Новинка на параде: подвижный разведывательный пункт ПРП-5 «Марс-2000»

26

ПРП-5 "Марс-2000" на параде в Туле. Фото Vk.com/milinfolive

На парадах 24 июня показали большое количество перспективных вооружений и техники, в т.ч. совершенно новых. Одну из таких новинок продемонстрировали в Туле – по месту разработки. В парадном строю, впервые перед публикой, прошел перспективный подвижный разведывательный пункт ПРП-5 или «Марс-2000». Рассмотрим это изделие подробнее.

Известная история


По известным данным, разработкой ПРП-5 занималось тульское ПАО «НПО «Стрела» с привлечением ряда других организаций. Согласно его открытым документам, весной 2012 г. был подписан контракт с министерством обороны на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка подвижного разведывательного пункта ПРП-5», шифр темы – «Марс-2000».



Следующие упоминания проекта ПРП-5 в открытой печати появились лишь через несколько лет. В начале 2015 г. корпоративное издание группы компаний «РГ» рассказало о работе в последние годы. Среди прочего упоминалось плодотворное сотрудничество ЗАО «Гидросила» (входит в группу «РГ») с НПО «Стрела» по теме «Марс-2000». Утверждалось, что в 2013 г. «Гидросила» изготовила и испытала макет гидравлической подъемной мачты. В 2014-м появился заказ на сборку готовых изделий для установки на опытную технику. Сообщения сопровождались фотографией мачты.

В 2015 г. НПО «Стрела» получило патент №2557770 на новую конструкцию телескопической мачты. После этого имели место споры, дошедшие до суда. В судебных документах упоминалась ОКР «Марс-2000», в рамках которой создавалась мачта. Разбирательства завершились в 2018 г. и, вероятно, повлияли на ход проекта.


Вид с другого ракурса. Фото Russian.rt.com

27 мая 2020 г. ТАСС опубликовало выдержки из беседы с гендиректором ООО «Военно-промышленная компания» Александром Красовицким. Он рассказал о разработке новых образцов техники на базе бронетранспортера БТР-82. В частности, создается «новая боевая разведывательная машина» под названием «Марс-2000». К сожалению, и на этот раз официальное сообщение обошлось без особых подробностей.

Накануне 24 июня в нескольких городах состоялись репетиции праздничного парада, и эти мероприятия традиционно привлекли внимание общественности. На тренировке в Туле был замечен новый образец – ранее неизвестная машина на базе БТР-82, оснащенная специфической башней и другими агрегатами. Вскоре стало известно, что это подвижный разведывательный пункт ПРП-5. Его впервые показали в Туле – по месту разработки проекта.

Технические особенности


К сожалению, большая часть данных о «Марсе-2000» пока не публиковалась. Достоверно известны только предназначение этой машины, тип базового шасси и наличие некоторых агрегатов от смежников. Кроме того, некоторые выводы можно сделать после внешнего осмотра, хотя основные параметры и после этого останутся неизвестными.

Базой для ПРП-5 стало колесное шасси БТР-82. Нетрудно заметить, что при переделке в подвижный пункт разведки бронетранспортер лишается некоторых устройств и получает новые. Так, за погоном башни имеется небольшая надстройка, изменена конфигурация бортовых люков. На месте штатной пушечно-пулеметной башни помещается новый агрегат; за ним на крыше располагается новый кожух неизвестного назначения. Имеют место и другие нововведения. При этом, по всей видимости, сохранены уровень защиты, подвижность и прочие характеристики базового БТР.


Машина крупным планом. Фото Vk.com/milinfolive

На лбу машины, перед командирским люком, вместо штатного прожектора установлен оптико-электронный блок, заменяющий штатный перископ и обеспечивающий лучший обзор в любых условиях. На бортах имеются приборы неясного назначения, вероятно, датчики с боковым обзором.

На месте штатной башни установлен агрегат иной формы с другим составом оборудования. Новая башня имеет лоб сложной формы, а также развитые бортовые и кормовую нишу. В амбразуре установлен крупнокалиберный пулемет, рядом с ним – оптика для наведения. Однако наибольший интерес представляет изделие на крыше башни. Там находится U-образная платформа с качающимся блоком.

Вероятно, это основная часть разведывательного оптико-электронного оборудования. Можно предположить, что именно этот блок интегрирован с мачтой от «Гидросилы» и с ее помощью поднимается на некоторую высоту. Впрочем, наличие таких функций, а также характеристики оптики остаются неизвестными.

Подвижные разведывательные пункты предыдущих моделей несли малогабаритные радиолокационные станции наблюдения за наземными объектами. Экстерьер нового ПРП-5 не выдает наличия или отсутствия РЛС. Если такое оборудование и имеется, то антенное устройство в походном положении убирается в один из кожухов. При этом антенна тоже может нуждаться в мачте для подъема.

На корме, над двигательным отсеком бронетранспортера, находится прямоугольный кожух с трапециевидной крышкой. По бокам от него перевозятся некие трубы. Назначение этих агрегатов неизвестно.

Новинка на параде: подвижный разведывательный пункт ПРП-5 «Марс-2000»

Гидравлическая мачта для ПРП-5. Фото ГК "РГ"

Очевидно, что внутренние объемы корпуса отдаются под те или иные приборы. Необходимы пульты управления аппаратурой разведки, а также средства связи и управления для взаимодействия со штабами, батареями и т.д. Однако состав такого оборудования и его точные возможности пока остаются неизвестными – и неясно, когда их раскроют.

Вероятные возможности


Подвижный разведывательный пункт должен присутствовать на поле боя, следить за местностью и выполнять поиск объектов противника. Данные о выявленных сооружениях, бронемашинах или бойцах передаются вышестоящему штабу для организации удара. Также разведывательная бронемашина способна работать в качестве корректировщика огня. Современные отечественные образцы этого класса оснащены дневными и ночными оптическими приборами, а также РЛС и развитым комплексом связи.

В настоящее время в российской армии имеются пункты разведки нескольких типов, в основном это машины одного семейства – ПРП-4 «Нард», ПРП-4А «Аргус» и ПРП-4М «Дейтерий». Все они выполнены на гусеничном шасси БМП-1 и имеют необходимый набор аппаратуры разведки и связи.

Новейший ПРП-5 «Марс-2000» должен сохранять основные возможности предшественников, но использование современных приборов позволяет повысить ключевые характеристики, а следовательно и эффективность работы. Следует предполагать наличие более «дальнобойной» оптики и улучшенной РЛС. Средства связи должны обеспечивать полноценную работу в существующих и перспективных сетецентрических структурах.


Серийная бронемашина ПРП-4А "Аргус". Фото Vitalykuzmin.net

Применение новой аппаратуры имеет большое значение. На вооружение сухопутных войск поступают образцы и средства поражения с более широкими возможностями, требующие особых средств обеспечения. Перспективные ПРП должны искать цели и выдавать координаты как для «обычных», так и для высокоточных вооружений.

Существенным отличием ПРП-5 от предшественников является колесное шасси. Оно выгоднее гусеничного с точки зрения эксплуатации и возможной стратегической мобильности. Кроме того, бронетранспортер БТР-82 гораздо новее боевой машины пехоты БМП-1/2, а также остается в серийном производстве. Следует учитывать и тот факт, что ООО «ВПК» разрабатывает сразу несколько образцов техники на основе БТР – это обеспечит высокую степень унификации.

Машины серии ПРП-4 сохраняли штатный купол башни БМП-1, что ограничивало доступные объемы и заставляло сокращать вооружение до одного пулемета ПКТ. Новая башня «Марса-2000» отличается большими объемами, и за счет этого вмещает не только аппаратуру, но и крупнокалиберный пулемет – более серьезный аргумент для самозащиты.

Развитие продолжается


Существующие подвижные разведывательные пункты, состоящие на вооружении российской армии, в целом соответствуют актуальным требованиям и эффективно обеспечивают решение огневых задач. Однако в средней перспективе изделия линейки ПРП-4 устареют морально и физически, и им потребуется замена.

Образец для замены, ПРП-5 «Марс-2000», уже создан, построен и, вероятно, проходит испытания. Сроки завершения ОКР, запуска производства и постановки на вооружение пока остаются неизвестными. Однако тот факт, что новую машину открыто показали на параде, может указывать на достигнутые успехи. Есть основания смотреть в будущее с оптимизмом и ожидать скорого появления «Марсов» в войсках.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 июня 2020 06:51
    подвижный разведывательный пункт ПРП-5 «Марс-2000»

    Для современной армии средства РАЗВЕДКИ, КОНТРОЛЯ, СВЯЗИ и АВТОМАТИЗАЦИИ это уже не просто НАДО, это становится жизненно важно.
    Больше всего этого ... вернее столько сколько НУЖНО .... качественная подготовка персонала и оперативных работников ...
    1. +3
      26 июня 2020 11:17
      Цитата: rocket757
      Для современной армии средства РАЗВЕДКИ, КОНТРОЛЯ, СВЯЗИ и АВТОМАТИЗАЦИИ это уже не просто НАДО, это становится жизненно важно.

      Был в советское время ППРИ-5 на базе МТ-ЛБу и это было разумно для разведчиков, хотя бы потому что там объем отсеков под аппаратуру разведки был большим чем в БТР. Что заставило перейти на БТР с БМП, мне в общем-то понятно. Вот только непонятно почему отказались от МТ-ЛБу в этой разработке, и это для меня остается загадкой. Тем более что в разведбатах "Таран" тоже был на базе МТ-ЛБу и с точки зрения унификации техники разведки, было бы целесообразнее использовать одну базу. Впрочем иногда мы просто не знаем что стоит за принятием таких решений, но хотелось бы понять хотя бы ход военной мысли.
      1. 0
        26 июня 2020 11:40
        Одно понятно, аппаратура становится компактнее, сложнее и насыщеннее по всем уровням.
        Если делают так, значит это целесообразно.
        1. +1
          26 июня 2020 12:15
          Цитата: rocket757
          Одно понятно, аппаратура становится компактнее, сложнее и насыщеннее по всем уровням.

          Так и видов разведывательной аппаратуры становится больше - её тоже надо размещать, даже если она места мало занимает.
          Цитата: rocket757
          Если делают так, значит это целесообразно.

          Вот и объясните тогда, зачем использовать БТР там, где лучше использовать МТ-ЛБу хотя бы с точки зрения проходимости, не говоря о том, что он на 4 т легче чем БТР, имеет больший объём и дешевле обходится. В общем в чем целесообразность принятого решения я так и не понял.
          1. 0
            26 июня 2020 12:22
            Вопрос к работающим специалистам. С дивана всего не увидишь.
            1. +1
              26 июня 2020 12:38
              Цитата: rocket757
              Вопрос к работающим специалистам. С дивана всего не увидишь.

              Здесь один "специалист" уже появился:
              Цитата: депрессант
              Сайт читает Администрация президента. Замечания учитываются.

              В общем приколисты здесь ещё те - остается лишь надежда на наших диванных экспертов в вопросах такого рода.
              1. +1
                26 июня 2020 12:48
                Здесь, обыкновенная "болтушка". Контингент присутствующих не велик, но так то, некоторые тенденции, обозначенные в нашем обществе, он вполне отражает.
                Кто может интерес проявлять ... да ничего тут нет, что б отличалось от подобного, считай везде.
          2. -1
            26 июня 2020 12:38
            На каком предприятии производили МТ-ЛБ (и давно не производят, если не ошибаюсь)? И на каком производят (сейчас) БТР-82?
            1. 0
              26 июня 2020 12:45
              Цитата: ZeevZeev
              На каком предприятии производили МТ-ЛБ

              А мы не раскрываем секретов израильской разведке - так что найдите другой способ получения информации.
            2. +1
              26 июня 2020 12:52
              И на каком производят (сейчас) БТР-82?

              Производитель "Военно-промышленная компания", структурно входит в группу "ГАЗ". Группа "ГАЗ" входит в "Компания "Базовый элемент".
            3. +1
              26 июня 2020 15:02
              Цитата: ZeevZeev
              На каком предприятии производили МТ-ЛБ (и давно не производят, если не ошибаюсь)?

              С 2007 их производит "Муромтепловоз"
              "От ремонта и модернизации мы перешли к производству шасси МТ-ЛБ", - сообщил "Интерфаксу-АВН главный конструктор ОАО "Муромтепловоз" Сергей Серебряков."
      2. 0
        27 июня 2020 08:54
        Думаю ответ простой - скорость и удобство в эксплуатации. Колесная техника в этом плане на порядок удобнее гусеничной.
        1. +1
          27 июня 2020 10:53
          Цитата: Бодипанчер
          Думаю ответ простой - скорость и удобство в эксплуатации. Колесная техника в этом плане на порядок удобнее гусеничной.

          Это только частично, потому что для нашего ТВД с огромным количеством болот, высотой снежного покрова, БТР будет уступать МТ-ЛБу хотя бы по проходимости и даже его вес будет играть не последнюю роль. Кстати на нашем Севере МТ-ЛБу охотно используют в гражданских организациях. Но дело даже не в этом, а в объеме аппаратного отсека - именно из за этого "Тараны" были сделаны на этой базе. Вот почему мне непонятно зачем выбрали такую базу.
  2. +2
    26 июня 2020 07:05
    Машины серии ПРП-4 сохраняли штатный купол башни БМП-1, что ограничивало доступные объемы и заставляло сокращать вооружение до одного пулемета ПКТ.

    Это не так.
    И на ПРП-4 и на БРМ-1К башня нестандартная. В штатный купол башни БМП-1 нельзя впихнуть 2 членов экипажа даже тушкой или чучелом...
    1. +2
      26 июня 2020 07:13
      Точно. Башня ПРП-3, видимо, создавалась первой. Под два человека и РЛС. На её основе- башня БПМ-1К
    2. 0
      26 июня 2020 10:23
      Цитата: Mik13
      К сожалению, большая часть данных о «Марсе-2000» пока не публиковалась.

      А может и к счастью) зачем разглашать лишнее.
  3. +2
    26 июня 2020 07:20
    Хорошая штука, давно пора. Всё же предыдущие по своей идеологии отстают от реальности.
    Но тут главное, чтобы не начали экономить, и пихать машины на базе БТР туда, где необходимы машины на гус. базе.
  4. 0
    26 июня 2020 07:22
    Спорным является применение мачтового оборудования в башне. Ее конструкция и гидропривод должна занимать слишком много полезного объема башни, в результате чего могут начатся проблемы с обслуживанием установленного вооружения. По крайней мере крупнокалиберный пулемет должен быть с дистанционным управлением.
    Единственным резоном установки телескопической, гидравлической мачты в башне, может быть большая высота телескопических секций мачты, которые смогли уместить только спрятав их, только используя полною высоту корпуса и башни. Интересно было бы узнать на какую высоту может поднять мачта приборы наблюдения.
    1. +1
      26 июня 2020 08:04
      и насколько полезна мачта вообще когда появились малогабаритные беспилотные аппараты для решения задач разведки ... одни вопросы без ответа
      1. +4
        26 июня 2020 09:37
        Цитата: silberwolf88
        и насколько полезна мачта

        Исключительно полезна.
        Ибо БПЛА не вундерваффе.
  5. +2
    26 июня 2020 08:03
    вместо характеристик и решаемых задач (ну чем он для войск важен + что нового по сравнению с существующими) ... какие-то сплошные сплетни ... как бабки на лавочке ... типа за кормой имеется выступ неизвестного предназначения ... но вот подозрительно ... статья НИ О ЧЁМ
  6. +1
    26 июня 2020 09:02
    Известно чуть больше.чем ничего.
  7. 0
    26 июня 2020 09:51
    Ну адепты БПЛА, расскажите зачем нам разведывательный пункт. Генри ты здесь?
  8. +3
    26 июня 2020 12:16
    Автор занимается пустопорожней болтовней. Дарю автору бесплатный алгоритм как писать что-то имеющее хоть какой-то смысл не имея никаких фактических данных:
    1)Рассматриваем комплекс старого поколения, выделяем значимые и давно известные подсистемы.
    2)Экстраполируем данные на комплекс нового поколения, очевидно, у него, как минимум, все то же самое, только лучше.
    3) И даем анализ вида - вот эта фиговина на корпусе скорее всего является развитием такой-то функции старой системы, а вот эта хреновина такой-то.
    4)Сравниваем предположительные ТТХ в ключе того, что военные любят удваивать показатели от поколения к поколению.
  9. +1
    26 июня 2020 15:53
    Ппдвижный разведывательный пункт типа показанного на снимке никак не заменяет собой БПЛА а дополняет их (или они дополняют его что не суть важно). Как сказал бы О. Бендрер "Не делайте из БПЛА культа". Они не всегда под рукой у того кому нужна развединформация, а если и под рукой использовать БПЛА не всегда целесообразно по ряду причин (не тот тип, что нуюно, не те сенсоры имеют, противник обладает сильной ПВО и РЭБ и т д)
    Я то же не в курсе что за качающийся блок установлен на крыше башни, но на мой взгяд это скорее всего портативный радар милиметрового диапазона. Опто элетроника выглядит несколько иначе. Если я прав насчет радар, то он должен иметь возможность выноситься (возможно вместе с мачтой) на безопасное расстояние от БТР и передавать свою информацию на БТР по защищенным линиям передачи данных (оптоволоконным или коаксиальным кабелям).
    Ну а шасси обычно выбирает не производитель а заказчик. Любой каприз за его деньги. Я бы еще добавил в комплект аппаратуры данного пункта пару тройку выносных на приличное (до нескольких км) расстояние терминалов, оборудованных беспроводной аппаратурой передачи данных.
    И последнее. Все это уже было разработано еще в 90х и 90х годах, в том числе на основе колесных и гусеничных бронетранспортеров.и обладало возможностью взаимодействия с АСУВ, для чего на шасси этих бронетранспортеров устанавливалась выдвижная мачта с антенной для передачи разведданных потребителю. Были разработаны и упомянутые мной терминалы. Все было, а сейчас идет их реинкарнация под новыми названиями и с использованием некоторой новой аппаратуры коей тогда еще не было.
  10. 0
    27 июня 2020 02:36
    Не вполне ясны возможности нового комплекса и тактический смысл его создания.
    Ну, кроме новой колесной базы конечно.