Поможет ли БТР нового поколения повысить боеспособность украинской армии?
Министр обороны Украины Дмитрий Саламатин несколько дней назад подписал приказ о принятии на вооружение украинской армии современного бронетранспортера нового поколения отечественного производства БТР-4Е. Машина эта была разработана на государственном предприятии «Харьковское КБ машиностроения им. Морозова» в сотрудничестве с предприятиями украинского оборонно-промышленного комплекса, а произведена на харьковском государственном предприятии «Завод им. Малышева».
По словам министра, технические характеристики новой бронированной техники идентичны зарубежным аналогам, а вот что касается огневой мощи, то отечественные образцы во многом превосходят их. Принятие на вооружение техники нового поколения станет реальным подтверждением того, что Украина имеет возможности утвердиться как производитель высокотехнологичной продукции, а также активизирует работу предприятий оборонно-промышленного комплекса и создает новые рабочие места.
По словам директора Департамента разработок и закупки вооружения и военной техники Министерства обороны Украины Андрея Артюшенко, весь процесс создания бронетранспортера включал в себя длительный период предварительной подготовки. Но, несмотря на то, что создание нового образца бронетехники затянулось на пять лет, это дало возможность создать совершенно новый образец, совершенно отличный от того, что было привычным для отечественного танкостроения. Таким образом, была создана база для продолжения работ по созданию новых модификаций военной техники. Артюшенко также отметил, что все комплектующие и материалы для изготовления БТР исключительно украинского производства: противотанковый ракетный комплекс создан в Киевском КБ «Луч», 30-миллиметровая автоматическая пушка ЗТМ-1 произведена на Каменец-Подольском заводе точной механики, гранатомет КБА-117 – в КБ «Артиллерийское вооружение», а пулемет – на Киевском заводе «Маяк».
Д.Саламатин отметил, что Украина имеет хороший шанс заявить о себе, как о мощном экспортере бронетехники, если и дальше будет заниматься производством как таких машин, так и их новых модификаций. Производство новых образцов бронетехники послужит гарантией того, что государство больше не будет зависеть от закупок подобной техники за рубежом. Кроме того, Украина сможет активно поставлять бронетехнику на мировой рынок, что будет способствовать поступлениям в государственный бюджет.
Напомним, производство БТР-4Е уже поставлено на серийное производство, и вся техника уходит на экспорт на Ближний Восток. И в том случае, если Украина освоит серийное производство бронетранспортеров в полной мере, это даст ей шанс завоевать лидирующие позиции на мировом рынке боевых легкобронированных колесных машин. Разрабатывали данную модель исключительно украинские специалисты.
Конечно, уже одно то, что бронетранспортер нового поколения, который был произведен в Украине и поступил на вооружение украинских вооруженных сил, должно вызывать уважение. К 2012 году на вооружении украинской армии находилось боле двух тысяч единиц бронированной техники, из которых примерно половина – колесные бронетранспортеры еще советского производства БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80. Очень часто военное руководство отрицает факт существования БТР-60 на вооружении, но как бы там ни было, вся эта техника требует замены, потому как время и технологии берут свое – она устарела и больше не может отвечать современным требованиям. Помимо этого существует и такое понятие, как моральное устаревание, суть которого заключается в том, что вся техника, которая находится на вооружении украинской армии, абсолютно непригодна для выполнения операций в случае локального военного конфликта или участия в международных миротворческих операциях. Эта техника создавалась в те времена, когда задачи перед армией ставились совершенно другие. Так, к примеру, единственное, что могло бы пригодиться в новых условиях – это дизельный восьмицилиндровый двигатель, который лучше «ведет себя» в жарком климате. Старые БТРы были предназначены для ведения боевых действий на сравнительно ровном пространстве, что очень редко случается в современных конфликтах. Такие машины также не очень подходят для ведения патрулирования в черте населенных пунктов из-за своих внушительных размеров и недостаточного обзора из кабины. Кроме того, у них не предусмотрена противоминная современная защита, что делает и сами эти машины беззащитными.
Новый БТР, который был принят на вооружение, предназначен для осуществления транспортировок личного состава мотострелковых подразделений и оказания им огневой поддержки в ходе боя. Его можно использовать практически в любых условиях, в том числе и в случае применения противником оружия массового поражения. Кроме того, БТР-4Е можно использовать в качестве базовой машины для морской пехоты и спецназа. Достоинством нового бронетранспортера является то, что он может вести боевые действия в любых климатических условиях, при этом качество дорожного покрытия также не имеет существенного значения. Новая машина отличается и более мощным двигателем, который практически в два раза сильнее, чем у БТР-80. В определенных условиях небольшим недостатком его может стать большая масса, но этот недостаток компенсируется весьма «приличной» скоростью (порядка 110 километров в час).
Если говорить о внешних характеристиках, то особых отличий между БТР-4Е и БТР-80 нет. Пожалуй, единственным большим достоинством нового бронетранспортера можно считать значительно лучший обзор из кабины, что очень актуально в новых условиях в ходе проведения миротворческих операций. А вот внутри он имеет значительные отличия. Так, БТР-4Е имеет три отделения: в передней части находится отделение управления, в средней части – моторно-трансмиссионное, а в самом конце – десантное и боевое отделение. Подобное расположение дает возможность более эффективно трансформировать десантное и боевое отделения без особых проблем. К тому же, большая грузоподъемность дает возможность установить дополнительную броню для защиты от малокалиберных пушек.
Таким образом, несмотря на некоторые отрицательные нюансы («скопированная» пушка, аналог хорошо известной советской 2А72) новый бронетранспортер значительно лучше по своим тактико-техническим параметрам. К тому же, он в большей мере отвечает современным требованиям. Впрочем, руководство и не скрывает, что пушка была разработана не украинскими специалистами. Но в то же время они приводят весьма веские доказательства того, что подобное решение было оправдано: дело в том, что в мире больше известно еще оружие советского производства и больший спрос, соответственно, тоже на него.
Итак, БТР-4Е официально принят на вооружение украинских вооруженных сил. Но вот увидят ли его военные? Наверное, многие помнят тот факт, что первая партия БТР-4 (БТР-4Е – это экспортный, немного усовершенствованный вариант) была заказана Министерством обороны Украины еще в 2009 году. Но тогда сделка не состоялась, потому как денег на нее ведомство не нашло. Так что особо надеяться на то, что в этот раз все будет по-другому, не стоит. Таким образом, интересно, зачем принимать на вооружение новую военную технику, на которую не хватает средств? А ответ, как оказалось, весьма прост: дело в том, что в настоящее время осуществляется контракт с Ираком на поставку 420 БТР-4Е, общая стоимость которого составляет более 457 миллионов долларов. Большую заинтересованность новыми машинами выявляют казахи. А если есть спрос на технику за рубежом, очень странным может показаться тот факт, что в национальных вооруженных силах такой техники нет. Таким образом, новый бронетранспортер появился на вооружении украинской армии только благодаря законам рынка, и если военное ведомство не найдет возможности и средства для его приобретения, то понятно, что ни о каком повышении боеспособности армии и речи быть не может. Так, очередной «развод»…
Использованы материалы:
http://hvylya.org/analytics/economics/27164-strasti-s-bronej-zachem-ukrainskoj-armii-novyj-btr.html
http://tbu.com.ua/news/minoborony_prinialo_na_voorujenie_novyi_sovremennyi_otechestvennyi_bronetransporter_btr_4e_foto_.html
http://vecherniy.kharkov.ua/news/66388/
Информация