О проблемах Индии с реактивными двигателями для истребителей

30

Индия является одним из крупнейших покупателей на мировом рынке вооружений, включая и боевые самолеты. Но в последние годы в стране активно ведется работа по укреплению собственной военной промышленности.

Индийским самолетам нужен индийский двигатель


Особое внимание Индия уделяет переоснащению и перевооружению авиационного парка своих ВВС. Политику Нью-Дели можно понять: страна граничит сразу с двумя враждебно настроенными государствами – Китаем и Пакистаном, причем с последним пограничные вооруженные конфликты вспыхивают постоянно. При этом миролюбивой в этом плане трудно назвать и саму Индию.



Большую роль в обеспечении обороноспособности Индии играет истребительная авиация, однако легкие истребители, используемые военно-воздушными силами страны, постепенно устаревают. Выходом из сложившейся ситуации, помимо приобретения истребителей последнего поколения за границей, является и производство собственных самолетов.

Индийская программа по созданию многоцелевого истребителя была начата еще в далеком 1983 году, но первый полет легкого многоцелевого истребителя Tejas имел место только в 2001 году, а контракт на поставку ВВС Индии первых 40 серийных самолетов HAL Tejas был подписан только в 2012 году.

Конечно, как отмечают многие эксперты, Tejas практически по всем параметрам уступает современным истребителям, производимым в США, Европе или России. И, тем не менее, индийское руководство не собирается останавливать работу над дальнейшим совершенствованием собственного самолета, что не отменяет закупки истребителей иностранного производства. Однако перспективы дальнейшего выпуска собственных самолетов связаны с созданием индийских реактивных двигателей.

Долгие испытания двигателя Kaveri


Еще в 2010 году, десять лет назад, в России, в подмосковном Жуковском прошли испытания авиационного реактивного двигателя Kaveri индийского производства. Испытания проводились на базе транспортного самолета Ил-76, к которому был присоединен двигатель.

О проблемах Индии с реактивными двигателями для истребителей

Разработку двигателя Kaveri осуществлял Научно-исследовательский институт газовых турбин (GTRE) по заказу Организации оборонных исследований и разработок (DRDO. Kaveri представляет собой двухконтурный турбореактивный реактивный двигатель. Но, несмотря на более чем тридцатилетнюю историю разработок, «до ума» двигатель пока еще не доведен.

В 2015 году были обнаружены шумы на полной тяге во время испытаний, причем долгое время инженеры не могли ответить на вопрос о происхождении шумов. Также были обнаружены вспышки в форсажном режиме, свидетельствующие о проблемах с системой подачи топлива.

Затем было решено использовать двигатель Kaveri в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), но это не решало проблемы отсутствия собственного реактивного двигателя для истребителей. Тем более, что в Индии существует огромный спрос на реактивные двигатели. В этой связи в Индии всё больше растёт сомнение относительно того, что страна способна без внешней помощи создать собственный истребитель пятого поколения, тем более в сжатые сроки.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    15 июня 2020 12:56
    В этой связи в Индии всё больше растёт сомнение относительно того, что страна способна без внешней помощи создать собственный истребитель пятого поколения, тем более в сжатые сроки.
    Это всё пыль в глаза. Ещё чуть, чуть и они выкопают спрятанные "Виманы" и будут у них ВВС с летательными аппаратами 33-го поколения!!! Я в них верю! Хари Кришна! wassat
    1. +3
      15 июня 2020 13:02
      Коррупция у индусов масштабная, потому не видать им своих двигателей, пока не решат вопрос кумовства.
      1. +8
        15 июня 2020 13:21
        Всегда поражали амбиции чиновников, не имеющих ни какого представления о реальных принципах технологического развития. Казалось бы чего проще: возьми да инвестирую в совместный проект с компанией имеющей огромный опыт в разработке аналогичных двигателей. Потом останется только подтянуть собственный научно-технический потенциал и будет результат. Так нет, если вложить в совместный проект, то вторая сторона просто не даст возможности воровать деньги, они это еще во время совместного проекта FGFA поняли. Поэтому чиновники и продолжают "изобретать велосипед".
        1. +6
          15 июня 2020 13:51
          Вы правильно говорите о комплексности решаемых вопросов ,но ещё нужны и правильные алгоритмы построения этапов развития. Почему российские двигатели в принципе являются более совершенными чем в производстве других стран. Потому ,что во всей принципиальной идентичности работы и конструкции всех двигателей у российских есть маленький ,но критически важный нюанс, который позволяет расширить пределы неразрывности потока на лопатках турбины. Вот где и нужны теоретические основы понимания физ процесса.
          1. 0
            16 июня 2020 00:10
            "Почему российские двигатели в принципе являются более совершенными чем в производстве других стран..."
            Позвольте полюбопытствовать , как называется российский двигатель превзошедший SNECMA M88 или даже "старичков" SNECMA M53-P20, GE F404 ?
            1. +1
              16 июня 2020 07:59
              Видите ли в чем вопрос. Когда мы рассматривали концепцию работы перспективного авиационного двигателя ,то мы работали с чистого листа и ключевыми целевыми задачами стояли обеспечение на порядок более высоких скоростей вращения ротора ,отмечу-не разрушающегося вращения ,экономичность и работа в любой среде . И разумеется технологическая простота в производстве и возможности снижения масс габаритных параметров. .Т.е. Задача упрощалась тем чтобы обеспечить более высокую плотность энергии в физ процессе-если можно так сказать. И мы создали принципиально новый двигатель именно как процессуальный физ процесс. И! Совершенно не опираясь на тонкости уже созданных лучших двигателей обнаружили то ,что конфигурация и принцип работы по обеспечению неразрывного потока воздуха при высоких скоростях на лопатках имеет более развитое понимание чем то ,что применил Архип Люлька . А именно то ,что он применил на лопатках турбины . Так вот лопатка турбины должна работать так как работает индукционные устройство в электротехнике со сбалансированным спин процессом вращяющегося магнитного потока. Т.е банальное решение выходящее из того ,что подвижная среда имеет более высокое истечение при его вращении ,но там и ещё другие нюансы ,о которых и сейчас ведущие конструкторы не знают и соответственно не применяют . Поэтому конечно есть хорошие решения и за границей .Но! Я говорю о физических процессах оптимальных для работы именно рабочих частей турбин и лопаток в них . И пока в России это интеллектуальный козырь ,что и позволяет говорить о преимуществах их двигателей.
        2. +3
          15 июня 2020 14:08
          Цитата: Vita VKO
          Казалось бы чего проще: возьми да инвестирую в совместный проект с компанией имеющей огромный опыт в разработке аналогичных

          Ну инвестировали они в создание собственного танка немцам и что на выходе?
          Может пора, что то в "филармонии" подправить?
          1. +2
            15 июня 2020 16:44
            Пусть покупают МиГ-35 с лицензией , в том числе на двигатель . Двиг от МиГ-35 вполне подойдёт для их "Таджесов" .
            Делов-то ? request
            1. 0
              15 июня 2020 17:49
              Цитата: bayard
              Делов-то ?

              Всего то надо "переплюнуть" в размере "заноса" некого количества денежных знаков в соответствующие офисы МО Индии "западных партнеров". Индийская "специфика" понимаешь
              1. +1
                15 июня 2020 19:20
                Лицензию на двигатели ни американцы , ни французы им не продадут . Так что пусть сами "заносы" несут в МО РФ и прочие ведомства .
                А иначе двигатели им не добыть . wink
            2. 0
              17 июня 2020 06:42
              Вот они и покупают "Рафали" или что там французское?
              1. 0
                17 июня 2020 09:58
                На "Рафалях" откат порядка 50% - мировой рекорд .
                И цена за(свыше) 200 млрд. дол.
                Причём БЕЗ лицензии на даже отвёрточную сборку - французы оценили культуру производства в Индии как крайне низкую и сказали , что гарантии на собранные в Индии "Рафали" дать не смогут .
                И ПОЛНОЕ табу лицензии на двигатель .
                Так что "Рафаль" будет у индусов ограниченной партией , и так скандалы по сей день не утихают - как умудрились ТАК сторговаться .
                Для "Таджеса" нужен двигатель размерности РД-33(МиГ-29\35) , F-404(F-18) или "Шафран" от "Рафаля" . Параметры РД-33 в версии для МиГ-35 соответствуют параметрам последних модификаций F-404 и выше чем у "Шафран" (тяговые , экономические , да и ресурс). Так что у индусов есть хорошее решение их проблем - сразу нескольких .
                И лицензию мы продать и помочь наладить сборку - можем .
                1. 0
                  21 сентября 2020 21:13
                  F-404 ?! Какое многозначительное название ))))
            3. 0
              21 сентября 2020 21:10
              Кроме документации надо еще и опыт производства таких вещей..и само производство..и технологии производства сплавов..А ведь сплавы жаропрочные -это основной затык таких двигателей..А вот этого просто так никто на сторону не отдаст..
              1. 0
                21 сентября 2020 21:27
                Как монокристаллы лопаток лить ?
                Конечно не продаст .
                Да и не осилить им .
                Но лопатки и другие критичные по технологиям комплектующие можно и машинокомплектами поставлять , а сами двигатели пусть у себя собирают . Для них получится в два раза дороже , но своё , а нам почти-что то-на то , как с поставками машинокомплектов Су-30 - почти полная цена истребителя , но запчастями .
                И с двигателями так же будет .
                Но зато - СВОИ .
                Индейские . good

                А иначе - НИКАК .
      2. +1
        18 июня 2020 21:34
        А в России её нет? Ещё покруче будет, да и с двигателями не всё так гладко.
  2. +5
    15 июня 2020 13:06
    Индия является одним из крупнейших покупателей на мировом рынке вооружений

    Индию я очень хорошо понимаю. Она мне себя напоминает. laughing Я сам, увидев на АлиЭкспресс что то интересное, заказываю в надежде получить что то полезное и, получив оное, часто плююсь - какая же это фигня оказывается. request
    1. -2
      15 июня 2020 16:57
      Ну дык,тут же спец по авиации выслугой 25 лет.... laughing
      Давай че нибудь про двигло загни нам.
      1. -3
        15 июня 2020 18:14
        Че молчим?
        Кто у разведчиков был ком.полка,зам по ИАС,нач ТЭЧ?
        Это несекретно,все в соцсетях ветеранов.
        От тебя ни одного фото с учебы,со службы.
        Я своих сюда накидал с сотню за 8 лет.
        И пару книг написал,изданных в Канаде и Германии.
        Ты кто?
        Админы накачали тролю рейтинга и он тут пальцы гнет-я летчик с аватаркой 95.
        Не стыдно?

        1. +1
          15 июня 2020 19:34
          А что за "раздрай" такой?
  3. +1
    15 июня 2020 13:38
    У Индии вечные проблемы с авиацией..
  4. +1
    15 июня 2020 13:50
    Хехе, "лейся, песня" ! Но не все так плохо для индийцев: французы занимаются двигателем, осваивают офсетный бюджет в хорошем смысле, надеюсь(иначе не видать им отдачи от вложений), по крайней мере, работа идет. Директора поменяли. ) Индийцы жалуются, что нет своих стендов, на нехватку инженеров. Двигатель пока не выдает достаточной тяги на большой высоте, проблему с вибрациями непонятно решили или нет. Также, HAL похоже не горит желанием экспериментировать со своими LCA и AMCA (в будущем), т.е. потенциальный (и единственно возможный) заказчик всеми силами отлынивает от этого продукта. ) Правда, есть еще вариант с нефорсажным вариантом с БПЛА и гражданские применения.
  5. +2
    15 июня 2020 13:56
    А с чем у них нет проблем? Автоматы, танки, авиация индийского производства и разработки в принципе не фонтан. Про INSAS я вообще молчу. Им предстоит еще долгий путь. А вот ракеты летают и берут коммерческую нагрузку иногда, правда и тут не без казусов - они запустили незаконные спутники
  6. -1
    15 июня 2020 14:59
    Когда наша сушка в войска пойдёт индусы будут локти кусать что отказались.
  7. 0
    15 июня 2020 17:40
    Если бандер-логи сделают хороший движок тогда Зимбабве пострит звездолет.
  8. 0
    15 июня 2020 21:25
    Цитата: NN52
    А что за "раздрай" такой?

    Ну, он считает, что свою пипиську продемонстрировал, теперь твоя очередь.
  9. 0
    16 июня 2020 00:20
    Зачётный самолёт - в ВКС такого нет.
    https://www.youtube.com/watch?v=2BkQXDwDsfQ
  10. +2
    16 июня 2020 11:51
    ...типа нет у нас легких истребителей ?
    Статейка о другом... Я вот часто, читая статью или описание или сравнение чего-то с чем-то, вкурив тему, сползаю в конец истории- чем же автор хотел удивить. Да ни чем. Нет там инженерной школы априори. При всех истеричных ИХ желаниях, триллионах вбуханых, никогда они не догонят ни европу ни штаты ни тем более нас. Ибо помимо всего, нужны традиции сложенные десятками лет. Т.е. нужен менталитет поколений. То же самое с нашей электроникой случилось. А теперь и со всей промышленностью.
    _ _ _ До сих пор, не могу поверить, что бы вот так, ровно, тридцать лет целенаправленно уничтожать промышленность своей же страны. Безвозмездно. Это я отвлёкся. Сорян
    _ _ _ Школу, как институт воспитания инженеров, не купить. В японии инженер- миллионер, а у нас спившийся АХОшник. Прошло с тех пор 65 лет, это я про японию.
  11. 0
    11 августа 2020 08:30
    В Индии очень хорошие реактивные двигатели.
    Прекрасные реактивные двигатели.
    Надо послать в Индию Михаил Сергеевича и всех друзей Илона Маска, вместе с Павлом Дуровым. И они построят Индии самые великие реактивные двигатели на планете, из одного лишь чистого воздуха гласности и перестройки и половинки золотого биткойна.
  12. 0
    1 сентября 2020 20:28
    А пусть пыжится. Чем больше Индия без толку просадит в этой области ресурсов, особенно времени, тем лучше для нас. В наших интересах военная слабость Индии, её техническая отсталость и нищета. Потому что если страна с миллиардным населением станет сильной - нам несдобровать. Китай уже стал проблемой, недоглядели, теперь нужно срочно придумывать контрмеры, чтоб нейтрализовать его. И самый лучший вариант - стравить с Индией и пусть они самозабвенно режут друг друга, попутно ещё и решая проблему перенаселения Земли.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»