понимания. В атмосфере до гиперзвука с крылом не разогнаться, на большой высоте крыло не нужно. Вопросы... Создать аппарат с совмещенными в одном корпусе разнотипными реактивными двигателями конечно можно и попытки были, но это сродни использования одноступенчатой баллистической ракеты вместо многоступенчатой - лишний вес таскать приходится, плюс за многофункциональность всегда приходится платить ухудшением ТТХ изделия.
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 9 июня 2020 04:36 Новый
      +1
      Цитата: Сергей Валов
      В атмосфере до гиперзвука с крылом не разогнаться, на большой высоте крыло не нужно. Вопросы...

      Скорее всего врут, как всегда, поэтому путаются. feel Чем необычнее и значительнее технические навороты, тем больше претензий на правду. feel Китай, наговорят 40 бочек арестантов.request
    2. Kalmar
      Kalmar 9 июня 2020 17:07 Новый
      0
      Цитата: Сергей Валов
      Уж не знаю автор статьи или цитируемые им материалы несут жуткую путаницу в терминологии.

      В староглиняные любил смотреть Discovery, застал его еще в оригинальной (английской) озвучке. Потом его стали дублировать на русский; так вот, кривизна переводов частенько зашкаливала. Отдельные устоявшиеся термины порой так переводят, что, не посмотрев оригинал, в жизни не догадаешься, о чем речь шла. Так что и тут могли переводчики постараться.

      Цитата: Сергей Валов
      Непонятно зачем прямоточному двигателю окислитель в виде жидкого кислорода.

      По-нормальному - не нужен. Но можно предположить, что при полете на очень больших высотах атмосферного кислорода может и не хватать двигателю для устойчивой работы; тут может пригодиться дополнительный окислитель. Впрочем, по-прежнему больше похоже на трудности перевода.
  9. gridasov
    gridasov 8 июня 2020 23:10 Новый
    -1
    Все это откровенная глупость . Чтобы разогнать объект до гиперзвуковой скорости как минимум необходим именно ракетный двигатель и одно компонентное топливо. Но это все не управляемое и не контролируемое. в случае же двигателей с турботопливными нагнетателями и смсителями для многокомпонентных топлив , то при обеспечении таких скоростей необходимо обеспечить неразрывности потока. А это технология не отработанная. Полагаю ,что этого не понимают очень многие ,поскольку реакции на наши разработки в которых мы озвучиваем решение именно этой проблемы , не имеют ответной реакции.
    1. Сергей Валов
      Сергей Валов 8 июня 2020 23:57 Новый
      -1
      Однокомпонентное топливо - это твёрдое топливо. Проблем там выше крыши, думаю поболее, чем с двухкомпонентными, непросто так СССР отставал в развитии твердотопливных движков. А что касается разгона до гиперзвука, то полностью с Вами согласен, тут нужен ракетный двигатель.
    2. Bobrick
      Bobrick 9 июня 2020 13:10 Новый
      0
      А в чем собственно проблема?

      На ряде морских ракет для разгона использовалось твердое топливо, размещенное в самом прямоточном двигателе (в пространстве за камерой сгорания) и использующееся для разгона ракеты до рабочих скоростей.
      1. gridasov
        gridasov 9 июня 2020 14:53 Новый
        0
        Это как себе представить ,что термодинамический цикл с двумя последовательными этапами извлечения энергии из вещества ?Все равно необходим этап отброса масс. До полётов на принципах сверхвысоких плотностей эл.магнитных потоков человечеству ещё бесконечно долго. Человек до сих пор не знает как правильно построить схему мрачное деления магнитных потоков в диполе !
      2. Сергей Валов
        Сергей Валов 9 июня 2020 18:16 Новый
        0
        Я знаю, но это вынужденная мера с потерей эффективности разгонных характеристик. Сопло ведь оптимизируется под прямоточку. Есть и вторая проблема - при работе порохового заряда нужно не сжечь элементы ПВРД.
  10. lubesky
    lubesky 9 июня 2020 00:02 Новый
    +1
    На мой взгляд китайская угроза слегка преувеличена, ( ну и хорошо для спортивной формы конкурентов) и ещё 10 лет назад я здесь делился этой мыслью. И вообще китайский агитпром выглядит не зрелым в части освещения новых разработок. СССР молча проводил испытания новейшего вооружения и западные эксперты также молча и задумчиво расходились по своим кабинетам и КБ. Хватало перлов нашего агитпрома, над которыми все смеялись, сколько молока выдоили с коровы, сколько чугуна и сколько зерна засыпал комбайнер в закрома Родины. Но про прорывные разработки мы молчали. А китайцы бегут впереди паровоза - и это выглядит не зрело для ком державы, даже на фоне, давно сгинувшего Могучего и нерушимого...
  11. silver_roman
    silver_roman 9 июня 2020 00:52 Новый
    +1
    на данном этапе технологического развития КНР ,с трудом верится в созданием ими гиперзвуковых ракет. как и их 5 поколение самолёта. они в реальности создали лишь 3+ поколение истребителей, танк на основе т-72. собственных современных технологией у них мало. всякие там клоны су 27 я не считаю за китайские технологии.
    1. mvg
      mvg 14 июня 2020 19:16 Новый
      0
      на данном этапе технологического развития КНР

      Поэтому КНР на обратной стороне Луны, сам строит авианосцы, атомные лодки, китайские чипы конкурируют с Интелом, имеет собственное двигателестроение, тяжелую промышленность. Все технологии( что есть в мире, и многие из которых нет в РФ. Как то странно?
      П.С.: И не делает Гранты и Весты. Да и свои танки считает вполне адекватными. Ну по типу различной БТТ, давно впереди планеты всей. И йотофоны тоже.
  12. kieferandreas
    kieferandreas 9 июня 2020 00:56 Новый
    0
    а что про китайский "рейлган" рельсотрон ничего больше непишут?
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 9 июня 2020 04:40 Новый
      0
      Цитата: kieferandreas
      а что про китайский "рейлган" рельсотрон ничего больше непишут?

      Так забыли уже что сделали, все в прошлом.
  13. Mavrikiy
    Mavrikiy 9 июня 2020 04:53 Новый
    +1
    Согласно статье, скорость ракеты составляет 1800-2500 км,
    Интересно, когда это скорость стали в км мерить? 2500 км/ч = 2500/3600 = 694м/сек, маловато будет. 2500 км/сек многовато. recourse Впрочем, для Китая, самое тоrequest
  14. гильза
    гильза 9 июня 2020 06:13 Новый
    0
    Ещё два три газетно-интернетных сета и Россия вообще "отстанет" и будет "плестись в хвосте".
  15. Наган
    Наган 9 июня 2020 07:04 Новый
    -1
    Все они функционируют на авиационном керосине, а окислителем в ракетном и прямоточном двигателях является жидкий кислород.

    Окислителем в прямоточном режиме является воздух. Это говорит много об уровне китайских проектировщиков и аффтара статьи.
    1. gridasov
      gridasov 9 июня 2020 14:47 Новый
      -1
      Приходится все время напоминать ,что даже на обычных пропеллерах невозможно обеспечить эквивалентность прилагаемой мощности и увеличения скорости вращения ,а соответственно тяги пропеллера. Поэтому при любом использовании турбин и устройств нагнетания топлива или окислителя ,есть проблема разрыва потока при определённой граничной скорости . Поэтому достижение гиперскорости и возможно только взорвав топливо или готовую смесь и лететь на отбросе масс. Все остальное на уровне фантастики .
  16. rica1952
    rica1952 9 июня 2020 13:10 Новый
    -1
    Ну работающего прототипа ГЗЛА у РФ тоже нет,Поэтому китайцы наверное показали муляж.Они же народу мозги мультиками не засирают.
    1. Вадим237
      Вадим237 9 июня 2020 14:56 Новый
      0
      Авангард и Циркон есть на последнем стоит ГПВРД.
      1. rica1952
        rica1952 11 июня 2020 11:41 Новый
        0
        Циркона пока нет и что там стоит никто не знает.
  17. Serpet
    Serpet 14 июня 2020 12:20 Новый
    +2
    Пытаются объять необъятное laughing