Military Review

Faces of the Victory Parade. Stories of heroes who walked through Red Square

9

On June 24, 1945, exactly 75 years ago, the legendary Victory Parade was held in Moscow. The ceremony was attended by more than 30 thousand soldiers, behind each stories feats, victories and bereavements. The Museum of Defense of Moscow contains many photographs and objects related to the names of the heroes who, in June 1945, walked along the cobblestones of Red Square.


About some participants in the Victory Parade, their combat path and exploits - in the material Mosgortur.


Athanasius Pavlantievich Beloborodov


Afanasy Pavlantievich Beloborodov received his baptism of fire long before the Germans arrived on Soviet soil. Back in 1919, when he was 16 years old, as part of a partisan detachment, he fought against the Kolchakites, and four years later joined the Red Army.

Afanasy Pavlantievich met the Great Patriotic War in the Far East with the rank of lieutenant colonel. In the first months of the war, he supervised the training of soldiers and officers, and in October 1941, Beloborodov and his soldiers went to defend Moscow, to which the German invaders came close.

Lt. Col. Beloborodov and his 78th Infantry Division took their first battle of the Great Patriotic War on November 4, 1941 in the Volokolamsk direction. The soldiers of Athanasius Pavlentevich fought with great courage and stamina. For this, their division was honored: three weeks after that battle, on November 27, 1941, by order of Stalin, it was transformed into the 9th Guards Rifle Division.

The successes of Afanasy Pavlantievich did not go unnoticed: after the division he was entrusted with command of the corps, and then with the army. Having liberated their native land, Beloborodov and his soldiers went west, destroying the Nazis in other countries. Victory Day Afanasy Pavlantievich, who received the rank of Colonel General in early May, met near Danzig (modern name - Gdansk), accepting the surrender of German soldiers.


For Athanasius Pavlantievich, the Victory Parade on June 24, 1945 did not put an end to the war. Only a few days later he went to the Far East, where Hitler's allies refused to capitulate. About two months later, victory was won over the Japanese troops - for this Beloborodov was awarded the Order of Suvorov 1st degree.

Petr Pavlovich Bondarenko


An important role in the victory over the Nazis in the Great Patriotic War was played by reliable Soviet military equipment. One of those who supplied the army with machines and supervised their repair was Petr Pavlovich Bondarenko.


In November 1941, when the Germans came close to the capital of the USSR, a meeting of commanders of motor battalions was held, at which Peter Pavlovich was present. It was decided to create a "battalion of fire on wheels." 56 GAZ-AA vehicles entered this connection, several units were installed in each weapons. The soldiers of this battalion caused a lot of trouble to the Nazis, and during the counterattack of the Soviet troops, they were one of the first to enter Maloyaroslavets occupied by the enemy.


For his services to the Motherland, Peter Pavlovich received the Order of the Red Star. In the award sheet it was written:

“During the hostilities he did a great job of repairing vehicles, showing initiative and resourcefulness in this. Thanks to his personal initiative and ordering, a large auto repair base was created, with the help of which a large number of vehicles were repaired to provide defense parts. Significant assistance was provided to industrial enterprises of the city of Moscow to evacuate valuable equipment inland. Much work has been done on the transfer of troops and military cargo for units of the army. All this work has been done under the direct supervision of Comrade Bondarenko. ”

Shortly before the end of World War II, on March 27, 1945, Pyotr Pavlovich received the rank of major general of technical troops.

Pavel Danilovich Hudz


Pavel Danilovich Gudz was born in 1919 in the village of Stufchency. After graduating from school, he entered the College of Arts and then became an instructor in the district department of public education. However, he soon decided to drastically change his life and entered the 2nd Saratov tank school. After studying, Pavel arrived in Lviv, where the 63rd Tank Regiment was based. Among his brothers in arms, he was in early June 1941, just a few days before the German invasion.

In the morning of June 22, the regiment of Pavel Danilovich got up on alert and joined the battle with the enemy. On the first day of the war, a platoon of Guja was able to destroy several German cars. For a week, Soviet soldiers defended their positions, but the enemy’s forces were too great. On June 30, fighters learned that the Nazis had entered Lviv, and the Red Army had retreated. Pavel Danilovich and his colleagues were cut off from their own, they urgently needed to find a way out of this difficult situation.

After a short discussion, it was decided to break through the enemy line and go through the captured Lviv. A column of equipment was led by a tank under the control of Guja. Despite the fierce resistance of the enemy, Pavel Danilovich and his comrades managed to complete the combat mission.

A few months later Pavel Danilovich was in Moscow: he was called there to receive new equipment. In the capital, Hutz took part in the legendary parade on November 7, 1941, and shortly afterwards returned to the front in order to protect Moscow from the German offensive in his KV-1 tank.

During the war, Pavel Hudz was seriously injured several times. At the end of 1942, near Stalingrad, during one of the battles, several fragments hit him, on the same day the tanker received two bullet wounds. After the hospital, he returned to the front.


In 1943, in Zaporozhye, his tank was hit by an enemy. Two crew members of the car were killed, and Pavel Danilovich himself was seriously injured - a fragment of a shell shattered his left hand. Despite his injury, he continued the battle and destroyed two enemy tanks. The Germans fired back at Guja's car, after which he lost consciousness. A soldier woke up at the hospital. The left hand had to be replaced with a prosthesis, but after a few months Pavel Danilovich was back in service.


Pavel Danilovich Hudz deservedly bears the title of one of the main tank aces of World War II: during the years of battle, he destroyed 15 German tanks.

Karp Vasilievich Sviridov


The military career of Karp Vasilyevich Sviridov began many years before the first shots of the Great Patriotic War. He was born in 1896. The First World War fell to his lot. And when the revolution thundered in the Russian Empire, Sviridov sided with the Red Army.

After returning from the front in 1920, the young soldier entered the First Machine Gun Courses in Moscow. Cadets lived in the Kremlin. Years later, Karp Vasilievich told me that in the Kremlin, while studying, he was standing on guard posts No. 26 — next to Lenin’s office, and No. 27 — not far from Vladimir Ilyich’s apartment.


When the Great Patriotic War began, Karp Vasilievich was in the rank of colonel and commanded the 18th Infantry Division. Sviridov and his fighters took their first battle near Orsha. After one of the battles on the Western Front, the Karp Vasilievich’s division was surrounded by Germans - they managed to get out at the cost of huge losses, which soon the Sviridov’s division was disbanded, and he took command of the 363rd Infantry Division.


With his fighters, Karp Vasilievich participated in the Soviet counter-offensive near Moscow, and then fought off the invaders of the city of the USSR, moving west. Sviridov's soldiers participated in the liberation of many European cities: Vienna, Gyor, Brno, Budapest and others. The last battle of the fighters Karp Vasilyevich happened after the surrender of the Nazi command near the Czechoslovak village of Slavitsy.

Yakov Pavlovich Kiselev


A special place in the history of World War II is occupied by the feat of Podolsk cadets who detained Germans on the outskirts of Moscow. Among these heroes was Yakov Pavlovich Kiselev.


On October 5, 1941, by order of the leadership, the cadets went to the Ugra River, where the Nazis entered. The path of the soldiers ran through the small town of Medyn, which had been bombarded by German fighters the day before.


After many years, Yakov Pavlovich recalled Medyn so:

“The city was on fire. To the right, by the side of the road, opposite the blazing kindergarten building, there was a dead woman, clutching her child to her chest, and at some distance several heads of cows (nurses of many families), apparently returning from the pasture. It was a heavy sight. The hearts of the cadets clenched in battle, and they each vowed to swear revenge on the enemy. "

For almost three weeks, young heroes held back German troops. During this time, they destroyed about 5 thousand Nazis. However, the heroes had to pay a high price - out of 3500 thousand cadets, about 500 remained alive.

For this feat, Yakov Pavlovich and his classmates were presented to the Order of the Red Banner. In the award sheet it was written:

“Bravely and courageously participated in the battle, being in the forefront of the group. Despite the hurricane mortar fire, boldly with a group of cadets threw themselves into a counterattack and repelled the enemy’s attack. ”

Author:
Photos used:
State Museum of Defense of Moscow
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. BAI
    BAI 23 June 2020 16: 11 New
    +6
    On the morning of June 22, the regiment of Pavel Danilovich

    Those who, in small ranks or privates, met the war on 22.06.1941/09.05.1945/XNUMX until XNUMX/XNUMX/XNUMX very, very few survived. I would say negligible. (In the land army, without the Air Force and Navy).
    1. tihonmarine
      tihonmarine 23 June 2020 17: 34 New
      +7
      Quote: BAI
      Those who, in small ranks or privates, met the war on 22.06.1941/09.05.1945/XNUMX until XNUMX/XNUMX/XNUMX very, very few survived.

      My father, Dmitry Frolovich, met the war in Brest as a gun commander in a howitzer division. In 1945, only the father survived from the division.
    2. 210ox
      210ox 24 June 2020 19: 40 New
      +3
      My uncle, Nikolai Yakovlevich, met an ordinary war in the Baltic states. He was lucky, after being injured he was commited. After treatment, he ended up in Kyrgyzstan, advised by one hospital neighbor. He worked as a livestock specialist, then chairman of the Zarya collective farm in Tyup, Issyk-Kul Oblast. Hero of Social Labor
  2. parusnik
    parusnik 23 June 2020 16: 24 New
    +5
    Thanks to the author, an interesting page of the war, as well as from the history of parades
  3. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 23 June 2020 16: 34 New
    +3
    In our family, there is also a participant in the Victory Parade. Uncle Kostya is the husband of the paternal grandfather’s sister. Paratrooper. They were taken along Red Square in cars, on the sides of which flaunted the emblems of paratroopers.
    After, in my opinion, on the 50th anniversary of the Victory, there was a series of programs dedicated to the participants. And there he was shown.
  4. Amateur
    Amateur 23 June 2020 17: 09 New
    -1
    Mr. Smirnov blocked me for 10 days because I used a quote from The Diamond Arm about one of the commentators. That is his right. VO- his private shop. What is considered a curse that violates the rules of the site, I leave it at the discretion of the administration.
    As it turned out, he did a good deed. Instead of banging my head on the keyboard trying to prove to most of the current VO commentators their “peculiar competence”, I realized that it was useless. And VO is not the same, and the participants are not the same. But today could not resist.
    Here it is the current face of VO:

    The administration can block me, delete me, etc.
    I'm leaving myself.
    Health to all the Lokers of previous years!
    1. Looking for
      Looking for 25 June 2020 17: 27 New
      0
      Well, what can I say, young man. I was not afraid to cut the truth, the womb. The site is a shifter. The White Guard and anti-Soviet are rushing.
  5. Petersburg printing house
    Petersburg printing house 23 June 2020 17: 52 New
    +3
    Thanks for the article on the Heroes of that War. Now there are so few participants in those events that I want to know more about their faces and exploits. Nobody is forgotten, nothing is forgotten.
  6. Aviator_
    Aviator_ 23 June 2020 21: 28 New
    0
    889 NLAP, where my father was the navigator, was preparing for this parade, but due to rain, the aviation part of the parade was canceled.

Лица Парада Победы. Истории героев, прошедших по Красной площади


24 июня 1945 года, ровно 75 лет назад, в Москве состоялся легендарный Парад Победы. В торжественном мероприятии участвовали более 30 тысяч солдат, за спиной каждого были истории подвигов, побед и тяжелых утрат. В Музее обороны Москвы хранится множество фотографий и предметов, связанных с именами героев, которые в июне 1945-го прошли по брусчатке Красной площади.


О некоторых участниках Парада Победы, их боевом пути и подвигах — в материале Мосгортура.


Афанасий Павлантьевич Белобородов


Свое боевое крещение Афанасий Павлантьевич Белобородов получил задолго до прихода немцев на советскую землю. Еще в 1919 году, когда ему было 16 лет, в составе партизанского отряда он сражался против колчаковцев, а через четыре года вступил в Красную армию.

Великую Отечественную войну Афанасий Павлантьевич встретил на Дальнем Востоке в звании подполковника. В первые месяцы войны он руководил обучением солдат и офицеров, а в октябре 1941-го Белобородов и его бойцы отправились защищать Москву, к которой вплотную подошли немецкие захватчики.

Свой первый бой Великой Отечественной войны подполковник Белобородов и его 78-я стрелковая дивизия приняли 4 ноября 1941 года на Волоколамском направлении. Солдаты Афанасия Павлентьевича сражались с великим мужеством и стойкостью. За это их дивизия удостоилась большой чести: через три недели после того сражения, 27 ноября 1941-го, приказом Сталина она была преобразована в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Успехи Афанасия Павлантьевича не остались незамеченными: после дивизии ему доверили командовать корпусом, а затем — армией. Освободив родную землю, Белобородов и его солдаты пошли на запад, уничтожая нацистов на территории других государств. День Победы Афанасий Павлантьевич, в начале мая получивший звание генерал-полковника, встретил под Данцигом (современное название — Гданьск), принимая капитуляцию немецких солдат.


Для Афанасия Павлантьевича Парад Победы 24 июня 1945 года не поставил точку в войне. Всего через несколько дней он отправился на Дальний Восток, где союзники Гитлера отказывались капитулировать. Примерно через два месяца была одержана победа над японскими войсками — за это Белобородов был награжден орденом Суворова 1-й степени.

Петр Павлович Бондаренко


Важную роль в победе над нацистами в Великую Отечественную войну сыграла надежная советская военная техника. Одним из тех, кто снабжал армию машинами и руководил их ремонтом, был Петр Павлович Бондаренко.


В ноябре 1941 года, когда немцы подошли вплотную к столице СССР, состоялось совещание командиров автобатальонов, на котором присутствовал и Петр Павлович. Было принято решение создать «батальон огня на колесах». В это соединение вошли 56 машин ГАЗ-АА, в каждую установили несколько единиц оружия. Бойцы этого батальона доставили немало неприятностей гитлеровцам, а в ходе контрнаступления советских войск одними из первых вошли в занятый врагом Малоярославец.


За свои заслуги перед Родиной Петр Павлович получил Орден Красной Звезды. В наградном листе было написано:

«За время военных действий проделал большую работу по ремонту автотранспорта, проявляя в этом инициативу и находчивость. Благодаря его личной инициативе и распорядительности была создана крупная авторемонтная база, силами которой для обеспечения частей обороны отремонтировано большое количество автотранспорта. Значительная помощь была оказана промышленным предприятиям города Москвы по эвакуации ценнейшего оборудования вглубь страны. Большая работа проделана по переброске войск и воинских грузов для частей действующей армии. Вся эта работа проделана под непосредственным руководством т. Бондаренко».

Незадолго до завершения Великой Отечественной войны, 27 марта 1945 года, Петр Павлович получил звание генерал-майора технических войск.

Павел Данилович Гудзь


Павел Данилович Гудзь родился в 1919 году в селе Стуфченцы. Окончив школу, он поступил в техникум искусств и затем стал инструктором районного отдела народного образования. Однако вскоре он решил круто изменить свою жизнь и поступил во 2-е Саратовское танковое училище. После учебы Павел прибыл во Львов, где базировался 63-й танковый полк. Среди своих братьев по оружию он оказался в начале июня 1941-го, всего за несколько дней до вторжения немцев.

Утром 22 июня полк Павла Даниловича поднялся по боевой тревоге и вступил в бой с врагом. В первый же день войны взвод Гудзя смог уничтожить несколько немецких машин. Целую неделю советские солдаты обороняли занятые позиции, но силы врага были слишком велики. 30 июня бойцы узнали, что нацисты вошли во Львов, а Красная армия отступила. Павел Данилович и его сослуживцы оказались отрезанными от своих, им срочно нужно было найти выход из этой сложной ситуации.

После недолгого обсуждения было принято решение прорывать линию врага и идти через захваченный Львов. Колонну техники возглавил танк под управлением Гудзя. Несмотря на ожесточенное сопротивление врага, Павлу Даниловичу и его товарищам удалось выполнить боевую задачу.

Через несколько месяцев Павел Данилович оказался в Москве: туда его вызвали для получения новой техники. В столице Гудзь принял участие в легендарном параде 7 ноября 1941 года и вскоре после этого вернулся на передовую, чтобы в своем танке КВ-1 защищать Москву от наступления немецких войск.

Во время войны Павел Гудзь несколько раз был тяжело ранен. В конце 1942 года под Сталинградом во время одного из боев в него попали несколько осколков, в тот же день танкист получил два пулевых ранения. После госпиталя он вернулся на фронт.


В 1943 году в Запорожье его танк был подбит врагом. Два члена экипажа машины погибли, а сам Павел Данилович получил тяжелейшую травму — осколок снаряда раздробил кисть левой руки. Несмотря на ранение, он продолжил бой и уничтожил два вражеских танка. Немцы открыли по машине Гудзя ответный огонь, после чего он потерял сознание. Очнулся боец уже в госпитале. Левую руку пришлось заменить протезом, но уже через несколько месяцев Павел Данилович вновь был в строю.


Павел Данилович Гудзь заслуженно носит звание одного из главных танковых асов Великой Отечественной войны: за годы сражений он уничтожил 15 немецких танков.

Карп Васильевич Свиридов


Военная карьера Карпа Васильевича Свиридова началась за много лет до первых выстрелов Великой Отечественной войны. Он родился в 1896 году. На его долю выпала и Первая мировая война. А когда в Российской империи прогремела революция, Свиридов встал на сторону Красной армии.

После возвращения с фронта в 1920 году молодой солдат поступил на Первые пулеметные курсы в Москве. Жили курсанты на территории Кремля. Годы спустя Карп Васильевич рассказывал, что в Кремле во время учебы он стоял на караульных постах № 26 — рядом с кабинетом Ленина, и № 27 — недалеко от квартиры Владимира Ильича.


Когда началась Великая Отечественная война, Карп Васильевич был в звании полковника и командовал 18-й стрелковой дивизией. Свой первый бой Свиридов и его бойцы приняли под Оршей. После одного из сражений на Западном фронте дивизия Карпа Васильевича попала в окружение немцев — выбраться удалось ценой огромных потерь, чего вскоре дивизия Свиридова была расформирована, а он принял командование 363-й стрелковой дивизией.


Со своими бойцами Карп Васильевич участвовал в контрнаступлении советских войск под Москвой, а затем отбивал у захватчиков города СССР, продвигаясь на запад. Солдаты Свиридова участвовали в освобождении многих европейских городов: Вены, Дьера, Брно, Будапешта и других. Последнее сражение бойцов Карпа Васильевича случилось уже после капитуляции нацистского командования недалеко от чехословацкого села Славицы.

Яков Павлович Киселев


Особенное место в истории Великой Отечественной войны занимает подвиг подольских курсантов, задержавших немцев на подступах к Москве. Среди этих героев был Яков Павлович Киселев.


5 октября 1941 года по приказу руководства курсанты отправились на реку Угру, куда поступали нацисты. Путь солдат пролегал через небольшой город Медынь, который накануне был подвергнут бомбардировке немецких истребителей.


Через много лет Яков Павлович так вспоминал о Медыни:

«Город был в огне. Справа у обочины дороги напротив полыхавшего здания детского сада лежала убитая женщина, прижавшая ребенка к груди, а поодаль несколько голов коров (кормилиц многих семей), видимо, возвращавшихся с пастбища. Это было тяжелое зрелище. Сердца курсантов сжались от боя, и они каждый просьбе поклялись отомстить врагу».

Почти три недели молодые герои сдерживали немецкие войска. За это время они уничтожили около 5 тысяч нацистов. Однако героям пришлось заплатить высокую цену — из 3500 тысяч курсантов в живых остались около 500 человек.

За этот подвиг Яков Павлович и его однокурсники были представлены к Ордену Красного Знамени. В наградном листе у него было написано:

«Храбро и мужественно участвовал в бою, будучи в передовом отряде группы. Несмотря на ураганный минометный огонь, смело с группой курсантов бросился в контратаку и отразил нападение противника».

Автор:
Использованы фотографии:
Государственный музей обороны Москвы
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. BAI
    BAI 23 июня 2020 16:11 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Утром 22 июня полк Павла Даниловича

    Тех, кто в небольших чинах или рядовым встретил войну 22.06.1941 до 09.05.1945 дожило очень и очень немного. Я бы сказал ничтожно мало. (В сухопутной армии, без ВВС и ВМФ).
    1. tihonmarine 23 июня 2020 17:34 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Цитата: BAI
      Тех, кто в небольших чинах или рядовым встретил войну 22.06.1941 до 09.05.1945 дожило очень и очень немного.

      Мой отец Дмитрий Фролович, встретил войну в Бресте командиром орудия в гаубичном дивизионе. В 1945 году из дивизиона, в живых остался только отец.
    2. 210окв 24 июня 2020 19:40 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Мой дядя-Николай Яковлевич встретил рядовым войну в Прибалтике. Ему повезло, после ранения его коммисовали. После лечения он оказался в Киргизии-посоветовал один сосед по госпиталю.Работал зоотехником, потом председателем колхоза "Заря" в Тюпе Иссык-Кульской области. Герой Соц. Труда.
  2. parusnik 23 июня 2020 16:24 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Спасибо автору, интересная страница войны, а так же из истории парадов
  3. Вождь краснокожих 23 июня 2020 16:34 Новый
    • 5
    • 2
    +3
    У нас в роду, также, имеется участник Парада Победы. Дядя Костя - муж сестры деда по отцовской линии. Десантник. Их по Красной площади везли на автомобилях, на бортах которых красовались эмблемы парашютистов.
    После, по моему, в 50 летия Победы, был цикл передач, посвященный участникам. И там его показали.
  4. Дилетант 23 июня 2020 17:09 Новый
    • 3
    • 4
    -1
    Меня, за то что я использовал цитату из "Бриллиантовой руки" про одного из комментаторов, г-н Смирнов заблокировал на 10 суток. Это его право. ВО- его частная лавочка. Что считать матом, нарушающим правила сайта, оставляю на усмотрение администрации.
    Как оказалось, сделал доброе дело. Вместо того, что бы биться головой о клавиатуру пытаясь доказать большинству нынешних комментаторов ВО их "своеобразную компетенцию", я понял, что это бесполезно. И ВО не тот, и участники не те. Но сегодня не удержался.
    Вот оно нынешнее лицо ВО:

    Администрация может меня блокировать, удалять и т.д.
    Я ухожу сам.
    Здоровья всем ВОшникам прежних лет!
    1. Ищущий 25 июня 2020 17:27 Новый
      • 0
      • 0
      0
      ну.что можно сказать-.молодец.не побоялся резануть правду-матку.Сайт-перевертыш.Белогвардейщина и антисоветчина так и прет.
  5. Спасибо за статью о Героях той Войны. Сейчас осталось так мало участников тех событий, что хочется все больше узнать их лица и подвиги. Никто не забыт, ничто не забыто.
  6. Авиатор_ 23 июня 2020 21:28 Новый
    • 0
    • 0
    0
    889 НБАП, где штурманом был мой отец, готовился к этому параду, но из-за дождя авиационная часть парада была отменена.