Военное обозрение

Ракета на поводке. Зенитная система IDAS для подводных лодок

29
Ракета на поводке. Зенитная система IDAS для подводных лодок

Ракета комплекса IDAS. Источник: globalsecurity.org


Внимание, воздух!


Ничего нового в концепции уничтожении воздушного противника с борта подводной лодки нет: артиллерийские орудия умели это делать еще на субмаринах Второй мировой войны. Однако по вполне очевидным причинам субмарине проще вообще не связываться с вражескими самолетами и уйти на глубину. Появление противолодочной авиации серьезно осложнило ситуацию, особенно это коснулось вертолетов с их вездесущими гидроакустическими буями. Наиболее очевидной идеей противодействия является упреждающий ракетный удар. Одними из первых ЗРК на субмарины поставили британцы.


Blowpipe SLAM (Submarine-Launched Air Missiles). Источник: thedrive.com

В 1972 году на подлодке HMS Aeneas появились четыре ракеты Blowpipe SLAM (Submarine-Launched Air Missiles), установленные на выдвижной мачте. Позже израильтяне установили такую же ЗРК на одну из своих подлодок. Эффективность подобных систем для подводного флота несколько спорна: все-таки субмарине приходится для атаки всплывать, подставляя себя под удар как авиации, так и надводных кораблей. Но в любом случае это лучше артиллерийских орудий.


Источник: thedrive.com

Интересную идею предлагают французы с системой A3SM (Mica SAM) от компании DCNS. В основе системы лежит достаточно распространенная в странах НАТО ракета класса «воздух-воздух» MICA c дальностью действия до 20 км и массой 112 килограммов. MICA монтируется внутри корпуса торпеды и, соответственно, не требует специальной перекомпоновки внутренностей подводной лодки. Операторы из подводного положения (глубина более 100 метров) отслеживают появление гидроакустических буев вертолетов-охотников и запускают матрешку «торпеда — зенитная ракета» в сторону угрозы. Подходя к зоне предполагаемого зависания вертолета, торпеда выскакивает наружу, а из нее уже стартует ракета. По аналогичной схема подлодки запускают противокорабельные ракеты Exocet SM39, поэтому принципиальных сложностей нет. Наведение зенитной MICA — автоматическое тепловизионное. Французы из DCNS, помимо дорогой ракеты, запускаемой из подводного положения, предлагают установку ЗРК Mistral на рубку субмарины. Система аналогична британской Blowpipe SLAM и работает только из надводного положения.


ПВО для подлодок A3SM (Mica SAM) от французской DCNS. Источник: naval-group.com


Выдвижной модуль подлодки для безоткатного орудия Mauser RMK 30. Источник: en.wikipedia.org

Условно для борьбы с воздушными целями можно применять немецкое безоткатное дистанционно-управляемое орудие Mauser RMK 30 калибром 30 мм. Эффективная дальность стрельбы достигает 3 км, что позволяет в особо удачных ситуациях атаковать зависшие вертолеты противника. В боекомплект включены осколочно-фугасные, осколочно-фугасно-зажигательные и бронебойные боеприпасы. Целеуказание осуществляется с помощью перископа и радиолокационной станции. В 2008 году установку демонстрировали в составе выдвижной мачты MURAENA высотой 3 метра и диаметром 0,8 метра. Позже Mauser RMK 30 смонтировали внутри многофункционального контейнера TRIPLE-M, в котором также можно хранить подводные беспилотники. Изначально немцы планировали размещение орудий на субмаринах проектов 212А и 212В для борьбы с асимметричными угрозами (пираты, лодки шахидов и малогабаритные ракетные катера). Для этой же серии подлодок немецкая промышленность поставляет, пожалуй, самую современную серийную систему борьбы с воздушным противником – ракетную систему IDAS.

Из пучины морской


Противовоздушная ракета IDAS (Interactive Defense and Attack System for Submarines) разработана немецкими Diehl Defense и Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH при участии норвежской Kongsberg. Испытана ракета была впервые в 2008 года на норвежской подлодке типа «Ула». Оружие относится к классу условно многоцелевых и при необходимости может применяться не только против вертолетов-охотников, но и по надводным кораблям малого водоизмещения, катерам и даже по небольшим береговым целям. Немцы предполагают использование IDAS в качестве оружия поддержки подразделений сил специальных операций. Система не разработана с чистого листа и является глубокой модернизацией ракеты «воздух-воздух» IRIS-T в дозвуковом исполнении. Длина ракеты – 2,5 метра, диаметр корпуса – 0,8 метра, стартовая масса – 120 килограммов, предельная глубина пуска – 20 метров, максимальная дальность стрельбы – 20 километров и максимальная скорость – 240 м/с. Каждая IDAS оснащена 20-килограммовой боевой частью и применяется по целям из транспортно-пускового контейнера массой 1700 килограммов (в каждом по четыре ракеты), устанавливаемые в 533-мм торпедный аппарат подлодки. Старт осуществляется выбросом из контейнера с помощью гидравлически управляемого поршня. Ракеты стартуют из затопленного водой контейнера, при этом не происходит выброса воздуха из торпедного аппарата, то есть отсутствует демаскирующий признак, по которому вертолет может обнаружить и атаковать субмарину. Затем после выхода ракеты из торпедного аппарата раскрываются управляющие рули и крылья, включается система управления и запускается стартовый двигатель. В качестве силовой установки используется трехрежимный твердотопливный двигатель. Ракете IDAS, по данным разработчиков, требуется около минуты, чтобы достичь поверхности, запустить маршевую силовую установку и набрать необходимую высоту. Затем происходят поиск и распознавание цели, если наведение ракеты осуществляется в автоматическом режиме по заранее намеченной цели, или ее разворот на цель по команде оператора подлодки по оптоволоконному кабелю. На конечном участке траектории полета ракета переводится в режим планирования. Предварительная подготовка инерциальной системы наведения ракеты IDAS выполняется навигационным оборудованием подводной лодки. На ранних этапах разработки системы были планы установки охлаждаемого тепловизора на ракету (от исходной IRIS-T), но высокая стоимость узла не позволила это сделать. Все-таки оружие позиционируют как многоцелевое, и расход дорогой техники на какой-нибудь беспилотник или укрепленный береговой пункт был бы нецелесообразен.








Комплекс ПВО IDAS. Источник: globalsecurity.org

Оптоволоконная линия наведения, работающая в паре с гидроакустикой субмарины, позволяет уверенно перехватывать противолодочные вертолеты. Кроме этого, оптоволоконный канал связи и управления обеспечивает более высокую надежность и точность стрельбы, позволяет идентифицировать цель и оценить тактическую обстановку за счет передачи цифрового изображения с искателя ракеты на пульт управления оружием. Для каждой ракеты используются четыре катушки с оптоволоконным кабелем для передачи команд управления и получения данных с камеры ракеты. Одна катушка размещается в пусковом контейнере, две находятся на специальном компенсационном поплавке, который остается на водной поверхности при выходе ракеты из-под воды, еще одна катушка размещается в хвостовой части ракеты. Круговое вероятное отклонение ракеты, управляемой оператором по оптическому каналу связи, составляет порядка 0,5—1 метра. Существует возможность одновременного пуска двух ракет IDAS, что повышает вероятность поражения зависшего вертолета до 0,85—0,9. В перспективе инженеры предполагают обнаруживать вертолет противника до того, как он сбросит буй в воду. Для этого будут адаптировать гидроакустическую систему субмарины на поиск на поверхности воды волнового эффекта от несущего винта вертолета. Запуск зенитных ракет осуществляется из горизонтального положения, что создает трудности при атаке объектов прямо над субмариной. Немецкие подводные лодки будущих поколений (проектов 214 и 216) будут оснащаться установками вертикального пуска для ракет IDAS.


Источник: thedrive.com

На данный момент IDAS является серийной установкой, но не уникальной. В середине 2000-х годов в США апробировали пуск из подводного положения зенитной ракеты AIM-9X Sidewinder, разработанной Raytheon. На данный момент точной информации о развитии подобных американских ПВО для субмарин нет, но не исключено, что ракеты устанавливаются на атомные ракетоносцы.
Автор:
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 20 июня 2020 05:40 Новый
    0
    Интересно, но представлялся старт ракеты ЗУР из шахты. Короче время поражения цели. Дольше жизнь ПЛ. feel
    1. mark1
      mark1 20 июня 2020 06:12 Новый
      +6
      Всплываемый автономный модуль (можно в корпусе торпеды), пока он ведет бой - подлодка дает деру... Мне нравится.
    2. Kalmar
      Kalmar 20 июня 2020 09:53 Новый
      +2
      Цитата: Mavrikiy
      Интересно, но представлялся старт ракеты ЗУР из шахты.

      Шахты обычно заняты КР, да и перезарядить их "на ходу" не получится. Хотя вон сейчас наметилось движение в сторону модульности (у нас на 885М и у "них" на "Вирджиниях") - возможно, действительно увидим специальные пусковые под ЗУР.
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 20 июня 2020 06:19 Новый
    0
    Забавно, интересно и необычно! Как для человека, далёкого от флота, ещё добавлю и познавательно!)))
  3. knn54
    knn54 20 июня 2020 07:19 Новый
    +4
    Как я понял, ЗРК IDAS предназначен для борьбы с противолодочными вертолетами, действующих при поиске ПЛ с выпущенным гидролокатором на МАЛОЙ высоте и с НИЗКОЙ скоростью.
    При этом немцы с норвежцами решили две основные проблемы:
    - УСТОЙЧИВАЯ работа силовой установки/двигателя ракеты в разных средах.
    - Сохранение волоконно-оптического канала управления во время выхода ракеты из воды.
    Как альтернатива-ПАССИВНЫЙ сонар подлодки, который может обнаружить вертолет по локализации волнового эффекта вертолетного винта.
    1. ШУРУМ -БУРУМ
      ШУРУМ -БУРУМ 20 июня 2020 09:01 Новый
      +4
      Полагаю, что использование для атаки вертолета из под воды (сама идея - отличная) ракетой с тепловизионной ГСН не всегда сможет обеспечить гарантированное уничтожение вертолета (для этого существуют эффективные станции оптического противодействия СОЭП, лазерное ослепление и проч). Это надо учитывать, говоря о том, что речь идет о защите лодки вместе с экипажем, в силу этого, - не имеющей цены. Над поверхностью океана тогда, когда могут летать вертолеты, абсолютная тишина и надо использовать головку с акустическим наведением. Спектр шума мощного двигателя и винтов вертолета , да еще единственного в данном месте источника шума ни с чем не спутать, и не ничем таким компактным, малогабаритным и акустически мощным, что может уместиться или отстреливаться от вертолета для имитации данного шума, не разместить. Кстати, патент получен.
    2. Kalmar
      Kalmar 20 июня 2020 09:54 Новый
      0
      Цитата: knn54
      Как альтернатива-ПАССИВНЫЙ сонар подлодки, который может обнаружить вертолет по локализации волнового эффекта вертолетного винта.

      А при сильном волнении на море работать будет?
      1. Удав КАА
        Удав КАА 21 июня 2020 00:21 Новый
        +1
        Цитата: Kalmar
        А при сильном волнении на море работать будет?

        При сильном волнении моря вертолеты летать не будут... yes
    3. psiho117
      psiho117 20 июня 2020 18:22 Новый
      0
      Цитата: knn54
      УСТОЙЧИВАЯ работа силовой установки/двигателя ракеты в разных средах

      по-моему она просто потихоньку всплывает, а двигло запускается уже на поверхности
  4. В.И.П.
    В.И.П. 20 июня 2020 10:11 Новый
    +3
    Про французские и немецкие системы нужно писать "не имеет аналогов в мире! " wink И уж точно, что в РФ не имеется ничего подобного. От торпед наши лодки и то защиты не имеют))
    1. Phoenix
      Phoenix 20 июня 2020 11:01 Новый
      +1
      Читайте про российскую портивоторпеду М-15.
      И про "точно не имеется.. ко-ко-ко" :

      "В России также ведутся работы по созданию подобных ракетных комплексов. В частности, в одном из проектов используется комплекс выдвижного типа, который находится в междубортовом пространстве и не имеет проникающих частей в прочный корпус. Комплекс подготавливается к действию на глубине до 80 м, а затем ПЛ выходит на перископную глубину уже с развернутым комплексом, что позволяет произвести прицеливание и выстрел менее чем за 60 секунд. Масса контейнера вместе с ПЗРК составляет 40 кг."

      Можно было погуглить, а можно сразу вскукарекнуть. Впрочем, как всегда. И автор молодец, что полностью скопипастил статью с другого сайта но часть про разработку аналога в России прилежно вырезал. Молодец, отработал.
      1. Евгений Федоров
        20 июня 2020 11:10 Новый
        +1
        С какого сайта копипаст? Можно ссылку, если не сложно?
        1. Phoenix
          Phoenix 20 июня 2020 11:11 Новый
          -3
          Не сложно конечно. Копируешь мой текст и вставляешь в поисковик))
          https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34968
          1. Евгений Федоров
            20 июня 2020 11:18 Новый
            +4
            Предлагаю в дальнейшем внимательней читать тексты, прежде чем обвинять. А за ссылку спасибо, занимательно.
      2. В.И.П.
        В.И.П. 22 июня 2020 17:15 Новый
        0
        "Пакет" установлен всего на нескольких кораблях ВМФ. На каких лодках он есть ?
        А когда пишут про поделки дагдизеля смеятся хочется. Они старые торпеды которые должны были утилизировать , обратно флоту впаривали как новые. Уголовное дело было. Что они могут слепить???..............Читайте сами))
  5. Avior
    Avior 20 июня 2020 11:52 Новый
    -1
    Идея известная, но спорная
    Демаскирует лодку
    1. Kalmar
      Kalmar 20 июня 2020 23:48 Новый
      0
      Цитата: Avior
      Демаскирует лодку

      У ракеты очень небольшая дальность пуска. Если в пределах этой дальности противолодочный вертолет раскидывает буи, то, по всей видимости, шансов остаться необнаруженной у ПЛ и так очень мало.
      1. Avior
        Avior 20 июня 2020 23:50 Новый
        -1
        Для пуска лодка должна находится на малой глубине.
        При этом видна невооружённым глазом
        Демаскировка налицо.
        1. Kalmar
          Kalmar 20 июня 2020 23:54 Новый
          +1
          Цитата: Avior
          Для пуска лодка должна находится на малой глубине.
          При этом видна невооружённым глазом
          Демаскировка налицо.

          Так она и основное ракетное вооружение не с какой попало глубины применяет. Потом, речь не идет о том, чтобы специально охотиться за вертолетами: ракета будет применяться тогда, когда у экипажа ПЛ есть основания полагать, что вертолет все равно их засечет. Ну а заметность невооруженным глазом на 20м глубине немало зависит от разных факторов вроде волнения моря.
  6. iouris
    iouris 20 июня 2020 13:28 Новый
    -2
    Подводная лодка: один раз выпустить все ракеты по агрессору. После этого она не нужна. Чтобы она эту задачу выполнила нужны "силы общего назначения", адмиралы, генералы... Если она эту задачу выполнить не способна, то всё зря. А идея понравилась.
  7. Горный стрелок
    Горный стрелок 20 июня 2020 13:39 Новый
    -1
    А как это будет работать при волнении? А радар вертолета увидит всплывший контейнер? И попробует его уничтожить, дабы канал связи прервать... Как то сложно всё... Контейнеры я бы сделал автономные, всплывающие, с собственной поисковой системой. Которой можно задать район расположения цели ( ради сокращения времени поиска) и все. Лодка запускает один- два-несколько таких контейнеров...и они с определенным интервалом стартуют по обнаруженной цели. Вертолеты или гидросамолетов сразу становится не до лодки... А лодка даёт деру...как вариант... wassat
    1. ProkletyiPirat
      ProkletyiPirat 20 июня 2020 18:39 Новый
      +1
      озвученный вами режим работы поможет только против вертолётов, но и там пользы мало. А вот в связке телеуправление+ГСН возможно наводить ЗР-ты на самолёты ПЛО, при этом они будут сбивать именно их, а не "что попало"..
      1. Горный стрелок
        Горный стрелок 20 июня 2020 19:42 Новый
        -2
        Цитата: ProkletyiPirat
        озвученный вами режим работы

        Этот режим работы только для одного...чтобы лодка как можно быстрее УШЛА из опасного района. Создав максимум проблем авиасопернику.
  8. Saxahorse
    Saxahorse 20 июня 2020 21:02 Новый
    +1
    Статья интересная, автору спасибо!

    Насколько я понимаю, проблема ни в том чтоб выстрелить ракетой, проблема в целеуказании. ГСН ракет, ввиду малых размеров как правило весьма убоги по ТТХ, по хорошему ракете нужно подсказать в какую точку лететь, и уже там, возле цели, она сумеет что то найти своей крошечной головкой.

    Очень понравилась идея с медленно всплывающей зенитной торпедо-ракетой. Возможно такую систему стоит дополнить каким нибудь буксируемым с ПЛ буем с пассивной (обязательно пассивной!) системой предварительного обнаружения и наведения. Возможно такая система поможет стряхнуть авиацию с хвоста.
    1. ProkletyiPirat
      ProkletyiPirat 20 июня 2020 21:18 Новый
      -1
      Цитата: Saxahorse
      Возможно такая система поможет стряхнуть авиацию с хвоста.

      не поможет, радиогоризонт мал, фактически ЗР начинает искать ЛА уже находясь в воздухе. тоесть 1)запуск с ПЛ 2)всплытие и запуск в воздух 3)кольцевое\спиральное движение с активным поиском ЛА. Исключение может быть только одно это высотные самолёты ПЛО, но там проблемы с разрешающей способностью.

      Вообще как по мне это не правильный способ решения проблем...
      1. Saxahorse
        Saxahorse 20 июня 2020 21:29 Новый
        0
        Цитата: ProkletyiPirat
        не поможет, радиогоризонт мал, фактически ЗР начинает искать ЛА уже находясь в воздухе.

        Об этом я и пишу! Поэтому в этой схеме крайне важна дополнительная система наведения подпитываемая с ПЛ. Современные пассивные системы начинают показывать вполне серьезные результаты. Если буксируемый буй с такой системой сможет качественно отсканировать небо, у авиации ПЛО возникнут большие проблемы. Ну а заранее сброшенные пусковые с ЗР срубят самых наглых и качественно распугают прочую авиацию противника.
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 20 июня 2020 21:51 Новый
          +1
          ещё раз, дело не пассивности\активности сканирование, дело в радиогоризонте, особенно во время волнения моря\океана...
  9. BoratSagdiev
    BoratSagdiev 21 июня 2020 12:10 Новый
    0
    Проводов-то понапущають.
    Потом не будет как в фильме "72 метра" с Янычаром, когда он в "микрофон" говорил? laughing
  10. Комментарий был удален.
  11. Niko
    Niko 21 июня 2020 16:41 Новый
    0
    "Диаметр корпуса 0,8 метра" прикольно..... как она помещается в торпедный аппарат диаметром 533мм? Да еще четыре штуки. Думаю опечатка т.к. в других источниках диаметр 0,18 -это больше похоже на правду