Трамп распорядился к 2029 году построить новые ледоколы. Но старые умрут раньше

37

Средний дизель-электрический ледокол Healey Береговой охраны США

Президент США Д. Трамп распорядился пересмотреть требования к ледокольным возможностям его страны в Арктике и Антарктике, в частности, он желает, чтобы новые ледоколы для Береговой охраны США (в США ледоколы принадлежат ей и числятся там сторожевыми кораблями, точнее, "катерами") были введены в строй к 2029 году. Об этом говорится в меморандуме, опубликованном на днях.

Меморандум Трампа


Данный документ был направлен в МО США, Госдеп, Департамент внутренней безопасности и ряд других ведомств, в частности, в Управление по делам бюджета. Большая часть документа состоит из указаний по уже начатым работам. Например, по исследованиям и разработке проектов трех тяжелых ледоколов, которыми планируется заменить нынешние один полуживой тяжелый ледокол Polar Star и один мертвый (используемый как склад запчастей для первого) тяжелый ледокол Polar Sea, а также средний ледокол (точнее, ледокольный транспорт) Healy. Также там сказано, что по прочим планировавшимся кораблям (были планы по трем средним ледоколам), по которым и контрактов никаких не заключено, нужно произвести пересмотр, чтобы понять, нужны они вообще и какие, или можно как-то иначе решить вопрос.



В меморандуме содержится призыв к «оценке расширенных оперативных возможностей с учетом предполагаемых связанных с этим расходов, как для тяжелых, так и для средних ледоколов БОХР США, на которые еще не были заключены контракты, в частности, включая максимальное использование любого такого корабля в отношении его способности поддерживать цели национальной безопасности». Эта переоценка должна быть сделана через 60 дней. Директива Трампа по оценке текущего плана по созданию Арктического морского потенциала в течение следующего десятилетия является признаком того, что администрация все больше обеспокоена деятельностью России и Китая в северном регионе (или использует это как повод, чтобы выбить деньги на ледоколы). Видите ли, эта деятельность «может угрожать интересам Америки в важнейших точках», таких, как Гренландский-Фареро-Исландский рубеж. Правда, в документе нет никаких пояснений насчет того, каким это образом атомные и дизель-электрические ледоколы тяжелого класса у России могут влиять на этот самый, в настоящий момент практически "виртуальный" противолодочный рубеж, если они сами не покидают Арктику, а нашим подводным лодкам услуги их нужны как рыбе акваланг. Для покидания базы обычного портового ледокола достаточно, а дальше лодки просто погружаются.

В апреле 2019 года БОХР США объявила, что подписала контракт на $746 млн. с VT Halter Marine из Паскагулы, штат Миссисипи, на детальное проектирование и начальные работы по строительству своего первого из тяжелых ледоколов. И по проекту бюджета 2021 финансового года теперь, перед предварительными обсуждениями его Конгрессом, Береговая охрана заявляет, что она может финансировать второй ледокол. Но в меморандуме содержится призыв к пересмотру того, каким должно быть соответствующее сочетание судов для арктического флота: предполагается, что могут быть предприняты некоторые изменения в планах насчет средних трех ледокольных судов.

В меморандуме содержится просьба о рассмотрении потребностей в Арктике, охватывающих весь спектр задач по обеспечению национальной и экономической безопасности (включая содействие разведке и эксплуатации ресурсов и прокладке и обслуживанию подводных кабелей), которые могут быть выполнены классом средних ледоколов, а также анализ того, как эти случаи использования отличаются в отношении предполагаемого использования тяжелых ледоколов БОХР для этих же видов деятельности.

«Эти варианты использования позволят определить оптимальное количество и тип ледоколов полярной Береговой охраны для обеспечения постоянного присутствия как в Арктике, так и, соответственно, в антарктических регионах»,

— сказано в меморандуме.

Проще говоря, предлагается подумать, а нельзя ли обойтись без этих трех средних ледоколов, уменьшив их количество до нуля или какой-то иной величины либо же как-то иначе решив эту проблему. Вероятно, и лишних средств не ожидается, и, несмотря на мощный судпром, ледоколы в Америке мало кто может строить хотя бы как-то, так что мощности ограничены именно в этом вопросе.

Вопрос об атомоходах пока сугубо теоретический


Предлагается подумать, можно строить тяжелые ледоколы с ядерной энергоустановкой или нет. Но ведь уже финансируется проектирование нового ледокола, и вопрос с типом энергоустановки должен был быть решен сразу! Но в целом в США не склонны к использованию атомной энергии для ледоколов, хотя в этом документе и сказано, что эксплуатируемые "в настоящий момент" (и вообще всегда) только Россией, эти суда обеспечивают длительное и мало чем ограниченное присутствие в в полярных водах. Но, несмотря на опыт атомного надводного и особенно подводного судостроения в США, опыта постройки именно атомных ледоколов там нет, разница между авианосцем и ледоколом с ЯЭУ велика, и даже энергоустановка от одного может не подойти другому.

В принципе. в мире вообще две страны строили атомные ледоколы, причем одна из них строила по проекту и под надзором другой, и без ЯЭУ и многого на борту. Это Финляндия. Но вряд ли финны смогут сильно помочь американцам в этом вопросе: рабочей конструкторской документацией по ледоколам "Таймыр" и "Вайгач" они в полном объеме не обладают, а люди, которые их строили, давно уволились или вообще уже умерли. Прошло больше 30 лет.

Как прожить после 2023 года?


В меморандуме также содержится призыв к проведению исследования с целью выявления двух мест базирования в Соединенных Штатах для их ледового флота, а также двух международных объектов, которые, скажем, можно будет арендовать под эти цели (видимо, в Канадской Арктике).

Трамп распорядился к 2029 году построить новые ледоколы. Но старые умрут раньше

Тяжелый газотурбинный ледокол Polar Star пока еще жив, но это ненадолго

Кроме того, с учетом того, что Береговая охрана располагает единственным действующим тяжелым ледоколом Polar Star, которому 44 года, в меморандуме содержится призыв к агентствам определить потенциальные суда в разных странах, которые могут быть арендованы в качестве временной меры. Дело в том, что Polar Star и сейчас-то живет в режиме "забег в Антарктику за очередной экспедицией — постановка в ремонт для подготовки к новому походу туда". Он газотурбинный и достаточно мощный для неатомного, но весьма прожорлив и даже в юности был капризен. Считается, что к 2023 г. он "помрет" окончательно, его придется списать. Средний дизель-электрический ледокол (по сути, судно ледового класса для исследований с весьма скромными возможностями) Healy проживет подольше, до конца десятилетия (хотя он введен в строй недавно, в 1999 г.). А ледокол все равно нужен, так что рассматривается вариант лизинга у кого-нибудь достаточно мощного судна или пары судов, пока строятся новые ледоколы. Или же временная аренда превратится в постоянную. Вот только вопрос: где взять такие ледоколы в аренду?

Финны готовы строить, американцы не готовы купить, хотя и хотели бы


Ледокольные парки Швеции, Финляндии и Канады достаточно скромны, а судов арктического среднего или тяжелого класса там или мало, или нет совсем. Финны могли бы построить неатомный ледокол или серию — это да, опыт у них большой, при СССР неатомные ледоколы заказывались у финнов очень активно. Но сдать в аренду финнам особенно нечего — у них 7 средних и легких судов, из которых 3 или ровесники Polar Star, или древнее его, при этом все они, кроме Nordica и Fennica, постройки первой половины 90-х, рассчитаны на работу на Балтике. Хотя, конечно, могут сдать в аренду один из этих, более того, финны давно пытались или продать или сдать в аренду в США ледокол или же добиться заказа на постройку. Возможность аренды могла бы стать плацдармом для финского судостроения в попытке пробиться на американский рынок.

Но тут могут возникнуть проблемы с Законом Джонса, которому уже 100 лет и подписан он Вудро Вильсоном после Первой мировой. Закон призван обеспечить стабильность морской отрасли США за счет поддержки "отечественного производителя". Его цель состояла в том, чтобы помочь судоходству США восстановиться после Первой мировой войны. Закон Джонса требует, чтобы все суда, перевозящие грузы между двумя пунктами США, были построены американцами, принадлежали им, имели экипажи и флаги США. И, хотя 97% внешних перевозок США выполняются на судах, произведенных не обязательно там, этот пункт соблюдается строго. Несмотря на лобби, ратующее за отмену Закона Джонса, сейчас его никто не отменит ввиду кризиса экономики США, иначе это сразу только увеличит проблемы в отрасли.

Где еще взять ледоколы? Пройди по базару — приценись!


У канадцев 6 судов, но они также весьма возрастные и в основном легкого класса, да такая корова и самим нужна, все же у Канады обширный арктический сектор, а Северо-Восточный проход не чета нашему Севморпути по тяжести ледовой обстановки, там часто разве что строящийся у нас сверхтяжелый "Лидер" ЛК-120 и пройдет. Конечно, в ущерб себе, если американский хозяин прикажет, может, и сдадут в аренду. Так сказав, отдав жену дяде.

У шведов 6 ледоколов, из которых 3 также ровесники Polar Star, наиболее причем мощные, средний ледокол, способный работать вне Балтики — ровно один, Oden, и есть еще 2 легкого класса, также способные на это (но американцам они не нужны). Хотя именно у Швеции и России США арендовали ледокольные суда в 2012 г., когда Polar Star застрял в очередном ремонте, а ледокол был нужен для ротации экспедиции в Антарктике. Тогда, в частности, к этой задаче привлекался наш "Красин".

Может, американцам стоит в России один из полусотни ее ледоколов арендовать? Мы-то, наверное, пошли бы навстречу "партнерам" и даже могли бы, наверное, построить им, и опасаться за "потерю влияния" после появления одного или нескольких ледоколов у США, конечно, не стали бы. Но ведь американцы сами на это не пойдут сейчас, потому что каждому последнему демократу и республиканцу в Капитолии понятно, что "русские расисты" сразу через постройку ледокола "вмешаются в выборы" и изберут Путина президентом. Все прочие "ледокольные" страны-владельцы или имеют по 1-2 судна легкого мощностного класса, которые способны действовать в несложной (по меркам Арктики и Антарктики) ледовой обстановке и заниматься исследованиями. Либо имеют чисто балтийские ледоколы, как Дания с ее 4 ледокольными кораблями-буксирами легкого мощностного класса типа "Викинг" (таких же "Викингов" есть 2 и у шведов, которые их и строили, и даже у нас 1 из них одно время имелся, ныне же он ходит под канадским флагом).
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 июня 2020 05:47
    Но вряд ли финны смогут сильно помочь американцам в этом вопросе: рабочей конструкторской документацией по ледоколам "Таймыр" и "Вайгач" они в полном объеме не обладают, а люди, которые их строили, давно уволились или вообще уже умерли. Прошло больше 30 лет.
    На аналогию с "Антоновым" намекаете? feel
    1. +3
      20 июня 2020 06:20
      С Вестингаусом
      1. 0
        20 июня 2020 20:20
        С "тормозами Вестингауса")))
        1. 0
          20 июня 2020 20:24
          Ну почему тормоза. Они обули правительство США на контракт на АЭС, потом Китай - на 4 АЭС, обанкротились и слились. А АЭС строили при том, что для АЭС умели выпускать только топливо и ПО, сами АЭС никогда не строили, да и вообще последний американский блок построен свыше именно 30 лет назад. Тормоза там те, кто голосует за правительство, которое пилит бюджет с такими конторами "Рога и копыта"
          1. +2
            20 июня 2020 23:13
            После аварии на АЭС Три-Майл-Айленд американцы убили всю отрасль, вследствие чего попытка строить новые реакторы АР-1000 привела к фиаско. В ходе строительства Вестингауз внезапно узнал, что у него больше нет поставщиков оборудования для АЭС и обанкротился, попытка возобновить производство основных компонентов АЭС в США потерпела полный провал, так как внутренние поставщики так и не смогли обеспечить нужного качества. Основная причина - утечка компетенций в тяжелом машиностроении в Азию и полная потеря тяжёлого машиностроения, а так же бардак в производстве ядерного топлива: они так и не смогли освоить центрифужную технологию обогащения урана, а их архаичные диффузионные заводы не могут обеспечить текущее количество реакторов топливом ни по объемам, ни по экономике. Куда им еще строить реакторы, если и нынешние критически зависят от поставок обогащенного урана из России? Учитывая то, что Китай занимается маломощными реакторами - у Росатома просто нет конкурентов в мире.
            1. +1
              21 июня 2020 12:54
              Цитата: Башкирхан
              В ходе строительства Вестингауз внезапно узнал, что у него больше нет поставщиков оборудования для АЭС

              Напомнило:
              "На пути нашего радиоканала ВНЕЗАПНО построили дом"
              © bash.org
              1. -1
                21 июня 2020 20:37
                Между прочим нифига смешного не вижу, сам сталкивался - месяцев за 6 на пустыре точечной застройкой воткнули 16-иэтажку... Радиоканал умер
          2. +1
            21 июня 2020 19:51
            Что то мне эта эпопея с освоением арктики американцами напоминает мотивирование общественности на очередной грандиозный попил бабла промышленниками и финансистами )))
            Трамп молодец , да и вообще верхушка СГА постоянно придумывают все новые и новые схемы кроилова , глядишь какая то и выстрелит - как в свое время выстрелил проект НАСА по освоению космоса , но тогда с мотивацией особо напрягаться не надо было - надо было просто вливать народанаселению что должны опережать СССР и этого достаточно , а там хоть трава не расти )
  2. +2
    20 июня 2020 05:47
    Опоздали.Арктика наша,раньше надо было шевелиться,теперь идите лесом.
    1. -2
      20 июня 2020 06:04
      Арктика большая и не только у нас, рано или поздно( достаточно быстро) наберутся опыта и компетенций (страна развитая), освоят свою часть и начнут докучать нам
      Китайцы строят и эти справятся.
      1. 0
        20 июня 2020 06:22
        Цитата: mark1
        Китайцы строят и эти справятся.

        Китайцам, возможно, мы помогаем. А этим, точно не будем.
      2. -1
        22 июня 2020 07:26
        Китайцы строят

        Китайцы скорее всего строят для Антарктики....Слишком они там стали активность проявлять в последнее время...
        1. -1
          22 июня 2020 08:40
          Цитата: nPuBaTuP
          Китайцы скорее всего строят для Антарктики.

          Допустим даже так, но ведь сами строят, не покупают. Американцы "Полар Си" "Полар Стар" тоже сами построили(газотурбинные! полностью свой американский тип) и атомные построят, вторая, третья серии будут уже не хуже наших. Пионерский задор некоторых комментаторов ( не на ваш счет) наводит на мысль что эти люди либо еще не вышли из "нежного" возраста либо стремительно возвращаются обратно.
          1. -1
            22 июня 2020 13:58
            и атомные построят, вторая, третья серии будут уже не хуже наших.

            А вот тут готов с Вами поспорить....не потянут они ледокольный флот...даже приблизительно как у нас....
            Потому как у них нет заинтересованых людей в этом....а у нас государство заинтересовано....вот и строит....То что они что то хотят, это еще незначит что будут делать.....
  3. +6
    20 июня 2020 06:34
    Из статьи можно сделать не совсем приятный для американцев вывод - хотеть это не значит мочь. И в этом вопросе (ледоколы, освоение Арктики) американцы отстают от России и на много.
    1. +1
      20 июня 2020 07:14
      Цитата: rotmistr60
      Из статьи можно сделать не совсем приятный для американцев вывод

      М-да. Для них, куда не кинь - всюду клин. Деньги есть, время нет. Купить хочу, а низя. Взять в лизинг у Китая, не комильфо Китаю лизинг делать. laughing tongue
      1. +1
        21 июня 2020 21:04
        Успокойтесь, контракт на постройку уже подписан, деньги выделены, закладка в первого серийного в 2021, сдача в 2024.
        На второй, возможно, в следующем году подпишут контракт.
    2. -7
      20 июня 2020 10:29
      Цитата: rotmistr60
      Из статьи можно сделать не совсем приятный для американцев вывод - хотеть это не значит мочь. И в этом вопросе (ледоколы, освоение Арктики) американцы отстают от России и на много.

      Про космос так же говорили, а батут то заработал... Построят америкосы ледоколы и быстрее чем мы "Лидер". Что не говори, а деньги и влияние в мире решают.
      1. 0
        21 июня 2020 21:03
        Плановая сдача первого тяжёлого ледокола по программе PCS - 2024 год.
        Корабль уже строится, но наши турбопатриоты никак не могут проснуться.
  4. +6
    20 июня 2020 07:25
    "Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но... не имею желания." (с) smile
  5. -1
    20 июня 2020 07:52
    Как говаривал Марк Аврелий"Fais ce que dois, advienne, que pourra".
  6. -8
    20 июня 2020 07:56
    Какая ура патриотичная, за утинская статья. Какие Американцы тупые. Только скажите мне , а что там китайцы забыли?
    1. +5
      20 июня 2020 09:08
      У них тоже есть ледокол, уже второй, спроектированный и построенный в Китае.
  7. -8
    20 июня 2020 09:12
    А что им мешает один старый атомный авианосец выведенный в резерв перестроить в атомный ледокол? Тем более, что там и корпус не потребует усиления, со льдом до полутора метра управятся! Снять с авианосца все лишнее, законсервировать часть оборудования, использовать его как военный суперледокол.
    1. -3
      20 июня 2020 09:38
      Он им не нужен. Они не собираются нас завоевывать. Ну захватят они устье Лены , а дальше что? Ну посидели на берегу , ну и домой надо . А вот китайцам нужно распылить своих тараканов везде.
    2. +4
      20 июня 2020 12:06
      А что им мешает один старый атомный авианосец выведенный в резерв перестроить в атомный ледокол?
      Конструкция авианосца.
      Тем более, что там и корпус не потребует усиления, со льдом до полутора метра управятся!
      Еще как потребуется. И силового набора, для компенсации ударной нагрузки или ледового сжатия, И подводной части носа и бортов. Опять же, для наползания на ломаемый лед, ударной нагрузки и чтобы при сжатии льдами корабль выталкивало наверх, а не раздавливало.
  8. -1
    20 июня 2020 09:12
    Могут заказать у нас.
    1. +1
      20 июня 2020 10:40
      Мы им можем Красин сдать в аренду. )))) шутка.
  9. -2
    20 июня 2020 09:28
    Берингов пролив наш. Американцы свою сторону закрыли. Китайские ледоколы могут идти только к нам. Всем привет, китайским облизателем большой привет , больше ничего не могу сказать.
  10. 0
    20 июня 2020 10:43
    Постараться определить, какого лоббиста в Сенате прикармливать, чтобы одномоментно не похерились планы реконструкции, развития или обновления - вот главная задача американских буржуинов при регулярной смене власти в Белом Доме. Общий вектор всегда один, а вот денежные потоки всегда распределяются очень хитроумно.
    Так и здесь - этот меморандум вовсе не Трампа (он всего лишь под ним в очередной раз фломастер расписывал), а корпораций, стремящихся сей кусочек освоить в одиночку до 2029 года.
  11. -2
    20 июня 2020 11:42
    В США создана плановая экономика, и пора закончить всякую болтовню о "невидимой руке рынка". Следите за руками!
    1. 0
      21 июня 2020 19:54
      плановый там только распил бюджета - как впрочем и во всех капиталистических странах , реальный же сектор выживает как может и работает в рыночных условиях .
  12. Комментарий был удален.
  13. +1
    21 июня 2020 21:01
    Как можно писать настолько некомпетентные статьи?

    VT Halter по контракту должна закончить эскизный проект от Финакнтери и в 2021 году заложить, а в 2024 году сдать первый тяжёлый ледокол. По факту можно смело сказать, что он уже строится - тем комплектующие и подсистемы, которые были базовыми в проекте Финкантери, перекочуют и в доработанный окончательный проект. Например вся ГЭУ.

    Касательно "Хили" - транспорт-не транспорт, а до Северного полюса доходил. Про это не надо было писать. да?
    И проводки судов на Аляску по льдам вполне осуществлял. "Хили", конечно, слабоват, глубина преодолеваемого льда у него всего 1,6 метра, но это никак не "ледокольный транспорт".

    А ещё, к сведению автора, тот самый первый пакет финансирования, который Конгресс выделил в 2019 году на постройку первого ледокола, предусматривал также финансирование "программы продления жизни" для "Полар Стар", цель которой - дать кораблю доходить до тех пор, пока Береговая охрана не получит два новых ледокола.

    В общем, позор.
    1. -1
      22 июня 2020 07:33
      В общем, позор.

      Вы уж поясните кому позор то....Вам как поклоннику матрасов?...Матрасам, так как у них нет нормального ледокольного флота или еще кому?
      1. +1
        22 июня 2020 18:54
        Автору, за то, что даже не пытается вникать в то, о чём пишет.
  14. 0
    21 июня 2020 22:43
    ЛК-120 уже строиться? Автор, что там ещё из будущего интересного? laughing
  15. -1
    15 июля 2020 10:42
    Ну зачем писать глупый бред, что финны построившие нам прекрасные атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" якобы не имеют всей технической документации? Они их, как тогда строили по наитию что ли? Да и разработать они сами способны современный ледокол еще лучше тк как судостроители они на порядок лучше наших рукожопов и говноделов.Все наши моряки всегда предпочитают работать на судах финнской постройки, особенно механики а попав туда зубами за место держатся.