Контроль поверхности Земли: космическая группировка ВКС РФ в ближайшие годы

Запуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с аппаратом "Космос-2518" — вторым спутником ЕКС, 25 мая 2017 г.
Фото Минобороны РФ

3 июля газета «Красная звезда» опубликовала интервью с командующим воздушно-космическими силами генерал-полковником Сергеем Суровикиным. Он рассказал о текущих работах по развитию всех компонентов ВКС, в т.ч. космического. Одновременно реализуется целый ряд проектов такого рода, и планы по ним расписаны на несколько лет вперед.

Планы по развитию

По словам С. Суровикина, уже в сентябре этого года планируется завершить испытания космического комплекса связи на основе аппаратов «Благовест». Эти аппараты работают на геостационарной орбите.

На 2022 г. запланировано начало развертывания перспективной Единой системы спутниковой связи вооруженных сил третьего этапа. В 2023-м начнется вывод спутников высокоорбитальной космической системы разведки.

Продолжается строительство Единой космической системы обнаружения и боевого управления. Развертывание ее группировки завершится к 2024 г. По итогам этих мероприятий ВКС смогут осуществлять глобальный контроль поверхности Земли. Кроме того, ЕКС повысит живучесть систем боевого управления в сложной обстановке.

Также главком ВКС отметил проект вспомогательного характера. В интересах космической группировки разрабатывается унифицированная командно-измерительная система «Топаз». В будущем она обеспечит управление космическими аппаратами на всех типах орбит.

Контроль поверхности Земли: космическая группировка ВКС РФ в ближайшие годы
Первое изделие 14Ф149 "Благовест" на стадии сборки. Фото "ИСС им. Решетнева"

Связь через «Благовест»

Как следует из нового интервью, в ближайшее время завершатся все необходимые проверочные мероприятия, по результатам которых начнется полноценная эксплуатация спутников связи типа 14Ф149 «Благовест». В настоящее время на геостационарной орбите находится четыре таких изделия и осуществляются их испытания перед запуском эксплуатации.

Изделие 14Ф149 разработано компанией «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» по заказу министерства обороны. В его основе лежит достаточно многоцелевая платформа «Экспресс-2000». Насколько известно, к разработке и производству целевой аппаратуры привлекались зарубежные подрядчики, однако доля их участия не раскрывалась. Спутник «Благовест» имеет массу ок. 3,4 т и оснащен набором транспондеров для работы в диапазонах Ka и Q. Система связи на базе «Благовестов» обеспечивает голосовую и видеосвязь, а также высокоскоростную передачу данных.

Первый спутник серии, «Благовест №11Л» или «Космос-2520», отправился на орбиту 17 августа 2017 г. с Байконура. В 2018 г. в космос отправили аппараты №12Л и №13Л. 6 августа 2019 г. состоялся четвертый запуск. Группировка достигла необходимых размеров и теперь может использоваться на практике. Назначенный срок службы спутников – 15 лет.

Третье поколение

Разработка Единой системы спутниковой связи третьего поколения / третьего этапа (ЕССС-3) стартовала в 2012 г. В тот период были развернуты опытно-конструкторские работы по ряду компонентов будущей системы. Как сообщалось позже, в нее должны были войти космические аппараты на геостационарной и высокоэллиптической орбитах, а также наземные комплексы разного назначения.

По известным данным, ЕССС-3 должна обеспечивать спутниковую связь и управление войсками на разных уровнях. С ее помощью будет поддерживаться помехозащищеная голосовая связь, передача данных, управление войсками и т.д. От предыдущих систем своего рода ЕССС-3 отличается повышенными скоростями передачи данных для всех условий.

17 декабря 2018 г. в ходе брифинга начальника Генштаба с представителями военно-дипломатического корпуса впервые показали возможный внешний вид спутника "Купол". Фото Минобороны РФ

Точный состав ЕССС-3 и характеристики отдельных элементов пока остаются неизвестными. Развертывание космической части этой системы начнется в 2022 г., и можно надеяться, что в этот период Минобороны опубликует те или иные подробности.

Обнаружение и боевое управление

Особо важной для национальной безопасности является Единая космическая система обнаружения и боевого управления, которую планируется развернуть к 2024 г. ЕКС «Купол» является ключевой составляющей системы предупреждения о ракетном нападении и управления стратегическими ядерными силами. Ее появление и полноценный ввод в эксплуатацию резко повысят возможности вооруженных сил по выявлению и отражению угроз.

Ранее в составе российской СПРН использовались спутники систем «Око» и «Око-1». К середине десятых годов они вышли из строя и потребовали замены. Для восстановления космического эшелона СПРН министерство обороны поручило РКК «Энергия» и корпорации «Комета» разработать новый спутник 14Ф142 «Тундра».

Получившееся изделие имеет все необходимые возможности, а по характеристикам превосходит предшественников. Так, факел стартующей ракеты засекается не только на фоне атмосферы или космоса, но и над землей. Обеспечивается слежение за обнаруженной ракетой с вычислением возможного района цели. Бортовая аппаратура позволяет использовать «Тундру» в системах связи и боевого управления для обмена данными и выдачи приказов.

Первоначально планировалось начать запуски аппаратов в 2014 г. и до конца десятилетия вывести на орбиту до 10 ед. Фактически первый пуск «Тундры» («Космос-2510») состоялся в ноябре 2015 г. Последний на данный момент – в мае 2020 г. По их итогам на высокоэллиптических орбитах работает четыре аппарата. Это минимальный штатный состав, позволяющий решать поставленные задачи – отслеживать запуски ракет в Северном полушарии и участвовать в обмене данными. Для полноценного функционирования ЕКС «Купол» должна включать девять активных спутников. Оставшиеся пять выведут на орбиты к 2024 г.

Сегодня и завтра

Согласно открытым данным, сейчас российская спутниковая группировка включает более 150 изделий военного и двойного назначения. По разным оценкам, ок. двух третей этой техники принадлежит вооруженным силам и эксплуатируется специалистами ВКС.

Общие принципы работы системы спутниковой связи с космическими аппаратами разных типов.
Рисунок Bastion-opk.ru

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в сфере обновления и развития группировки. Год назад российское руководство раскрыло любопытные сведения на этот счет. Так, за шесть лет (2013-19 гг.) количество спутников военного и двойного назначения выросло на 50%, а доля новых изделий доведена почти до 80%.

Развитие космической группировки ВКС не останавливается. Одни проекты пока находятся на стадии опытно-конструкторских работ, в других начаты запуски космических аппаратов, третьи – достигают работоспособного состояния. При этом одновременно продолжаются работы по перспективным программам во всех основных направлениях, от связи и управления до разведки и слежения за вероятным противником.

Следует учитывать, что в эксплуатации остается несколько существующих спутниковых систем разного назначения, однако их будущее уже определено. Ввиду ограниченных сроков службы техники эти системы будут постепенно выводиться из эксплуатации – как по мере появления современных замен, так и в связи с выходом из строя их спутников. Впрочем, доля современных аппаратов с большим запасом ресурса постоянно растет, что положительным образом сказывается на общем потенциале всей группировки.

В целом за последние годы для создания и восстановления необходимых возможностей в космосе было сделано многое. Однако работы не останавливаются, и ВКС предстоит реализовать ряд новых проектов. От их успешного завершения зависит как боеспособность вооруженных сил, так и стратегическая безопасность страны.

7 июля 2020 07:21
    Хорошая тенденция ... особенно радует появление новых изделий с большим эксплуатационным ресурсом ...
      7 июля 2020 08:17

А что с гражданскими спутниками?
        7 июля 2020 09:00
        это не наша ниша
          7 июля 2020 09:17
          Цитата: Nastia Makarova
          это не наша ниша

А какая она, наша ниша? Научно-исследовательская? Это который Фобос -грунт?
          7 июля 2020 11:53
          Это всегда побочные продукты от военных программ. Есть военные технологии такого уровня, будут и гражданские. Телескоп Хабл, без достижений и готовых спутников оптической и ИК разведки ник то бы не сделал.
        7 июля 2020 09:39
        Рынок особый. В основном коммуникации и наблюдение. Спутники заказывают у "себя дома" - вряд ли американская компания закажет в Китай или РФ и отдаст контрол "чужим" ЦУП-ам. Ресурс-то стратегический.
    7 июля 2020 08:07
    РАЗВЕДКА, КОНТРОЛЬ ВП ... кто предупреждён, тот вооружён!
    7 июля 2020 08:51
    Ну, как тебе такое, Илон Маск? Жуй, не подавись laughing
      7 июля 2020 10:00
      У него на орите 538 спутников связи собственной разработки и производства. Запущенные его же ракетами. Он смотрит на группировку в 150 спутников с улыбкой laughing
        7 июля 2020 14:29
        У Роскосмоса то же есть план на 600 спутников программы "Сфера" может до 2027ого запустят.
        7 июля 2020 16:18
        На орбиту планируется вывести следующие 57 спутников SpaceX для группировки Starlink. Они будут развёрнуты на круговой орбите, как это было сделано с первой по четвёртую миссии.

В качестве вторичной полезной нагрузки планируется вывести 2 малых спутника BlackSky Global 5 и 6 компании LeoStella для наблюдения Земли в рамках программы SpaceX по совместному запуску малых аппаратов на орбиту SmallSat Rideshare Program.

Первые два спутника LeoStella BlackSky, предположительно, весят 55 кг каждый и способны снимать земную поверхность с разрешением ~ 1 м на пиксель с орбиты 500 км. Камера может создавать 1000 изображений в день, работать в четырёх диапазонах и в режиме панорамы, снимать видео.
        Спутники BlackSky окажут помощь в мониторинге экономической деятельности на Земле,

Особенности миссии:
        - 10-й массовый запуск спутников Starlink
        - 5-й полёт 1-й ступени B1051
        - Все спутники Starlink будут иметь специальные "солнечные зонтики", чтобы предотвратить сильное отражение солнечного света от поверхности спутников. Это необходимо для предотвращения нежелательных последствий для астрономов в наблюдениях за космическим пространством.

Это будет 12-й запуск этого года для SpaceX (с учётом IFA), 89-й пуск Falcon 9 и 97-й запуск компании.
    7 июля 2020 10:49
    Все это обусловлено гонкой вооружений. Качество должно превзойти количество. А то мусора на земной орбите столько что он мещает летать!
    7 июля 2020 11:52
    Стоит более скептически относиться к планированию на будущее в этой области - пандемия внесла свои коррективы , да и наша экономика не в лучшей форме. Вполне вероятно что ряд этих инициатив так и останется на уровне минимальной необходимой спутниковой группировки (прежде всего стоит ожидать этого от спутников СПРН)
      7 июля 2020 14:30
      Все расходы как были так и остались ни какие программы в том числе оборонные не сокращали.
        7 июля 2020 15:08
        В этом и кроется главная штука - когда расходы прежние (из запланированных заранее) , но происходит некое событие или цепь событий , влияющая на экономику - рубль условно проседает на сколько то , вся стройная цепочка таких планов начинает буксовать на каждом элементе этого плана , забирая средств неколько больше,чем рассчитано. Мы определенно столкнулись с бОльшой экономической проблемой - эта проблема пострашнее самого вируса,ведь наша экономика была не очень здорова до всех этих событий - сейчас же и нефть дешевая , и основные потребители кредитов попрогорали за время бездействия и самоизоляции. Все это только начало истории ,к сожалению..и на оборонке это также скажется , именно на космосе кстати. Просто не может не сказаться.
          7 июля 2020 21:09
          Единственное в чём может буксануть это по времени - а на остальное в ФНБ 8 триллионов имеется и ЗВР 550 миллиардов долларов если не хватит ФНБ оттуда средства привлекут. Кстати тут для Роскосмоса хорошие новости пришли "Правительство Великобритании и индийская телекоммуникационная компания Bharti Global Ltd. вложат $1 млрд в покупку спутникового оператора OneWeb и финансирование возобновления операций компании.

Власти Великобритании инвестируют $500 млн и получат долю в компании совместно с Bharti Global, являющейся частью Bharti Airtel Ltd., сообщил британский министр по вопросам бизнеса Алок Шарма.

Сделка позволит OneWeb, которая занимается разработкой спутниковых технологий в Великобритании и США, реализовать планы по созданию глобальной группировки спутников, сообщили британские власти.

В сообщении OneWeb говорится, что консорциум сделал хорошее предложение, которое позволит компаний выйти из банкротства с большим объемом финансирования. OneWeb намеревается возобновить операции как можно скорее.

Ожидается, что сделка будет закрыта к концу 2020 года, ее должен одобрить суд США по банкротствам, а также регуляторы, сообщила OneWeb.

Британские власти будут иметь решающий голос в вопросах, касающихся потенциальной будущей продажи OneWeb и доступа других стран к ее технологиям". Так что на перспективу запуски этих спутников будут продолжены.
        7 июля 2020 20:13
        Смотрю на представленную схему и задаюсь вопросом они там в курсе,что есть мнение, что Земля не плоская?)))
          7 июля 2020 20:15
          "Журналист" Сафронов,гад,наверное,знал...)))
    7 июля 2020 13:00
    "Планы по развитию" - с этого можно начать и этим же закончить.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)