Military Review

Serbia prepares for modernization of M-84 tanks

19

The modernized tank M-84 AC two thousandths


Serbian industry completed the development of a project to modernize the main combat tank M-84. The other day, an official presentation of the resulting machine took place, and by the end of the year a serial update of army equipment will begin. In the foreseeable future, the Serbian army will be able to create a fairly large group of improved MBT M-84 AC1 Chachak (M-84 AS1 Čačak), which will strengthen its defense.

Official event


According to the Ministry of Defense of Serbia, on June 8, at the ачacak Repair Plant in the city of the same name, the official presentation of the upgraded M-84 AC1 tank took place. The event was attended by Minister of Defense Alexander Vulin and Chief of the General Staff General Milan Moysilovich. The distinguished guests were shown an experienced tank in the final configuration proposed for the series. Also during the event, curious statements were made.


The first version of the M-84 AC1, 2017

Defense Minister A. Vulin said that the new modernization project will make Serbian tank troops one of the most powerful not only in the region, but throughout Europe. In previous years, the military department paid special attention to the development of the Air Force and Air Defense, and now it is the turn of the ground forces.

A. Vulin recalled that the M-84 tank was created 36 years ago, and since 1991, projects for its modernization have been developed. However, not one of these developments has yet reached the mass introduction in the troops. The current AC1 project is the first to be successfully completed and put into production.

Deputy Minister for Material Resources Nenad Miloradovich clarified the technical features of the new project, and also announced the timing of the start of production. The first MBT M-84 for updating will go to the Chachak plant before the end of this year. The duration of the upgrade is not named; the full scope of the upgrade program also remains unknown.


The leadership of the Ministry of Defense of Serbia at the presentation of the finished M-84 AC1

Organizational matters


MBT M-84 was adopted by Yugoslavia in the mid-eighties, and then, due to the collapse of the country, the tanks dispersed into the armies of the newly independent states. Over time, this technique became outdated, resulting in several attempts at modernization. Serbia has dealt with this issue since the beginning of the nineties, but still cannot boast of special successes.

To improve the combat qualities of the tank as a whole, it is necessary to increase the level of protection, upgrade the armament complex, improve the power unit, etc. In the middle of the two thousandths, a project of this kind was created under the name M-84AC, but it did not advance beyond the testing of experimental equipment. The Serbian army showed interest in a modernized MBT, and an export contract could also appear. But real orders were not received.


Today's M-84 AC1 is noticeably different from the previous version

In the middle of the tenth years, work began on the modern project M-84 AC1. A prototype of this model was first shown in 2017, when it was already tested. Over the past time, the appearance of the tank has changed markedly, in the current version of the modernization, other components with enhanced characteristics are used. To date, all work has been completed, and the project is almost ready for serial production.

Technical features


It is reported that the modernization of the M-84 on the new project will be carried out in two stages. The first involves updating 9 on-board systems of various kinds. The second one will change 12. As a result of this, the upgraded tank will receive all the necessary components and assemblies that increase its characteristics.

The draft M-84 AC1 focuses on improving protection. The tank’s own reservation does not change, but is supplemented by mounted and other devices. The frontal and side projections of the hull and turret are closed by 2-generation dynamic protection. Initially, small blocks were used on limited areas, and in the final version of the project, large products are used that protect all the main parts of the structure.


Armor and DZ are complemented by an automatic system such as softkill. A set of laser and electromagnetic radiation sensors is used, according to which smoke grenades are fired. The possibility of using active protection was previously mentioned.

It is alleged that these measures provide protection against all current threats - cumulative and sub-caliber shells, as well as anti-tank missiles, including attacking from the upper hemisphere.

To improve mobility and increase operational characteristics, a modernized track is used. The power plant and transmission are not yet replaced. Perhaps they will be updated in the future.


Measures were taken to improve the situational awareness of the crew, simplify driving and expand tactical capabilities. There is a video system with a circular view for the driver, a panoramic sight of the commander, modern means of communication and data transfer, etc.

Main weapon remains the same - the licensed version of the Soviet gun 2A46. Almost all components of the fire control system are replaced. OMS and its components are integrated into a single information management system. The crew has modern combined sights; for commander designed panoramic. Management is carried out with fully digital workstations. As an additional weapon used a remotely controlled combat module with a heavy machine gun.

Project results


Officials claim that upgrading the tanks under the new M-84 AC1 project will make Serbian armored forces one of the most powerful forces in the region and the continent. Such statements sound quite presumptuous, but seem to have a right to life. The Chachak project really has high potential and can have a significant impact on the military-political situation.


New tower equipment

The M-84 AC1 project takes into account the main modern threats to tanks and provides for appropriate protection measures. Firing capabilities are expanded through modern communications and weapons control systems. An important component of the project is the overhaul of armored vehicles with the extension of its resource.

The exact characteristics of the modernized tank, including the most important ones have not yet been disclosed. However, the available data suggest that the M-84 version of the Chachak is not inferior to other foreign tanks made by modernizing old models. Therefore, statements about the most powerful troops in the region have some basis.


Close-up combat module

However, to obtain all the desired results of a military and political nature, it is necessary not only to develop a project, but also to modernize the army fleet of armored vehicles. Such processes will start at the end of the year and will take some time - the completion time depends on the number of tanks planned for modernization.

According to the IISS The Military Balance 2020, there are 199 MBT M-84 in the Serbian army. Theoretically, all of them can be updated on a new project, however, the actual volume of modernization directly depends on the financial and industrial capabilities of the country. It was previously mentioned that all available tanks can go through modernization. How long such a program will take is not known, although it is obvious that it will not be fast and simple.


Warlords study new design caterpillar

It should be noted that MBT M-84 are in service with several other countries that may be interested in the Chachak project. So, Croatia operates 75 tanks in the basic configuration and independently modernized. Slovenia has approx. 45 M-84, with only 14 used. Another operator of the M-84 tanks is Kuwait with 150 units of various modifications (half in storage).

Distant future


In the absence of serious problems of a technical, economic or other nature, Serbia has the opportunity within a few years to upgrade at least a significant part of its tank fleet. It cannot be ruled out that its ability to update all combatant M-84s and then enter the international market.

What future awaits the project M-84 AC1, time will tell. Modernization will be launched by the end of the year and then its planned volumes and terms can be called. The future of the Serbian armored forces as one of the main forces of the region depends on these plans, as well as on the success of their implementation.
Author:
Photos used:
Ministry of Defense of Serbia / mod.gov.rs, Wikimedia Commons
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 10 June 2020 05: 19 New
    -1
    Serbia prepares for modernization of M-84 tanks
    On a good base, good development potential.
    modernization of tanks under the new project M-84 AC1 will make the Serbian armored forces one of the most powerful forces in the region and the continent. Project Chachak
    better Chapaev. repeat
  2. svp67
    svp67 10 June 2020 05: 36 New
    0
    An interesting modernization, there are only a few comments, the weakened area on the upper frontal sheet was not covered and the protection of the sides was not solved in the best way, especially considering the terrain where these tanks may have to operate ...
    1. Sailor
      Sailor 10 June 2020 09: 16 New
      +5
      Compared with the T-72B3M, it’s an order of magnitude better, and the ZPU and the “bucket” and DZ better cover the tank.
      1. V.I.P.
        V.I.P. 10 June 2020 12: 22 New
        0
        Of course, better than B3 .. We have DZ for sight, supposedly there is. And the holes in it, it would be more likely to buy tanks)) .. You need to buy a license for such modernization from them wink
  3. Magic archer
    Magic archer 10 June 2020 05: 51 New
    0
    Well done little brothers! And dz correctly taped and the machine gun module. A good example of modernization and smart approach.
  4. Free wind
    Free wind 10 June 2020 06: 03 New
    0
    Tank in the first photo with new tracks. On all the rest the caterpillars of the old design.
  5. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 10 June 2020 06: 12 New
    +2
    Do not stand still and right ...
    That's just the phrase "... the most powerful army in Europe" is already starting to cause a phantom nervous tick.
  6. pytar
    pytar 10 June 2020 09: 47 New
    +2
    One of the most interesting attempts to modernize the M-84 is the Croatian project. M-95 Degman.






    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 10 June 2020 11: 35 New
      0
      Interesting: what is the effective resistance of the “face” turned out with such monstrous overlays?
  7. Bersaglieri
    Bersaglieri 10 June 2020 11: 34 New
    0
    The Polish PT-91 in the latest version of the modernization is very similar.
    1. pytar
      pytar 10 June 2020 13: 42 New
      +2
      The Polish PT-91 in the latest version of the modernization is very similar.

      They use different principles of additional booking. M-84 detachable modules are most likely with DZ, while the Polish RT-91 is monolithic, it is not visible that there is an DZ.





  8. Alex 1970
    Alex 1970 10 June 2020 14: 23 New
    -1
    An interesting modification, it’s just interesting what is written about fully digitalized workstations, but how long will the mounted on the tower last in battle and not just on it? Will the crew “go blind”? Maybe all the same it was worth leaving the analogue means?
    1. Alex 1970
      Alex 1970 10 June 2020 14: 32 New
      0
      How backup funds meant
  9. PROXOR
    PROXOR 10 June 2020 16: 03 New
    +3
    UVZ. Look how the Serbs covered the barrel mask area and let you be ashamed of the T-72B3.
    1. LastPS
      LastPS 10 June 2020 20: 41 New
      0
      I think that it is worth comparing it with the T-90M sooner, here it’s not so simple.
      1. PROXOR
        PROXOR 11 June 2020 10: 37 New
        0
        I do not agree. The T-84 is closer to the T-72 than to the T-90S. Thank God, the UVZ designers realized that the tower needs to be closed better when preparing the T-90S. But you don’t need to do anything over-test on the T-72B3 2016. If you look at the discharge between the elements of dynamic protection, just 1 element on both sides and not enough.
        1. LastPS
          LastPS 14 June 2020 19: 27 New
          0
          I do not agree. The T-84 is closer to the T-72 than to the T-90S.

          Why? The 90m armored hull is the same as on the 72nd, except that there is a "relict", the tower is closed with the same care as on the 84th, other equipment is consistent, except that the engine power is higher on the 90th. T72-B3 is equipped with a fifth contact, the DZ coverage scheme is worse, as you yourself indicate, there are no thoughts with a machine gun plus.
        2. LastPS
          LastPS 14 June 2020 21: 47 New
          0
          On the other hand, I agree that if we consider the 84th, how the development of the 72nd 72B3 is definitely inferior. By and large, 72b3 is generally inferior to almost all modern foreign modifications of the 72nd, sometimes not very modern, but this includes the issue of mass characterization and multi-type MBT in the Russian Federation. In Serbia, the 84th is the only type of MBT and it’s clear that they will squeeze the maximum out of the possible, so their modification is closer to the T-90m in terms of combat capabilities and is obviously better stuffed than our 72b3, which is the most massive and simple type of MBT in the troops .
  10. mvg
    mvg 2 September 2020 21: 29 New
    +2
    How many times phrases are repeated in the text, even the author does not know. It is harmful to read such a crude article.

Сербия готовится к модернизации танков М-84


Модернизированный танк М-84 АС двухтысячных годов


Сербская промышленность завершила разработку проекта модернизации основного боевого танка М-84. На днях состоялась официальная презентация получившейся машины, и до конца года начнется серийное обновление армейской техники. В обозримом будущем армия Сербии сможет создать достаточно крупную группировку улучшенных ОБТ М-84 АС1 «Чачак» (M-84 AS1 Čačak), что усилит ее оборону.

Официальное мероприятие


Как сообщает министерство обороны Сербии, 8 июня на ремонтном заводе «Чачак» в одноименном городе состоялась официальная презентация модернизированного танка М-84 АС1. В мероприятии приняли участие министр обороны Александр Вулин и начальник Генерального штаба генерал Милан Мойсилович. Высоким гостям показали опытный танк в окончательной конфигурации, предложенной к серии. Также в ходе мероприятия прозвучали любопытные заявления.


Первый вариант М-84 АС1, 2017 г.

Министр обороны А. Вулин заявил, что новый проект модернизации сделает сербские танковые войска одними из самых мощных не только в регионе, но и во всей Европе. В предыдущие годы военное ведомство уделяло особое внимание развитию ВВС и ПВО, а теперь настал черед сухопутных войск.

А. Вулин напомнил, что танк М-84 был создан 36 лет назад, и с 1991 г. разрабатывались проекты его модернизации. Однако ни одна из таких разработок пока не дошла до массового внедрения в войсках. Нынешний проект «АС1» оказывается первым, успешно завершенным и ставящимся в производство.

Замминистра по материальным ресурсам Ненад Милорадович уточнил технические особенности нового проекта, а также назвал сроки начала производства. Первые ОБТ М-84 для обновления поступят на завод «Чачак» до конца текущего года. Продолжительность модернизации не названа; также остаются неизвестными полные объемы программы обновления.


Руководство Минобороны Сербии на презентации готового М-84 АС1

Организационные вопросы


ОБТ М-84 был принят на вооружение Югославии в середине восьмидесятых годов, а затем, в связи с распадом страны, танки разошлись по армиям новых независимых государств. Со временем такая техника устарела, результатом чего стали несколько попыток модернизации. Сербия занималась этим вопросом с начала девяностых, но до сих пор не может похвастать особыми успехами.

Для повышения боевых качеств танка в целом требуется повышение уровня защиты, обновление комплекса вооружений, улучшение силового блока и т.д. В середине двухтысячных был создан проект такого рода под названием М-84АС, однако он не продвинулся дальше испытаний опытной техники. Сербская армия проявляла интерес к модернизированному ОБТ, также мог появиться экспортный контракт. Но реальные заказы не поступили.


Сегодняшний М-84 АС1 заметно отличается от предыдущей версии

В середине десятых годов начались работы по современному проекту М-84 АС1. Опытный образец этой модели впервые показали в 2017 г., когда он уже проходил испытания. За прошедшее время облик танка заметно изменился, в нынешней версии модернизации используются иные компоненты с повышенными характеристиками. К настоящему времени все работы завершены, и проект почти готов к серийному выпуску.

Технические особенности


Сообщается, что модернизация М-84 по новому проекту будет выполняться в два этапа. Первый предусматривает обновление 9 бортовых систем разного рода. На втором поменяют еще 12. В результате этого модернизированный танк получит все необходимые узлы и агрегаты, повышающие его характеристики.

В проекте М-84 АС1 особое внимание уделено вопросам повышения защиты. Собственное бронирование танка не меняется, но дополняется навесными и иными устройствами. Лобовая и бортовая проекция корпуса и башни закрыты динамической защитой 2 поколения. Изначально использовались блоки малых размеров на ограниченных площадях, а в окончательной версии проекта применяются крупные изделия, защищающие все основные части конструкции.


Броня и ДЗ дополняются автоматической системой типа softkill. Используется набор датчиков лазерного и электромагнитного излучения, по данным которых осуществляется отстрел дымовых гранат. Ранее упоминалась возможность применения активной защиты.

Утверждается, что эти меры обеспечивают защиту от всех актуальных угроз – кумулятивных и подкалиберных снарядов, а также противотанковых ракет, в т.ч. атакующих из верхней полусферы.

Для улучшения подвижности и повышения эксплуатационных характеристик используется модернизированная гусеница. Силовая установка и трансмиссия пока не заменяются. Возможно, их обновят в будущем.


Приняты меры по улучшению ситуационной осведомленности экипажа, упрощению вождения и расширению тактических возможностей. Имеются видеосистема с круговым обзором для водителя, панорамный прицел командира, современные средства связи и передачи данных и т.д.

Основное оружие остается прежним – лицензионная версия советской пушки 2А46. Под замену идут почти все компоненты системы управления огнем. СУО и ее составляющие интегрированы в единую информационно-управляющую систему. Экипаж располагает современными комбинированными прицелами; для командира предназначен панорамный. Управление осуществляется с полностью цифровых рабочих мест. В качестве дополнительного вооружения использован дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом.

Результаты проекта


Официальные лица утверждают, что модернизация танков по новому проекту М-84 АС1 сделает сербские бронетанковые войска одной из мощнейших сил региона и континента. Подобные заявления звучат весьма самонадеянно, но, похоже, имеют право на жизнь. Проект «Чачак» действительно имеет высокий потенциал и может оказать существенное влияние на военно-политическую ситуацию.


Новое оборудование башни

Проект М-84 АС1 учитывает основные современные угрозы для танков и предусматривает соответствующие меры в сфере защиты. Огневые возможности расширяются за счет современных средств связи и систем управления вооружением. Важной составляющей проекта является капитальный ремонт бронетехники с продлением ее ресурса.

Точные характеристики модернизированного танка, в т.ч. наиболее важные, пока не раскрывались. Однако доступные данные позволяют предполагать, что М-84 версии «Чачак» не уступает другим зарубежным танкам, выполненным путем модернизации старых образцов. Поэтому заявления о мощнейших войсках региона имеют под собой некоторые основания.


Боевой модуль крупным планом

Однако для получения всех желаемых результатов военного и политического характера необходимо не только разработать проект, но и провести модернизацию армейского парка бронетехники. Подобные процессы стартуют в конце года и займут определенное время – сроки их завершения прямо зависят от количества планируемых к модернизации танков.

По данным справочника IISS The Military Balance 2020, в армии Сербии имеется 199 ОБТ М-84. Теоретически, все они могут пройти обновление по новому проекту, однако фактические объемы модернизации прямо зависят от финансовых и промышленных возможностей страны. Ранее упоминалось, что модернизацию могут пройти все наличные танки. Сколько времени займет такая программа – неизвестно, хотя очевидно, что она не будет быстрой и простой.


Военачальники изучают гусеницу новой конструкции

Следует отметить, что ОБТ М-84 состоят на вооружении нескольких других стран, которые могут заинтересоваться проектом «Чачак». Так, Хорватия эксплуатирует 75 танков в базовой конфигурации и самостоятельно модернизированных. У Словении остается ок. 45 М-84, причем только 14 используются. Еще один эксплуатант танков М-84 – Кувейт с 150 единицами разных модификаций (половина на хранении).

Отдаленное будущее


При отсутствии серьезных проблем технического, экономического или иного характера, Сербия имеет возможность в течение нескольких лет модернизировать, как минимум, значительную часть своего танкового парка. Нельзя исключать и ее способность обновить все строевые М-84, а затем выйти на международный рынок.

Какое будущее ждет проект М-84 АС1, покажет время. Модернизацию запустят к концу года и тогда же могут назвать ее планируемые объемы и сроки. От этих планов, а также от успешности их выполнения, зависит будущее сербских бронетанковых войск как одной из основных сил региона.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны Сербии / mod.gov.rs, Wikimedia Commons
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy 10 июня 2020 05:19 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Сербия готовится к модернизации танков М-84
    На хорошей базе, хороший потенциал развития.
    модернизация танков по новому проекту М-84 АС1 сделает сербские бронетанковые войска одной из мощнейших сил региона и континента. Проект «Чачак»
    , лучше "Чапаев". feel
  2. svp67 10 июня 2020 05:36 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Интересная модернизация, вот только есть несколько замечаний, ослабленная зона на верхнем лобовом листе так и осталась не прикрыта и защита бортов, решена не лучшим образом, особенно учитывая рельеф местности, где этим танкам, возможно предстоит действовать...
    1. МорякЧФ 10 июня 2020 09:16 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      По сравнению с Т-72Б3М на порядок лучше, и ЗПУ и "ведро" и ДЗ лучше прикрывает танк.
      1. В.И.П. 10 июня 2020 12:22 Новый
        • 2
        • 2
        0
        Конечно лучше, чем Б3..У нас ДЗ для виду, якобы есть. А дыры в ней , это что бы почаще танки покупали))..Нужно купить у них лицензию на такую модернизацию wink
  3. Magic Archer 10 июня 2020 05:51 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Молодцы братишки! И дз грамотно примостырили и модуль пулемета. Наглядный пример модернизации и умного подхода.
  4. Вольный ветер 10 июня 2020 06:03 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Танк на первой фотографии с новыми гусеницами. На всех остальных гусеницы старой конструкции.
  5. Вождь краснокожих 10 июня 2020 06:12 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Не стоят на месте и правильно...
    Вот только фраза "...самая сильная армия в Европе" уже начинает вызывать фантомный нервный тик.
  6. pytar 10 июня 2020 09:47 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Одна из самых интересных попыток модернизировать М-84, является хорватский проект М-95 Degman.






    1. Bersaglieri 10 июня 2020 11:35 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Интересно: какая эффективна стойкость "морды" получилась при таких монструозных накладках?
  7. Bersaglieri 10 июня 2020 11:34 Новый
    • 0
    • 0
    0
    На польский PT-91 в последнем варианте модернизации очень похож.
    1. pytar 10 июня 2020 13:42 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      На польский PT-91 в последнем варианте модернизации очень похож.

      Они изпользуют разные принципый дополнительного бронирования. У М-84 сыемные модули скорее всего с ДЗ, а у польского РТ-91 оно монолитное, не видно, чтоб имелось ДЗ.





  8. Алексей 1970 10 июня 2020 14:23 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Интересная модификация, вот только интересно что написано про полностью цифровизованные рабочие места, а как долго в бою продержится навесное на башне и не толко на ней? Не "ослепнет" ли экипаж? Может все таки стоило оставить и аналоговые средства?
    1. Алексей 1970 10 июня 2020 14:32 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Как резервные средсва имелось ввиду
  9. PROXOR 10 июня 2020 16:03 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    УВЗ. Глянь как сербы закрыли район маски ствола и пусть тебе станет стыдно за Т-72Б3.
    1. LastPS 10 июня 2020 20:41 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Думаю, что стоит сравнивать его с Т-90М скорее, тут уже не все так однозначно становится.
      1. PROXOR 11 июня 2020 10:37 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Не согласен. Т-84 ближе к Т-72 чем к Т-90С. Слава богу до конструкторов УВЗ доперло что башню нужно закрывать получше готовя Т-90С. А ведь ничего сверестественного на Т-72Б3 2016 года делать не надо. Если глянуть разряжение между элементами динамической защиты, как раз по 1 элементу с обоих сторон и не хватате.
        1. LastPS 14 июня 2020 19:27 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Не согласен. Т-84 ближе к Т-72 чем к Т-90С.

          Почему? Бронекорпус 90м такой же, как и на 72-м, разве что стоит "реликт", башня закрыта с такой же тщательностью, как и на 84-ке, прочее оснащение соответствует, разве что мощность двигателя выше у 90-го. Т72-Б3 же оборудован контактом пятым, схема покрытия ДЗ хуже, на что вы сами указываете, плюсом нет дум с пулеметом.
        2. LastPS 14 июня 2020 21:47 Новый
          • 0
          • 0
          0
          С другой стороны согласен, что если рассматривать 84-й, как развитие именно 72-го 72Б3 определенно уступает. По большому счету, 72б3 вообще уступает практически всем современным зарубежным модификациям 72-го, иногда и не очень современным, но тут включается вопрос массовости и многотипности ОБТ в РФ. В Сербии 84-й является единственным типом ОБТ и понятно, что они будут выжимать максимум из возможного, поэтому их модификация ближе к Т-90м по боевым возможностям и нафарширована явно лучше, нежели наш 72б3, который является самым массовым и простым типом ОБТ в войсках.