«Ястребиный глаз» для авианосца

«Ястребиный глаз» для авианосца
Самолет E-2C Hawkeye был принят на вооружение в 1973 г. и является неотъемлемым компонентом палубной авиации АУГ, задача которого состоит в раннем обнаружении и оценке угроз от потенциально опасных воздушных и надводных целей. Вообще же самолеты типа Е-2 более ранней модификации впервые появились в ВМС США еще в начале 60-х годов и активно использовались в войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX и начала XXI веков с американским участием, начиная с агрессии США во Вьетнаме.

В ходе столь длительного периода эксплуатации сам самолет и его основные системы периодически модернизировались, однако качественный скачок произошел в 2003 финансовом году, когда была утверждена десятилетняя программа стоимостью в $1,9 млрд., направленная на создание практически нового самолета РЛДН, получившего название E-2D Advanced Hawkeye. Этот самолет сохраняет лишь внешнее сходство со своим предшественником, поскольку на нем устанавливаются совершенно другие системы и оборудование, придающие ему новые возможности.

«Ястребиный глаз» для авианосца



Корабельные самолеты катапультного взлета и аэрофинишерной посадки подвержены повышенному износу из-за специфических условий их эксплуатации, а также коррозионного воздействия насыщенного солью морского воздуха. Поэтому необходимость замены палубных самолетов РЛДН диктуется тем, что ныне действующие машины уже в ближайшие годы выработают свой эксплуатационный ресурс. Однако дело не только в этом. По современным воззрениям, наибольшую опасность для группировок надводных кораблей представляют противокорабельные крылатые ракеты и баллистические ракеты. Успешная борьба с ними будет в решающей степени определять ход и исход боевых операций на море. Боевые корабли, вооруженные системой раннего обнаружения и управления огнем Aegis, в целом способны решать задачи обнаружения и борьбы с самолетами и баллистическими ракетами противника. Однако горизонтальная дальность действия их средств обнаружения не превышает 20 морских миль. Поэтому крылатые ракеты, которые не только летят на высоте около пяти метров над поверхностью моря, но и активно маневрируют в полете, представляют грозную опасность для надводных кораблей. С самолета E-2D такие цели могут быть обнаружены на удалении 200 и более морских миль.

Поэтому не случайно, что основным отличием E-2D от предыдущих модификаций самолета Hawkeye является установка на нем новой РЛС AN/APY-9 с электронным сканированием, предназначенной для одновременного выполнения двух важнейших функций – наблюдения за воздушным пространством и облучения обнаруженных целей. Для этой РЛС предусмотрены следующие режимы работы: классическое круговое сканирование со скоростью 4, 5 или 6 оборотов в минуту для общего контроля над воздушным пространством в районе действия АУГ; круговой обзор с одновременным выделением сектора в 45 градусов, в котором усиленный сигнал направляется для оценки подозрительных целей; временное прекращение кругового обзора для концентрации всей энергии излучения на определенной цели. РЛС работает в диапазоне сверхвысоких частот, что позволяет надежно обнаруживать даже малоразмерные цели, летящие на фоне земной и морской поверхности, а также над побережьем, где накатывающиеся на берег волны создают дополнительные помехи.

«Ястребиный глаз» для авианосца

Самолет ДРЛО – «глаза и уши» современного авианосца.

Самолет E-2D оснащается двумя более мощными и экономичными, чем у предыдущих модификаций, турбовинтовыми двигателями Е56-427 производства фирмы Rolls-Royce с полностью автоматизированной цифровой системой контроля работы силовых агрегатов. Наличие более мощных электрогенераторов существенно повышает энерговооруженность машины.

Экипаж E-2D состоит из пяти человек: командира, второго пилота и трех операторов. Самолет оснащен современной «стеклянной кабиной», рабочие места операторов оборудованы жидкокристаллическими дисплеями, в их распоряжении имеются новейшие средства слежения за обстановкой и управления боевыми действиями, система спутниковой связи и бортовые компьютеры. При необходимости, один из пилотов имеет возможность подключиться к работе штатных операторов.

Новый самолет получил систему дозаправки горючим в воздухе, что значительно расширяет его боевые возможности, а также позволяет сократить общее число «жестких» взлетов и посадок в ходе его эксплуатации. Ведь даже в мирное время на каждом авианосце имеется отряд из четырех самолетов РЛДН, и в походных условиях, как минимум, один из них постоянно находится в воздухе для слежения и контроля над воздушной обстановкой в районе действий АУГ.

«Ястребиный глаз» для авианосца

Экипаж E2-D состоит из пяти человек: командира, второго пилота и трех операторов.


В 90-х годах прошлого столетия в ВМС США была впервые испытана система связи и взаимодействия между кораблями и самолетами АУГ, получившая название «Возможности совместного боевого применения» (Cooperative Engagement Capability – CAC). В рамках этой системы происходит сопоставление, объединение и обмен информацией между взаимодействующими элементами АУГ для создания общей картины района боевых действий и возникающих угроз, а также распределения целей для поражения. Ведущая роль в успешном функционировании этой системы отводится именно самолетам РЛДН, которые теперь называют не только «глазами», но и «мозгом» флота.

Опытный образец самолета РЛДН E-2D Advanced Hawkeye проходит в настоящее время интенсивную программу летных испытаний, его налет превысил 1000 часов. Во второй половине текущего года эти испытания вступили в новую фазу, начались полеты с борта авианосца. ВМС рассчитывали получить на вооружение данный самолет в 2011 г., однако не исключено, что это может случиться годом позже, из-за спровоцированных кризисом проблем с финансированием. Всего планируется закупить до 75 самолетов E-2D, поставка которых должна завершиться в 2020 г.

Возвращаясь к проекту самолета РЛДН Як-44 можно вспомнить, что в свое время по интегрированному показателю боевой эффективности он превосходил самолет E-2C на 20%. К сожалению, эти расчеты едва ли пригодны для сравнительного анализа характеристик и возможностей боевого применения Як-44 и E-2C. Требуются значительные усилия для того, чтобы наверстать упущенное и создать соответствующий современным требованиям самолет РЛДН, способный гарантировать информационное обеспечение и управление боевыми действиями авианосных группировок флота.
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня