Военное обозрение

На Западе озабочены применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ

124

На днях на британском портале AI Daily вышла статья "Сухой Су-35 - попытка России создать искусственный интеллект".


В статье речь идет о применении искусственного интеллекта на Су-35. Особых подробностей нет, но фиксируется факт первого серийного использования на российском истребителе БОСЭС — компонента бортового ИИ, не имеющего аналогов. Нечто подобное англичане хотят реализовать на перспективном самолете Tempest 6 поколения, разрабатываемом BAE.

При этом на Западе высказывается озабоченность развитием технологий искусственного интеллекта в военном авиастроении РФ и применением ИИ в ВКС РФ.

Так каковы наши достижения в этой области?


В отличие от гиперзвукового оружия информация в открытых источниках подается скупо. В интервью, даваемых различными специалистами, ИИ скромно называется "экспертными системами", устанавливаемыми на современные и перспективные летательные аппараты. Но эти "экспертные системы" и есть ИИ, который сегодня становится определяющим для многих отраслей, включая военно-техническую.

Что такое БОСЭС?


Бортовая оперативно советующая экспертная система тактического уровня (БОСЭС ТУ) предназначена для решения как запланированных, так и возникающих в ходе выполнения операций задач (при выполнении полетного задания). Состоит из базы данных и алгоритмов математического моделирования.

Принцип работы — разделение общей тактической задачи на типовые ситуации, и далее, на различные проблемные субситуации, заложенные в общей базе знаний, активизацию математических моделей последующих событий с дальнейшей выдачей рекомендаций. Информацию о «внешнем мире» комплекс получает с помощью бортовых датчиков.

На данный момент, возможно, ИИ работает только «в партнерстве» с экипажем. Исходные данные о цели вводятся непосредственно перед вылетом на основе полетного задания. В полете система оценивает обстановку и выдает советы, которые выводятся на информационно-управляющее поле кабины пилота. Летчик может принять или отклонить предложенные действия, причём принятое им решение фиксируется и анализируется после возвращения.

В группе решаемых задач: атака наземных целей, ближний и дальний воздушный бой как в одиночку, так и в составе авиагруппы.

Где именно стоит экспертная система?

Об этом можно говорить только оценочно. Вероятно, комплекс может устанавливаться на поколение 4++, а для пятого поколения уже является обязательным атрибутом.

Опираясь на доступную информацию, можно предположить, что помимо Су-57 и Су-35 экспертную систему получит МиГ-35. Возможно, в рамках модернизации ей смогут оснащаться предыдущие поколения летательных аппаратов для повышения их функциональных возможностей.
Автор:
124 комментария
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Zaurbek
    Zaurbek 12 июня 2020 12:32 Новый
    -51
    А тем временем на ПакДа и Ту160 экипаж из 4х человек.
    1. НИКНН
      НИКНН 12 июня 2020 13:21 Новый
      +25
      В соответсвии с необходимостью решения поставленных задач. Вы же не будете в одиночку заниматься глобальной задачей где требуется более того , что вы можете? Возможно, что объем задач ,в особенности по принятию решения ( а сегодня решение принимает человек) больше возможностей одного человека. Пока человек ограничен ответственностью, а иначе там люди и вообще не нужны были бы. Даже вот на сегодня, то что нет на борту Ту-160 борттехника уже говорит о том, что работу силовой установки и бортовых систем смогли упростить до минимально возможного отвлечения внимания и возложили данную задачу на конструкторов (в смысле обеспечения надежности) , ну вот так как то. hi
      (поставил + ,по тому что человек думает smile )
      1. krot
        krot 13 июня 2020 10:01 Новый
        +5
        поставил + ,по тому что человек думает

        Да кому это обьясняете то, он "пукнул" вообще от фонаря.. И думать ему незачем.
      2. Штэффан
        Штэффан 13 июня 2020 21:19 Новый
        0
        А как же америкосы вдвоем на Б-2 управляются, причем когда Югославию бомбили так с другого континента летали.????как ваши объяснения вяжутся с такой информацией?
        1. НИКНН
          НИКНН 13 июня 2020 23:14 Новый
          +1
          Цитата: Штэффан
          А как же америкосы вдвоем на Б-2 управляются, причем когда Югославию бомбили так с другого континента летали.????как ваши объяснения вяжутся с такой информацией?

          Да просто, дождемся нашего ПАКДА и узнаем сколько будут там управлять, А разговоры о том кто лучше кит vs слон я в своем возрасте уже не рассматриваю. Бывало и вертолеты из пушки F-16 сбивали и ставить этот факт в сравнение ну не корректно.
    2. Alex_Rarog
      Alex_Rarog 12 июня 2020 14:57 Новый
      +8
      Ну и что что 4 человека? Это не танк там лишними не будут.
      1. Штэффан
        Штэффан 15 июня 2020 10:13 Новый
        0
        Зачем 4 если 2 справляются?-там лишнего места небывает.
      2. Штэффан
        Штэффан 15 июня 2020 10:15 Новый
        0
        В гражданке раньше по 5 человек летали,а теперь все на два перешли ибо справляются.а штурманы и бортинженеры-это рудименты.
    3. Pike
      Pike 12 июня 2020 15:34 Новый
      -4
      Zaurbek, самолёт мало того, что ещё не полетел, до сих пор не собран. Когда будет "полететь", тогда можно и обсуждать численность экипажа.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 12 июня 2020 15:38 Новый
        -2
        Ту160 летает....и кардинально модернизируется ...., но два штурмана там есть.
        1. Pike
          Pike 12 июня 2020 15:44 Новый
          -12
          Всё равно рано обсуждать численность экипажа, ну согласитесь. )
          Лебедь --это прошлый век, а новый "стратег" должен иметь возможность модернизации лет 50... Пока не изобретут "гравилёт" и т.д. и т.п. )))
        2. hydrox
          hydrox 12 июня 2020 16:59 Новый
          +4
          И что из того?
          У шт.-навигатора - свои ситуации, у шт.-оператора - свои, и обоим может понадобиться помощь и подсказка, а вот в части работы движков бортинженер уже не нужен:: электро- и гидро-приводы управляются пилотами и, по ситуации, ИИ.
          В чём-то - это функция подсказки, а в чём-то - функция контроля и "стука" на разборе полётов.
        3. sabakina
          sabakina 12 июня 2020 17:00 Новый
          -6
          Цитата: Zaurbek
          Ту160 летает....и кардинально модернизируется ...., но два штурмана там есть.

          А зачем двое то? На случай внезапной смерти? recourse
          1. Bez 310
            Bez 310 12 июня 2020 17:14 Новый
            +3
            На Ту-142МЗ штурманов вообще трое, и еще 2 помощника - операторы РГП.
            Так много штурманов на самолетах ДА и ПЛА потому, что именно они выполняют все задачи по применению самолета, задача летчиков - выполнять указания (команды) штурмана.
        4. Lynx-Z
          Lynx-Z 13 июня 2020 16:22 Новый
          0
          какой ужас - 2 штурмана в эпоху спутниковой навигации... только вот эти gps и глонасс выключаются противником извне на раз... если только не с басмачами воевать... так что...
    4. Yngvar
      Yngvar 12 июня 2020 16:34 Новый
      +5
      Zaurbek, не путайте божий дар с яичницей!
      Даже в абревиатуре БОСЭС ТУ четко значится - тактический уровень!!!
      У ПАК ДА и Ту-160 уровень стратегический!
      Задачи то совершенно разные...
    5. venik
      venik 12 июня 2020 17:05 Новый
      +1
      Цитата: Zaurbek
      А тем временем на ПакДа и Ту160 экипаж из 4х человек.

      =======
      fool Да хоть бы из 10 - 12 - или 14 !!! КАКАЯ на "manifig" (голл.) разница??? Лишь бы имели ПОЛНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, позволяющую выполнять задачи МАКСИМАЛЬНО эффективно!!! request
      1. Zaurbek
        Zaurbek 12 июня 2020 17:50 Новый
        -7
        +1 человек ...- 100-200кг полезной нагрузки.
    6. akarfoxhound
      akarfoxhound 12 июня 2020 17:54 Новый
      +6
      Потому, что обьем предоставляемой информации экипажу тяжело воспринимаем из-за разновекторности одновременных задач и принимаемых решений. Плюс КДА в воздухе может и по 32 часа "висеть". У МиГ-31, Су-24,34 два члена экипажа из-за лени конструкторов по вашему или вопрос ради вопроса?
      1. Zaurbek
        Zaurbek 12 июня 2020 20:56 Новый
        -2
        Ту 160 ищет цели на земле, прицеливается и уничтожает их? Или вбивает полезное задание в КР? Или ищет цели для бомб на территории США?
        1. akarfoxhound
          akarfoxhound 13 июня 2020 00:38 Новый
          +8
          Я так понимаю - вы не имеете никакого отношения к летному составу? (без подкола) Два летчика- КВС и правак, зачем их два тоже надо разьяснять или вы хоть отдаленно, но понимаете, что 4хдвигательная машина нифига не жигуль на шоссе? Штурман корабля и штурман оператор, один за расчеты, другой за управление СУВ отвечает. Для интереса вашего, тем более вы где-то там около училища моего родного обитаете (армавирское ВВАУЛ) - на Л-39 в наличии 488 органов управления и индикации, а он по насыщенности эргономики - велосипед. И еще - вам по простому, тем более на сайте, все, чем занимается экипаж даже очень вкрадце не обьяснишь, но олин совет дать могу - все, что показывает кинематограф про работу летного состава (особенно голливуд) - пурга пурговая, одна из причин, почему фильмы, особенно современные смотреть невозможно (люди режиссируют, типа вас, без обид, с очень общим представлением). Многозадачность в воздухе - это нормальная работа боевой авиации, она не заключается в том примитивизме, который вы описали. Без обид. С уважением, Александр
          1. Zaurbek
            Zaurbek 13 июня 2020 17:12 Новый
            0
            Т.е. американцы на В2 и на будущем В21 решили эту проблему? И какая много задачность (в отличие от Б52) у Ту95 и 160? Я так понимаю они оба несут КР Х55, 101, 102. При пуске которых цели выбирают не внутри самолета.
            1. Bad_gr
              Bad_gr 14 июня 2020 01:52 Новый
              +1
              Цитата: Zaurbek
              Т.е. американцы на В2 и на будущем В21 решили эту проблему?

              Скажем так, в мирное время 2-ух пока хватает, а что будет в более сложных условиях, когда проблемы с gps + работа вражеских локаторов и РЭБ + дальнобойные ракеты ПВО и тд.
            2. akarfoxhound
              akarfoxhound 14 июня 2020 06:36 Новый
              0
              Они ее не решили, а столнулись с ней, например на F-22. И сами же ее неоднократно озвучивали. Обстановка меняется с очень большой скоростью за малый промежуток времени, поток информации большой, ее надо переварить и принять решение, один человек этого физически не в силах. Это вам упрощенно, по примитивному, как вы и представляете полет боевой авиации
              1. Zaurbek
                Zaurbek 14 июня 2020 07:35 Новый
                0
                ... решили и потом создали ударный Ф35 (где 2 пилот -оператор даже нужнее) одноместным. Ну дураки.
                1. akarfoxhound
                  akarfoxhound 14 июня 2020 11:28 Новый
                  0
                  Они F-35 сделали упрощенным, по сравнению с F-22. 22й поэтому у них и свернулся с производства, т.к. не только беспредельно дорог, но и сложен технологически и для восприятия обстановки пилоту.
                  Честно говоря вы меня заутомляли своей упертостью. Лет 10 назад мне такой экземпляр в Питере попался, он "подчерпнув серьезной литературы" из разных изданий докопался, что мы плохо свой МиГ-31 знаем и оно научит "нас воевать". Вы из этой же кагорты? А в другой сфере, например офтальмологам- не советовали, какой у них инструмент должен быть на операции правильный? Что-то я уверен, если в нэте почитаете - обязательно порекомендуете! У нас в стране похоже именно по этому на космодромах не Королевы, а Рогозины тему развития освоения космоса продвигают. Специалисты!!! good
                  1. Zaurbek
                    Zaurbek 14 июня 2020 11:43 Новый
                    0
                    Ф35 упрощённый только в возможностях ПВО, а по ударным функциям его превосходит. Ему не нужен прицелный контейнер даже. Все встроено
                    1. akarfoxhound
                      akarfoxhound 14 июня 2020 15:22 Новый
                      0
                      Что ж у вас все к боеприпасам сходит? Упрощенный не в применении БП с номенклатурой то!
                      Для примера - один из современных манагеров при МО (дело было при Толибасике Табуреткине) всерьез предлагал ударные воздушные операции проволить с помощью переоборудованного Ил-76МД под загрузку КР с ПУ. Типа дофига помещается и всех победим! Даже диссертацию или что-то похожее научное пытался на тему этого бреда писать. Почему эта идея была бредовая - обьяснять не надо?
                      1. Zaurbek
                        Zaurbek 14 июня 2020 15:53 Новый
                        0
                        И такая теория есть....С130j и стреляет и бомбит.
                    2. Bad_gr
                      Bad_gr 14 июня 2020 19:42 Новый
                      0
                      Цитата: Zaurbek
                      Ф35 упрощённый только в возможностях ПВО, а по ударным функциям его превосходит. Ему не нужен прицелный контейнер даже. Все встроено

                      И где он продемонстрировал свои возможности ?
                      1. Zaurbek
                        Zaurbek 14 июня 2020 19:57 Новый
                        0
                        Это тупиковый ответ....Су35С , С400 где то что то продемонстрировали?
                      2. Bad_gr
                        Bad_gr 14 июня 2020 22:11 Новый
                        0
                        Цитата: Zaurbek
                        .Су35С , С400 где то что то продемонстрировали?

                        Су35 в Сирии со своими обязанностями вполне справлялся: шугал всех подряд от нашей штурмовой авиации. Среди шуганутых даже F22 отметился, который пытался мешать работать нашим Су25, пока ему в хвост не пристроился Су-35.
                        Работу С400 оценить сложнее, так как объект прикрытый этим комплексом малопривлекателен для самолётов противника. Стоило их поставить в Крыму, Калининграде, да и в той же Сирии, как сразу куча возмущения в прессе. А раз мешают, значит свои задачи выполняют.
                      3. Zaurbek
                        Zaurbek 14 июня 2020 22:19 Новый
                        0
                        Шугал он Ф22 только тушкой ... что бы сбить Су25 такому аппарату как Ф22(да и самому Су35С) подлетать не надо.
                      4. Zaurbek
                        Zaurbek 14 июня 2020 22:20 Новый
                        0
                        Так и по поводу Ф35 возмущается только наша пресса
                      5. Bad_gr
                        Bad_gr 14 июня 2020 23:09 Новый
                        0
                        Цитата: Zaurbek
                        Так и по поводу Ф35 возмущается только наша пресса

                        Ни одной такой статьи не читал, Ссылочкой не поделитесь ?
                      6. Zaurbek
                        Zaurbek 14 июня 2020 23:11 Новый
                        0
                        Погуглите......
                      7. Bad_gr
                        Bad_gr 15 июня 2020 00:06 Новый
                        0
                        Цитата: Zaurbek
                        Так и по поводу Ф35 возмущается только наша пресса
                        Цитата: Zaurbek
                        Погуглите......

                        Воспользовался Вашим советом, в Гугле набрал :
                        "возмущение прессы по поводу F-35"
                        Получил:
                        - Кто виноват в падении F-35?
                        - Супер-истребитель F-35 — разоблачение пропаганды |
                        - В США произошла вторая за последний месяц авария ...
                        - F-35: пшик молнии |
                        - F-35 назвали бесполезным высасывающим деньги ...
                        - Только хвост отваливается: что не так с самолетом ВВС ...
                        - Воздушные бои в сети: F-35 против Рунета – WARHEAD.SU
                        - Производство F-35 оказалось под угрозой срыва из-за С-400....

                        Вы это имели ввиду?
                      8. Zaurbek
                        Zaurbek 15 июня 2020 07:41 Новый
                        0
                        Совершенно верно.
  • Stalllker
    Stalllker 12 июня 2020 19:22 Новый
    0
    Не путай ИИ и беспилотный режим, последний не обязательно с использованием ИИ, оператор на расстоянии делает всю работу.
  • авиатор6768
    авиатор6768 13 июня 2020 01:32 Новый
    +3
    При заходе на посадку на арбузе компутер отключите и посмотрите на метания экипажа из двух человек...Вручную по стареньким ворам и илсу вспотеют ...А тут - решение боевых задач...
    1. Zaurbek
      Zaurbek 14 июня 2020 07:37 Новый
      0
      У Арбузов и Боингов 2 пилота уже с 80х. Бортинженера давно уже убрали. У нас и сейчас , к примеру, на МИ8 он есть.
  • rocket757
    rocket757 12 июня 2020 12:33 Новый
    +8
    Кто б сомневался, что развитие автоматизации боевого процесса пойдёт именно по такому пути!!!
    И опять приходится напоминать, что тот кто НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ!!!
    1. Теренин
      Теренин 12 июня 2020 12:49 Новый
      +6
      Цитата: rocket757
      И опять приходится напоминать, что тот кто НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ!!!

      При этом на Западе высказывается озабоченность развитием технологий искусственного интеллекта в военном авиастроении РФ и применением ИИ в ВКС РФ.

      Пусть не беспокоятся, у них еще есть в запасе - естественная глупость, которая в столкновении с ИИ не даст ему шансов winked
      1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
        ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 12 июня 2020 13:06 Новый
        +8
        Зачем писать что угодно и по любому поводу?
        Если Вы не специалисты в области интеллектуальных систем вообще и в частности в области интеллектуальных систем управления, то предлагаю вам оторваться по полной на празднике. Тем более, что погода во многия регионах сейчас отличная.
        С праздником уважаемые форумчане.
        1. PN
          PN 12 июня 2020 13:27 Новый
          +10
          Увы, но это не ИИ. Это всего лишь база данных с определенными алгоритмами принятия подходящих действий подчеркиваемых из всё той же бызы данных. Компьютер не предложит то решение, которое в него заранее не прописали.
          1. ШУРУМ -БУРУМ
            ШУРУМ -БУРУМ 12 июня 2020 13:55 Новый
            +2
            ...Компьютер не предложит то решение, которое в него заранее не прописали...
            Вот и вся история про существующий якобы не имеющийаналогов ИИ.
            1. Thunderbringer
              Thunderbringer 12 июня 2020 18:03 Новый
              +10
              Успокойтесь.
              Большинство людей тоже не предложат решения, кроме того, которому их научили.
              А немало людей вообще не способны вовремя и правильно применить то, чему научены.
              Чудеса интеллекта как известно демонстрируют только диванные эксперты.
              Остальные люди по разному. Могут испугаться, заболеть, психануть, и как результат забыть чему их там учили.
              А вот ИИ как раз не психанёт и не испугается, а главное не забудет, что нужно сделать.
            2. Zaurbek
              Zaurbek 12 июня 2020 20:57 Новый
              -2
              В него можно заложить тупо все возможные варианты.
          2. pipetro
            pipetro 12 июня 2020 13:59 Новый
            +8
            Что значит "увы"? ИИ в сочетании с человеком и есть оптимальная схема. ИИ без человека никогда не будет на 100% надёжным и безопасным вариантом.
          3. hydrox
            hydrox 12 июня 2020 17:13 Новый
            +2
            Да, пока это не ИИ.
            Но ведь и в процессе развития ПК из их общей массы выделилась группа контроллеров и группа планшетов, и пока они сосуществуют без вражды, но каждый из них имеет определённый базовый набор функций.
            И БОСЭС ТУ будут так же развиваться и обособляться в соответствии с набором боевых функций, но суть его останется прежней - это будет робот-подсказка, либо робот-проверяющий и т.д.
            1. Thunderbringer
              Thunderbringer 12 июня 2020 18:04 Новый
              +1
              Самый что ни на есть ИИ.
              Только что решения сам не принимает, а лишь даёт советы человеку, напоминает.
              1. ОЛЕГ ZZ
                12 июня 2020 21:01 Новый
                +1
                Не совсем так. Система предлагает решение. Человек либо принимает, либо нет. Если не принимает, то это фиксируется, и по возвращению человек обосновывает, почему прав он, а не БОСЭС.. Сейчас реализованы (согласно ГосНИИАС) режимы посадки, одиночного и группового дальнего и ближнего воздушного боя, атака наземных целей.. А это уже больше, чем советы... И, по всей видимости, скоро лётчик будет изредка нажимать кнопку, чтобы порулить самолетом, а потом долго описываться на земле, зачем он это сделал... А сейчас идёт наполнение базы знаний... Как то так.
                1. PN
                  PN 12 июня 2020 21:40 Новый
                  +3
                  Скоро? Позволю напомнить, что ещё в 1988г Буран слетал в космос и вернулся обратно. На автомате. И никто не называл это ИИ это был всего лишь полёт по заданным алгоритмам. Да, для того времени это был прогресс, но наука не стоит на месте. Но и до ИИ мы ещё не добрались.
                  Пы.Сы. конспирологи и любители теории заговоров утверждают, что Буран создавался, как звездный истребитель, а значит и уровень автоматики (как сейчас любят говорить ИИ) был ой на какой высоте.
          4. Борис Черников
            Борис Черников 12 июня 2020 20:20 Новый
            0
            это псевдоИИ, которая решает типовые задачи, будет определять,что летит и чем лучше сбить-удобный костыль для пилота
      2. rocket757
        rocket757 12 июня 2020 13:08 Новый
        +5
        Классика жанра или реальности.
        Абсолютной защиты от ду/Р/ака, непредвиденной инициативы исполнителя, ещё никто не придумал!!!
        Человечество не смогло, а уж ИИ там и рядом не стояло.
        1. iouris
          iouris 12 июня 2020 13:26 Новый
          0
          "Защита от дурака" существует давно и это не связано с ИИ. Что такое ИИ? Возможно, ИИ - это защита от д...ба (прошу прощения, но слово-аналог отсутствует).
          1. rocket757
            rocket757 12 июня 2020 13:46 Новый
            +2
            Цитата: iouris
            "Защита от дурака" существует давно

            Да, да, защита существует от них ... вот только они об этом не знают, чаще всего и ВОЗДЕЙСТВУЮТ со всей своей ....
            1. iouris
              iouris 12 июня 2020 14:04 Новый
              +1
              Поясняю. Под "дураком" понимают не именно дурака (дураков принято отсеивать на этапе психотбора и в процессе обучения), а ошибки человека-оператора, которые возникают по объективным причинам («человеческий фактор»), т.к. "человеку свойственно ошибаться", и по причинам связанным с "личностным фактором" (недоученность, утрата навыков, недисциплинированность и т.п.).
              Третья (нерассмотренная в теории) группа "ошибок" связана исключительно с "отрицательным отбором" в профессию. Раньше такого не было, сейчас это носит, по-видимому, массовый характер. Противостоять этому уже не представляется возможным, поэтому, в частности, на самолётах дальней авиации ВКС скоро появятся женщины-пилотки (это в телевизоре!).
              1. rocket757
                rocket757 12 июня 2020 14:42 Новый
                +1
                Поясняю, никто не застрахован от ошибки. Человек, система сложная, трудно предсказать какой и когда сбой в этой системе может произойти.
                На гашетке, кнопке пуска, должна быть .... да фиг её знает, что может защитить от сбрендевшего?
                ИИ таким сложным, пока, не представляется, ну так ошибки могут быть попроще, а последствия ... разные.
                1. hydrox
                  hydrox 12 июня 2020 17:20 Новый
                  +2
                  Тут надо рассматривать от печки ...
                  Штурман бомбардировщика может сколько угодно тыкать кнопку "Сброс", но эта кнопка сработает только тогда, когда Гефест вычислит этот момент, но тогда уже не потребуется палец штурмана. Вот и вопрос:: можно ли считать систему наведения и прицеливания "Гефест" Искусственным Интеллектом ИИ ?? lol
                  1. Bez 310
                    Bez 310 12 июня 2020 17:30 Новый
                    -3
                    Вам приходилось "тыкать" кнопку "Сброс", или это все ваши домыслы?
                    1. hydrox
                      hydrox 12 июня 2020 17:44 Новый
                      +1
                      Полагаете, что кто-то здесь будет поддерживать с вами разговор, ведущийся в таком хамском тоне?
                      Ошибаетесь, ваш рейтинг вообще не позволяет вам здесь разговаривать ... такой вот ИИ! lol
                      1. Thunderbringer
                        Thunderbringer 12 июня 2020 18:07 Новый
                        -2
                        Чего стоит этот "рейтинг" знают все.
                        Главное лей на власть помои вёдрами, и будет рейтинг. Ни мозгов не надо, ни совести. Главное лозунги звонко выкрикивать.
                        Ну так как, приходилось "тыкать кнопку сброс", или только enter дома на клавиатуре?
                      2. Bez 310
                        Bez 310 12 июня 2020 18:26 Новый
                        -1
                        Рейтинг? Это куда?
                        В приличном обществе важны знания, умения, опыт,
                        а не какой-то там рейтинг. Насмешили, не ожидал...
                  2. rocket757
                    rocket757 12 июня 2020 18:02 Новый
                    0
                    С этой системой не знаком .... более ранние модели ... приходилось.
                    Принцип такой же. Бортовой коплекс/ вычислитель, дает поправки по курсу и сигнализирует момент начала сброса "груза". Решение на сброс, принимает человек.
                    Вопрос в том, можно ли весь процесс доверить ИИ, предоставление машине большей свободы действия. Сложное решение, которое должны принимать ответственные люди.
                    1. hydrox
                      hydrox 12 июня 2020 18:54 Новый
                      0
                      Не только по курсу, но и по состоянию погоды ...
                      Так вот, более продвинутые модели уже не дают сигнала, а сами принимают решение на сброс, но при наличия уровня "разрешено", выставляемый штурманом ЛА.
                      Вот поэтому сегодня КВО от применения ФАБ43 всего в 2-3 раза хуже, чем оное же от применения $50 тыс. УБП
                      1. Bez 310
                        Bez 310 12 июня 2020 19:34 Новый
                        -1
                        Возможно, я не могу понять этот набор слов потому, что у меня нет "рейтинга", поэтому прошу пояснить , о чем идет речь вот в этой фразе - "КВО от применения ФАБ43 всего в 2-3 раза хуже, чем оное же от применения $50 тыс. УБП".
                        И это..., еще в 70-х годах прошлого века прицел ОПБ -15 самостоятельно сброасывал бомбы, при взведении штурманом "автосброса", но это никаким образом не относится к ИИ, а так, "полуавтоматика".
                      2. древний
                        древний 12 июня 2020 20:16 Новый
                        0
                        Цитата: Bez 310
                        И это..., еще в 70-х годах прошлого века прицел ОПБ -15 самостоятельно сброасывал бомбы, при взведении штурманом "автосброса", но это никаким образом не относится к ИИ, а так, "полуавтоматика".

                        А ещё был шикарный прицел.ОПБ-5,.ОПБ -112,ОПБ-116, да и знаменитый АСП-17 (со всеми модификациями) fellow good drinks
                        Но сейчас..."википедиста"...замкнёт окончательно wassat
                    2. rocket757
                      rocket757 12 июня 2020 19:35 Новый
                      0
                      Не в курсах, давно от тех дел отошёл.
                      Помню, что агрегат был капитальный и мороки с ним было много.
                      Сейчас понятно, габариты и вес, совсем другие, а функционал увеличен кратно.
                      Всё равно, это помощник, полноценный ИИ, это уже другой уровень принятия решений.
                    3. древний
                      древний 12 июня 2020 20:10 Новый
                      +2
                      Цитата: hydrox
                      Так вот, более продвинутые модели уже не дают сигнала, а сами принимают решение на сброс

                      Это что за "поток " безсвязной речи"...какие это..."продвинутые модели" САМИ(??? belay ) принимают ...решение на сброс????
                      Цитата: hydrox
                      но при наличия уровня "разрешено", выставляемый штурманом ЛА.

                      Это где это штурман выставляет какие-то уровни????
                      Цитата: hydrox
                      Вот поэтому сегодня КВО от применения ФАБ43 всего в 2-3 раза хуже, чем оное же от применения $50 тыс. УБП

                      Понятно..."википедия"..перегрелась...... wassat
                2. древний
                  древний 12 июня 2020 20:05 Новый
                  +3
                  Цитата: hydrox
                  Штурман бомбардировщика может сколько угодно тыкать кнопку "Сброс", но эта кнопка сработает только тогда, когда Гефест вычислит этот момент, но тогда уже не потребуется палец штурмана.

                  Понятно....ни штурмана,ни сам бомбардировщик не видели крайний раз...никогда wassat
                  Всё как Титаренко "говаривал"- "..летать пока не умеют, стрелять ..то же....но...орлы" wassat
                  Даже я знаю ,что у штурмана на своём РМ есть Управление органами РБП и ОПБ, а ещё в систему СУВ входит КВСБ,ЭСБР,Главный выключатель СБРАСЫВАНИЯ и....внимание..АВТОСБРОС....так вот....если штурман ввёл "АВТОСБРОС" ( на определённых рубежах и углах визирования), то БОМБЫ "уйдут" как миленькие в любой момент wassat
                  Так же можно и аварийно сбросить в любой момент и " на взрыв" и "на невзрыв" wink

                  Штурманы...не пинайте "древнего"...может "чаво" уже и забыл drinks

                  А насчёт .."тыкать"... am сказал бы я тебе...да правила сайта не позволяют....
                  В штурманской среде это процесс называют -" кнопочку жём" и груз пошёл wassat ( а лётчики зажимают БК и ждут когда продольный фактический относ совпадёт с расчётным).
                3. Zaurbek
                  Zaurbek 14 июня 2020 11:48 Новый
                  +1
                  ИИ по полетному заданию, приведёт машину в нужный район , с помощью радара и оптики опознает цели...выберет правильные и даст данные или Гефесту или корр боеприпасам.
                  1. hydrox
                    hydrox 14 июня 2020 16:27 Новый
                    0
                    Всё верно: штюрман будет нужен только для того, чтобы нажать кнюпель "Отмена" при возникновении супер-пупер-обстоятельств, препятствующих выполнению полётного задания.
      3. ШУРУМ -БУРУМ
        ШУРУМ -БУРУМ 12 июня 2020 14:03 Новый
        +2
        ...Абсолютной защиты от ду/Р/ака, непредвиденной инициативы исполнителя, ещё никто не придумал!!...!
        Простите, а вот ЭТО, в том числе, и есть область компетенции ИИ. Все непредвиденные ситуации, не прописанные в банке принятия решений, а также генерируемые ИИ в процессе оценки окружающей остановки. Т.е. ПОЛНЫЙ КАРТБЛАНШ ИИ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Такое на борту ЛА имеется? Так о чем разговор? Просто очередная доработка алгоритма и банка принимаемых решений. Это тоже самое, как телеуправляемого Федьку объявить полноценным роботом.
        1. rocket757
          rocket757 12 июня 2020 14:37 Новый
          +1
          Цитата: ШУРУМ -БУРУМ
          Все непредвиденные ситуации, не прописанные в банке принятия решений, а также генерируемые ИИ в процессе оценки окружающей остановки

          Ответьте мне мил человек, а почему у Боинга сейчас такая ж ж ж?
          К сожалению , инициативный кретин, да просто долб б бодятел может оказаться на ЛЮБОЙ СТАДИИ
          проектирования, производства и эксплуатации! Зачастую и человек, проявление этого фактора, не может преодолеть, предотвратить!
          Я не против глубокой автоматизации, автономности и ИИ в целом, просто надо тщательнее, особенно в сфере военной техники.
          Это будущее, но давайте поспешать не торопясь чрезмерно.
          1. ШУРУМ -БУРУМ
            ШУРУМ -БУРУМ 12 июня 2020 14:59 Новый
            +2
            Так и я о том, что о достижениях надо говорить после реализации этих достижений. Да, процесс разработки высокоинтеллектуальных систем идет. Но в создании полноценной системы ИИ - это всего-лишь маленький шаг. Система пока лишь в развитии зародыша. Если так можно сказать, "третья неделя беременности". И неизвестно - будет ли здоров и полноценен родившийся ребенок, извините за неудачное сравнение. С уважением!
            1. rocket757
              rocket757 12 июня 2020 15:06 Новый
              +1
              Понимать, воспринимать все объективно, это половина дела, а дальше упорным трудом, да с умом! Всё получится.
            2. kot423
              kot423 12 июня 2020 16:59 Новый
              0
              Вот вы "праведным гневом" тут истекаете, мол недоработаны, а уже "неимеющийаналаговвмире"...
              А с другой стороны смотреть не пробовали? Простой пример: Вы лидер поселения, считаете что соседнее поселение слишком жирует и не имеет права существовать на более плодородной земле, чем ваша. С энтузиазмом наделали копий и решив, что победа в кармане, пошли громить соседей. А они к своим копьям изолентой заряды с черным порохом (плохим, неправильной пропорции, что успели придумать, но не довели до ума) и дали вам таких лещей, что вы еле уползли обратно, раны зализывать. А теперь вопрос: зная о том, что у соседей есть изобретение, но не зная на какой оно стадии - вы бы дернулись "восстановить справедливость"?
        2. Paranoid50
          Paranoid50 12 июня 2020 14:52 Новый
          +2
          Цитата: ШУРУМ -БУРУМ
          Такое на борту ЛА имеется?

          Такого не имеется даже на борту БПЛА, которые по факту являются поисковыми и охотничьими "друзьями человека" на длинном поводке. Но прогресс неумолим, и то, о чём Вы, Аркадий, упомянули, в перспективе таки появится, и, само собой, не только в ВКС. Хотя, есть и обратная сторона, связанная с риском получить "дурака" в лице этого самого ИИ. Матрасы данную тему ещё 15 лет назад пропустили через Голливуд (КФ "Стелс",2005).
          Ладно, будем поглядеть, а на сегодняшний день имеем то, что имеем. hi
      4. VO3A
        VO3A 12 июня 2020 14:40 Новый
        -3
        Очень примитивно...Современные войны не предусматривают нахождение человека на переднем крае, нас это не касается...Современная организация боевых действий требует ИИ использовать реально, нас это не касается...Давайте научимся вести современные боевые действия, а потом можно разговаривать и об ИИ...
        У нас кроме АСУ учёта ещё живых солдатов и боеготовой техники и передачи им дурных приказаний в реальном времени, больше ничего нет.. И кучи старпёров наблюдающих с умилением за демонстрацией этих данных на экранах настенных телевизоров, ничего нет...
  • VO3A
    VO3A 12 июня 2020 13:08 Новый
    +4
    Бортовая оперативно советующая экспертная система тактического уровня (БОСЭС ТУ) предназначена для решения как запланированных, так и возникающих в ходе выполнения операций задач (при выполнении полетного задания). Состоит из базы данных и алгоритмов математического моделирования.

    Не больше чем пиар... Первое условие наличие ультросовременных вычислительных и запоминающих устройств на борту с высокой надёжностью...Я так понял ,мы здесь впереди всех ? Можно допустить ,что у нас есть передовые алгоритмы и программы , но как их реализовать ...Хотя ,судя по системам разведки и контроля информационной обстановки в реальном времени - мало вериться...Нет ,так сказать датчиков и вычислителей...И как это сочетается с такими фантастическими выводами ???
    1. rocket757
      rocket757 12 июня 2020 13:32 Новый
      +6
      ИИ понятие сейчас очень размытое, потому что в полемику включаются все кому не лень.
      Вон, специалист возмущается
      Цитата: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
      Зачем писать что угодно и по любому поводу?
      Если Вы не специалисты в области интеллектуальных систем вообще и в частности в области

      Оно отчасти его понять можно, но здесь площадка общения для всех, просто болтушка! Поэтому будут писать всякое, шутить прикалывается .... Можно ведь внести свою лепту, поправить/ исправить/ объяснить. А можно плюнуть и гордо удалится. Простой выбор.
      Кстати, автоматизированные системы, на боевую технику устанавливать начали давно. По большей части узко специализированные. Они свою задачу выполняли, но центральным звеном управления оставался человек.
      Понятно, что ИИ это попытка автоматизировать сложные процессы с частичной подменой человека, который раньше обязан был принимать решения, как центральное управляющее/ контролирующее звено.
      Пока, под полное управление ИИ отдают не столь смертоносные устройства. Но ведь это пока.
      На счёт того, сможем ли мы сейчас это осуществить в техническом, технологическом плане .... НЕ ЗНАЮ! Уж очень много из промышленного, научного потенциала не блистали многие годы и это большая беда!
    2. НИКНН
      НИКНН 12 июня 2020 13:33 Новый
      +3
      Цитата: VO3A
      Можно допустить ,что у нас есть передовые алгоритмы и программы , но как их реализовать ..

      Можно допустить, что вы в курсе ваших допусков. Вот увы как то не в курсе как же их реализовать. Поверьте на вас решение этих (поставленных вами проблем) не заканчивается. Не воспримите как врага, просто есть еще волшебники в нашем королевстве. Чем и дышим. wink hi
      1. VO3A
        VO3A 12 июня 2020 14:11 Новый
        +1
        Есть ! Иначе без нас было бы не интересно, в том числе, и здесь...На нас в этом болоте всё и держится...На людях, у которых есть знания, есть мнение, есть позиция и жизненный опыт...
    3. HAM
      HAM 12 июня 2020 13:46 Новый
      +5
      ""Не больше чем пиар... Первое условие наличие ультросовременных вычислительных и запоминающих устройств на борту с высокой надёжностью"

      Я так понимаю,что посадка "Бурана" в автоматическом режиме и принятие его бортовым оборудованием решения изменения глиссады из за сильного ветра Вас не убедили....а ведь это 88 год...
      1. VO3A
        VO3A 12 июня 2020 13:57 Новый
        +1
        САУ хорошего уровня и ... всё. У нас на 4 курсе изучали Теорию Бортовых Управляемых Информационно-Вычислительных Комплексов ещё в 1981 году, преподавал ДТН...И ещё несколько таких дисциплин с таким же уровнем преподавания... И это ВВС СССР...Читаешь эти писульки , которые кроме улыбки ничего не вызывают...
        1. HAM
          HAM 12 июня 2020 16:33 Новый
          +1
          Примерно в эти годы нам Д.П,Линде рассказывал про сотовую связь и прототип интернета.Не скрою,думали нереально....а сейчас это обыденность...
  • Сибиряк 66
    Сибиряк 66 12 июня 2020 12:33 Новый
    +9
    Я думаю, все работы по ИИ сейчас очень засекречены. Поэтому, почитав "открытые источники" laughing можно просто погадать на кофейной гуще. Не более того. Особенно порадовало: "Где именно стоит экспертная система?", так и хочется продолжить:" — Внутре! — прошелестел старичок. — внутре смотрите, где у неё анализатор и думатель..." (С)
    1. rocket757
      rocket757 12 июня 2020 12:37 Новый
      +3
      Будет и внутри, будет и вовне. Всё идёт к тому, что будет единая сетевая система. Человека, конечно, из этой системы никто исключить не сможет .... ещё долгое время.
      1. VO3A
        VO3A 12 июня 2020 13:10 Новый
        -2
        Будет и внутри, будет и вовне.

        Будет и в ..... Я правильно развил вашу мысль ?
        1. rocket757
          rocket757 12 июня 2020 13:43 Новый
          +1
          Не знаю куда вас размышления завели.
          Про автоматизированные системы управления ОБОРУДОВАНИЕМ, ТЕХНИКОЙ, разговор.
      2. Vita VKO
        Vita VKO 12 июня 2020 13:16 Новый
        +7
        Цитата: rocket757
        Будет и внутри, будет и вовне. Всё идёт к тому, что будет единая сетевая система. Человека, конечно, из этой системы никто исключить не сможет .... ещё долгое время.

        Эти технологии уже более 20 лет отрабатывались на наземных средствах автоматизации. Сейчас репортеры и генералы для создания нужного имиджа стали называть эти алгоритмы ИИ. Большинство специалистов продолжают их называть по старому "Система поддержки решений командира". Видимо основная причина в том, что на самом деле в так называемом военном ИИ не применяется математика нечетких систем, определяющая нейросетевые технологии. Там используются алгоритмы на основе математической теории оптимизации, которая имеет прикладное направление теории принятия решений. В отличии от ИИ в чистом виде, такой подход позволяет прогнозировать вероятностное развитие большинства тактических ситуации.
        1. rocket757
          rocket757 12 июня 2020 13:41 Новый
          +1
          Цитата: Vita VKO
          используются алгоритмы на основе математической теории оптимизации, которая имеет прикладное направление теории принятия решений.

          Вот, вот, с этим и приходилось ... знакомится. Глубокая автоматизация производственного процесса, ОПТИМИЗАЦИЯ! Да система автоматическая, контроль операторов на всякий случай ... но это не ИИ, хотя вмешиваться в процесс управления почти не приходится.
          Я потому и утверждаю, что элементы ИИ, это определение какое то странное. Впрочем, наше дело местечковое, производство. Что там в высоких сферах науки ещё придумают, до нас дойдет не скоро.
    2. Paranoid50
      Paranoid50 12 июня 2020 14:57 Новый
      +2
      Цитата: Сибиряк 66
      Особенно порадовало: "Где именно стоит экспертная система?", так и хочется продолжить:" —

      И, всё-таки, где же у него кнопка?(с) laughing
  • Доктор Бармалей
    Доктор Бармалей 12 июня 2020 13:18 Новый
    +8
    Система ИИ показывает натовскому пилоту фото негров. Пилот немедленно бросается целовать ему сапоги. Не исключено рефлекторное покидание самолета.
  • Кариб
    Кариб 12 июня 2020 13:33 Новый
    +2
    Цитата: rocket757
    Будет и внутри, будет и вовне. Всё идёт к тому, что будет единая сетевая система. Человека, конечно, из этой системы никто исключить не сможет .... ещё долгое время.

    Не долгое а некоторое время. Если развитие началось, то дальше взрывным образом. Кто то ругается что 57 долго доделывают, вот возможно по этому и долго. Ростят, обучают, тренируют ИИ. БОСЭС ТУ не очень красивое имя, я думаю станет Босей, Настей, или ещё кем из книги русских имён.
    1. rocket757
      rocket757 12 июня 2020 13:49 Новый
      +1
      Можно назвать и Алисой, да хоть как .... всё равно, живая Наташа будет лучше! На счёт умнее, эт как повезет.
  • Dzafdet
    Dzafdet 12 июня 2020 13:40 Новый
    0
    А в это время Ангстрем- Т признан банкротом. То-ли деньги разворовали, то-ли пока строили америкосы санкции ввели. Вообщем пока у нас микросхемы с 16-ью ножками и двумя ручками для переноски...
  • Partaktiv
    Partaktiv 12 июня 2020 13:43 Новый
    -1
    На Западе озабочены применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ

    Матом ругается и объясняет ВСЕ !!!! (голосом который пилот больше всего боится в жизни ?)))
  • А. Привалов
    А. Привалов 12 июня 2020 13:44 Новый
    +4
    Уважаемый господин Задорожный, пожалуйста, не обижайтесь, но статья на которую вы ссылаетесь помещена на абсолютно новом сайте. Его создала в 2019 году группа молодёжи и решила писать там в своём блоге о том, что имеет хоть какое-то отношение к ИИ.



    На самом деле, в этом нет ничего плохого. Если уже существует, в том или ином виде ИИ, а научные статьи о нём сухи и неинтересны, то кто-то вполне может о нём писать что-то лёгенькое и интересненькое. Но не нужно же выдавать желаемое за действительное. Нельзя принимать статейки блогеров в популярных журналах за чистую монету. Применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ, озаботился вовсе не Запад, а некто Арслан Хан разместивший/ая в этом блоге аж 3 (три!) статьи. hi

    P.S. В последнее время, на ВО появлялись ряд статей с ссылками на совершенно не авторитетные источники.
    То на полном серьёзе цитируется Майк Пек который привёл отрывок из альтернативной истории по книге Джонатан Уокера "Churchill's Third World War", то используется какой-то скверный перевод переворачивающий всё с ног на голову, то вдруг вытащили какого-то старичка-пенсионера турецкого марксиста-националиста одержимого идеями Ленина, Мао Цзэдуна и Фиделя Кастро, который с чего-то стал расхваливать С-400.
    А однажды, ссылались на "авторитетное мнение" депутата Бундестага -- Юргена Триттина, зелёного коммуниста и наикрутейшего левака, зеленее которого только огурец, а левее, только левая стенка. Начинал он в объединении маоистского Коммунистического союза, троцкистской Международной марксистской группы и леворадикальных студентов. Ярый защитник прав гомосексуалистов, ратует за мультикультуризм и приветствует прибытие в Германию сотен тысяч беженцев. Ну, реально, можно ли относиться серьёзно к человеку, заявившему:
    «Германия исчезает все больше и больше, и я рад этому обстоятельству»

    "Тщательней надо, ребята, тщательней!" (с)

    Ещё раз, пожалуйста, без обид! hi
    1. Undecim
      Undecim 12 июня 2020 14:09 Новый
      +2
      В последнее время, на ВО появлялись ряд статей с ссылками на совершенно не авторитетные источники.... бессодержательные, написанные авторами, совершенно далекими от описываемых тем. Количество таких статей и таких авторов растет в геометрической прогрессии.
      Надеюсь, что никого не обидел.
      1. ОЛЕГ ZZ
        12 июня 2020 15:16 Новый
        +3
        Здравствуйте) Статья основана на материалах ФГУП ГосНИИАС и Б.Е. Федунова.
        1. Undecim
          Undecim 12 июня 2020 16:45 Новый
          0
          Статья основана на материалах ФГУП ГосНИИАС и Б.Е. Федунова
          То, что Ваша агитка содержит общие с публикациями ФГУП ГосНИИАС и Б.Е. Федунова термины и определения, на ее качественные характеристики никак не влияет. Агитка, она и есть агитка.
        2. А. Привалов
          А. Привалов 12 июня 2020 16:46 Новый
          +2
          Цитата: ОЛЕГ ZZ
          Б.Е. Федунов и ФГУП ГосНИИАС

          Федунов Борис Евгеньевич, это Голова. Нашёл его "Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня для антропоцентрических объектов".
          Снимаю шляпу.
          ФГУП ГосНИИАС, тоже, весьма уважаемая контора. hi
    2. for
      for 13 июня 2020 01:22 Новый
      -2
      Цитата: А. Привалов
      "Тщательней надо, ребята, тщательней!" (с)

      Не обязательно, нужно в название добавить "Запад озабочен и т. д. и успех обеспечен.
  • DominickS
    DominickS 12 июня 2020 14:00 Новый
    -2
    То, что сейчас называют ИИ, по сути, им не является. Можно научить нейросети, к примеру, распределять цели, в порядке приоритета, идентифицировать местность или объекты на ней, возможно, автоматически открывать огонь по белым бегающим точкам, из данных ПНВ, но никакого естественного или искусственного интеллекта они от этого не получат. Соответственно, и отличить бедуина с кнутом, от бандита с автоматом, или ребенка с водяным пистолетом современное подобие ИИ вряд-ли сможет - будет лупить по всему подряд.
    1. Gost2012
      Gost2012 12 июня 2020 14:53 Новый
      -2
      если уж :
      Цитата: DominickS
      Т...Можно научить нейросети, к примеру, распределять цели, в порядке приоритета, идентифицировать местность или объекты на ней, ...

      то с чего бы система не распознала ? Современные нейросети распознают лица вполне себе. Их называют ИИ именно за способность к самообучению, поэтому элементы ИИ.
      Пользуетесь Яндексом? там как раз такие сети, обученные, условно на реакции тысяч людей, далее принимают решения самостоятельно.
      Предположить, что на современном самолете стоит примитивная штуковина с алгоритмом если-то на 20 типовых случаев...не знаю, если бы это было так, это только мешало бы.
      Может как раз обкатывают такие сети, тренируют, потом анализируют. Если действия будут эффективными - где-то будут давать право на автоматическую работу. А в будущем - безпилотная система.
      1. Sancho_SP
        Sancho_SP 12 июня 2020 15:07 Новый
        +1
        Ну так в воздухе то все проще. В военное время все, что не отзовётся на свой-чужой - сбивается. Ну а автопилот и автопуск ракеты - это не очень то сложные системы.
  • Sancho_SP
    Sancho_SP 12 июня 2020 15:05 Новый
    +1
    ИИ - как то очень громко. Просто автоматический пуск по захваченной, но не идентифицированной цели. Ну или автоматический отстрел ловушек.
    1. Gost2012
      Gost2012 14 июня 2020 08:05 Новый
      0
      пуск ракеты и отстрел ловушек - это исполнение команд, которые давать-не давать будет ИИ, но я не летчик, не знаю, наверное, там много еще всяких моментов, кроме пуска ракеты и ловушки. Оценить угрозы, маневр выполнить, там где реакции пилота не хватит. Угроз может быть ведь несколько, и может не только военных - исправность, погода. И работая с пилотом сеть может учится, что послужит "кирпичиком" для безпилотных аппаратов.
    2. Gost2012
      Gost2012 14 июня 2020 08:09 Новый
      0
      Цитата: Sancho_SP
      ИИ - как то очень громко...

      ИИ именно потому, что решение принимается сетью, а не выбирается из списка готовых, а формируется на основе уже полученного опыта. Поэтому именно интеллект.
      Из фантастических фильмов мы представляем себе ИИ с самоосознанием, имеющим некий индивидуальный набор качеств, типа злой-добрый-честный и т.п. Но то кино. ИИ - это прога, никакого самосознания даже не предвидится, но это не линейный алгоритм, а обработка полученного опыта, и принятие решения на его основе. Как у человека.
      1. Sancho_SP
        Sancho_SP 14 июня 2020 13:47 Новый
        0
        ИИ - это прога, способная изменять себя. А что бы себя изменять, помимо сенсоров, нужны некие механизмы оценки своих действий. Я могу представить самообучающуюся программу управления полетом ракеты, где можно оценить поразил цель или нет, но не сложнее.
  • Вольный ветер
    Вольный ветер 12 июня 2020 15:07 Новый
    0
    А что может сделать бортинженер, борт механик , борт техник на самолете в полете? Да ничего.
  • Лорд Ситхов
    Лорд Ситхов 12 июня 2020 16:55 Новый
    0
    На Западе озабочены применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ


    А они там на своём западе все озабоченные, аж противно))
  • Out
    Out 12 июня 2020 17:06 Новый
    +1
    Что то по описаниям похоже на системы которые стоят на самолётах годов с 70х.
  • ё-моё
    ё-моё 12 июня 2020 17:25 Новый
    +1
    Информации вообще не должно быть . Тем более для "щирокой общественности" .
  • Olddetractor
    Olddetractor 12 июня 2020 18:54 Новый
    0
    Системы поддержки принятия решений - Decision Support System (DSS) применяются в реальности достаточно давно. Человек в этой области слабое звено, природа создавала его для другого ))
  • Stalllker
    Stalllker 12 июня 2020 19:33 Новый
    +1
    Чем не ИИ в том же ТОРе?! Когда система предлагает выбор наиболее опасной цели и операту достаточно нажать кнопку "Пуск". Тут такой же математический расчёт, заложенный алгоритм действий. ИИ это просто полграмма, ни чего тут сложного нет. Статья вообще ни о чем, все это уже давно есть и применяется в той или иной степени.
  • Vicontas
    Vicontas 12 июня 2020 19:53 Новый
    0
    Цитата: Zaurbek
    А тем временем на ПакДа и Ту160 экипаж из 4х челове

    Герой Русско-турецкой войны начальник Академии Генерального Штаба России генерал Драгомиров после маневров собрал офицеров штаба для разборки.Тут вошли несколько великих князей,один из которых сказал - "Могу я высказаться после вас?" "Валяйте ваше сиятельство - ответил Драгомиров - "Ум хорошо,а полтора - лучше!" А на ПАКДа и ТУ160 - аж 4 ПОЛНОЦЕННЫХ ума,плюс искусственный! Чем плохо?
  • 123456789
    123456789 12 июня 2020 22:06 Новый
    0
    Отличительной особенностью разрабатываемых самолетов поколения 4+ и 5 является развитый бортовой интеллект (совокупность БЦВМ-алгоритмов и алгоритмов деятельности экипажа).
    Процесс принятия решений летчиком требует быстрого качественно-количественного анализа большого объема имеющейся информации, которая часто оказывается неполной или неточной. При этом оператору необходимо время не только на выработку самого решения, а также на поиск и восприятие получаемой информации. Проведение такого анализа на достаточно глубоком уровне летчиком самостоятельно, без аппаратной поддержки, весьма проблематично в условиях работы, связанной с дефицитом времени и сверхэкстремальной психологической напряженностью. Система поддержки принятия решений помогает упростить задачу летчика, а так же способствует автоматизированию процесса управления авиационным комплексом.
    установлено, что при выполнении летчиком рекомендаций, выдаваемых БОСЭС в ходе ведения ДБВ 1х1, вероятность выживания самолета значительно повышается.

    Разработанные материалы будут использованы при формировании программного обеспечения информационно-управляющей системы (ИУС) современных истребителей, что позволит существенно повысить его эффективность в дальних воздушных боях.

    Конструируют его (ИИ) (IT-шники)на базе материалов работы с экспертами, являющимися специалистами в рассматриваемой предметной области. (Для летчиков-истребителей - такая хрень получается)
    По материалам сети.
  • gregor6549
    gregor6549 13 июня 2020 12:03 Новый
    +2
    Новое, это как правило хорошо забытое старое. Упомянутые в статье т.н. "экспертные системы" начали разрабатываться еще в середине 70х прошлого века и входили в состав автоматизированных систем управления войсками, в том числе в состав АСУВ Маневр и Эталон которые разрабатывались НИИ Средств Автоматизации (Минск) в кооперации с многими НИИ и КБ бывшего Союза. В разное время они назывались по разному, но суть у них была одна - имитационное динамическое моделирование тактической обстановки в зоне ответственности систем, выработка нескольких вариантов решения БЗ и выдача рекомендаций командирам различного уровня по оптимальному в данных условиях решению.
    Основным достоинством таких моделей являлось то, что они использовали информацию о противнике и своих силах поступающую на КП и ПУ систем от соответствующих органов и технических средств в реальном или близком к реальному масштабе времени. В частности такое моделирование использовалось для динамической оценки в реальном масштабе времени состояния радиолокационных полей указанных выше систем в условиях воздействия средтв РЭБ противника (активных и пассивных помех, противорадиолокационных снарядов и ракет и т д. а также для принятия решения об управлении радиолокационными и прочими средтвами в целях обеспечения оптимального баланса между задачами обнаружения и сопровождения средтв воздушного нападения противника и задачами обеспечения максимальной боевой устойчивости р/л систем.
    Но... никто тогда подобные модели искусственным интелектом (ИИ) не называл да они таковыми и не являлись. Да и сейчас до разработки ИИ как до Луны несмотра на заметный прогресс в области сенсорики, вычислительных средств, средств связи и т д.
    Да и необходимость в таких системах весьма ограничена. Например использованием в беспилотных средствах, дистанционное управление которыми может быть затруднено или невозможно по ряду причин (воздействие помех, ограниченная дальность связи беспилотника с пунктами управление и т д) т.е. там, где данным средтвам приходится самим принимать какие то решения по выполнению БЗ. Но опять же, учитывая что основные решения по управлению процессами в военной технике должны приниматься человеком, диапазон "вольностей" предоставляемых беспилотникам был и останется весьма ограниченным некоторым числом довольно простых задач.
  • Комментарий был удален.
  • domashniy domovoy
    domashniy domovoy 13 июня 2020 19:50 Новый
    0
    Не имеющий аналогов может означать что где-то, у кого-то есть лучше аналоги.
  • sen
    sen 14 июня 2020 04:35 Новый
    0
    ИИ - это обязательно для современных самолетов, так позволяет максимально быстро и оптимально принимать решения.
  • Комментарий был удален.
  • FRoman1984
    FRoman1984 14 июня 2020 09:14 Новый
    +1
    Бред какой-то. Если система работает по заложенным алгоритмам (а она не может по-другому работать в самолете, те же «советы» выдаются из списка), то откуда объявился «искусственный интеллект»? На текущий момент ИИ не реализовано нигде.