На Западе озабочены применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ

124

На днях на британском портале AI Daily вышла статья "Сухой Су-35 - попытка России создать искусственный интеллект".

В статье речь идет о применении искусственного интеллекта на Су-35. Особых подробностей нет, но фиксируется факт первого серийного использования на российском истребителе БОСЭС — компонента бортового ИИ, не имеющего аналогов. Нечто подобное англичане хотят реализовать на перспективном самолете Tempest 6 поколения, разрабатываемом BAE.



При этом на Западе высказывается озабоченность развитием технологий искусственного интеллекта в военном авиастроении РФ и применением ИИ в ВКС РФ.

Так каковы наши достижения в этой области?


В отличие от гиперзвукового оружия информация в открытых источниках подается скупо. В интервью, даваемых различными специалистами, ИИ скромно называется "экспертными системами", устанавливаемыми на современные и перспективные летательные аппараты. Но эти "экспертные системы" и есть ИИ, который сегодня становится определяющим для многих отраслей, включая военно-техническую.

Что такое БОСЭС?


Бортовая оперативно советующая экспертная система тактического уровня (БОСЭС ТУ) предназначена для решения как запланированных, так и возникающих в ходе выполнения операций задач (при выполнении полетного задания). Состоит из базы данных и алгоритмов математического моделирования.

Принцип работы — разделение общей тактической задачи на типовые ситуации, и далее, на различные проблемные субситуации, заложенные в общей базе знаний, активизацию математических моделей последующих событий с дальнейшей выдачей рекомендаций. Информацию о «внешнем мире» комплекс получает с помощью бортовых датчиков.

На данный момент, возможно, ИИ работает только «в партнерстве» с экипажем. Исходные данные о цели вводятся непосредственно перед вылетом на основе полетного задания. В полете система оценивает обстановку и выдает советы, которые выводятся на информационно-управляющее поле кабины пилота. Летчик может принять или отклонить предложенные действия, причём принятое им решение фиксируется и анализируется после возвращения.

В группе решаемых задач: атака наземных целей, ближний и дальний воздушный бой как в одиночку, так и в составе авиагруппы.

Где именно стоит экспертная система?

Об этом можно говорить только оценочно. Вероятно, комплекс может устанавливаться на поколение 4++, а для пятого поколения уже является обязательным атрибутом.

Опираясь на доступную информацию, можно предположить, что помимо Су-57 и Су-35 экспертную систему получит МиГ-35. Возможно, в рамках модернизации ей смогут оснащаться предыдущие поколения летательных аппаратов для повышения их функциональных возможностей.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

124 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -51
    12 июня 2020 12:32
    А тем временем на ПакДа и Ту160 экипаж из 4х человек.
    1. +25
      12 июня 2020 13:21
      В соответсвии с необходимостью решения поставленных задач. Вы же не будете в одиночку заниматься глобальной задачей где требуется более того , что вы можете? Возможно, что объем задач ,в особенности по принятию решения ( а сегодня решение принимает человек) больше возможностей одного человека. Пока человек ограничен ответственностью, а иначе там люди и вообще не нужны были бы. Даже вот на сегодня, то что нет на борту Ту-160 борттехника уже говорит о том, что работу силовой установки и бортовых систем смогли упростить до минимально возможного отвлечения внимания и возложили данную задачу на конструкторов (в смысле обеспечения надежности) , ну вот так как то. hi
      (поставил + ,по тому что человек думает smile )
      1. +5
        13 июня 2020 10:01
        поставил + ,по тому что человек думает

        Да кому это обьясняете то, он "пукнул" вообще от фонаря.. И думать ему незачем.
      2. 0
        13 июня 2020 21:19
        А как же америкосы вдвоем на Б-2 управляются, причем когда Югославию бомбили так с другого континента летали.????как ваши объяснения вяжутся с такой информацией?
        1. +1
          13 июня 2020 23:14
          Цитата: Штэффан
          А как же америкосы вдвоем на Б-2 управляются, причем когда Югославию бомбили так с другого континента летали.????как ваши объяснения вяжутся с такой информацией?

          Да просто, дождемся нашего ПАКДА и узнаем сколько будут там управлять, А разговоры о том кто лучше кит vs слон я в своем возрасте уже не рассматриваю. Бывало и вертолеты из пушки F-16 сбивали и ставить этот факт в сравнение ну не корректно.
    2. +8
      12 июня 2020 14:57
      Ну и что что 4 человека? Это не танк там лишними не будут.
      1. 0
        15 июня 2020 10:13
        Зачем 4 если 2 справляются?-там лишнего места небывает.
      2. 0
        15 июня 2020 10:15
        В гражданке раньше по 5 человек летали,а теперь все на два перешли ибо справляются.а штурманы и бортинженеры-это рудименты.
    3. -4
      12 июня 2020 15:34
      Zaurbek, самолёт мало того, что ещё не полетел, до сих пор не собран. Когда будет "полететь", тогда можно и обсуждать численность экипажа.
      1. -2
        12 июня 2020 15:38
        Ту160 летает....и кардинально модернизируется ...., но два штурмана там есть.
        1. -12
          12 июня 2020 15:44
          Всё равно рано обсуждать численность экипажа, ну согласитесь. )
          Лебедь --это прошлый век, а новый "стратег" должен иметь возможность модернизации лет 50... Пока не изобретут "гравилёт" и т.д. и т.п. )))
        2. +4
          12 июня 2020 16:59
          И что из того?
          У шт.-навигатора - свои ситуации, у шт.-оператора - свои, и обоим может понадобиться помощь и подсказка, а вот в части работы движков бортинженер уже не нужен:: электро- и гидро-приводы управляются пилотами и, по ситуации, ИИ.
          В чём-то - это функция подсказки, а в чём-то - функция контроля и "стука" на разборе полётов.
        3. -6
          12 июня 2020 17:00
          Цитата: Zaurbek
          Ту160 летает....и кардинально модернизируется ...., но два штурмана там есть.

          А зачем двое то? На случай внезапной смерти? recourse
          1. +3
            12 июня 2020 17:14
            На Ту-142МЗ штурманов вообще трое, и еще 2 помощника - операторы РГП.
            Так много штурманов на самолетах ДА и ПЛА потому, что именно они выполняют все задачи по применению самолета, задача летчиков - выполнять указания (команды) штурмана.
        4. 0
          13 июня 2020 16:22
          какой ужас - 2 штурмана в эпоху спутниковой навигации... только вот эти gps и глонасс выключаются противником извне на раз... если только не с басмачами воевать... так что...
    4. +5
      12 июня 2020 16:34
      Zaurbek, не путайте божий дар с яичницей!
      Даже в абревиатуре БОСЭС ТУ четко значится - тактический уровень!!!
      У ПАК ДА и Ту-160 уровень стратегический!
      Задачи то совершенно разные...
    5. +1
      12 июня 2020 17:05
      Цитата: Zaurbek
      А тем временем на ПакДа и Ту160 экипаж из 4х человек.

      =======
      fool Да хоть бы из 10 - 12 - или 14 !!! КАКАЯ на "manifig" (голл.) разница??? Лишь бы имели ПОЛНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, позволяющую выполнять задачи МАКСИМАЛЬНО эффективно!!! request
      1. -7
        12 июня 2020 17:50
        +1 человек ...- 100-200кг полезной нагрузки.
    6. +6
      12 июня 2020 17:54
      Потому, что обьем предоставляемой информации экипажу тяжело воспринимаем из-за разновекторности одновременных задач и принимаемых решений. Плюс КДА в воздухе может и по 32 часа "висеть". У МиГ-31, Су-24,34 два члена экипажа из-за лени конструкторов по вашему или вопрос ради вопроса?
      1. -2
        12 июня 2020 20:56
        Ту 160 ищет цели на земле, прицеливается и уничтожает их? Или вбивает полезное задание в КР? Или ищет цели для бомб на территории США?
        1. +8
          13 июня 2020 00:38
          Я так понимаю - вы не имеете никакого отношения к летному составу? (без подкола) Два летчика- КВС и правак, зачем их два тоже надо разьяснять или вы хоть отдаленно, но понимаете, что 4хдвигательная машина нифига не жигуль на шоссе? Штурман корабля и штурман оператор, один за расчеты, другой за управление СУВ отвечает. Для интереса вашего, тем более вы где-то там около училища моего родного обитаете (армавирское ВВАУЛ) - на Л-39 в наличии 488 органов управления и индикации, а он по насыщенности эргономики - велосипед. И еще - вам по простому, тем более на сайте, все, чем занимается экипаж даже очень вкрадце не обьяснишь, но олин совет дать могу - все, что показывает кинематограф про работу летного состава (особенно голливуд) - пурга пурговая, одна из причин, почему фильмы, особенно современные смотреть невозможно (люди режиссируют, типа вас, без обид, с очень общим представлением). Многозадачность в воздухе - это нормальная работа боевой авиации, она не заключается в том примитивизме, который вы описали. Без обид. С уважением, Александр
          1. 0
            13 июня 2020 17:12
            Т.е. американцы на В2 и на будущем В21 решили эту проблему? И какая много задачность (в отличие от Б52) у Ту95 и 160? Я так понимаю они оба несут КР Х55, 101, 102. При пуске которых цели выбирают не внутри самолета.
            1. +1
              14 июня 2020 01:52
              Цитата: Zaurbek
              Т.е. американцы на В2 и на будущем В21 решили эту проблему?

              Скажем так, в мирное время 2-ух пока хватает, а что будет в более сложных условиях, когда проблемы с gps + работа вражеских локаторов и РЭБ + дальнобойные ракеты ПВО и тд.
            2. 0
              14 июня 2020 06:36
              Они ее не решили, а столнулись с ней, например на F-22. И сами же ее неоднократно озвучивали. Обстановка меняется с очень большой скоростью за малый промежуток времени, поток информации большой, ее надо переварить и принять решение, один человек этого физически не в силах. Это вам упрощенно, по примитивному, как вы и представляете полет боевой авиации
              1. 0
                14 июня 2020 07:35
                ... решили и потом создали ударный Ф35 (где 2 пилот -оператор даже нужнее) одноместным. Ну дураки.
                1. 0
                  14 июня 2020 11:28
                  Они F-35 сделали упрощенным, по сравнению с F-22. 22й поэтому у них и свернулся с производства, т.к. не только беспредельно дорог, но и сложен технологически и для восприятия обстановки пилоту.
                  Честно говоря вы меня заутомляли своей упертостью. Лет 10 назад мне такой экземпляр в Питере попался, он "подчерпнув серьезной литературы" из разных изданий докопался, что мы плохо свой МиГ-31 знаем и оно научит "нас воевать". Вы из этой же кагорты? А в другой сфере, например офтальмологам- не советовали, какой у них инструмент должен быть на операции правильный? Что-то я уверен, если в нэте почитаете - обязательно порекомендуете! У нас в стране похоже именно по этому на космодромах не Королевы, а Рогозины тему развития освоения космоса продвигают. Специалисты!!! good
                  1. 0
                    14 июня 2020 11:43
                    Ф35 упрощённый только в возможностях ПВО, а по ударным функциям его превосходит. Ему не нужен прицелный контейнер даже. Все встроено
                    1. 0
                      14 июня 2020 15:22
                      Что ж у вас все к боеприпасам сходит? Упрощенный не в применении БП с номенклатурой то!
                      Для примера - один из современных манагеров при МО (дело было при Толибасике Табуреткине) всерьез предлагал ударные воздушные операции проволить с помощью переоборудованного Ил-76МД под загрузку КР с ПУ. Типа дофига помещается и всех победим! Даже диссертацию или что-то похожее научное пытался на тему этого бреда писать. Почему эта идея была бредовая - обьяснять не надо?
                      1. 0
                        14 июня 2020 15:53
                        И такая теория есть....С130j и стреляет и бомбит.
                    2. 0
                      14 июня 2020 19:42
                      Цитата: Zaurbek
                      Ф35 упрощённый только в возможностях ПВО, а по ударным функциям его превосходит. Ему не нужен прицелный контейнер даже. Все встроено

                      И где он продемонстрировал свои возможности ?
                      1. 0
                        14 июня 2020 19:57
                        Это тупиковый ответ....Су35С , С400 где то что то продемонстрировали?
                      2. 0
                        14 июня 2020 22:11
                        Цитата: Zaurbek
                        .Су35С , С400 где то что то продемонстрировали?

                        Су35 в Сирии со своими обязанностями вполне справлялся: шугал всех подряд от нашей штурмовой авиации. Среди шуганутых даже F22 отметился, который пытался мешать работать нашим Су25, пока ему в хвост не пристроился Су-35.
                        Работу С400 оценить сложнее, так как объект прикрытый этим комплексом малопривлекателен для самолётов противника. Стоило их поставить в Крыму, Калининграде, да и в той же Сирии, как сразу куча возмущения в прессе. А раз мешают, значит свои задачи выполняют.
                      3. 0
                        14 июня 2020 22:19
                        Шугал он Ф22 только тушкой ... что бы сбить Су25 такому аппарату как Ф22(да и самому Су35С) подлетать не надо.
                      4. 0
                        14 июня 2020 22:20
                        Так и по поводу Ф35 возмущается только наша пресса
                      5. 0
                        14 июня 2020 23:09
                        Цитата: Zaurbek
                        Так и по поводу Ф35 возмущается только наша пресса

                        Ни одной такой статьи не читал, Ссылочкой не поделитесь ?
                      6. 0
                        14 июня 2020 23:11
                        Погуглите......
                      7. 0
                        15 июня 2020 00:06
                        Цитата: Zaurbek
                        Так и по поводу Ф35 возмущается только наша пресса
                        Цитата: Zaurbek
                        Погуглите......

                        Воспользовался Вашим советом, в Гугле набрал :
                        "возмущение прессы по поводу F-35"
                        Получил:
                        - Кто виноват в падении F-35?
                        - Супер-истребитель F-35 — разоблачение пропаганды |
                        - В США произошла вторая за последний месяц авария ...
                        - F-35: пшик молнии |
                        - F-35 назвали бесполезным высасывающим деньги ...
                        - Только хвост отваливается: что не так с самолетом ВВС ...
                        - Воздушные бои в сети: F-35 против Рунета – WARHEAD.SU
                        - Производство F-35 оказалось под угрозой срыва из-за С-400....

                        Вы это имели ввиду?
                      8. 0
                        15 июня 2020 07:41
                        Совершенно верно.
    7. 0
      12 июня 2020 19:22
      Не путай ИИ и беспилотный режим, последний не обязательно с использованием ИИ, оператор на расстоянии делает всю работу.
    8. +3
      13 июня 2020 01:32
      При заходе на посадку на арбузе компутер отключите и посмотрите на метания экипажа из двух человек...Вручную по стареньким ворам и илсу вспотеют ...А тут - решение боевых задач...
      1. 0
        14 июня 2020 07:37
        У Арбузов и Боингов 2 пилота уже с 80х. Бортинженера давно уже убрали. У нас и сейчас , к примеру, на МИ8 он есть.
  2. +8
    12 июня 2020 12:33
    Кто б сомневался, что развитие автоматизации боевого процесса пойдёт именно по такому пути!!!
    И опять приходится напоминать, что тот кто НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ!!!
    1. +6
      12 июня 2020 12:49
      Цитата: rocket757
      И опять приходится напоминать, что тот кто НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ!!!

      При этом на Западе высказывается озабоченность развитием технологий искусственного интеллекта в военном авиастроении РФ и применением ИИ в ВКС РФ.

      Пусть не беспокоятся, у них еще есть в запасе - естественная глупость, которая в столкновении с ИИ не даст ему шансов winked
      1. +8
        12 июня 2020 13:06
        Зачем писать что угодно и по любому поводу?
        Если Вы не специалисты в области интеллектуальных систем вообще и в частности в области интеллектуальных систем управления, то предлагаю вам оторваться по полной на празднике. Тем более, что погода во многия регионах сейчас отличная.
        С праздником уважаемые форумчане.
        1. PN
          +10
          12 июня 2020 13:27
          Увы, но это не ИИ. Это всего лишь база данных с определенными алгоритмами принятия подходящих действий подчеркиваемых из всё той же бызы данных. Компьютер не предложит то решение, которое в него заранее не прописали.
          1. +2
            12 июня 2020 13:55
            ...Компьютер не предложит то решение, которое в него заранее не прописали...
            Вот и вся история про существующий якобы не имеющийаналогов ИИ.
            1. +10
              12 июня 2020 18:03
              Успокойтесь.
              Большинство людей тоже не предложат решения, кроме того, которому их научили.
              А немало людей вообще не способны вовремя и правильно применить то, чему научены.
              Чудеса интеллекта как известно демонстрируют только диванные эксперты.
              Остальные люди по разному. Могут испугаться, заболеть, психануть, и как результат забыть чему их там учили.
              А вот ИИ как раз не психанёт и не испугается, а главное не забудет, что нужно сделать.
            2. -2
              12 июня 2020 20:57
              В него можно заложить тупо все возможные варианты.
          2. +8
            12 июня 2020 13:59
            Что значит "увы"? ИИ в сочетании с человеком и есть оптимальная схема. ИИ без человека никогда не будет на 100% надёжным и безопасным вариантом.
          3. +2
            12 июня 2020 17:13
            Да, пока это не ИИ.
            Но ведь и в процессе развития ПК из их общей массы выделилась группа контроллеров и группа планшетов, и пока они сосуществуют без вражды, но каждый из них имеет определённый базовый набор функций.
            И БОСЭС ТУ будут так же развиваться и обособляться в соответствии с набором боевых функций, но суть его останется прежней - это будет робот-подсказка, либо робот-проверяющий и т.д.
            1. +1
              12 июня 2020 18:04
              Самый что ни на есть ИИ.
              Только что решения сам не принимает, а лишь даёт советы человеку, напоминает.
              1. +1
                12 июня 2020 21:01
                Не совсем так. Система предлагает решение. Человек либо принимает, либо нет. Если не принимает, то это фиксируется, и по возвращению человек обосновывает, почему прав он, а не БОСЭС.. Сейчас реализованы (согласно ГосНИИАС) режимы посадки, одиночного и группового дальнего и ближнего воздушного боя, атака наземных целей.. А это уже больше, чем советы... И, по всей видимости, скоро лётчик будет изредка нажимать кнопку, чтобы порулить самолетом, а потом долго описываться на земле, зачем он это сделал... А сейчас идёт наполнение базы знаний... Как то так.
                1. PN
                  +3
                  12 июня 2020 21:40
                  Скоро? Позволю напомнить, что ещё в 1988г Буран слетал в космос и вернулся обратно. На автомате. И никто не называл это ИИ это был всего лишь полёт по заданным алгоритмам. Да, для того времени это был прогресс, но наука не стоит на месте. Но и до ИИ мы ещё не добрались.
                  Пы.Сы. конспирологи и любители теории заговоров утверждают, что Буран создавался, как звездный истребитель, а значит и уровень автоматики (как сейчас любят говорить ИИ) был ой на какой высоте.
          4. 0
            12 июня 2020 20:20
            это псевдоИИ, которая решает типовые задачи, будет определять,что летит и чем лучше сбить-удобный костыль для пилота
      2. +5
        12 июня 2020 13:08
        Классика жанра или реальности.
        Абсолютной защиты от ду/Р/ака, непредвиденной инициативы исполнителя, ещё никто не придумал!!!
        Человечество не смогло, а уж ИИ там и рядом не стояло.
        1. 0
          12 июня 2020 13:26
          "Защита от дурака" существует давно и это не связано с ИИ. Что такое ИИ? Возможно, ИИ - это защита от д...ба (прошу прощения, но слово-аналог отсутствует).
          1. +2
            12 июня 2020 13:46
            Цитата: iouris
            "Защита от дурака" существует давно

            Да, да, защита существует от них ... вот только они об этом не знают, чаще всего и ВОЗДЕЙСТВУЮТ со всей своей ....
            1. +1
              12 июня 2020 14:04
              Поясняю. Под "дураком" понимают не именно дурака (дураков принято отсеивать на этапе психотбора и в процессе обучения), а ошибки человека-оператора, которые возникают по объективным причинам («человеческий фактор»), т.к. "человеку свойственно ошибаться", и по причинам связанным с "личностным фактором" (недоученность, утрата навыков, недисциплинированность и т.п.).
              Третья (нерассмотренная в теории) группа "ошибок" связана исключительно с "отрицательным отбором" в профессию. Раньше такого не было, сейчас это носит, по-видимому, массовый характер. Противостоять этому уже не представляется возможным, поэтому, в частности, на самолётах дальней авиации ВКС скоро появятся женщины-пилотки (это в телевизоре!).
              1. +1
                12 июня 2020 14:42
                Поясняю, никто не застрахован от ошибки. Человек, система сложная, трудно предсказать какой и когда сбой в этой системе может произойти.
                На гашетке, кнопке пуска, должна быть .... да фиг её знает, что может защитить от сбрендевшего?
                ИИ таким сложным, пока, не представляется, ну так ошибки могут быть попроще, а последствия ... разные.
                1. +2
                  12 июня 2020 17:20
                  Тут надо рассматривать от печки ...
                  Штурман бомбардировщика может сколько угодно тыкать кнопку "Сброс", но эта кнопка сработает только тогда, когда Гефест вычислит этот момент, но тогда уже не потребуется палец штурмана. Вот и вопрос:: можно ли считать систему наведения и прицеливания "Гефест" Искусственным Интеллектом ИИ ?? lol
                  1. -3
                    12 июня 2020 17:30
                    Вам приходилось "тыкать" кнопку "Сброс", или это все ваши домыслы?
                    1. +1
                      12 июня 2020 17:44
                      Полагаете, что кто-то здесь будет поддерживать с вами разговор, ведущийся в таком хамском тоне?
                      Ошибаетесь, ваш рейтинг вообще не позволяет вам здесь разговаривать ... такой вот ИИ! lol
                      1. -2
                        12 июня 2020 18:07
                        Чего стоит этот "рейтинг" знают все.
                        Главное лей на власть помои вёдрами, и будет рейтинг. Ни мозгов не надо, ни совести. Главное лозунги звонко выкрикивать.
                        Ну так как, приходилось "тыкать кнопку сброс", или только enter дома на клавиатуре?
                      2. -1
                        12 июня 2020 18:26
                        Рейтинг? Это куда?
                        В приличном обществе важны знания, умения, опыт,
                        а не какой-то там рейтинг. Насмешили, не ожидал...
                  2. 0
                    12 июня 2020 18:02
                    С этой системой не знаком .... более ранние модели ... приходилось.
                    Принцип такой же. Бортовой коплекс/ вычислитель, дает поправки по курсу и сигнализирует момент начала сброса "груза". Решение на сброс, принимает человек.
                    Вопрос в том, можно ли весь процесс доверить ИИ, предоставление машине большей свободы действия. Сложное решение, которое должны принимать ответственные люди.
                    1. 0
                      12 июня 2020 18:54
                      Не только по курсу, но и по состоянию погоды ...
                      Так вот, более продвинутые модели уже не дают сигнала, а сами принимают решение на сброс, но при наличия уровня "разрешено", выставляемый штурманом ЛА.
                      Вот поэтому сегодня КВО от применения ФАБ43 всего в 2-3 раза хуже, чем оное же от применения $50 тыс. УБП
                      1. -1
                        12 июня 2020 19:34
                        Возможно, я не могу понять этот набор слов потому, что у меня нет "рейтинга", поэтому прошу пояснить , о чем идет речь вот в этой фразе - "КВО от применения ФАБ43 всего в 2-3 раза хуже, чем оное же от применения $50 тыс. УБП".
                        И это..., еще в 70-х годах прошлого века прицел ОПБ -15 самостоятельно сброасывал бомбы, при взведении штурманом "автосброса", но это никаким образом не относится к ИИ, а так, "полуавтоматика".
                      2. 0
                        12 июня 2020 20:16
                        Цитата: Bez 310
                        И это..., еще в 70-х годах прошлого века прицел ОПБ -15 самостоятельно сброасывал бомбы, при взведении штурманом "автосброса", но это никаким образом не относится к ИИ, а так, "полуавтоматика".

                        А ещё был шикарный прицел.ОПБ-5,.ОПБ -112,ОПБ-116, да и знаменитый АСП-17 (со всеми модификациями) fellow good drinks
                        Но сейчас..."википедиста"...замкнёт окончательно wassat
                      3. 0
                        12 июня 2020 19:35
                        Не в курсах, давно от тех дел отошёл.
                        Помню, что агрегат был капитальный и мороки с ним было много.
                        Сейчас понятно, габариты и вес, совсем другие, а функционал увеличен кратно.
                        Всё равно, это помощник, полноценный ИИ, это уже другой уровень принятия решений.
                      4. +2
                        12 июня 2020 20:10
                        Цитата: hydrox
                        Так вот, более продвинутые модели уже не дают сигнала, а сами принимают решение на сброс

                        Это что за "поток " безсвязной речи"...какие это..."продвинутые модели" САМИ(??? belay ) принимают ...решение на сброс????
                        Цитата: hydrox
                        но при наличия уровня "разрешено", выставляемый штурманом ЛА.

                        Это где это штурман выставляет какие-то уровни????
                        Цитата: hydrox
                        Вот поэтому сегодня КВО от применения ФАБ43 всего в 2-3 раза хуже, чем оное же от применения $50 тыс. УБП

                        Понятно..."википедия"..перегрелась...... wassat
                  3. +3
                    12 июня 2020 20:05
                    Цитата: hydrox
                    Штурман бомбардировщика может сколько угодно тыкать кнопку "Сброс", но эта кнопка сработает только тогда, когда Гефест вычислит этот момент, но тогда уже не потребуется палец штурмана.

                    Понятно....ни штурмана,ни сам бомбардировщик не видели крайний раз...никогда wassat
                    Всё как Титаренко "говаривал"- "..летать пока не умеют, стрелять ..то же....но...орлы" wassat
                    Даже я знаю ,что у штурмана на своём РМ есть Управление органами РБП и ОПБ, а ещё в систему СУВ входит КВСБ,ЭСБР,Главный выключатель СБРАСЫВАНИЯ и....внимание..АВТОСБРОС....так вот....если штурман ввёл "АВТОСБРОС" ( на определённых рубежах и углах визирования), то БОМБЫ "уйдут" как миленькие в любой момент wassat
                    Так же можно и аварийно сбросить в любой момент и " на взрыв" и "на невзрыв" wink

                    Штурманы...не пинайте "древнего"...может "чаво" уже и забыл drinks

                    А насчёт .."тыкать"... am сказал бы я тебе...да правила сайта не позволяют....
                    В штурманской среде это процесс называют -" кнопочку жём" и груз пошёл wassat ( а лётчики зажимают БК и ждут когда продольный фактический относ совпадёт с расчётным).
                  4. +1
                    14 июня 2020 11:48
                    ИИ по полетному заданию, приведёт машину в нужный район , с помощью радара и оптики опознает цели...выберет правильные и даст данные или Гефесту или корр боеприпасам.
                    1. 0
                      14 июня 2020 16:27
                      Всё верно: штюрман будет нужен только для того, чтобы нажать кнюпель "Отмена" при возникновении супер-пупер-обстоятельств, препятствующих выполнению полётного задания.
        2. +2
          12 июня 2020 14:03
          ...Абсолютной защиты от ду/Р/ака, непредвиденной инициативы исполнителя, ещё никто не придумал!!...!
          Простите, а вот ЭТО, в том числе, и есть область компетенции ИИ. Все непредвиденные ситуации, не прописанные в банке принятия решений, а также генерируемые ИИ в процессе оценки окружающей остановки. Т.е. ПОЛНЫЙ КАРТБЛАНШ ИИ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Такое на борту ЛА имеется? Так о чем разговор? Просто очередная доработка алгоритма и банка принимаемых решений. Это тоже самое, как телеуправляемого Федьку объявить полноценным роботом.
          1. +1
            12 июня 2020 14:37
            Цитата: ШУРУМ -БУРУМ
            Все непредвиденные ситуации, не прописанные в банке принятия решений, а также генерируемые ИИ в процессе оценки окружающей остановки

            Ответьте мне мил человек, а почему у Боинга сейчас такая ж ж ж?
            К сожалению , инициативный кретин, да просто долб б бодятел может оказаться на ЛЮБОЙ СТАДИИ
            проектирования, производства и эксплуатации! Зачастую и человек, проявление этого фактора, не может преодолеть, предотвратить!
            Я не против глубокой автоматизации, автономности и ИИ в целом, просто надо тщательнее, особенно в сфере военной техники.
            Это будущее, но давайте поспешать не торопясь чрезмерно.
            1. +2
              12 июня 2020 14:59
              Так и я о том, что о достижениях надо говорить после реализации этих достижений. Да, процесс разработки высокоинтеллектуальных систем идет. Но в создании полноценной системы ИИ - это всего-лишь маленький шаг. Система пока лишь в развитии зародыша. Если так можно сказать, "третья неделя беременности". И неизвестно - будет ли здоров и полноценен родившийся ребенок, извините за неудачное сравнение. С уважением!
              1. +1
                12 июня 2020 15:06
                Понимать, воспринимать все объективно, это половина дела, а дальше упорным трудом, да с умом! Всё получится.
              2. 0
                12 июня 2020 16:59
                Вот вы "праведным гневом" тут истекаете, мол недоработаны, а уже "неимеющийаналаговвмире"...
                А с другой стороны смотреть не пробовали? Простой пример: Вы лидер поселения, считаете что соседнее поселение слишком жирует и не имеет права существовать на более плодородной земле, чем ваша. С энтузиазмом наделали копий и решив, что победа в кармане, пошли громить соседей. А они к своим копьям изолентой заряды с черным порохом (плохим, неправильной пропорции, что успели придумать, но не довели до ума) и дали вам таких лещей, что вы еле уползли обратно, раны зализывать. А теперь вопрос: зная о том, что у соседей есть изобретение, но не зная на какой оно стадии - вы бы дернулись "восстановить справедливость"?
          2. +2
            12 июня 2020 14:52
            Цитата: ШУРУМ -БУРУМ
            Такое на борту ЛА имеется?

            Такого не имеется даже на борту БПЛА, которые по факту являются поисковыми и охотничьими "друзьями человека" на длинном поводке. Но прогресс неумолим, и то, о чём Вы, Аркадий, упомянули, в перспективе таки появится, и, само собой, не только в ВКС. Хотя, есть и обратная сторона, связанная с риском получить "дурака" в лице этого самого ИИ. Матрасы данную тему ещё 15 лет назад пропустили через Голливуд (КФ "Стелс",2005).
            Ладно, будем поглядеть, а на сегодняшний день имеем то, что имеем. hi
        3. -3
          12 июня 2020 14:40
          Очень примитивно...Современные войны не предусматривают нахождение человека на переднем крае, нас это не касается...Современная организация боевых действий требует ИИ использовать реально, нас это не касается...Давайте научимся вести современные боевые действия, а потом можно разговаривать и об ИИ...
          У нас кроме АСУ учёта ещё живых солдатов и боеготовой техники и передачи им дурных приказаний в реальном времени, больше ничего нет.. И кучи старпёров наблюдающих с умилением за демонстрацией этих данных на экранах настенных телевизоров, ничего нет...
    2. +4
      12 июня 2020 13:08
      Бортовая оперативно советующая экспертная система тактического уровня (БОСЭС ТУ) предназначена для решения как запланированных, так и возникающих в ходе выполнения операций задач (при выполнении полетного задания). Состоит из базы данных и алгоритмов математического моделирования.

      Не больше чем пиар... Первое условие наличие ультросовременных вычислительных и запоминающих устройств на борту с высокой надёжностью...Я так понял ,мы здесь впереди всех ? Можно допустить ,что у нас есть передовые алгоритмы и программы , но как их реализовать ...Хотя ,судя по системам разведки и контроля информационной обстановки в реальном времени - мало вериться...Нет ,так сказать датчиков и вычислителей...И как это сочетается с такими фантастическими выводами ???
      1. +6
        12 июня 2020 13:32
        ИИ понятие сейчас очень размытое, потому что в полемику включаются все кому не лень.
        Вон, специалист возмущается
        Цитата: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
        Зачем писать что угодно и по любому поводу?
        Если Вы не специалисты в области интеллектуальных систем вообще и в частности в области

        Оно отчасти его понять можно, но здесь площадка общения для всех, просто болтушка! Поэтому будут писать всякое, шутить прикалывается .... Можно ведь внести свою лепту, поправить/ исправить/ объяснить. А можно плюнуть и гордо удалится. Простой выбор.
        Кстати, автоматизированные системы, на боевую технику устанавливать начали давно. По большей части узко специализированные. Они свою задачу выполняли, но центральным звеном управления оставался человек.
        Понятно, что ИИ это попытка автоматизировать сложные процессы с частичной подменой человека, который раньше обязан был принимать решения, как центральное управляющее/ контролирующее звено.
        Пока, под полное управление ИИ отдают не столь смертоносные устройства. Но ведь это пока.
        На счёт того, сможем ли мы сейчас это осуществить в техническом, технологическом плане .... НЕ ЗНАЮ! Уж очень много из промышленного, научного потенциала не блистали многие годы и это большая беда!
      2. +3
        12 июня 2020 13:33
        Цитата: VO3A
        Можно допустить ,что у нас есть передовые алгоритмы и программы , но как их реализовать ..

        Можно допустить, что вы в курсе ваших допусков. Вот увы как то не в курсе как же их реализовать. Поверьте на вас решение этих (поставленных вами проблем) не заканчивается. Не воспримите как врага, просто есть еще волшебники в нашем королевстве. Чем и дышим. wink hi
        1. +1
          12 июня 2020 14:11
          Есть ! Иначе без нас было бы не интересно, в том числе, и здесь...На нас в этом болоте всё и держится...На людях, у которых есть знания, есть мнение, есть позиция и жизненный опыт...
      3. HAM
        +5
        12 июня 2020 13:46
        ""Не больше чем пиар... Первое условие наличие ультросовременных вычислительных и запоминающих устройств на борту с высокой надёжностью"

        Я так понимаю,что посадка "Бурана" в автоматическом режиме и принятие его бортовым оборудованием решения изменения глиссады из за сильного ветра Вас не убедили....а ведь это 88 год...
        1. +1
          12 июня 2020 13:57
          САУ хорошего уровня и ... всё. У нас на 4 курсе изучали Теорию Бортовых Управляемых Информационно-Вычислительных Комплексов ещё в 1981 году, преподавал ДТН...И ещё несколько таких дисциплин с таким же уровнем преподавания... И это ВВС СССР...Читаешь эти писульки , которые кроме улыбки ничего не вызывают...
          1. HAM
            +1
            12 июня 2020 16:33
            Примерно в эти годы нам Д.П,Линде рассказывал про сотовую связь и прототип интернета.Не скрою,думали нереально....а сейчас это обыденность...
  3. +9
    12 июня 2020 12:33
    Я думаю, все работы по ИИ сейчас очень засекречены. Поэтому, почитав "открытые источники" laughing можно просто погадать на кофейной гуще. Не более того. Особенно порадовало: "Где именно стоит экспертная система?", так и хочется продолжить:" — Внутре! — прошелестел старичок. — внутре смотрите, где у неё анализатор и думатель..." (С)
    1. +3
      12 июня 2020 12:37
      Будет и внутри, будет и вовне. Всё идёт к тому, что будет единая сетевая система. Человека, конечно, из этой системы никто исключить не сможет .... ещё долгое время.
      1. -2
        12 июня 2020 13:10
        Будет и внутри, будет и вовне.

        Будет и в ..... Я правильно развил вашу мысль ?
        1. +1
          12 июня 2020 13:43
          Не знаю куда вас размышления завели.
          Про автоматизированные системы управления ОБОРУДОВАНИЕМ, ТЕХНИКОЙ, разговор.
      2. +7
        12 июня 2020 13:16
        Цитата: rocket757
        Будет и внутри, будет и вовне. Всё идёт к тому, что будет единая сетевая система. Человека, конечно, из этой системы никто исключить не сможет .... ещё долгое время.

        Эти технологии уже более 20 лет отрабатывались на наземных средствах автоматизации. Сейчас репортеры и генералы для создания нужного имиджа стали называть эти алгоритмы ИИ. Большинство специалистов продолжают их называть по старому "Система поддержки решений командира". Видимо основная причина в том, что на самом деле в так называемом военном ИИ не применяется математика нечетких систем, определяющая нейросетевые технологии. Там используются алгоритмы на основе математической теории оптимизации, которая имеет прикладное направление теории принятия решений. В отличии от ИИ в чистом виде, такой подход позволяет прогнозировать вероятностное развитие большинства тактических ситуации.
        1. +1
          12 июня 2020 13:41
          Цитата: Vita VKO
          используются алгоритмы на основе математической теории оптимизации, которая имеет прикладное направление теории принятия решений.

          Вот, вот, с этим и приходилось ... знакомится. Глубокая автоматизация производственного процесса, ОПТИМИЗАЦИЯ! Да система автоматическая, контроль операторов на всякий случай ... но это не ИИ, хотя вмешиваться в процесс управления почти не приходится.
          Я потому и утверждаю, что элементы ИИ, это определение какое то странное. Впрочем, наше дело местечковое, производство. Что там в высоких сферах науки ещё придумают, до нас дойдет не скоро.
    2. +2
      12 июня 2020 14:57
      Цитата: Сибиряк 66
      Особенно порадовало: "Где именно стоит экспертная система?", так и хочется продолжить:" —

      И, всё-таки, где же у него кнопка?(с) laughing
  4. +8
    12 июня 2020 13:18
    Система ИИ показывает натовскому пилоту фото негров. Пилот немедленно бросается целовать ему сапоги. Не исключено рефлекторное покидание самолета.
  5. +2
    12 июня 2020 13:33
    Цитата: rocket757
    Будет и внутри, будет и вовне. Всё идёт к тому, что будет единая сетевая система. Человека, конечно, из этой системы никто исключить не сможет .... ещё долгое время.

    Не долгое а некоторое время. Если развитие началось, то дальше взрывным образом. Кто то ругается что 57 долго доделывают, вот возможно по этому и долго. Ростят, обучают, тренируют ИИ. БОСЭС ТУ не очень красивое имя, я думаю станет Босей, Настей, или ещё кем из книги русских имён.
    1. +1
      12 июня 2020 13:49
      Можно назвать и Алисой, да хоть как .... всё равно, живая Наташа будет лучше! На счёт умнее, эт как повезет.
  6. 0
    12 июня 2020 13:40
    А в это время Ангстрем- Т признан банкротом. То-ли деньги разворовали, то-ли пока строили америкосы санкции ввели. Вообщем пока у нас микросхемы с 16-ью ножками и двумя ручками для переноски...
  7. -1
    12 июня 2020 13:43
    На Западе озабочены применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ

    Матом ругается и объясняет ВСЕ !!!! (голосом который пилот больше всего боится в жизни ?)))
  8. +4
    12 июня 2020 13:44
    Уважаемый господин Задорожный, пожалуйста, не обижайтесь, но статья на которую вы ссылаетесь помещена на абсолютно новом сайте. Его создала в 2019 году группа молодёжи и решила писать там в своём блоге о том, что имеет хоть какое-то отношение к ИИ.



    На самом деле, в этом нет ничего плохого. Если уже существует, в том или ином виде ИИ, а научные статьи о нём сухи и неинтересны, то кто-то вполне может о нём писать что-то лёгенькое и интересненькое. Но не нужно же выдавать желаемое за действительное. Нельзя принимать статейки блогеров в популярных журналах за чистую монету. Применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ, озаботился вовсе не Запад, а некто Арслан Хан разместивший/ая в этом блоге аж 3 (три!) статьи. hi

    P.S. В последнее время, на ВО появлялись ряд статей с ссылками на совершенно не авторитетные источники.
    То на полном серьёзе цитируется Майк Пек который привёл отрывок из альтернативной истории по книге Джонатан Уокера "Churchill's Third World War", то используется какой-то скверный перевод переворачивающий всё с ног на голову, то вдруг вытащили какого-то старичка-пенсионера турецкого марксиста-националиста одержимого идеями Ленина, Мао Цзэдуна и Фиделя Кастро, который с чего-то стал расхваливать С-400.
    А однажды, ссылались на "авторитетное мнение" депутата Бундестага -- Юргена Триттина, зелёного коммуниста и наикрутейшего левака, зеленее которого только огурец, а левее, только левая стенка. Начинал он в объединении маоистского Коммунистического союза, троцкистской Международной марксистской группы и леворадикальных студентов. Ярый защитник прав гомосексуалистов, ратует за мультикультуризм и приветствует прибытие в Германию сотен тысяч беженцев. Ну, реально, можно ли относиться серьёзно к человеку, заявившему:
    «Германия исчезает все больше и больше, и я рад этому обстоятельству»

    "Тщательней надо, ребята, тщательней!" (с)

    Ещё раз, пожалуйста, без обид! hi
    1. +2
      12 июня 2020 14:09
      В последнее время, на ВО появлялись ряд статей с ссылками на совершенно не авторитетные источники.... бессодержательные, написанные авторами, совершенно далекими от описываемых тем. Количество таких статей и таких авторов растет в геометрической прогрессии.
      Надеюсь, что никого не обидел.
      1. +3
        12 июня 2020 15:16
        Здравствуйте) Статья основана на материалах ФГУП ГосНИИАС и Б.Е. Федунова.
        1. 0
          12 июня 2020 16:45
          Статья основана на материалах ФГУП ГосНИИАС и Б.Е. Федунова
          То, что Ваша агитка содержит общие с публикациями ФГУП ГосНИИАС и Б.Е. Федунова термины и определения, на ее качественные характеристики никак не влияет. Агитка, она и есть агитка.
        2. +2
          12 июня 2020 16:46
          Цитата: ОЛЕГ ZZ
          Б.Е. Федунов и ФГУП ГосНИИАС

          Федунов Борис Евгеньевич, это Голова. Нашёл его "Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня для антропоцентрических объектов".
          Снимаю шляпу.
          ФГУП ГосНИИАС, тоже, весьма уважаемая контора. hi
    2. for
      -2
      13 июня 2020 01:22
      Цитата: А. Привалов
      "Тщательней надо, ребята, тщательней!" (с)

      Не обязательно, нужно в название добавить "Запад озабочен и т. д. и успех обеспечен.
  9. -2
    12 июня 2020 14:00
    То, что сейчас называют ИИ, по сути, им не является. Можно научить нейросети, к примеру, распределять цели, в порядке приоритета, идентифицировать местность или объекты на ней, возможно, автоматически открывать огонь по белым бегающим точкам, из данных ПНВ, но никакого естественного или искусственного интеллекта они от этого не получат. Соответственно, и отличить бедуина с кнутом, от бандита с автоматом, или ребенка с водяным пистолетом современное подобие ИИ вряд-ли сможет - будет лупить по всему подряд.
    1. -2
      12 июня 2020 14:53
      если уж :
      Цитата: DominickS
      Т...Можно научить нейросети, к примеру, распределять цели, в порядке приоритета, идентифицировать местность или объекты на ней, ...

      то с чего бы система не распознала ? Современные нейросети распознают лица вполне себе. Их называют ИИ именно за способность к самообучению, поэтому элементы ИИ.
      Пользуетесь Яндексом? там как раз такие сети, обученные, условно на реакции тысяч людей, далее принимают решения самостоятельно.
      Предположить, что на современном самолете стоит примитивная штуковина с алгоритмом если-то на 20 типовых случаев...не знаю, если бы это было так, это только мешало бы.
      Может как раз обкатывают такие сети, тренируют, потом анализируют. Если действия будут эффективными - где-то будут давать право на автоматическую работу. А в будущем - безпилотная система.
      1. +1
        12 июня 2020 15:07
        Ну так в воздухе то все проще. В военное время все, что не отзовётся на свой-чужой - сбивается. Ну а автопилот и автопуск ракеты - это не очень то сложные системы.
  10. +1
    12 июня 2020 15:05
    ИИ - как то очень громко. Просто автоматический пуск по захваченной, но не идентифицированной цели. Ну или автоматический отстрел ловушек.
    1. 0
      14 июня 2020 08:05
      пуск ракеты и отстрел ловушек - это исполнение команд, которые давать-не давать будет ИИ, но я не летчик, не знаю, наверное, там много еще всяких моментов, кроме пуска ракеты и ловушки. Оценить угрозы, маневр выполнить, там где реакции пилота не хватит. Угроз может быть ведь несколько, и может не только военных - исправность, погода. И работая с пилотом сеть может учится, что послужит "кирпичиком" для безпилотных аппаратов.
    2. 0
      14 июня 2020 08:09
      Цитата: Sancho_SP
      ИИ - как то очень громко...

      ИИ именно потому, что решение принимается сетью, а не выбирается из списка готовых, а формируется на основе уже полученного опыта. Поэтому именно интеллект.
      Из фантастических фильмов мы представляем себе ИИ с самоосознанием, имеющим некий индивидуальный набор качеств, типа злой-добрый-честный и т.п. Но то кино. ИИ - это прога, никакого самосознания даже не предвидится, но это не линейный алгоритм, а обработка полученного опыта, и принятие решения на его основе. Как у человека.
      1. 0
        14 июня 2020 13:47
        ИИ - это прога, способная изменять себя. А что бы себя изменять, помимо сенсоров, нужны некие механизмы оценки своих действий. Я могу представить самообучающуюся программу управления полетом ракеты, где можно оценить поразил цель или нет, но не сложнее.
  11. 0
    12 июня 2020 15:07
    А что может сделать бортинженер, борт механик , борт техник на самолете в полете? Да ничего.
  12. 0
    12 июня 2020 16:55
    На Западе озабочены применением искусственного интеллекта на самолётах ВКС РФ


    А они там на своём западе все озабоченные, аж противно))
  13. Out
    +1
    12 июня 2020 17:06
    Что то по описаниям похоже на системы которые стоят на самолётах годов с 70х.
  14. +1
    12 июня 2020 17:25
    Информации вообще не должно быть . Тем более для "щирокой общественности" .
  15. 0
    12 июня 2020 18:54
    Системы поддержки принятия решений - Decision Support System (DSS) применяются в реальности достаточно давно. Человек в этой области слабое звено, природа создавала его для другого ))
  16. +1
    12 июня 2020 19:33
    Чем не ИИ в том же ТОРе?! Когда система предлагает выбор наиболее опасной цели и операту достаточно нажать кнопку "Пуск". Тут такой же математический расчёт, заложенный алгоритм действий. ИИ это просто полграмма, ни чего тут сложного нет. Статья вообще ни о чем, все это уже давно есть и применяется в той или иной степени.
  17. 0
    12 июня 2020 19:53
    Цитата: Zaurbek
    А тем временем на ПакДа и Ту160 экипаж из 4х челове

    Герой Русско-турецкой войны начальник Академии Генерального Штаба России генерал Драгомиров после маневров собрал офицеров штаба для разборки.Тут вошли несколько великих князей,один из которых сказал - "Могу я высказаться после вас?" "Валяйте ваше сиятельство - ответил Драгомиров - "Ум хорошо,а полтора - лучше!" А на ПАКДа и ТУ160 - аж 4 ПОЛНОЦЕННЫХ ума,плюс искусственный! Чем плохо?
  18. 0
    12 июня 2020 22:06
    Отличительной особенностью разрабатываемых самолетов поколения 4+ и 5 является развитый бортовой интеллект (совокупность БЦВМ-алгоритмов и алгоритмов деятельности экипажа).
    Процесс принятия решений летчиком требует быстрого качественно-количественного анализа большого объема имеющейся информации, которая часто оказывается неполной или неточной. При этом оператору необходимо время не только на выработку самого решения, а также на поиск и восприятие получаемой информации. Проведение такого анализа на достаточно глубоком уровне летчиком самостоятельно, без аппаратной поддержки, весьма проблематично в условиях работы, связанной с дефицитом времени и сверхэкстремальной психологической напряженностью. Система поддержки принятия решений помогает упростить задачу летчика, а так же способствует автоматизированию процесса управления авиационным комплексом.
    установлено, что при выполнении летчиком рекомендаций, выдаваемых БОСЭС в ходе ведения ДБВ 1х1, вероятность выживания самолета значительно повышается.

    Разработанные материалы будут использованы при формировании программного обеспечения информационно-управляющей системы (ИУС) современных истребителей, что позволит существенно повысить его эффективность в дальних воздушных боях.

    Конструируют его (ИИ) (IT-шники)на базе материалов работы с экспертами, являющимися специалистами в рассматриваемой предметной области. (Для летчиков-истребителей - такая хрень получается)
    По материалам сети.
  19. +2
    13 июня 2020 12:03
    Новое, это как правило хорошо забытое старое. Упомянутые в статье т.н. "экспертные системы" начали разрабатываться еще в середине 70х прошлого века и входили в состав автоматизированных систем управления войсками, в том числе в состав АСУВ Маневр и Эталон которые разрабатывались НИИ Средств Автоматизации (Минск) в кооперации с многими НИИ и КБ бывшего Союза. В разное время они назывались по разному, но суть у них была одна - имитационное динамическое моделирование тактической обстановки в зоне ответственности систем, выработка нескольких вариантов решения БЗ и выдача рекомендаций командирам различного уровня по оптимальному в данных условиях решению.
    Основным достоинством таких моделей являлось то, что они использовали информацию о противнике и своих силах поступающую на КП и ПУ систем от соответствующих органов и технических средств в реальном или близком к реальному масштабе времени. В частности такое моделирование использовалось для динамической оценки в реальном масштабе времени состояния радиолокационных полей указанных выше систем в условиях воздействия средтв РЭБ противника (активных и пассивных помех, противорадиолокационных снарядов и ракет и т д. а также для принятия решения об управлении радиолокационными и прочими средтвами в целях обеспечения оптимального баланса между задачами обнаружения и сопровождения средтв воздушного нападения противника и задачами обеспечения максимальной боевой устойчивости р/л систем.
    Но... никто тогда подобные модели искусственным интелектом (ИИ) не называл да они таковыми и не являлись. Да и сейчас до разработки ИИ как до Луны несмотра на заметный прогресс в области сенсорики, вычислительных средств, средств связи и т д.
    Да и необходимость в таких системах весьма ограничена. Например использованием в беспилотных средствах, дистанционное управление которыми может быть затруднено или невозможно по ряду причин (воздействие помех, ограниченная дальность связи беспилотника с пунктами управление и т д) т.е. там, где данным средтвам приходится самим принимать какие то решения по выполнению БЗ. Но опять же, учитывая что основные решения по управлению процессами в военной технике должны приниматься человеком, диапазон "вольностей" предоставляемых беспилотникам был и останется весьма ограниченным некоторым числом довольно простых задач.
  20. Комментарий был удален.
  21. 0
    13 июня 2020 19:50
    Не имеющий аналогов может означать что где-то, у кого-то есть лучше аналоги.
  22. sen
    0
    14 июня 2020 04:35
    ИИ - это обязательно для современных самолетов, так позволяет максимально быстро и оптимально принимать решения.
  23. Комментарий был удален.
  24. +1
    14 июня 2020 09:14
    Бред какой-то. Если система работает по заложенным алгоритмам (а она не может по-другому работать в самолете, те же «советы» выдаются из списка), то откуда объявился «искусственный интеллект»? На текущий момент ИИ не реализовано нигде.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»