Military Review

A gift from a likely adversary: ​​UAV D-21 in the Soviet Union and China

9

UAV D-21 on a transport trolley. Photo US Air Force


In 1969, the U.S. Central Intelligence Agency and the Air Force began operating the latest Lockheed D-21 drone. The use of such an aircraft proved to be excessively complex and did not guarantee the desired result. Because of this, flights stopped already in 1971 - only after the fourth launch. However, by this time, probable opponents in the person of the USSR and China managed to learn about new American technology and even study it.

Short exploitation


Development of the future D-21 started in the early sixties and took several years. The timing was affected by the special requirements of the customer and the overall complexity of the project. In addition, at a certain stage, a change of carrier and processing of UAVs was required. Flight tests began in 1964, and by the end of the decade the product went into a small series.

On November 9, 1969, the first sortie took place as part of the Senior Bowl operation. The B-52H bomber delivered the UAV to the drop zone and sent it on an independent flight. D-21B was supposed to fly over the Chinese Lobnor training ground, shoot and turn towards the ocean, where the container with the films should have been dumped. However, a crash occurred in the on-board equipment, and the UAV did not turn.

Having developed fuel, he made an abnormal but successful landing on the territory of the Kazakh SSR. Soon the drone was discovered and sent to enterprises aviation industry to study. The CIA learned the true fate of its UAV only a few decades later.


Aircraft D-21B with a launch booster under the wing of a B-52 bomber. Photo US Air Force

The second and third D-21B coped with the passage along the route, but intelligence could not be obtained. March 20, 1971 the fourth flight took place, culminating in an accident. For unknown reason, the drone fell in the Chinese province of Yunnan, it was discovered and taken out for study. A few months later, Senior Bowl surgery was stopped.

"Black cat"


The first used D-21B accidentally went to Soviet specialists. The machine did not have identification marks, but its appearance and technical capabilities indicated a probable origin. Since the real designation of the product remained unknown, the nickname “Black Cat” stuck to it.

Damaged UAVs were taken out of Kazakhstan and delivered to the Air Force Research Institute. Then, individual components and assemblies were transferred to specialized enterprises of the aviation industry - Tupolev Design Bureau, OKB-670, etc. They had to study a foreign novelty and draw conclusions, including in the context of copying it or creating a similar drone. For several months, Soviet experts established the general features of the "Black Cat", and also determined the approximate tactical and technical characteristics.

During the study, special attention was paid to the design of the airframe: materials, manufacturing technologies, layout and other solutions. Of great interest was the design of the ramjet engine and cooling means, which made it possible to reduce thermal loads. It was not possible to study the target equipment normally, because the self-liquidator worked in the compartment.


UAV flight using accelerator. Photo US Air Force

Soviet "Raven"


During the study of D-21B, it was found that the Soviet industry is quite capable of copying and manufacturing a similar design, or creating its direct analogue with applications of the same or similar materials and technologies. Moreover, it was possible to create a more successful UAV with advanced capabilities.

They decided to take advantage of this, and on March 19, 1971, the Government decided to start developing its own project. The Soviet version of "Black Cat" received the code "Raven". MMZ “Experience” (Design Bureau Tupolev) was appointed the lead developer; also involved other companies involved in the study.

By the end of the year, the crow project was prepared. He proposed the construction of a long-range supersonic reconnaissance drone with flight characteristics at the level of D-21B and a different composition of the target equipment. The Raven was supposed to arrive at the launch area under the wing of the Tu-95 carrier aircraft. Then began an independent flight along a given route with the collection of intelligence of various kinds.

Given the features of the American car, the Soviet "Raven" was proposed to equip a more developed and efficient complex of target equipment. In the instrument compartment, a panoramic camera with enhanced characteristics of the capture and resolution bands was arranged. It was also possible to place a radio intelligence complex with the ability to collect data in all major ranges.


General types of UAV "Raven". Graphics Alternathistory.com

Own power plant consisted of one ramjet RD-012 with a thrust of 1350 kgf, developed in OKB-670. After dropping from the carrier, the original D-21B was accelerated using a solid fuel accelerator. A similar solution was used in the Soviet project.

The Voron product could have a length of more than 13 m with a wingspan of 5,8 m. The mass at the moment of carrier discharge was 14,1 tons, its own weight without an accelerator was 6,3 tons. The estimated flight speed at an altitude of 23-24 km exceeded 3500 km / h In this case, the UAV could show a range of 4500-4600 km. The total radius of the complex increased due to the carrier in the form of Tu-95.

The fate of the advance project


The development of the general appearance of the Raven product was completed by the beginning of 1972, and soon the further fate of the project - and with it the promising direction - was to be decided. The customer reviewed the presented developments and decided not to continue the project.

In general, “Raven” could become a very effective means for conducting reconnaissance in wartime and peacetime. High flight performance facilitated the solution of basic tasks in different regions of the globe and provided high survivability when overcoming enemy air defense.


Product layout. Graphics Alternathistory.com

However, there were drawbacks. The main ones are the complexity and high cost of production. Other problems were present. So, the basis of the reconnaissance complex was supposed to be an aerial camera, but this allowed shooting only in the daytime. The proposed RTR systems provided a limited amount of intelligence. The development of fundamentally new all-weather optical and radio systems took time.

There was another factor that called into question the need for aviation intelligence. By the beginning of the seventies, the first spacecraft of this purpose were created, which had a number of important advantages over airplanes and UAVs. They concentrated their efforts, and the work on the "Raven" turned off.

Chinese secret


March 20, 1971 the last of the applied D-21B fell in China. The crash did not go unnoticed, and the Chinese army quickly found the wreckage. At this moment, there was a curious situation. The PLA did not have complete data on American intelligence aircraft and did not know about the existence of unmanned scouts. Therefore, fragments of a characteristic shape were considered elements of the fuselage of the SR-71 manned aircraft. The search for pilots and engines that were absent at the crash site was started.

Searches expectedly yielded no results. Soon, scientists and engineers who arrived at the scene of the accident found that it was not the SR-71, but a completely new unknown machine, without pilots and with one engine. The search operation was turned off and preparations began for the evacuation of the wreckage.


Thermal load on the crow. Graphics Alternathistory.com

The debris taken out was studied in specialized organizations and made certain conclusions. What happened next is unknown. However, there is no information about the creation of the Chinese counterpart D-21.

Perhaps China tried to copy foreign development, but did not succeed in this matter, after which it closed and classified the project. It can also be assumed that Chinese experts, having studied the “trophy”, soberly assessed their capabilities and the level of domestic industry, and therefore their own project was not even developed. Or the American concept of a long-range supersonic reconnaissance for some reason did not interest the PLA.

After studying (or without it), the debris of D-21B was sent to the Chinese Aviation Museum (Beijing). For many years these objects representing historical and technical value, remained in the open air on one of the spare sites. Later, the broken central section of the fuselage and the center section were brought into an acceptable form and made an exhibit in one of the halls.

A gift from a potential adversary


According to the totality of costs, results obtained, etc. Lockheed D-21 long-range reconnaissance UAV project is considered unsuccessful. In total, 36 disposable drones were built, of which only 4 were used in a real reconnaissance operation. Two of them were lost on the route, moreover over the territory of the probable enemy, and from the other two it was not possible to get containers with data.


The remains of the fuselage D-21B in the Chinese Museum. Wikimedia Commons Photos

As a result of two accidents, the most valuable secret products fell into the hands of Soviet and Chinese experts, which could lead to the most serious consequences. However, further events did not develop according to the most dangerous scenario.

Soviet industry carefully studied the "trophy" and even developed its own version of such a UAV. In addition, based on the collected data, new requirements for anti-aircraft systems were identified. However, the “Raven” did not reach the construction and flights, and the decommissioned D-21 no longer risked falling under the fire of Soviet air defense systems. Chinese specialists limited themselves to studying, without serious practical work.

Based on the results of a study of UAVs received in the USSR and China, they were able to establish the level of development of aircraft manufacturing in the USA and determine the range of advanced technologies mastered. In addition, interesting and promising foreign developments and solutions were studied. All these data were subsequently used in various kinds of own projects. Probably, in one form or another, that data can still be used.

Thus, the UAV D-21 is of interest not only from a historical and technical point of view. This product was distinguished by an extremely curious “biography”. Its creation took a lot of time and required special efforts, and operation did not give any real results. But failures during the application became a real gift to other countries, moreover, it was very useful at that time.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. An64
    An64 16 June 2020 17: 28 New
    +1
    Wow! Interesting. Thank!!!
    It is not clear only how our air defense reacted to the "black cat". It seems that in 1969 there was already a serious air defense, and Kazakhstan, with its training grounds, was well covered.
    1. Aviator_
      Aviator_ 16 June 2020 19: 01 New
      +2
      So after all, he fell in the desert, there was no air defense there, and now there is no.
      1. An64
        An64 17 June 2020 09: 11 New
        0
        so he crossed the border, and the whole border was covered, especially from China
    2. knn54
      knn54 16 June 2020 19: 26 New
      +4
      The ramjet engine allowed reaching speeds of more than Mach 3,6 at an altitude of over 30 kilometers.
      Air defense, apparently, "did not pull" ..
    3. eklmn
      eklmn 17 June 2020 00: 12 New
      0
      For the curious:
      Original story here:
      https://www.yahoo.com/news/u-air-force-sent-russia-060000537.html
      And it ends very interestingly:
      ““ But at least no one can blame the Soviets for not being generous. In the mid-1980s, Ben Rich, a Lockheed engineer who worked on the D-21, recalled how a CIA officer gave him a metal panel. It was a piece of D-21 that crashed in Siberia and was found by a shepherd. This piece was returned by the KGB agent. ”
  2. Klingon
    Klingon 16 June 2020 19: 03 New
    0
    interesting. Tupolev still had Strizh and Reis devices, but with turbojet engines, the layout is a bit similar
    1. iouris
      iouris 16 June 2020 19: 17 New
      +2
      All planes are "a bit alike." However, the speed of “more than 3500 km / h” is slightly different from the speed of the Strizh and Flight UAVs. Therefore, the engine is fundamentally different, as on the SR-71.
      1. Klingon
        Klingon 16 June 2020 19: 26 New
        +1
        I wrote, the dviglo in the swift / flight is turbojet, that is, like a cruise missile, so I'm aware of the speed hi
        RS: shark and dolphin are also similar in appearance - convergent evolution, which is in nature and in technology laughing
  3. beeper
    beeper 30 August 2020 23: 33 New
    0
    This story reminded me of another one that happened to me in the summer in the south-east. Ukraine (either at the end of the 60s, or at the very beginning of the 70s, I can't remember for sure).
    Closer to noon, on a sunny day, my cousin and I brought a bucket of drinking water to the collective farm field for a team of collective farmers who were weeding "rows" of corn from weeds and extra sprouts, that is, it happened in mid-late June.
    Everyone drank water, talked, joked, laughed and stood on the side of the road facing the field, to the north.
    And then, out of the corner of my eye, on the left, I saw a completely silent, at a low altitude, about 50-70 meters, and flying at a very high speed, over the far landing (protective snow-retention forest belt) separating the fields, heading from the south-west to the north-east.
    I still managed to shout to the women and my brother "Look, the Tu-144 is flying backwards over the landing!"
    Now I think that from childhood until the moment I bought my first laptop, I had super-sharp eyesight, I clearly saw two lines under the red line and, at the very bottom of the table, in a smaller print, the typography's inscription, and the villagers were already elderly and had eyes. " not those ", and my brother saw worse, was distracted, did not have time to see the women above me, still a kid, they just laughed, they say, planes do not fly backwards!
    But I perfectly saw a gray silhouette, very similar to a Tu-144 flying backwards, I was closely friends with aviation since childhood, experienced pilots and aircraft technicians nursed me and talked about aviation, and all the photos and drawings of our military (including the most the well-known modern then MiG 21f13) and passenger aircraft (and the new supersonic airliner Tu-144 was then heard and they were proud of it in the USSR!) and helicopters, as well as declassified posters with NATO jet aircraft I had at home!
    And over the village, at different heights (under the clouds, in them and the air-hooligan "shaving"), every day some (probably UTB, well, not Lend-Lease "Mitchells" ?!) two-keel training piston bombers and training AN-14, 24, 26 (one of the "twenty-fourth" is somehow very low, right next to the trees of the collective farm garden and the roof of the collective farm farm, suddenly flew at us ... apparently the pilots decided to play a little, demonstrate their skills to their colleagues and local villagers ?!).
    And at high altitude, supersonic fighters drew the sky with white contrails, shaking the surrounding area with regular thunder when switching to supersonic (our yard dog immediately climbed into his booth and did not appear from there for a long time).
    And many fellow villagers still remembered the air raids during the war ...
    So we were all familiar to aviation there and planes were not new!
    But this mystery still does not leave me, I also read about the flights of the American SR-71 "Blackbird", it seems that one of them also flew into the territory of the USSR, but "that" silhouette was not the silhouette of a "blackbird"!
    I think that maybe it was some kind of atmospheric "refraction (in the heated half-day air over a huge steppe space)" - a mirage, because such a huge speed and complete soundlessness (I was very surprised),
    low-altitude smooth flight, like a string, and even topsy-turvy, "keel forward" ??! winked
    If anyone has any ideas on this matter, or specific knowledge, then write! 50 years of Soviet secrecy have already passed and, probably, it is already possible to tell ?! wink

Военное обозрение

Подарок от вероятного противника: БПЛА D-21 в Советском Союзе и Китае

9

БПЛА D-21 на транспортировочной тележке. Фото US Air Force


В 1969 г. Центральное разведывательное управление и военно-воздушные силы США начали эксплуатацию новейшего беспилотного разведчика Lockheed D-21. Применение такого летательного аппарата оказалось чрезмерно сложным и не гарантировало желаемый результат. Из-за этого уже в 1971 г. полеты прекратились – всего лишь после четвертого пуска. Однако к этому времени вероятные противники в лице СССР и КНР успели узнать о новой американской технике и даже изучить ее.

Недолгая эксплуатация


Разработка будущего D-21 стартовала в начале шестидесятых годов и заняла несколько лет. На сроках сказывались особые требования заказчика и общая сложность проекта. Кроме того, на определенном этапе понадобилась смена носителя и переработка БПЛА. Летные испытания начались в 1964 г., а к концу десятилетия изделие пошло в малую серию.

9 ноября 1969 г. в рамках операции Senior Bowl состоялся первый боевой вылет. Бомбардировщик B-52H доставил БПЛА в зону сброса и отправил в самостоятельный полет. D-21B должен был пролететь над китайским полигоном Лобнор, провести съемку и повернуть в сторону океана, где следовало сбросить контейнер с пленками. Однако в бортовой аппаратуре произошел сбой, и БПЛА не повернул.

Выработав топливо, он совершил нештатную, но удачную посадку на территории Казахской ССР. Вскоре беспилотник обнаружили и отправили предприятиям авиационной промышленности для изучения. В ЦРУ узнали истинную судьбу своего БПЛА лишь через несколько десятилетий.


Летательный аппарат D-21B со стартовым ускорителем под крылом бомбардировщика B-52. Фото US Air Force

Второй и третий D-21B справились с прохождением по маршруту, но разведданные получить не удалось. 20 марта 1971 г. состоялся четвертый полет, завершившийся аварией. По неизвестной причине беспилотник упал в китайской провинции Юньнань, его обнаружили и вывезли для изучения. Через несколько месяцев операцию Senior Bowl остановили.

«Черная кошка»


Первый примененный D-21B случайно достался советским специалистам. Машина не имела опознавательных знаков, но ее облик и технические возможности указывали на вероятное происхождение. Поскольку настоящее обозначение изделия оставалось неизвестным, к нему приклеилось прозвище «Черная кошка».

Поврежденный БПЛА вывезли из Казахстана и доставили в НИИ ВВС. Затем отдельные узлы и агрегаты передали профильным предприятиям авиационной промышленности – КБ Туполева, ОКБ-670 и т.д. Им предстояло изучить иностранную новинку и сделать выводы, в т.ч. в контексте ее копирования или создания аналогичного беспилотника. За несколько месяцев советские специалисты установили общие особенности «Черной кошки», а также определили примерные тактико-технические характеристики.

При изучении особое внимание уделили конструкции планера: материалам, технологиям изготовления, компоновочным и иным решениям. Большой интерес вызвали конструкция прямоточного воздушно-реактивного двигателя и средства охлаждения, позволявшие снизить тепловые нагрузки. Изучить целевое оборудование нормально не удалось, поскольку в отсеке сработал самоликвидатор.


Полет беспилотника с применением ускорителя. Фото US Air Force

Советский «Ворон»


В ходе изучения D-21B было установлено, что советская промышленность вполне способна скопировать и изготовить подобную конструкцию, либо создать ее прямой аналог с применениями тех же или близких материалов и технологий. Более того, можно было создать и более удачный БПЛА с расширенными возможностями.

Этим решили воспользоваться, и 19 марта 1971 г. Правительство постановило начать разработку собственного проекта. Советский вариант «Черной кошки» получил шифр «Ворон». Головным разработчиком назначили ММЗ «Опыт» (КБ Туполева); также к работам привлекли другие предприятия, участвовавшие в изучении.

К концу года был подготовлен аванпроект «Ворона». Он предлагал строительство дальнего сверхзвукового беспилотника-разведчика с летными характеристиками на уровне D-21B и иным составом целевого оборудования. В район старта «Ворон» должен был прибывать под крылом самолета-носителя Ту-95. Затем начинался самостоятельный полет по заданному маршруту со сбором разведданных разного рода.

Учитывая особенности американской машины, советский «Ворон» предложили оснастить более развитым и эффективным комплексом целевой аппаратуры. В приборном отсеке скомпоновали панорамный фотоаппарат с повышенными характеристиками полосы захвата и разрешения. Также удалось разместить комплекс радиотехнической разведки с возможностью сбора данных во всех основных диапазонах.


Общие виды БПЛА "Ворон". Графика Alternathistory.com

Собственная силовая установка состояла из одного ПВРД РД-012 с тягой 1350 кгс, разрабатывавшегося в ОКБ-670. Оригинальный D-21B после сброса с носителя разгонялся при помощи твердотопливного ускорителя. Схожее решение использовали в советском проекте.

Изделие «Ворон» могло иметь длину более 13 м при размахе крыла 5,8 м. Масса в момент сброса носителем – 14,1 т, собственный вес без ускорителя – 6,3 т. Расчетная скорость полета на высоте 23-24 км превышала 3500 км/ч. При этом БПЛА мог показывать дальность на уровне 4500-4600 км. Общий радиус действия комплекса увеличивался за счет носителя в виде Ту-95.

Судьба аванпроекта


Разработку общего облика изделия «Ворон» завершили к началу 1972 г., и вскоре должна была решиться дальнейшая судьба проекта – а вместе с ним и перспективного направления. Заказчик рассмотрел представленные наработки и решил не продолжать проект.

В целом «Ворон» мог стать весьма эффективным средством для ведения разведки в военное и мирное время. Высокие летно-технические характеристики облегчали решение основных задач в разных районах земного шара и обеспечивали высокую живучесть при преодолении ПВО противника.


Компоновка изделия. Графика Alternathistory.com

Однако имелись недостатки. Главные – сложность и дороговизна производства. Присутствовали и иные проблемы. Так, основой разведывательного комплекса должен был стать аэрофотоаппарат, но это позволяло проводить съемку только в светлое время суток. Предложенные системы РТР давали ограниченный объем разведданных. Разработка принципиально новых всепогодных оптических и радиотехнических систем требовала времени.

Имелся еще один фактор, ставивший под сомнение необходимость авиационных средств разведки. К началу семидесятых были созданы первые космические аппараты такого назначения, имевшие ряд важных преимуществ перед самолетами и БПЛА. На них сосредоточили усилия, а работы по «Ворону» свернули.

Китайская тайна


20 марта 1971 г. последний из примененных D-21B упал на территории КНР. Крушение не осталось незамеченным, и китайская армия быстро нашла обломки. В этот момент сложилась любопытная ситуация. В НОАК не имели полных данных по американской разведывательной авиации и не знали о существовании беспилотных разведчиков. Поэтому обломки характерной формы посчитали элементами фюзеляжа пилотируемого самолета SR-71. Были начаты поиски пилотов и двигателей, отсутствовавших на месте падения.

Поиски ожидаемо не дали никаких результатов. Вскоре ученые и инженеры, прибывшие на место аварии, установили, что это не SR-71, а совершенно новая неизвестная машина, без пилотов и с одним двигателем. Поисковую операцию свернули и начали подготовку к эвакуации обломков.


Тепловые нагрузки на планер "Ворона". Графика Alternathistory.com

Вывезенные обломки изучили в профильных организациях и сделали те или иные выводы. Что было дальше – неизвестно. Однако какие-либо сведения о создании китайского аналога D-21 отсутствуют.

Возможно, Китай попытался скопировать иностранную разработку, но не преуспел в этом деле, после чего закрыл и засекретил проект. Также можно предположить, что китайские специалисты, изучив «трофей», трезво оценили свои возможности и уровень отечественной промышленности, и потому собственный проект даже не разрабатывался. Либо американская концепция дальнего сверхзвукового разведчика по каким-либо причинам не заинтересовала НОАК.

После изучения (или без него) обломки D-21B отправили в Китайский музей авиации (г. Пекин). В течение многих лет эти объекты, представляющие историческую и техническую ценность, оставались под открытым небом на одной из запасных площадок. Позже разбитую центральную секцию фюзеляжа и центроплана привели в приемлемый вид и сделали экспонатом в одном из залов.

Подарок от вероятного противника


По совокупности затрат, полученных результатов и т.д. проект дальнего разведывательного БПЛА Lockheed D-21 считается неудачным. В общей сложности было построено 36 одноразовых беспилотников, из которых лишь 4 использовали в реальной разведывательной операции. Два из них потеряли на маршруте, причем над территорией вероятного противника, а от двух других не удалось получить контейнеры с данными.


Останки фюзеляжа D-21B в китайском музее. Фото Wikimedia Commons

В результате двух аварий ценнейшие секретные изделия попали в руки советских и китайских специалистов, что могло провести к самым серьезным последствиям. Впрочем, дальнейшие события развивались не по самому опасному сценарию.

Советская промышленность тщательно изучила «трофей» и даже разработала свой вариант подобного БПЛА. Кроме того, на основе собранных данных определили новые требования к зенитным системам. Однако «Ворон» не дошел до строительства и полетов, а снятый с вооружения D-21 более не рисковал попасть под огонь советских ЗРК. Китайские специалисты ограничились только изучением, без серьезных практических работ.

По результатам исследования полученных БПЛА в СССР и КНР смогли установить уровень развития авиастроения в США и определить круг освоенных перспективных технологий. Кроме того, были изучены интересные и многообещающие зарубежные наработки и решения. Все эти данные в дальнейшем находили применение в собственных проектах разного рода. Вероятно, в том или ином виде те данные могут использоваться до сих пор.

Таким образом, БПЛА D-21 представляет интерес не только с исторической и технической точки зрения. Это изделие отличала крайне любопытная «биография». Его создание заняло много времени и потребовало особых усилий, а эксплуатация не дала никаких реальных результатов. Зато неудачи в ходе применения стали настоящим подарком другим странам, притом весьма полезным в тот период.
Автор:
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. An64
    An64 16 июня 2020 17:28 Новый
    +1
    Ух, ты! Интересно. Спасибо!!!
    Непонятно только - как среагировало на "черную кошку" наше ПВО. Вроде бы в 1969-м уже была серьезная ПВО, да и Казахстан с его полигонами хорошо прикрывался.
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 16 июня 2020 19:01 Новый
      +2
      Так ведь в пустыне упал, там никакой ПВО не было, да и сейчас нет.
      1. An64
        An64 17 июня 2020 09:11 Новый
        0
        так границу же пересек, а граница вся была прикрыта, тем более со стороны Китая
    2. knn54
      knn54 16 июня 2020 19:26 Новый
      +4
      Прямоточный реактивный двигатель, позволял достигать скоростей более 3,6 Маха на высоте свыше 30 километров.
      ПВО ,видимо, "не потянула"..
    3. eklmn
      eklmn 17 июня 2020 00:12 Новый
      0
      Для любознательных:
      ориг.история здесь (англ):
      https://www.yahoo.com/news/u-air-force-sent-russia-060000537.html
      А заканчивается она очень интересно:
      ““Но, по крайней мере, никто не может обвинить Советы в том, что они не великодушны. В середине 1980-х годов Бен Рич, инженер Lockheed, работавший над D-21, вспоминал, как сотрудник ЦРУ подарил ему металлическую панель. Это был кусок Д-21, который разбился в Сибири и был найден пастухом. Этот кусок был возвращен агентом КГБ.”
  2. Klingon
    Klingon 16 июня 2020 19:03 Новый
    0
    интересно. у Туполева были ещё аппараты Стриж, Рейс но с турбореактивными двиглами , по компоновке немного похожи
    1. iouris
      iouris 16 июня 2020 19:17 Новый
      +2
      Все самолёты "немного похожи". Однако скорость "более 3500 км/ч" немного не похожа на скорости БПЛА "Стриж" и "Рейс". Потому двигатель принципиально иной, как и на SR-71.
      1. Klingon
        Klingon 16 июня 2020 19:26 Новый
        +1
        я ж написал- двигло у стрижа/рейса турбореактивное, то бишь как у крылатой ракеты, поэтому я в курсе про скорость hi
        РС: акула и дельфин тоже внешне похожи - конвергентная эволюция, что в природе что в технике laughing
  3. пищак
    пищак 30 августа 2020 23:33 Новый
    0
    Эта история напомнила мне другую, случившуюся со мной летом на Ю.-В. Украины( то ли в конце 60х, то ли в самом начале 70х, уж не вспомню точно).
    Ближе к полудню, в солнечный денёк, мы с двоюродным братом вынесли на колхозное поле ведро питьевой воды, для бригады колхозниц, пропалывавших "рядки" кукурузы от сорняков и лишних ростков, то есть дело в середине-конце июня было.
    Всё пили воду, переговаривались, шутили-смеялись и стояли на обочине дороги лицом к полю-на север.
    И тут я, краем глаза, слева увидел над разделявшей поля дальней посадкой( защитной снегозадерживающей лесополосой) совершенно бесшумный, на низкой высоте, около 50-70 метров, и на очень большой скорости летевший аппарат, курсом с юго-запада на северо-восток.
    Я ещё успел крикнуть женщинам и брату "Смотрите, Ту-144 задом наперёд летит над посадкой!", но пока они искали глазами он уже успел, всё так же бесшумно, сделаться маленькой точкой вдали.
    Теперь думаю, что у меня-то с детства и до момента приобретения первого ноутбука-было сверхострое зрение, чётко видел две строчки под красной чертой и, в самом низу таблицы, более мелким шрифтом, надпись типографии, а селянки были уже пожилые и глаза "не те", да и брат видел хуже, отвлёкся, не успел увидеть-женщины надо мной, ещё пацаном, только посмеялись, мол самолёты задом-наперёд не летают!
    Но я-то прекрасно видел серый силуэт, очень похожий на летящий задом-наперёд Ту-144, я с авиацией тесно дружил с самого детства, меня бывалые лётчики и авиатехники няньчили и рассказывали об авиации, и все фото и рисунки наших военных( включая самый известный современный тогда МиГ 21ф13) и пассажирских самолётов( а сверхзвуковой новый авиалайнер Ту-144 был тогда на слуху и им гордились в СССР!) и вертолётов, как и рассекреченные плакаты с реактивными самолётами НАТО у меня дома были!
    А над селом, на разных высотах( под облаками, в них и воздушно-хулиганским "бреющим"), ежедневно летали какие-то( наверное, УТБ, ну не ленд-лизовские же "Митчеллы"?!) двухкилевые учебные поршневые бомбардировщики и учебные АН-14, 24, 26( один из "двадцатьчетвёртых" как-то совсем уж низко, впритирку к деревьям колхозного сада и крыше колхозной фермы внезапно вылетел на нас...видимо пилоты решили немного полихачить, продемонстрировать своим коллегам и местным селянам своё мастерство?!).
    А на большой высоте чертили небо белыми инверсионными следами сверхзвуковые истребители, сотрясая округу регулярными громами при переходе на сверхзвук( наш дворовой пёс при этом сразу же залазил в свою будку и долго оттуда не показывался).
    А многие односельчане ещё помнили и авиабомбёжки в войну...
    Так что к авиации мы там все были привычные и самолёты не в новинку были!
    Но меня до сих пор не оставляет эта загадка, читал и про полёты американского SR-71 "Чёрный дрозд", вроде один из них тоже залетел на территорию СССР, но "тот" силуэт никак не был силуэтом "дрозда"!
    Думаю, что может это была какая-то атмосферная "рефракция( в разогретом полдневном воздухе над огромным степным пространством)"-мираж, ведь такая огромная скорость и полная беззвучность( меня это очень удивило),
    низковысотный ровный полёт, как по нитке, да ещё и шиворот-навыворот-"килем вперёд"??! winked
    Если есть у кого соображения на этот счёт, или конкретные знания, то напишите! 50 лет сов.секретности уже прошли и, наверное, рассказывать уже можно?! wink