Бомбардировщик B-52: полёт длиной в сто лет


Пара B-52H в полете над Балтийским морем, 23 октября 2019 г.


Несмотря на рекордный возраст, дальние бомбардировщики Boeing B-52H Stratofortress остаются основой стратегической авиации США. Более того, они будут сохранять такой статус в течение нескольких следующих десятилетий. Нынешние планы ВВС предусматривают продолжение эксплуатации такой техники, но для этого требуется принимать различные меры.

Будущее дальней авиации


В конце февраля на слушаниях в Конгрессе выступил замначальника штаба ВВС США по планированию генерал-лейтенант Дэвид Наом. Он рассказал о текущем положении дел в стратегической авиации, а также раскрыл актуальные планы в этой области. Согласно им, строительство совершенно новых самолетов не исключает продолжение эксплуатации рекордно старых.

В отдаленной перспективе ВВС США планируют построить смешанный парк дальних бомбардировщиков. Важнейшей его составляющей по-прежнему будут B-52H, которые следует в очередной раз модернизировать. Также запланировано производство новых самолетов Northrop Grumman B-21 Raider, которым предстоит полностью заменить технику двух типов. В ближайшее время начнется процесс списания устаревших B-1B, а малозаметные B-2A пока останутся в строю.


По словам Д. Наома, имеющиеся в ВВС 76 самолетов B-52H все еще имеют достаточный ресурс и могут продолжать службу. Отдельные самолеты будут оставаться в частях до своего столетия. Однако для этого необходима своевременная модернизация техники. Нужно обновить радиоэлектронное оборудование, силовую установку и т.д.

Долгожданные двигатели


Строевые B-52H имеют по восемь турбореактивных двигателей Pratt & Whitney TF33-P-103. Эти изделия разрабатывались с конца пятидесятых годов по технологиям того времени. Был создан запас готовых двигателей и запчастей, позволяющий продолжать эксплуатацию до сих пор. Еще в семидесятых такие моторы признали устаревшими и требующими замены. Тогда же запустили первый проект ремоторизации. Однако по экономическим и иным причинам эти работы не завершили. В дальнейшем предпринимались новые безуспешные попытки осовременить силовую установку.

В прошлом году стартовал очередной подобный проект – B-52 Commercial Engine Replacement Program («Программа замены двигателей на коммерческие»). ВВС обратились к компаниям General Electric, Rolls-Royce и Pratt & Whitney с предложением о разработке предварительных проектов. В мае этого года разослали официальный запрос предложений, ответы на который ожидаются к 22 июля. Следующие месяцы уйдут на оценку проектов, а в июне следующего года ВВС планируют подписать контракт на поставку серийных моторов.


Пока технический персонал работает с двигателями Pratt & Whitney TF33-P-103, но через несколько лет придется осваивать новые изделия

По условиям программы B-52 CERP, бомбардировщики должны получить двигатели с тягой не менее 8-9 т и высокими показателями экономичности. Предлагается сохранить четыре двухдвигательные моттогондолы, что позволит обойтись без переработки планера. Для дополнительного удешевления ремоторизации предлагается использовать двигатели «коммерческих» типов. Компании-участники предлагают три варианта моторов: один готовый и две перспективные модификации серийных изделий.

ВВС собираются обновить все 76 бомбардировщиков B-52H боевого состава и резерва. Для этого требуется более 600 двигателей, также будет создан запас готовых изделий и запчастей. Проектные работы по CERP продлятся до 2023-24 гг., после чего начнется производство и установка новых моторов. Непосредственную модернизацию самолетов выполнит компания «Боинг». Модернизация всего парка завершится в 2035 г.

Новое вооружение


За несколько десятилетий эксплуатации B-52H успел сменить несколько наборов целевого оборудования и ряд поколений авиационного вооружения. Сейчас осуществляется новая модернизация такого рода, по результатам которой самолет улучшит свои боевые возможности.


"Раскладка" вооружений

12 апреля 2019 г. ВВС и Boeing подписали очередной контракт на модернизацию комплекса вооружений бомбардировщиков B-52H и B-1B. Работы будут продолжаться ровно 10 лет, их стоимость – 14,3 млрд долл. В официальных сообщениях упоминалось, что проект выполнят по «гибкой схеме» Flexible Acquisition & Sustainment Tool. Речь идет о повышении боевой устойчивости, расширению боевых возможностей и повышении боеготовности.

Однако другие подробности не приводились, и ключевые особенности проекта остаются неизвестными. Более поздние сообщения официальных лиц в целом не изменили ситуацию, и пока приходится полагаться только на отрывочные сообщения, оценки и т.д.

Дозвуковые с гиперзвуком


В обозримом будущем на вооружение дальней авиации США должны поступить перспективные образцы, в т.ч. новых классов. Очевидно, что их эксплуатация не обойдется без B-52H. Более того, от старых самолетов зависят даже разработка и испытания новых изделий.

Год назад, 12 июня 2019 г. один из наличных B-52H стал летающей лабораторией для предварительных испытаний перспективной гиперзвуковой аэробаллистической ракеты AGM-183A ARRW. На тот момент речь шла всего лишь о вывозке макетного образца, но в ближайшем будущем бомбардировщик начнет пуски полноценных прототипов.


Крылатые ракеты AGM-86B ALCM на внешней подвеске

Новые сведения на этот счет появились в майском номере журнала Air Force Magazine в интервью с главой Стратегического командования США. Генерал Тимоти Рэй рассказал, что войсковые самолеты B-52H пройдут модернизацию, которая обеспечит применение гиперзвуковых вооружений. В настоящее время такие возможности имеют лишь два бомбардировщика, используемые на авиабазе Эдвардс для испытаний. В ближайшем будущем к ним присоединится еще шесть.

Рост численности летающих лабораторий связан со спецификой назначенной программы испытаний. Она отличается «агрессивностью», из-за чего требует привлечения дополнительных самолетов и увеличения численности личного состава. Такие процессы будут продолжаться ок. 3-5 лет, до окончания опытно-конструкторских работ.

Служба продолжается


Таким образом, ВВС США по-прежнему не собираются отказываться от своих старейших боевых самолетов и намерены сохранять их в строю в течение максимально возможного времени. Предлагаются очередные программы модернизации B-52H Stratofortress, и вновь звучат оценки о возможном столетнем юбилее на службе.

Продержатся ли B-52H в строю до пятидесятых-шестидесятых годов, неизвестно, но шансы на это достаточно велики. Так, программа ремоторизации B-52 CERP будет выполняться до 2035 г. и позволит заметно продлить сроки службы. И вряд ли Пентагон решит отказаться от улучшенных экономичных бомбардировщиков в течение 10-15 лет после завершения CERP.


Первый вывозной полет ракеты AGM-183A

Также необходимо отметить другой аспект программы CERP. Предыдущие проекты такого рода не дали реальных результатов, но на них потратили время и деньги. Очередная неудача в этой области будет серьезным ударом по имиджу авиастроителей, ВВС и дальней авиации. В первую очередь, это приведет к дополнительным трудностям для Стратегического командования при «выбивании» финансирования для новых программ.

При модернизации B-52H, в дополнение к росту летно-технических и экономических характеристик ожидается наращивание боевых качеств – за счет новой бортовой аппаратуры и вооружения. Несмотря на дозвуковую скорость, высокую заметность для РЛС и иные недостатки, B-52H останется удобной и эффективной платформой для вооружений, в т.ч. перспективных гиперзвуковых ракет.

Благодаря этому B-52H будут продолжать службу еще в течение нескольких десятилетий. До конца двадцатых к ним присоединятся первые серийные B-21, и к тому времени начнется списание прочих бомбардировщиков. Несмотря на солидный возраст, B-52H еще не устарел – но для поддержания требуемого состояния и потенциала требуются самые разные усилия и проекты модернизации.
Автор:
Использованы фотографии:
Boeing Company / boeing.com, US Air Force
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей985 18 июня 2020 07:02 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    В-52 вечный самолет. Заглянуть бы на топвар через тридцать лет, чтобы почитать о очередной модернизации)
    1. Гражданский 18 июня 2020 07:38 Новый
      • 3
      • 1
      +2
      Выдержит ли планер столько модернизаций? Те же мотогандолы - тягу новых двигателей?
    2. Alexey RA 18 июня 2020 09:39 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Цитата: Сергей985
      В-52 вечный самолет.

      Мотолыга с крыльями. smile
      Забавно, что В-52 остаётся в строю, а создававшийся ему на замену B-1B сочтён устаревшим и идёт под списание.
      1. 5-9
        5-9 18 июня 2020 15:52 Новый
        • 0
        • 0
        0
        B-1B - это ок от В-1А (тот был аналог Ту-160, но не шмагла) с концепцией применения (низковысотный прорыв ПВО и кидание свободнопадающих ядрёнбонб), устаревшей уже на момент появления его в войсках..поэтому он вообще не является ни носителем ЯО (по СНВ) ни КРВБ большой дальности ни стратегическим оружием (по сути). "Бесполезный и роду хорошего"....их ресурс пожгли на перемалывание в щебёнку афганских гор.
    3. Trevis 18 июня 2020 09:54 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Сергей985
      В-52 вечный самолет.

      Всему есть предел. Не от хорошей жизни ветерана гоняют)
      1. volodimer 18 июня 2020 11:17 Новый
        • 7
        • 0
        +7
        Так и у нас особо ТУ-95 уходить на покой не собираются. Просто с ростом возможностей носимых вооружений, требования к носителю снизились... Уже не так актуальны скорость, дальность, малозаметность... Если можно находясь в своём воздушном пространстве отовалить супостата чем-то гиперзвуковым, тут и старички неплохо справятся.
        1. knn54 18 июня 2020 15:02 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Если В-52 объединить в сеть с Ф-35/Ф-22, то стелс-истребители,благодаря малой ЭПР подавят ПВО противника, а бомбардировщик мог бы добивать оставшиеся без защиты объекты более мощным арсеналом.
          1. volodimer 18 июня 2020 15:39 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            О том и речь, необходимость бомберам прорывать ПВО противника в нынешних условиях отсутствует, соответственно поставленные задачи могут решать старые, проверенные-отлаженные и дешёвые В-52 и ТУ-95, а В-1В, В-2 и ТУ-160, становятся менее востребованы, хотя в своё время были призваны заменить старичков.
            Дешёвые, конечно условно, но это по сравнению с последователями.
    4. Bersaglieri 18 июня 2020 13:04 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Как и Ту-95МС (прада, МС- помоложе, чем B-52H, на 15-20 лет)
  2. nikon7717 18 июня 2020 07:28 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Интересные выводы напрашиваются. Первый. США, как и мы не планирует кардинально обновлять парк ДА.
    Второй. Почему. Либо они не могут это качественно сделать (это маловероятно), либо мы стоим на пороге новой технологической революции и деньги идут в развитие более перспективных направлений (как смена деревянного парусного флота на бронированные крейсера).
    1. Сергей Валов 18 июня 2020 08:52 Новый
      • 7
      • 1
      +6
      За последние 30 - 40 лет в авиастроении ни каких «технологических революций» не было, и они не предвидятся. Развитие авиационной техники и ее производства (технологии) последние десятилетия идут путём медленного вылизывания найденных ранее решений. Был некий прогресс с внедрением оборудования с ЧПУ и полимерных материалов, но не принципиальный. Как царили заклёпочные соединения, так они доминируют. С двигателями ситуация не менее легкая. ВРД почти достигли предела совершенства, за мизерный прирост характеристик приходится платить непомерную цену. За этот период резко скакнула вперёд только авионика, но и тут наметился предел развития, заменить человека в обозримом будущем однозначно не получится. В-52, на мой взгляд, шедевр инженерной мысли, поскольку был создан не только превосходный самолёт, но, вольно или невольно, было предугадано развитие авиации на многие десятилетия вперёд.
      1. ycuce234-san 18 июня 2020 16:29 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Импульсный детонационный двигатель только изучают уже 70-т лет.
        А он не единственный - есть ранее изучавшиеся авиационные ядерные реакторы.
        Есть проекты термоядерного двигателя для космоса с лазерным зажиганием микрокапсул термоядерного топлива. Учитывая текущий прогресс с лазерами есть вероятность что такой двигатель появится на самолётах быстрее чем мы думаем - тогда пилоты на авиках, взлетая, будут обрадованно вопить в эфир что то типа - "Пошла реакция!", имея в виду запуск прямоточного атмосферного термоядерного движка.
        Пока прогрессу есть куда двигаться.
        1. Сергей Валов 18 июня 2020 16:48 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Именно что в теории все это давно известно, но на практике далее лабораторных опытов дело пока не идёт. С лазерами тоже все очень специфично - в теории все просто, но где взять необходимое количество энергии? Как ее сакуммулировать? Нас в далекие 70-е учили - нарисовать можно все, попробуй сделай.
          1. ycuce234-san 18 июня 2020 23:09 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Вот вот - трудности то там в основном инженерные.
            Пока конечно тащить термоядерный движок в истребитель, бомбер или танк рановато, но вот для крупных океанских кораблей это выглядит более реально, как технологический горизонт лет в 50, так как там двигатели имеют несравнимо большие габариты и массу а значит их будет проще реализовать.
          2. ycuce234-san 18 июня 2020 23:21 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Кроме того - вроде как проблема сверхзвуковых авиавинтов тоже ещё ждёт своего решения.
    2. strelokmira 18 июня 2020 09:38 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      А вывод только один напрашивается, что дешевле отправить на бомбардировку в банановую республику один старый b-52 чем строить там свою базу и использовать a-10, f-15 и т.д., да к тому же безопасней, не одно ПЗРК не добьет до стратега
      1. Bersaglieri 18 июня 2020 13:06 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Особенно, с учетом того, что КР запускаются за 1-2тысячи км до цели :)
        1. strelokmira 18 июня 2020 13:08 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Особенно, с учетом того, что КР запускаются за 1-2тысячи км до цели :)

          А причем тут КР, когда b-52 прекрасно и без них может работать обычными бомбами ?
    3. Bersaglieri 18 июня 2020 13:29 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Смысла нет , коли КР летают за несколько тысяч км. Вот ежели "война с инопланетными захватчиками"- тогда колер иной будет :)
  3. Кот_Кузя 18 июня 2020 10:58 Новый
    • 8
    • 1
    +7
    Планер Б-52 это как топор, форму которого совершенствовать уже дальше некуда, совершенная отработанная форма, идеальная для дозвукового бомбера. Точно так же как не меняется концепция планера дозвуковых пассажирских лайнеров, какими они были разработаны в 50-х гг, такими они и остались до сих пор. Меняются только двигатели на более тяговитые и экономичные, меняется начинка авионики, могут применяться композиты, но сама форма планера остается такой же.
    1. volodimer 18 июня 2020 15:56 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Последнее время часто ссылаюсь на наш клон журнала "Популярная механника", американских печеньков там очень много, но это не мешает смотреть на их здравые идеи. В одном из... описывались результаты конкурса гражданских авиалайнеров будущего, И в частности выбор компоновки...
      Итог: Через сито отбора по можеству критериев без вопросов прошла классическая.
      А вот летающее крыло, бананы-кольцепланы и другие экзоты выбыли.
      Хотел уже завершить коммент... и тут:
      Планер Б-52 это как топор, форму которого совершенствовать уже дальше некуда, совершенная отработанная форма, идеальная для дозвукового бомбера.

      Как с АК... Все совершенствования это вытягивание одних характеристик в ущерб других...
      Вот как-то так получается.... С уважением!
  4. Captan78 18 июня 2020 11:30 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    При этом продвинутые американские граждане не забывают при случае назвать Ту 95 раритетным старьём.... А судьи кто?
    1. volodimer 18 июня 2020 16:23 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      У них легендарного старья на вооружении не меньше. И если мы вправе гордиться АК, ПМ, ДШК(даже если вести его со шпагинской модификации а не от Дегтярёвского исходника), то они могут кольтом 1911, Браунинг М2, да и М60 тоже долгожитель. Сложная техника выбывает из армий производителей оружия быстрее, зато долго живёт у небогатых, наши Т-34-84, Т-55, их М-48 и т.д. Тут начинают сказываться возможности содержать технику... Корабли техника сложная и 7ки и Флетчеры долго у клиентов не служили, хотя на роль стариков вполне претендовали. По самолётам...МИГи и СУ ещё на крыле, также, как их ровестники Фантомы, но это в странах 3его мира... А вот такие серьёзные комплексы как Б-52 и Ту-95.... Ешё послужат, хорошо, что мы под нож не пустили при горбачёве.
    2. merkava-2bet 20 июня 2020 13:01 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Да старьё,в том виде котором мы видем.Вся ДА СССР/России это чистые самолёты ядерной войны,небольшое исключение у Ту-22М,он может топить корабли(в теории).
      Янки в отличие от руководства СССР свом бомберы не уничтожали,а мы(СССР/Россия/Украина) с радостью и в припрыжку за зелёный лавандос,да ещё и производство похерили,сейчас пытаются чего то родить на базе технологий 60-70х годов,позор для державы.
      Когда мы говорим про ВС США,не забываем что они технически и технологически первые в мире,это раз,второе расположение баз,и главное Гигантский Боевой Опыт,на любом театре боевых действий,есть о чём подумать.
  5. Knell Wardenheart 18 июня 2020 11:47 Новый
    • 1
    • 3
    -2
    В войне с папуасами или банановыми диктатурами все это может и будет актуально до середины века , но для серьезной войны самолетик больно медленный и заметный - слишком много стало умного и шустрого оружия , а через 15 лет гиперзвук и у Ирана появится , так что не могу разделить оптимизм США.
  6. А. Привалов 18 июня 2020 12:21 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    и Ту-95, и В-52 прекрасные машины.

    Не спешите девочки
    Дедушку беречь.
    Есть ещё у дедушки
    Чем кого развлечь.
    (Г. Губерман)

    Желаю обеим моделям много-много лет мирной жизни.
    hi
  7. Undecim 18 июня 2020 17:53 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    В официальных сообщениях упоминалось, что проект выполнят по «гибкой схеме» Flexible Acquisition & Sustainment Tool. Речь идет о повышении боевой устойчивости, расширению боевых возможностей и повышении боеготовности.
    Однако другие подробности не приводились, и ключевые особенности проекта остаются неизвестными. Более поздние сообщения официальных лиц в целом не изменили ситуацию, и пока приходится полагаться только на отрывочные сообщения, оценки и т.д.

    Горе писатели так и не поняли, что «гибкая схема» Flexible Acquisition & Sustainment Tool - это не прект модернизации самолета B-52H и в ней найти какую либо техническую информацию невозможно. Это своего рода программа управления проектами ВВС США по модернизации своего авиапарка. Всего.
    Есть еще программа IWSSP - Программа поддержки интегрированной системы вооружений.
    Что касается "ключевых особенностей проекта", то они хорошо известны.
    Первое, это новая БРЛС. Вместо древней AN / APQ-166 будет установлена AN/APG-83 SABR с АФАР. Аналогичная устанавливается на последних модернизированных версиях F-16.
    Второе, это, как сейчас модно говорить "цифровизация" того, что у нас называют БРЭО, а у "них" - авионика - программа Combat Network Communication Technology. Сами американцы шутят, что это программа превращения В-52 из телефона с дисковым номеронабирателем в айфон.
    Третье - обновление систем вооружения. Вместо AGM-86 самолет планируют вооружить LRSO. Самолет также рассматривается как носитель перспективной гиперзвуковой ARRW.
    Четвертое. Модернизация систем РЭП. Сегодняшняя версия AN / ALQ-172 начала восьмидесятых требует обновления.
  8. Старый26 18 июня 2020 19:30 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Сергей985
    В-52 вечный самолет.

    Мотолыга с крыльями. smile
    Забавно, что В-52 остаётся в строю, а создававшийся ему на замену B-1B сочтён устаревшим и идёт под списание.

    Не все так однозначно, Алексей. Американцев сейчас вообще не понять, то они собираются списывать В-1В, то с учетом возможного выхода из СНВ-3 вновь переоснастить их в статегов. По крайней мере слышал, что из ныне существующих сейчас 66-67 В-1В они примерно половину планируют модернизировать в носители гиперзвукового оружия. А если они действительно выйдут из СНВ-3, то легче модернизировать путь даже 3 десятка В-1В, чем строить 30 новых

    Цитата: 5-9
    B-1B - это ок от В-1А (тот был аналог Ту-160, но не шмагла) с концепцией применения (низковысотный прорыв ПВО и кидание свободнопадающих ядрёнбонб), устаревшей уже на момент появления его в войсках..поэтому он вообще не является ни носителем ЯО (по СНВ) ни КРВБ большой дальности ни стратегическим оружием (по сути). "Бесполезный и роду хорошего"....их ресурс пожгли на перемалывание в щебёнку афганских гор.

    Ну, во-1 они "смогли". Первые 4 машины были выпущены в варианте В-1А и только потом модернизированы до варианта В-1В. Просто на то время сменилась концепция (использование "низковысотного прорыва ПВО"), т.к. появились новые зенитные комплексы. А В-1В, кстати, как и В-1А был способен нести крылатые ракеты. Только на В-1А планировался вариант AGM-86A. ТТХ этого варианта КРВБ не удовлетворяла военных по дальности. Поэтому вариант В-1В уже планировался уже AGM-86B. И до заключения очередного договора СНВ он был стратегическим носителем. Но запуск программы В-2А привел к тому, что у американцев было бы очень большое превышение по бомбардировщикам. Поэтому В-1В были выведены из-под положений договора СНВ. Была зафиксирована сдвижная перегородка между 1 и 2 бомбоотсеками и сняты внешние узлы подвески. До этого В-1В способен был нести 8 крылатых ракет AGM-86B в объединенном бомбоотсеке и до 14 таких же КР на 6 сдвоенных узлах и двух одинарных. Итого 14 штук (по ОСВ-2) ограничение было 12. Всего мог нести (если договора нет) 22 крылатые ракеты.
    Насчет "ресурс пожгли" - возможно у части действительно пожгли, но провести замену двигателей и модернизировать - это вполне реально. Поэтому недооценивать и этот резерв бомбардировочной авиации у американцев не стоит
    1. merkava-2bet 20 июня 2020 12:47 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Добрый день Владимир,Вы всё правильно написали,но есть нюансы.
      Внешние подвески никогда не применялись ,только были созданы несколько комплектов,для пары В-1В первых серий,так что это реклама и пиар.
      И вообще для ценителей авиации рекомендую журнал «Авиация и Космонавтика» с №3 2019 и по сейчас,целая монография с подробностями про этот легендарный самолёт,а также книгу К.Кузнецова
  9. Ryaruav 18 июня 2020 20:33 Новый
    • 0
    • 0
    0
    стратофортресс великолепная машина достойная для внесения в список 500 лучших машин,но ту-95 более экономичен ,дешевле и да уступает по нагрузке но великолепная борода(рлс) у боинга хуже и в основном контейнеры рло
  10. Falcon5555 18 июня 2020 22:40 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Навернка, из какого-нибудь дрим-лайнера или из C-17 можно сделать бомбер по-эффективнее, но тогда надо оформлять финансирование через конгресс, а там спросят, зачем, если уже есть дозвуковой бомбер.
  11. Старый26 19 июня 2020 12:19 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: Falcon5555
    Навернка, из какого-нибудь дрим-лайнера или из C-17 можно сделать бомбер по-эффективнее, но тогда надо оформлять финансирование через конгресс, а там спросят, зачем, если уже есть дозвуковой бомбер.

    Теоретически можно, но договорами запрещено переоборудовать гражданские (транспортные) самолеты в носители ЯО.