Смешной предок авианосца


Да, возможно, материал покажется смешным и несерьезным, но поверьте, непосредственным участникам было совершенно не до смеха. Они, участники, были заняты весьма серьезным делом созидания.


Сегодня авианосец – это весьма серьезное оружие. И страны, у которых есть на вооружении авианосцы, составляют некий престижный клуб тех, кто смогли обзавестись этим оружием. Таиланд не в счет, президентская авианесущая яхта все-таки не очень серьезно смотрится на общем фоне.

Но сегодня мы окунемся в историю. Очень так глубоко, поскольку история – штука очень серьезная. А история авианосцев началась намного раньше, чем многие себе могут представить.

Начинаем.

И начинаем с того, чем первоначально занимались все летательные аппараты. То есть с разведки.

Изначально разведка была завязана на скорость перемещения и высоту, на которую разведчики могли забраться. И чем выше оказывался наблюдатель, тем проще ему было работать. Но вот беда, подходящие высоты были не всегда под рукой. Особенно при осаде городов, а также на море, где все решала высота мачт.

Неудивительно, как только человек придумал способ подняться повыше, первым, кто на это начал смотреть пристально, были именно военные.

И как только начались такие вещи, как «фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы», военные поняли, что вот оно.

Правда, первые воздушные наблюдатели взлетали не на воздушных шарах или аэростатах, а на воздушных змеях. Понятно, что задумка, пришедшая от китайцев, была продуктивна, хотя полет зависел от таких вещей, как ветер. Ну и приходилось наблюдателей подбирать по принципу «чем легче – тем лучше».

Смешной предок авианосца



Если верить записям, то первые попытки приспособить для разведки воздушный шар были совершены в армии Наполеона Бонапарта. И вроде даже успешно. И тут же возникла подлая мыслишка на тему того, что неплохо было бы с воздушного шара швырнуть что-то взрывчатое на головы противнику.

Но не получилось, потому как не было того, что можно было бы швырнуть. Контактных взрывателей еще не изобрели, да и высота подъема была так себе. Не более 400 метров, и удаление не такое уж далекое от места старта, так что туда запросто можно было отправить некоторое количество ядер или (еще более эффективно) эскадрон гусар летучих, которые порубили бы обслугу воздухоплавателей в крошево.

Однако идейка прочно поселилась в военных мозгах.


Следующую попытку сделали австрийцы, которые в 1849 году осаждали Венецию, где началось антиавстрийское восстание. Венеция тогда была частью Австрийской империи.

И именно в 1849 году произошло первое применение боевых летательных аппаратов с кораблей.

Австрийские войска осадили Венецию, устроив полноценную блокаду, но вот дальше этого дело не пошло. Венеция была весьма прилично укреплена, да еще ландшафт просто не позволял подтянуть тяжелую осадную артиллерию, чтобы вразумить непокорных.

Сложилась патовая ситуация, в которой австрийцы просто не могли нормально обстреливать город, что, естественно, их бесило.

Среди австрийцев нашелся умный человек. Такое случается даже в имперских армиях. Лейтенант (!!!) австрийской артиллерии Франц фон Юхатик предложил бомбардировать город с аэростатов.

Идея была очень новаторской: аэростаты надо было запустить по ветру, когда он дул в сторону Венеции, а в нужное время часовой механизм должен был сбросить бомбы на город.

Главкому австрийцев маршалу Радецкому идея понравилась, и работа закипела.

Почему австрийцы решили применять аэростаты с воды, сегодня сказать сложно. Но первое применение было именно с носителя морского базирования, говоря современным языком.

На деле все было проще: в качестве носителя аэростатов использовали вспомогательный корабль "Вулкано". Снаряженные бомбами аэростаты цеплялись к бортам корабля. При попутном ветре аэростаты отцеплялись и отправлялись к цели. Над городом по истечении расчетного времени срабатывал механизм, освобождавший бомбы, и они летели вниз.

Все было весьма приблизительно, но идея по тому времени была хороша. И весьма современна. Вряд ли реальное боевое воздействие было бы значимым, но вот моральное – вполне.

Удовлетворенные паникой в городе, австрийцы продолжили палить по городу из пушек, которым ветер был не принципиален.

Факт, пусть и малозаметный, в истории остался. В июне 1849 года впервые с борта военного корабля стартовал летательный аппарат (беспилотный) с бомбовой нагрузкой.

Но кому надо было, тот запомнил. И уже в 1862 году, в акватории реки Потомак армия северян в Гражданской войне применила это оружие. Правда, в несколько ином качестве.

Северяне взяли старую угольную баржу и переоборудовали ее в носитель аэростатов. Устойчивая баржа позволяла разместить на себе все необходимое оборудование, ремонтное, подъемное, телеграфную станцию (!) для докладов наблюдателя и запас водорода для наполнения оболочки.

Точность перемещения тут не требовалось, достаточно было вывесить аэростат повыше и наблюдать за действиями противника или корректировать огонь своих батарей.

Получилось весьма эффективно. Настолько, что баржа, курсировавшая вне досягаемости орудий южан, достала их настолько, что был отправлен десантный отряд из нескольких судов, дабы прекратить разведывательное безобразие северян.

Однако северяне предполагали что-то подобное, и на Потомаке разыгралось небольшое сражение между десантом южан и силами охраны аэростатоносца, состоявших из двух канонерских лодок, вооруженного парохода-буксира и шлюпа. Южане получили по зубам, но идею скопировали и построили свой корабль с разведывательным аэростатом.

А вот за Гражданской войной наблюдали из Европы, и наблюдали пристально. Даже посылали своих представителей и наблюдателей. Для ознакомления с новинками и военным опытом.

Одним из таких офицеров был немецкий капитан (будущий генерал-лейтенант) граф Фердинанд фон Цеппелин. Кавалерийский разведчик по профилю.


Наверное, уже никто не удивится тому, что майор фон Цеппелин во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов очень широко использовал для сбора данных аэростаты…


На флоте новинку тоже осваивали. Даже с большим интересом, чем на суше, потому что на море нет гор, высот и прочих преимуществ. Только мачты, с которых велось все визуальное наблюдение.


Но мачту не сделать настолько высокой, чтобы можно было реально получить преимущество перед противником. Несколько десятков метров, и все. А вот аэростат можно было задрать на сколько позволили бы длина и вес троса. То есть на несколько сотен метров. А это уже реальное преимущество.

Но работа с аэростатом было весьма непростым делом. Во-первых, ветер, который мешал работе, во-вторых, форма аэростата. Привязные аэростаты крутило и вращало ветром просто ужасно, и зачастую наблюдатели просто не могли нормально делать свое дело.

Так продолжалось, пока немцы не изобрели так называемый змейковый аэростат. То есть аэростат немного удлиненной формы и с оперением, которое играло роль стабилизатора.




И мир прорвало. Все понравилась концепция воздушного корректировщика на море, которому совершенно не мешает дым от выстрелов огромных пушек броненосцев и дредноутов. А они все еще стреляли дымным порохом, так что дыма хватало. По самые клотики.

И разведчики обходились очень недорого, под нужды флота и несение аэростатов можно было переоборудовать всякие коммерческие корабли. Чем дешевле – тем лучше.










Кстати, вот в плане постройки и перестройки аэростатоносцев первым стал российский флот. В 1904 году в строю русского флота появился вспомогательный крейсер «Русь». Это был немецкий коммерческий пароход, который купил граф Строганов и отдал на нужды флота.

Пароход («Лан») был свежим и довольно быстрым, 17 узлов – это вполне неплохо. А потому оружия на «Русь» ставить не стали, а вооружили новоиспеченный крейсер четырьмя аэростатами змейкового типа.


Кроме них, в «боекомплект» входил один традиционный шарообразный аэростат и четыре небольших сигнальных аэростата. Сигнальные аэростаты предназначались для того, чтобы подавать сигналы кораблям в эскадренном строю на большой удалении.

И на других русских кораблях начали появляться аэростаты. Вот, нашел фото крейсера "Россия" с пузырем на корме.


Аэростаты прижились на кораблях. Польза была очевидна. Сгубило идею развитие авиации. Да, самолет в Первой мировой войне только вставал на крыло. Нес один-два пулемета и несколько маленьких бомбочек, в то время как нормальные боевые дирижабли ощетинивались стволами не только пулеметов, но и пушек. И бомбы брали сотнями килограммов.

Увы, но в споре с самолетом аэростат проиграл. И аэростатоносцы начали переделывать в гидроавитранспорты, то есть носители гидросамолетов.


Русский гидроавиатранспорт "Орлица"

Так что исторически цепочка развития выглядит так: аэростатоносец – дирижабленосец – гидроавиатранспорт – авианосец.


А суть применения, кстати, не сильно отлична от австрийской задумки 1849 года. Значит, идея была весьма и весьма хороша…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ЗВЕРОБОЙ 15 июня 2020 18:15 Новый
    • 13
    • 4
    +9
    Чудо - Чудное! Мне понравилась статья Романа Скоморохова! Пожелаем автору - побольше хороших статей на исторические темы! good фотки - Зачётные!
    1. Kuroneko 16 июня 2020 17:38 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Роман авианесущие КР и ЛК забыл. Я не про обычные (даже для КР периода интербеллума-Второй Мировой) гидросамолёты, а про конкретных представителей жанра, объединявших в себе признаки авианосца и артиллерийского корабля.


      Ну ещё какбэ подводные авианосцы вспомнить можно, и проекты воздушных авианосцев - дирижаблей-авианосцев.и самолётов-авианосцев (выглядит как тавтология, но на деле это не так =).

      Короче, эволюция класса была далеко не столь линейна, как нам её преподносит Роман.
  2. Avior 15 июня 2020 18:34 Новый
    • 7
    • 4
    +3
    . Почему австрийцы решили применять аэростаты с воды, сегодня сказать сложно.

    Возможно, по нескольким причинам
    1 с воды до Венеции меньше расстояние из за сложных подходов по берегу
    2 проще доставлять к месту старта особенно с учётом того, что направление ветра могло и отличатся, и запускать нужно было с определенной точки в зависимости от направления ветра, оперативно перемещая.
    Лучший способ на то время- водный транспорт

    3. Для запуска был нужен предсказуемый по времени и и не очень сильный ветер, проще всего- дневной бриз, он днём дует с моря на сушу, ровный по силе, стабильный по направлению и по времени.
    К тому же после сброса бомбы шар летел дальше и где то на берегу падал- можно было использовать повторно.
  3. bubalik 15 июня 2020 18:37 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    ,,,Роман кратко как то пробежался. По дирижаблям, особенно во Второй мировой,можно много было написать.
    Фирма "Гудийр",дирижабли "К",,,



    Как немецкая U-134 дирижабль К-74 завалила.
    1. Лопатов 15 июня 2020 19:22 Новый
      • 9
      • 0
      +9
      Цитата: bubalik
      Как немецкая U-134 дирижабль К-74 завалила.

      При этом пролюбила сухогруз и танкер.
      Из-за которых. собственно, дирижабль и атаковал подводную лодку вопреки инструкции
    2. Вождь краснокожих 15 июня 2020 19:31 Новый
      • 1
      • 3
      -2
      Ну, получилась расширенная версия статей из МК восьмидесятых годов.
    3. vladcub 15 июня 2020 20:30 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Дружище Сергей,Вы только аппетит раздразнили: что это за история была?
      1. bubalik 15 июня 2020 20:34 Новый
        • 0
        • 0
        0
        ДД! hi
        ,,,на многих ресурсах описано.История довольно известная.
  4. avia12005 15 июня 2020 18:42 Новый
    • 2
    • 2
    0
    Интересно, почему не использовали аэростаты во 2-й эскадре при Цусиме? И были ли они при ней?
  5. Алсеерз 15 июня 2020 19:25 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Значит, идея была весьма и весьма хороша…

    Странно читать такое у Романа. Ведь только недавно была его статья о ненужности ВМФ, ущербности заложеных в авианосцы идей и прочего....?
    1. антивирус 15 июня 2020 20:21 Новый
      • 1
      • 2
      -1
      а а\сцы в 70 000 тонн реально нужны? кому?
    2. vladcub 15 июня 2020 20:33 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Роман в ответ:" всё течёт , всё меняется" и мои мысли кардинально поменялись
  6. sharp-lad 15 июня 2020 19:39 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Вот это да! Боевой, роботизированный, беспилотный аппарат легче воздуха в 1849 году! Воистину велика сила мысли человека в деле уничтожения себе подобных.
  7. Undecim 15 июня 2020 20:00 Новый
    • 9
    • 1
    +8
    Если верить записям, то первые попытки приспособить для разведки воздушный шар были совершены в армии Наполеона Бонапарта.
    Первые попытки приспособить воздушные шары для разведки были совершены до Наполеона.
    Первая в мире воздухоплавательная воинская часть, Compagnie d'aérostiers была создана во Франции в 1794 году. Корпус состоял из капитана и лейтенанта, старшего сержанта и двух сержантов, капрала и двадцати рядовых. Предусматривалось три роли: разведка, сигнализация и распространение агитации.
    Первое военное использование воздушного шара было 2 июня 1794 года в битве при Флерусе.
    1. vladcub 15 июня 2020 20:34 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      В. Н., спасибо Вам,что подправили Романа
    2. Saxahorse 15 июня 2020 23:33 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Undecim
      Первая в мире воздухоплавательная воинская часть, Compagnie d'aérostiers была создана во Франции в 1794 году.

      Любопытно что "28 января 1799 года первая авиарота по непонятной причине была расформирована, а 17 ноября 1801 года указом военного министра Бертье ликвидировали и вторую воздухоплавательную роту, а ее персонал перевели в артиллерию."

      Поговаривают что уже при Флерусе Журдан остался недоволен работой своей авиаразведки. Предполагалось что "сверху видно все.." однако даже скромная "зеленка" внесла значительные коррективы. В результате что при Флерусе что при осаде Майнца аэронавты прозевали подход аж несколько дивизий австрийцев, что едва не закончилось плохо для французской армии.

      В итоге пользу воздухоплавания на тот момент признали весьма ограниченной.
      1. Undecim 16 июня 2020 00:30 Новый
        • 5
        • 1
        +4
        Первая рота в битве при Вюрцбурге попала в плен к австрийцам в полном составе вместе с воздушным шаром, который сейчас экспонируется в венском Музее военной истории и является самым старым из сохранившихся в Европе.

        После освобождения по условиям Леобенского договора, рота была отправлена в Египет, где в 1798 году в битве при Абукире потеряла все свое имущество и использовалась для других задач до 1802 года, когда армия вернулась из Египта.
        1. Saxahorse 16 июня 2020 00:40 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          Цитата: Undecim
          рота была отправлена в Египет, где в 1798 году в битве при Абукире потеряла все свое имущество и использовалась для других задач

          Бытовало мнение что аэростаты сильно пугают туземцев и варваров, для того в Египет и отправили. Мамелюки правда как то не сильно испугались. А имущество рота потеряла в результате урагана, который унес их шар как раз к мамелюком. Говорят, это расстроило Бонапарта. :)
  8. Undecim 15 июня 2020 20:19 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    Вряд ли реальное боевое воздействие было бы значимым, но вот моральное – вполне.
    Всего австрийцы запустили порядка 200 шаров. Воздушные шары были запущены в основном с суши; однако, некоторые были также запущены с парохода Vulcano. Достоверно подтвержденное "попадание" - одно. Зато часть шаров изменившийся ветер погнал на австрийские позиции, где паника была больше, чем в городе.
  9. vladcub 15 июня 2020 20:43 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Роман, вообще-то предполагалось применить аэростат , чтобы с воздуха ударить по французам. На Воробьевых горах в 1812 строили подобный аэростат. Он должен был иметь с десяток лёгких пушек, чтобы картечью засыпать французов, но не успели до Бородинского сражения построить и испытать
    1. Undecim 15 июня 2020 21:00 Новый
      • 5
      • 1
      +4
      не успели до Бородинского сражения построить и испытать
      Успели. Он от земли не оторвался. Это "летающая лодка" Леппиха. В 163 000 рублей обошелся "прожект". По тем временам - очень серьезные деньги.
      1. vladcub 15 июня 2020 21:12 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Я читал,что задержались с испытаниями . По ТВ был д/ф в цикле"Искатели", но там много было много попутного " мусора" типа:" если бы да кабы во рту выросли грибы"
        1. Undecim 15 июня 2020 21:18 Новый
          • 2
          • 1
          +1
          За три дня до занятия Москвы врагом Ростопчин доносит:
          «…С прискорбием извещаю ваше величество о неудаче Леппиха. Он построил шар, который должен был поднять 50 человек, и назначил час, когда должен был подняться… Прошло 5 дней, и ничего не готово. Вместо 6 часов он употребил целых 3 дня, чтобы наполнить газом шар, который не поднимал и двух человек…

          Помните такой журнал - "Техника молодежи", а в нем рубрику "Антология таинственных случаев".
          В №3 за 1970 год как раз была статья.
          1. vladcub 16 июня 2020 11:43 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Действительно в"Технике молодежи"печатали много интересного. Когда-то там видел про взрыв на :" Императрице Марии", еще куча интересного
            ПС. В интернете можно будет найти, чтобы перечитать?
            1. Undecim 16 июня 2020 13:56 Новый
              • 0
              • 1
              -1
              В интернете все можно найти.
  10. doubovitski 15 июня 2020 21:38 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Мне понравился язык изложения. С фактами я несколько был уже знаком, но всё равно, прочитал с интересом. Автор, несомненно, с талантом в друзьях.
  11. phair 15 июня 2020 21:51 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    5+ Очень хороший статей.
  12. Pushkowed 16 июня 2020 06:07 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Аэростатоносец "Русь" до Цусимы не дошёл. Из-за ужасного технического состояния его отослали назад.
    При подходе к Цусиме на русской эскадре померещилось, что над морем виден чей-то аэростат. (Тогда на русской эскадре вообще много чего мерещилось: то японские миноносцы у Доггер-банки, то японские подводные лодки...) На разведку послали крейсера "Жемчуг" и "Олег". Но они не нашли ни аэростата, ни его источника.
    Крейсер "Алмаз", благополучно прошедший Цусиму, впоследствии стал первым русским гидроавиносцем (на Черноморском флоте), в этой роли и прошёл Первую мировую.
    1. vladcub 16 июня 2020 11:35 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      "то японские миноносцы у Догер- банки"японцы там были. По-моему Костенко:"На" Орле"в Цусиме" приводил данные,что япсов там видели.
  13. Earthshaker 16 июня 2020 12:27 Новый
    • 0
    • 0
    0
    "Не все могут видеть завтрашний день... вернее могут, но не все" ©
    Франц фон Юханик видел.
  14. dgonni 16 июня 2020 12:29 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Респект! Скоморохов неожиданно смог в отличную статью!
  15. Region-25.rus 20 июня 2020 16:42 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: vladcub
    "то японские миноносцы у Догер- банки"японцы там были. По-моему Костенко:"На" Орле"в Цусиме" приводил данные,что япсов там видели.

    вроде как вопрос давно разобран по косточкам. И..откуда "скорлупки" водоизмещением в 200-250 тонн могли там появиться сами по себе? Да, наши миноносцы доползли до Цусимы но(!) в составе эскадры. При этом получая с эскадры и уголь, и провизию, смазочные материалы, часто идя на буксире более крупных кораблей. Нафига спрашивается японцам было тащить через пол мира в Европу пара-тройку миноносцев?) Если такое же можно было провернуть гораздо ближе к своим водам. К тому же там и условия получше. особенно на выходе из индийского океана.
    Ну, разве только купив у той же Британии миноносцы на месте, посадив на них свои экипажи и подняв на корме свое "Солнышко". Но..это как-то фантастически звучит)))