Military Review

One of the most unsuccessful examples of Soviet weapons

16

Of course, I would like to assume that all weapon, which was created and is being created in our country, is reliable, accurate and efficient. However, the realities are such that the produced weapons options did not always differ in excellent characteristics. This also applies to some types of small arms.


Experts believe that one of the most unsuccessful models of small arms, released at the time in the USSR, was Degtyarev's easel machine gun of the 1939 model. This is a DS-39 caliber of 7,62 mm.

The fact that there were problems with the machine gun can be judged by the years of its production. The started production of the DS-39 in 1939 was stopped already in 1941, and despite the fact that the Great Patriotic War began. The feedback from the military about the machine gun after its use on the fronts of the Soviet-Finnish war played a role here.

The design of the DS-39 was complex enough to be easily used in relatively difficult conditions. The machine gun malfunctioned at low temperatures, was “afraid” of dirt and dust. Moreover, the basic elements of the DS-39 quickly wore out, which required almost constant repair of these small arms.

About Soviet machine guns, including the DS-39, is described in the video of the Kalashnikov concern:

16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 10 June 2020 05: 24
    12
    DS is just out of luck. As the history of the recreation center showed, Degtyarev himself simply could not think up and perfect the tape drive mechanism that Shpagin helped him to do, after which the machine gun received the sonorous and formidable name DShK. Yes, based on the work on perfection of the recreation center, Degtyarev was able to bring the DS to an acceptable state, but at that moment Goryunov appeared with his SG ...
    1. bistrov.
      bistrov. 10 June 2020 06: 16
      0
      Quote: svp67
      Degtyarev was able to bring the DS to an acceptable state, but at that moment Goryunov appeared with his SG ...

      "SG" appeared only in 1944, and "DS" was discontinued in 1941, returned to "Maxim", there was no time to "finish" ...
      1. svp67
        svp67 10 June 2020 06: 48
        +3
        Quote: bistrov.
        "SG" appeared only in 1944, and "DS" was discontinued in 1941, returned to "Maxim", there was no time to "finish" ...

        Sorry, but you are wrong. In 1942, two competitions were held for a new machine gun for the Red Army, at the last, in November 42, the DS-42 was presented, which was a modified version of the DS-39. A lot has already been written about this.

        Read at least this ...
        https://www.kalashnikov.ru/pulemyotnaya-drama-krasnoj-armii-3/
    2. Civil
      Civil 10 June 2020 11: 10
      -1
      Grandfather began in 1941 as a private cavalryman near Moscow, and graduated in Prague as a major (!) Of a machine-gun company. When we were discussing the easel machine guns with the pictures, he immediately cut off - "the whole war on the Maxims." Well, who cares, he really liked the PPP, before him they tried to get an MP40, or as he called "Schmeiser", but they were forced to hand over the trophy.
      1. Dr. Frankenstucker
        Dr. Frankenstucker 10 June 2020 22: 55
        +2
        major (!) machine gun company.


        'Major of the machine-gun company' is strong. It inspires confidence in everything else, nd .... For some reason, the preamble "grandfather told .." is considered an awesome and indisputable argument.
        Sadness.
    3. Catfish
      Catfish 10 June 2020 16: 44
      +4
      Sergey, welcome. hi
      At the time when I served in the army, we had HCMP on our tanks. So the breakage of the sleeve was a regular phenomenon, regardless of the year of manufacture of the machine gun and the time of its operation. And the most valuable "device" we had was the sleeve extractor, I almost put it under the pillow during sleep so that it would not be stolen. But the machine gun was very convenient in service.
      1. svp67
        svp67 10 June 2020 17: 08
        +2
        Konstantin hi
        Quote: Sea Cat
        we were on the tanks SGMT. So the breakage of the cartridge case was a regular phenomenon, regardless of the year of manufacture of the machine gun and the time of its operation.

        So it is ... the SG was the same, but less than the DS. And even PCT was not completely devoid of this drawback, although of course much less. But always on firing in my pocket lay the sleeve.
        1. Catfish
          Catfish 10 June 2020 17: 31
          +3
          Unfortunately, I did not deal with PCT, in our department there was a PC with a gift plate from the manufacturing plant. But there is both the barrel and the bolt, you yourself understand in what condition, even though the cartridges were, but it did not work to shoot. There was no set of interchangeable barrels or shutter. request
          1. svp67
            svp67 10 June 2020 19: 26
            +2
            Quote: Sea Cat
            Unfortunately, I did not deal with PCT

            An interesting machine gun, which, like its own "brother" - the PC, I put even higher than the AK. It is very reliable, and PKT even allows, in case of urgent need, to fire from the hand, of course, getting anywhere is quite problematic, you need to constantly adjust the fire, but in an emergency it is still better than nothing
            1. Catfish
              Catfish 10 June 2020 19: 42
              +3
              Clear. You won’t shoot from Goryunov with your hand, although if you snip it ... smile
    4. stalkerwalker
      stalkerwalker 10 June 2020 18: 57
      +1
      In his famous book Baurjan Momysh-uly "The Psychology of War", the hero of the battle near Moscow mentions an episode when both DS-39s refused to fire cartridges with steel casings. As a result, the battalion was forced to operate only with personal small arms in the hottest moments near Volokolamsk.
  2. Engineer
    Engineer 10 June 2020 09: 19
    +1
    The fact that there were problems with the machine gun can be judged by the years of its production.

    Years of production do not say anything. The PTB-23 cannon, for example, or the same SPM - the reasons for the withdrawal from production were not a problem.
  3. 2112vda
    2112vda 10 June 2020 10: 36
    +4
    The reason for the failure of the DS-39 is described in the literature, it is a cloth tape from the "Maxim" machine gun. Later they realized that the time of such tapes had passed, after they switched to metal tapes, the problems with the tape drive decreased. The RPD light machine gun is not much different in design from the DS-39, and the DShK has a similar design scheme. If a machine gun was immediately made under the metal tape DS-39 would work quite successfully.
    1. svp67
      svp67 10 June 2020 11: 19
      +1
      Quote: 2112vda
      If a machine gun under a metal tape DS-39 had been made immediately, it worked quite successfully.

      No, Degtyarev was unable to solve the problem with our cartridges, which were often "unpatroned" when removed from any tape, although of course the metal tape gave fewer failures
    2. Catfish
      Catfish 10 June 2020 16: 38
      +3
      All the reasons for the failures associated with the cartridge and tape are described in detail in the video.
  4. Grossvater
    Grossvater 10 June 2020 17: 20
    +5
    I will not say that I am very versed in the gunner, but, in my peasant-and-peasant opinion, overpriced requirements for rate of fire destroyed the good machine.
    There, if I don’t confuse, there were two modes: 600 and 1200. The wound cartridge requires a vaguely forward movement.
    High rate of fire dictates high cartridge speeds when removed from the tape. Here it was.
    If there are specialists on this machine gun, let them say that the speed of movement of the cartridge changed with a change in rate of fire. But, even if it was changing, then most likely it was overpriced even at a low pace.
    RP also worked pretty well. Locking there is similar.

Один из самых неудачных образцов советского оружия


Безусловно, хотелось бы считать, что всё то оружие, которое создавалось и создаётся в нашей стране, является надёжным, точным и эффективным. Однако реалии таковы, что произведённые варианты оружия отнюдь не всегда отличались превосходными характеристиками. Относится это и к некоторым видам стрелкового оружия.


Эксперты полагают, что одним из самых неудачных образцов стрелкового оружия, выпущенного в своё время в СССР, оказался станковый пулемёт Дегтярёва образца 1939 года. Это ДС-39 калибра 7,62 мм.

О том, что с пулемётом были проблемы, можно судить уже по годам его производства. Начавшийся выпуск ДС-39 в 1939 году был остановлен уже в 1941 году, и это притом, что начиналась Великая Отечественная война. Свою роль здесь сыграли отзывы военнослужащих о пулемёте после его использования на фронтах Советско-финской войны.

Конструкция ДС-39 была достаточно сложна для того, чтобы его можно было без труда использовать в относительно сложных условиях. Пулемёт давал сбои при низких температурах, «боялся» грязи и пыли. Мало того, основные элементы ДС-39 быстро изнашивались, что требовало чуть ли не постоянного ремонта этого стрелкового оружия.

О советских пулемётах, в том числе о ДС-39, рассказывается в ролике концерна «Калашников»:

Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67 10 июня 2020 05:24 Новый
    • 12
    • 0
    +12
    ДС просто не повезло. Как показала история с ДК, Дегтярев, сам просто не мог придумать и довести до совершенства лентопротяжный механизм, что на ДК ему помог сделать Шпагин, после чего пулемет получил звонкое и грозное наименование ДШК. Да, основываясь на работы по совершенству ДК, Дегтярев смог и ДС довести до приемлемого состояния, но в тот момент появился Горюнов с его СГ...
    1. bistrov. 10 июня 2020 06:16 Новый
      • 1
      • 1
      0
      Цитата: svp67
      Дегтярев смог и ДС довести до приемлемого состояния, но в тот момент появился Горюнов с его СГ...

      "СГ" появился только в 1944 году, а "ДС" сняли с производства в 1941,вернулись к "Максиму", уже "доводить" некогда было...
      1. svp67 10 июня 2020 06:48 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: bistrov.
        "СГ" появился только в 1944 году, а "ДС" сняли с производства в 1941,вернулись к "Максиму", уже "доводить" некогда было...

        Простите, но Вы не правы. В 1942 году был проведены два конкурса на новый станковый пулемет для РККА, на последнем, в ноябре 42-го был представлен ДС-42, который и являлся доработанной версией ДС-39. Об этом сейчас уже много написано

        Почитайте хотя бы это...
        https://www.kalashnikov.ru/pulemyotnaya-drama-krasnoj-armii-3/
    2. Гражданский 10 июня 2020 11:10 Новый
      • 2
      • 3
      -1
      Дед начал в 1941 рядовым кавалеристом под Москвой, закончил в Праге майором (!) пулеметной роты. Когда с ним обсуждали станковые пулеметы по картинкам, сразу отрезал - "всю войну на Максимах". Ну и кому интересно, ППС ему ну ооочень нравился, до него старались обзавестись МП40, или как он называл "Шмайсером", однако трофейное заставляли сдавать.
      1. Д-р Франкенштуцер 10 июня 2020 22:55 Новый
        • 4
        • 2
        +2
        майором (!) пулеметной роты.


        'Майор пулеметной роты' - это сильно. Внушает доверие ко всему остальному, нда.... Почему-то преамбула 'дед рассказывал..' считается офигенным и непререкаемый аргументом.
        Печаль.
    3. Морской Кот 10 июня 2020 16:44 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Сергей, приветствую. hi
      В то время, когда я служил в армии, у нас на танках стояли СГМТ. Так вот обрыв гильзы у них был явлением регулярным, независимо от года выпуска пулемёта и времени его эксплуатации. И самым ценным "прибором" у нас был гильзоизвлекатель, я его чуть ли не под подушку клал во время сна, чтобы не спёрли. А вот в обслуживании пулемёт был очень удобен.
      1. svp67 10 июня 2020 17:08 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Константин hi
        Цитата: Морской Кот
        у нас на танках стояли СГМТ. Так вот обрыв гильзы у них был явлением регулярным, независимо от года выпуска пулемёта и времени его эксплуатации.

        Так и есть...у СГ было то же, но меньше чем у ДС. И Даже ПКТ не был лишен полностью этого недостатка, хотя конечно значительно меньше. Но всегда на стрельбах у меня в кармане лежал гильзоизвлекатель.
        1. Морской Кот 10 июня 2020 17:31 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          С ПКТ, к сожалению, дела не имел, у нас в отделе был ПК с дарственной табличкой от завода-производителя. Но там и ствол и затвор, сами понимаете, в каком состоянии, хоть патроны и были, но пострелять так и не вышло. Не было в комплекте ни сменных стволов, ни затвора. request
          1. svp67 10 июня 2020 19:26 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Цитата: Морской Кот
            С ПКТ, к сожалению, дела не имел

            Интересный пулемет, который, как и его родного "брата" - ПК, я ставлю даже выше АК. Он очень надежен, а ПКТ даже позволяет, при острой необходимости, вести огонь с руки, конечно попасть куда либо довольно проблематично, надо постоянно корректировать огонь, но в экстренной ситуации это все же лучше, чем ничего
            1. Морской Кот 10 июня 2020 19:42 Новый
              • 3
              • 0
              +3
              Понятно. Из Горюнова с руки не постреляшь, хотя если припрёт... smile
    4. stalkerwalker 10 июня 2020 18:57 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      В своей знаменитой книге Баурджан Момыш-улы "Психология войны" герой битвы под Москвой упоминает эпизод, когда оба ДС-39 отказывались стрелять патронами со стальными гильзами. В итоге батальон вынужден был действовать только личным стрелковым оружием в самые горячие моменты под Волоколамском.
  2. Инжeнeр 10 июня 2020 09:19 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    О том, что с пулемётом были проблемы, можно судить уже по годам его производства.

    Годы производства не о чем не говорят. Пушка ПТБ-23, например, или та же УСВ - причины снятия с производства не в проблемности были.
  3. 2112vda 10 июня 2020 10:36 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Причина неудачи ДС-39 описана в литературе, это матерчатая лента от пулемёта "Максим". Позднее поняли что время таких лент прошло, после того как перешли на металлические ленты проблемы с лентопротяжкой уменьшились. Ручной пулемёт РПД мало чем отличается по конструкции от ДС-39, да и ДШК имеет похожую конструктивную схему. Если бы сразу был сделан пулемёт под металлическую ленту ДС-39 вполне успешно работал.
    1. svp67 10 июня 2020 11:19 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: 2112vda
      Если бы сразу был сделан пулемёт под металлическую ленту ДС-39 вполне успешно работал.

      Нет, Дегтяреву не удалось решить проблему с нашими патронами, которые часто "распатронировались", при его извлечении из любой ленты, хотя конечно металлическая лента давала меньше отказов
    2. Морской Кот 10 июня 2020 16:38 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Обо всех причинах неудач, связанных с патроном и лентой, подробно сказано в ролике.
  4. Grossvater 10 июня 2020 17:20 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Не скажу что шибко разбираюсь в стрелковке, но, на мой рабоче-крестьянский взгляд, неплохую машинку погубили завышенные требования по скорострельности.
    Там, если не путаю, было два режима: 600 и 1200. Рантовый патрон требует развратно поступательного движения.
    Высокая скорострельность диктует высокие скорости движения патрона при извлечении из ленты. Вот и распатронивало.
    Если есть спецы по данному пулемёту, пусть скажут, менялась скорость движения патронапри изменении скорострельности. Но, даже если и менялась, то скорее всего она была завышена даже на низком темпе.
    РП же работал и вполне прилично. Запирание там схожее.