Военное обозрение

Подарок от вероятного противника: БПЛА D-21 в Советском Союзе и Китае

9

БПЛА D-21 на транспортировочной тележке. Фото US Air Force


В 1969 г. Центральное разведывательное управление и военно-воздушные силы США начали эксплуатацию новейшего беспилотного разведчика Lockheed D-21. Применение такого летательного аппарата оказалось чрезмерно сложным и не гарантировало желаемый результат. Из-за этого уже в 1971 г. полеты прекратились – всего лишь после четвертого пуска. Однако к этому времени вероятные противники в лице СССР и КНР успели узнать о новой американской технике и даже изучить ее.

Недолгая эксплуатация


Разработка будущего D-21 стартовала в начале шестидесятых годов и заняла несколько лет. На сроках сказывались особые требования заказчика и общая сложность проекта. Кроме того, на определенном этапе понадобилась смена носителя и переработка БПЛА. Летные испытания начались в 1964 г., а к концу десятилетия изделие пошло в малую серию.

9 ноября 1969 г. в рамках операции Senior Bowl состоялся первый боевой вылет. Бомбардировщик B-52H доставил БПЛА в зону сброса и отправил в самостоятельный полет. D-21B должен был пролететь над китайским полигоном Лобнор, провести съемку и повернуть в сторону океана, где следовало сбросить контейнер с пленками. Однако в бортовой аппаратуре произошел сбой, и БПЛА не повернул.

Выработав топливо, он совершил нештатную, но удачную посадку на территории Казахской ССР. Вскоре беспилотник обнаружили и отправили предприятиям авиационной промышленности для изучения. В ЦРУ узнали истинную судьбу своего БПЛА лишь через несколько десятилетий.


Летательный аппарат D-21B со стартовым ускорителем под крылом бомбардировщика B-52. Фото US Air Force

Второй и третий D-21B справились с прохождением по маршруту, но разведданные получить не удалось. 20 марта 1971 г. состоялся четвертый полет, завершившийся аварией. По неизвестной причине беспилотник упал в китайской провинции Юньнань, его обнаружили и вывезли для изучения. Через несколько месяцев операцию Senior Bowl остановили.

«Черная кошка»


Первый примененный D-21B случайно достался советским специалистам. Машина не имела опознавательных знаков, но ее облик и технические возможности указывали на вероятное происхождение. Поскольку настоящее обозначение изделия оставалось неизвестным, к нему приклеилось прозвище «Черная кошка».

Поврежденный БПЛА вывезли из Казахстана и доставили в НИИ ВВС. Затем отдельные узлы и агрегаты передали профильным предприятиям авиационной промышленности – КБ Туполева, ОКБ-670 и т.д. Им предстояло изучить иностранную новинку и сделать выводы, в т.ч. в контексте ее копирования или создания аналогичного беспилотника. За несколько месяцев советские специалисты установили общие особенности «Черной кошки», а также определили примерные тактико-технические характеристики.

При изучении особое внимание уделили конструкции планера: материалам, технологиям изготовления, компоновочным и иным решениям. Большой интерес вызвали конструкция прямоточного воздушно-реактивного двигателя и средства охлаждения, позволявшие снизить тепловые нагрузки. Изучить целевое оборудование нормально не удалось, поскольку в отсеке сработал самоликвидатор.


Полет беспилотника с применением ускорителя. Фото US Air Force

Советский «Ворон»


В ходе изучения D-21B было установлено, что советская промышленность вполне способна скопировать и изготовить подобную конструкцию, либо создать ее прямой аналог с применениями тех же или близких материалов и технологий. Более того, можно было создать и более удачный БПЛА с расширенными возможностями.

Этим решили воспользоваться, и 19 марта 1971 г. Правительство постановило начать разработку собственного проекта. Советский вариант «Черной кошки» получил шифр «Ворон». Головным разработчиком назначили ММЗ «Опыт» (КБ Туполева); также к работам привлекли другие предприятия, участвовавшие в изучении.

К концу года был подготовлен аванпроект «Ворона». Он предлагал строительство дальнего сверхзвукового беспилотника-разведчика с летными характеристиками на уровне D-21B и иным составом целевого оборудования. В район старта «Ворон» должен был прибывать под крылом самолета-носителя Ту-95. Затем начинался самостоятельный полет по заданному маршруту со сбором разведданных разного рода.

Учитывая особенности американской машины, советский «Ворон» предложили оснастить более развитым и эффективным комплексом целевой аппаратуры. В приборном отсеке скомпоновали панорамный фотоаппарат с повышенными характеристиками полосы захвата и разрешения. Также удалось разместить комплекс радиотехнической разведки с возможностью сбора данных во всех основных диапазонах.


Общие виды БПЛА "Ворон". Графика Alternathistory.com

Собственная силовая установка состояла из одного ПВРД РД-012 с тягой 1350 кгс, разрабатывавшегося в ОКБ-670. Оригинальный D-21B после сброса с носителя разгонялся при помощи твердотопливного ускорителя. Схожее решение использовали в советском проекте.

Изделие «Ворон» могло иметь длину более 13 м при размахе крыла 5,8 м. Масса в момент сброса носителем – 14,1 т, собственный вес без ускорителя – 6,3 т. Расчетная скорость полета на высоте 23-24 км превышала 3500 км/ч. При этом БПЛА мог показывать дальность на уровне 4500-4600 км. Общий радиус действия комплекса увеличивался за счет носителя в виде Ту-95.

Судьба аванпроекта


Разработку общего облика изделия «Ворон» завершили к началу 1972 г., и вскоре должна была решиться дальнейшая судьба проекта – а вместе с ним и перспективного направления. Заказчик рассмотрел представленные наработки и решил не продолжать проект.

В целом «Ворон» мог стать весьма эффективным средством для ведения разведки в военное и мирное время. Высокие летно-технические характеристики облегчали решение основных задач в разных районах земного шара и обеспечивали высокую живучесть при преодолении ПВО противника.


Компоновка изделия. Графика Alternathistory.com

Однако имелись недостатки. Главные – сложность и дороговизна производства. Присутствовали и иные проблемы. Так, основой разведывательного комплекса должен был стать аэрофотоаппарат, но это позволяло проводить съемку только в светлое время суток. Предложенные системы РТР давали ограниченный объем разведданных. Разработка принципиально новых всепогодных оптических и радиотехнических систем требовала времени.

Имелся еще один фактор, ставивший под сомнение необходимость авиационных средств разведки. К началу семидесятых были созданы первые космические аппараты такого назначения, имевшие ряд важных преимуществ перед самолетами и БПЛА. На них сосредоточили усилия, а работы по «Ворону» свернули.

Китайская тайна


20 марта 1971 г. последний из примененных D-21B упал на территории КНР. Крушение не осталось незамеченным, и китайская армия быстро нашла обломки. В этот момент сложилась любопытная ситуация. В НОАК не имели полных данных по американской разведывательной авиации и не знали о существовании беспилотных разведчиков. Поэтому обломки характерной формы посчитали элементами фюзеляжа пилотируемого самолета SR-71. Были начаты поиски пилотов и двигателей, отсутствовавших на месте падения.

Поиски ожидаемо не дали никаких результатов. Вскоре ученые и инженеры, прибывшие на место аварии, установили, что это не SR-71, а совершенно новая неизвестная машина, без пилотов и с одним двигателем. Поисковую операцию свернули и начали подготовку к эвакуации обломков.


Тепловые нагрузки на планер "Ворона". Графика Alternathistory.com

Вывезенные обломки изучили в профильных организациях и сделали те или иные выводы. Что было дальше – неизвестно. Однако какие-либо сведения о создании китайского аналога D-21 отсутствуют.

Возможно, Китай попытался скопировать иностранную разработку, но не преуспел в этом деле, после чего закрыл и засекретил проект. Также можно предположить, что китайские специалисты, изучив «трофей», трезво оценили свои возможности и уровень отечественной промышленности, и потому собственный проект даже не разрабатывался. Либо американская концепция дальнего сверхзвукового разведчика по каким-либо причинам не заинтересовала НОАК.

После изучения (или без него) обломки D-21B отправили в Китайский музей авиации (г. Пекин). В течение многих лет эти объекты, представляющие историческую и техническую ценность, оставались под открытым небом на одной из запасных площадок. Позже разбитую центральную секцию фюзеляжа и центроплана привели в приемлемый вид и сделали экспонатом в одном из залов.

Подарок от вероятного противника


По совокупности затрат, полученных результатов и т.д. проект дальнего разведывательного БПЛА Lockheed D-21 считается неудачным. В общей сложности было построено 36 одноразовых беспилотников, из которых лишь 4 использовали в реальной разведывательной операции. Два из них потеряли на маршруте, причем над территорией вероятного противника, а от двух других не удалось получить контейнеры с данными.


Останки фюзеляжа D-21B в китайском музее. Фото Wikimedia Commons

В результате двух аварий ценнейшие секретные изделия попали в руки советских и китайских специалистов, что могло провести к самым серьезным последствиям. Впрочем, дальнейшие события развивались не по самому опасному сценарию.

Советская промышленность тщательно изучила «трофей» и даже разработала свой вариант подобного БПЛА. Кроме того, на основе собранных данных определили новые требования к зенитным системам. Однако «Ворон» не дошел до строительства и полетов, а снятый с вооружения D-21 более не рисковал попасть под огонь советских ЗРК. Китайские специалисты ограничились только изучением, без серьезных практических работ.

По результатам исследования полученных БПЛА в СССР и КНР смогли установить уровень развития авиастроения в США и определить круг освоенных перспективных технологий. Кроме того, были изучены интересные и многообещающие зарубежные наработки и решения. Все эти данные в дальнейшем находили применение в собственных проектах разного рода. Вероятно, в том или ином виде те данные могут использоваться до сих пор.

Таким образом, БПЛА D-21 представляет интерес не только с исторической и технической точки зрения. Это изделие отличала крайне любопытная «биография». Его создание заняло много времени и потребовало особых усилий, а эксплуатация не дала никаких реальных результатов. Зато неудачи в ходе применения стали настоящим подарком другим странам, притом весьма полезным в тот период.
Автор:
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. An64
    An64 16 июня 2020 17:28 Новый
    +1
    Ух, ты! Интересно. Спасибо!!!
    Непонятно только - как среагировало на "черную кошку" наше ПВО. Вроде бы в 1969-м уже была серьезная ПВО, да и Казахстан с его полигонами хорошо прикрывался.
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 16 июня 2020 19:01 Новый
      +2
      Так ведь в пустыне упал, там никакой ПВО не было, да и сейчас нет.
      1. An64
        An64 17 июня 2020 09:11 Новый
        0
        так границу же пересек, а граница вся была прикрыта, тем более со стороны Китая
    2. knn54
      knn54 16 июня 2020 19:26 Новый
      +4
      Прямоточный реактивный двигатель, позволял достигать скоростей более 3,6 Маха на высоте свыше 30 километров.
      ПВО ,видимо, "не потянула"..
    3. eklmn
      eklmn 17 июня 2020 00:12 Новый
      0
      Для любознательных:
      ориг.история здесь (англ):
      https://www.yahoo.com/news/u-air-force-sent-russia-060000537.html
      А заканчивается она очень интересно:
      ““Но, по крайней мере, никто не может обвинить Советы в том, что они не великодушны. В середине 1980-х годов Бен Рич, инженер Lockheed, работавший над D-21, вспоминал, как сотрудник ЦРУ подарил ему металлическую панель. Это был кусок Д-21, который разбился в Сибири и был найден пастухом. Этот кусок был возвращен агентом КГБ.”
  2. Klingon
    Klingon 16 июня 2020 19:03 Новый
    0
    интересно. у Туполева были ещё аппараты Стриж, Рейс но с турбореактивными двиглами , по компоновке немного похожи
    1. iouris
      iouris 16 июня 2020 19:17 Новый
      +2
      Все самолёты "немного похожи". Однако скорость "более 3500 км/ч" немного не похожа на скорости БПЛА "Стриж" и "Рейс". Потому двигатель принципиально иной, как и на SR-71.
      1. Klingon
        Klingon 16 июня 2020 19:26 Новый
        +1
        я ж написал- двигло у стрижа/рейса турбореактивное, то бишь как у крылатой ракеты, поэтому я в курсе про скорость hi
        РС: акула и дельфин тоже внешне похожи - конвергентная эволюция, что в природе что в технике laughing
  3. пищак
    пищак 30 августа 2020 23:33 Новый
    0
    Эта история напомнила мне другую, случившуюся со мной летом на Ю.-В. Украины( то ли в конце 60х, то ли в самом начале 70х, уж не вспомню точно).
    Ближе к полудню, в солнечный денёк, мы с двоюродным братом вынесли на колхозное поле ведро питьевой воды, для бригады колхозниц, пропалывавших "рядки" кукурузы от сорняков и лишних ростков, то есть дело в середине-конце июня было.
    Всё пили воду, переговаривались, шутили-смеялись и стояли на обочине дороги лицом к полю-на север.
    И тут я, краем глаза, слева увидел над разделявшей поля дальней посадкой( защитной снегозадерживающей лесополосой) совершенно бесшумный, на низкой высоте, около 50-70 метров, и на очень большой скорости летевший аппарат, курсом с юго-запада на северо-восток.
    Я ещё успел крикнуть женщинам и брату "Смотрите, Ту-144 задом наперёд летит над посадкой!", но пока они искали глазами он уже успел, всё так же бесшумно, сделаться маленькой точкой вдали.
    Теперь думаю, что у меня-то с детства и до момента приобретения первого ноутбука-было сверхострое зрение, чётко видел две строчки под красной чертой и, в самом низу таблицы, более мелким шрифтом, надпись типографии, а селянки были уже пожилые и глаза "не те", да и брат видел хуже, отвлёкся, не успел увидеть-женщины надо мной, ещё пацаном, только посмеялись, мол самолёты задом-наперёд не летают!
    Но я-то прекрасно видел серый силуэт, очень похожий на летящий задом-наперёд Ту-144, я с авиацией тесно дружил с самого детства, меня бывалые лётчики и авиатехники няньчили и рассказывали об авиации, и все фото и рисунки наших военных( включая самый известный современный тогда МиГ 21ф13) и пассажирских самолётов( а сверхзвуковой новый авиалайнер Ту-144 был тогда на слуху и им гордились в СССР!) и вертолётов, как и рассекреченные плакаты с реактивными самолётами НАТО у меня дома были!
    А над селом, на разных высотах( под облаками, в них и воздушно-хулиганским "бреющим"), ежедневно летали какие-то( наверное, УТБ, ну не ленд-лизовские же "Митчеллы"?!) двухкилевые учебные поршневые бомбардировщики и учебные АН-14, 24, 26( один из "двадцатьчетвёртых" как-то совсем уж низко, впритирку к деревьям колхозного сада и крыше колхозной фермы внезапно вылетел на нас...видимо пилоты решили немного полихачить, продемонстрировать своим коллегам и местным селянам своё мастерство?!).
    А на большой высоте чертили небо белыми инверсионными следами сверхзвуковые истребители, сотрясая округу регулярными громами при переходе на сверхзвук( наш дворовой пёс при этом сразу же залазил в свою будку и долго оттуда не показывался).
    А многие односельчане ещё помнили и авиабомбёжки в войну...
    Так что к авиации мы там все были привычные и самолёты не в новинку были!
    Но меня до сих пор не оставляет эта загадка, читал и про полёты американского SR-71 "Чёрный дрозд", вроде один из них тоже залетел на территорию СССР, но "тот" силуэт никак не был силуэтом "дрозда"!
    Думаю, что может это была какая-то атмосферная "рефракция( в разогретом полдневном воздухе над огромным степным пространством)"-мираж, ведь такая огромная скорость и полная беззвучность( меня это очень удивило),
    низковысотный ровный полёт, как по нитке, да ещё и шиворот-навыворот-"килем вперёд"??! winked
    Если есть у кого соображения на этот счёт, или конкретные знания, то напишите! 50 лет сов.секретности уже прошли и, наверное, рассказывать уже можно?! wink