Противотанковая САУ «Объект 416»: почему проект закрыли

Противотанковая САУ «Объект 416»: почему проект закрыли

Макет самоходки "416", 1950 г.


На рубеже сороковых и пятидесятых годов советское командование занялось вопросом замены устаревших самоходных артиллерийских установок СУ-76М и СУ-100. Было запущено несколько новых проектов, но не все они дали реальный результат. Один из этих проектов привел к появлению САУ «Объект 416», построенной с применением ряда оригинальных решений разного рода. Однако чрезмерная сложность и неудобство эксплуатации не позволили этому образцу пройти дальше испытаний.

На стадии проектирования


Разработка новой САУ, вскоре получившей шифр «416», задавалась постановлением Совмина СССР от 15 октября 1949 г. Головным исполнителем работ назначался харьковский завод №75. Заказчик требовал создать новую боевую машину с вооружением в виде 100-мм нарезной пушки и усиленным бронированием, способную бороться с танками и укреплениями. Эскизный проект и макет боевого отделения следовало представить в I квартале следующего 1950 г.; до конца года ожидали полноценный опытный образец.

Первый вариант «Объекта 416» в виде документации и полноразмерного макета был готов в марте 1950-го. Конструкторский коллектив во главе с П.П. Васильевым предложил бронемашину переднемоторной компоновки с размещением всего экипажа в боевом отделении с полноповоротной башней. Основным вооружением стала пушка Д-10Т. Боевая масса, по расчетам, достигала 24 т.

Макет представили Научно-техническому комитету ГБТУ, и тот выдал некоторые рекомендации. Так, машину посчитали перетяжеленной. Параметры пушки Д-10Т назвали недостаточными и потребовали заменить ее более эффективной М-63 от пермского завода №172. Также имелись предложения о размещении экипажа, боекомплекта и других компонентов.


Опытная машина на испытаниях

Изменение проекта заняло чуть больше месяца, и в мае его вновь представили НТК ГБТУ. 27 мая комитет одобрил эскизный проект и разрешил переход на стадию технического проектирования. Эти работы продолжались до осени; 10 ноября технический проект утвердили, после чего началась выработка рабочей документации. На этом этапе проект вновь доработали, и его окончательный вариант был готов в мае 1951 г. Летом началась сборка отдельных агрегатов для испытаний перед строительством полноценного прототипа.

Принципиально новые решения


К перспективному «Объекту 416» предъявлялись специфические требования в части сочетания защиты, вооружения, подвижности и массы. Все это заставило инженеров искать и прорабатывать принципиально новые решения. Так, впервые в отечественной практике весь экипаж, включая механика-водителя, разместили внутри башни. Кроме того, использовали дизель ДГ необычной для того времени компоновки, имевший минимальные габариты.

В ходе доработки исходного проекта были внесены существенные изменения. За счет облегчения незащищенных деталей усилили бронирование, усовершенствовали силовую установку. Пневмоэлектрические средства управления заменили гидравлическими. Около трети деталей и узлов уже находились в серии и не требовали переорганизации производства.


Разрезной макет двигателя ДГ, часть цилиндров отсутствует

Для «Объекта 416» спроектировали оригинальный броневой корпус, свариваемый из листов толщиной от 20 до 75 мм, с максимальной защитой лобовой проекции. Передняя часть корпуса выделялась под агрегаты силовой установки; вся корма вмещала боевое отделение. На нем устанавливалась литая башня с максимальной толщиной брони 110 мм. Боевое отделение фактически «стояло» на днище корпуса, что позволило сократить высоту машины и в целом уменьшить площадь лобовой проекции.

Силовую установку построили на основе 12-цилиндрового оппозитного двигателя ДГ мощностью 400 л.с. Трансмиссия включала фрикцион сухого трения, двухвальную пятиступенчатую коробку передач, понижающий редуктор, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и однорядные бортовые редукторы. От коробки передач отбиралась мощность для насосов гидравлической и пневматической систем. В топливной системе присутствовали баки общей емкостью 420 л.

Ходовая часть на каждом борту включала шесть однодисковых опорных катков с наружной амортизацией и торсионной подвеской. Ведущие колеса цевочного зацепления располагались в носовой части корпуса.

Основным вооружением «Объекта 416» стала 100-мм нарезная пушка М-63, выполненная на базе серийной Д-10Т. Она имела ствол длиной 58 клб с дульным тормозом щелевого типа. Орудийная установка обеспечивала вертикальную наводку в пределах от -3° до +15°. При стрельбе с места поворот башни обеспечивал стрельбу в любых направлениях, на ходу – в пределах переднего сектора шириной 150°. Стрельба обеспечивалась телескопическим прицелом ТШ2-22 и панорамным С-71.


Вид на корму

Пушка получила механизм досылания для унитарных выстрелов. Также имелись механизмы для подачи выстрела на линию заряжания, упрощавшие работу экипажа. После выстрела канал ствола продувался сжатым воздухом. Боекомплект состоял из 35 снарядов разных типов. Примененные механизмы позволяли одному заряжающему обеспечивать скорострельность до 5-6 выстр./мин.

Вспомогательное оружие состояло из одного спаренного пулемета СГМ с боекомплектом 1000 патронов. Также САУ несла на корме корпуса две большие дымовые шашки с возможностью сброса.

Машиной управлял экипаж из четырех человек. Слева от орудия друг за другом находились наводчик и командир, справа – водитель и заряжающий. В крыше башни предусматривались люки. В распоряжении экипажа имелись переговорное устройство ТПУ-47 и радиостанция 10-РТ-26.

Водитель, размещенный в боевом отделении, должен был следить за дорогой при любых углах поворота башни. Для этого применили сложные, но эффективные решения. Рабочее место водителя выполнили в виде отдельного блока, вращающегося вокруг вертикальной оси. Автоматика отслеживала положение башни и при помощи гидравлического привода удерживала водителя параллельно продольной оси корпуса. Наблюдение за дорогой осуществлялось через перископы на люке, синхронизированные с рабочим местом. Передача усилий с органов управления выполнялась гидравликой.


Подвижное рабочее место водителя

Длина получившейся САУ по корпусу достигала 6,3 м, с пушкой вперед – до 8,5 м. Ширина – 3,24 м, высота – всего 1,82 м. Масса осталась на уровне 24 т. Расчетная скорость – 50 км/ч, запас хода – до 260 км.

Прототип на испытаниях


В конце лета 1951 г. в Харькове началась сборка отдельных агрегатов для проведения испытаний, после которых их планировалось использовать на опытной САУ. Сборку прототипа предполагалось осуществить в течение ноября, и в начале декабря он должен был выйти на испытания. Однако на этом этапе начались проблемы. Смежники не успели вовремя предоставить башню и двигатель, из-за чего сборку опытного «Объекта 416» начали только 29 марта 1952 г.

В конце мая готовую машину показали заказчику, после чего отправили на Чугуевский полигон для проведения заводских испытаний. С 19 июня по 12 ноября самоходка демонстрировала свои характеристики и возможности. Параллельно совершенствовались силовой блок и ходовая часть. Следующий этап испытаний продолжался до лета 1953 г. и преследовал схожие цели.

В августе 1953-го САУ «416» отправили на Ленинградский артиллерийский полигон для проверки вооружения. После завершения этих мероприятий, в декабре того же года, провели контрольный пробег по сильнопересеченной местности. Всего за время заводских испытаний опытная машина прошла почти 3 тыс. км по разным местностям и сделала несколько десятков выстрелов. Все это позволило набрать достаточно информации для анализа и определения ее перспектив.

Плюсы и минусы


«Объект 416» удачно сочетал в себе малую массу и высокий уровень защиты. Кроме того, пушка М-63 обеспечивала весьма высокую для своего времени огневую мощь. Одним из главных отличий «416» была оригинальная компоновка моторного отделения и обитаемого отсека, позволившая резко сократить поперечник корпуса и башни, а следовательно повысить живучесть на поле боя. Двигатель ДГ, несмотря на новизну конструкции, хорошо показал себя как на самостоятельных испытаниях, так и на бронемашине.


"Объект 416" в парке "Патриот"

Новизна конструкции и оригинальные решения в целом не были проблемой, однако приводили к существенным затруднениям. В первую очередь отмечалось неудобство работы экипажа: вращающееся рабочее место водителя удерживалось параллельно оси корпуса, но при вращении башни перемещалось перпендикулярно ей. Для вождения подобной машины требовались особые навыки. Задняя часть боевого отделения оказалась низкой и тесной, из-за чего заряжающему приходилось работать сидя или стоя на коленях (это ухудшало его возможности и сказывалось на скорострельности). Наконец, наблюдались сложности при стрельбе на ходу.

Финал: калибр 100 мм


Рассмотрев сильные и слабые стороны, проект «416» решили закрыть. Также временно приостановили разработку оппозитных дизелей по типу ДГ. Единственную построенную самоходку нового типа отправили на хранение. В дальнейшем она попала в музей (г. Кубинка), откуда недавно переехала в открытую экспозицию парка «Патриот».

Следует отметить, что «Объект 416» не был последним образцом своего рода. Параллельно с ним создавалась САУ «105» / СУ-100П со схожими боевыми возможностями. После длительной доводки она даже дошла до малой серии и эксплуатации в войсках. Однако вскоре стало ясно, что перспективным противотанковым самоходкам нужно более мощное вооружение. Развитие 100-мм направления прекратили в пользу систем большего калибра.
Автор:
Использованы фотографии:
Vitalykuzmin.net; Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. "Отечественные бронированные машины. XX век", Т.3
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих 23 июня 2020 18:15 Новый
    • 6
    • 11
    -5
    Интересная разработка для своего времени. Но, я так помню, у нас, практически, все САУ благодаря ракетомании до 60х годов почили в бозе?...
    Да, автор, двигатели указанной компоновки не относятся к оппозитный. Это ошибочное название моторов с развалом цилиндров в 180 градусов...
    1. svp67 23 июня 2020 20:02 Новый
      • 5
      • 2
      +3
      Цитата: Вождь краснокожих
      Интересная разработка для своего времени.

      Которая появилась чуть позже САУ "Уралмаш-1"


      Цитата: Вождь краснокожих
      Да, автор, двигатели указанной компоновки не относятся к оппозитный. Это ошибочное название моторов с развалом цилиндров в 180 градусов...
      Вот те раз, вчера еще относилась, а сегодня уже нет. С чего бы это? Двигатели автомобилей "Субару" созданы по такой же схеме и везде их считают "оппозитными"
      1. Вождь краснокожих 23 июня 2020 20:28 Новый
        • 3
        • 12
        -9
        В училище объясняли, что оппозитный, это когда поршни ходят навстречу друг другу. А вот эти и мотоциклетные наши так как я упомянул. Но на последнюю инстанцию не претендую.
        Оппозитный у нас 5ТДФ, 6ТД.
        1. svp67 23 июня 2020 20:55 Новый
          • 5
          • 1
          +4
          Цитата: Вождь краснокожих
          В училище объясняли, что оппозитный, это когда поршни ходят навстречу друг другу.

          Вы видимо подзабыли...

          У двигателей серии ТД единая гильза цилиндра для двух поршней, расположенных горизонтально и ДВА коленчатых вала, у двигателя же этой самоходки, как и у "Субару" у каждого поршня свой цилиндр, которые расположены под углом 180 градусов друг к дружке и ОДИН коленвал, но что то, что этот ОППОЗИТНИКИ...
        2. 113262а 23 июня 2020 21:38 Новый
          • 6
          • 3
          +3
          Поверьте мотористу-бывашие ЮМО герра Юнкерса -5ТДФ, 6ТД-моторы двухтактные со ВСТРЕЧНЫМ ДВИЖЕНИЕМ поршней,двумя коленвалами и бесклапанной конструкцией. Они нихт оппозитише!))) А вот моторчики герра Порше -фольксваген Жук,мой Транспортер,Субару,,Альфа-ромео-вот они-JA-Ja-опозитише натюрлих!
          1. ProkletyiPirat 24 июня 2020 01:22 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            есть три двигателя, если по чисто "инженерно-русски" то звучат так:
            1)двигатель с углом развала в 180 градусов, с коленвалом, без взаимо-компенсации работы цилиндров
            2)двигатель с углом развала в 180 градусов, с коленвалом, с взаимо-компенсацией работы цилиндров(противолежащие цилиндры одновременно достигают предельных точек)
            3)двигатель с углом развала в 180 градусов, без коленвала(вместо него два "вала" с жесткой связью)
            Так вот, все три являются Opposite, но как всегда при переводе на местные языки в разных регионах планеты под этим термином начинают подразумевать что-то ещё помимо первой части(той что до первой запятой).
  2. igordok 23 июня 2020 18:26 Новый
    • 2
    • 2
    0
    Спасибо. Последнее время на ВО появляется много статей о технике из World of Tanks. В WOT, объект 416 проходит как советский средний танк восьмого уровня.
    1. tima_ga 28 июня 2020 23:30 Новый
      • 0
      • 0
      0
      И весьма посредственный ст... А жаль
  3. Альф 23 июня 2020 19:24 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    «Объект 416» удачно сочетал в себе малую массу и высокий уровень защиты.

    Лично я высокий уровень защиты не заметил. 75-мм лоб-как у СУ-100, 110-мм башня-так на дворе уже 1950-й год, в серии Т-54 с лобешником в 200 мм.
    А вот пушка была явно слабовата. Отличие САУ от танков и состояло в том, что на САУ ставили орудия более крупного калибра. А вооружать САУ и танк одной пушкой-так повторяется история Т-34 и КВ. Во если бы поставили 85-мм орудие большой мощности-тогда да.
    1. EvilLion 24 июня 2020 09:28 Новый
      • 0
      • 0
      0
      На Т-62А 100 мм пушка, а на просто Т-62 115 мм пушку получили укорачиванием снаряда 100 мм, видимо, с сохранением массы снаряда и заряда. Т. е. на начало 50-ых это было вполне себе вооружение.
      1. Альф 24 июня 2020 13:05 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: EvilLion
        На Т-62А 100 мм пушка,
        никогда не стояла.
        Цитата: EvilLion
        Т-62 115 мм пушку получили укорачиванием снаряда 100 мм,

        Зачем укорачивать снаряд ?
        1. Flamberg 25 июня 2020 05:45 Новый
          • 0
          • 1
          -1
          никогда не стояла.

          Еще как стояла. Только таких Т-62А выпустили от 7 до 28 штук.
          1. Альф 25 июня 2020 18:14 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Цитата: Flamberg
            никогда не стояла.

            Еще как стояла. Только таких Т-62А выпустили от 7 до 28 штук.

            Доказательства ?
            1. Flamberg 26 июня 2020 06:58 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Гуглится на раз два...
              1. Альф 26 июня 2020 18:50 Новый
                • 0
                • 0
                0
                Цитата: Flamberg
                Гуглится на раз два...

                Спасибо, не знал.+.
      2. Flamberg 25 июня 2020 05:42 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Вы о чем пишите??? 115 мм пушка это У-5ТС(2А20) полученная путем убирания нарезов со ста миллиметровой Д-54.
  4. chenia 23 июня 2020 19:31 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    :Жаль чуть, чуть не додумали. Надо было для марша, выдвигаться кормой вперед (т.е.стволом назад). Там и для мехвода место оборудовать (т.е. частично в боевом, частично в управлении) оттуда обзор лучше и сделать его по совместительству заряжающим (экипаж 3 чел.). ПТ рез.работает из засады с места, Движение только при смене позиции. и стрельба на ходу не для Истребителя Танков. И на корме (т.е. лоб на марше) присабачить отвал для самоокапывания. А если еще и изменяемый клиренс.
    Супер ИТ получился бы. Оно и сейчас актуально. Спрут -Б издевательство над здравым смыслом.
    1. Альф 23 июня 2020 20:11 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: chenia
      Надо было для марша, выдвигаться кормой вперед (т.е.стволом назад). Там и для мехвода место оборудовать (т.е. частично в боевом, частично в управлении) оттуда обзор лучше и сделать его по совместительству заряжающим (экипаж 3 чел.).

      Что-то подобное слепили британцы, Арчер называется.
      1. chenia 23 июня 2020 20:54 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: Альф
        Что-то подобное слепили британцы, Арчер называется.


        Да, схема верная, но у нас изящнее (но не додумали). А в современном варианте, с АЗ вообще иметь два человека экипажа (командир и наводчик) с возможностью каждому управлять машиной (но иметь по два экипажа на один ИТ)..
  5. Гончар 23 июня 2020 19:36 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    КБ Морозова начинало проектировать эту машину как танк . В самоходки машина попала по бюрократическим причинам - финансирование на ОКР было только в разделе САУ. Что касается защищенности, то у СУ-100П она была ещё ниже, это была классическая САУ, вообще не предназначенная для танковых атак. Но стреляла она лучше и была гораздо проще и надежнее. Шасси СУ-100П прожило потом долгую жизнь на других объектах, работает и теперь.
  6. mvg
    mvg 23 июня 2020 22:38 Новый
    • 1
    • 4
    -3
    Не узнаю вас в гриме, Билли. Читаемая статья! Наверное стырил где то, готовую.
  7. trahterist 23 июня 2020 22:49 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Интересен способ управления танком в движении.
    Позже нечто подобное и американцы с немцами на MBT-70 внедрили(мехвод в независимой "капсуле-люльке").
  8. Zaurbek 23 июня 2020 23:11 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Можно 115мм гладкоствольную поставить.
  9. evgen1221 24 июня 2020 04:26 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Просто с развитием птуров машина стала неактуальна,плюс эргономика( в плане генплана блицкрига до Ла-Манша-на коленках ехать туда замаешся однако).Правильно сделали, ненужна вундервафля,но полезна в плане проектирования и творческого поиска новых решений.Уверен что от её чтото да другим машинам перешло.
  10. Bersaglieri 24 июня 2020 11:51 Новый
    • 0
    • 0
    0
    ПТУР и ТУР победили "узкозаточенные большие пушки" - все просто.
    1. Альф 24 июня 2020 19:35 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Bersaglieri
      ПТУР и ТУР победили "узкозаточенные большие пушки" - все просто.

      Вот только ОФС они не смогли победить.
      1. Bersaglieri 29 июня 2020 17:28 Новый
        • 0
        • 0
        0
        ОФС? Хм...ДЗ и КАЗ. ОФС- медленные и "мягкие", для ПТО современной- абсолютно неприменимы. Вот для борьбы с ЛБТ- да. Но тут- лучше кассетные,с листанционным одрывом, что сразу много целей поразить.
        1. Альф 29 июня 2020 18:31 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: Bersaglieri
          Но тут- лучше кассетные,с листанционным одрывом, что сразу много целей поразить.

          Речь идет о 50-60-х годах.
  11. fider 24 июня 2020 12:30 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Оппозитный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором угол между рядами цилиндров составляет 180 градусов, а противостоящие поршни двигаются зеркально по отношению друг к другу (одновременно достигают верхней мёртвой точки). Следует отличать от V-образного двигателя с развалом цилиндров 180 градусов, в котором поршни двигаются синхронно (когда один поршень находится в верхней мёртвой точке, противостоящий ему находится в нижней).
    Различие между оппозитным (вверху) и V-образным с углом развала цилиндров 180 градусов (внизу) двигателями
    1. AlexVas44 24 июня 2020 14:19 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      И тем не менее, оба двигателя являются оппозитными, но двух типов.
      1. Bersaglieri 29 июня 2020 17:37 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Это- в упрощенном рассмотрении. В каноничном- нет: Один- оппозитный, второй- горизонтальный, V-образный.
        1. AlexVas44 30 июня 2020 15:31 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Верно, это как рассматривать. Но в каноничном определении V-образный двигатель имеет развал до 120 градусов. (?). Спорить не буду, учился давненько, наверняка изменились определения.
    2. Bersaglieri 29 июня 2020 17:32 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Все верно. Равно, как путают X и W-образные схемы. А еще забавнее схема турбопоршневая, со встречным движением и двумя КВ, механически связанными ( как на двигателях для Т-64 и его потомков)
  12. Pancer_Hrek 27 июня 2020 17:56 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    У Николаса Морана есть видео про эту машину.