Стремительный "Альбатрос"

Стремительный "Альбатрос"


История создания

Идея создания корабля пр.1124 как специализированного скоростного противолодочного корабля небольшого водоизмещения возникла в 50-60 гг. XX века, что было обусловлено появлением за рубежом подводных лодок нового поколения и необходимостью принятия эффективных мер противодействия им во всех морских зонах, в т.ч. и в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования кораблей отечественного флота. Задание на разработку малого противолодочного корабля (МПК) пр.1124 "Альбатрос" было выдано в 1963 г. Зеленодольскому ЦКБ-340, ранее разработавшего сторожевые корабли (СКР) противолодочной обороны (ПЛО) первого и второго поколений. Эскизный проект нового корабля (главный конструктор Ю.А. Никольский, наблюдающий от ВМФ сотрудник ЦНИИ ВК капитан 2 ранга И.В. Козловский) был рассмотрен в июне 1964 г.


В техническом проекте 1965 г. были реализованы все требования ВМФ и создан хорошо вооружённый по тому времени, достаточно быстроходный специализированный корабль для поиска и уничтожения подводных лодок вблизи побережья с полным водоизмещением 900 т. По утвержденному в 1972 г. откорректированному пр.1124 полное водоизмещение МПК составляло 940 т., были убраны "гребни" в надводной части борта, упрощена геометрия выступающих частей корпуса. Полная скорость хода корабля при работе дизелей и газовой турбины превышала 35 узлов.

Стремительный "Альбатрос"


Серийное строительство МПК типа "Альбатрос" было начато по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №680-280 от 10.08.1964 г., при том, что откорректированный после испытаний в 1970 г. головного корабля (МПК-147) был утвержден в 1972 г. Головной корабль пр.1124, был заложен в 1967 г. (ССЗ им.Горького, г. Зеленодольск), спущен на воду в октябре 1968 г., а в октябре 1970 г. сдан флоту. В период до 1986 г. по пр.1124 было построено 38 кораблей (19 на ССЗ в г. Зеленодольске, 14 - на ССЗ в г. Хабаровске, 5 - на ССЗ "Ленинская кузница" в г.Киеве). С 1981 по 1983 гг. на Владивостокском заводе были построены 5 кораблей пр.1124 для морских пограничных частей. С 1980 г. в Зеленодольске, Хабаровске и Киеве началось строительство модернизированных кораблей по пр.1124М.

Назначение

Малый противолодочный корабль корабль пр.1124 "Альбатрос" предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника при выполнении задач охраны военно-морских баз и пунктов базирования флота, рейдов, а также для противолодочного охранения кораблей и транспортов на переходе морем.



Особенности

Архитектуре МПК пр.1124 было уделено большое внимание еще на этапе конструирования. В результате были выбраны наиболее оптимальные комбинированные обводы корпуса корабля, обеспечивающие требуемую скорость в 35 узлов. С целью снижения степени заливаемости и забрызгивания верхняя часть корабля имела нетрадиционную седловатую палубу и протяженную по всей ширине корпуса носовую надстройку.

Главная энергетическая установка (ГЭУ, разработана под руководством А. Кунаховича и А. Мышакина) представляет собой трехвальгую дизель-газотурбинную установку в составе 2 дизельных двигателей экономического хода (М-507А по 10000 л.с. каждый) и газотурбинного двигателя (ГТД, М-8М, 18000 л.с.), работающие на 2 бортовых и средний вал соответственно. Два дизельных двигателя или ГТД обеспечивали движение корабля со скоростью 20-22 узла, все три – более 35 узлов. Управление двигателями дистанционное. Установка такой комбинированной ГЭУ была обусловлена необходимостью поддержания длительное время относительно невысокого хода при поиске ПЛ на ходу, глубокой акустической разведки на месте и максимально быстрого выхода в район ее предполагаемого нахождения с целью атаки бортовыми средствами поражения. В движении под дизелями дальность плавания со скоростью 18 узлов дальность составляла не менее 2500 миль. Электроэнергетическая система корабля выполнена на базе 3 дизель-генераторов мощностью 200, 300 и 500 кВт (общая мощность 1000 кВт).

Вооружение

Противолодочное вооружение МПК пр.1124 включает два двухтрубных поворотных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124 с самонаводящимися торпедами типа "Енот-2" (СЭТ-65, скорость хода до 40 узлов, дальность до 15 км, боевая часть до 200 кг), размещенных побортно на палубе позади носовой надстройки и две 12 ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-6000 (размещены побортно в носовой части, боезапас 96 реактивных глубинных бомб РГБ-60, дальность стрельбы до 6 км, глубина поражения до 400 м, масса ВВ 23,5 кг). Для поиска, обнаружения, классификации подводных лодок и выдачи целеуказания МПК оснащен подкильной ("Аргунь") и опускаемой ("Шелонь") гидроакустическими станциями.

Оружие самообороны включает: зенитный ракетный комплекс "Оса-М" для борьбы с воздушными целями (боекомплект 20 ракет, зона поражения по дальности и высоте до 10 км и 60-5000 м) с РЛС МР-302 "Рубка", расположена в носовой части; универсальный артиллерийский комплекс АК-725-МР-103 в составе башенной универсальной спаренной 57-мм автоматической установки АК-725 (дальность стрельбы по дальности 12,9 км, высоте 6,7 км) и "стрельбовой" РЛС МР-103 "Барс" (антенный пост размещен на кормовой надстройке, способна устойчиво сопровождать малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.).
Стремительный "Альбатрос"

Модификации

МПК пр.1124 (Grisha-I class) – базовый проект малого противолодочного корабля;

МПК 1124-П (Grisha-II class) – в 1973 г. создан по заказу КГБ СССР для частей морской пограничной охраны на основе базового МПК как пограничный сторожевой корабль (ПСКР) пр.1124-П. Вместо ЗРК "Оса-М" установлена вторая артустановка АК-725. По этому проекту было построено 17 ПСКР, большинство из которых имели персональные собственные наименования. Кроме того, в погранвойска было передано несколько кораблей базового пр.1124;

МПК пр.1124 (Grisha-III class) – в ходе серийного строительства, начиная с 13 по счету корпуса, в начале 70 гг. МПК пр.1124 оснащаются новым артиллерийским комплексом АК-725-МР-123, в составе 57-мм установки АК-725 и 30-мм шестиствольной артиллерийской установки АК-630 (дальность стрельбы до 4 км), которая предназначена для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими установками осуществлялось РЛС МР-123 "Вымпел";

МПК пр.1124-К (Grisha-IV class) – опытовый корабль (МПК-5), на котором испытывались зенитный ракетный комплекс "Кинжал" и новый опытный противолодочный ракетный комплекс РПК-5 "Ливень" (РБУ-10000, устанавливался в носовой части вместо РБУ-6000, на вооружение не принят); МПК пр.1124-М (Grisha-V class) – модернизированный МПК, разработан в 1976 г. Зеленодольским ПКБ. От базового проекта отличается новой подкильной ГАС "Платина", 76-мм артустановкой АК-176 (вместо 57-мм), ЗРК "Оса-МА" (вместо "Оса-М"), наличием вспомогательного движительно-рулевого комплекса под транцем корабля. В результате водоизмещение корабля увеличилось на 30 т, а скорость снизилась на 3 узла. Всего было построено 20 кораблей этого проекта, а последние оснащались РЛС типа "Фрегат-МА" в связи с прекращением производства РЛС "Рубка".

Корабли проекта 1124 несли в 1970-е — 1980-е годы боевую службу в составе Северного, Балтийского, Тихоокеанского и Черноморского флотов ВМФ СССР, осуществляя поиск и преследование подводных лодок противника. Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков назвал корабли этого проекта «рабочей лошадкой флота».

Помимо обнаружения и преследования иностранных субмарин «альбатросы» осуществляли конвоирование отдельных судов и караванов в опасных зонах. В 1990—1991 годах во время гражданской войны в Эфиопии МПК-118 «Комсомолец Молдавии» нёс боевую службу в Красном море. 19 октября 1990 во время эскортирования «Комсомольцем Молдавии» конвоя из двух больших десантных кораблей, танкера «Шексна» и морского тральщика «Параван» отряд советских кораблей был обстрелян с мыса Кароли и острова Асарка Северная двумя береговыми батареями эритрейских сепаратистов, выпустившими по головному малому противолодочному кораблю 6 122-мм снарядов и 3 неуправляемых снаряда типа «Град». Ответным огнём «Комсомолец Молдавии» подавил обе батареи и уничтожил склад боеприпасов противника, за что командир корабля и 10 членов его экипажа получили правительственные награды. За весь период боевой службы в Красном море «Комсомолец Молдавии» благополучно провёл более 30 конвоев.

Малые противолодочные корабли проекта 1124 использовались и на боевой службе в Средиземном море.

В августе 2008 года малые противолодочные корабли Черноморского флота «Суздалец», «Александровец», «Муромец», «Поворино» и «Касимов» принимали участие в российско-грузинском вооруженном кофликте в составе группировки кораблей ЧФ «по обеспечению безопасности российских граждан, оказанию содействия миротворческому контингенту и гуманитарной помощи населению в зоне конфликта». В частности 10 августа МПК «Суздалец» применил оружие по грузинским быстроходным целям (по некоторым данным, обстрелял три грузинских сторожевых катера). Это был один из немногих случаев реального боевого применения ЗРК «Оса» по надводным целям [26]. По результатам участия в конфликте, ряд моряков «Суздальца» были награждены правительственными наградами, а командир корабля капитан 3 ранга В. Джанунц стал кавалером «Ордена Мужества».

Основной разработчик Зеленодольское ПКБ
Основной производитель ССЗ в г. Зеленодольске, г. Хабаровске, в г.Киеве
Водоизмещение, т: 900 (полное)
Скорость полного хода, уз. 35
Дальность плавания максимальная, мили 4200 (14 узлов), 2700 (35 узлов)
Автономность, сут. 9
Вооружение:
ракетное 2х2 533-мм ТА; 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ); ЗРК "Оса-М" 1х2 ПУ (20 ЗУР); 1ъ2 57-мм АК-725
артиллерийско-стрелковое ---
радиотехническое РЛС МР-302 "Рубка", МР-103 "Барс", ГАС "Аргунь" и "Шелонь"
Энергетическая установка 2 дизеля М-507Ах10000 л.с.; ГТД М-8Мх18000 л.с.
Главные размерения, м 71,1х10,3х3,4
Источники электроэнергии з дизель-генератора (200, 300 и 500 кВт)
Мощность, кВт 1000 кВт общая


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 1
  1. ПАТРОН 20 октября 2011 01:11
    Интересный корабль
    ПАТРОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня