Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)

Скорее всего, Pz Kpfw II своим появлением обязан Гудериану. Именно он хотел видеть в танковых дивизиях сравнительно легкий танк, имеющий противотанковое вооружение. В июле 1934 года такая машина весом 10 тонн была заказана компаниям MAN, Хеншель и Крупп-Грузон. Танк с пушкой 20 мм предназначался для использования как разведывательная машина и была призвана заменить пулеметный Pz Kpfw I. Пока не сняли ограничения Версальского договора, данный танк официально создавался в качестве сельскохозяйственного трактора LaS 100.

В октябре 35-го года были готовы первые прототипы, изготовленные из неброневой стали. Ни один проект заказчика полностью не устраивал, и в производство передали комбинированную машину: шасси, разработанное фирмой MAN, башня и корпус — Даймлер-Бенц. В период с мая 36-го по февраль 37-го года изготовили 75 танков. Ходовая часть всех машин состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на один борт. Боевая масса танка – 7,6 тонн.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)
Немецкие танки в районе Ржева, 1941 год. Слева — легкий танк PzKpfw II, справа — средние танки PzKpfw III



Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)
Немецкий танк PzKpfw II на дороге где-то в СССР


В свою очередь данная партия бронемашин делилась на три подмодификации а/1, а/2 и а/3, каждая из которых состояла из 25 машин. В общем плане между собой подмодификации отличались несущественно, но при этом они выполняли роль испытательного стенда для отработки отдельных тех. решений. Так, например, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого ленивца сварной, а также противопожарные стенки в моторном отделении. Pz Kpfw II Ausf a/3 имели усиленные пружины подвески и увеличенный радиатор в системе охлаждения.

Весной 37-го г. было выпущено 25 Pz Kpfw II Ausf b имеющих усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть (широкие поддерживающие ролики, опорные катки и новое направляющее колесо). Попутно был установлен более мощный двигатель, который значительно лучше охлаждался и вентилировался. Вес танка увеличился до 7,9 тонн.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)


Ставшую в дальнейшем классической для данного типа танков ходовую часть, состоящую из пяти опорных катков среднего диаметра, установленных на индивидуальной подвеске и выполненных в виде четвертьэллиптических рессор, обкатали на 25 Pz Kpfw II Ausf компании Хеншель.

Серийное производство танков началось в марте 1937 года. До апреля 40-го года выпустили 1088 танков модификаций А, В и С. Все модификации имели одинаковую конструкцию, имеющую закругленную носовую часть корпуса. Различие состояло только в размерах и расположении смотровых щелей, а также используемых прицелах. Как показала кампания в Польше, бронезащита танков довольно слабая. Даже лобовую броню легко пробивали из противотанкового ружья «Ur» польского производства. Броневая защита в спешном порядке была усилена методом экранировки — накладкой 20-миллиметровых дополнительных пластин.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)
Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251 14-го моторизованный корпуса проезжает мимо колонны танков Pz.Kpfw II и горящего грузовика в сербском городе Ниш, Югославия


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)
Подбитый и сгоревший немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf.C


С мая 38-го года по август 39-го фирмы MAN и Даймлер-Бенц выпустили 143 Schnellkampfwagen (быстрые машины) для танковых батальонов легких дивизий. По сути, танки были следующими модификациями — D и Е. Данные машины от предыдущих модификаций существенно отличались ходовой частью Кристи, которая имела по четыре больших опорных катка, в которых отсутствовали поддерживающие ролики. Подвеска катков торсионная индивидуальная. Корпус был значительно перекомпонован. Башня и вооружением осталась без изменений. двигатель «Майбах» HL62TRM мощностью 140 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Боевой вес составлял 10 тонн, запас хода — 200 километров. Бронирование: лоб корпуса толщиной 30 мм, башня и борта корпуса — 14,5 мм.

Стремясь расширить возможности данного типа машин, в 1940 году на базе производимого шасси решили создавать огнеметные танки. До лета 42-го года было создано 112 машин, еще 43 огнеметных машины переделали из линейных в ходе капремонта. В уменьшенной башне монтировался пулемет калибра 7,92 мм. Пара огнеметов в бронеголовках устанавливались по передним углам корпуса. Огнеметы в горизонтальной плоскости наводились в секторе 180° и производили 80 огнеметаний на дальность 35 метров продолжительностью 2-3 секунды.

Боевой вес Pz Kpfw II Flamm Ausf А и Е (Sd Kfz 122), которые также известны под названием Flamingo («Фламинго»), составляла 12 тонн. Запас хода – 250 км. Количество членов экипажа не изменилось и составляло три человека. Толщина брони несколько увеличилась: в лобовых деталях корпуса и башни до 30 мм, на бортах до 20-25 мм. однако этого оказалось недостаточно: малая дальность огнеметания вынуждала огнеметные танки слишком близко подходить к боевым позициям противника и они несли значительные потери. Приняв в июне 1941 году боевое крещение на советско-германском фронте, данные машины в конце концов переоборудовали в самоходки.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)
Подбитый немецкий легкий танк PzKpfw II


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)
Уничтоженный советской артиллерией немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. C


Танк Pz Kpfw II Ausf F является практически последней массовой модификацией «двоек». С марта 41-го по декабрь 42-го года было выпущено 524 машины (в дальнейшем производились исключительно самоходки на базовом шасси). Главным отличием (а также главным достоинством) от предыдущих образцов была усиленная бронезащита. Теперь носовую часть корпуса выполняли из листа толщиной 35 мм, наклон к вертикали – 13°. Верхний лист толщиной 30 мм имел наклон 70°. Изменили форму ленивца и конструкцию подбашенной коробки. В лобовом листе подбашенной коробки, который был установлен под углом 10°, канавкой справа имитировали смотровую щель.

В командирской башенке имелось восемь перископов.

В начале Второй мировой легкие танки Pz Kpfw II составляли около 38% всего танкового парка вермахта. Они в боях оказались слабее по бронированию и вооружению практически всех машин аналогичного класса: французских Н35 и R35, польских 7ТР, советских БТ и Т-26. Но при этом производство танков Pz Kpfw II, которое в 40-м году существенно сократилось, в последующие пару лет резко возросло. До накопления необходимого количества Pz Kpfw III и Pz Kpfw VI, легкие машины оставались основной техникой в танковых подразделениях и частях. Только в 1942 году они были выведены из состава танковых полков, их частично использовали в штурмовых артбригадах, и на второстепенных участках фронта. Танковые шасси данных машин после ремонта все в больших количествах передавали под монтаж самоходок.

На немногочисленных экспериментальных машинах (двадцать два VK1601, двенадцать VK901, четыре VK1301) отрабатывались оригинальные тех. решения. Так, например, при подготовке к вторжению в Англию, немецкими конструкторами для Pz Kpfw II были разработаны навесные понтоны с винтами. Опытные машины на плаву развивали скорость 10 км/ч, волнение моря при этом составляла 3-4 балла. Попытки кардинально усилить бронирование и увеличить скорость так ничем и не завершились.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)


Боевые и технические характеристики немецких легких танков Pz Kpfw II( Ausf A/Ausf F):
Год выпуска 1937/1941;
Боевая масса – 8900/9500 кг;
Экипаж – 3 человека;
Длина по корпусу – 4810 мм;
Ширина – 2220/2280 мм;
Высота – 1990/2150 мм;
Толщина броневых листов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 14,5 мм (цил.)/35 мм (13 град.);
Толщина броневых листов бортов корпуса – 14,5 мм (0 град.)/15 мм (0 град.);
Толщина броневых листов лобовой части башни – 14,5 мм (цил.)/30 мм (цил.);
Толщина броневых листов крыши и днища корпуса – 15 и 15/15 и 5 мм;
Пушка - KwK30/KwK38;
Калибр пушки – 20 мм (55 клб.);
Боекомплект – 180 выстрелов;
Число пулеметов – 1;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2250/2700 патронов;
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL62TR;
Мощность двигателя – 140 л. с.;
Максимальная скорость движения по шоссе – 40 км/ч;
Запас топлива – 200/175 л;
Запас хода по шоссе – 200 км;
Среднее давление на грунт – 0,76/0,66 кг/см2.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. стас57 2 августа 2012 09:26
    Может я пропустил- кроме командирских и тд была версия санитарных машин

    1. Vadivak 2 августа 2012 11:16
      Кстати не увидел в статье упоминания о том, что первые 110 танков PzKpfw II Ausf Ausf A1/A2/A3/B имели подвеску которая , в сущности, была модифицированной подвеской танка PzKpfw I, на фото хорошо видно
      1. loft79 2 августа 2012 19:57
        Почему-же нет. Вот.

        В период с мая 36-го по февраль 37-го года изготовили 75 танков. Ходовая часть всех машин состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на один борт. Боевая масса танка – 7,6 тонн
    2. loft79 2 августа 2012 20:04
      По-моему это Pz-1 и вы ошиблись
  2. Panzer UA 2 августа 2012 11:46
    А также была высоко бронированная версия этого танка pz kpfw ii ausf j
    [img]http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRSo3EwXt718dxr8gxFp6ZPB2klpyT72HdZ
    1xb7rLzBs0uOvRD9[/img]


    Блин, научите вставлять картинки, вроде все правильно делаю. А не вставляются :(
    Panzer UA
    1. стас57 2 августа 2012 11:52
      да и у меня этот адрес не вставляется
    2. Vadivak 2 августа 2012 17:06
      Цитата: Panzer UA
      Блин, научите вставлять картинки, вроде все правильно делаю. А не вставляются


      Попробуйте направив курсор на фото правой клавишей мыши нажать "открыть в новом окне" и откройте эту надпись левой кнопкой затем когда фото откроется скопировать ссылку и нажав" прикрепить изображение" вставить ее в открывшееся место для ссылки,

      всего доброго
  3. Роман 3671 2 августа 2012 11:50
    Вершиной развития Pz.II стал Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs.Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

    Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

    В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

    Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

    Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п...
    Роман 3671
    1. Роман 3671 2 августа 2012 11:51
      В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

      Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

      Luchs («Лухс» - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

      Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

      Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

      Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

      На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

      Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

      Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

      В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

      «Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».

      Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «лухсов», фирма Henschel - 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

      Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

      До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

      Еще в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмы MIAG и Daimler-Benz получили заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK 1602 и название «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.

      Танк VK 1602 представлял собой развитие опытного VK 1601, изготовленного в 1940 году. Последний задумывался как машина поддержки пехоты и имел очень мощное для легкого танка бронирование - от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен другим опытным машинам того периода - VK 901 и VK 903 - и имел аналогичное вооружение. VK 1601 получил армейский индекс Pz.II Ausf.J. Семь таких машин проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

      Впрочем, от своего предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых листов, во всем остальном это была совершенно новая боевая машина, которую иногда называют «Маленькая Пантера».

      Бронирование башни «Леопарда» составляло 50 - 80 мм, корпуса - 20 - 60 мм. Боевая масса возросла до 26 т. Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине, 3270 и 2800 мм по ширине и высоте соответственно. Карбюраторный двигатель HL 157 мощностью 550 л.с. (404 кВт) разгонял «Леопарда» до максимальной скорости 50 км/ч (по другим данным - 60 км/ч). Особенность машины - кормовое расположение трансмиссии, нетипичное для немецкого танкостроения. В сварной башне обтекаемой формы устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf - «свиное рыло». Ходовая часть «Леопарда» состояла из шести опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ширина гусениц - 350 мм. Экипаж - четыре человека.

      Изготовление прототипа началось 30 апреля, а закончилось 1 сентября 1942 года. «Panzerprogramm 41» предусматривала выпуск 339 «тяжелых разведчиков». Серийное производство планировалось в июне 1943 года, однако уже в феврале заказ аннулировали. Такое решение неудивительно, ведь для разведки боем «тяжелый разведчик» оказался слишком тяжелым. При массе большей, чем у среднего танка Pz.IIl, «Леопард» был вооружен точно так же и отличался в лучшую сторону только более мощным бронированием и лучшими маневренными характеристиками. Но и то и другое не оставляло ему шансов при встрече с советским Т-34 или американским «Шерманом». Так что кроме прототипа ни один «Леопард» построен не был. Башня же, сконструированная для этого танка, использовалась на тяжелых четырехосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума», правда, в несколько облегченном варианте - без командирской башенки.
      Роман 3671
  4. hv78yuhf 2 августа 2012 11:50
    Удивительная страна - удивительные люди, это же надо било украсть базу данных у спец. служб
    и выложить в интернете, я просто поражена. И теперь каждый может узнать информацию о каждом из нас.
    Когда это увидела вообще испугалась http://poisksng.tk
    потому что всем доступны мои номера телефонов, адреса, личная переписка в соц. сетях.
    Мало ли какие идиоты есть на свете. Но я уже разобралась и удалила свою страницу, чего и вам советую и побыстрее!!!
    hv78yuhf
  5. Роман 3671 2 августа 2012 12:43
    Вершиной развития Pz Kpfw II стал Panzerkampfwagen II Ausführung L Luchs (сокр. Pz.KpfW.II Ausf.L, Panzer II Ausf.L, Pz.IIL, транслитерируется как Панцеркампфваген II Лукс от нем. Luchs — рысь) — немецкий лёгкий разведывательный танк периода Второй Мировой войны. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии он обозначался как Sd.Kfz.123. Эта боевая машина была совместно разработана в 1939—1942 годах фирмами «Даймлер-Бенц» («Daimler-Benz») и MAN по выданному в сентябре 1939 года заданию Управления вооружений сухопутных сил (нем. Heereswaffenamt). Стимулом для её создания стала недостаточная проходимость колёсных разведывательных бронеавтомобилей в условиях бездорожья во время польской кампании и, как следствие, желание военных иметь специализированную для этой цели машину с гусеничным движителем. Несмотря на его наименование как модификацию семейства лёгких танков Panzerkampfwagen II, с технической точки зрения он являлся совершенно новой конструкцией и никакой преемственности между ним и Pz.II основных вариантов (A, B, C и F) нет. Общими его чертами с «предшественниками», помимо официального обозначения, были только вооружение, фирмы-разработчики и общая компоновка машины, свойственная большинству серийных образцов немецкого танкостроения. На этапе разработки новый танк имел обозначение VK.13.03 — опытная конструкция (нем. Versuchskonstruktion) массой 13 тонн, 3-й вариант. Также он именовался как Panzerkampfwagen II n.A. (n.A. — сокращение от neue Art, т. е. новый тип).
    В 1939—1941 годах обе фирмы-разработчики экспериментировали с различными вариантами разведывательного танка. Некоторые из них производились мелкими сериями, например Panzerkampfwagen II Ausführung G. Однако они не полностью удовлетворяли заказчика, поэтому работы над проектом продолжались и дальше. По их ходу был учтён опыт, полученный при проектировании и постройке тяжелобронированного танка непосредственной поддержки пехоты Panzerkampfwagen II Ausführung J. В результате в 1942 году были построены 4 прототипа модификации М, также известные как VK.13.01. Их конструкция в целом удовлетворила военных и после небольшой их доработки в том же году был выдан заказ на постройку 800 таких машин, получивших собственное название «Лукс» и официальную модификацию L. От предыдущих Panzerkampfwagen II n.A. «Лукс» унаследовал новую ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской и шахматным расположением опорных катков, вооружение было идентично «двойкам» основных модификаций. Для выполнения разведывательных функций машина оснащалась большим числом наблюдательных приборов и двумя радиостанциями, для обслуживания которых в состав экипажа вводился четвёртый его член — радист. В таком варианте в танковые дивизии Вермахта было поставлено 100 Pz.II Ausf.L. Но уже с самого начала было ясно, что вооружение в виде 20-мм пушки явно не соответствует требованиям текущей обстановки на фронте. На последних 31 танках установили новую башню с длинноствольной 50-мм пушкой (некоторые источники информации ставят под сомнение выпуск этой серии), но и этот вариант был сочтён неудовлетворительным с точки зрения мощности вооружения. В результате в мае 1943 года заказ был аннулирован и серийное производство «Лукса» было прекращено. Функции быстроходного бронированного разведчика с высокой проходимостью впоследствии были переданы полноприводному бронеавтомобилю Sd.Kfz.234 «Пума» с колёсной формулой 8×8, с той же башней с 50-мм пушкой, что и у Pz.II Ausf.L. Тем не менее, построенные «Луксы» использовались во фронтовых частях вплоть до конца войны. Два уцелевших до настоящего времени экземпляра этого танка экспонируются во французском танковом музее в Сомюре и в британском танковом музее в Бовингтоне.
    Роман 3671
  6. Вялик 2 августа 2012 13:06
    На фото № 4 с надписью "Подбитый и сгоревший немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf.C". Танк стоит без гусениц и правда не знаю как они называются,по моему ведущие катки,если ошибся прошу извинить.Их что местные металлисты на металлолом унесли? smile
    1. loft79 2 августа 2012 20:17
      Это ленивцы, а ведущие впереди.
  7. Боба 2 августа 2012 13:12
    Получили фашисты за все. полное истребление вот это война!
    Боба
  8. bistrov. 2 августа 2012 13:16
    Немецкий PZ. Kpfw.2, который по сути составлял основу немецкого танкового парка на момент нападения Германии на СССР, намного проигрывал даже устаревшим на тот момент Т-26 и всевозможным БТ, которые превосходили его не только в вооружении (45 мм танковая пушка , образца 1932-34 года, только на БТ-2 стояла 37 мм пушка), а также в энерговооруженности,даже на БТ-2 стоял 400-сильный двигатель, а на последующих моделях мощность увеличилась до 500 и даже были модели БТ-7 с дизелем V-2 и 76 мм пушкой КТ-28 . И хотя эти танки несколько проигрывали PZ-2 в бронировании, в целом они превосходили его. Танков PZ. -3 и PZ-4 в немецких войсках было чуть более 400 и они на тот момент решающей роли сыграть не могли. Получился определенный парадокс, над которым вот уже много лет ломают голову военные историки и стратеги - Красная Армия имея на начало войны подавляющее превосходство в танках, около 20 тысяч, в том числе полторы тысячи( почти половину всего немецкого танкового парка) новейших Т-34 и КВ1 и 2 ,проиграла все приграничные сражения. Только в период с 22 июня по 9 июля потери составили11712 танков всех типов, а на 1 января 1942 года Красная Армия имела на советско-германском фронте всего1588 танков, в основном легких, правда в вермахте танков было еще меньше-840 машин. Так что бронетанковые войска Красной Армии пришлось практически воссоздавать заново, правда ,если смотреть правде в глаза, немцам тоже. Советская и немецкая школы танкостроения пошли двумя различными путями, советский танк, это танк наступления,сопровождения пехоты, выражаясь тогдашним термином, это были маневренные машины с сильной броневой защитой и мощным пушечным вооружением, способные действовать как в составе смешанных соединений ,так и самостоятельно, характеризовались исключительной надежностью и высокой технологичностью, что позволило выпускать их в массовых количествах и в целом опередить Германию и ее сателлитов по количеству выпущенных танков, что сыграло решающую роль в конечном результате войны. Немецкий танк-это прежде всего, если так можно выразиться, "противотанковое средство", тяжелые машины с излишне мощным ,на мой взгляд, бронированием и очень мощной противотанковой пушкой,характеризующей прежде всего паническую "танкобоязнь", развившуюся в немецких войсках, сложные по технологии и устройству, порой неоправданно дорогостоящие, что было препятствием к массовому производству. Кроме того они все были "переднеприводными" и характеризовались малым запасом хода. В целом соревнование в танкостроении немцы проиграли, что явилось, на мой взгляд, основной причиной их поражения во второй мировой войне.
    1. стас57 2 августа 2012 17:42
      емецкий PZ. Kpfw.2, который по сути составлял основу немецкого танкового парка на момент нападения Германии на СССР,


      танков PZ. -3 и PZ-4 в немецких войсках было чуть более 400 и они на тот момент решающей роли сыграть не могли.


      http://topwar.ru/8452-1941-god-skolko-tankov-bylo-u-gitlera.html
      по втрой таблице по Йенцу
      264+732+439=1728 троек и четверок,- из них 996 троек

      909двоек
      374 единицы
      625 чешек
      все верно?
      1. bistrov. 5 августа 2012 14:23
        Цитировал на память , мог и ошибиться.
    2. mkpda 3 августа 2012 09:33
      Ой как всё запущено! РККА можно было дать 20000 Т-72, но общей картины они не изменили. Чтобы самый совершенный танк дал результат, его надо постоянно поддерживать в исправном состоянии, подготовить для него экипаж, потом сколотить подразделение, перебросить в район боевых действий, обеспечить взаимодействие с другими родами войск и бесперебойное снабжение, установить бесперебойную связь и т.д.
      Заложенная в конце двадцатых, в начале тридцатых годов структура и основные принципы построения РККА этим задачам не соответствовала.
      Танк сопровождения пехоты и крейсерский танк - две большие разницы. Первые - Т-26 и тяжёлые танки, вторые пошли от БТ и Т-28. В итоге они объединились в Т-34 и Т-50.
  9. Roland 4 августа 2012 21:53
    Многие немецкие танки компенсировали недостатки более точными пушками, оптикой, неплохим обзором, и неплохой радиофикацией

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня