О проблемах Индии с реактивными двигателями для истребителей


Индия является одним из крупнейших покупателей на мировом рынке вооружений, включая и боевые самолеты. Но в последние годы в стране активно ведется работа по укреплению собственной военной промышленности.


Индийским самолетам нужен индийский двигатель


Особое внимание Индия уделяет переоснащению и перевооружению авиационного парка своих ВВС. Политику Нью-Дели можно понять: страна граничит сразу с двумя враждебно настроенными государствами – Китаем и Пакистаном, причем с последним пограничные вооруженные конфликты вспыхивают постоянно. При этом миролюбивой в этом плане трудно назвать и саму Индию.

Большую роль в обеспечении обороноспособности Индии играет истребительная авиация, однако легкие истребители, используемые военно-воздушными силами страны, постепенно устаревают. Выходом из сложившейся ситуации, помимо приобретения истребителей последнего поколения за границей, является и производство собственных самолетов.

Индийская программа по созданию многоцелевого истребителя была начата еще в далеком 1983 году, но первый полет легкого многоцелевого истребителя Tejas имел место только в 2001 году, а контракт на поставку ВВС Индии первых 40 серийных самолетов HAL Tejas был подписан только в 2012 году.

Конечно, как отмечают многие эксперты, Tejas практически по всем параметрам уступает современным истребителям, производимым в США, Европе или России. И, тем не менее, индийское руководство не собирается останавливать работу над дальнейшим совершенствованием собственного самолета, что не отменяет закупки истребителей иностранного производства. Однако перспективы дальнейшего выпуска собственных самолетов связаны с созданием индийских реактивных двигателей.

Долгие испытания двигателя Kaveri


Еще в 2010 году, десять лет назад, в России, в подмосковном Жуковском прошли испытания авиационного реактивного двигателя Kaveri индийского производства. Испытания проводились на базе транспортного самолета Ил-76, к которому был присоединен двигатель.

О проблемах Индии с реактивными двигателями для истребителей

Разработку двигателя Kaveri осуществлял Научно-исследовательский институт газовых турбин (GTRE) по заказу Организации оборонных исследований и разработок (DRDO. Kaveri представляет собой двухконтурный турбореактивный реактивный двигатель. Но, несмотря на более чем тридцатилетнюю историю разработок, «до ума» двигатель пока еще не доведен.

В 2015 году были обнаружены шумы на полной тяге во время испытаний, причем долгое время инженеры не могли ответить на вопрос о происхождении шумов. Также были обнаружены вспышки в форсажном режиме, свидетельствующие о проблемах с системой подачи топлива.

Затем было решено использовать двигатель Kaveri в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), но это не решало проблемы отсутствия собственного реактивного двигателя для истребителей. Тем более, что в Индии существует огромный спрос на реактивные двигатели. В этой связи в Индии всё больше растёт сомнение относительно того, что страна способна без внешней помощи создать собственный истребитель пятого поколения, тем более в сжатые сроки.
Автор:
Использованы фотографии:
Википедия/Jagan Pillariseti (http://bharat-rakshak.com), Википедия/Pradeep.esg
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. letinant 15 июня 2020 12:56 Новый
    • 10
    • 2
    +8
    В этой связи в Индии всё больше растёт сомнение относительно того, что страна способна без внешней помощи создать собственный истребитель пятого поколения, тем более в сжатые сроки.
    Это всё пыль в глаза. Ещё чуть, чуть и они выкопают спрятанные "Виманы" и будут у них ВВС с летательными аппаратами 33-го поколения!!! Я в них верю! Хари Кришна! wassat
    1. Гражданский 15 июня 2020 13:02 Новый
      • 5
      • 2
      +3
      Коррупция у индусов масштабная, потому не видать им своих двигателей, пока не решат вопрос кумовства.
      1. Vita VKO 15 июня 2020 13:21 Новый
        • 8
        • 0
        +8
        Всегда поражали амбиции чиновников, не имеющих ни какого представления о реальных принципах технологического развития. Казалось бы чего проще: возьми да инвестирую в совместный проект с компанией имеющей огромный опыт в разработке аналогичных двигателей. Потом останется только подтянуть собственный научно-технический потенциал и будет результат. Так нет, если вложить в совместный проект, то вторая сторона просто не даст возможности воровать деньги, они это еще во время совместного проекта FGFA поняли. Поэтому чиновники и продолжают "изобретать велосипед".
        1. gridasov 15 июня 2020 13:51 Новый
          • 7
          • 1
          +6
          Вы правильно говорите о комплексности решаемых вопросов ,но ещё нужны и правильные алгоритмы построения этапов развития. Почему российские двигатели в принципе являются более совершенными чем в производстве других стран. Потому ,что во всей принципиальной идентичности работы и конструкции всех двигателей у российских есть маленький ,но критически важный нюанс, который позволяет расширить пределы неразрывности потока на лопатках турбины. Вот где и нужны теоретические основы понимания физ процесса.
          1. БегемотЪ 16 июня 2020 00:10 Новый
            • 1
            • 1
            0
            "Почему российские двигатели в принципе являются более совершенными чем в производстве других стран..."
            Позвольте полюбопытствовать , как называется российский двигатель превзошедший SNECMA M88 или даже "старичков" SNECMA M53-P20, GE F404 ?
            1. gridasov 16 июня 2020 07:59 Новый
              • 2
              • 1
              +1
              Видите ли в чем вопрос. Когда мы рассматривали концепцию работы перспективного авиационного двигателя ,то мы работали с чистого листа и ключевыми целевыми задачами стояли обеспечение на порядок более высоких скоростей вращения ротора ,отмечу-не разрушающегося вращения ,экономичность и работа в любой среде . И разумеется технологическая простота в производстве и возможности снижения масс габаритных параметров. .Т.е. Задача упрощалась тем чтобы обеспечить более высокую плотность энергии в физ процессе-если можно так сказать. И мы создали принципиально новый двигатель именно как процессуальный физ процесс. И! Совершенно не опираясь на тонкости уже созданных лучших двигателей обнаружили то ,что конфигурация и принцип работы по обеспечению неразрывного потока воздуха при высоких скоростях на лопатках имеет более развитое понимание чем то ,что применил Архип Люлька . А именно то ,что он применил на лопатках турбины . Так вот лопатка турбины должна работать так как работает индукционные устройство в электротехнике со сбалансированным спин процессом вращяющегося магнитного потока. Т.е банальное решение выходящее из того ,что подвижная среда имеет более высокое истечение при его вращении ,но там и ещё другие нюансы ,о которых и сейчас ведущие конструкторы не знают и соответственно не применяют . Поэтому конечно есть хорошие решения и за границей .Но! Я говорю о физических процессах оптимальных для работы именно рабочих частей турбин и лопаток в них . И пока в России это интеллектуальный козырь ,что и позволяет говорить о преимуществах их двигателей.
        2. svp67 15 июня 2020 14:08 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Цитата: Vita VKO
          Казалось бы чего проще: возьми да инвестирую в совместный проект с компанией имеющей огромный опыт в разработке аналогичных

          Ну инвестировали они в создание собственного танка немцам и что на выходе?
          Может пора, что то в "филармонии" подправить?
          1. bayard 15 июня 2020 16:44 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Пусть покупают МиГ-35 с лицензией , в том числе на двигатель . Двиг от МиГ-35 вполне подойдёт для их "Таджесов" .
            Делов-то ? request
            1. svp67 15 июня 2020 17:49 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Цитата: bayard
              Делов-то ?

              Всего то надо "переплюнуть" в размере "заноса" некого количества денежных знаков в соответствующие офисы МО Индии "западных партнеров". Индийская "специфика" понимаешь
              1. bayard 15 июня 2020 19:20 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Лицензию на двигатели ни американцы , ни французы им не продадут . Так что пусть сами "заносы" несут в МО РФ и прочие ведомства .
                А иначе двигатели им не добыть . wink
            2. Ilya_Nsk 17 июня 2020 06:42 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Вот они и покупают "Рафали" или что там французское?
              1. bayard 17 июня 2020 09:58 Новый
                • 0
                • 0
                0
                На "Рафалях" откат порядка 50% - мировой рекорд .
                И цена за(свыше) 200 млрд. дол.
                Причём БЕЗ лицензии на даже отвёрточную сборку - французы оценили культуру производства в Индии как крайне низкую и сказали , что гарантии на собранные в Индии "Рафали" дать не смогут .
                И ПОЛНОЕ табу лицензии на двигатель .
                Так что "Рафаль" будет у индусов ограниченной партией , и так скандалы по сей день не утихают - как умудрились ТАК сторговаться .
                Для "Таджеса" нужен двигатель размерности РД-33(МиГ-29\35) , F-404(F-18) или "Шафран" от "Рафаля" . Параметры РД-33 в версии для МиГ-35 соответствуют параметрам последних модификаций F-404 и выше чем у "Шафран" (тяговые , экономические , да и ресурс). Так что у индусов есть хорошее решение их проблем - сразу нескольких .
                И лицензию мы продать и помочь наладить сборку - можем .
      2. kutuz 18 июня 2020 21:34 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        А в России её нет? Ещё покруче будет, да и с двигателями не всё так гладко.
  2. Piramidon 15 июня 2020 13:06 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    Индия является одним из крупнейших покупателей на мировом рынке вооружений

    Индию я очень хорошо понимаю. Она мне себя напоминает. laughing Я сам, увидев на АлиЭкспресс что то интересное, заказываю в надежде получить что то полезное и, получив оное, часто плююсь - какая же это фигня оказывается. request
    1. vvvaunavi 15 июня 2020 16:57 Новый
      • 3
      • 5
      -2
      Ну дык,тут же спец по авиации выслугой 25 лет.... laughing
      Давай че нибудь про двигло загни нам.
      1. vvvaunavi 15 июня 2020 18:14 Новый
        • 2
        • 5
        -3
        Че молчим?
        Кто у разведчиков был ком.полка,зам по ИАС,нач ТЭЧ?
        Это несекретно,все в соцсетях ветеранов.
        От тебя ни одного фото с учебы,со службы.
        Я своих сюда накидал с сотню за 8 лет.
        И пару книг написал,изданных в Канаде и Германии.
        Ты кто?
        Админы накачали тролю рейтинга и он тут пальцы гнет-я летчик с аватаркой 95.
        Не стыдно?

        1. NN52 15 июня 2020 19:34 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          А что за "раздрай" такой?
  3. одинокий 15 июня 2020 13:38 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    У Индии вечные проблемы с авиацией..
  4. d4rkmesa 15 июня 2020 13:50 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Хехе, "лейся, песня" ! Но не все так плохо для индийцев: французы занимаются двигателем, осваивают офсетный бюджет в хорошем смысле, надеюсь(иначе не видать им отдачи от вложений), по крайней мере, работа идет. Директора поменяли. ) Индийцы жалуются, что нет своих стендов, на нехватку инженеров. Двигатель пока не выдает достаточной тяги на большой высоте, проблему с вибрациями непонятно решили или нет. Также, HAL похоже не горит желанием экспериментировать со своими LCA и AMCA (в будущем), т.е. потенциальный (и единственно возможный) заказчик всеми силами отлынивает от этого продукта. ) Правда, есть еще вариант с нефорсажным вариантом с БПЛА и гражданские применения.
  5. Carnifexx 15 июня 2020 13:56 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    А с чем у них нет проблем? Автоматы, танки, авиация индийского производства и разработки в принципе не фонтан. Про INSAS я вообще молчу. Им предстоит еще долгий путь. А вот ракеты летают и берут коммерческую нагрузку иногда, правда и тут не без казусов - они запустили незаконные спутники
  6. Герман 4223 15 июня 2020 14:59 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Когда наша сушка в войска пойдёт индусы будут локти кусать что отказались.
  7. lekalpan 15 июня 2020 17:40 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Если бандер-логи сделают хороший движок тогда Зимбабве пострит звездолет.
  8. Синьор Помидор 15 июня 2020 21:25 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: NN52
    А что за "раздрай" такой?

    Ну, он считает, что свою пипиську продемонстрировал, теперь твоя очередь.
  9. БегемотЪ 16 июня 2020 00:20 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Зачётный самолёт - в ВКС такого нет.
    https://www.youtube.com/watch?v=2BkQXDwDsfQ
  10. CBR600 16 июня 2020 11:51 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    ...типа нет у нас легких истребителей ?
    Статейка о другом... Я вот часто, читая статью или описание или сравнение чего-то с чем-то, вкурив тему, сползаю в конец истории- чем же автор хотел удивить. Да ни чем. Нет там инженерной школы априори. При всех истеричных ИХ желаниях, триллионах вбуханых, никогда они не догонят ни европу ни штаты ни тем более нас. Ибо помимо всего, нужны традиции сложенные десятками лет. Т.е. нужен менталитет поколений. То же самое с нашей электроникой случилось. А теперь и со всей промышленностью.
    _ _ _ До сих пор, не могу поверить, что бы вот так, ровно, тридцать лет целенаправленно уничтожать промышленность своей же страны. Безвозмездно. Это я отвлёкся. Сорян
    _ _ _ Школу, как институт воспитания инженеров, не купить. В японии инженер- миллионер, а у нас спившийся АХОшник. Прошло с тех пор 65 лет, это я про японию.