Ка-29 возвращаются на службу

41

ВМФ и авиационная промышленность продолжают масштабную программу ремонта и модернизации транспортно-боевых вертолетов Ка-29. После восстановления и обновления техника возвращается в строй и усиливает морскую авиацию. За последние годы таким образом обновили парк нескольких подразделений, и вскоре улучшенные Ка-29 пополнят новые части.

От проекта до эксплуатации


Будущий Ка-29 создавался в семидесятых годах; первый полет опытной машины состоялся в 1976 г. Серийное производство развернули в 1984-м на Кумертауском вертолетном заводе. Техника сходила с конвейера до 1991 г., после чего производство приостановили на неопределенный срок – фактически навсегда, новые вертолеты более не выпускались.



Уже в 1985 г. морская авиация ВМФ СССР получила первые серийные Ка-29 и приступила к их освоению. Затем прошли мероприятия по выработке методик боевого применения. В августе 1987 г. новый вертолет официально приняли на вооружение. К тому времени заказчик успел получить значительную часть вертолетов, за счет чего удалось укомплектовать несколько подразделений.

Всего в 1984-91 гг. было построено 59 серийных Ка-29. Основная их часть, 46 ед., поступила в состав ВМФ. Прочие вертолеты передали другим структурам министерства обороны. В частности, морские вертолеты изучались в 344-м Центре боевого применения армейской авиации (г. Торжок).


В морской авиации Ка-29 служили в строевых частях Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Учебные части работали в составе Черноморского. Впоследствии, после развала СССР это привело к разделу техники между двумя странами. Основная часть вертолетов осталась России, еще 5 ед. перешли Украине.

Особенности эксплуатации


Транспортно-боевой вертолет нового типа создавался для обеспечения действий морской пехоты. Ка-29 должны были доставлять бойцов на берег и осуществлять огневую поддержку при помощи пушечно-пулеметного, ракетного и бомбового вооружения. Пассажирская кабина вмещала 16 бойцов с оружием; на 4 точках внешней подвески размещалось 1850 кг авиационных вооружений.

В зависимости от поставленной задачи, вертолеты могли работать с береговых аэродромов или с палубы кораблей. Основными носителями Ка-29 считались большие десантные корабли пр. 1174 «Носорог». Каждый из трех БДК этого типа мог нести 4 вертолета – с возможностью высадки 64 солдат. Также вертолеты летали с авианесущих кораблей разных типов. Проводились эксперименты с эксплуатацией Ка-29 на кораблях с одноместной взлетной площадкой. Их свернули в 1987 г. после крушения.

Тяжелые времена


На рубеже восьмидесятых и девяностых годов для вооруженных сил в целом и морской авиации в частности наступили тяжелые времена. Сначала упала интенсивность эксплуатации различной техники, в т.ч. вертолетов Ка-29. Затем из боевого состава флота вывели основную часть авианесущих кораблей, способных принимать транспортно-боевые вертолеты. Кроме того, распад страны привел к разделу флотской матчасти.


Все эти события ударили по состоянию парка Ка-29 и по его перспективам. Вертолеты с особыми возможностями оказались ненужными – и отсутствовали возможности по поддержанию их технического состояния. Техника простаивала без дела и ее состояние постоянно ухудшалось. В конце девяностых флот передал Внутренним войскам до 15-16 вертолетов.

Из-за простоя и отсутствия должного обслуживания состояние вертолетов постоянно ухудшалось. ВМФ вынужденно выводил их из боевого состава с постановкой в резерв или с полным списанием. В итоге к концу двухтысячных годов в строю оставалось не более 10-20 машин.

Следует отметить, что даже на фоне тяжелых событий девяностых продолжались работы по развитию вертолетной техники. Так, в 1997 г. на испытания вывели две летающие лаборатории на базе Ка-29, предназначенные для отработки методик боевого применения ударного вертолета Ка-50. Одна из них несла нештатное вооружение, другая получила прицельно-навигационный комплекс от Ка-50 и стала воздушным пунктом наблюдения и целеуказания. В январе-феврале 2001 г. боевая ударная группа в составе двух Ка-50 и единственного Ка-29ВПНЦУ прошла испытания в реальных условиях чеченского конфликта.

Проект модернизации


В начале двухтысячных стало известно о планируемом возвращении вертолетов Ка-29 к полноценной службе. Предлагалось отремонтировать и модернизировать 10 машин для базирования на ожидаемых десантных кораблях «Мистраль». Для соответствия современным требованиям вертолеты должны были получить новое радиоэлектронное оборудование и современное вооружение. Впрочем, подробный состав нового электронного комплекса не раскрывался.


Первые партии отремонтированных Ка-29 передали флоту в 2016-17 гг. Сейчас она служит в составе Тихоокеанского и Балтийского флотов. Затем провели ремонт и модернизацию вертолетов Северного флота. Как сообщает справочник The Military Balance, за счет таких мероприятий численность транспортно-боевых вертолетов в строю приближается к трем десяткам.

На днях «Известия» сообщили о расширении районов работы вертолетов Ка-29. Со следующего года их планируется привлекать к защите арктических рубежей страны. Такие задачи разделят между частями Северного и Тихоокеанского флота. В западных районах будут работать Ка-29 из состава 830-го окплп Северного флота, другие рубежи отдадут 317-му смешанному авиаполку, несущему службу на Камчатке.

Возвращение на службу


Транспортно-боевой вертолет Ка-29 достаточно стар – его создание завершилось в начале восьмидесятых. При этом он до сих пор не устарел и сохраняет хороший потенциал. Своевременная модернизация путем замены отдельных узлов и агрегатов позволяет продолжать эксплуатацию в течение длительного времени с полной реализацией всех возможностей конструкции.

По сути, к полноценной эксплуатации возвращается настоящая «летающая БМП», способная обслуживать морскую пехоту в особых условиях ее работы. Ка-29 не является единственным отечественным вертолетом, способным высаживать и поддерживать десант, но при этом имеет важные преимущества перед другими образцами. Так, морской Ка-29 компактнее машин семейства Ми-8, хотя несет схожее вооружение. От боевого Ми-24 он выгодно отличается большей вместимостью кабины десанта. Кроме того, Ка-29 приспособлен к работе над морем и на палубе корабля.


БДК "Иван Рогов" с вертолетом на кормовой площадке, 1985 г.

Подобная винтокрылая платформа, оснащенная современным прицельно-навигационным комплексом и другой аппаратурой последних моделей, а также совместимая с нынешними авиационными вооружениями, представляет большой интерес для ВМФ. Этот интерес уже привел к появлению нескольких заказов и модернизации строевой техники.

Процесс возвращения Ка-29 к службе запущен несколько лет назад и дает реальные результаты. Произведено переоснащение нескольких частей, работающих на основных стратегических направлениях. В ближайшее время появится возможность обеспечить присутствие транспортно-боевых вертолетов в новом регионе, в Арктике. Там они смогут дополнить другую технику с иными возможностями.

В целом история службы вертолетов Ка-29 весьма интересна. Специализированная машина с широкими возможностями появилась накануне тяжелых времен, что не позволило сразу реализовать весь ее потенциал. Тем не менее, спустя несколько десятилетий найдены необходимые возможности – и Ка-29 вновь сможет показать себя самым лучшим образом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    2 июля 2020 05:13
    Все -всего лишь, модернизация(на разный манер) заделок Великой Империи Трудового Народа -СССР....
    1. +18
      2 июля 2020 09:28
      Лишь бы ляпнуть. Вы предлагаете всё советское выбросить прямо сегодня, хотя ресурс позволяет эксплуатировать технику и дальше? Это нормальная мировая практика. Зачем тратить деньги, только для того чтобы доказать дуракам что мы и это можем?
      1. +4
        2 июля 2020 19:59
        Нормальная вертушка - прослужит еще долго, при своевременном ремонте и модернизации. Особенно полезен в варианте ДРЛО.
    2. +4
      2 июля 2020 14:59
      Цитата: Улиточник N9
      Все -всего лишь, модернизация(на разный манер) заделок Великой Империи Трудового Народа -СССР....

      А СССР, в свою очередь, занимался модернизацией на разный манер заделок Российской Империи. Последние крупные заделки пошли под списание в середине 50-х.
      А одна из заделок служит до сих пор, причём служит фактически, а не формально.
      1. -6
        2 июля 2020 16:43
        Да-да-знаю:"СССР только галоши производить мог сам", угу....
        1. +3
          2 июля 2020 17:58
          Ахахах . Какой же ты смешной . Человек тебе факты сказал, в ответ пустые фразы .
        2. +3
          2 июля 2020 18:00
          Цитата: Улиточник N9
          Да-да-знаю:"СССР только галоши производить мог сам", угу....

          Рекомендую посмотреть состав артиллерии РККА на 22.06.1941 г. Особенно дивизионные гаубицы.
          1. +2
            2 июля 2020 19:27
            Мне кажется лучшим примером станет судно Коммуна . 1915 введен в эксплуатацию и служит до сих пор.
            1. +1
              2 июля 2020 20:01
              Ну и что? У столь любимых либерастами всех мастей, матрасников, суда вспомогательного флота служат по 50 - 60 лет. И это самый мощный флот, самой богатой страны.
              1. 0
                2 июля 2020 20:39
                Только такую же сталь по качеству и свойствам до сих пор не могут сделать .
                1. 0
                  3 июля 2020 18:47
                  Судостроительная сталь, по своим химическим и физическим свойствам, везде практически одинаковая. Все зависит от своевременного и качественного докового обслуживания и ремонта.
                2. -1
                  4 июля 2020 18:08
                  Цитата: sanek45744
                  Только такую же сталь по качеству и свойствам до сих пор не могут сделать .

                  Были уже статьи по этой теме: могут такую сталь и сейчас сделать, только сейчас она дорогая получается. При царе мы свой металл и в Англию поставляли. Но, как говорится, всему своё время.
    3. +5
      2 июля 2020 21:32
      Цитата: Улиточник N9
      Все -всего лишь, модернизация


      что законы аэродинамики поменялись или где-то в мире изобрели планер вертолета который увеличивает возможности в разы ? .Нет не изменилось и это при том что КА-29 в свое время имел и имеет уникальную соосную систему винтов и в пожарном варианте экспортируется в США и Канаду.
      Обновить бортовую электронику и вперед а изобретать новый планер вертолета ради выигрыша 1-2% в аэродинамике а потом десятилетия лечить детские болезни потратив огромные деньги глупость.
  2. 0
    2 июля 2020 05:37
    В итоге к концу двухтысячных годов в строю оставалось не более 10-20 машин.

    Неплохой такой разброс по количеству
    А проще написать "Не более 20 машин" нельзя было?
    1. +11
      2 июля 2020 06:25
      2 или 4 ? Тоже не более 20. Зарплата до 100 тысяч, на руки 5, а разве обманули?
      1. +4
        2 июля 2020 06:42
        - Гиви, 2+2 сколько будет?
        - Сем.. восем.. но не больше 12
  3. +2
    2 июля 2020 06:00
    В своё время получил большое удовольствие, когда клеил модель Ка-29, а на БДК *Рогов* и *Николаев* служил двоюродный брат, правда, к моменту поступления Ка-29 он уже демобилизовался
  4. +5
    2 июля 2020 06:24
    на других ресурсах пишут, что "модернизация" сводится к восстановительному ремонту-ремонт (замена) колонок, двигателей, редукторов. судя по фоткам как управляемые ракеты нацеливали по оптическому каналу, так и будут продолжать. ка-29 как авиационный комплекс вертолет компромиссный, и его разработка и принятие на вооружение есть последствия особенностей снабжения и финансирования вмф и палубной авиации в частности.
    в настоящее время интерес к ка-29 связан тем, что это имеющийся в наличии палубный авиационный комплекс, который может применять АСП по надводным и береговым целям на дальностях до 5 км. Задачи в Арктике уже сейчас надо выполнять, а пока палубный 52-ой подоспеет
    1. +7
      2 июля 2020 11:51
      Цитата: Николай Р-ПМ
      в настоящее время интерес к ка-29 связан тем, что это имеющийся в наличии палубный авиационный комплекс, который может применять АСП по надводным и береговым целям на дальностях до 5 км. Задачи в Арктике уже сейчас надо выполнять, а пока палубный 52-ой подоспеет

      Интерес к Ка-29 вызван в первую очередь началом(ожиданием начала) строительства первых 2-х отечественных УДК и новых БДК повышенного ВИ(до 7000 - 8000 т.) . Это в первую очередь десантный вертолёт для морской пехоты , бронированный - летающая БМП , а не собственно боевой\ударный вертолёт , как Ка-52 . Для морской пехоты другого десантного вертолёта сейчас нет .
      Были планы о базировании на "Мистралях" Ка-60 , но этот проект канул в лету(его гражданская версия всё никак не пойдёт в серию из-за отсутствия отечественных двигателей) , да и был он не бронированным . И без вооружения .
      По хорошему , надо бы подумать о возможности возобновления строительства обновлённой версии Ка-29 - для палубной авиации лучшего для морской пехоты придумать сложно . А так же для погранвойск , Росгвардии и аэромобильных соединений ВДВ .
      К тому же на его базе выпускались вертолёты ДРЛО Ка-31 , а такие вертолёты тоже нужны возрождающемуся флоту , ибо авианосцев с самолётами ДРЛО ещё очень долго не будет .
  5. +3
    2 июля 2020 06:30
    Дай то Бог, удачи на службе.
  6. +7
    2 июля 2020 06:56
    Ни одного вертолёта названного типа во внутренних войсках МВД России никогда не было. Ну зачем выдумывать такую ахинею???
  7. -16
    2 июля 2020 07:30
    Да уж...
    Ну, если больше некуда девать деньги, можно
    и эти вертолеты восстанавливать. Зачем?
    Видимо, тут важнее процесс, чем результат...
    1. +8
      2 июля 2020 09:41
      Беременным пенсионерам раздать. А лучше тебе.
      1. -8
        2 июля 2020 10:29
        Это вы о чем?
  8. 0
    2 июля 2020 10:37
    Скорее всего большая модернизация нецелесообразно, хотя вариант с 30мм пушкой был.
  9. 0
    2 июля 2020 11:11
    Отличная машина! Хорошо, что модернизируют! Но пора уже что-то и новое начинать делать!
  10. -4
    2 июля 2020 11:46
    Почему нельзя на флоте использовать Ми-35М или модификации Ми-8?Зачем создавать отдельный вертолет ?
    1. +4
      2 июля 2020 11:48
      Фантом-104 (Илья Орёл) , соосная схема компактнее.
      1. 0
        2 июля 2020 13:43
        понял ,спасибо
    2. -6
      2 июля 2020 11:54
      Были мечты использовать Ка-29 для перевозки и поддержки морской пехоты, и действительно, он компактнее других вертолетов, но сейчас кончились корабли...
      А когда появятся корабли, кончится вертолет. Затея бессмысленная, но позволяет "освоить" выделенные деньги.
    3. +1
      4 июля 2020 18:13
      Цитата: Фантом-104
      Почему нельзя на флоте использовать Ми-35М или модификации Ми-8?Зачем создавать отдельный вертолет ?

      Соосные схемы себя лучше показали при боковых ветрах. Вобщем, в морской авиации лучше Камов, чем Миль.
      1. 0
        4 июля 2020 20:02
        спасибо за понятное объяснение
      2. +2
        5 июля 2020 21:13
        Цитата: Bad_gr
        Цитата: Фантом-104
        Почему нельзя на флоте использовать Ми-35М или модификации Ми-8?Зачем создавать отдельный вертолет ?

        Соосные схемы себя лучше показали при боковых ветрах. Вобщем, в морской авиации лучше Камов, чем Миль.

        И не только в в морской авиации
  11. 0
    2 июля 2020 13:33
    Цитата: URAL72
    Лишь бы ляпнуть. Вы предлагаете всё советское выбросить прямо сегодня, хотя ресурс позволяет эксплуатировать технику и дальше? Это нормальная мировая практика. Зачем тратить деньги, только для того чтобы доказать дуракам что мы и это можем?

    вы не правы, больше сказать не могу, прошу прощения, вы меня поймёте почему, внимательно смотрите ресурс данной техники согласно ЭТД СССР и срокам эксплуатации, в районах с агрессивным морским климатом и крайнего севера, не более 7 лет эксплуатации на крайнем севере с передачей в центральную полосу, либо юг и еще 5 лет... всё остальное это высокая опасность и низкая надежность узлов и агрегатов... то что делают сейчас это всё влияет на боеготовность, как во Франции до 1940 года... если я не прав, прошу в дискуссию...
    1. 0
      3 июля 2020 13:11
      Если не лень, выдержку из ЭТД для этой техники в студию! Без сарказма , оч интересно.
  12. +1
    2 июля 2020 14:33
    Я так и не понял:
    "Из-за простоя и отсутствия должного обслуживания состояние вертолетов постоянно ухудшалось. ВМФ вынужденно выводил их из боевого состава с постановкой в резерв или с полным списанием. В итоге к концу двухтысячных годов в строю оставалось не более 10-20 машин".
    Так 10 или 20 осталось?
    "Процесс возвращения Ка-29 к службе запущен несколько лет назад и дает реальные результаты. Произведено переоснащение нескольких частей, работающих на основных стратегических направлениях. В ближайшее время появится возможность обеспечить присутствие транспортно-боевых вертолетов в новом регионе, в Арктике. Там они смогут дополнить другую технику с иными возможностями".
    Опять не ясно.
    Выпускаются новые машины?
    Или это все те же самые "10-20" преподносятся как панацея?

    Автор!
    Накрутить накрутил.
    Но ясности не прибавилось.
    1. +4
      2 июля 2020 16:31
      Это скорее намёк- мол, будут производить. 29-й красотка и модернизировать и жизни ему на 100 лет хватит.
      И прикол не в компактности соосной схемы, а в принципе схемы без хвостового винта, которое позволяет летать и зависать при порывах ветра, буквально в шторм. Уникально, правда?
      Я вот студентом влюбился в Ка-50, и не отпускает до сих пор. А двигателей новых, вроде им (какмовцам), так и не дали. Всё КБ Миля кормят. Вот тут и ответ лежит, потенциал этой схемы совсем не раскрыт и потому аппаратов мало.
  13. 0
    2 июля 2020 21:53
    Ка-29 возвращаются на службу
    Если верить Википедии всего произведено их было аж 59 штук, и сколько ж их "в живых" осталось в настоящее время? lol
  14. 0
    2 июля 2020 23:34
    и это радует!!!!
  15. 0
    3 июля 2020 18:27
    Немного не в тему, но спрошу, любопытно, почему в США много вертолетов на полозьях, а у нас только на колесах
    1. +13
      9 июля 2020 00:05
      Цитата: Читателль 2013
      в США много вертолетов на полозьях, а у нас только на колесах

      На лыжах только легкие модели - изготовление и эксплуатация дешевле и проще.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»