Гибель линейного корабля «Szent István»

71

Гибнущий «Szent István» (кадр кинохроники)

С 1939 года День ВМФ в Италии отмечается 10 июня, в годовщину потопления в ходе Первой мировой войны австрийского линейного корабля «Szent István». Этому событию, вынудившему командование австрийского флота отменить запланированную широкомасштабную операцию и вернуться в базу, посвящена данная статья.

После ввода в строй в ноябре—декабре 1915 года линейный корабль «Szent István» неоднократно выходил в море для учебных стрельб и ходовых испытаний. В ходе последних идущий на максимальной скорости (менее двадцати узлов) после резкой перекладки руля на 35 градусов от нейтрального положения дредноут кренился более чем на 19 градусов. В тех же условиях крен трёх однотипных кораблей достигал максимальных величин от 8 градусов и 20 минут до 11 градусов и 20 минут. Так как щиты орудий среднего калибра в казематах ещё не были установлены, внутрь корабля беспрепятственно хлынула вода. Первый командир корабля капитан 1-го ранга Э. Грассбергер счёл, что такой значительный крен был вызван неудачной формой платформы для прожекторов, но после того как размер этой платформы был уменьшен, было установлено, что метацентрическая высота линейного корабля увеличилась только на 18 миллиметров. Очевидно, в данном случае сказывалось также и влияние неудачной формы кронштейнов гребных валов, поэтому впредь было запрещено на высокой скорости перекладывать руль на угол больший, чем 10 градусов. Во время учебных стрельб была обнаружена недостаточная герметичность клепаных соединений, являвшейся как следствием спешки при постройке, так и отсутствия опыта постройки крупных боевых кораблей у компании «Ganz–Danubius», на верфи которой в Фиуме строился «Szent István». У всех четырёх линейных кораблей типа «Viribus Unitis» была также выявлена недостаточная остойчивость, вызванная отклонениями конструкции кораблей от первоначального проекта, и при полном водоизмещении австрийские дредноуты имели дифферент на нос, равный 24 сантиметрам. 23 декабря корабль был официально введён в состав 1-й эскадры (1. Geschwader).




«Szent István» после ввода в строй

15 марта 1916 года «Szent István» впервые вышел за пределы акватории Полы и в сопровождении трёх миноносцев взял курс в направлении средней Адриатики, где в районе острова Паго предполагалось провести учебные стрельбы. Корабли шли со скоростью 12 узлов, периодически увеличивая скорость до 16 узлов. Вследствие плохой погоды учебные стрельбы проводить не стали, и только на следующий день артиллерия главного калибра и зенитная артиллерия могли вести огонь.

В конце августа 1916 года «Szent István» вышел в канал Фазана для проведения торпедных стрельб, а месяц спустя моторный баркас корабля, вооруженный десантной пушкой, принял участие в снятии с мели итальянской подводной лодки «Gialito Pullino». 23 ноября 1916 года экипаж линейного корабля присутствовал на коронации нового императора Карла I. В 1917 году «Szent István» вместе с однотипными кораблями под аккомпанемент сигналов воздушной тревоги предпринял ряд краткосрочных выходов в канал Фазана для учений. Самый мощный воздушный налёт, длившийся почти сутки, состоялся 12 декабря 1917 года, когда германский император Вильгельм II посетил базу немецких подводных лодок в Поле.

В январе и феврале 1918 года в арсеналах Полы и Каттаро имели место восстания и бунты матросов, подавление которых сопровождалось сравнительно небольшими жертвами. Для подавления протестов в Каттаро была отправлена дивизия броненосцев типа «Erzherzog Karl», поскольку дредноуты при подавлении протестов не использовали.

Из 937 дней пребывания в строю «Szent István» провёл в море 54 дня, при этом только однажды корабль участвовал в крейсерской операции, длившейся два дня. При прочих выходах в море дредноут не слишком отдалялся от Полы. «Szent István» после вступления в строй ни разу не проходил докование, а из-за уже упоминавшихся ранее недостатков кронштейнов гребных винтов никогда не давал полный ход.

После бунтов в Каттаро на поднявших красные флаги плавучей базе «Gäa» и броненосных крейсерах «Sankt Georg» и «Kaiser Karl VI» было заменено всё руководство флота, а корабли, не представлявшие более ценности, были выведены из состава флота. При этом почти все старые адмиралы, включая и командующего флотом адмирала Максимилиана Ньегована, были отправлены на пенсию. На место командующего 27 февраля 1918 года, в обход многих высокопоставленных офицеров флота, был назначен молодой динамичный контр-адмирал Миклош Хорти, что вызвало оптимизм адмирала Райнхарда Шеера, командующего германским флотом Открытого моря. Для поднятия боевого духа экипажей новым руководством флота было решено приступить к началу большой морской операции в южной части Адриатического моря, где корабли стран Антанты установили Отранский заградительный рубеж, что затруднило выход в Средиземное море подводным лодкам Австро-Венгрии и Германии. Годом ранее, в мае 1917 года, на этом заграждении три австрийских лёгких крейсера «Novara», «Saida» и «Helgoland», замаскированные под крупные английские эскадренные миноносцы, под командованием Хорти атаковали дрифтеры противника, потопив или тяжело повредив четырнадцать из сорока семи.

Теперь новый главнокомандующий хотел повторить свою акцию, но на этот раз при поддержке дредноутов, которые должны были обрушиться на союзные силы прикрытия Отранского барража. Морские мины и сети являлись главной мишенью двух ударных групп, поскольку серьёзно затрудняли выход австрийских и немецких подводных лодок в Средиземное море, хотя потери их на этом заграждении и были относительно невелики.

Идея комбинированной атаки Отранского заградительного рубежа принадлежала не адмиралу Хорти, а командиру III тяжёлой дивизии (броненосцы типа «Erzherzog Karl») капитану 1-го ранга Э. Хейслеру. Последний предлагал атаковать Отранский заградительный рубеж, используя его дивизию. Одновременно с этим быстроходные крейсера (Rapidkreuzer) должны были нанести удар по собственно заграждению. Старые броненосцы были достаточно мощными для отражения возможных контратак крейсеров Антанты, базировавшихся в Бриндизи. Адмирал Хорти проигнорировал это предложение, поскольку хотел вывести из «летаргического сна» неопытные экипажи дредноутов. Эта операция должна была сопровождаться наступлением австро-венгерских сухопутных сил на итальянском фронте, которое планировалось начать 11 июня 1918 года. Вследствие плохого снабжения и усталости армейских частей начало наступления пришлось перенести на 15 июня. Тем не менее, дата, на которую была назначена морская операция, осталась прежней. На случай, если атакованные австрийцами корабли противника будут поддержаны линейными крейсерами англичан, адмирал собирался противопоставить им свои дредноуты. В окончательном виде план предусматривал одновременное достижение нескольких целей, поэтому привлечённые для операции силы были разделены на отдельные группы, в состав которых предварительно были включены следующие корабли.

Атакующие группы (Angriffsgruppe «a» — «b»):

«a». Лёгкие крейсера «Novara» и «Helgoland», истребители «Tátra», «Csepel» и «Triglav».
«b». Лёгкие крейсера «Admiral Spaun» и «Saida», миноносцы 84, 92, 98 и 99.

Силы прикрытия, состоявшие из следующих тактических групп поддержки (Rückhaltgruppe «a» — «g»):

«a». Линейный корабль «Viribus Unitis», истребители «Balaton» и «Orjen», миноносцы 86, 90, 96 и 97;
«b». Линейный корабль «Prinz Eugen», истребители «Dukla» и «Uzsok», миноносцы 82, 89, 91 и 95;
«c». Линейный корабль «Erzherzog Ferdinand Max», истребитель «Turul», миноносцы 61, 66, 52, 56 и 50;
«d». Линейный корабль «Erzherzog Karl», истребители «Huszár» и «Pandúr», миноносцы 75, 94 и 57;
«e». Линейный корабль «Erzherzog Friedrich», истребители «Csikós» и «Uskoke», миноносцы 53, 58 и один миноносец типа «Kaiman»:
«f». Линейный корабль «Tegetthoff», истребитель «Velebit», миноносец 81 и три миноносца типа «Kaiman».
«g». Линейный корабль «Szent István», миноносцы 76, 77, 78 и 80.

Линейные корабли типа «Tegetthoff» было решено отправить в море из Полы в составе двух групп, которые, выйдя из базы, должны были направиться на юг. Первая группа с дредноутами «Viribus Unitis» (флаг главнокомандующего флотом адмирала Хорти) и «Prinz Eugen» в сопровождении семи кораблей вышла в море 2 июня, направляясь к Слано, находящегося севернее Дубровника.

Другая группа с дредноутами «Tegetthoff» и «Szent István», командир которого, капитан 1-го ранга Х. фон Треффен, являлся одновременно и командующим всей группой кораблей, должна была выйти из Полы вечером 9 июня и на скорости 15 узлов идти в направлении Тайер-бухты. В сопровождение им были назначены истребитель «Velebit», а также миноносцы Tb 76, 77, 78, 79, 81 и 87. По плану после того, как эта группа кораблей вечером 10 июня дойдет до Тайер-бухты, следовало взять курс на Слано с тем, чтобы 11 июня совместно с другими группами кораблей принять участие в акции.

Операция началась под несчастливой звездой: когда оба линейных корабля с приспущенными до половины мачт флагами разогревали паровые котлы, на истребителе «Velebit» взорвался снаряд, в результате чего погибли несколько членов экипажа, кроме того, несколько ранее была допущена роковая организационная ошибка. Из соображения секретности персонал боновых заграждений не был заблаговременно извещён о выходе соединения, вследствие чего корабли, ожидавшие развода бонов после отдачи на это устного приказа, вместо 21:00 вышли в море только в 22:15. Истребитель «Velebit» шёл первым, за ним в кильватере шли «Szent István» и «Tegetthoff».


Линейные корабли «Szent István» (слева) и «Tegetthoff»

По сторонам соединение охраняли миноносцы: слева шли Tb 79, 87 и 78, справа Tb 77, 76 и 81.

Потерянное при выходе из Пулы время решили наверстать увеличением скорости соединения до 17,5 узла. Вскоре после полуночи скорость соединения из-за перегрева подшипника турбины правого борта флагмана на некоторое время была снижена до 12 узлов, но к 03:30, примерно в девяти милях юго-западнее острова Премуда, шли уже на 14 узлах. С увеличением скорости, вследствие низкого качества угля и недостатка опыта у кочегаров, многие из которых впервые вышли в море, из дымовых труб обоих дредноутов повалил густой дым и полетели искры.

Гибель линейного корабля «Szent István»

Походный ордер (иллюстрация из рапорта командира линейного корабля «Tegetthoff»)

В это же время в море находилась пара итальянских торпедных катеров под общим командованием капитана 3-го ранга Л. Риццо, командовавшего базировавшейся в Анконе IV флотилией торпедных катеров MAS и имевшего на боевом счету броненосец «Wien», потопленный им на торпедном катере MAS 9 в Триесте. Оба катера, MAS 15 и MAS 21, накануне были доведены на буксире до далматинских островов итальянскими миноносцами 18 O.S. и 15 O.S.


Итальянские торпедные катера MAS 15 и MAS 21 на буксире (фрагмент послевоенного постановочного фильма)

В задачи катеров входили поиски австрийских пароходов, идущих на юг, а также противолодочных минных заграждений, выставленных австро-венгерским флотом. Хотя вражеские мины не были обнаружены и не было встречено ни одного вражеского судна, командир отряда в 02:05 принял решение возвращаться в назначенное место встречи со своими миноносцами, но перед этим решил подождать ещё полчаса, после чего покинуть район патрулирования. В 03:15 итальянцы справа по борту заметили густое облако дыма, надвигавшееся с севера. Торпедные катера на минимальной скорости направились в сторону вражеского соединения, пропустили оба головных корабля (истребитель «Velebit» и миноносец Tb 77), после чего прошли между миноносцами Tb 77 и Tb 76, а затем, увеличив скорость с девяти до двенадцати узлов, выпустили торпеды (вероятно, А115/450, вес боевой части 115 кг или А145).


Схема торпедной атаки австрийского соединения (иллюстрация из итальянского издания)

Торпеды катера MAS 21, выпущенные в «Tegetthoff» с дистанции 450-500 метров, постигла неудача. След одной из них (видимо, утонувшей), был замечен на дредноуте метрах в пятистах и пропал, согласно оценке командира корабля, примерно в ста пятидесяти метрах от корабля. На дредноуте и кораблях сопровождения сочли, что их атаковала итальянская подводная лодка, после чего по подозрительному предмету, принятому наблюдателями за перископ, был открыт огонь.

В «Szent István» обе торпеды с MAS 15 были выпущены с дистанции примерно 600 метров (в рапорте Риццо указал, что они были выпущены с дистанции около 300 метров). Пуск был замечен с миноносца Tb 76, после чего последний стал преследовать торпедный катер, ведя огонь с дистанции 100-150 метров. На непродолжительное время к преследованию катеров подключился миноносец Tb 81, но затем, потеряв итальянцев из вида, вернулся к своему ордеру. Чтобы оторваться от погони, катер MAS 15 сбросил в кильватерную струю две глубинных бомбы, вторая из которых взорвалась, затем итальянцы сделали несколько крутых поворотов на 90 градусов, после чего австрийский миноносец исчез из поля зрения.

Флагман соединения «Szent István» получил у нижней кромки главного броневого пояса двойное торпедное попадание.


Распределение торпедных попаданий в «Szent István» (реконструкция инженера Д. Фрки)

Согласно австрийским отчётам, установленное время почти одновременного попадания торпед: 03:30 или около того. По итальянским данным, торпеды (скорость 20 метров в секунду) были выпущены MAS 15 в 03:25, курс 220 градусов.

Первый взрыв произошёл в районе миделя, в непосредственной близости от поперечной водонепроницаемой переборки между котельными №1 и №2, серьезно повредив её. Эпицентр второго взрыва отстоял ближе к корме, в районе передней части машинного отделения.

Сквозь образовавшиеся пробоины внутрь стало поступать большое количество воды, заднее котельное было вскоре затоплено, за короткий срок крен на правый борт достиг 10 градусов.

Дредноут сумел развернуться на левый борт, дабы избежать возможных дальнейших торпедных попаданий в пострадавший правый борт. Из ходовой рубки поступила команда «Стоп машины», чтобы вырабатываемый пар можно было направить на нужды водоотливных средств. Контрзатопление отсеков по левому борту и погребов 152-мм орудий уменьшило крен до 7 градусов, были запущены насосы, пар к которым подавался от ещё действующих шести котлов переднего котельного отделения.

Вскоре турбины были запущены, и дредноут курсом 100 градусов со скоростью четыре с половиной узла отправился к близлежащему заливу Бргулье на острове Молат в надежде выброситься на мель на плоском участке побережья.

Появилась надежда, что «Szent István» ещё можно спасти, однако переборка между передней и задней котельными, будучи повреждена взрывом, стала сдавать. Головки заклепок выскакивали одна за другой, и всё большие массы воды поступали в переднее котельное отделение из заднего сквозь щели и многочисленные отверстия, предназначенные для прохода трубопроводов, воздуховодов и электрокабелей. В кормовые погреба орудий главного калибра вода проникала через уплотнения вала правого гребного винта, внутри корпуса многие заклепки пропускали воду в соседние отсеки. В отчаянной борьбе за живучесть корабля аварийные команды пытались заделать щели просмоленными жгутами и укрепить деформированную взрывом переборку балками и брусьями.

Турбины пришлось снова остановить, поскольку вырабатываемый четырьмя ещё функционировавшими котлами пар был необходим для откачивавших воду насосов.

В 04:15 стало светать, попытка завести брезентовые пластыри (четыре на четыре метра) была сильно затруднена как значительным креном корабля, так и застревавшими тросами пластырей.

В 04:45 к терпящему бедствие флагману противолодочным зигзагом подошёл «Tegetthoff». Сигнал «Приготовиться к буксировке» был подан ему с «Szent István» через десять минут после попадания торпед, позже было добавлено «Срочно», но из-за большого расстояния сигналы не были поняты. Просьба прийти на помощь была разобрана только в 04:20, через 55 минут после торпедной атаки итальянцев, ещё 25 минут дредноуту понадобилось, чтобы подойти для оказания помощи.

Около 05:00 в переднем котельном отделении погас свет, и работу продолжили при слабом освещении ручных фонарей. Тем временем башни главного калибра (вес с вооружением и бронёй 652,9 тонны) поворачивали стволами на левый борт (работа заняла 20 минут), чтобы использовать орудийные стволы в качестве противовеса, а их боезапас выбрасывали в море.

«Tegetthoff» несколько раз пытался взять тонущий «Szent István» на буксир, но только в 05:45, когда крен достиг примерно 18 градусов, на «Tegetthoff» сумели подать буксирный трос, однако из-за опасности опрокидывания конец с кнехта вскоре пришлось отвернуть.


Между тем давление в двух последних действовавших паровых котлах снизилось, в результате чего остановились насосы и электрогенераторы. Вода стала поступать в отсеки с турбинами, и находившимся там членам экипажа было приказано подняться на верхнюю палубу. Когда правая сторона палубы начала уходить под воду, командир корабля через лейтенанта Райха отдал приказ покинуть корабль. Едва основная масса экипажа покинула корабль, как в 6:05, имея крен около 36 градусов, линейный корабль стал медленно крениться на правый борт и опрокинулся, когда крен достиг значения 53,5 градуса. Находившиеся на ходовом мостике командир корабля и штабные офицеры (капитан 1-го ранга Масйон, лейтенант Ниманн), несколько рулевых и прожектористы были сброшены в воду. В 06:12 «Szent István» скрылся под водой.


Приступившие к спасательным работам корабли эскорта и «Tegetthoff» подобрали 1 005 человек. Потери экипажа погибшего корабля составили 4 офицера (один погибший и трое пропавших без вести) и 85 нижних чинов (13 погибших, 72 пропавших без вести), 29 человек получили ранения.

После потери одного из четырёх дредноутов командующий флотом, считая фактор внезапности утраченным, отдал приказ о сворачивании операции.

Послесловие


Луиджи Риццо, будучи представленным за потопление линейного корабля «Szent István» к золотой медали «Medaglia d'oro al valor militare» и уже имевший такую золотую медаль за потопление броненосца «Wien», а также три серебряные медали «Medaglia d'argento al valor militare», получил рыцарский крест Военного ордена (Croce di Cavaliere Ordine militare di Savoia), поскольку, согласно закону №753 от 25 мая 1915 года, запрещалось вручение более трёх золотых и/или серебряных медалей одному и тому же лицу. Свою вторую золотую медаль Луиджи получил лишь 27 мая 1923 года, после отмены 15 июня 1922 года вышеуказанного закона.

По приказу командира линейного корабля «Szent István», отданного вскоре после подрыва корабля, миноносец Tb 78 поднял на борт членов экипажа дредноута, поддавшихся панике и выпрыгнувших за борт сразу после взрыва торпед. Позже их отдадут под суд.

Командир линейного корабля «Tegetthoff» капитан 1-го ранга Х. фон Перглас был отстранён от занимаемой должности.

В ходе Первой мировой войны 97 итальянских торпед были потеряны вместе с кораблями, в боекомплект которых они входили, сорок пять утрачены в учебных стрельбах, семь потеряны по различным причинам, пятьдесят шесть использованы в безуспешных боевых атаках, точные результаты стрельбы двенадцати неизвестны, сорок четыре попали в цель.

В 2003 году состоялась первая (из трёх) официальная итальянская экспедиция, в состав которой входили двенадцать инструкторов и дайверов ассоциации IANTD, которые провели под водой в общей сложности 98 часов на глубине до 67 метров. Среди прочего было установлено, что, вопреки широко распространённому мнению о том, будто «державшиеся силой тяжести на своих погонах трехорудийные башни сразу вывалились из корабля и пошли на дно» (Виноградов С. Е. Линкоры типа «Вирибус Унитис»), башни главного калибра дредноута остались на своих местах.

Результаты исследования останков «Szent István» дали основание выдвинуть обоснованное предположение о том, что этот дредноут был атакован также и катером MAS 21.

Источники

Спецвыпуск №8 журнала «Marine-Arsenal» (перевод с немецкого языка коллеги NF68).
Рапорт командира линейного корабля «Szent István» капитана 1-го ранга Х. фон Треффена.
Рапорт командира линейного корабля «Szent István» капитана 1-го ранга Х. фон Пергласа.
Рапорт капитана 3-го ранга Л. Риццо.
Ряд интернет-ресурсов.
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    15 июня 2020 18:25
    Гибнущий «Szent István» (кадр кинохроники)
    ,,,когда смотришь на такие фото,чувство безысходности возникает. Ведь ничего нельзя изменить.

    Гибель линкора «Бархэм»

    За статью спасибо.
    1. +5
      15 июня 2020 19:43
      Цитата: bubalik
      когда смотришь на такие фото,чувство безысходности возникает. Ведь ничего нельзя изменить.

      Всегда страшно смотреть как тонут корабли и суда, море не даёт шанса выжить.
    2. 0
      15 июня 2020 21:09
      Скорее, гибель линкора "Барэм".
      "Бархэм" - это скорее по немецки.
      1. +2
        16 июня 2020 06:55
        Цитата: ignoto
        Скорее, гибель линкора "Барэм".
        "Бархэм" - это скорее по немецки.

        А Валентин Мальцев будет "Валентайн Малсефф".
    3. +2
      16 июня 2020 15:23
      Серёжа, привет и спасибо за ролик. hi
      Вот и говори после этого про судьбу и про чёрта, который толкнул под руку. Я имею в виду, что командир лодки ни тогда, ни много позже не смог объяснить за каким дьяволом он описал координат, который вывел его прямо к борту британского линкора.
      А вообще в этой истории получается как у Булгакова с Иешуа и Пилатом: помянут одного и тут же вспомнят другого. Я имею в виду, что при упоминании "Бархема" сразу же всплывает тень остзейского барона.
  2. +8
    15 июня 2020 18:56
    good hi
    Вообще то мне лично симпатичны австро-венгерские первые и последние дредноуты. Несшие весьма мощное вооружение при компактных размерах, эти корабли были приличным соперником как для французских "Курбэ", так и для всей линейки дредноутов Италии. А учитывая, что макаронники вояки еще те, то четверка "Тегетгоффов" вполне могла считаться хозяином Адриатики. Хоть корабли и обладали рядом конструктивных недостатков, которые неизбежно проявлялись бы в ограниченных размерах и водоизмещении, нельзя отрицать, что не обладавшие приличной конструкторской школой и загнанные в жесткие рамки финансирования и ограничений австро-венгры создали весьма симпатичные линкор.Вполне сносный для бодания среди второстепенных морских держав.Лично мне нравятся smile
    Конечно, строившийся неизвестно кем "Сент-Иштван" имел отвратительное качество постройки,но нельзя отрицать, что основную лепту в потоплении линкора сыграла компактность при ограниченном водоизмещении,не позволяющая вместить хотя бы адекватную ПТЗ,которая на данных кораблях основывалась на ошибочных выводах воздействия торпед при попадании. Но...Лично я всегда говорил и буду говорить,что ограничения никогда до добра не доводят.Хотя у маленьких и относительно бедных второстепенных морских стран и выбора то нету.Приходится довольствоваться тем,что имеешь согласно толщине своего кошелька и техническим возможностям.
    Валентин, благодарю за материал. Весьма развернутое и интересно описание гибели корабля smile
    Лайк стоит hi !
    1. +6
      15 июня 2020 19:55
      но нельзя отрицать, что основную лепту в потоплении линкора сыграла компактность при ограниченном водоизмещении,не позволяющая вместить хотя бы адекватную ПТЗ,которая на данных кораблях основывалась на ошибочных выводах воздействия торпед при попадании

      Справедливости ради, от такого привета скорее всего утонуло бы большинство британцев, даже более крупных.
      А так я бы дорого дал за дуэль Императрицы и австрийца. Австриец рядом с нашими слабоват , хоть мы тоже не первоклассная морская держава.
      1. +4
        16 июня 2020 06:57
        Цитата: Engineer
        А так я бы дорого дал за дуэль Императрицы и австрийца. Австриец рядом с нашими слабоват

        Да, вспомним обстоятельства, как непросто было потопить "Императрицу Екатерину Великую", хотя на ней предварительно кингстоны были открыты.

        Утром 18 июня 1918 года на эскадренном миноносце «Керчь», которым командовал красвоенмор В. А. Кукель (бывший старший лейтенант), имелось восемь исправных торпед, первой из которых с расстояния четыре кабельтовых и с установкой полтора метра был потоплен эскадренный миноносец «Фидониси». Взрывом корабль был переломлен пополам, тем не менее, после переворота на правый борт «Фидониси» затонул только одиннадцать минут спустя. Затем настал черёд линейного корабля «Свободная Россия» (бывший «Императрица Екатерина Великая»), отбуксированного эскадренным миноносцем «Лейтенант Шестаков» и моторным ботом на расстояние 2 900 метров от побережья. Приблизившаяся около 16:30 «Керчь» с расстояния пяти кабельтовых произвела по дредноуту залп двумя торпедами с установкой три с половиной метра. Обе торпеды были направлены под носовую башню главного калибра в расчёте вызвать детонацию погребов. Однако, в намеченное место попала, взорвавшись в районе канатного ящика и подшкиперской, только одна торпеда, другая прошла под кораблём. Внешний эффект от взрыва был незначителен, наблюдатели видели лишь столб чёрного дыма шириной полтора-два метра, поднявшийся не выше боевой рубки. Примерно через полчаса, экономя торпеды, которых на эсминце оставалось пять штук, по «Свободной России» была выпущена одиночная торпеда со смещением в сторону кормы два-три метра от места первого взрыва. Торпеда попала в район помещения носовых турбо-динамомашин, взорвавшись с тем же, что и в предыдущий раз, эффектом. Четвёртая торпеда, выпущенная с прежней – три с половиной метра – установкой, взорвалась под кормовой башней главного калибра. Несмотря на открытые кингстоны и три торпедных взрыва, у линейного корабля отсутствовали крен и дифферент. Пятая торпеда, с установкой уже четыре метра, выпущенная в район миделя «Свободной России», не дойдя до цели, развернулась и пошла по направлению к «Керчи». Эскадренный миноносец, маневрируя, трижды избегал попадания собственой торпеды, пока последняя, не дойдя до эсминца около одного кабельтова, не повернула назад к линейному кораблю, после чего её выбросило на поверхность, где у неё отломилось зарядное отделение и торпеда затонула. Немедленно была выпущена шестая торпеда, с прежней установкой и наводкой, по оценке наблюдателей, попадание пришлось в намеченное место. В результате взрыва над кораблём, достигнув клотиков мачт, поднялся столб бело-чёрного, с преобладанием белого цвета, дыма, закрывшего своим основанием почти весь корабль. Согласно данных красвоенмора Подвысоцкого (бывшего мичмана), с секундомером фиксировавшего этапы гибели линейного корабля, через три минуты двадцать секунд слегка раскачивающаяся «Свободная Россия» с дифферентом на нос начала медленно и плавно крениться на правый борт. Ещё три минуты сорок две секунды спустя перевернувшийся дредноут, с которого уже сорвались и ушли под воду все четыре башни, держался на воде вверх килем. В таком положении корабль, постепенно погружаясь носовой частью, продержался тридцать семь минут, после чего затонул на глубине 38,4 (нос) – 42 (корма) метров. Всего на потопление «Свободной России» ушёл один час двадцать пять минут.
        1. +5
          16 июня 2020 13:05
          Цитата: Товарищ
          через три минуты двадцать секунд слегка раскачивающаяся «Свободная Россия» с дифферентом на нос начала медленно и плавно крениться на правый борт


          Грустно читать, творческие устремления конструкторов, инженеров, труд тысяч строителей, миллионы золотых рублей - и такой бесславный финал...
          1. +2
            16 июня 2020 16:56
            Цитата: Дмитрий Владимирович
            Грустно читать, творческие устремления конструкторов, инженеров, труд тысяч строителей, миллионы золотых рублей - и такой бесславный финал

            Да, обидно.
            Накануне на кораблях был проведён референдум, голоса на двух дредноутах распределились следующим образом.
            "Воля" - 360 голосов за поход в Севастополь, 140 - за потопление.
            "Свободная Россия" - 350 голосов за поход в Севастополь, 240 - за потопление.
            8 июня в Новороссийск приехал Раскольников, сумевший повлиять на ситуацию.
            Кстати, уважаемый коллега, распределение торпедных попаданий в "Императрицу". Вчера не получилось выложить.
        2. 0
          26 июня 2020 07:06
          Ломать не строить, душа не болит.
    2. 0
      15 июня 2020 21:11
      Главный конструктивный дефект- отвратительная остойчивость.
      1. 0
        17 июня 2020 11:25
        Цитата: ignoto
        Главный конструктивный дефект- отвратительная остойчивость.

        Вполне нормальная остойчивость, главная причина оверкиля, неправильные действия судового состава по контрзатоплению, вторая по значимости причина, - малая глубина ПТЗ (у других, кроме немцев, не лучше в те годы было).
    3. 0
      16 июня 2020 05:01
      В данном случае макаронники все же как вояки себя проявили wink
    4. +5
      16 июня 2020 06:25
      Цитата: рюрикович
      благодарю за материал. Весьма развернутое и интересно описание гибели корабля

      Спасибо за высокую оценку, Андрей !
      Я старался :-)
      Цитата: рюрикович
      четверка "Тегетгоффов" вполне могла считаться хозяином Адриатики.

      Однозначно. Хоть с боевой учёбой у них было не густо, полагаю, у итальянцев не лучше.
      Цитата: рюрикович
      Приходится довольствоваться тем,что имеешь согласно толщине своего кошелька и техническим возможностям.

      Корабли дорогие получились. Если коротко, то там австрийцев Ротшильды,обобрали по-взрослому. Выставили цены они завышенные, альтернативы у Вены не было, пришлось брать.
      1. +1
        16 июня 2020 06:51
        Цитата: Товарищ
        Хоть с боевой учёбой у них было не густо, полагаю, у итальянцев не лучше.

        По крайней мере легкие силы действовали наглее и если бы не присутствие англичан,то итальянцы вообще сидели бы по норам под прикрытием береговых батарей. smile hi
  3. +3
    15 июня 2020 19:37
    А операцию-то зря свернули. Итальянцы-то ничего не знали и готовы не были. Возможно упустили компенсацию получить. Впрочем планирование операции оставляет желать лучшего. Распылённость флота на мелкие группы повлекла за собой недостаточность эскорта, как следствие пропустившего торпедные катера. Кстати, насколько помню, катера были с электромоторами, почти бесшумные.
    1. +3
      15 июня 2020 20:21
      Нет, это стандартные катера MAS с бензомоторами. С электромоторами были катера "Грилло", предназначенные для проникновения в порты через боновые заграждения. Оснащенных чем-то типа гусениц для переползания бонов.
    2. +2
      16 июня 2020 06:36
      Цитата: Kwas
      насколько помню, катера были с электромоторами, почти бесшумные.

      Да, попалась информация, что у Рицо, помимо основного, бензинового, там был электромотор. Но, видимо, ёмкость аккумулятора была невелика, и итальянцы пошли на электричестве, уже когда вплотную к походному ордеру подошли и стали между миноносцами "просачиваться".
      Кроме того, Рицо зимой 1917-1918 на свой катер поставил и второй бензиновый двигатель.
  4. +1
    15 июня 2020 20:05
    Адриатика не Азовское, но пример борьбы за такую мелочь должен учить нас и цепкости в борьбе еще за меньшей мелочи.
    1. +3
      16 июня 2020 13:12
      Цитата: антивирус
      Адриатика не Азовское, но пример борьбы за такую мелочь должен учить нас и цепкости в борьбе еще за меньшей мелочи.


      Видел шторм на Адриатике - не зимой, весной...
      Да такой, что и на Черном море такого не видал.
      Чертовски бесшабашным надо быть, что бы на такой скорлупке как торпедный катер MAS выходить в Адриатику.
      1. 0
        16 июня 2020 16:52
        Цитата: Дмитрий Владимирович
        Чертовски бесшабашным надо быть, что бы на такой скорлупке как торпедный катер MAS выходить в Адриатику.


        Адриатика довольно спокойное море. Итальянские ВМБ расположены не далеко от мест где сталкивались корабли обеих сторон. Это не Северная Атлантика и не Тихий океан.
  5. +7
    15 июня 2020 20:14
    Моська завалила слона... За публикацию спасибо, было интересно.
    1. +5
      16 июня 2020 06:41
      Цитата: Башкирхан
      Моська завалила слона.

      Это точно.
      Цитата: Башкирхан
      За публикацию спасибо, было интересно.

      Рад, что понравилось.
      1. +4
        16 июня 2020 13:14
        Отличное повествование.
        Читал о нем, но что бы так информативно - спасибо за приятное чтение.
  6. +4
    15 июня 2020 20:16
    Валентин, спасибо за Вашу работу,а то без "Андрея из Челябинска"история флота"зачахла".
    Вообще- то если вдуматься,итальянцы дуриком вытащили Джек Пот: потопили дредноут и сорвали морскую операцию.
    Несогласованность действий запустила цепочку которая и" утопила"австрийский дредноут
    1. +3
      16 июня 2020 06:47
      Цитата: vladcub
      спасибо за Вашу работу,а то без "Андрея из Челябинска"история флота"зачахла".

      Увы, Святослав, не получается выкладывать больше статей, почти всё время "съедает" работа и быт.
      Цитата: vladcub
      Вообще- то если вдуматься,итальянцы дуриком вытащили Джек Пот: потопили дредноут

      Как сказал Глеб Жеглов, "Кому повезёт, у того и петух снесёт" :-)
      Да, выйди австрийцы вовремя, могли бы и проскочить.
      1. +2
        16 июня 2020 12:03
        Валентин, к великому моему огорчению, но Вас понимаю:"работа и быть" - 2 хищника. Трудно сказать какой хуже
  7. +3
    15 июня 2020 20:24
    Статье однозначный лайк. Интересный момент морской истории. Конечно, внешне сильные иштваны с компанией обладали массой конструктивных дефектов. Но это не умоляет выигрыш итальянцев в ставке на новый вид оружия - торпедные катера, и мужество итальянских катерников.
    1. +4
      16 июня 2020 06:52
      Цитата: Гончар
      это не умоляет выигрыш итальянцев в ставке на новый вид оружия - торпедные катера, и мужество итальянских катерников.

      Да, Рицо безусловно никто не превзошёл. Потопил мужик броненосец и дредноут.
      1. +3
        16 июня 2020 16:57
        Самый эффективный командир боевого надводного корабля Первой мировой)
        1. +3
          16 июня 2020 17:56
          Цитата: Trapper7
          Самый эффективный командир боевого надводного корабля Первой мировой

          Сто процентов !
          На фотографии члены экипажа двух торпедных катеров, атаковавших австрийские дредноуты.
          Рицо в центре в фуражке с тёмной тульей.
  8. +3
    15 июня 2020 20:28
    Из воспоминаний детства. Младший школьник. В кинотеатре перед худ. фильмом показали документальный фильм про торпеды. С элементами мультипликации и кадрами гибели "Сент Иштвана". Предела восторга у меня не было. Художественный фильм прошел как-то побоку.


    На борту одного из кораблей был кинооператор, для съемок победы над итальянцами. Но вышло наоборот, и эти кадры гибели гордости Австро-Венгерского Флота стали очень известны.
    1. +3
      16 июня 2020 06:50
      Цитата: igordok
      На борту одного из кораблей был кинооператор, для съемок победы над итальянцами.

      Там не он один снимал. Попалась информация, что самолёт австрийский там был, тоже на плёнку снимали. А также лейтенант с "Тегетгоффа" фотографии делал.
  9. 0
    15 июня 2020 20:34
    Вместо помощи сухопутной армии перед решающим сражением флот отправляется чёрте куда чёрте зачем.
  10. +2
    15 июня 2020 21:40
    Вот хорошее видео про этот линкор
    1. Комментарий был удален.
  11. 0
    15 июня 2020 22:08
    Всю войну офицеры и матросы получали хорошее жалование, хорошо питались, пользовались замечательной посудой, и... Не иначе, англичанка нагадила!
  12. +2
    16 июня 2020 09:25
    [quote][/quote] Тем временем башни главного калибра (вес с вооружением и бронёй 652,9 тонны) поворачивали стволами на левый борт (работа заняла 20 минут), чтобы использовать орудийные стволы в качестве противовеса,[quote][/quot
    Бессмысленность какая-то, уравновешенные башни на борт поворачивать, - лучше бы левое ТО затопили, тогда до базы на буксире ЛК бы довели.
    ПТЗ австриякам надо было у немцев копировать, тогда ПТП, оказалась бы на адекватном расстоянии от борта.
    1. +2
      16 июня 2020 17:03
      у Больных в книге Трагедия ошибок было описание действий и гибели этого линкора. Там он писал, что Германия дала добро А-В для полного доступа ко всей техдокументации и ноу-хау Германского флота, но австрийцы пошли своим путем)
      1. +2
        16 июня 2020 17:26
        Цитата: Trapper7
        Германия дала добро А-В для полного доступа ко всей техдокументации и ноу-хау Германского флота, но австрийцы пошли своим путем)

        Им дали документацию на дредноут "Kaiser", но авторитет Поппера, главного конструктора ВМФ Австро-Венгрии, оказался сильнее.
        1. +1
          16 июня 2020 19:38
          Не слабое самомнение у этого Поппера если ему "Кайзер" не зашел
    2. +1
      16 июня 2020 17:18
      Цитата: Юра 27
      лучше бы левое ТО затопили, тогда до базы на буксире ЛК бы довели.

      Контрзатопление там было, но не помогло.
      Кстати, при крене 39 градусов 30 минут объём принятой воды составил, расчётно, четыре тысячи сто восемьдесят шесть тонн.
      1. 0
        17 июня 2020 11:04
        Цитата: Товарищ
        Цитата: Юра 27
        лучше бы левое ТО затопили, тогда до базы на буксире ЛК бы довели.

        Контрзатопление там было, но не помогло.
        Кстати, при крене 39 градусов 30 минут объём принятой воды составил, расчётно, четыре тысячи сто восемьдесят шесть тонн.

        Не те отсеки затапливали, при затоплении от взрыва напротив правого ТО, надо было затапливать левое, всё остальное было неэффективно. Но, хотели(вначале), своим ходом дойти, вот и дошли, - на дно морское.
        1. 0
          17 июня 2020 16:42
          Цитата: Юра 27
          надо было затапливать левое

          С левой стороны и затапливали.
          1. 0
            18 июня 2020 06:56
            Цитата: Товарищ
            Цитата: Юра 27
            надо было затапливать левое

            С левой стороны и затапливали.

            Но не ТО, а только там имелся необходимый объём.
            1. 0
              18 июня 2020 16:24
              Цитата: Юра 27
              Но не ТО, а только там имелся необходимый объём.

              А где на схеме отсек, который нужно было затопить ?
              1. 0
                19 июня 2020 14:25
                Цитата: Товарищ
                Цитата: Юра 27
                Но не ТО, а только там имелся необходимый объём.

                А где на схеме отсек, который нужно было затопить ?

                Отметил зелёным (голубым- затопление после второго попадания).
  13. +2
    16 июня 2020 15:45
    Уважаемый Валентин hi , большое спасибо!
    Читая Вашу статью получил настоящее удовольствие. Написано профессионально, со знанием предмета и хорошим языком, читать было легко и приятно.
    Вот ведь как бывает, вроде бы про какую-то историю знаешь, как тебе кажется, всё, а на деле выходит, что и не очень. Про спуски на затонувший "Иштван" я и слыхом ничего не слыхал, а они в общем-то, сделали "открытие века" -- башни г.к. остались на своих местах, выходит, не настолько и плоха была конструкция этого линкора, как было принято считать ранее. Хотя, конечно, сломанный нос, как у затонувшего лайнера, кое-что говорит о прочности корпуса.
    Вы не в курсе, случаем, какой снарягой пользовались итальянцы? Мы на Чёрном море ходили на такую глубину в простых воздушнобаллонниках, но времени для какой-то серьёзной работы на топляке практически не оставалось.
    1. +2
      16 июня 2020 17:51
      Спасибо большое, Константин, на добром слове !
      Цитата: Морской Кот
      Про спуски на затонувший "Иштван" я и слыхом ничего не слыхал, а они в общем-то, сделали "открытие века" -- башни г.к. остались на своих местах, выходит

      Да, после того, как дредноут перевернулся, его несколько раз подбросило, и может сложиться впечатление, что корабль действительно "облегчился". Выходит, его подбросило по другой причине.
      Цитата: Морской Кот
      Вы не в курсе, случаем, какой снарягой пользовались итальянцы?

      Без понятия, я ведь в этих делах не шибко разбираюсь.
      Вот пара видео, мельком можно видеть оснащение у ребят.
      https://www.youtube.com/watch?v=E_abYMGEqaI
      https://www.youtube.com/watch?v=PrgXyKrMcMc
      Они, кстати, и к "Вильгельму Густлову" погружались. Эх, нырнуть бы к нашим броненосцам в Цусимском проливе !
      1. +1
        16 июня 2020 17:58
        Валентин, спасибо за ссылки, прям щас и полезу смотреть.
        Про наши броненосцы и мне интересно,я, правда, не знаю какие глубины в проливе и вряд ли они доступны для простого акваланга, иначе бы уже давно всё "обслюнявили". smile
        1. +1
          16 июня 2020 18:08
          Цитата: Морской Кот
          Про наши броненосцы и мне интересно,я, правда, не знаю какие глубины в проливе

          Наименьшая глубина на фарватере - 73 метра, а так в среднем среднем около 90, и до 100 метров.
          В принципе, погружение возможно, или серьёзный риск ?
          1. 0
            16 июня 2020 18:17
            Тогда более чем странно, что наши туда до сих пор не сходили, современные ребризеры вполне позволяют нормально работать и на глубине в 300 метров, а риск, он с любым спуском под воду имеется, у самого раз заклинило рычаги на лёгочнике АВМа, выходили вдвоём на аппарате моего друга, но тут я был сам виноват, кое-что не сделал из того, что сделать было необходимо.
            Может быть в проливе какие-нибудь придонные течения, чёрт его знает, надо бы покопаться и поискать информацию, не верится что-то, что японцы там не лазили.
            1. +2
              16 июня 2020 18:28
              Цитата: Морской Кот
              Тогда более чем странно, что наши туда до сих пор не сходили

              Читал, что наши обследовали "Князя Суворова" ещё в шестидесятые годы. Обратили внимание на высокое качество выделки снарядов главного калибра.
              Цитата: Морской Кот
              не верится что-то, что японцы там не лазили.

              Они лазят, только если поживиться удастся. К "Петропавловску" ныряли, потому что кассу эскадры искали, к "Жемчугу" в Пенанге ныряли, так потом денежный ящик крейсера пропал. Наши то из Владивостока потом снимали ценное с крейсера, хватились, а денежного сундука то и нет. Японцы похитили.
              1. +1
                16 июня 2020 18:35
                А когда наши из Владика были в Пенанге? Что-то ничего про это не слышал. Да и вообще как-то странно, что у нас до сих пор не организовали комплексной экспедиции в Цусимский пролив. Вон, западные ребята по всяким "Бисмаркам" с "Лузитаниями" лазят (а это какие глубины-то!!!), а наши даже не чешутся.
                1. +2
                  16 июня 2020 18:44
                  Цитата: Морской Кот
                  А когда наши из Владика были в Пенанге?

                  В декабре 1914 г. туда пришёл вспомогательный крейсер "Орёл" с 21 водолазом на борту и четырьмя аппаратами и снабжением.
                  Спуск водолаза у борта "Орла".
                  1. +1
                    16 июня 2020 18:55
                    Интересно, а что они оттуда подняли? Пушки-то с крейсера вроде бы поднимали все кому не лень, а наши окромя кассы, что там искали?
                    1. +2
                      16 июня 2020 19:21
                      Цитата: Морской Кот
                      Интересно, а что они оттуда подняли?

                      Кормовое орудие, пулемёт, шесть дневных оптических прицелов, восемь ночных подзорных труб и прожектор.
                      1. +2
                        16 июня 2020 19:28
                        Хм... А стоило ли из-за этого огород городить и гонять туда целый вспомогательный крейсер? request
                      2. +2
                        16 июня 2020 19:55
                        Цитата: Морской Кот
                        А стоило ли из-за этого огород городить и гонять туда целый вспомогательный крейсер?

                        Вот и я об этом подумал laughing
                        Может, просто не знали, в каком состоянии крейсер ?
                      3. +1
                        16 июня 2020 20:23
                        А всё равно смысла нет, тратить деньги и время на подъём и ремонт, чтобы к концу войны ввести старичка в строй?
                2. +2
                  16 июня 2020 20:56
                  Все крупные проекты по поиску известных кораблей западными исследователями одновременно были и исследовательскими проектами ВМФ США. Просто о последнем не пишут. При погружении на "Титаник" проводились исследования по звукоподводной связи с ПЛ. При поиске крейсера "Эдинбург" англичане и янки мутили что-то против нашей системы обнаружения ПЛ. Вроде бы хотели подорвать заряды на глубине и инициировать срабатывание акустических буев. Там не афишируемый скандал был. Не сомневаюсь, что японцы погружавшиеся на крейсер "Дмитрий Донской" связаны с ВМФ Японии. Может одновременно линии связи чинили или акустические буи на Цусимском барраже проверяли. Поэтому американцы, англичане и японцы в любом подводном исследователе видят прежде всего шпиона, а в наших - в особенности. И не пускают экспедиции в Цусиму. Просто не пускают. К.А. Шопотов на волне "потепления" 10 лет с 1995 года бился, чтоб организовать экспедицию в Цусиму. Все без толку. Потому и не обследовали (официально) ЭБР 2-й эскадры, а не потому что лень или денег нет.
          2. +1
            16 июня 2020 20:45
            По погружению на ЭБР 2-й Тихоокеанской эскадры , лежащие на дне Цусимского пролива. По словам покойного контр-адмирала в отставке Константина Антоновича Шопотова, бывшего начальником и научным руководителем подводно-археологической экспедиции "Память Балтики", погружаться в Цусимском проливе не дадут США и Япония. Как раз в районе битвы у них развернут противолодочный барраж из системы гидроакустических буев, кабелей связи и (возможно) управляемых донных мин. И янки панически боятся вскрытия этой системы. На, русских, они не допустят в Цусиму ни под каким соусом и не считаясь с затратами.
            1. +1
              16 июня 2020 21:09
              Спасибо, Дмитрий! hi Про пролив теперь всё понятно, но они почему-то и сами там не очень-то шарятся. Боятся, что наши поднимут шум за нарушение покоя "воинских захоронений"? Так штатникам всегда наплевать было на любой шум. Или просто их это не интересует?
            2. +2
              17 июня 2020 11:08
              [/quote]На, русских, они не допустят в Цусиму ни под каким соусом и не считаясь с затратами.[quote]

              Там, вообще-то международные воды, в которых погружение никто запретить не может. Деньги только нужны, а их хватает, только на погружение обнулёныша.
          3. 0
            17 июня 2020 11:21
            [/quote]Наименьшая глубина на фарватере - 73 метра, а так в среднем среднем около 90, и до 100 метров.[quote]

            Карта показывает в районе боя больше ста метров. Для современных средств, - это не глубина.
  14. +2
    16 июня 2020 17:46
    Цитата: Trapper7
    у Больных в книге Трагедия ошибок было описание действий и гибели этого линкора. Там он писал, что Германия дала добро А-В для полного доступа ко всей техдокументации и ноу-хау Германского флота, но австрийцы пошли своим путем)


    Да даже если бы и не пошли своим путем - внутриполитического компромисса, плодом которого стал Иштван (заказ криворуким бракоделам из Данубиуса в обмен на голосование венгерским парламентом за морской бюджет), никто не отменил бы.
  15. +1
    16 июня 2020 18:07
    Отличная статья. Прочитал с удовольствием. Прошу автора принять мою искреннюю благодарность.
    1. 0
      16 июня 2020 18:31
      Спасибо, Илья, очень приятно !
  16. +1
    16 июня 2020 18:31
    Цитата: Морской Кот
    риск, он с любым спуском под воду имеется

    Читал, что двое или трое пропали, к "Императрице Екатерине" погружались. Нашли потом только запасные акваланги. Может, внутрь проникли, и выбраться не смогли ?
  17. 0
    17 июня 2020 20:17
    мне посчастливилось лично разговаривать с последним членом экипажа "сент иштвана" где-то за пол года до его смерти.
  18. 0
    23 августа 2020 19:22
    Интересная статья...