Military Review

American super fighter who never flew

35
American super fighter who never flew
The layout of the fighter XF-108 Rapier


The project of an unusual fighter needed to accompany strategic bombers arose in the United States in the second half of the 1950s. For its time, the novelty stood out with an excellent set of flight performance. If the plane was really built, it would be a breakthrough. However, the XF-108 Rapier fighter did not advance beyond the project. A heavy escort fighter never took to the sky.

The advent of the XF-108 Rapier


The 1950s marked the final transition to jet combat aviation. It was at this time that the United States was close to presenting the world with unique supersonic jet engines with unprecedented performance characteristics. The experimental fighter XF-108 Rapier, which began to be created in the late 1950s, just belonged to similar projects. The new fighter could well change the idea of ​​aviation. Work on its creation was carried out in conjunction with the development of a new strategic supersonic bomber B-70 Valkyrie.

The well-known American company North American, which previously presented the world with one of the best fighters of the Second World War P-51 Mustang, worked on the creation of aircraft. Work on the strategic bomber and escort fighter was carried out as part of a project initiated in 1957 by the US Air Force command to create new strategic systems. The project provided for the creation of a supersonic strategic bomber capable of speeds of up to three Machs, as well as an escort fighter that would not lag behind the bomber in terms of speed. The third area of ​​the project was the creation of intercontinental cruise missiles, which also had supersonic speed.


XB-70A "Valkyrie" in flight

If the US military quickly abandoned cruise missiles in favor of more profitable and promising ICBMs, then work on the bomber and fighter was quite active. Although the XF-108 Rapier never took to the skies, its closest relative, the B-70 Valkyrie strategic bomber, was embodied in metal. The bomber was built in duplicate and first flew in 1964. This fact did not go unnoticed by Soviet intelligence. The USSR’s response to American developments was the creation of the supersonic fighter-interceptor E-155, which in the future turned into a serial MiG-25 fighter.

Supersonic escort fighter and its capabilities


The contract for the construction of two supersonic escort fighters was signed with North American on June 6, 1957. Two new aircraft received the designation XF-108 (designation within the company - NA-257). The new fighter was originally designed as a machine capable of flying over a long range and at a very high speed - about three Machs. The aircraft was planned to be used simultaneously as both a long-range interceptor, which was supposed to intercept the strategic bombers of the USSR in the skies over the Arctic, and as a heavy escort fighter for the American strategic supersonic B-70 Valkyrie bombers. In this regard, the aircraft had to fulfill the same role as the P-51 Mustang, which accompanied the "flying fortresses" during the Second World War.

Despite the fact that the XF-108 Rapier was never built in metal, the project was promising and stood out with a number of interesting innovations. According to the initial plans, the fighter, like the B-70 Valkyrie bomber being created in parallel, was supposed to get two General Electric J95-GE-5 turbojet engines (it was planned to install six such engines on the bomber), working on pentaborane borohydrogen fuel. By its qualities, the pentaborane exceeded the classic aviation kerosene. However, it quickly became clear that the use of new fuel allowed increasing the flight range of aircraft by only 10 percent. At the same time, this fuel remained an extremely toxic and harmful substance. In August 1959, work on the creation of the J95-GE-5 engine was closed along with work on the creation of hydrogen fuel.


The second distinctive feature of the new fighter was to become a fire control system, complex for its time, and a set of used weapons. The SLA of the aircraft was created on the basis of the latest ASG-18 pulse-Doppler radar, which was supposed to provide target selection in the lower hemisphere. Powerful airborne radar equipment was supposed to work in conjunction with the latest GAR-9 Super Falcon guided air-to-air missile. A distinctive feature of the rocket was its extremely high flight speed - about 6 Machs and a long range - 176 km.

The heavy fighter was supposed to carry at once three such missiles weighing 365 kg each, while it was planned to place the missiles in the internal weapons compartment. To aim a new missile at the target, it was planned to use a combined homing head. At a medium distance, a semi-active radar guidance system was used, and an infrared guidance system was used at the end of the flight.

Externally, the XF-108 Rapier was a large aircraft equipped with two turbojet engines. After abandoning the power plant running on hydrogen fuel, the designers returned to the classic General Electric J93-GE-3AR engines with an afterburner thrust of 130,3 kN each. It was believed that this would be enough to disperse an aircraft with a maximum take-off mass of more than 46 tons, to a speed of 3186 km / h.


GAR-9 missile in the internal compartment of the XF-108 fighter

Structurally, the XF-108 was an all-metal aircraft, made according to the "duck" scheme and having a characteristic wing of a triangular shape. The wingspan was 17,5 meters, the wing area - 173,5 square meters. According to the designers, the triangular wing of the fighter was to receive mechanization along the entire trailing edge, as well as the wingtips that deviate downward. The same decision was planned for the Valkyrie strategic bomber. As conceived by engineers at North American, this was to increase the directional stability of the new aircraft, especially when flying at supersonic speeds. The crew of the fighter was to consist of two people.

Project development was hindered by the development of ICBMs


The first ready-made fighter the US military planned to receive by early 1963. At the same time, the Pentagon was ready to buy a new car in hundreds. According to initial plans, the US Air Force hoped to order immediately 480 F-108 fighters, which have already been given the official name Rapier ("Rapier"). However, this was not destined to come true. Already in September 1959, the project of creating a new heavy escort fighter was finally frozen, and in 1960, North American company finally stopped developing.

The new fighter was never built in metal, remaining forever at the stage of the wooden layout. The fate of the project was negatively affected by the constant increase in the cost of the aircraft, as well as increasing uncertainty about the prospects for strategic weapons. It was not clear which strategic bombers of the USSR should confront the new fighter with such a set of combat capabilities. At the same time, intercontinental ballistic missiles appeared on the scene, which became the main striking force of countries possessing nuclear weapons.


The layout of the fighter XF-108 Rapier

With the development of ICBMs, the need to use a “swarm” of strategic bombers, which could have been shot down when approaching a target, disappeared. At the same time, the appearance of more advanced guided cruise missiles, which could be launched from submarines and surface ships, also played a role in the closure of the XF-108 Rapier project. New types of missile weapons leveled the value and capabilities of the Rapier, which turned into an expensive toy without specific tasks. By 1960, the project was completely stopped.

However, it cannot be said that the XF-108 Rapier project for North American was completely useless. Many developments were later used to create both experimental and serial machines. In particular, the aircraft fuselage almost without changes migrated to the serial North American A-5 Vigilante supersonic carrier-based bomber, which embodied the concept of a supersonic aircraft with a more modest maximum flight speed - in the region of two Machs.
Author:
35 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Thrifty
    Thrifty 12 June 2020 05: 30 New
    0
    Well, on its basis it was possible to create an average bomber, or a tanker plane. In vain, the Yankees buried him, this is really a good development, another thing is that everything revolutionary was initially very expensive, and there might have been technical problems that did not give designers confidence in the reliability of the aircraft. This is now f35, in its own revolutionary, but extremely unsuccessful aircraft. Three to five new problems come up with 3-4 new, more complex problems. A sort of eternal raw air problem. ...
    1. Usher
      Usher 12 June 2020 10: 28 New
      +1
      Well, who is Wiglent?
      1. Fitter65
        Fitter65 12 June 2020 10: 54 New
        +1
        Quote: Usher
        Well, who is Wiglent?

        Or rather what? A suitcase without a handle, in short ...
      2. EXPrompt
        EXPrompt 12 June 2020 11: 16 New
        +3
        Quote: Usher
        Well, who is Wiglent?

        Not a very good carrier of nuclear weapons .. dear 2 flywheel but useless ... quickly removed from service. there already went to the USSR air defense systems the chance of a breakthrough was minimal.
        1. Usher
          Usher 13 June 2020 22: 53 New
          0
          And here is successful, unsuccessful? The question was what could create an average bomber, that’s what they created. What are you grinding water here?
    2. Su24
      Su24 15 June 2020 06: 01 New
      0
      Quote: Thrifty
      or tanker


      A very bad tanker would have come out of it)
  2. Errr
    Errr 12 June 2020 06: 26 New
    +7
    No Rapier should accompany any Valkyrie, as Initially, it was not supposed to be a heavy escort fighter, but only a high-speed interceptor fighter. The Valkyrie was developed after the closure of the Rapier project.
  3. mark1
    mark1 12 June 2020 06: 32 New
    +4
    In particular, the fuselage of the aircraft almost without changes migrated to the serial North American A-5 supersonic deck bomber

    Moreover, you can see some external resemblance to the MiG-25 fuelage, which gave rise to the American press to declare copying (of course they lie)
    1. Lynx-z
      Lynx-z 12 June 2020 09: 26 New
      +4
      it's like patenting an iPhone case .. a rounded rectangle
      1. mark1
        mark1 12 June 2020 09: 33 New
        +4
        And you compare the drawings from the top view of the A-5 and MiG-25. As Polygraph Poligrafovich used to say -
        there is something from a diver ...
    2. Fitter65
      Fitter65 12 June 2020 10: 57 New
      0
      Quote: mark1
      a certain resemblance to the MiG-25 fuelage, which gave rise to the American press to declare copying (of course they lie)

      If you look closely at the projections of the F-15, then there you can see the external resemblance to the MiG-25 ...
      1. PilotS37
        PilotS37 12 June 2020 23: 00 New
        +3
        Quote: Fitter65
        If you look closely at the projections of the F-15, then there you can see the external resemblance to the MiG-25 ...

        In Soviet times, it was considered an indisputable truth in the domestic design environment that the F-15 was copied from the MiG-25. As it was in fact - I do not know. Actually, copying certain solutions is a very common approach to designing both aircraft and other equipment. Another thing is that someone stupidly clones the product of a more developed competitor, and someone spies on interesting solutions and reinterprets them for their urgent tasks. The "Eagle" was not a "stupid" clone of the MiG-25, as these machines performed different tasks. But the MiG-25 was the first production car with two keels, a wing shifted back and “box-shaped” air intakes at the edges of the fuselage - at Eagle we also observe all this ...
    3. Operator
      Operator 12 June 2020 11: 37 New
      0
      Yes, yes: Yes, the MiG-25 was without a doubt a tailless duck laughing
      1. mark1
        mark1 12 June 2020 12: 24 New
        +1
        Judging by your comment, you simply did not deign to see (A-5 and MiG-25 just in case)
        1. Operator
          Operator 12 June 2020 12: 31 New
          0
          How about understanding aerodynamic schemes - where is the tailless and where is the MiG-25?
          1. mark1
            mark1 12 June 2020 12: 32 New
            +1
            Are you just understanding? A-5 and MiG-25.
            1. Fitter65
              Fitter65 13 June 2020 01: 46 New
              +2
              Quote: mark1
              Are you just understanding? A-5 and MiG-25.

              By the way, the Americans still claim that the MiG-25 repeats the aerodynamic design of the A-5 Vigilante, and because of the bucket air intakes. Well, spied, maybe the appearance of the VZ, the rest of the filling of these air intakes is different from what is inside the A-5. Like the VZ on the F-15, it seems to be the same as the MiG-25, apparently, but all the others ...
          2. bayard
            bayard 13 June 2020 02: 20 New
            +1
            Andrey, the A-5 has the usual scheme - with classic elevators and one keel. From the fighter described in the article, he only has a fuselage (without an arms compartment, the A-5 had a pipe in the ass through which he shot the nuclear warheads back).
            And from the top view they are really similar - two engines, bucket-shaped air intakes on the sides, a similar wing shape (in general terms). But the MiG-25 has two keels, a single cabin, and this is an interceptor.
            The A-5 was built as a carrier-based bomber, but was used as a high-altitude reconnaissance during the Vietnam War.
            hi
  4. Undecim
    Undecim 12 June 2020 07: 25 New
    +5
    The new fighter was never built in metal, remaining forever at the stage of the wooden layout.
    The layout cost 142 million dollars then. Today it is about 000.
  5. Herman 4223
    Herman 4223 12 June 2020 10: 13 New
    0
    In fact, this is an analogue of our instant-25, which still flies around the world.
    I think that the application of this typewriter would be found if the project was not hacked.
  6. MVTUshnik
    MVTUshnik 12 June 2020 16: 45 New
    0
    Something very similar to the Canadian CF-105 Arrow and with a similar fate, however, it flew ...
  7. bk316
    bk316 12 June 2020 17: 19 New
    0
    It looks really beautiful.
    But the wooden model is not a plane, from the word at all. If he reached the stage of a technology demonstrator, there would be something to talk about ....
  8. doubovitski
    doubovitski 12 June 2020 17: 25 New
    +5
    Quote: mark1
    And you compare the drawings from the top view of the A-5 and MiG-25. As Polygraph Poligrafovich used to say -
    there is something from a diver ...

    If you, I, he solves the 2 + 2 problem, then for you, for me, and for all this = 4. Who copied from whom?
    Since you live on planet Earth with specific atmospheric properties, physical constants, and everyone faces the same tasks, they will inevitably get very similar forms and properties of machines.
    Perfect secrets are being developed, but .... Start making an airplane first according to the characteristics of the Wright brothers - get the same whatnot. Well, nothing else can happen if you build on those materials, engines and those speeds.
  9. doubovitski
    doubovitski 12 June 2020 17: 32 New
    +1
    Quote: Herman 4223
    In fact, this is an analogue of our instant-25, which still flies around the world.
    I think that the application of this typewriter would be found if the project was not hacked.

    Do not confuse cause with effect. They didn’t, because they did not see the need for it.
    If you do not need an all-terrain vehicle, floating, flying, crawling on the ground and underground, then you will not do it. Or am I wrong?
  10. PilotS37
    PilotS37 12 June 2020 23: 07 New
    0
    Structurally, the XF-108 was an all-metal aircraft, made according to the "duck" scheme and having a characteristic wing of a triangular shape.

    It is hoped that the author just described ...
    “Duck” was “Valkyrie,” and “Rapier” was tailless. Although ... how could you not have noticed a gross error here?
  11. PilotS37
    PilotS37 12 June 2020 23: 09 New
    +2
    Structurally, the XF-108 was an all-metal aircraft ...

    In fact, he was first “all-paper”, and then reached out to “all-wood” ...
  12. Smirnoff
    Smirnoff 13 June 2020 11: 03 New
    +4
    Thank you Sergey. good Still about the "Valkyrie" read yes
  13. Max Lebedev
    Max Lebedev 14 June 2020 12: 50 New
    +3
    And it's good that I did not fly yes
  14. Ilya_Nsk
    Ilya_Nsk 15 June 2020 06: 37 New
    +1
    We even flew the T-4 or Sotka, but ... airplanes with a novelty ratio of more than 70% are not launched into the series.
  15. zenion
    zenion 20 June 2020 13: 38 New
    0
    Once dreamed about him a lot, then it was almost. He could fly forward, backward and obliquely. Since the pilot could not fly such a cool aircraft, they taught dragonflies to fly this aircraft, because for them it’s the same as flying, hanging, flying away without knowing where.
  16. Observer2014
    Observer2014 15 July 2020 18: 04 New
    -3
    Really thanks for the article! It was interesting and informative. Plus an article. yes good
    Truly the golden years of aviation! This is what kind of technological leap humanity made in those years. To think about it. hi
  17. Pavel57
    Pavel57 18 August 2020 22: 20 New
    0
    The fence is like the MiG-25.
  18. Pavel57
    Pavel57 18 August 2020 22: 21 New
    0
    Quote: Ilya_Nsk
    We even flew the T-4 or Sotka, but ... airplanes with a novelty ratio of more than 70% are not launched into the series.

    Due to the high novelty, Sotk did not reach the series.
  19. Private SA
    Private SA 31 August 2020 00: 28 New
    0
    If the SR-71 "Blackbird" has a titanium, it seems, the fuselage lengthened due to heating (from memory
    from the old magazine "Foreign Military Review") at slightly higher flight speeds as much
    by 10 cm, then how would the locks of the inner bomb bay behave with a similar deformation of the hull when the GAR-9 was dropped from the penultimate photo?
  20. Maksim_ok
    Maksim_ok 15 September 2020 23: 34 New
    0
    “In particular, the fuselage of the aircraft, practically unchanged, migrated to the serial supersonic deck bomber North American A-5 Vigilante, which embodied the concept of a supersonic aircraft with a more modest maximum flight speed - in the area of ​​Mach two

    - it should be mentioned that besides the A-5, the fuselage of the XF-108 Rapier is clearly guessed in the MiG-25

Американский суперистребитель, который никогда не летал

Американский суперистребитель, который никогда не летал
Макет истребителя XF-108 Rapier


Проект необычного истребителя, необходимого для сопровождения стратегических бомбардировщиков, возник в США во второй половине 1950-х годов. Для своего времени новинка выделялась отличным набором летно-технических характеристик. Если бы самолет действительно был построен, это был бы прорыв. Однако дальше проекта истребитель XF-108 Rapier не продвинулся. В небо тяжелый истребитель сопровождения так никогда и не поднялся.

Появление XF-108 Rapier


1950-е годы ознаменовали собой окончательной переход к реактивной боевой авиации. Именно в это время США были близки к тому, чтобы представить миру уникальные сверхзвуковые реактивные машины с невиданными доселе летно-техническими характеристиками. Экспериментальный истребитель XF-108 Rapier, который начали создавать в конце 1950-х годов, как раз относился к подобным проектам. Новый истребитель вполне мог изменить представление об авиации. Работы по его созданию велись в связке с разработкой нового стратегического сверхзвукового бомбардировщика B-70 Valkyrie.

Над созданием самолетов работала известная американская компания North American, которая ранее подарила миру один из лучших истребителей Второй мировой войны P-51 Mustang. Работы по стратегическому бомбардировщику и истребителю сопровождения велись в рамках инициированного в 1957 году командованием ВВС США проекта по созданию новых стратегических систем. Проектом предусматривалось создание сверхзвукового стратегического бомбардировщика, способного развивать скорость в три Маха, а также истребителя сопровождения, который по скорости полета не отставал бы от бомбардировщика. Третьим направлением проекта было создание межконтинентальных крылатых ракет, также обладавших сверхзвуковой скоростью.


XB-70A «Валькирия» в полете

Если от крылатых ракет американские военные быстро отказались в пользу более выгодных и перспективных МБР, то работы над бомбардировщиком и истребителем велись достаточно активно. Хотя XF-108 Rapier так никогда и не поднялся в небо, его ближайший родственник, стратегический бомбардировщик B-70 Valkyrie, был воплощен в металле. Бомбардировщик был построен в двух экземплярах и впервые поднялся в воздух в 1964 году. Данный факт не остался незамеченным для советской разведки. Ответом СССР на американские разработки стало создание сверхзвукового истребителя-перехватчика Е-155, который в будущем превратился в серийный истребитель МиГ-25.

Сверхзвуковой истребитель сопровождения и его возможности


Договор на постройку двух сверхзвуковых истребителей сопровождения был заключен с компанией North American 6 июня 1957 года. Два новых самолета получили обозначение XF-108 (обозначение внутри компании – NA-257). Новый истребитель изначально проектировался, как машина, способная совершать полеты на большую дальность и с очень высокой скоростью – около трёх Махов. Самолет планировалось использовать одновременно и в качестве дальнего перехватчика, который должен был осуществлять перехват стратегических бомбардировщиков СССР в небе над Арктикой, и в качестве тяжелого истребителя сопровождения для американских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков B-70 «Валькирия». В этом плане самолет должен был выполнять ту же роль, что и P-51 Mustang, который в годы Второй мировой войны сопровождал «летающие крепости».

Несмотря на то, что XF-108 Rapier так и не был построен в металле, проект был перспективным и выделялся рядом интересных новшеств. Согласно первоначальным планам, истребитель, как и создаваемый параллельно бомбардировщик B-70 Valkyrie, должен был получить два турбореактивных двигателя General Electric J95-GE-5 (на бомбардировщике планировалось установить шесть таких двигателей), работающих на бороводородном топливе – пентаборане. По своим качествам пентаборан превосходил классический авиационный керосин. Однако быстро выяснилось, что использование нового топлива позволяло увеличить дальность полета самолетов лишь на 10 процентов. При этом данное топливо оставалось крайне токсичным и вредным веществом. В августе 1959 года работы по созданию двигателя J95-GE-5 были закрыты вместе с работами по созданию бороводородного топлива.


Второй отличительной особенностью нового истребителя должна была стать сложная для своего времени система управления огнем и набор используемого вооружения. СУО самолета создавалась на базе новейшей импульсно-доплеровской РЛС ASG-18, которая должна была обеспечивать селекцию целей в нижней полусфере. Мощное бортовое радиолокационное оборудование должно было работать в связке с новейшей управляемой ракетой класса «воздух-воздух» GAR-9 «Super Falcon». Отличительной особенностью ракеты была крайне высокая скорость полета – примерно 6 Махов и большой радиус действия – 176 км.

Тяжелый истребитель должен был нести сразу три таких ракеты массой 365 кг каждая, при этом размещать ракеты планировалось во внутреннем отсеке вооружения. Для наведения новой ракеты на цель планировалось использовать комбинированную головку самонаведения. На средней дистанции использовалась полуактивная радиолокационная система наведения на цель, на конечном участке полета – инфракрасная система наведения.

Внешне XF-108 Rapier представлял собой крупный самолет, оснащенный двумя турбореактивными двигателями. После отказа от силовой установки, работающей на бороводородном топливе, конструкторы вернулись к классическим двигателям General Electric J93-GE-3AR с тягой на форсаже на уровне 130,3 кН каждый. Считалось, что этого будет достаточно, чтобы разогнать самолет с максимальной взлетной массой более 46 тонн, до скорости 3186 км/ч.


Ракета GAR-9 во внутреннем отсеке истребителя XF-108

Конструктивно XF-108 был цельнометаллическим самолетом, выполненным по схеме «утка» и обладающим характерным крылом треугольной формы. Размах крыла составлял 17,5 метра, площадь крыла – 173,5 квадратных метра. По замыслу проектировщиков треугольное крыло истребителя должно было получить механизацию по всей задней кромке, а также отклоняющиеся вниз законцовки крыла. Такое же решение планировалось и для стратегического бомбардировщика «Валькирия». По замыслу инженеров компании North American, это должно было повысить путевую устойчивость нового самолета, особенно при полете на сверхзвуковых скоростях. Экипаж истребителя должен был состоять из двух человек.

Реализации проекта помешало развитие МБР


Первый готовый истребитель американские военные планировали получить к началу 1963 года. При этом покупать новую машину Пентагон был готов сотнями. Согласно первоначальным планам, ВВС США рассчитывали заказать сразу 480 истребителей F-108, которым уже присвоили официальное наименование Rapier («Рапира»). Однако этому не суждено было сбыться. Уже в сентябре 1959 года проект создания нового тяжелого истребителя сопровождения был окончательно заморожен, а в 1960 году компания North American окончательно прекратила разработку.

Новый истребитель так и не был построен в металле, оставшись навсегда на стадии деревянного макета. На судьбу проекта негативно повлияли постоянный рост стоимости самолета, а также всё большая неопределенность относительно перспектив стратегического оружия. Непонятно было, каким именно стратегическим бомбардировщикам СССР должен противостоять новый истребитель с таким набором боевых возможностей. Одновременно с этим на сцену выходили межконтинентальные баллистические ракеты, которые становились основной ударной силой стран, обладающих ядерным оружием.


Макет истребителя XF-108 Rapier

С развитием МБР отпадала сама необходимость использования «роя» стратегических бомбардировщиков, которые можно было сбить еще на подлете к цели. При этом свою роль в закрытии проекта XF-108 Rapier сыграло и появление более совершенных управляемых крылатых ракет, которые можно было запускать с борта подводных лодок и надводных кораблей. Новые виды ракетного вооружения нивелировали ценность и возможности «Рапиры», которая превращалась в дорогую игрушку без определенных задач. К 1960 году проект был полностью остановлен.

При этом нельзя сказать, что проект XF-108 Rapier для компании North American оказался абсолютно бесполезным. Многие наработки в дальнейшем были использованы при создании как экспериментальных, так и серийных машин. В частности, фюзеляж самолета практически без изменений перекочевал на серийный сверхзвуковой палубный бомбардировщик North American A-5 Vigilante, который воплотил концепцию сверхзвукового самолета с более скромной максимальной скоростью полета – в районе двух Махов.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый 12 июня 2020 05:30 Новый
    • 6
    • 6
    0
    Ну, на его основе можно было создать средний бомбардировщик, или самолет -заправщик. Зря янки его похоронили, это действительно хорошая разоработка, другое дело что все революционное стоит изначально очень дорого, и возможно, были технические проблемы, не дающие конструкторам уверенности в надежности самолета. Это как сейчас ф35, по своему революционный, но крайне неудачный самолет. На пять решенных проблем всплывает 3-4 новых, более сложных проблем. Этакая вечная сырая авиапроблема. ...
    1. Usher 12 июня 2020 10:28 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Ну а Виджелент кто?
      1. Fitter65 12 июня 2020 10:54 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: Usher
        Ну а Виджелент кто?

        Вернее что? Чемодан без ручки, если коротко...
      2. EXPrompt 12 июня 2020 11:16 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Usher
        Ну а Виджелент кто?

        Не очень удачный носитель ядрёного оружия.. дорогой 2х маховый но бесполезный... быстро сняли с вооружения. там уже у ссср пошли ЗРК шанс на прорыв стал минимален.
        1. Usher 13 июня 2020 22:53 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Причем тут удачный, неудачный? Вопрос был в том, что могли создать средний бомбер, вот и создали. Что вы тут воду мелите?
    2. Su24 15 июня 2020 06:01 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Бережливый
      или самолет -заправщик


      Очень плохой танкер бы из него получился)
  2. Эррр 12 июня 2020 06:26 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Никакую "Валькирию" "Рапира" не должна была сопровождать, т.к. изначально должна была стать не тяжёлым истребителем сопровождения, а всего лишь скоростным истребителем-перехватчиком. "Валькирия" разрабатывалась уже после закрытия проекта "Рапира".
  3. mark1 12 июня 2020 06:32 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    В частности, фюзеляж самолета практически без изменений перекочевал на серийный сверхзвуковой палубный бомбардировщик North American A-5

    Более того, можно разглядеть некое внешнее сходство с фюэеляжем МиГ-25 , что дало повод американской прессе заявлять о копировании ( врут конечно)
    1. Lynx-Z 12 июня 2020 09:26 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      это как патентование корпуса айфона.. прямоугольник с закругленными углами
      1. mark1 12 июня 2020 09:33 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        А вы сравните чертежи вид с верху А-5 и МиГ-25. Как говаривал Полиграф Полиграфович -
        есть что то от водолаза...
    2. Fitter65 12 июня 2020 10:57 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: mark1
      некое внешнее сходство с фюэеляжем МиГ-25 , что дало повод американской прессе заявлять о копировании ( врут конечно)

      Если приглядеться к проекциям F-15, то и там видно внешнее сходство с МиГ-25...
      1. PilotS37 12 июня 2020 23:00 Новый
        • 4
        • 1
        +3
        Цитата: Fitter65
        Если приглядеться к проекциям F-15, то и там видно внешнее сходство с МиГ-25...

        В советские времена в отечественной конструкторской среде считалось непреложной истиной, что F-15 срисовали с МиГ-25. Как было на самом деле - мне не известно. Собственно, копирование тех или иных решений - очень распространенный подход к проектированию и ЛА, и остальной техники. Другое дело, что кто-то тупо клонирует изделие более развитого конкурента, а кто-то подсматривает интересные решения и переосмысливает их под свои насущные задачи. "Орёл" не был "тупым" клоном МиГ-25, так как это машины решали разные задачи. Но МиГ-25 был первой серийной машиной с двумя килями, смещенным назад крылом и "коробчатыми"воздухозаборниками по краям фюзеляжа - у "Орла" мы всё это тоже наблюдаем...
    3. Оператор 12 июня 2020 11:37 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Да-да-да: МиГ-25 всенепременно был бесхвостной "уткой" laughing
      1. mark1 12 июня 2020 12:24 Новый
        • 2
        • 1
        +1
        Судя по вашему комментарию вы просто не соизволили посмотреть ( А-5 и МиГ-25 на всякий случай)
        1. Оператор 12 июня 2020 12:31 Новый
          • 3
          • 3
          0
          У вас как с пониманием аэродинамических схем - где "бесхвостка" и где МиГ-25?
          1. mark1 12 июня 2020 12:32 Новый
            • 4
            • 3
            +1
            А у вас просто с пониманием? А-5 и МиГ-25.
            1. Fitter65 13 июня 2020 01:46 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: mark1
              А у вас просто с пониманием? А-5 и МиГ-25.

              Американцы кстате утверждают до сих пор что МиГ-25 повторяет аэродинамическую схему A-5 Vigilante , причём из-за ковшёвых воздухозаборников. Ну подсмотрели , может быть внешний вид ВЗ, вся остальная начинка этих воздухозаборников отлична от того что внутри А-5. Как и ВЗ на F-15 вроде бы такие-же как и у МиГ-25, внешне, а вот всё прочие...
          2. bayard 13 июня 2020 02:20 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Андрей , у А-5 обычная схема - с классическими рулями высоты и одним килем . От описанного в статье истребителя у него только фюзеляж(без отсека вооружений , у А-5 была труба в заднице , через которую тот выстреливал ЯБП назад) .
            А видом сверху они действительно похожи - два двигателя , ковшеобразные воздухозаборники по бортам , похожая форма крыла(в общих чертах) . Но у МиГ-25 два киля , одноместная кабина , и это перехватчик .
            А-5 строился как бомбардировщик палубной авиации , но применялся как высотный разведчик во время Вьетнамской войны .
            hi
  4. Undecim 12 июня 2020 07:25 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Новый истребитель так и не был построен в металле, оставшись навсегда на стадии деревянного макета.
    Макет обошелся в 142 000 000 тогдашних долларов. Сегодня это около 1 250 000 000.
  5. Герман 4223 12 июня 2020 10:13 Новый
    • 1
    • 1
    0
    По сути это аналог нашего миг-25 ,который до сих пор летает по миру.
    Я думаю что применение этой машинке нашлось бы если проект не зарубили.
  6. МВТУшник 12 июня 2020 16:45 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Что-то очень похоже на канадский CF-105 Arrow и с похожей судьбой, правда, он полетал...
  7. bk316 12 июня 2020 17:19 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Выглядит и вправду красиво.
    Но деревянный макет не самолет, от слова совсем. Дошел бы он до стадии демонстратора технологий было бы о чем говорить....
  8. doubovitski 12 июня 2020 17:25 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Цитата: mark1
    А вы сравните чертежи вид с верху А-5 и МиГ-25. Как говаривал Полиграф Полиграфович -
    есть что то от водолаза...

    Если вы, я, он решает задачу 2+2, то у вас, у меня, и у всех это =4. Кто у кого списывал?
    Коль вы живёте на планете Земля с конкретными свойствами атмосферы, физическими константами, и перед всеми стоят одинаковые задачи, неизбежно получатся очень похожие формы и свойства машин.
    В совершенных секретах ведутся разработки, но.... Начните делать первосамолёт по характеристикам братьев Райт- получите такую же этажерку. Ну, не может ничего другого получиться, если строить на тех материалах, двигателях и тех скоростях.
  9. doubovitski 12 июня 2020 17:32 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Цитата: Герман 4223
    По сути это аналог нашего миг-25 ,который до сих пор летает по миру.
    Я думаю что применение этой машинке нашлось бы если проект не зарубили.

    Не путайте причину со следствием. Не сделали, потому, что не видели необходимости в ней.
    Если вам не нужен вездеход, плавающий, летающий, ползающий по земле и под землёй, то вы его делать не станете. Или я не прав?
  10. PilotS37 12 июня 2020 23:07 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Конструктивно XF-108 был цельнометаллическим самолетом, выполненным по схеме «утка» и обладающим характерным крылом треугольной формы.

    Остаётся надеяться, что автор просто описАлся...
    "Уткой" была "Валькирия", а "Рапира" - бесхвосткой. Хотя... как можно тут было не заметить грубейшую ошибку?
  11. PilotS37 12 июня 2020 23:09 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Конструктивно XF-108 был цельнометаллическим самолетом...

    По факту, он был сначала "цельнобумажным", а потом дотянул до "цельнодеревянного"...
  12. Smirnoff 13 июня 2020 11:03 Новый
    • 9
    • 5
    +4
    Спасибо Сергей. good Еще бы про "Валькирию" почитать yes
  13. Макс Лебедев 14 июня 2020 12:50 Новый
    • 6
    • 3
    +3
    И хорошо, что не полетел yes
  14. Ilya_Nsk 15 июня 2020 06:37 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Т-4 или "Сотка" у нас даже полетела, но ... самолеты с коэффициентом новизны более 70% в серию не запускают.
  15. zenion 20 июня 2020 13:38 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Раз о нём много мечтали, то это почти был. Он мог летать передом, задом и наискосок. Так, как лётчик не мог управлять таким крутым самолётом, то учили стрекозлов управлять этим самолётом, ведь для них всё равно, что летать, что висеть, что улететь туда не зная куда.
  16. Наблюдатель2014 15 июля 2020 18:04 Новый
    • 0
    • 3
    -3
    Реально спасибо за статью! Было интересно и познавательно.Плюс статье. yes good
    Воистину золотые годы авиации! Это какой технологический скачёк сделало человечество в те годы.Вдуматься.Реально снимаешь шляпу перед тем поколением hi