Военное обозрение

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

45

Pz.Kpfw.III в окрестностях Казани. Источник: warspot.ru


Центр танковых компетенций


38-й Научно-исследовательский испытательный Ордена Октябрьской революции Краснознаменный институт им. маршала бронетанковых войск Федоренко, или просто НИБТ «Полигон», перевели из подмосковной Кубинки в Казань осенью 1941 года. Столица Татарской АССР была, как известно, давно вовлечена в работу по танковой тематике. Вот и эвакуированный институт разместили в зданиях бывших «Технических курсов Осоавиахима», или школы «Кама», занятой подготовкой танкистов еще с начала 20-х годов. К началу войны в Казани уже существовало крупнейшее в стране танковое училище, которое в дальнейшем дополнилось центром подготовки экипажей английских танков Valentine и Matilda. На этом список танковых активов не заканчивается: из Киева была переброшена рембаза №8, позже ставшая заводом по восстановлению трофейной техники. До середины 1944 года танкоремонтный завод восстановил около 640 танков противника, причем в 1943 году сразу 349 бронемашин. На этом предприятии со временем освоили восстановление подбитых «Тигров» и «Пантер».

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей
Отчет об испытаниях импортных и трофейных танков.[/size
]
Первым сравнительным изучением бронетехники специалистами НИБТ были ходовые испытания Т-34, Pz.Kpfw.III, Matilda III и Valentine II. На новом месте приступить к исследованию удалось только 27 января 1942 года, хотя соответствующая директива Генштаба пришла еще в декабре. Немецкую сторону в этой бронированной четверке представлял танк, потерянный вермахтом еще в июле 1941 года (тогда технику на поле боя оставила 18-я танковая дивизия). В ходе испытаний Т-34 доказал свое превосходство в проходимость как по снежной целине, так и в преодолении противотанковых рвов.






Light Tank M3. Источник: alternathistory.com

К лету 1942 года Главное автобронетанковое управление Красной Армии поручило провести специальные испытания импортных и трофейных танков, о которых и пойдет речь в данной статье.

В отчете, подписанном начальником 1 отдела «Полигона» инженером-полковником Александром Максимовичем Сычем в конце июля, фигурируют следующие танки (в скобках названия из оригинала 1942 года): Medium Tank M3 1941 года (американский танк М-3 средний), Light Tank M3 1941 года (американский танк М-3 легкий), Valentine VII 1942 года (канадский танк Мк-III Валентин VII), Pz.Kpfw.III 1940 года (немецкий танк T-III) и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E 1939 года (чехословацкий танк «Прага» ТНГ-С» 38t). Последняя бронемашина попала в руки красноармейцев в августе 1941 года в сражении за Крапивино. Трофейные танки перед испытаниями прошли ремонт в мастерских института. Была ещё идея испытать английские танки Mk-III Valentine с двигателем AEC A190 и Mk-IIa с мотором «Лейланд», но исправных машин на полигоне не оказалось.

Кто самый лучший?


В программе испытаний был обязательный пробег каждым танком не менее 1000 километров в различных дорожных условиях. В процессе определяли максимальную скорость движения, расход горючего, геометрическую проходимость и способность преодолевать болото и водную преграду. Танки должны были курсировать по шоссе на участке Казань — Лаишево, по проселочным дорогам, а также по пахоте, лугам и влажному песку. Самое интересное, что выполнить норматив по пробегу и даже превзойти его смогли только импортные танки, причем рекордсменом оказался Light Tank M3 – 2020 километров. Машины вермахта сошли с дистанции гораздо раньше по причине поломок.

Отдельно регламентировалось качество топлива. Так как канадский Valentine VII попал в Казань с двухтактным дизельным мотором GMC 6-71, то ему единственному прописывалась солярка. А с «американцами» образовались сложности. Высокооктанового бензина не было в наличии, поэтому использовали Б-70, а бороться с неизбежной детонацией должен был тетраэтилсвинец или присадка ТЭС. В бензобак Light Tank M3 на каждый килограмм топлива добавляли 1 см3 присадки, а для Medium Tank M3 на такую же массу бензина ТЭС требовалось уже в три раза больше. Трофейным танкам присадки не полагались, и они бегали на стандартном Б-70. В принципе, технические условия эксплуатации допускали использование на машинах вермахта топлива с октановым числом 72-74, в то время как «американцы» требовали 80-го бензина.






Канадский дизельный Valentine VII. Источник: warspot.ru

Самым скоростным ожидаемо оказался легкий американский танк (250 л. с. на 12,7 тонны), который на булыжно-щебеночном шоссе смог достичь 60 км/ч. Канадский Valentine VII со своими 180 л. с. при массе 17 тонн провалил испытания – максимальная скорость всего 26 км/ч. Хуже результата не было. Примечательно, что испытатели, несмотря на откровенную тихоходность танка, делают реверанс в его сторону, отмечая сравнительно высокую среднюю скорость. Объяснение простое: хорошая приемистость дизеля и удачно подобранные передачи в КПП. Удивил всех T-III, который разогнался до 45 км/ч, чем превысил паспортные данные.

В чем нельзя было упрекнуть испытываемые танки, так это в скромных аппетитах к горючему. 27-тонный Medium Tank M3 вне дорог (пашня, луга и влажный песок) показал умопомрачительные 570 литров на 100 км пробега! И это расход высокооктанового по тем временам, почти авиационного бензина. Естественно, запас хода у танка в таких условиях был мизерным – всего 117 километров. Меньше всех в подобных условиях расходовал дизельный «канадец» — всего 190 литров дешевой солярки, но за счет 180-литрового бака запас хода не превышал 95 километров. Аналогичный запас хода по пашне был и у немецкого танка, но вот расход бензина уже составлял 335 л на 100 км. Чешской «Праге» в этом смысле было проще воевать: расход топлива 185 л/100 км и запас хода 108 км.






Medium Tank M3. Источник: warspot.ru

Казанский сельскохозяйственный институт стал полигоном для испытаний на преодоление танками подъемов и поперечных кренов. Это лишний раз говорит, что «Полигон» не обладал специально подготовленной площадкой для полноценных исследований бронетехники. Тем не менее, инженерам удалось выявить геометрические параметры проходимости импортных и трофейных танков. Кратко об условия эксперимента. На естественных уклонах грунт был покрыт дерном, танки заходили на него с места без разгона и на первой передаче. Испытание на критический крен машины было не статическое, а в движении. Оказалось, что лучше всех карабкается T-III (крутизна подъема 35 градусов), а хуже всех «американцы» и чешский Pz.Kpfw.38(t) (по 30 градусов). Valentine VII оказался в середине и смог одолеть 32-градусный подъем. Лимитирующим фактором во всех случаях было низкое сцепление гусениц с грунтом: возможности мотора и трансмиссии позволяли брать большие уклоны. Танки сползали на критических углах, при этом опорные катки набегали на гребни гусениц. С легким американским М3 пришлось во время испытаний немного поколдовать: на гусеницы прикрепили по 15 специальных шпор. Однако это ни к чему не привело, а только вызвало зарывание в грунт кормовой части танка. Кстати, легкий танк из США, единственный из испытуемых, при поперечном крене не сбрасывал гусеницы по время движения, а намеревался перевернуться. В итоге лучший результат по крену — 35 градусов, остальные (кроме T-III) избавлялись от гусениц уже при 25-26-градусном уклоне. Немецкий танк держался до 32 градусов.

Испытания водой и болотом


Не было в Казани и специального водного брода для испытаний проходимости танков. Во многом при причине неподготовленности казанской площадки НИБТ «Полигон» в 1943 году съехал обратно в Кубинку. Но летом 1942 года танки форсировали реку Меша в окрестностях села Сокуры. Глубина реки была 1,4 метра, машины пересекали её с ходу на максимальных оборотах двигателя. Первым опростоволосился Medium Tank M3, когда лихо прошел реку, но на выходе из нее залил моторное отделение и хлебнул воды воздухозаборником, расположенном вертикально в кормовом листе. Легкому танку из США все удалось сделать гораздо лучше старшего брата – он сам выбрался на берег (хотя и со второй попытки), а также не набрал воды в мотор. У легкого М3 забор воздуха осуществляется в вертикальном кормовом листе, что и спасает при выходе на берег. Канадский Valentine VII 1,4-метровую реку преодолел легко, но на илистый берег не смог взобраться. Механик-водитель сдал назад, и речная вода залила моторное отделение танка выше уровня воздухоочистителя. Вытаскивали танк трактором «Ворошиловец». Несмотря на провал, инженеры снова похвалили танк за высокую скорость в реке за счет приемистости дизельного мотора. Когда дошла очередь до трофейных T-III и «Праги», они даже до берега не добрались: на глубине 1,3 метра вода залила моторы. Можно только посочувствовать испытателям. Залитые танки приходилось эвакуировать, разбирать мотор, выливать воду из воздухоочистителя, впускного коллектора и цилиндров, сушить электрооборудование, менять масло в моторе и смазывать ходовую часть.




Водные процедуры для танков вермахта, которые они провалили. Источник: warspot.ru

Болото для танков испытателям пришлось искать в районе деревень Борисково и Большие Отары. Им оказалось старое русло реки длиной 100 метров и глубиной 1,2 метра, которое, однако, было вполне проходимо для человека. Подгадали с погодой очень удачно – перед заездами сутки шел дождь. Танки преодолевали преграду по прямой туда и обратно, не переключая передачи. 27-тонный средний М3 застрял через 30 метров, его попытались извлечь с помощью бревна, но порвали гусеницу и вытащили уже двумя тягачами. Легкий М3 оказался молодцом и по свежему месту преодолел болото туда и обратно, но, когда испытатели загнали его в болото в свой же след, он застрял. Valentine VII успешно справился с заданием, но при движении по своему следу забуксовал, однако вылез из болота с помощью бревна. T-III прошел 50 метров и безнадежно увяз, в отличие от собрата Pz.Kpfw.38(t), пробежавшего болото туда и обратно.

В итоговом сравнении испытатели отметили противоречивость параметров представленных танков, но особо выделили американские машины за высокую надежность и способность среднего M3 перевозить 10 бойцов с автоматами. Трофейные же машины себя ничем особым не проявили, при этом откровенно провалили водные процедуры и окончательно вышли из строя еще до преодоления 1000 километров пробега.
Автор:
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. mark1
    mark1 8 июля 2020 06:07 Новый
    +10
    Интересно. Продолжение следует? Война еще ближе к начальной фазе.
    1. Гражданский
      Гражданский 8 июля 2020 10:06 Новый
      +10
      Статья - огонь! Автор ждем продолжения. Про Шерман, Т-IV, Матильду и Черчилля.
    2. oldbuddy
      oldbuddy 14 июля 2020 12:30 Новый
      +1
      А Вас забанили в Goole?

      Навскидку: Дмитрий Шеин известный в интернетах как litl_bro активно работает в архивах (в отличии от..) и выкладывает в своем ЖЖ достаточно много отсканированных документов.
      В часности у него можно найти:

      отчет ЦНИИ-48 по теме "Изучение броневой защиты танков немецкой армии"
      и отчет НИБТ полигона по испытанию немецких танков обстрелом бронебойными и осколочными снарядами из танковых пушек.

      Собственно, оба отчета документально подтверждают уже много лет циркулирующие среди любителей военной истории слухи о проблемах "сорокапятки" с поражением немецких танков 1941-1942-го годов в лоб.


      "Результаты обстрела чехословацкого танка "Прага" 38Т из 45-мм пушки обр. 1934 г. бронебойно-трассирующим снарядом... 45-мм бронебойно-трассирующий снаряд лобовую броню 50 мм пробивает с дистанции 200 метров*.

      Результаты обстрела немецкого штурмового танка "Арт-Штурм" из 45-мм отечественной пушки обр. 1942 г., установленной на танке Т-70, бронебойно-трассирующим снарядом изготовления 1938 г.... 45-мм бронебойный снаряд, при стрельбе из пушки обр. 1942 г., 50-мм лобовой брони не пробивает на любой дистанции. Причина - недостаточная прочность снаряда.

      Результаты обстрела немецкого танка Т-III из из 45-мм пушки обр. 1934 г. бронебойным снарядом... 45-мм бронебойный снаряд 60 мм лобовой брони не пробивает на любой дистанции.

      Результаты обстрела немецкого танка Т-IV из из 45-мм пушки обр. 1934 г.... 45-мм бронебойный снаряд, при стрельбе из пушки обр. 1934 г., пробивает лобовую броню толщиной 50 мм с предельной дистанции 50 метров."


      В ходе испытаний оценивалась также кучность и меткость пушек, точность и удобство наводки (стрельбой с 800 м по StuG-у). Результат предсказуемо неутешителен: "Лучшей по точности наводки в цель любого размера, кучности и меткости стрельбы с места, из приведенных пушек с прицелами, является 50-мм пушка, установленная в немецком танке Т-III. Худшей по кучности и меткости боя пушек, это 45-мм пушка, установленная в танке Т-70".
  2. bairat
    bairat 8 июля 2020 06:10 Новый
    +15
    Познавательно good только село не Сосуры а Сокуры. Покажу фотки соседям, Т-3 на Меше это бомба.
    Танковый полигон теперь обкромсали, понастроили вокруг поселков, осталось только из пулемета пострелять и вождение. А раньше до 152мм бухали, тряслась вся округа.
  3. Кот_Кузя
    Кот_Кузя 8 июля 2020 06:10 Новый
    -12
    Интересно, а в СССР испытывали японские танки? Судя по тому, что в мире лучшие автомобили это японские, то японские танки должны были быть очень надежными, пусть и со слабыми вооружением и броней, но качество должно было быть на высоте.
    1. Sergey_G_M
      Sergey_G_M 8 июля 2020 06:25 Новый
      +20
      Современная Япония и Япония времен второй мировой это совершенно две разные страны.
      С надежностью и качеством Японской техники в то время были большие проблемы.
      1. Кот_Кузя
        Кот_Кузя 8 июля 2020 06:43 Новый
        -6
        Почитайте http://voenteh.com/voennye-avtomobili/yaponiya.html
        Производственная культура японцев всегда была очень высокой, те же самолеты Второй Мировой не уступали американским, беда была только в том, что их было мало.
        1. Sergey_G_M
          Sergey_G_M 8 июля 2020 07:20 Новый
          +7
          Прочитал не все, прошелся по вашей ссылке пока по диагонали.
          Вот из статьи про стандартизированную армейскую автотехнику:
          Так или иначе, японские стандартизованные автомобили оказались простыми, недорогими и вполне приемлемыми для национальных вооруженных сил довоенного времени, хотя и серьезно отставали от более поздних разработок европейских и американских компаний по техническому уровню, надежности и качеству изготовления.

          Промышленность Японии в то время только создавалась и ждать от нее какого то особого качества не стоит.
        2. Sergey_G_M
          Sergey_G_M 8 июля 2020 07:40 Новый
          +5
          Нашел вам немного про испытания японского танка:
          https://www.livejournal.com/media/114297.html
          Особого качества нашими специалистами не найдено.
          1. Кот_Кузя
            Кот_Кузя 8 июля 2020 08:07 Новый
            0
            Про качество там и не сказано, советские испытатели отметили слабые вооружение и бронирование танка, но вместе с тем положительно отметили мощный дизель воздушного охлаждения, просторное боевое отделение, простоту конструкции и удобство доступа к агрегатам и ремонта, так же на танке присутствуют асбестовое покрытие и триплексы в приборах наблюдения.
        3. Кирилл Г...
          Кирилл Г... 8 июля 2020 08:55 Новый
          -1
          Самолеты уступали и значительно. Проблема была прежде всего и с моторами
          1. Кот_Кузя
            Кот_Кузя 8 июля 2020 09:15 Новый
            +3
            Зеро в 1941-1942 превосходил амерские истребители.
            1. Alexey RA
              Alexey RA 8 июля 2020 10:32 Новый
              +3
              Цитата: Кот_Кузя
              Зеро в 1941-1942 превосходил амерские истребители.

              Только за счёт отличной подготовки довоенных пилотов IJN и неуёмного желания лезть в догфайт пилотов USN и USAAF. Кооперативный мат, так сказать.
              Кстати, технические характеристики "Зеро" стали одной из причин разгрома при Мидуэе: из-за малого БК пушек истребители ПВО соединения быстро оставались без боеприпасов. И Нагумо пришлось усиливать ПВО истребителями прикрытия второй ударной волны и занять палубы АВ взлётно-посадочными операциями и перезарядкой истребителей (вместо подъёма второй волны).
            2. Kurare
              Kurare 9 июля 2020 10:48 Новый
              0
              Цитата: Кот_Кузя
              Зеро в 1941-1942 превосходил амерские истребители.

              Превосходил за счёт хорошего соотношения мощности двигателя, лёгкой конструкции и неплохой аэродинамики. Но, особенно лёгкая конструкция досталась дорогой ценой: малый БК (тут уже писали) и практически незащищённые и не протектированные баки. Попадание зажигательной пули в такой бак и всё, самолёт потерян.
        4. Alexey RA
          Alexey RA 8 июля 2020 10:22 Новый
          +4
          Цитата: Кот_Кузя
          Производственная культура японцев всегда была очень высокой, те же самолеты Второй Мировой не уступали американским, беда была только в том, что их было мало.

          Ki-61 с недоумением смотрит на высокую культуру японского производства. smile
          1. Кот_Кузя
            Кот_Кузя 8 июля 2020 10:37 Новый
            0
            У япов была идиотская грызня между армией и флотом, они друг друга терпеть не могли. А могли бы взять Зеро в качестве истребителя, который был бы хорош и как фронтовой, и как дальний, и как барражировщик.
            1. Alexey RA
              Alexey RA 8 июля 2020 18:15 Новый
              +4
              Цитата: Кот_Кузя
              А могли бы взять Зеро в качестве истребителя, который был бы хорош и как фронтовой, и как дальний, и как барражировщик.

              Фронтовой истребитель с малым БК пушек и облегчённой конструкцией? Для Китая может и сойдёт, но с любителями ставить изделия Джона Мозесовича на что угодно уже будут проблемы.
              1. LastPS
                LastPS 17 июля 2020 22:55 Новый
                0
                Можно было спокойно подтянуть Зеро под требования военных. Протектируемые топливные баки и бронеспинку взамен топлива поставить нефиг делать - они так и делали в последних модификациях. Это дурацкая клановость эффективность японской военной машины значительно снижала.
        5. doubovitski
          doubovitski 10 июля 2020 11:36 Новый
          +1
          Цитата: Кот_Кузя
          Почитайте http://voenteh.com/voennye-avtomobili/yaponiya.html
          Производственная культура японцев всегда была очень высокой, те же самолеты Второй Мировой не уступали американским, беда была только в том, что их было мало.

          Есть пословица, что качество изделия закладывается конструктором, обеспечивается рабочим, и поддерживается потребителем. Вы имеете в виду качество производства. Но, до этого, нужна хорошая школа. В данном случае- танкостроительная. В Японии её не было. Всё остальное становится совершенно бесполезной, коль заложено не то.....
    2. V I P
      V I P 8 июля 2020 14:53 Новый
      0
      Не знал,что коты ярые поклонники японцев. Надо будет присмотреться к своему кошаку, а то фиг его знает,что он удумает
      1. Кот_Кузя
        Кот_Кузя 8 июля 2020 17:29 Новый
        +1
        У меня машина Тойота, доволен им, ездит как надо, и ремонта не требует.
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 8 июля 2020 06:48 Новый
    +4
    Очень! Очень интересно! Спасибо автору!
  5. ont65
    ont65 8 июля 2020 08:01 Новый
    +3
    Спасибо автору за интересный материал. Вот только этот, как и многие другие, институт переводили в Казань не случайно. База имелась, в том числе и Казанское высшее танковое командное училище, которое славится и поныне.
    1. Алексей Горшков
      Алексей Горшков 9 июля 2020 17:03 Новый
      +1
      Особенно оно славилось на закате СССР - здесь тогда ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО готовили офицеров для службы в Германии,обучая их на самой передовой технике! Даже среди танковых училищ СССР оно было какой-то "потёмкинской деревней"!
  6. Undecim
    Undecim 8 июля 2020 09:40 Новый
    +6
    Не понял идеи с преодолением реки. Если глубина брода известна, как и габариты танков, неужели представляло трудность определить возможность попадания воды в воздухозаборник, которое не выдерживает ни один двигатель.
    1. Евгений Федоров
      8 июля 2020 11:53 Новый
      +3
      Очевидно, учитывали не только саму возможность попадания воды, но и скорость заполнения водой "трюма" танка - здесь тяжело заранее все рассчитать. Кроме этого, испытатели отметили образование позади "М3 средний" завихрений, препятствующих попаданию воды в МТО. Это все только в реальном жизни можно проверить.
      1. Undecim
        Undecim 8 июля 2020 12:25 Новый
        +3
        В документации указано для этого типа - максимальная глубина брода - 40 дюймов. Может мануал отсутствовал?
      2. A.A.G.
        A.A.G. 9 июля 2020 16:51 Новый
        +1
        Спасибо за статью! hi
  7. Cowbra
    Cowbra 8 июля 2020 12:08 Новый
    +7
    Да вообще про танки много интересного. Знач первые ПНВ появились на Пантерах, и только в 44-45 годах?

    Испытания инфракрасного прибора ночного видения «Дудка» на танке БТ-7. Полигон (НИИБТ) в поселке Кубинка. 1940 smile
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 8 июля 2020 20:45 Новый
      0
      Читал, что ПНВ на базе ЭОП были в 1941 году у Гудериана. Правда, ему это не помогло.
  8. V I P
    V I P 8 июля 2020 15:12 Новый
    +1
    "38-й НИИ ордена Октябрьской революции"- современное название, а автор торопыга: забыл вставить одно слово:"нынешний"и совсем другой смысл будет.
    ПС.автор, претензии направлять "двенадцатому": вредности у него учусь
  9. BAI
    BAI 8 июля 2020 16:06 Новый
    0
    Машины вермахта сошли с дистанции гораздо раньше по причине поломок.

    А немцы как раз гордились надежностью своих машин и считали их более надежными, чем советские.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 8 июля 2020 18:17 Новый
      +4
      Цитата: BAI
      А немцы как раз гордились надежностью своих машин и считали их более надежными, чем советские.

      ЕМНИП, от границы до Смоленска их "ролики" докатили без особых технических проблем. А вот потом пошли жалобы на выбитый моторесурс и требования прислать двигатели на замену.
    2. Cowbra
      Cowbra 8 июля 2020 19:18 Новый
      +4
      Нумером раз... Ща военный архив оцифровывают, коль не знаете:
      Полк СС «Нордленд»
      30.09.41

      Особый приказ командирам и начальникам подразделений

      При прохождении порожняка автоколонны полка через Керменчуг в направлении Подгорное было выявлено нетерпимое в полку «Нордланд» положение.

      Весь состава 1-го батальоне на машинах достиг пункта назначения с небольшими потерями, несмотря на бои в пути.

      Автоколонны 2-го и 3-го батальонов прибыли с потерями равными 50% и более, а 16-я рота даже с потерями в 70%...

      По донесениям установлено, что дисциплина на марше была совершенно неудовлетворительной, в 11-й и 12-й ротах она была исключительно плохой, но хуже всего в 16-й роте.

      Идиотская, бесшабашная езда, обгон одних машин другими, отсутствие элементарного понимания техники движения… Унтерофицеры, ведающие горючим, … проявили себя в большинстве случаев как саботажники и безответственные негодяи…

      В так называемой «технической службе» царила лень самого худшего вида…

      …В результате чего боевые действия полка в настоящее время невозможны…

      …В отношении шоферов … надлежит действовать беспощадно, принимая к ним строжайшие меры… Совершенно нетерпимо, чтобы кучка безответственных мошенников позорила честь нашего полка...

      «СС» Штандартенфюрер и командир полка Шольц

      Вообще почитайте - https://afirsov.livejournal.com
      Есть такой журналист, профессионально секущий в воентехнике. Вот он из оцифрованного в том числе про поломки на марше у фрицев 41-ом выкладывал. Когда они давали марш на 200-300 км, как наши в то время - сыпались ровно как наши, просто они наступают - и ремонтируют, а мы бросаем - вот и вся байка про их "надежность"
    3. Кот_Кузя
      Кот_Кузя 9 июля 2020 00:40 Новый
      0
      Ну судя по тому как при аншлюсе Австрии треть танков встала у обочин, хваленое немецкое "качество" танков, полагаю, очень преувеличено. Это по сравнению с советскими танками наверно получше.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 9 июля 2020 11:20 Новый
        +2
        Цитата: Кот_Кузя
        Ну судя по тому как при аншлюсе Австрии треть танков встала у обочин, хваленое немецкое "качество" танков, полагаю, очень преувеличено.

        Никакого преувеличения. Просто немецкие танки 1937 года и 1941 года - это две большие разницы.
        Судить о танках 1941 г. по результатам Аншлюса - это всё равно, что оценивать Т-34-85 выпуска 1945 года по результатам пробега Т-34 в 1940 г. smile
        1. Комментарий был удален.
      2. Cowbra
        Cowbra 10 июля 2020 00:56 Новый
        +2
        Цитата: Кот_Кузя
        Ну судя по тому как при аншлюсе Австрии треть танков встала у обочин,


        Судя по тому, что на парадах при аншлюзе - вы сами посмотрите фото там - техники НЕТ, не треть встала)
  10. Alien From
    Alien From 8 июля 2020 16:19 Новый
    +3
    Спасибо автору, интересная статья!)
  11. Тугарин
    Тугарин 8 июля 2020 22:38 Новый
    +14
    Спасибо hi Очень познавательно good
  12. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 9 июля 2020 09:52 Новый
    +1
    Трофейные же машины себя ничем особым не проявили, при этом откровенно провалили водные процедуры и окончательно вышли из строя еще до преодоления 1000 километров пробега.

    Не надо забывать, что ленд-лизовские танки попадали на испытания в большинстве новыми без пробега, а трофейные танки 18 танковой дивизии вермахта, захвачены после "пробега" от западной границы вглубь территории СССР имели уже частично выработанный ресурс ( даже если им заменили гусеницы перед испытаниями и опорные катки) так что по этому показателю, измерения не вполне корректно отражают реальный возможный ресурс.


    Танк PzKpfw III 18 тд, 1941 год, возле № видна эмблема дивизии, чуть выше эмблема танков оборудованных для подводного вождения[1], после преодоления реки Западный Буг по дну.

    Часть танков именно 18 танковой дивизии вермахта, были оснащены в 1941 году оборудованием для преодоления водных преград по дну (герметизировались, имели воздуховоды)
  13. Алексей Горшков
    Алексей Горшков 9 июля 2020 16:43 Новый
    +1
    Я - сам из Казани,наше танковое училище знаю отлично,последнее моё место работы - Управление собственной безопасности МВД Республики Татарстан,расположенное в здании УГИБДД МВД РТ - находится практически через дорогу от него,рядом с нами ещё Институт Культуры,остроумно прозванный за месторасположение (напротив танкового училища) "противотанковым училищем". Кроме всего прочего,военные сборы я проводил в лагере рядом с полигоном нашего танкового училища - короче,воспоминаний о нём у меня масса,тем более - я прошёл учебные сборы,дающие право стать офицером запаса, в АВГУСТЕ 1991(!) года,ещё успел стать одним из последних советских "пинжаков",а присягу офицера милиции давал уже РФ !
    Что меня постоянно прикалывает - надпись на КПП училища: "Казанское танковое училище. Основано в 1866 году"! Танки-то только через ПОЛВЕКА появились! Насколько я знаю,на том месте,до танкового училища, были какие-то сапёрные казармы - я их видел,когда сборы проходил - действительно дореволюционной постройки. После фильма "Освобождение" стала ходить байка,что наше танковое училище,якобы,Гудериан кончал. В действительности,офицером он был уже в Первую Мировую был,в наше училище действительно приезжал,но С ИНСПЕКЦИЕЙ !
  14. Алексей Горшков
    Алексей Горшков 9 июля 2020 16:49 Новый
    0
    Цитата: Cowbra
    Да вообще про танки много интересного. Знач первые ПНВ появились на Пантерах, и только в 44-45 годах?

    Испытания инфракрасного прибора ночного видения «Дудка» на танке БТ-7. Полигон (НИИБТ) в поселке Кубинка. 1940 smile
    1. Алексей Горшков
      Алексей Горшков 9 июля 2020 16:55 Новый
      0
      А наши телетанки (с дистанционным радиоуправлением) ДАЖЕ ПОВОЕВАТЬ в 1941 году УСПЕЛИ !Правда наши танкисты,не мудрствуя лукаво,просто всё телеоборудование выкидывали,превращая телетанки в обычные Т-26 !
  15. Lebed
    Lebed 9 июля 2020 17:21 Новый
    +11
    Да, цикл про танки интересный. Благодарствую hi
  16. malo
    malo 9 июля 2020 22:39 Новый
    +8
    Трудоемкий но необходимый процесс, эти самые испытания.