Военное обозрение

Автономные необитаемые подводные аппараты для ВМФ России

11
Автономные необитаемые подводные аппараты для ВМФ России

АНПА "Клавесин-1Р" на испытаниях. Фото Oborona.ru


В последние годы получило развитие направление т.н. автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). Подобная техника способна решать широкий круг задач и потому представляет большой интерес для разных организаций. Сейчас в нашей стране на разных стадиях находится несколько проектов АНПА, часть которых создается по заказу и в интересах военно-морского флота.

«Клавесин-1Р»


Работы по теме АНПА велись в нашей стране с середины семидесятых годов, и тогда же было создано первое поколение такой техники. Новые разработки начались в двухтысячных годах, и к концу десятилетия были получены реальные результаты. Первым современным АНПА в нашем флоте стало изделие «Клавесин-1» разработки Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН (ИМПТ ДВО РАН).

«Клавесин-1Р» представлял собой аппарат длиной 5,8 м диаметром 900 мм массой 2,5 т. Он имел электрическую энергетику с четырьмя ходовыми моторами, обеспечивавшими скорость до 2,9 узла. Аппарат мог погружаться на глубину 6000 м и имел дальность плавания 300 км. Управление осуществлялось автономным навигационным комплексом, способным поддерживать связь с судном-носителем.

Основной задачей такого АНПА являлось обследование акваторий и дна при помощи гидролокатора бокового обзора. Работая на разных режимах, ГАК мог обследовать полосу шириной 200 или 800 м. Также на борту присутствовали камера, датчики состояния воды и т.д.


Опытный "Клавесин-2Р-ПМ". Позже изделие получило желтую окраску. Фото ЦКБ МТ "Рубин" / ckb-rubin.ru

В 2008 г. «Клавесин-1Р» успешно прошел государственные испытания, площадкой для которых стали некоторые районы Арктики и Дальнего Востока. Также его использовали в реальной поисковой операции. После завершения испытаний аппарат рекомендовали к принятию на вооружение. По имеющимся данным, ВМФ России заказал три новых АНПА, однако подробные сведения об их эксплуатации отсутствуют.

Увеличенный вариант


В 2009 г. Минобороны заказало разработку усовершенствованной версии имеющегося АНПА, получившей название «Клавесин-2Р-ПМ». Проектирование поручили ИМПТ ДВО РАН и ЦКБ МТ «Рубин». Работы заняли несколько лет, и в 2016 г. два опытных аппарата вышли на испытания. До конца года их опробовали в условиях бассейна, а затем вывели в Черное море.

Известно, что «Клавесин-2Р-ПМ» крупнее и тяжелее предшественника. Его длина увеличилась до 6,5 м, диаметр – до 1 м. Масса – ок. 3,7 т. Архитектура энергетических систем не изменилась. Ходовые и маневренные характеристики, возможно, остались на прежнем уровне или немного улучшились.


Известный кадр из репортажа "Первого канала" с данными по проекту "Статус-6"

Сообщалось, что новая версия «Клавесина» предназначена для обследования акваторий и морского дна. Из этого следует, что ее полезной нагрузкой вновь является гидролокатор. Также из известных данных следует, что сохранены системы управления с автономным режимом работы. Впрочем, подробности такого рода до сих пор отсутствуют.

В прошлом в СМИ появлялись сведения о возможном развертывании готовых АНПА нового типа. Утверждалось, что их могут использовать вместе с подлодками-носителями – ими станут АПЛ специального назначения проектов 09787 и 09852. В дальнейшем сообщалось о скором поступлении «Клавесина-2Р-ПМ» на вооружение ВМФ.

Атомный «Посейдон»


По очевидным причинам, наибольший интерес общественности вызвал проект АНПА «Статус-6» или «Посейдон». Он предлагает строительство многоцелевого автономного аппарата, способного нести разнообразную полезную нагрузку – в т.ч. термоядерный боезаряд большой мощности.

По известным данным, «Посейдон» имеет диаметр 1,8 м и длину ок. 20 м. Масса конструкции – до 100 т. Аппарат получил ядерную энергоустановку, обеспечивающую фактически неограниченную дальность плавания. В некоторых источниках упоминалось, что максимальная скорость хода достигнет или превысит 100 узлов, глубина погружения – до 1 км. АНПА должен иметь развитую систему управления, обеспечивающую выполнение всех имеющихся задач. Также ему требуется развитый комплекс средств наблюдения и т.д.


Одно из опытных изделий по теме "Посейдон". Фото Минобороны РФ

На борту многоцелевого АНПА может устанавливаться различная полезная нагрузка. По разным оценкам, возможно использование носового ГАК и станции бокового обзора. Аппарат может быть «суперторпедой» с особо мощной боевой частью либо носителем минно-торпедных вооружений. С помощью разной нагрузки «Посейдон» сможет вести разведку либо выявлять и поражать различные цели. Самый радикальный способ применения предусматривает поражение стратегически важных объектов.

На данный момент проект «Посейдон» остается на ранних стадиях, и полноценный опытный образец еще не выходил в море. Не так давно в СМИ сообщалось о производстве и испытаниях отдельных узлов и агрегатов. Полноценный пуск АНПА состоится только осенью. Его носителем при этом станет специальная АПЛ «Белгород» пр. 09852.

Перспективы проекта «Статус-6» / «Посейдон» все еще остаются неясными, но он приковал к себе внимание военных и специалистов всего мира. Обсуждаются потенциальные возможности такого АНПА, его ценность для вооруженных сил и влияние на военно-политическую обстановку в мире. Несмотря на массу скептических оценок, имеют место и серьезные опасения. Какая точка зрения была ближе к истине, станет известно позже, когда «Посейдон» дойдет до эксплуатации в ВМФ.

Подменить «Суррогатом»


В конце 2016 г. ЦКБ МТ «Рубин» сообщило об инициативной разработке концепт-проекта АНПА с шифром «Суррогат». На тот момент бюро сформировало общие идеи по этому проекту и вело консультации с заказчиком в лице ВМФ. К настоящему времени все работы завершены. Результаты работы переданы соответствующим организациям флота. Им предстоит оценить концепт и решить его судьбу.


Предложенный облик АНПА "Суррогат". Графика ЦКБ МТ "Рубин" / ckb-rubin.ru

Проект «Суррогат» предлагает АНПА с функцией имитации подводных лодок. Это изделие длиной ок. 17 м водоизмещением 40 т с электрической энергоустановкой, обеспечивающей разгон до 24 узлов и экономическую скорость в 5 узлов при дальности 600 миль. Глубина погружения – 600 м. Продолжительность работы – до 15-17 ч.

На борту «Суррогата» должны помещаться разнообразные внешние антенны и буксируемые устройства. С их помощью АНПА сможет имитировать физические поля реальной подлодки. В зависимости от состава и режима работы такого оборудования, аппарат должен заменят реальную АПЛ или ДЭПЛ того или иного типа. Также возможна установка другого оборудования, например для разведки или картографирования.

Основной задачей АНПА «Суррогат» является замена реальных подлодок в учениях противолодочных сил. Появление такого аппарата позволит не привлекать к работе реальные подлодки, что упростит и удешевит учебные мероприятия. Также должны сократиться риски для всех участников маневров.


Применение "Суррогата". Графика ЦКБ МТ "Рубин" / ckb-rubin.ru

Согласно последним новостям, «Суррогат» остановился на стадии теоретической проработки, и дальнейшая его судьба зависит от интереса со стороны ВМФ. Если флот пожелает подобный комплекс, ЦКБ МТ «Рубин» выполнит проект. Кроме того, в прошлом организация-разработчик не исключала возможность появления иностранных заказов.

Перспективное направление


Нынешний уровень развития технологий позволяет создавать полностью автономные аппараты разного рода, в т.ч. предназначенные для работы под водой. Российские проектные организации давно осваивают это направление, результатом чего уже стал широкий круг разнообразных АНПА различного назначения. Часть подобных разработок уже дошла до принятия на снабжение ВМФ, а другие только готовятся к этому.

Текущие заказы ВМФ России предусматривают создание, строительство и поставку аппаратов для всех основных сфер. Уже получены или ожидаются разведывательные АНПА, многоцелевые и боевые. Пока такая техника остается немногочисленной, однако общее ее количество постепенно растет в соответствии с потребностями флота. В обозримом будущем, с завершением работ по ряду важнейших проектов, ситуация серьезно изменится – следствием этого станет появление в строю как перспективных средств ведения подводной разведки, так и принципиально новых систем для стратегических ядерных сил.
Автор:
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 15 июня 2020 06:08 Новый
    -2
    Я не моряк. Но думаю, такие аппараты нужны. Теперь главное - отработать тактику их применения, подготовить грамотных специалистов.
    1. Тот же ЛЕХА
      Тот же ЛЕХА 15 июня 2020 06:56 Новый
      -2
      Но думаю, такие аппараты нужны.

      Американцы сильно забеспокоились ...стали нос свой совать куда не надо.

      За погружением «Витязя» в Марианскую впадину пытались следить из США

      https://lenta.ru/news/2020/06/14/watch/
  2. Mavrikiy
    Mavrikiy 15 июня 2020 06:18 Новый
    -7
    В конце 2016 г. ЦКБ МТ «Рубин» сообщило об инициативной разработке концепт-проекта АНПА с шифром «Суррогат».
    Сомнительно название проекта. Подумал, фантазии автора? feel Нет. Это в КБ с фантазией плохо. request
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 15 июня 2020 07:06 Новый
      +2
      "Суррогат",если я не ошибаюсь , это по-французски... а на немецком-"эрзац" ?
      1. Попуас
        Попуас 15 июня 2020 07:36 Новый
        0
        По русски ...палёнка! bully
  3. Undecim
    Undecim 15 июня 2020 07:23 Новый
    +6
    Как всегда - слов много, информации - минимум.
    В последние годы получило развитие направление т.н. автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА).
    Это направление получило развитие больше двадцати лет назад.
    С начала двухтысячных в мире ежегодно появлялось примерно семьдесят проектов АНПА.
    1. Undecim
      Undecim 15 июня 2020 07:25 Новый
      +8
      "За рамками" статьи автора осталось большинство АНПА, эксплуатируемых в интересах ВМФ.

      Витязь-Д - комплекс для глубоководных подводных исследований. Включает АНПА СГП, глубоководную донную станцию, поверхностный блок управления. Связь с судном-носителем происходит онлайн по гидроакустическому каналу.
      1. Undecim
        Undecim 15 июня 2020 07:30 Новый
        +6

        Gavia, созданный в Исландии компанией Hafmynd ehf. Некоторое количество этих аппаратов было закуплено российской компанией Тетис-Про и адаптировано для использования российским ВМФ.
        1. Undecim
          Undecim 15 июня 2020 07:32 Новый
          +3

          Глайдер (Морская тень). Разработчики - Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) и ЗАО "Научно-производственное предприятие подводных технологий Океанос".
          Следует отметить, что Россия в этом вопросе очень сильно позади лидеров - США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Япония и Норвегия.
  4. Оператор
    Оператор 15 июня 2020 12:24 Новый
    -4
    Габариты российского НПА "Посейдон" другие, чем указано в статье: длина - 23 метра, диаметр - 1550 мм (соответствует проекту советской торпеды Т-15). Водоизмещение "Посейдона" составляет 40 тонн.
    1. Fizik M
      Fizik M 18 августа 2020 17:56 Новый
      -1
      Цитата: Оператор
      Габариты российского НПА "Посейдон" другие, чем указано в статье

      Андрюша, это тебе уточки в диВанной "напели"? lol