Операция «Тяжёлая вода». Лучшая диверсия Второй мировой войны

Операция «Тяжёлая вода». Лучшая диверсия Второй мировой войны

Гидроэлектростанция Веморк, Норвегия


Акция в Веморке считается британцами лучшей диверсионной операцией Второй мировой войны. Считается, что взрыв завода тяжелой воды в Норвегии стал одной из главных причин того, что Гитлер не успел создать ядерное оружие.

Норвежские диверсанты


В 1940 году по личному указанию британского премьера Черчилля создали Управление специальных операций (англ. Special Operations Executive), сокращённо УСО. Входящие в состав УСО спецподразделения занимались саботажем и подрывной деятельностью на вражеской территории. Также создавались ячейки хорошо подготовленных бойцов для организации групп сопротивления. Главным противником Британии тогда был Третий рейх.

В УСО входило два норвежских подразделения: «Рота Линге» и «Группа Шетланд». Они находились под общим контролем норвежского правительства в эмиграции в Лондоне. Также имелась ещё одна группа, менее популярная, так как была связана с Москвой (будущем противником НАТО и Норвегии). В северном норвежском регионе Финнмарк действовали партизаны, которые находились под командованием советского командования. Норвежских партизан готовили из беженцев инструкторы из НКВД. Они действовали в Тромсе и Финнмарке. Действия партизан оказали содействие 14-й советской армии в Заполярье. После войны их действия против гитлеровцев замалчивались, партизан считали советскими шпионами.

С создания УСО ведут свою историю норвежские спецподразделения. Сначала «Роту Линге» обучали по примеру британских коммандос, для рейдов в тылу врага. Норвежское подразделение участвовало в битве за Норвегию. Основатель «Роты» Мартин Линге погиб во время одной из таких операций в декабре 1941 года. Основные операции норвежского сопротивления были организованы с помощью «Роты». «Группа Шетланд» была включена в состав норвежских военно-морских сил. Её главной задачей были диверсии в германских портах. Так, в 1943 году Л. Ларсен пытался уничтожить с помощью торпеды немецкий линкор «Тирпиц». Однако шторм помешал этой попытке.

Лучшая диверсия мировой войны


Самое известная операция норвежских диверсантов – это ликвидация завода тяжелой воды в 1943 году у г. Рюкан (Рьюкан). Возможно, что именно это событие не позволило Гитлеру получить атомное оружие в ходе Второй мировой войны. Немцы начали работу над атомным проектом одними из первых. Уже в декабре 1938 года их физики Отто Ган и Фриц Штрассман впервые в мире осуществили искусственное расщепление ядра атома урана. Весной 1939 года в Третьем рейхе поняли военное значение ядерной физики и нового оружия. Летом 1939 года началось сооружение первой в Германии реакторной установки на полигоне Куммерсдорф под Берлином. Из страны запретили вывоз урана, в Бельгийском Конго закупили большое количество урановой руды. В сентябре 1939 года запущен секретный «Урановый проект». К проекту были привлечены ведущие научные центры: Физический институт Общества Кайзера Вильгельма, Институт физической химии Гамбургского университета, Физический институт Высшей технической школы в Берлине, Физико-химический институт Лейпцигского университета и др. Программу курировал министр вооружений Шпеер. В работе участвовали ведущие учёные Рейха: Гейзенберг, Вайцзеккер, Арденне, Риль, Позе, нобелевский лауреат Густав Герц и др. Немецкие ученые в это время были большими оптимистами и считали, что атомное оружие будет создано через год.

Группа Гейзенберга два года проводила исследования, необходимые для создания ядерного реактора с использованием урана и тяжелой воды. Учёные подтвердили, что взрывчатым веществом может служить лишь один из изотопов, уран-235, который содержался в очень небольшой концентрации в обычной урановой руде. Но его оттуда нужно было вычленить. Основной точкой военной программы был атомный реактор, а для него в качестве замедлителя реакции нужен был графит или тяжелая вода. Немецкие учёные выбрали тяжелую воду (создав для себя проблему). В Германии производства тяжелой воды не было, как и во Франции и Англии. Единственное в мире производство тяжелой воды было в Норвегии, у фирмы «Норск-Гидро» (завод в Веморке). Немцы оккупировали Норвегию в 1940 году. Но там в это время был небольшой запас – десятки килограммов. Да и они не достались гитлеровцам, воду успели вывезти французы. После падения Франции воду вывезли в Англию. Немцам пришлось налаживать производство в Норвегии.

В конце 1940 года компания «Норск-Гидро» получила заказ от концерна «ИГ Фарбениндустри» на 500 кг тяжелой воды. Поставки начались в январе 1941 года (10 кг), и затем до 17 февраля 1941 года было отправлено еще шесть партий по 20 кг. Производство в Веморке расширили. До конца года в Рейх планировали поставить 1000 кг тяжелой воды, а в 1942 г. — 1500 кг. К ноябрю 1941 года Третий рейх получил дополнительно 500 кг воды.

В 1941 году британская разведка получила данные, что немцы используют в Норвегии завод по производству тяжелой воды, необходимой для ядерной программы Рейха. После сбора дополнительных сведений летом 1942 года военное командование потребовало уничтожить стратегический объект. От масштабной воздушной операции отказались. Во-первых, на заводе хранились большие запасы аммиака. Рядом располагались другие химические предприятия. Могли пострадать тысячи мирных жителей. Во-вторых, не было уверенности, что бомба пробьёт многоэтажные бетонные перекрытия и уничтожит центр производства. В итоге приняли решение использовать диверсионную группу (операция «Незнакомец»). В октябре 1942 года первых агентов-норвежцев успешно сбросили на норвежскую территорию (операция «Тетерев»). В группу входили А. Келструп, К. Хаугленд, К. Хельберг, Дж. Паулсон (глава отряда, опытный альпинист). Они успешно добрались до места операции и провели предварительную подготовку акции.

В ноябре 1942 года на двух бомбардировщиках с планерами начали переброску 34 сапёров под началом лейтенанта Матвена. Однако из-за недостатков подготовки, сложных погодных условий операция провалилась, планеры разбились. Оставшиеся в живых диверсанты были схвачены немцами, допрошены и казнены. Ранее десантированные «парни Линге» сообщили о провале операции. Они получили указание ждать новую группу.

УСО подготовило новую операцию по уничтожению объекта в Веморке — операция «Ганнерсайд». В новую группу отобрали шесть норвежцев: командиром группы был лейтенант И. Ренеберг, его заместителем — лейтенант К. Хаукелид (первоклассный подрывник), лейтенант К. Йгланд, сержанты Ф. Кайзер, X. Сторхауг и Б. Стромсхёйм. В феврале 1943 года их успешно высадили в Норвегии. Новая группа соединилась с первой, которая ждала их более четырех месяцев.

Вечером 27 февраля диверсанты вышли к Веморку. В ночь на 28 февраля началась операция. Свой человек из персонала завода помог проникнуть на объект. Диверсанты установили заряды и успешно ушли. Часть отряда осталась в Норвегии, другая перешла в Швецию. Было взорвано 900 килограммов (почти годовой запас) тяжелой воды. Производство было остановлено на три месяца.

Бомбардировка. Взрыв на озере Тиннше


Летом 1943 года союзники узнали, что немцы восстановили производство в Веморке. На предприятии удалось совершить саботаж – добавить темного растительного масла или рыбьего жира в тяжелую воду. Но немцы очистили тяжелую воду с помощью фильтров. Американцы были обеспокоены тем, что Гитлер может получить ядерное оружие раньше их. Гитлеровцы после диверсии превратили объект в настоящую крепость, усилили охрану и ужесточили пропускной режим. То есть атака малой группы диверсантов теперь исключалась. Тогда было принято решение о масштабной воздушной операции. При этом на число возможных жертв среди местного населения закрыли глаза. 16 ноября 1943 года 140 стратегических бомбардировщиков нанесли удар по Рюкану и Веморку. Бомбардировка продолжалась 33 минуты. На предприятие было сброшено свыше 700 тяжелых двухсоткилограммовых бомб, на Рюкан – более 100 стокилограммовых.

Дымовые генераторы, которые немцы установили вокруг гидроэлектростанции после диверсии, были включены сразу и оказались эффективными. Бомбардировка получилась малоэффективной. В крупные объекты попало всего несколько бомб: в станцию — четыре, на электролизный завод — две. Завод по производству тяжелой воды, размещенный в цокольном этаже здания, вообще не пострадал. Агент в Норвегии Хаукелид сообщил:

«Гидроэлектростанция выведена из строя. Установки для производства тяжелой воды, защищенные толстым слоем бетона, не пострадали. Среди мирного норвежского населения есть жертвы — убито 22 человека».

Немцы решили эвакуировать производство и остатки готовой продукции в Германию. Для обеспечения безопасности транспортировки важного груза меры предосторожности ещё больше усилили. В Рюкан перебросили эсэсовцев, укрепили ПВО и для охраны транспорта вызвали отряд солдат. Участники местного сопротивления решили, что имеющимися силами атаковать Веморк бессмысленно. Оставалась возможность осуществить диверсию во время транспортировки тяжелой воды по железной дороге из Веморка или на пароме по озеру Тиннше. Операция на железной дороге имела крупные недостатки, поэтому решили атаковать паром. Активистами группы сопротивления были Хаукелид, Ларсен, Сорле, Нильсен (он был инженером в Веморке).

Рано утром 20 февраля 1944 года железнодорожный паром, груженный вагонами с тяжелой водой, отошёл от причала строго по расписанию. Норвежские диверсанты заложили в паром взрывчатку, рассчитали, чтобы взрыв произошёл во время прохода над самым глубоким местом озера. Через 35 минут, когда паром находился над самым глубоким местом, произошёл взрыв. Паром стал крениться и оседать на корму. Вагоны скатились в воду. Через несколько минут затонула и баржа. В глубинах озера Тиннше оказалось 15 т тяжелой воды.

Так погибла последняя надежда гитлеровцев получить драгоценный груз для атомного проекта. Ядерный проект в Германии продолжался, но завершить его к весне 1945 года не удалось. Война была проиграна.
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ольгович 19 июня 2020 06:08 Новый
    • 6
    • 4
    +2
    Свой человек из персонала завода помог проникнуть на объект. Диверсанты установили заряды и успешно ушли.

    Удивительно, что так все легко получилось: такой важный объект и никакая охрана.
    Акция в Веморке считается британцами лучшей диверсионной операцией Второй мировой войны. Считается, что взрыв завода тяжелой воды в Норвегии стал одной из главных причин того, что Гитлер не успел создать ядерное оружие.
    Главная причина в том, что гитлеры, слава Богу, не сообразили толком, ЧТО это за оружие, а все возможности у Германии были -и ученые и разрабатываемые технологии и мощности.

    но в середине войны было принято о необходимости сосредоточения научных, производственных и финансовых ресурсов только на проектах, дающих скорейшую отдачу в виде создания новых видов оружия. В связи с этим Урановый проект был передан из военных приоритетов в гражданскую сферу, что затормозило его осуществление, финанасирование было абсолютно недостаточным, как и привлеченные люди и ресурсы.
    1. Рагнар лодброк 19 июня 2020 06:11 Новый
      • 14
      • 1
      +13
      Согласен,человечеству сильно повезло,что немцы не успели бомбу ядреную сделать...
      1. ccsr 19 июня 2020 12:40 Новый
        • 7
        • 1
        +6
        Цитата: Рагнар лодброк
        Согласен,человечеству сильно повезло,что немцы не успели бомбу ядреную сделать...

        Уже гораздо позже был проведен анализ немецких ядерных программ, и не только наши, но и западные специалисты согласились, что Гитлер не мог создать атомную бомбу и не только из-за отсутствия нужных ресурсов (а их действительно не хватало), но и потому, что немецкие разработки велись по тупиковому пути, и мало того, ряд технологий для сборки ядерного заряда у них в то время вообще не было. Вот что положило конец немецким разработкам:
        В конце 1943 года в ходе массированной бомбардировки Франкфурта заводские цеха фирмы Degussa оказываются совершенно разрушены, возобновить производство в ближайшие годы не удастся. Ученые могут располагать лишь тем количеством урана, которое успели произвести. По большому счету, это был конец: даже при самом благополучном развитии событий, урана для создания существенного арсенала ядерного оружия у Германии уже не было.

        Источник контента: https://naukatehnika.com/yadernaya-bomba-dlya-gitlera.html
        naukatehnika.com
      2. iouris 19 июня 2020 14:22 Новый
        • 5
        • 3
        +2
        Цель достигнута: идея, что победителями во ВМВ являются Англия с Норвегией, овладевает массами, т.е. становится материальной силой.
        1. антивирус 22 июня 2020 20:02 Новый
          • 0
          • 0
          0
          еще и датчане в победителях....
    2. knn54 19 июня 2020 06:21 Новый
      • 5
      • 1
      +4
      Андрей,я давно считал,что с диверсией на заводе не все так очевидно.
      Кто то,находящийся на очень высоком уровне в 3-м Рейхе,.способствовал этой диверсии.А "лавры" решили отдать норвежским диверсантам.
      1. kig
        kig 19 июня 2020 08:45 Новый
        • 8
        • 0
        +8
        Почему "кто-то". Это был Макс Отто фон Штирлиц.
      2. Канарис? Нет, вероятнее - группа, которая "созрела" к 20 июля 1944 года. Вот это вероятно.
      3. Николай Чудов 19 июня 2020 17:16 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Это был физик Вальтер Боте. Он то ли неправильно провёл измерения и расчёты, то ли ему предоставили некачественный графит. Он пришёл к заключению о непригодности графита в качестве замедлителя нейтронов. Поэтому немцы решили использовать тяжёлую воду и подставились под удар диверсантов.
        1. Авиатор_ 19 июня 2020 18:07 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Произвести чистый графит, пригодный для замедлителя нейтронов, тоже весьма трудоёмкой процесс.
          1. Николай Чудов 19 июня 2020 19:39 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Произвели в конце войны. Реактор в Хайгерлох комбинировал графит и тяжёлую воду. Запустить не успели.
      4. Евгений Моськов 23 июня 2020 18:00 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Я думаю, что необязательно кто-то на высоком уровне был. Когда Дуров готовил морских котиков для диверсий против немцев, то гансы поступили аналогично: в обслуживающий персонал проник немец и пронес яд на территорию бассейна, которым и отравил всех зверей, подсыпав в рыбу. Все гениальное просто.
    3. Дальний В 19 июня 2020 06:23 Новый
      • 9
      • 0
      +9
      дающих скорейшую отдачу
      фон Браун с вами не согласится. В принципе, у Германии просто не хватило ресурсов - ни человеческих, ни временных, никаких. И это хорошо. А лучшей (хотя и абсолютно бесполезной) диверсией считаю кражу Муссолини. Самой же полезной была "рельсовая война". Но откуда британским ученым о ней знать.
      1. Рагнар лодброк 19 июня 2020 06:42 Новый
        • 21
        • 1
        +20
        Кстати,о британских наших ученых.Дни рождения полезны для здоровья. Британские ученые доказали, что те у кого было больше дней рождения, жили, как правило, дольше.
        А кража Муссолини ниачем.Вот лучшая диверсия на мой взгляд-13 ноября 1943 года партизан Константин Чехович при помощи местных жителей взорвал городской кинотеатр, в котором находились около 700 фашистских солдат и офицеров.2 генерала и множество старших офицеров.Таких единовременных потерей высшего и среднего командного звена вермахт не знал ни до,ни после...Помощницей партизана была 15-летняя порховичка Евгения Михайлова, работавшая в кинотеатре уборщицей. Вдвоем им удалось пронести в здание 64 кг взрывчатки.
        1. Дальний В 19 июня 2020 06:49 Новый
          • 7
          • 0
          +7
          Я и говорю, что ни о чем, но выполнено классно. А самую полезную определить... Да мы, наверное, про нее даже слыхом не слышали. Черт, ребята-краснодонцы просто флаг вывесели. Казалось бы, фигня, однако немчуру это не по детски расколбасило. Вот как оценить?
          А про дни рождения... Как в анекдоте надоть - аванс, получка, аванс, получка)))
        2. Д-р Франкенштуцер 19 июня 2020 10:34 Новый
          • 5
          • 2
          +3
          Цитата: Рагнар лодброк
          А кража Муссолини ниачем.


          зато как изящно! )))

          Цитата: Рагнар лодброк
          Вот лучшая диверсия на мой взгляд-13 ноября 1943 года


          а радиофугасы в Стругах и Харькове в 1941-ом?
          )
        3. Pilat2009 20 июня 2020 14:07 Новый
          • 0
          • 1
          -1
          Цитата: Рагнар лодброк
          Вдвоем им удалось пронести в здание 64 кг взрывчатки.

          А как насчет взрыва царского дворца Халтуриным?
      2. Ольгович 19 июня 2020 07:08 Новый
        • 4
        • 3
        +1
        Цитата: Дальний В
        фон Браун с вами не согласится.

        Не со мной , а с оценкой исследователей.

        браун получал ровно на то, что обещало быстрый результат, поэтому это и не позволило произвести и быстрое доведение до боевого применения первых в мире боевых баллистических ракет Фау-2 и создание по проекту «Америка» межконтинентальных ракет A-9/A-10 и частично-орбитального бомбардировщика Silbervogel..
        И совершенно согласен, что:
        Цитата: Дальний В
        В принципе, у Германии просто не хватило ресурсов

        При этом и приоритеты были выбраны не те.
        Цитата: Дальний В
        А лучшей (хотя и абсолютно бесполезной) диверсией считаю кражу Муссолини.

        Я бы сказал-самой эффектной-помню, как поразила она мня в фильме "Освобождение"
        Цитата: Дальний В
        Самой же полезной была "рельсовая война".

        Это , да, вообще несравнимо ни по масштабам, ни по результатам
        1. Дальний В 19 июня 2020 07:15 Новый
          • 3
          • 1
          +2
          Однако, согласный. drinks
        2. Astra wild 19 июня 2020 18:06 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Ольгович, я тоже помню этот фильм. Когда была подростком то считала и сейчас так думаю, что фильм можно использовать как наглядный материал по истории войны
      3. Avior 19 июня 2020 07:47 Новый
        • 4
        • 2
        +2
        Насчёт Рельсовой войны с вами несогласен Илья Старинов, главный подрывник Красной Армии.
        Оценивал её успешность очень невысоко.
        1. Дальний В 19 июня 2020 07:51 Новый
          • 4
          • 3
          +1
          Фошысты с ним не согласны. Белорусам уважуха. "Молодость моя, Белоруссия. Песни партизан, сосны да туман"
          1. Avior 19 июня 2020 07:53 Новый
            • 4
            • 2
            +2
            Фашисты разное могут писать, но более компетентного специалиста чем Старинов в Красной армии и партизанском движении на тот момент не было, поэтому от его мнения просто отмахнуться нельзя
            Мемуары.
            И.Старинов "Солдат столетия"
            1. Ольгович 19 июня 2020 09:23 Новый
              • 3
              • 3
              0
              Цитата: Avior
              Фашисты разное могут писать, но более компетентного специалиста чем Старинов в Красной армии и партизанском движении на тот момент не было, поэтому от его мнения просто отмахнуться нельзя
              Мемуары.
              И.Старинов "Солдат столетия"

              Немцы сами о своих проблемах...лгать будут?

              За последние ночи существенно изменилось положение на железных дорогах из-за молниеносно проведенной серии взрывов, которые парализовали все движение в тылу группы армий "Центр" (дневник ОКВ за 6 августа 1943 года).

              К примеру, части 68-й и 125-й пехотных дивизий, следовавшие по железной дороге Молодечно - Минск, сумели доехать лишь до станции Олехновичи. Дальше пришлось идти к линии фронта пешим порядком: железнодорожное полотно было разрушено слишком основательно...
              Напомню-идет Курская битва и тут такое...

              Чтобы перебросить войска вдоль линии фронта - проходившей по Смоленщине и Брянщине - немцам пришлось делать огромный крюк через Польшу и Литву!

              Потому что в Белоруссии железные дороги уже толком не работали.

              В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, а не.... 2040, как утверждал Старинов, уничтожено значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения.. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши, Франции и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, ( ( журнал Родина и Знциклопедия).

              Взрывали и поезда, как прелагал Старинов.

              Он интереснейший источник информации , профессионал, хороший наблюдатеь и организатор, но, как представляется. склонен к некоторому эпатажу
              1. Avior 19 июня 2020 09:38 Новый
                • 3
                • 4
                -1
                Журнал Родина и Энциклопедия не был заместителем начальника штаба партизанского движения и начальником школы подрывников при штабе партизанского движения, как полковник Старинов, поэтому сомнительно, что это равнозначные суждения.
                Я и не говорю, что он безоговорочно прав, но что его мнение весит больше, чем развлекательное СМИ- это несомненно.
                Факт , что его мнение есть, и чтобы его опровергнуть, нужен серьезный подход.
                Если вы читали Старинова, то проблемы немцами это создало только в первую дни, они очень быстро нашли способ ремонтировать небольшие повреждения буквально по ходу поезда- небольшие мостики из рельсов.
                К тому же он пишет, что взрывали далеко не только именно те пути, по которым интенсивно шли эшелоны немцев и которые охранялись, а в том числе и пути, которые реально не использовались немцами- для отчётов и много других нюансов.
                1. Ольгович 19 июня 2020 09:56 Новый
                  • 3
                  • 3
                  0
                  Цитата: Avior
                  Журнал Родина и Энциклопедия не был заместителем начальника штаба партизанского движения и начальником школы подрывников при штабе партизанского движения, как полковник Старинов, поэтому сомнительно, что это равнозначные суждения.

                  Безусловно: Старинов и понятия не имел о том, что знают на основании документов Энциклопедия 1985 и 1994 гг и документы, приведенные Родиной
                  Цитата: Avior
                  но что его мнение весит больше, чем развлекательное СМИ- это несомненно

                  Это мнение человвека, чье самолюбие выло уязвлено тем, что результаты операции оказались выше, чем , чем он предсказывал.
                  Цитата: Avior
                  Если вы читали Старинова, то проблемы немцами это создало только в первую дни, они очень быстро нашли способ ремонтировать небольшие повреждения буквально по ходу поезда- небольшие мостики из рельсов

                  Читал: ничего убедительного он не сказал, кроме прямой лжи о подорванных....2040 рельсах (их ызораано сотни тысяч).

                  Он писал об ИЗБЫТКАХ рельсов у немцев, а их везли из ....Польши, Франции и Германии.


                  Кроме того, взрывали и поезда, а взорванные рельсы РАЗБИРАЛИ и ТОПИЛИ.
                  БРЭнциклопедия это...развлекательная литература? belay lol Нет слов...
                  , насыпи просто разрывали.
                  Цитата: Avior
                  К тому же он пишет, что взрывали далеко не только именно те пути, по которым интенсивно шли эшелоны немцев и которые охранялись, а в том числе и пути, которые реально не использовались немцами- для отчётов и много других нюансов.

                  О нюансах только и осталось писать.

                  Т.к. в ЦЕЛОМ операция -УДАЛАСЬ -и лучшего признания этого, чем сделанное самим ПРОТИВНИКОМ-не придумаешь.
                  Оно повыше мнения Старинова.
                  1. Avior 19 июня 2020 10:01 Новый
                    • 2
                    • 2
                    0
                    Приведенный отрывок не опровергает Старинова.
                    Он пишет, что эффективно это было в первые дни из за эффекта неожиданности, а потом немцы нашли способы.
                    Он же пишет, кстати, о массовых приписках.
                    Приведенный отрывок- это третий день Рельсовой войны. Понятно, что это имело эффект вначале.
                    Длилась полтора месяца.
                    Была ещё операция Концерт- продолжение.
                    1. Ольгович 19 июня 2020 12:31 Новый
                      • 2
                      • 4
                      -2
                      Цитата: Avior
                      Приведенный отрывок не опровергает Старинова.

                      Цитата: Avior
                      Приведенный отрывок не опровергает Старинова.

                      Полностью опровергает: подорвано не 2040 рельсов а 215000 рельсов. Разница в ТЫСЯЧУ раз Вас, естественно, не смущает.

                      Рвали не только рельсы, но и поезда, сооружения и пр.
                      Цитата: Avior
                      Он пишет, что эффективно это было в первые дни из за эффекта неожиданности, а потом немцы нашли способы.

                      Он пишет свое субъективное мнение, а Энциклопедии приводят объективные данные.

                      немцы о Р. войне: Teske H. Partisanen gegen die Eisenbahnen // Wehrwissenschaftliche Rundschau. 1953.

                      "Классный" способ нашли немцы-везти рельсы из Франции, Польши и Германии, разбирать двупутные участки, и вместо грузов для фронта напрвить ....пять тыс платформ с материалами для...ремонта путей yes
                      Цитата: Avior
                      Приведенный отрывок- это третий день Рельсовой войны. Понятно, что это имело эффект вначале.

                      вот это все:
                      В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, уничтожено значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения..
                      -за...три дня?!

                      Все-приписки?!

                      Чушь. уж извините.
                    2. Astra wild 19 июня 2020 18:22 Новый
                      • 0
                      • 0
                      0
                      Недавно, где-то в интернете, возможно,и на сайте встречала информацию,что"рельсовая война"сразу была эффектной, а потом только вред приносила: в пустую тратилась взрывчатка,а её на войне много не бывает, погибали диверсионные группы.
                      Я тогда ещё подумала: хорошо бы узнать мнение более знающих людей.
                  2. Avior 19 июня 2020 16:51 Новый
                    • 0
                    • 6
                    -6
                    Столько неправды в одном посте
                    . В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки. Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа. Более того - переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления. (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/partizanskaia-opieratsiia-rielsovaia-voina)

                    Вот об этих трёх сутках на одном участке и есть подтверждение немцнв.
                    Старинова не опровергает.
                    Дальше единичные случаи растаскивания рельс выдаются за систему.
                    У немцев остро не хватало паровозов, а не рельсов, рельсов было достаточно.
                    По числу взорваных рельс- 2000- это просто вранье.
                    У Старинова в мемуаращши уничтожено 214 тысяч рельс за 1,5 месяца
                    1. Ольгович 20 июня 2020 07:18 Новый
                      • 0
                      • 2
                      -2
                      Цитата: Avior
                      Вот об этих трёх сутках на одном участке и есть подтверждение немцнв.

                      Полная чушь: вам дан и НЕМЕЦКИЙ источник о всей операции , если СОВЕТСКИМ и РОССИСКИМ-не верите.
                      Цитата: Avior
                      Дальше единичные случаи растаскивания рельс выдаются за систему.
                      У немцев остро не хватало паровозов, а не рельсов, рельсов было достаточно.

                      Вы вообще не читаете то, на что отвечаете? И какой смысл с Вами разговаривать?
                      Напишу заглавными буквами:

                      Немцы вели рельсы для восстановление из ПОЛЬШИ, ГЕРМАНИИ и ФРАНЦИИ.
                      ПЯТЬ ТЫСЯЧ ПЛАТЫОРМ с стройматериалами для восстановления , ВМЕСТО грузов для фронта запрудили ж/дороги
                      Цитата: Avior
                      По числу взорваных рельс- 2000- это просто вранье.

                      Ваш Старинов это наврал в упмянутой Вами книге, читайте же:
                      В августе планировалось подорвать 300 тысяч рельс. Подорвали
                      всего 2014.

                      Чего стоит его же бред:
                      эта война принесла колоссальный вред нам и
                      принесла большую пользу немцам.


                      Любитель эпатажа , горячо кричащий, что 19 диверсионных отрядов бы ПОЛНОСТЬЮ остановили немецкое нашествие на страну в принципе fool
                      1. Avior 20 июня 2020 10:37 Новый
                        • 0
                        • 1
                        -1
                        Вы бы, когда о Старинове пишете, выражения подбирали, однако.
                        Чего стоит его же бред

                        Хотя бы из уважения к ветерану, который вам и ответить не может, его в живых нет.
                        И с цитатами вашими разберитесь.
                        В августе планировалось подорвать 300 тысяч рельс. Подорвали
                        всего 2014.

                        Операция на самом деле длилась в августе- сентябре, полтора месяца, проводилась не только Белорусским штабом, и о каких конкретно 2014 и только за август идет речь, непонятно. Но это вопросы к редактору книги, а не к Старинову. И то что ветерана не стало в живых, и исправить не смог он огрехи редактора- это не повод писать о нем неуважительно, передергивая эту цифрукакякобы итог всей Рельсовой войны.
                        В другом месте книги данные о результатах всей операции от дает чётко и понятно
                        Первые дни рельсовой войны показали, что 100-граммовые шашки часто при взрыве оставляли в рельсе отверстие или только пятно. И потребовались двухсотграммовые шашки, как это было сказано в наставлении "Подрывные работы". В результате, за 1,5 месяца было подорвано только 214 тысяч рельсов, в основном на вспомогательных и запасных путях, где не было охраны. А израсходовано было свыше 30 тонн взрывчатых веществ, которыми можно было бы произвести не менее 2000 крушений поездов.

                        Полная чушь: вам дан и НЕМЕЦКИЙ источник о всей операции , если СОВЕТСКИМ и РОССИСКИМ-не верите.

                        никаких сведений с цитатами из этого источника не приведено, что что источник, где и кем издан- непонятно.
                        Все и везде цитируют выписку именно за первые три дня операции именно с этого участка, неизвестно откуда взятую, и безо всяких ссылок на источник или оригинал.
                        Но и в таком виде Старинова это только подтверждает- эффект был только в первые дни из-за эффекта неожиданности, но немцы быстро решили проблему.
                        Немцы вели рельсы для восстановление из ПОЛЬШИ, ГЕРМАНИИ и ФРАНЦИИ.
                        ПЯТЬ ТЫСЯЧ ПЛАТЫОРМ с стройматериалами для восстановления , ВМЕСТО грузов для фронта запрудили ж/дороги

                        Доказательств не вижу. Рельсов достаточно осталось и на советской территории.
                        Где источник информации про 5 тысяч эшелонов?
                        Газета Правда за 1943 год?
                      2. Ольгович 20 июня 2020 11:08 Новый
                        • 0
                        • 1
                        -1
                        Цитата: Avior
                        Вы бы, когда о Старинове пишете, выражения подбирали, однако.
                        Чего стоит его же бред

                        Хотя бы из уважения к ветерану, который вам и ответить не может, его в живых нет.

                        Ветераны ВОВ -святые для меня люди.
                        Все, без исключения.

                        Но это не повод для того, чтобы быть согласным с ним. С какой стати?.
                        Цитата: Avior
                        Операция на самом деле длилась в августе- сентябре, полтора месяца, проводилась не только Белорусским штабом, и о каких конкретно 2014 и только за август идет речь, непонятно. Но это вопросы к редактору книги, а не к Старинову. И то что ветерана не стало в живых, и исправить не смог он огрехи редактора- это не повод писать о нем неуважительно, передергивая эту цифрукакякобы итог всей Рельсовой войны.

                        ЧТО непонятно? НИКАКИХ оговорок нет: планировалось 300 тыс в августе, взорвано 2014, что именно и подчеркивалось им в качестве обоснования "провала"
                        Цитата: Avior
                        В другом месте книги данные о результатах всей операции от дает чётко и понятно

                        И- нет противоречий. За полтора месяца подорвали больше
                        Цитата: Avior
                        никаких сведений с цитатами из этого источника не приведено, что что источник, где и кем издан- непонятно.

                        "Многочисленные серийные подрывы в значительной степени препятствовали железнодорожному движению и обусловливали большую потерю материалов железнодорожного путевого хозяйства. Различные незаменимые участки пути выводились этими диверсионными актами на долгое время" (бывший начальник транспортного управления группы армий "Центр" Герман Теске
                        Цитата: Avior
                        Но и в таком виде Старинова это только подтверждает- эффект был только в первые дни из-за эффекта неожиданности, но немцы быстро решили проблему.

                        В каком виде? Что?
                        НИЧЕГО не подтверждает, кроме необъективности обиженного Старинова.

                        Ага, для "быстрого "решения везли рельсы из ФР, ГЕ и ПОЛь
                        Цитата: Avior
                        Доказательств не вижу. Рельсов достаточно осталось и на советской территории.

                        Не вижу доказательств о "достаточнсти" количества, кроме бреда старинова .
                        По распоряжению Гитлера командующий вооруженными силами Германии на Западе генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт потребовал от главы правительства неоккупированной части Франции Пьера Лаваля снять со вторых путей значительное количество рельсов для отправки их на Восток
                        История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. Т. 3. М., 1961. С. 468.

                        Было отправлено 5 тыс ПЛАТФОРМ. (как Вы читаете, непонятно)
                      3. Avior 20 июня 2020 11:45 Новый
                        • 0
                        • 6
                        -6
                        ЧТО непонятно? НИКАКИХ оговорок нет: планировалось 300 тыс в августе, взорвано 2014, что именно и подчеркивалось им в качестве обоснования "провала"

                        вы сами приводите для сравнения цифру за полтора месяца.
                        Такую же, как у Старинова.
                        Полностью опровергает: подорвано не 2040 рельсов а 215000 рельсов. Разница в ТЫСЯЧУ раз Вас, естественно, не смущает.

                        В каком виде? Что?
                        НИЧЕГО не подтверждает, кроме необъективности обиженного Старинова.

                        итак, все цифры крутятся вокруг первых трех дней , что никак не опровергает Старинова, а скорее подтверждает его позицию. Опять же, речь идет о сравнении двух методов. И обрывочными фразами без дат, реальных цифр и подтверждаемых источников их не сравнить.
                        Я не говорю, что Старинов обязательно и полностью прав.
                        Но его мнение- это мнение первоклассного специалиста в этих вопросах.
                        И пересказом вырваных из контекста обрывочных пропагандистских материалов его не опровергнуть.
                        Было отправлено 5 тыс ПЛАТФОРМ. (как Вы читаете, непонятно)

                        читаю, как написано.
                        Про 5 тыс ни слова. Более того, не написано, что их снимали.
                        Потребовать снять и снять реально- сильно разные вещи.
                        Не говоря уж о том, что издание 1961 года- это не первоисточник.
                        попробовали бы написать иначе в то время.
                        Сам Старинов в то время и мыслить не мог сказать о своей позиции, хотя и в КГБ работал и мемуары писал.
                      4. Ольгович 20 июня 2020 12:16 Новый
                        • 0
                        • 2
                        -2
                        Цитата: Avior
                        вы сами приводите для сравнения цифру за полтора месяца.
                        Такую же, как у Старинова

                        Нигде.
                        Цитата: Avior
                        итак, все цифры крутятся вокруг первых трех дней , что никак не опровергает Старинова, а скорее подтверждает его позицию.

                        Ничего не крутится вокруг ...3 дней, "крутится" вокруг ВСЕЙ операции
                        Цитата: Avior
                        Я не говорю, что Старинов обязательно и полностью прав.
                        Но его мнение- это мнение первоклассного специалиста в этих вопросах.

                        ОБИЖЕННОГО своим, обнаруженным другими, провалом его прогнозов.
                        Цитата: Avior
                        И пересказом вырваных из контекста обрывочных пропагандистских материалов его не опровергнуть.

                        Что вырвано, из какого контекста, в чем "обрывочность"?

                        Не надо общих фраз-КОНКРЕТНО говорите!
                        Цитата: Avior
                        Было отправлено 5 тыс ПЛАТФОРМ. (как Вы читаете, непонятно)

                        читаю, как написано.

                        написано-"платформ", вы пишете...."эшелонов"
                        Цитата: Avior
                        Про 5 тыс ни слова.

                        Уже ТРИ РАЗА слово сказано.

                        ЧЕТВЕРТЫЙ раз :
                        Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.
                        ист.Рельсовая война // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 608. — 500 000 экз.
                        Рельсовая война // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 363
                        Цитата: Avior
                        Потребовать снять и снять реально- сильно разные вещи.

                        lol
                        Цитата: Avior
                        Не говоря уж о том, что издание 1961 года- это не первоисточник.
                        попробовали бы написать иначе в то время.

                        Тогда Старинов 43 года -вообще ничто.

                        Все и все врали, да lol Чтолбы старинова обидеть.
                        Цитата: Avior
                        Сам Старинов в то время и мыслить не мог сказать о своей позиции, хотя и в КГБ работал и мемуары писал.

                        Если Вы его читали, он не стеснялся и СТАЛИНУ и меньшим (но большим) начальникам писать о своих мнениях по многим позициям.
                      5. Avior 20 июня 2020 12:42 Новый
                        • 1
                        • 2
                        -1
                        Цитата: Avior
                        вы сами приводите для сравнения цифру за полтора месяца.
                        Такую же, как у Старинова

                        Нигде.

                        себя внимательнее читайте

                        Ольгович (Андрей) Вчера, 12:31
                        -1
                        Цитата: Avior
                        Приведенный отрывок не опровергает Старинова.

                        Цитата: Avior
                        Приведенный отрывок не опровергает Старинова.

                        Полностью опровергает: подорвано не 2040 рельсов а 215000 рельсов. Разница в ТЫСЯЧУ раз Вас, естественно, не смущает.

                        Цитата: Avior
                        итак, все цифры крутятся вокруг первых трех дней , что никак не опровергает Старинова, а скорее подтверждает его позицию.

                        Ничего не крутится вокруг ...3 дней, "крутится" вокруг ВСЕЙ операции

                        Давайте конкретные цифры и источники касательно всей операции, а не сыпьте как горохом.
                        Цитата: Avior
                        Про 5 тыс ни слова.

                        Уже ТРИ РАЗА слово сказано.

                        именно что сказано, а подтверждений никаких как не было так и нет.
                        ЧЕТВЕРТЫЙ раз :

                        и здесь нет источника этой цифры, откуда она взята.

                        Тогда Старинов 43 года -вообще ничто.

                        Все и все врали, да lol Чтолбы старинова обидеть.
                        Цитата: Avior
                        Сам Старинов в то время и мыслить не мог сказать о своей позиции, хотя и в КГБ работал и мемуары писал.

                        Если Вы его читали, он не стеснялся и СТАЛИНУ и меньшим (но большим) начальникам писать о своих мнениях по многим позициям.

                        Публично никто не разрешал ему писать это в мемуарах.
                        Была официальная версия и ничего противоречащего ей цензоры просто не пропускали.
                      6. Ольгович 21 июня 2020 06:25 Новый
                        • 0
                        • 2
                        -2
                        Цитата: Avior
                        себя внимательнее читайте

                        Прочел. И никаких "таких же цифр о 2014 стариновских взрывах
                        Цитата: Avior
                        Давайте конкретные цифры и источники касательно всей операции, а не сыпьте как горохом.

                        Не понял: ВСЕ цифры даны выше, как и источники.
                        Сказка про белого бычка?
                        Цитата: Avior
                        именно что сказано, а подтверждений никаких как не было так и нет.

                        , что ж, ПЯТЫЙ РАЗ, для танкистов lol :

                        Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.
                        ист.Рельсовая война // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 608. — 500 000 экз.
                        Рельсовая война // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 363

                        Опровергнуть ЭНЦИКЛОПЕДИИ чем-то можете, кроме пустой болтовни?
                        Нет?

                        До свидания.
                        Цитата: Avior
                        Публично никто не разрешал ему писать это в мемуарах.
                        Была официальная версия и ничего противоречащего ей цензоры просто не пропускали.

                        И опять , кроме болтовни-никаких доказательств...

                        Удачи!
                        hi
                      7. Avior 21 июня 2020 06:28 Новый
                        • 1
                        • 1
                        0
                        Если есть источник этой цифры- дайте его, а не рассказывайте, как они друг у друга неизвестно откуда взятую цифру перепечатывают.
    4. Alexey RA 19 июня 2020 16:18 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Avior
      Факт , что его мнение есть, и чтобы его опровергнуть, нужен серьезный подход.
      Если вы читали Старинова, то проблемы немцами это создало только в первую дни, они очень быстро нашли способ ремонтировать небольшие повреждения буквально по ходу поезда- небольшие мостики из рельсов.

      ЕМНИМС, Старинов оценивал эффективность "рельсовой войны" исходя из количества уничтоженных эшелонов и времени восстановления путей. При этом такие параметры как снижение скорости перевозок и отвлечение подвижного состава на перевозки материалов для восстановления путей как-то выпали.
      1. Avior 19 июня 2020 17:04 Новый
        • 0
        • 6
        -6
        Нет,
        Старинов оценивал комплексно.
        И предлагал наносить удары по самому слабому месту- паровозам.
  • Авиатор_ 19 июня 2020 18:13 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Ну да, в своих мемуарах он вообще писал, что битву под Москвой в 1941 году можно было выиграть группами диверсантов-сапёров. А насчёт рельсовой войны - так ведь дорого яичко ко христову дню - дата немецкого наступления под Курском была вполне конкретной, к этой дате не было того количества диверсантов, которые, по мнению Старинова, должны были бы полностью остановить немецкие перевозки в тылу. Что смогли, то и сделали.
    1. Avior 20 июня 2020 11:11 Новый
      • 0
      • 5
      -5
      В операции Рельсовая война участвовало 100 тыс партизан, подрывников было предостаточно.
      Для предложения Старинова подрывников нужно было намного меньше, чем реально участвовало в Рельсовой войне.
      И разница позиций Старинова и Пономаренко состояла в том, что Пономаренко считал главной задачей уничтожение рельс, что именно по рельсам у немцев острый дефицит и они не смогут их восстановить.
      задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей. Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей. ЦК КП(б) Белоруссии постановляет:
      1. Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии т. Пономаренко план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага.
      2. ЦК КП(б) Белоруссии призывает всех партизан и партизанок, командиров и комиссаров отрядов и бригад, руководителей диверсионных групп усилить непрерывные боевые действия по разрушению железнодорожных коммуникаций врага, использовать благоприятные возможности летнего периода для нанесения сильнейших массовых ударов по гитлеровской военной машине в наиболее уязвимых для нее местах. Коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага составит историческую заслугу белорусских партизан и партизанок в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/partizanskaia-opieratsiia-rielsovaia-voina)

      (Постановление бюро ЦК КП(б) Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 4. Ч. 1. №1482 )
      Везде, на тех участках, где немцы используют пути и где не используют и не охраняют. Просто шли вдоль путей и закладывали шашки под каждую рельсу.
      Людей нужно было очень много, когда немцы усилили охрану нужных им путей после первых дней, такие группы уже не могли подходить к основным путям и стали взрывать рельсы на запасных путях и прочих, которые немцами не охранялись.
      То есть срыв перевозок именно на тот момент прямо вообще не ставился.
      Отрядам давали планы по уничтожению рельс, они их выполняли и отчитывались. Где они эти рельсы взорвали- большого значения не имело.
      Старинов исходил из другого- проблемы у немцев именно с паровозами и их нехватку немцам восстановить будет сложнее, чем рельсов. Поэтому взрывать и уничтожать нужно всеми способоми именно паровозы. То есть главной целью должны были быть именно паровозы, а не рельсы. Это требовало больше взрывчатки и меньше групп взрывников.
      Вот это и есть разница в подходах.
      1. Авиатор_ 20 июня 2020 15:30 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Для предложения Старинова подрывников нужно было намного меньше, чем реально участвовало в Рельсовой войне.

        Подрывников, может и меньше, но групп обеспечения - больше (заслоны по обе стороны линии, сковывание боем карателей, ну и т. д.)
        Это требовало больше взрывчатки и меньше групп взрывников.

        Паровоз можно подорвать либо в депо, либо когда он ведёт состав. Это достаточно сложная задача, требующая больших сил и высокой квалификации подрывников. Подрыв рельс гораздо проще. Урон, естественно, меньше. Учитывая шапкозакидательские комменты Старинова про стратегию битвы под Москвой, смею заверить, что у него к этому вопросу было чисто академический подход. Впрочем, свои мемуары он опубликовал в довольно преклонном возрасте, можно сделать скидку на это.
        1. Avior 21 июня 2020 06:31 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Его позиция появилась не в мемуарах, он её отстаивал уже во время войны, что и послужило причиной острого конфликта с Пономаренко. Это рассказать публично о ней у него появилась возможность через много лет.
          Так что речь идёт не о рассуждениях старенького дедушки, а о позиции первоклассного специалиста по партизанскому делу.
      2. gsev 21 июня 2020 00:42 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: Avior
        Это требовало больше взрывчатки и меньше групп взрывников.
        Вот это и есть разница в подходах.

        Паровоз это сложная техника, стоимость 2 метров рельса до 1000руб в современных ценах. Засыпка воронки от килограмма тола 2 часа работы 5 человек. Часто рельс не подрывали а делали взрывом зазубрину. На самом деле демонтаж зазубренного рельса от 100г тола занимал больше времени, чем засыпка воронки от 2 кг и смена шпал. Однако доставка взрывчатки и боеприпасов подрывникам и их охранению стоила несколько самолето-вылетов, а возможно потерю несколько летчиков и самолетов. То есть паровоз на самолет менять есть смысл, а на рельс нет. Немцы это тоже понимали, поэтому диверсионные и разведывательные отряды гвардейских саперов уничтожали не считаясь с ценой, а на неактивные группы не распыляли свои силы. На подрыв паровоза диверсантами требовалось в несколько раз меньше самолето-вылетов и потерянных самолетов чем при бомбардировке. Партизанская война очень затратная. Союзники активизировали действия партизан против коммуникаций только перед решающими наступлениями как например при высадке в Нормандии.
        1. Avior 21 июня 2020 06:55 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Старинов за два года до высадки отстаивал аналогичный подход- точечные операции взамен массовых.
    2. Avior 21 июня 2020 07:00 Новый
      • 1
      • 1
      0
      Ниже есть отрывок из приказа Пономаренко.
      Ничего о необходимости парализовать к определенной дате.
      Речь идёт о систематическом уничтожении рельсов.
      Если бы с 3 августа, когда для немцев начало стало неожиданным и они были не готовы, начали не рельсовую войну, а паровозную, эффект был бы больше, для этого тогда были идеальные условия.
  • gsev 21 июня 2020 00:00 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Avior
    Оценивал её успешность очень невысоко.

    Видимо самым успешным диверсантом был Константин Заслонов. Осенью 1941 года кажется каждый третий уничтоженный партизанами паровоз немцев уничтожался его отрядом. Заслоновцы подкладывали под видом угля взрывчатку в топливо немецких паровозов. Есть точка зрения, что уничтожение всего 5 трофейных паровозов у немцев восточнее Днепра в сентябре 1941 года могло предотвратить падение Крыма в 1941.
  • Alexey RA 19 июня 2020 10:25 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Цитата: Дальний В
    фон Браун с вами не согласится.

    Фон Браун тоже попал под эту кампанию. Есть шикарный фрагмент воспоминаний генерала Вальтера Дорнбергера - как предоставленный Шпеером в помощь ракетчикам специалист по локомотивам Дегенколб (эффективный манагер) в начале 1943 г. предложил отличный бизнес-план: выпускать по 900 ракет в месяц (причём так, как это представлял себе Дегенколб ), а для организации их производства - приватизировать и акционировать ракетный полигон. laughing
    В начале февраля 1943 года я был приглашен в Берлин, в министерство вооружений для встречи с профессором Хеттлаге, главой управления финансовых и организационных проблем немецкой военной промышленности.
    - Полковник, - начал Хеттлаге, - я пригласил вас, чтобы обсудить наилучший путь преобразования армейского учреждения в Пенемюнде в частную акционерную компанию.
    - Могу я узнать, от кого поступило это предложение?
    - План, - ответил Хеттлаге, - обязан своим рождением предложению господина Дегенколба.
    Так я и думал.
    - Могу ли я осведомиться, как предполагается провести это изменение?
    - Мы преобразуем Пенемюнде в акционерную компанию с ограниченной ответственностью. В настоящее время весь капитал компании остается в руках государства. Сама фирма будет управляться большим концерном, который возьмет на себя роль доверенного лица, - например "Дженерал электрик", "Сименс", "Лоренц" или "Рейнметалл", - а затем, после амортизации инвестированного капитала, предприятие перейдет во владение фирмы.
    Поистине чудовищный замысел!
    - В курсе ли вы дела, - с невинным видом спросил я, - что ценность Пенемюнде, включая все уже потраченные средства, составляет несколько сотен миллионов марок? И вряд ли такие затраты могут вызвать искушение у промышленности.
    - Мы уже провели тендер, - объяснил Хеттлаге, - и можем раздробить капитал на активы в один и два миллиона.

    Германия, говорили они... Орднунг, говорили они... smile
    И да, список акционеров тоже радует.
  • Муссолини был никчемным, отработанным, бесполезным хламом, а к тому же и бывшим агентом то ли МИ-5, то ли МИ-6. Это Скорцени нужно было пропиариться! А Муссолини никому не был нужен, разве что Гитлеру и то временно. Но мое мнение субъективно. В 2045 году британцы откроют свои архивы и мир убедится, что я был прав. Жаль, я не доживу и не узнаю... А интересно узнать!
    1. Astra wild 19 июня 2020 17:56 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      "Скорцени нужно было попиариться" и он пошёл к Гитлеру"мой фюрер,мне надо попиариться и я Вам доставлю Муссолини"так по Вашему было?
      Очень сомневаюсь. Думаю, Отто Скорцени , после войны, по максимуму использовал эту операцию в своих целях.
      "никчёмным, отработанным ,безполезным хламом" сомневаюсь. Бенито Муссолини считалася основателем фашизма и вдруг Муссолини оказывается в плену. В условиях войны - большое пропагандистское и символическое значение и Гитлер это хорошо понимал.
      "агентом то ли Ми-5 то ли Ми -6" ну это было бы круто: глава вражеского государства и работает на Англию! Это примерно то же самое как сказать,что Маннергейм мешал Гитлеру захватить Ленинград.
      1. 1. Почитайте биографию господина Скорцени - не такой уж он и крутой, как нам ранее навязывали в СССР. В его биографии немало пятен и загадок, а уж после 1945 года - их еще больше. Вообщем, пособник Тель-Авива и точка. Доходчиво я объяснил? Да и еще - что же Скорцени не участвовал в других десантных операциях рейха? На Крите в мае 1941 года я его что-то не видел... Да и в других местах тоже.
        2. Муссолини был больше символом, чем реальным политиком и личностью. Я вообще считаю, что перед ВМВ англосаксы перемудрили и Италия в итоге оказалась не на той, что надо, стороне. Увы. Где-то вроде у Черчилля похожее было, но точно не помню уже.
        3. А насчет работы Муссолини на Англию - почему бы и нет? И отсутствие его подписей в платежках по зарплате в МИ-5 или МИ-6 тоже ничего не говорит. На агентов такого уровня могут и личное дело в отделе кадров не вести. Кстати, Канарис руководил Абвером и получал зарплаты в двух кассах - у себя и в Англии. И ничего. Лишними деньги не бывают.
        4. Насчет Маннергейма посложнее - он особо не мешал Рейху, но и не особо помогал. Некоторые страны Европы тоже своеобразно участвовали во ВМВ - например, Болгария, Испания, Швейцария, Португалия. А про некоторых вообще умолчим - это Швеция и Турция. Но эту тему я не хочу обсуждать. Я на работе и мне некогда. Увы.
    2. Pilat2009 20 июня 2020 18:34 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Андрей Жданов-Недилько
      Муссолини был никчемным, отработанным, бесполезным хламом

      Вот только его возвращение продлило участие Италии в войне
  • Astra wild 19 июня 2020 16:54 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Об этом есть упоминание и в т/c"Семнадцать мгновений весны"
  • Вольный ветер 19 июня 2020 06:46 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Наши патриоты говорят, что это был тупиковый путь. Но охотились за разработками немцев. Я , получив атомную бомбу, тут же использовал бы ее против берлина. И нисколько бы не каялся. И Американцев нисколько не осуждаю. Япы получили что они заслужили.
    1. Д-р Франкенштуцер 19 июня 2020 09:45 Новый
      • 1
      • 2
      -1
      Цитата: Вольный ветер
      Я , получив атомную бомбу, тут же использовал бы ее против берлина.


      любопытная, кстати, мысль. Я тоже задумывался над таким фантастическим сюжетом) Но, полагаю, в условиях плотной городской застройки, разветвлённой сети убежищ, хорошо организованных эвакуационных, медицинских и пожарных служб, постоянной готовности населения и гарнизона к воздушным тревогам, слабенькие Малыш и Толстяк имели бы незначительный эффект. Берлин - это же не бумажные Хиросима / Нагасаки. Если ежедневные бомбёжки утилитарными БП не деморализовали фатально немцев, то демонстрация атомной бомбы в 18-20 кт их бы не особо впечатлила.
      1. Avior 19 июня 2020 10:22 Новый
        • 1
        • 6
        -5
        Впечатлила бы, как и японцев.
        Они же не в курсе были, сколько их в наличии.
        Пусть бы штучно бомбили, но они всегда были бы под угрозой того, что в один прекрасный день снесут всю Германию.
    2. Pilat2009 20 июня 2020 18:37 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Вольный ветер
      Я , получив атомную бомбу, тут же использовал бы ее против берлина. И нисколько бы не каялся

      В ВОВ у обеих сторон были отравляющие газы,а у японцев еще и бактериологическое оружие.Но отчего то никто не применил их,даже после того как стал понятен крах Германии
  • Undecim 19 июня 2020 12:09 Новый
    • 8
    • 2
    +6
    Самсонов бессовестно сплагиатил чужую статью, да еще и коряво перевел гуглетранслейтором. Очевидно его мама в детстве не ознакомила с доктриной о том, что чужое без разрешения брать некрасиво. Качество контента сайта "падает стремительным домкратом".
    1. Astra wild 19 июня 2020 18:33 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Виктор Николаевич, в таком случае Вы сможете назвать РЕАЛЬНУЮ статью?
      P
      S
      Я уже заметила,что у Вас"симпатия" к Самсонову. Я вообще-то из-за него пришла на сайт. Случайно, где-то попалась его публикация по древней Руси, а теперь вижу,что он как историк " слабоват"
  • Интересный случай. Однако, если разобраться в причинно-следственной связи, то останется непонятным узколобость немцев. Первая группа, заброшенная в Норвегию и захваченная Вермахтом, была подвергнута пыткам и казнена
    Оставшиеся в живых диверсанты были схвачены немцами, допрошены и казнены.
    . Никто не рассказал о готовящейся диверсии и вторая группа смогла почти беспрепятственно попасть на завод? Возможно тут приложила свою руку удача и им сильно повезло. Главное, что проект так и не был реализован Гитлером. Страшно представить, что было бы имей Германия ядерное оружие..
    1. vladcub 19 июня 2020 17:27 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      "Никто не рассказал о готовящейся диверсии" вот это любопытный момент, возможно, не все знали о детали операции?
      Если бы гестапо узнали о предстоящей диверсии, чтобы они не предприняли профилактических мер? Очень сомневаюсь.
  • alsoclean 19 июня 2020 14:17 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Интересно - 15 тонн оксида дейтерия. На дне 76 лет назад. А дальше? Достали или лежит там до сих пор?
    1. AllBiBek 19 июня 2020 17:36 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Достали лет 15 назад одну из бочек. Замерили концентрацию тяжёлых изотопов в содержимом, решили, что оно того не стоит, операцию по подъёму свернули.
    2. Astra wild 19 июня 2020 18:37 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Не давно по ТВ смотрела какую-то передачу по проблема экологии и там поднимался вопрос: сколько ещё эти бочки выдержат? Ведь, это мина замедленного действия!
  • vladcub 19 июня 2020 17:18 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: Д-р Франкенштуцер
    Цитата: Рагнар лодброк
    А кража Муссолини ниачем.


    зато как изящно! )))

    Цитата: Рагнар лодброк
    Вот лучшая диверсия на мой взгляд-13 ноября 1943 года


    а радиофугасы в Стругах и Харькове в 1941-ом?
    )

    Радиофугасы - была прекрасная задумка, но выполнена не в полном объеме
  • Николай Чудов 19 июня 2020 17:20 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Вот эти старики сломали атомную программу Германии. Вечная им память!
  • AllBiBek 19 июня 2020 17:27 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Если и можно в истории ВМв найти самую бессмысленную и глупую диверсию - то это как уничтожение завода по производству тяжёлой войны.
    американцы уже тогда прекрасно знали, что реактор с замедлителем из тяжёлой воды - это научная фантастика, и то что для производства в промышленных количествах урана-235 никакой реактор не нужен - им тоже было известно.
    Надо было наоборот, всячески поддерживать немецкое стремление пытаться заполучить ядерное оружие как можно более затратными способами, желательно заведомо тупиковыми, а тут как раз такой. Пускай бы на охрану этого завода отправили не несколько батальонов СС, а пару дивизий, и воздушную армию им в придачу.
    А так, без тяжёлой воды - что мешало немцам обратиться в качестве замедлителя нейтронов к графику, которого у них - как грязи?
    В общем, это не "главная диверсия ВМв", это позор британских спецслужб.
    1. Авиатор_ 19 июня 2020 18:25 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      для производства в промышленных количествах урана-235 никакой реактор не нужен

      Конечно не нужен. Для 235 нужны центрифуги или другие методы (по типу масс-спектрометров или диффузионным методом). Реактор нужен для плутония-239. Кстати, Братскую ГЭС в СССР изначально начали строить как источник энергии для производства тяжёлой воды, но потом сумели добиться хороших результатов на графитовом замедлителе. Поэтому было решение свернуть эту стройку, однако руководство стройкой начало перекрытие Ангары зимой, чтобы всё же построить ГЭС. Построили. Стали алюминий делать из глинозёма. Кому сейчас принадлежит - не знаю, Дерипаске, наверное.
      1. AllBiBek 19 июня 2020 18:54 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Так я о том же.
        Детали немецкой атомной программы сходу не помню, но тяжёлую воду они планировали использовать не в реакторе, а в заряде, причём конструкция планировалась и циклопическая, и химерическая.
        Что характерно, после войны - уже в 50-е - первый советский урановый заряд сделали как раз вывезенные немецкие специалисты, и займись они этим изначально, а не пляши вокруг реактора - они бы его получили, да и то не факт, что использовали бы, максимум как оружие последнего шанса. И - у них тупо не было такого количество конголезского отуранита, чтобы пустить атомные заряды в серию, а рудники в Чехии оказались бедны на кран.
        Но - история пошла вот так. К счастью, не помешал даже взрыв этого норвежского завода.
        1. Николай Чудов 19 июня 2020 19:53 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Реактор нулевой мощности на тяжёлой воде заработал в 1942 в Берлине, но сгорел, так как использовался чистый порошкообразный металлический уран, а он чрезвычайно огнеопасен. Лаборант забеспокоился из-за повышения температуры, решил проверить, не попала ли вода в секцию с урановым порошком. Отвинтил заглушку, а там вакуум образовался. Засосало воздух, и сразу оттуда пламя. "Вирусный флигель" сгорел. Дэвид Ирвинг "Вирусный флигель".
          Так, что ничего циклопического. Тяжеловодный реактор по габаритам получается даже меньше, чем графитовый. Только соотношение цен против тяжеловодных реакторов.
          Кстати, американцы повторили ошибку немцев с расчётами, и тоже графит "оказался непригодным". Но американцы перепроверили расчёты и нашли ошибку, а немцы проверять не стали.
          1. AllBiBek 19 июня 2020 21:45 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Мне почему-то отложился в памяти их проект запустить неуправляемый термояд на основе тяжёлой воды и посредством направленного взрыва кучи тонн химической взрывчатки. Вы не в курсе за детали?
            Очень давно эту тему изучал, и больше по бумажным источникам, а их достоверность в начале 00-х вызывает сильное сомнение...
            1. Авиатор_ 19 июня 2020 22:03 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Ну, проект-то, может и был, но это, как говорят юристы "попытка с негодными средствами".
            2. Николай Чудов 20 июня 2020 06:25 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Видимо как и вы. Приходилось читать научный комментарий о том, что после Второй мировой многие страны повторили этот эксперимент неоднократно с тем же результатом. Внутри шара из взрывчатого вещества радиальные каналы, по которым реактивные струи направляются к центру. При их столкновении температура достигала порядка 1 млн. градусов, а надо минимум 200 млн. Идея повторилась более-менее успешно в лазерной инициации термоядерной реакции, где дейтерий+тритий обжимают концентрическими лазерными лучами.
        2. Авиатор_ 19 июня 2020 22:01 Новый
          • 0
          • 0
          0
          но тяжёлую воду они планировали использовать не в реакторе, а в заряде, причём конструкция планировалась и циклопическая, и химерическая.

          Вот вообще не пойму, как "сумеречный тевтонский гений" собирался в заряд простейшей схемы (одно лишь деление) ставить замедлитель нейтронов. Если в качестве топлива для термояда - то конечно, там можно, америкосы так и сделали, взорвав криогенное устройство габаритами 10х10х10 м в 1953 году.
  • "считается британцами"
  • DYDYMISCHA 22 июня 2020 01:22 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Вы не ошиблись про 15 тонн тяжёлой воды , в озере вроде 200 кг. утонуло .