«Чьи шпоры весело звенели…» Из истории кавалерийских шпор
Для каждого, кто серьезно интересуется военной историей, данный атрибут снаряжения всадника интересен, в частности, тем, что именно он, выйдя за пределы своей сугубо утилитарной функции, превратился в символ доблести, знатности, благородного положения. В Средневековье новое достоинство посвящаемого в рыцари отмечалось не золоченым мечом или щитом, а именно золотыми шпорами, служившими отличительным знаком вхождения в высшее сословие.
Шпоры – придумка сугубо европейская. В случае с другим предметом, без которого с древних времен был немыслим кавалерист, стременами, споры об «авторском праве» на это замечательное изобретение, обеспечившее в своё время настоящий прорыв в военном деле, идут веками. Индия, Китай, многие другие страны утверждают, что являются родиной стремян, приводя свои доказательства. Со шпорами же все проще: первые образцы их были найдены в погребениях на севере Балкан. Восточные же народы веками управлялись со своими скакунами с помощью нагайки. Кстати говоря, и на Руси, многое перенявшей в кавалерийском деле от соседей-кочевников, шпоры до военных реформ Петра І были не особо распространены. Казаки и впоследствии их не жаловали… Впрочем, не будем забегать наперед.
Самое интересное, что первые острия, прикрепленные к задней части обуви всадника, играли роль, совершенно противоположную той, которую выполняли впоследствии. «Пришпорить лошадь» означало не ускорить, а затормозить ее! Объяснение данный факт имеет предельно простое: стремян тогда еще не существовало и стоило скакуну пуститься более быстрым ходом, как бедняга-наездник начинал буквально болтаться у него на спине, рискуя отправиться в полет с крайне неприятными для себя последствиями. Соответственно, болтались и его лишенные упора ноги, нанося животному весьма чувствительные уколы в бока, заставлявшие остановиться или хотя бы сбавить скорость.
Кельты, древние германцы, иберийцы – все народы, для которых езда верхом была нормой, как и включение всадников в состав своих войск, пользовались этим изобретением достаточно активно. Первоначально оно представляло из себя простейшие шипы, заточенные довольно остро. Привычные нам и намного более гуманные (с точки зрения лошадей) колесиковые шпоры появились, по оценкам исследователей, примерно в ХIII-XIV веках. Что они из себя представляли, ясно уже из названия: вместо острия к каблуку наездника крепилась «звездочка» с остриями (от 4 и более), с помощью которой и происходило «вразумление» скакуна.
Самыми большими шпорами щеголяли средневековые рыцари – воины тяжелой кавалерии. Эти приспособления для верховой езды, носимые тогдашними всадниками, размеры имели воистину монструозные – до 30 сантиметров, причем лучи «репейка», той самой «звездочки», о которой шла речь выше, были тоже в несколько сантиметров. Дело тут было не в желании выглядеть покруче или побогаче (рыцари носили золотые шпоры, оруженосцы – серебряные), а в том, что меньшая величина этого приспособления попросту не давала возможности достать до боков скакуна, упрятанных под надежные доспехи.
Колесиковые шпоры и вправду были менее неприятны для коней – проворачиваясь, репеек не давал остриям наносить животному значительные царапины и травмы.
Проблема заключалась в том, что при длительной езде – на марше, тем более в бою, колесико забивалось грязью и становилось неподвижным, начиная ранить уже всерьез. Пот, пыль, навоз попадали в образовывающиеся ранки, и закончиться все могло скверно. Именно в силу этого военные-кавалеристы додумались до гардкроты (дословно – «защитница от навоза»), шпоры, которая не имела подвижного колесика, а имела просто выступающую часть, но затупленную, без острия. Сегодня именно такие шпоры, либо колесиковые, но с гладким репейком, начисто лишенным шипов, используются в конном спорте.
В Российской империи ношение шпор приобрело особенно широкий характер с ХVIII века, когда начали массово формироваться полки регулярной кавалерии – уланские, драгунские, кирасирские, гусарские. Примерно с того же времени обязательное ношение этого атрибута предписывалось и многим высшим придворным чинам Императорского двора. Невероятно было бы, если б на их ношение не возникла мода и даже своеобразные «правила хорошего тона».
Сохранились воспоминания петербургских офицеров того времени, утверждавших, что по звуку шпор запросто можно было определить, кто шагает за тобой по мостовой: жандарм, провинциальный офицер или же истинный столичный гвардеец, чья поступь сопровождается «мягким и благородным малиновым звоном». Имелся в «шпорном вопросе» и мастер, чьи изделия считались непревзойденными по качеству и оттого особо престижными среди военных, – Петр Савельев.
В Европе времена рыцарства, а в нашем Отечестве век блистательных кавалергардов и гусар вошли в историю не только под звон мечей, сабель и шпаг, но и под восхитительное звучание шпор великолепных всадников, унесшихся в вечность.
Информация