«Элерон», «Охотник» и другие. Отечественные БПЛА схемы «летающее крыло»

50

Подготовка к запуску БПЛА "Элерон-3". Фото Минобороны РФ / mil.ru

К настоящему времени в нашей стране и за рубежом создано великое множество беспилотных авиационных комплексов различного назначения. При строительстве БПЛА используется широкий круг идей и решений, в т.ч. все основные аэродинамические схемы. Определенной популярностью пользуется компоновка «летающее крыло», дающая известные преимущества – и одновременно приводящая к некоторым ограничениям.

В нашей стране тематикой летающего крыла занялись еще несколько десятилетий назад, но особых успехов это направление не имело. В сфере пилотируемой авиации развитие получали другие схемы, в т.ч. конструктивно близкие, такие как бесхвостка или интегральная компоновка.



Однако ситуация резко изменилась с началом активной и массовой разработки беспилотных летательных аппаратов. В этой сфере удалось более полно реализовать – и довести до эксплуатации – все основные плюсы «летающего крыла» в разных классах техники. Рассмотрим наиболее интересные примеры применения подобной схемы в отечественных БПЛА.

Легкий класс


В начале двухтысячных появился первый БПЛА будущего семейства «Элерон» от компании «ЭНИКС». Он представлял собой сверхлегкий аппарат массой 3400 г с крылом размахом менее 1,5 м. При помощи электрической винтомоторной группы он мог развивать скорость более 100 км/ч и летать в течение 70-75 мин. Полезной нагрузкой беспилотника были дневные и ночные камеры.


БПЛА "Элерон-10Д". Фото Vitalykuzmin.net

В дальнейшем появились новые образцы семейства, такие как «Элерон-10». Его крыло увеличилось до 2,2 м в размахе, а масса выросла до 15,5 кг. За счет более крупных и емких аккумуляторов он способен оставаться в воздухе 2,5 ч и работать на удалении не менее 50 км от оператора (с передачей видеосигнала). Все образцы семейства «Элерон» нашли применение в армии и силовых структурах.

Также можно отметить БПЛА линейки ZALA 421 от компании ZALA Aero Group. В это семейство входят бесхвостки, летающие крылья и даже конвертоплан и мультикоптер. Аппараты массой в килограммы способны летать на десятки километров и нести разведывательное оборудование. Некоторые из этих образцов приняты на снабжение и выпускаются серийно. Особняком стоит барражирующий боеприпас ZALA КУБ. Это изделие тоже имеет черты летающего крыла.

В тяжелом весе


По ряду причин, схема «летающее крыло» не нашла применения в отечественных проектах среднего класса, однако пригодилась при создании некоторых тяжелых образцов. По причине размеров и предлагаемых функций такие проекты неизменно привлекали внимание общественности и специалистов.

В 2007 г. РСК «МиГ» представила полноразмерный макет тяжелого ударного БПЛА «Скат». Проект предусматривал строительство машины массой 20 т с размахом крыла 11,5 м и турбореактивным двигателем. Расчетная скорость достигала 850 км/ч, дальность – 4000 км. Беспилотник должен был брать на борт до 6 т вооружений на 4 точках внутренней подвески. Вместе с макетом «Ската» демонстрировались управляемые авиационные средства поражения нескольких типов, совместимые с ним.


Сверхлегкий беспилотник ZALA 421-08M - его можно запускать "с рук". Фото ZALA Aero Group / zala.aero

В дальнейшем судьба проекта оставалась туманной. О нем вспоминали раз в несколько лет, но без упоминаний о каком-либо прогрессе. При этом, как утверждалось, работы останавливались и продолжались. Последние новости такого рода фигурировали год назад – и с тех пор новые сообщения не поступали.

В июне 2018 г. из сборочного цеха вывели опытный тяжелый БПЛА С-70 «Охотник» разработки фирмы «Сухой». Размах крыла этой машины оценивается в 18-20 м, взлетная масса – не менее 20 т. Используется один ТРД. Полезная нагрузка – несколько тонн во внутренних отсеках. По разным данным, БПЛА выполнен до- или трансзвуковым. Используется развитая система автоматического управления, способная взаимодействовать с оператором или другими летательными аппаратами.

Первый полет «Охотника» состоялся 3 августа 2019 г., и летные испытания продолжаются до сих пор. С-70 работает самостоятельно и в связке с истребителем Су-57. Когда завершатся опытно-конструкторские работы и начнется серийное производство, неизвестно.

Преимущества в контексте


Преимущества схемы «летающее крыло» перед другими аэродинамическими компоновками хорошо известны. Рассмотрим, почему именно она оказалась полезной при создании некоторых отечественных (и не только) беспилотных летательных аппаратов.


Барражирующий боеприпас ZALA КУБ. Фото ZALA Aero Group / zala.aero

Главный плюс схемы состоит в возможности превратить всю или почти всю поверхность планера в несущую – с соответствующим ростом летных характеристик и/или грузоподъемности. Эта особенность схемы позволяет сравнительно легким БПЛА с малым запасом топлива или аккумуляторами ограниченной емкости оставаться в воздухе дольше, чем традиционным конструкциям аналогичных размеров и веса.

Летающее крыло дает преимущества с точки зрения доступных компоновочных пространств. Необходимые узлы и агрегаты можно размещать не только в фюзеляже, как в нормальной схеме, но и в плавно сопряженном с ним центроплане или в крыле увеличенной толщины. Такие возможности лучше всего демонстрируют тяжелые «Скат» и «Охотник». Внутри их планеров удалось разместить достаточно крупные ТРД, грузоотсеки и баки с большим количеством топлива. Легкие БПЛА строятся схожим образом, хотя и с понятными отличиями.

Немаловажной особенностью летающего крыла является потенциал с точки зрения малозаметности. Плавные обводы нужной конфигурации в сочетании с правильным выбором материала позволяют резко снизить эффективную площадь рассеяния. По разным оценкам, в проектах «Охотник» и «Скат» использовались такие методики. То же касается и ряда зарубежных разработок.

Борьба с недостатками


При всех своих плюсах, летающее крыло не лишено минусов, с которыми приходится бороться. Нередко подобные проблемы оказываются слишком серьезными и приводят к отказу от такой схемы в пользу иных компоновок.

«Элерон», «Охотник» и другие. Отечественные БПЛА схемы «летающее крыло»

Макетный образец БПЛА "Скат" от РСК "МиГ". Фото Airwar.ru

Одна из самых больших сложностей при создании летающих крыльев, в т.ч. БПЛА, связана с компоновкой необходимых агрегатов внутри объемов специфической конфигурации. Наиболее крупные узлы можно разместить только внутри выступа-фюзеляжа или центроплана, объем которых не бесконечен. Расширение доступных отсеков требует переработки аэродинамики, что не всегда возможно или целесообразно.

К счастью, подобные вопросы успешно решаются уже на ранних стадиях проектирования. Кроме того, в сфере БПЛА имеются некоторые особенности, облегчающие компоновку агрегатов. Так, беспилотник не нуждается в кабине и сопутствующих системах, а управление осуществляется электроникой, не требующей много места.

Серьезной проблемой являются особенности поведения летающего крыла в воздухе. Не имея вертикального оперения, такой летательный аппарат не может показывать приемлемую путевую устойчивость. Также возникает проблема с обеспечением управления. Традиционные элевоны на задней кромке крыла хорошо справляются с управлением по крену, но могут показывать недостаточную эффективность в управлении по тангажу – из-за недостаточного выноса от центра масс. Без вертикального оперения возникает проблема обеспечения управления по рысканью.

Устойчивость по курсу может обеспечиваться при помощи загнутых законцовок, как на некоторых «Элеронах» и части БПЛА марки ZALA. Курсовое управление может осуществляться за счет расщепляющихся элевонов, подобно «Скату». Радикальным решением может быть отказ от схемы «летающее крыло» в пользу бесхвостки с килем и полноценным рулем направления.


Новейший тяжелый БПЛА С-70 "Охотник". Фото Минобороны РФ / mil.ru

Решению всех проблем с устойчивостью и управляемостью способствует активное развитие автопилотов и электроники в целом. Современные БПЛА всех основных классов используют быстродействующую автоматику и развитые алгоритмы, способные поддерживать полет с заданными параметрами и реагировать на нежелательные явления.

Один из вариантов


В целом схема «летающее крыло» при современном уровне развития технологий является полезной и может находить применение в тех или иных проектах. Ее характерные особенности можно использовать при решении определенных задач, получая серьезные выгоды и преимущества перед другими схемами. Однако из-за наличия ограничений и недостатков летающее крыло не становится универсальным и однозначно положительным решением – и потому не может вытеснить другие схемы.

По-прежнему создаются и внедряются БПЛА прочих схем. Так, наряду с летающим крылом «Элерон» активно используются «Орланы» нормальной компоновки. Одновременно с ударным «Охотником» испытывается «Альтиус» с полноценным фюзеляжем и узким прямым крылом. Более того, в отдельных классах беспилотников летающее крыло пока не находит применения, например в области средневысотных аппаратов большой дальности (MALE).

Таким образом, создателям новой авиационной техники необходимо помнить о существовании разных аэродинамических схем и понимать их характерные особенности, что позволит выбирать оптимальные решения для конкретных проектов. При таком подходе новые образцы беспилотной или иной техники будут иметь оптимальный облик и характеристики – вне зависимости от наличия или отсутствия выраженного фюзеляжа и оперения.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    19 июня 2020 18:16
    а новое можете написать что либо,или только старьё лопатить ?
    1. -6
      19 июня 2020 19:09
      "запишись" в армию , проучись лет эдак 5-6 , прослужи в местах не "столь отдалённых" и , тогда тебе что-нибудь " напишут " . Иначе никак ... .
  2. -3
    19 июня 2020 18:28
    Занимаются все,кому не лень.Бюджетные деньги "осваивают",а ничего реального на вооружении нет.
    1. +9
      19 июня 2020 18:49
      Цитата: knn54
      а ничего реального на вооружении нет.

      Простите, но Вы сейчас сказали глупость не подумавши. Легкие разведывательные БПЛА уже прочно обосновались в войсках, а главное активно эксплуатируются.
      1. -5
        19 июня 2020 19:54
        Простите,а где в реальных боевых условиях себя проявили?
        США,Турция ,КНР,Израиль .Даже Иран.
        1. +3
          19 июня 2020 19:58
          Цитата: knn54
          Простите,а где в реальных боевых условиях себя проявили?

          Да долго и искать не надо - в той же Сирии. Кадров съемок с разведывательных БПЛА в ютьюбе предостаточно
        2. 0
          20 июня 2020 00:19
          Не проявили?
        3. +1
          22 июня 2020 08:29
          Простите,а где в реальных боевых условиях себя проявили?

          Еще один "все пропало" заголосил. В Сирии сейчас группировка БПЛА составляет порядка 70 единиц. Вся тактическая разведка опирается на них. Даже штурмана Мурахтина из сбитого Су24М2 обнаружили нашим Орлан-10
    2. +2
      19 июня 2020 18:55
      До размерности Форпост пока все идет хорошо. Буксует все, что крупнее.
      1. +5
        19 июня 2020 20:24
        Для инфо «Форпост» Израильский БПЛА.
        1. 0
          20 июня 2020 06:31
          Это да, но , какая разница? Они есть.
        2. 0
          20 июня 2020 18:20
          Причем старый,как ....мамонта!
      2. -10
        19 июня 2020 20:27
        смысла просто нет в больших размерах рулят МФИ . БПЛА хороши когда они небольшие малозаметные разведчики либо средства целеуказания , как носители вооружения они убоги по массе параметров . Один современный МФИ заменяет несколько комплексов БПЛА(то есть около 10ти БПЛА) и главное БПЛА очень узкоспециализированны разведка, целеуказание , удары ВТО по наземке , в то время как МФИ выполняют полный спектр задач + выступают как основа ПВО-ПРО и без воздушной составляющей невозможно обеспечить защиту .
        Размер Форпоста - если присмотреться к тем поделкам что делает израиль - это самый популярный размер тактического БПЛА разведчика .может нести как различные средства разведки в том числе РЛС , и так же средства целеуказания для ВТО .
        Что бы понимать что в современости большие ударные БПЛА достаточно убоги можно посмотреть состав ВВС США - костяк авиации США это разнообразные МФИ , БПЛА штаты применяют уже как средство зачистки территории от разрозненных военизированных групп .
        Пока не появятся БПЛА поля боя как замена су25 или А10 - то есть тяжелобронированные БПЛА с мощным стрелковым вооружением , РСЗО , КАБ и тп - МФИ будут рулить как носители ВТО .
        Как по мне необходимо развивать различные виды корректируемого недорогого ВТО - тех же планирующих бомб и тп , в совместной работе с БПЛА разведки и целеуказания они могут быть очень эффективны , а носителями ВТО большой дальности действия могут быть любые бомбовозы . А пока бомбовозы из БПЛА как из говна пуля .
        1. mvg
          +4
          19 июня 2020 21:40
          смысла просто нет в больших размерах рулят МФИ

          Просвятите об этом США, КНР и Израиль, лидеров. А то, тут такое дело, запутались они совсем. Строют не по теме.
          1. -5
            19 июня 2020 22:04
            Ну КНР вычеркнул бы, дешевые, бестолковые клоны. Вроде Саудиты продают купленные у Китая бпла, как бесполезные.
          2. -1
            19 июня 2020 22:39
            А что просвящать у США основные ударники это МФИ(ф16,ф15,Ф35) и А10 , а большие БПЛА это стратегические разведчики Глобал Хавк ))) израиль и китай с США сравнивать по БПЛА бессмысленно они сильно отстающие на данный момент . В то время как американцы Предатор уже в полный рост обкатывали по локальным и не только конфликтам(балканы , афганистан, ирак ), евреи только мечтали о ударнике , уже не говоря о китайцах . Потом сделали Рипера который уже был в полный рост на вооружении(в 2007 году уже бармалеев в афганистане бомбил) в тот момент как еврейский Итан только взлетел . А потом были неутешительные результаты применения (не в плане боевой эффективности) предатора и рипера в афганистане , дорого однако в сравнении с часом эксплуатации А10 и Ф16 - хотя именно БПЛА должны были взять основную ношу штурмовых операций . Потому списание А10 приостановили . Ф16 и А10 - основные демократизаторы и бомбовозы армии США , суммарный тоннаж возимого высокоточного чугуна на пару порядков больше чем могут нести теже американские БПЛА Рипер и Предатор - которых к слову у США на вооружении так же не мало .
            Так что уж извините я думаю в плане применения ударных БПЛА надо брать пример с США именно они имеют самый большой опыт применения в разных конфликтах этого вооружения и все равно основа их ВВС это МФИ , штурмовики и бомберы ) И никакой особой упоротости пентагона в плане БПЛА нет абсолютно(они уже давно прохавали все плюсы и минусы ) - в ближайшие несколько десятилетий именно пилотируемая авиация МФИ Ф35 будут основой их ВВС США. Как то так .
            1. mvg
              +1
              20 июня 2020 13:27
              израиль и китай с США сравнивать по БПЛА бессмысленно они сильно отстающие на данный момент

              Как то в мирУ кажется, что Израиль лидер в БПЛА. Только подход с США несколько иной, нет турбореактивных. А делают ВСЕ, от камикадзе, барражирующих над полем, привет Карабаху, до ударников и стратегов.
              1. +1
                20 июня 2020 13:55
                Цитата: mvg
                Израиль лидер в БПЛА. Только подход с США несколько иной, нет турбореактивных.


                У Израиля нет задачи для турбореактивных БПЛА, у них есть только региональные задачи. Все же они очень маленькая страна, с очень большими яйцами :) Не помню что бы они реактивные двигатели производили, значит их нужно опять закупать, это зависимость. А так для классов от микро до MALE+ у Израиля все есть. В этих классах они однозначно лидеры. Успехи в электронике и разработке ПО дают себя знать. США и Израиль однозначные лидеры в во всех сегментах БПЛА. Остальные крайне вторичны и опаздывают на десятки лет.
            2. mvg
              +1
              20 июня 2020 13:30
              Так что уж извините я думаю в плане применения ударных БПЛА надо брать пример с США именно они имеют самый большой опыт применения в разных конфликтах этого вооружения и все равно основа их ВВС это МФИ

              Если у вас 3000+ Ф-16/15/35, то можно и ими, предварительно выпустив пару сотен топор'ов и харм'ов, а если вы просто региональная держава, и считаете копейки и жизни, то извиняю...
            3. -1
              20 июня 2020 14:14
              Цитата: Yarhann
              ближайшие несколько десятилетий именно пилотируемая авиация МФИ Ф35 будут основой их ВВС США

              В ближайшие 10 лет это точно. Но потом не факт. Развитее БПЛА упиралось в слабое возможности компактных ЭВМ и не развитое ПО. За последние 5-10 лет ситуация в корне изменилась. Появились возможности, не совсем понятно как их использовать. Поэтому идёт поиск, в США и в мире десятки экспериментальных моделей. То что в ближайшие 10 лет роль пилотируемой авиации будет решающей, это однозначно. Но прогресс идёт вперёд. Реактивная авиация не сразу и не полностью заменила винтовую, но о ее превосходстве сомневаться не приходится.
              1. 0
                20 июня 2020 20:12
                Программа эксплуатации Ф35 расписана на ближайшие 50 лет что на борт будут ставить все более мощные ЭВМ это как бы к гадалке не ходи . Оператор - то есть пилот по сути будет только отдавать команды на выстрел(убийство) - именно этот момент очень важен . Со временем стоимость подготовки пилота в США очень сильно снизится , большую часть работы будет выполнять бортовая ЭВМ - скажем так думаю где-то к середине века пилот Ф 35 будет стоить как мехвод абрамса сейчас (с учетом инфляции) . Ну вот как то так . Примерно по такому пути идет ВВС США - роботизацию они внедряют именно для снижения издержек войны - то есть бабла . На пилотов пентагону так же посрать как и на всех остальных солдат , вопрос в бабках . Обычная экономика - стоимость Ф35 100+ лямов зелени стоимость пилота 5-7+ ламов зелени (+1-2ляма страховка в случае гибели ) - в современных ВВС США. Пилоты это мусор на фоне управляемого им аппарата . Вот и считай . Когда машины станут умнее , стоимость пилота станет пропорционально падать . Потому думаю к середине века мы увидим бодрых и веселых за штурвалами Ф35 . А БПЛА конечно будут так же развиваться все в том же ключе - малозаметность , разведка и целеуказание для ВТО . Пока не появятся БПЛА-ястреба , причем малоразмерные(двигатель с шестистволом) летающие гатлинги - то особо в этом ключе не предвидеться .
                А да всем терпилам хотел сказать за помощь турции в Ливии - ребятки это не война , это все го лишь помощь . Так же американцы помогают правительству афганистана и ирака юзая риперы и предаторы - но вопрос цены . А вот война ведется именно авиацией именно так разваляли ИГИЛ - РФ и международная коалиция . А вот недобитков гонять да БПЛА идеальное средство , особенно турецкие - говорят их бомбочки стоят относительно недорого . Бабульки , все решают бабульки . Любая война это соревнование экономик и МТО и не более .
                1. -1
                  20 июня 2020 21:42
                  Цитата: Yarhann
                  БПЛА конечно будут так же развиваться все в том же ключе - малозаметность , разведка и целеуказание для ВТО

                  Основную ударную работу БПЛА заберут на себя. F35 будет командиром Звена, где вместо самолетов будут БПЛА типа Loyal Wingman, XQ-58A или переделанные в беспилотные старые Fки.
                  Командирский самолёт будет отдавать приказы, оставаясь не заметным для врага. Риску будут подвергаться только БПЛА. С развитием технологий, будут расти эффективность БПЛА как ударных и снижаться цена 1 единицы. Предполагаю что в это десятилетия вся «подростковая» серия Фок будет заменена на БПЛА различных моделей. У них масса наработок. Технологии уже позволяют.
                  Цитата: Yarhann
                  Пилоты это мусор на фоне управляемого им аппарата

                  Это в России так, на западе цена человеческой жизни бесценна. Смерть даже одного человека для них неприемлема. Цена проблема бедных.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. -1
                      21 июня 2020 13:45
                      Вы категорически не правы. Огромные средства в западных армиях направлены на сохранения жизни своего солдата. Экономический и политический эффект от потери человека намного выше чем от потери железок. У вас типичная логика «бедного» человека, для которого вещи представляют ценность.Только в ру сегменте я видел подсчеты денег за сбитые байрактары и сравнение в деньгах потерей Панцирей.
                      Если переходить на циничный подход, то уничтоженная техника это всегда хорошо. Промышленность получит новые заказы, корпорации прибыли, генералы откаты. Зять Эрдогона точно не особо расстроился сбитым байрактарам. Капиталистическому миру необходимо постоянно обновляться, нужно что бы люди всегда потребляли. Потеря человека это всегда проблема. Будет следствие, выяснять виновников, возможны политические последствия, протесты на родине. Нужно готовить замену, подготовка современного солдата очень долгая, тот же пилот готовиться от 5ти лет.
                      Даже на моем уровне, как руководителю в ИТ, всегда проще и интересней производить закупки оборудования и ПО, чем заниматься поисками замены человеку. В большинстве случаях железки дешевле людей. Понятно это в моем сегменте, где люди дороги и их очень мало. Это проблема высокоинтеллектуальных отраслей.
                      1. 0
                        21 июня 2020 15:11
                        опять бред . во всех армиях мира бабло тратят на увеличение эффективности боевых подразделений и комплексов кого улучшать военным абсолютно пофиг двуногих или машины - главное это выполнить поставленную задачу с наименьшими затратами бабла , ну или в рамках бюджета . часто идет роботизация и автоматизация процессов потому что двуногие просто слабы и уязвимы , к тому же для качественного выполнения задачи их нужно долго и нудно обучать , а это время и бабло , а так как время это и есть бабло то только бабло . И такие процессы не только в военном деле , а повсеместно роботы и автоматизированные комплексы вытесняют человека - не потому что берегут двуногих , а потому что роботы делают работу эффективней 24/7/365 . А вы оставайтесь и дальше в миру иллюзий ценности своей тушки .
                        относительно политических потерь - это все так же решается посредством ЧВК - это дешевый расходный материал - как правило это операторы простейших и дешевых комплексов вооружений - стрелковое , переносные ПТУР и тп . Дорогие комплексы вооружений требуют подготовленных операторов и естественно рынок труда таких операторов не велик - как правило это регулярные армии всех стран мира . Хотя часто в слаборазвитых странах дорогими комплексами вооружений (авиация , средства ПВО) управляют наемники из других стран - как правило военные в отставке . Просто на местном рынке труда не найти бывает профессионалов . Как решить проблему нехватки операторов - да все просто максимально роботизировать комплекс - что мы и видим в армии и быту.
                        Я конечно понимаю что вам хочется потешить свой ЧСВ - но от реальности все равно не уйти вы ценны только своей мамке . Как говорится незаменимых людей нет )) эра роботизации идет полным ходом - машины постепенно вытесняют двуногих из многих профессий .
                        Тот же ИТ сектор взять к примеру - многие компании отказываются от двуногих в поддержке дорогой ИТ инфраструктуры и переходят на ИТ аутсорсинг и постепенно мигрируют от физического железа в облачные сервисы . И если пока что это все частично завязано на сетевом оборудовании , сети из меди и РС юзеров - что так же требует поддержки . То в перспективе сети и сетевое оборудование уйдет в небытие - компании будут работать в облаке используя обычные широковещательные сети интернет стандарта 5G и далее . Отпадет потребность в сетевых инженеров и инженерах сетевой безопасности - все будет обеспечиваться на уровне аутентификации пользователя в приложении - ну как сейчас к примеру в продуктах компании Гугл , купил хромбук создал акк гугул и работай где угодно, Гугл предоставляет массу облачных сервисов для ведения бизнеса )) .
                        Так что не стоит путать мой хороший причину и следствие , то что людей вытесняют роботы из военной техники - это следствие повсеместного внедрения роботизации , как более эффективного и более дешевого оператора в сравнении с двуногими .
                      2. 0
                        21 июня 2020 15:48
                        1. Я и говорю железки дешевле И выгодней людей. Цена человека это не только затраты на поиск, обучение и содержание. И вы путаете Российские ценности и западные. Российские реали переносите на запад. Тут жизнь ваша важна только для ваших родственников, с этим согласен. Но не на западе. Они даже стараются использовать гуманное оружие, не причиняющие вред другим к примеру AGM-114R9X. Я понимаю что мухи считают что весь мир говно, но это не так. Сохранение жизни своих людей первая Задача западных армий и стран. Поэтому они богаты, люди современная нефть, поэтому лучшие стремятся Именно на запад. На этом продолжать дискуссию не вижу смысла, у нас разные мировоззрения.
                        2. Количество людей необходимы в ИТ сфере с каждым годом растёт. Нехватка людей огромная проблема. Да Облачные технологии заменяют необходимость держать ИТ специалистов в не профильных компаниях, но провайдеры, аутсорсинговые компании, разработчики требуют ещё большего количества , более квалифицированных специалистов. Подготовка 1 го программиста питтон уровня мидл способного работа в проекте с биг датой от 10 лет. Он должен 5 лет хорошо учится и 5 лет работать джуном, только потом, если повезёт, от него будет толк. Так во всех сферах ИТ.
                      3. 0
                        21 июня 2020 15:58
                        я конечно понимаю что вам хочется себя считать особо ценным но это не так )))) вы такая же банальная двуногая тушка как и все - на западе рулит капитал мой хороший , а не западные так называемые ценности. вы как и все обычная обслуга этого самого капитала - для его приумножения и сохранения , то есть расходник и неважно в какой это сфере происходит . для капитала вы одинаковы что в РФ что на западе, что на востоке - разница этого расходника только в цене ) как бы вам не хотелось но это так . хотя быть в иллюзорном мире собственной уникальности и ценности вам конечно никто не запрещает
        2. 0
          20 июня 2020 18:28
          "Как носители вооружения они убоги по массе параметров"- скажите это войскам в Идлибе и войскам Хавтара,которых били турецкие БПЛА!
          1. +1
            20 июня 2020 19:23
            ))) мегаагрумент - можно вспомнить первую Иракскую где не войска , а настоящую армию Ирака разваляла именно авиация США , бпла использовались но особой роли они конечно не играли .
          2. -1
            20 июня 2020 21:54
            Вадим, как БПЛА Байрактары действительно не очень, особенно на фоне американских или израильских. Он создан скорее для контртеррористических операций, как ударный его используют из-за не готовности других. Тот же испытываемый Акинчи, по информации от сми, может нести 1,3 тонны оружия. Это Очень прилично, тот же байрактар несёт 55 кг.
            Но данные операции показали превосходство класса БПЛА. Они уничтожают технику, дают разведывательную информацию при этом их можно терять пачками. Если бы сбили хотя бы один F16, такой шум бы поднялся. А до БПЛА Никому нет дела, кроме Российских любителей считать чужие деньги.
  3. +8
    19 июня 2020 18:29
    Летающее крыло хорошо подходит для БПЛА, так как имеет хорошие летные качества, но эта схема имеет большие особенности при активном маневрировании, что в принципе для БПЛА сейчас не требуется, большой внутренний объем, при не очень большой длине и ширине, так что выбор схемы очевиден.
    1. 0
      19 июня 2020 20:17
      Оно подходит для разведывательных и стелс бомбардировщиков. Если нужно что-то мобильное, быстрое и подешевле уже нет. Слишком узкий сегмент, как этап развития норм, большого будущего нет, слишком много ограничений. БПЛА типа Loyal Wingman или XQ-58A Valkyrie больше имеют смысла и перспектив, они более универсальные.
      Малые и сверх малые разведывательные разведывательные и «камикадзе», без них уже просто нельзя обойтись как бинокль или автомат. Сегмент MALE нужен здесь и сейчас, эффективность их доказана.
  4. -6
    19 июня 2020 18:33
    Мне вот всегда было интересно - ну хорошо, как противопапуасное оружие БПЛА нужны и полезны. Но что будет, если их операторы столкнутся со страной, обладающей развитыми средствами РЭБ? Ведь все каналы управления задавят на-раз. Если вообще не перехватят.. Или таки есть какие-то варианты? Что вокруг БПЛА столько танцев с бубнами последнее время?
    1. +4
      19 июня 2020 18:59
      Все не задавить. Глобального поля с номерами не будет. Можно придумать дроны- камикадзе, которые просто летят в заданный район с инерциалкой и сами , своими мозгами, ищут танк . К примеру, и сами его атакуют. Запустил 20-30 таких над позициями , нашли танки и результат, как у армян а Карабахе.
    2. +2
      19 июня 2020 19:56
      Значимость и эффективность РЭБ сильно преувеличена, меры по радиоэлектронной защите намного проще и эффективней, чем по радиоэлектронному подавлению. Развитие ИИ позволяет уже сейчас делать абсолютно автономные БПЛА, первый учебный бой БПЛА и пилотируемого истребителя запланирован на июнь 2021 года в США.
    3. +1
      19 июня 2020 19:57
      Цитата: paul3390
      Но что будет, если их операторы столкнутся со страной, обладающей развитыми средствами РЭБ? Ведь все каналы управления задавят на-раз.

      Современные средства связи основанные на пакетной асинхронно-синхронной передачи данных, с кодированием(не путать с шифрованием!) да ещё и на базе сферическо-линейных антен(что-то вроде АФАР) заглушить практически невозможно, можно лишь снизить объём или синхронность передачи данных. Но даже это легко компенсируется средствами уничтожения систем РЭБ. Вы ознакомьтесь с архитектурой интернета и его беспроводной части(вай-фай и блютуф), по ним информации больше всего в открытом доступе, по антенам больше инфы в концертном звуковом оборудовании(для радиоволн принцип тот же).
    4. +4
      19 июня 2020 20:22
      Цитата: paul3390
      Ведь все каналы управления задавят на-раз.

      А для этого у них есть функция самостоятельного возвращение в район запуска
    5. 0
      23 июля 2020 19:29
      На этот случай у них есть программы поведения и точки нанесения ударов или съемки местности, без участия оператора, и алгоритмы возвращения на базу
  5. +4
    19 июня 2020 18:59
    А почему летающее крыло не подходит для схемы MALE? Тяжелее есть легче тоже. Я так понимаю для этой схемы нужны аппараты большой длительности полета с длинным прямым крылом. Опять же вопрос почему именно в этом классе.
    1. +6
      19 июня 2020 20:11
      у схемы "крыло" проблемы с устойчивостью траектории полёта при внешнем воздействии(например ветре), что вызывает огромные геморрои при посадке и немного при взлёте. В случае БПЛА на это можно плюнуть ибо они сажаются парашютным способом или их потеря при посадке не так страшна как выгода от схемы. В случае стратегических бомбардировщиков там больше вариантов запасных аэродромов где лучше погода, да и опять таки выгода в количестве топлива и его расходе. А вот у MALE другая беда, это транспортировка, такие ЛА обычно упаковывают в ISO-контейнеры и длинные тонкие крылья оказываются более удобны в упаковке.
    2. -1
      19 июня 2020 20:23
      Думаю все упирается в цену и ограничение объемов внутренних отсеков. Male должны быть массовыми, не дорогими, нести максимум возможной полезной нагрузки. Они работают в зоне непосредственных боевых действий, где вероятность того что они упадут или будут сбиты максимальна.
  6. 0
    19 июня 2020 20:14
    Все хорошо это конечно,но у меня стоит вопрос,Зачем на охотнике стоит фонарь?....вот ну никак не пойму....
    1. KCA
      0
      20 июня 2020 03:33
      Все фронтальные датчики, камеры, РЛС в него устанавливать, а не разносить по корпусу?
  7. +3
    19 июня 2020 20:16
    В тяжёлом сегменте,нам работать, и работать.
  8. 0
    19 июня 2020 21:25
    Цитата: Zaurbek
    Все не задавить. Глобального поля с номерами не будет. Можно придумать дроны- камикадзе, которые просто летят в заданный район с инерциалкой и сами , своими мозгами, ищут танк . К примеру, и сами его атакуют. Запустил 20-30 таких над позициями , нашли танки и результат, как у армян а Карабахе.

    уже есть такие, см. статью про турецкий Kargu ( или как там его?) может формировать стаю и лететь по заранее заложенной карте , сверяя её с изображением с камер. Ну и распознать объект и следовать за ним не составит труда "научить" , раз уж даже в Мавике active Trek отлично реализован, что тут говорить про военный дрон-камикадзе
  9. -2
    20 июня 2020 16:48
    По мне так-БПЛА уместен для разведки и доразведки противник на уровне спецура, отделение,рота,полк максимум. Более крупные это либо ретрансляция с неограниченным висением в воздухе или много много одноразовых самолет снарядов против пво и артилерии. Ну и единичные и ужасно дорогие акции устранения. При существующих технологиях и цене работы-разведка их ниша, ударники и прочие дозаправки это пока рановато.
  10. 0
    20 июня 2020 22:14
    Пока у нас на вооружении собственные наработки, а ля авиамодельки из кружка дома пионеров или лицензионные устаревшие модели. И не одного ударника. Позорище.
    Даже турки в Идлибе и Ливии показали силу ударных БПЛА. А у нас одни Элероны.
  11. -1
    20 июня 2020 22:22
    Цитата: svp67
    Цитата: knn54
    а ничего реального на вооружении нет.

    Простите, но Вы сейчас сказали глупость не подумавши. Легкие разведывательные БПЛА уже прочно обосновались в войсках, а главное активно эксплуатируются.

    Это вы пишите не подумавши. Легкие БПЛА, у кого их сейчас нет? Даже у бармалеев есть. У них даже эрзац- ударники есть! Нам, хотя бы до Раптора, как до Марса. Или до Фобоса.
  12. 0
    30 июня 2020 10:38
    Внимательно прочитал статью и комментарии... На самом деле вопрос не в крыле .... Все значительно хуже. В настоящее время, в связи с полным вымыванием настоящих спецов из ВС РФ, четкого взгляда на проблему сочетания пилотируемой и беспилотной авиации в ВС РФ нет. Все решают интересы и возможности влияния на процессы закупок вооружения. Поэтому толком ничего не летает, не разведует и не работает. Запускается в производство то, по поводу чего некто может зайти к Президенту и попросить поставить подпись. НИУ Заказчика в определенной степени выродились .... и не понимают настоящих потребностей, но гонора много. Возьмем того же "Охотника" или Предатора с прочими... Классикой является то, что они не летают при наличии развернутой системы ПВО...а стоят дороже штурмовика...на порядок. в общем "копаться" надо не в крыльях. Но вы попробуйте это сказать в так и не воссозданной академии ВВС...
  13. 0
    26 августа 2020 19:57
    Почему копируете старое американское барахло и ещё этим гордитесь! Нужно создавать своё на основе современной науки и новых технологий.
  14. 0
    15 сентября 2020 16:21
    обгаживали б2 и все летающие крылья много лет и те же ф22 а ы итоге пытаются что сделать рохожое на них смешно! тоесть то что отлетало по 10-15 лет в штатах у нас толко вылупляют и то кончится все думаю 5-10 штук) распил и по домам следуишие