На ССК «Звезда» начато строительство головного ледокола проекта 10510 «Лидер»

60
На ССК «Звезда» начато строительство головного ледокола проекта 10510 «Лидер»

В Большом Камне Приморского края на судостроительном комплексе "Звезда" начато строительство головного большого линейного атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр "Лидер"). Церемония резки стали для ледокола прошла 6 июля в блоке корпусных производств "Звезды".

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта Лидер", получившего название "Россия", был подписан между судостроительным комплексом "Звезда" и ФГУП "Атомфлот" 23 апреля 2020 года. Государственным заказчиком ледокола является Госкорпорация "Росатом". Первый ледокол проекта 10510 поступит в эксплуатацию в 2027 году. Все три ледокола данного проекта должны войти в эксплуатацию до 2033 года.



Как ранее сообщалось, всего планируется постройка трех ледоколов нового проекта. В январе этого года российское правительство выделило на строительство головного ледокола в период с 2020 по 2027 годы из федерального бюджета 127,576979 млрд рублей. Для постройки двух других ледоколов серии средства пока не изысканы, но время еще есть, их закладка запланирована на 2023 год.

Ледоколы "Лидер" будут предназначены для круглогодичной проводки крупнотоннажных грузовых судов по Севморпути.

Согласно проекту полное водоизмещение новых ледоколов составит 71,4 тысячи тонн при длине 209 метров, ширине 47,7 метра и высоте 20,3 метра. Судно получит два ядерных реактора РИТМ-400 мощностью 120 мегаватт на винтах и тепловой мощностью 315 мегаватт каждый.

Как заявили разработчики проекта из Санкт-Петербургского ЦКБ "Айсберг", ледокол "Лидер" сможет развивать скорость до 24 узлов на чистой воде и до 12 узлов по льду толщиной до 2 метров. Максимально преодолеваемая толщина льда - 4 метра. Срок службы такого ледокола рассчитан на 40 лет. Экипаж - 127 человек. Автономность ледокола по запасам провизии составит 8 месяцев.
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    7 июля 2020 12:54
    Большому кораблю-большое плавание)))) семь футов под килем!!
    1. +3
      7 июля 2020 17:30
      Цитата: Alien From
      Большому кораблю-большое плавание)))) семь футов под килем!!

      Пока только заложили ,но надеюсь со строительством тянуть не будут ..Серьезный корабль заложили ! Ну Бог в помощь судостроители .. hi
      1. -3
        8 июля 2020 09:06
        Цитата: Ventilator
        ..Серьезный корабль заложили

        Только, я боюсь, совершенно бесполезный. Расходы на строительство и эксплуатацию будут космическими, а экономическая отдача минимальная.
  2. +1
    7 июля 2020 12:54
    Согласно проекту полное водоизмещение новых ледоколов составит 71,4 тысячи тонн при длине 209 метров, ширине 47,7 метра и высоте 20,3 метра

    -вот и ответ о приоритетах перед авианосцами... и тоже 70 000 т ВИ; не ко мне, а в Кремль претензии ....."толкачи" ярославских красок...

    на нужные дела деньги находятся..всегда
    1. +13
      7 июля 2020 13:10
      Впечатляет 12 узлов по двухметровому льду.
    2. mvg
      0
      7 июля 2020 14:55
      и тоже 70 000 т ВИ

      Стоимость корпуса, это 15-18% от ценника военного корабля. ЮКорея контейнеровозы по 300 000 тн десятками клепает. Самое дорогое, это оружие, как всегда.
      1. kig
        0
        8 июля 2020 02:22
        Контейнеровозов по 300 000 т не бывает. Но в остальном вы правы.
  3. +3
    7 июля 2020 12:55
    Строить, это ХОРОШО!
    Будем посмотреть, когда это ЧУДО будет построено.
    1. +2
      7 июля 2020 17:32
      Цитата: rocket757
      Строить, это ХОРОШО!
      Будем посмотреть, когда это ЧУДО будет построено.

      Красивый должен быть "ледокольчик" и мощность впечатляет.
      1. 0
        7 июля 2020 20:03
        Нам НАДО! Самая протяженная береговая линия у нас, с ограниченной по времени/ сезону проходима для кораблей. Не порядок.
  4. +20
    7 июля 2020 13:04
    Да, в ледоколах нам равных нет.
    Кстати, вчера же состоялась закладка шестого Афрамакса.
    1. +6
      7 июля 2020 13:22
      Шесть стапелей занято сколько еще свободно.Хорошая ферьфь.Из опыта.Штральзунд а один набирается ,Один в ангаре..Сдача каждые 4 месяца.Но тоннаж Штральзунда и Звезды не сопастовим.Кстати Афромаксы строит корабел из Астрахани.Ведущий инженер.Даже любимого кошака перевозку оплатили.Всем доволен.Хочет свои амбиции реализовать.Молодцы.Но логистика?
      1. 0
        7 июля 2020 16:58
        О чём Вы? Недопонял!
        1. 0
          7 июля 2020 20:40
          Специалистов собирали со всего бывшего Советского Союза.100 % уверен с Украины и Прибалтики тоже есть.
      2. +1
        7 июля 2020 19:01
        Но логистика?

        Большая у нас страна. С логистикой всегда были проблемы, но это не беда. Главное дела хорошие делаются.
    2. -11
      7 июля 2020 13:37
      В Корее состоялась?
      1. +3
        7 июля 2020 14:24
        в России троль
        1. +3
          7 июля 2020 14:36
          Сама такая) Я живу во Владивостоке и часто езжу в Б. К., выше, человек был отчасти прав. Первые афромаксы по сути были / будут собраны на верфе из большей части (кормовая часть с двигателями и т.п) из комплекта из Южной Кореи.. У нас строили носовую часть + всё соединили) P. S. Посмотрите на контракты с верфями)
          Не готова вся цепочка производства/логистики для полноценного цикла производства.
          По Лидеру, новость отличная, значит действительно шанс большой, что и построят завод по производству "широкоформатного" судового листового проката, это проблема на данный момент. Обсуждалось и ранее, так как проблема с доставкой такого металопроката. + достроят и остальные участки.
          Поэтому не стоит всех обзывать тролями и свято верить всем заявлениям!)
          1. +3
            7 июля 2020 15:00
            лучше пусть у нас собирают чем вообще всего готовое покупать в корее
          2. 0
            7 июля 2020 15:40
            Цитата: N.O.M.A.D.E.
            По Лидеру, новость отличная, значит действительно шанс большой,

            Интересный вопрос-а будет ли Лидер ледоколом двойного назначения,как было в СССР,или это будет полностью "гражданское" судно?
            1. +1
              7 июля 2020 15:46
              Хороший вопрос, водоизмещение, габариты, энергоустановка позволяют сделать резервы)
              Но смущает то, что верфь по сути принадлежит "роснефти".
              Хотя то, как в неё вкладываются и в коем то веке принимают отчасти полезные лобби (как пример - квоты для добычиков краба будут теперь выдавать при условии постройки добывающего флота в России), внушает осторожный оптимиизм
              1. +3
                7 июля 2020 16:11
                Цитата: N.O.M.A.D.E.
                Хороший вопрос, водоизмещение, габариты, энергоустановка позволяют сделать резервы)
                Но смущает то, что верфь по сути принадлежит "роснефти".
                Хотя то, как в неё вкладываются и в коем то веке принимают отчасти полезные лобби (как пример - квоты для добычиков краба будут теперь выдавать при условии постройки добывающего флота в России), внушает осторожный оптимиизм

                Там не только ледокол уже строят, но и уже почти готов закрытый плавдок для РПКСН проекта " Борей" ТОФ, которые базируются в Вилючинске.
                1. 0
                  7 июля 2020 16:36
                  Ну насчёт плавдока который "почти готов", я бы не был так категоричен..) Фото за май..
                  Блин, не могу с телефона прикрепить.
                  Вот ссылка на фото

                  https://i.imgur.com/sjZyDsW.jpg
              2. +1
                7 июля 2020 16:13
                Цитата: N.O.M.A.D.E.
                Хороший вопрос, водоизмещение, габариты, энергоустановка позволяют сделать резервы)
                Но смущает то, что верфь по сути принадлежит "роснефти".
                Хотя то, как в неё вкладываются и в коем то веке принимают отчасти полезные лобби (как пример - квоты для добычиков краба будут теперь выдавать при условии постройки добывающего флота в России), внушает осторожный оптимиизм

                По идее, пушку и контейнеры с "Калибрами" не проблема поставить.
                1. -2
                  9 июля 2020 21:12
                  Цитата: El Dorado
                  пушку и контейнеры с "Калибрами" н

                  Зачем? Пингвинов пугать? Там где этот пароход будет использоваться ни один другой не может.
                  Да и подставлять под вражеский огонь - дурацкая идея. Мишень огромная, промахнуться сложно. По мощности будет не хуже Чернобыля, особенно учитывая то, что реакторы на высокообогащённом топливе - ведь и бахнуть могут при повреждении.
              3. +1
                7 июля 2020 20:44
                Краболовы будут строить даже в Карелии.Они сами от такого контракта обалдели!!!
            2. +1
              7 июля 2020 21:00
              Ответ всегда будут двойного назначения.С фундамента снимается не кретичные лебедки и на их место ставятся то что надо на этот момент.Делается все очень быстро.В 2000 годах хозяин Мурманской чудоверфи криком кричал ,что мне делать с запасом вооружений на верфи.А запас был большой.
          3. kig
            +1
            8 июля 2020 02:45
            Цитата: N.O.M.A.D.E.
            Не готова вся цепочка производства

            С танкерами это как раз понятно, если иметь в виду что судостроительное предприятие, по сути, как раз тем и занимается, что собирает пароход из кубиков и составляющих, которые сделаны кем-то другим на других заводах и в других странах. Практически все оборудование для танкера сделано в Корее, а если что-то произведено в других странах, то там уже налажена логистическая цепочка. Так что и сборка секций танкеров на заводах Hyundai выглядит логичной. Смущает лишь наша готовность повесить бирку "сделано у нас" и оповестить об этом весь мир. Хотя пипл хавает. С ледоколом другое дело, тут по крайней мере силовая установка будет полностью отечественной. А еще смущает то, что Звезда по сути еще ничего самостоятельно не произвела, и вдруг такой грандиозный проект. Ну да еще 7 лет впереди.
  5. +16
    7 июля 2020 13:13
    "Ушатал" Путин судостроение. На новых заводах мега-корабли строим.
    1. +7
      7 июля 2020 16:17
      Цитата: Грибок
      "Ушатал" Путин судостроение. На новых заводах мега-корабли строим.

      Да конец российскому судостроению давно пришел. Вчера очередной "Афрамакс" заложили с ледоколищем, на прошлой неделе ПАТЭК "Академик Ломоносов" на полную мощность вышел, а новейший РПКСН "Князь Владимир" перешел в Гаджиево для несения службы.
      Гробит Путин судостроение, гробит...
      1. -2
        8 июля 2020 00:07
        Заложить, не значит построить.
        Именно при Путине порезали Владивостокский судоремонтный завод. На месте 178 СРЗ теперь набережная цесаревича. Вообще именно при нем и при Ельцине все судостроение и судоремонт ушло в Китай и Корею. Азиаты до сих пор кувыркаются от счастья, подкинутого им в том числе и Путиным. А ваши патриотические стоны - это по каждому чиху.
        Я понимаю, развитие отрасли в целом дает эффект для всей страны и для каждого гражданина. Это отражается на благосостоянии каждого гражданина. Это ощущается каждым, в том числе и материально. Но вот я не понимаю, выплюнут какой то там ледокол , дай бог раз в 10 лет. Ну вам то что от этого. Не вам лично, а "вам" вот читающим такие новости? Ну че вы беситесь? Вам приятно смотреть на этих телепузиков? Или приятно осозновать сколько такой центрер будет упрожнятся на хрупкой секретарше, пока его не попрут за некомпетентность и воровство? Ура! Ура!
        1. 0
          8 июля 2020 07:56
          Цитата: Анджело Проволоне
          Но вот я не понимаю, выплюнут какой то там ледокол , дай бог раз в 10 лет.
          Вообще-то, самих атомных ледоколов почти 25 лет не строили. Но сейчас 3 спущены и достраиваются, а один, про который в статье, заложен.
          Ледокольных же судов строили, и не одно в 10 лет.
          Сколько, по-вашему, нужно атомных ледоколов? Эти 3 заменят, в недалёком будущем, старичков проекта 10520, которые почти все на утилизацию попали...
    2. 0
      9 июля 2020 21:53
      Цитата: Грибок
      На новых заводах мега-корабли строим.

      Если ещё знать, с каким качеством, из каких материалов, и насколько кривыми руками, то станет грустно. А если представить, что пароход с двумя чернобылями на борту так же через задницу будет сделан - хочется на другой глобус куда-то свалить.
  6. +3
    7 июля 2020 13:43
    Отличная новость! Желаю удачи!
  7. +3
    7 июля 2020 13:58
    Вот это "ледокольчик"! Свыше 70 тыс. т.!!! Наконец -то СМП станет работать круглый год.
    1. -3
      9 июля 2020 21:20
      Цитата: Doccor18
      Наконец -то СМП станет работать круглый год

      Вы хоть масштабы СМП представляете? Для того, чтоб он работал "круглый год" таких ледоколов надо штук пятдесят.
      А этот (одна штука) нужен чтобы за государственный счёт выводить танкеры Роснефти, Газовозы Газпрёма, и балкеры Норникеля с полярных портов зимой, чтоб не оскудевал поток бабла в бюджет хрен там, не в бюджет, а в доходы корпораций.
      Именно поэтому его так лихо заложили и активно строить будут.
      1. +1
        9 июля 2020 23:04
        Вы хоть масштабы СМП представляете? Для того, чтоб он работал "круглый год" таких ледоколов надо штук пятдесят. 

        Представляю масшабы. И неплохо.
        Для круглогодичной работы СМП с 250-300 ледовыми проводками необходимо 8 атомных ледоколов мощностью 80-120 МВт и 10 неатомных ледоколов мощностью 20-30 МВт., а также 10-15 неатомных ледоколов мощностью 10-20 МВт.
        Всего: 8 атомных и 25 неатомных современных ледоколов способны обеспечить круглогодичную проводку грузов в 10 млн. тонн.
        Осталось немного и СМП заработает в полную силу. А альтернативы ему нет.
        1. 0
          9 июля 2020 23:07
          Цитата: Doccor18
          А альтернативы ему нет.

          Альтернативы для чего??
          1. +1
            9 июля 2020 23:13
            Для кратчайшего пути из Европы в Азию.
            1. 0
              9 июля 2020 23:51
              Цитата: Doccor18
              Для кратчайшего пути из Европы в Азию.

              Во-первых, Севморпуть - это НЕ кратчайший путь из Азии в Европу. Если вы не верите балаболам, вроде меня, то можете с лёгкостью найти множество ресурсов, которые это считают.
              Ну, если конечно вам не нужен маршрут Мурманск - Петропавловск Камчатский, там и правда короче. А из Китая, где большинство товаров делается, короче через Суэцкий.
              Теперь давайте считать.
              10 мегатонн грузопоток, в пересчёте на средний пароход 100 тыс.тонн - это сто пароходов.
              Следите дальше.
              8 атомных пароходов и 25 неатомных надо построить. Это очень дорого. Дохренилиард денег.
              Их надо эксплуатировать - это тоже очень дорого. Особенно атомные - добыча топлива, его изготовление, доставка, все меры безопасности, перезарядка реакторов, хранение ОЯТ следующие лет сто, пока не придумают, как его перерабатывать. Утилизация самих ядерных пароходов после срока службы. Регулярный ремонт пароходов, а они при интенсивной работе во льдах будут требовать частого ремонта. Подготовка специалистов, которых надо мотивировать высокими зарплатами (специфическая профессия, работу не сменить).
              Ну, вообщем, попробуйте только вообразить уровень расходов этого ледокольного предприятия, жуть берёт.
              Теперь надо думать, какими доходами мы эти расходы будем покрывать. Тут видятся всего два варианта.
              1. Перекинуть всё на бюджет. Он большой, он стерпит. В крайнем случае есть один специалист, который знает, за что "там" надо держаться, когда денег нет. На остаток бюджета можно снять ролики "сделано у нас".
              2. Разделить все расходы на те самые сто пароходов в год. Да пусть даже двести пароходов в год. Это получится цена ТОЛЬКО ледокольного обслуживания. Добавьте лоцманские, маячное, метео, ледовую разведку, стоянку. И собственно, само движение, даже школьнику понятно, что в полынье за ледоколом расход топлива будет больше, а скорость меньше. Меньше скорость - дольше рейс, больше зарплату платить надо. Надо ждать ледокольный караван, тоже время. Надо ждать благоприятной погоды. Надо защищать груз от низких температур, если боится!!!
              И вишенкой на торте - надо строить суда ледового класса. Более дорогие, больше металла, меньшая полезная нагрузка, больше запас мощности, больше топлива возить надо вместо полезного груза. Плюс ещё и специфические требования по экологии сейчас, надо ставить соответствующее оборудование.
              А теперь поставьте себя на место судовладельца или грузоотправителя. В каком месте вы бы сказали "ну его на"???
              1. 0
                10 июля 2020 10:19
                Вы многое сказали правильно, но... СМП - это прежде всего проект для Отечества. Без развития СМП не будет развития Российского Севера. А он, этот север, ГИГАНТСКИЙ. И запасы нефтяных полей Западной Сибири подходят к концу, нужно двигаться на север. СМП - это прежде всего инфраструктура. Да, дорого, да - сложно. Но что Вы предлагаете - забросить Русский Север, потому-что нерентабельно? Будет рентабельно гораздо позже, когда вся инфраструктура СМП будет налажена и работать как часы.
                И еще один немаловажный аспект - это безопасность. Что может случиться с кораблем и грузом, пока он идет через воды 30 государств, где локальные войны, пираты, напряженности и коррумпированные пограничники и чиновники..? А почти весь путь СМП - это территория одной страны, где все спокойно и верняк, что груз дойдет до получателя.
                1. 0
                  11 июля 2020 13:57
                  Цитата: Doccor18
                  Но что Вы предлагаете - забросить Русский Север, потому-что нерентабельно?

                  Я не предлагаю его забросить. Но пусть расходы несут те, кто получают с севера доходы. А то интересно получается - СМП за счёт казны, а все выгоды в карман владельцев корпораций.
                  Что до необходимости добывать там нефть - лично мне абсолютно пофигу на эту необходимость. Мне пофигу, какой бензин будет в баке моего автомобиля - российский, туркменский, турецкий, иранский или арабский. Тем более что российский из них - самый дорогой.

                  Цитата: Doccor18
                  Что может случиться с кораблем и грузом, пока он идет через воды 30 государств, где локальные войны, пираты, напряженности и коррумпированные пограничники и чиновники..?

                  Ходят тысячи пароходов, и ничего вроде. С безопасностью всё в порядке, прибрежные государства обеспечивают, им это экономически важно. корумпированные чиновники - устраняются или поддержанием судна в порядке, чтоб ни один инспектор не докопался, или подкладыванием пары стобаксовых купюр в папку с проблемными документами.
  8. -14
    7 июля 2020 14:39
    Царь - пушка не стреляет, царь колокол не звонит, царь ракета не летала...
    На Звезде построили сейнер. Он там и сгнил прям на стапеле.
    1. +1
      7 июля 2020 17:16
      Цитата: Анджело Проволоне
      Царь - пушка не стреляет, царь колокол не звонит, царь ракета не летала...
      Это потому, что царя буржуины с должности сняли tongue
      1. -1
        8 июля 2020 06:57
        Должность "Царя" - это вы про кого? Бунша? так он и.о.
        1. -1
          8 июля 2020 06:58
          Цитата: Анджело Проволоне
          Должность "Царя" - это вы про кого?
          Про царя.
  9. +3
    7 июля 2020 16:25
    Однако здоровый кораблик получится и наверное с сюрпризом для полосатых. good
  10. +3
    7 июля 2020 16:54
    Вот это "пароход"! 8 месяцев автономки по провизии! Шикарно!
    1. 0
      7 июля 2020 21:07
      По провизии ,вы в своем холодильнике месяцами продукты не держите.Мясо и рыба да.Все остальное каждый месяц дозакупается и доставляется на борт.Благо на СМП порты востановили и суда снабженцы тоже есть.
      1. -1
        8 июля 2020 07:00
        Цитата: tralflot1832
        вы в своем холодильнике месяцами продукты не держите.
        А где продаваны картоху хранят?
      2. +1
        16 июля 2020 13:12
        Я в своем холодильнике что хочу и сколько хочу храню. К чему тогда писать 8 месяцев?
  11. 0
    7 июля 2020 19:38
    Судя по измождённым недоеданием лицам,всё до последней копиЮшечки будет вложено...Не хорошо каркать,но и без карканья всё "схвачено". А хватать у Главкома сил нет,хотя правды ради,каждый день пакуют,а он всё тащат.
  12. 0
    7 июля 2020 22:20
    Из Волгодонска реакторы тащить через всю страну.Сталь для корпусов из этой же оперы.Жд имеет ограничения по габаритам.Что из лоскутов стали будем корпуса "клепать".Железо однозначно КНР или Южная Корея.Или придется сталелитейный завод на дальнеи востоке строить.
    1. +3
      7 июля 2020 23:20
      Так вот уже собираются строить
      "ООО "Петропавловск - Черная Металлургия", входящее в холдинг IRC Limited, намерено построить завод по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ) на Дальнем Востоке, сообщается в совместном заявлении компании и Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) по итогам дня инвестора в Еврейской АО. Продукция может быть использована в качестве сырья для производства стали на судостроительных заводах Дальнего Востока - ССК "Звезда", ПАО АСЗ, АО ХСЗ. Реализация проекта зависит от планов газификации ЕАО и строительства железнодорожной линии Шимановская - Гарь - Февральск.

      Завод по производству ГБЖ планируют построить в рамках развития Кимкано-Сутарского ГОКа. По итогам 2019 года ГОК произвел 2,6 млн тонн концентрата, за счет освоения Сутарского и Костеньгинского месторождений в Еврейской АО планируется выйти на объем 3,5-4 млн тонн концентрата в год.

      IRC изначально входила в золотодобывающую Petropavlovsk в качестве железнорудного дочернего холдинга, но в марте Petropavlovsk подписала предварительное соглашение о продаже за $10 млн 29,9% ее акций с инвесткомпанией Stocken Board AG.

      У Petropavlovsk останется 1,2% в компании. Как следует из материалов IRC, единственным покупателем ее концентрата в России является Evraz, в 2019 году он закупил сырье на $98,9 млн. Он же интересовался в 2019 году покупкой компании, но до сделки переговоры не дошли. Компания также ведет поставки в Китай.

      Дальний Восток является дефицитным регионом с точки зрения сбора лома, альтернативой которому при производстве стали является ГБЖ. По оценкам ФРТП, в 2018 году дефицит лома в ДФО составлял 228 тыс. тонн, или 46% от потребности. В правительстве давно рассматривают разные способы обеспечения стальным листом ССК "Звезда" (принадлежит "Роснефти", "Роснефтегазу" и Газпромбанку): поставку листа по железной дороге, строительство в Приморье стана-5000, для которого предполагаются поставки слябов, а также создание производства полного цикла. В Минпромторге неоднократно заявляли об отсутствии необходимости в новых прокатных мощностях на Дальнем Востоке. Собеседники "Ъ" среди металлургов говорили о наличии технической возможности поставок широкоформатного листа по железной дороге, но глава "Роснефти" Игорь Сечин год назад говорил на встрече с Владимиром Путиным, что по железной дороге лист такой размерности провезен быть не может.

      По мнению Бориса Красноженова из Альфа-банка, идея создания производства ГБЖ на базе мощностей ООО "Петропавловск - Черная Металлургия" выглядит вполне логично. ГБЖ традиционно используется в электрометаллургии.

      Единственным крупным металлургическим производством на Дальнем Востоке является "Амурсталь", которая располагает электродуговыми печами (ЭДП) для производства стали. Учитывая удобную логистику, ГБЖ может поставляться на существующие или новые ЭДП-мощности на Дальнем Востоке. ГБЖ, в отличие от традиционных видов железорудного сырья, практически не содержит вредных примесей, что критически важно для производства высококачественной стали. Таким образом, считает эксперт, может быть налажено производство стали для судостроительных заводов без масштабных инвестиций в крупные доменно-конверторные сталеплавильные мощности, строительство которых потребует несколько лет".
      1. +1
        7 июля 2020 23:26
        Спасибо.Либералам это не интересно,их полный цикл производства не интересует.Могут только в лужу что то сделать.По вашей информации видно что работают.В СМИ об этом не узнаешь.Еще раз спасибо.
    2. +1
      8 июля 2020 07:03
      Цитата: tralflot1832
      Или придется сталелитейный завод на дальнеи востоке строить.
      Не литейный, а прокатный
    3. +1
      9 июля 2020 21:44
      Цитата: tralflot1832
      Из Волгодонска реакторы тащить через всю страну.

      Зачем "через страну"? Можно в обход. В Волгодонске на пароходик погрузил - и вперёд.
  13. +3
    7 июля 2020 22:32
    Хари неприятно жирные у подписантов. Лучше бы схему самого кораблика выложили.
    1. +4
      7 июля 2020 23:33
      Да мужикам надо худеть,
      а схема - модель имеется, любуйтесь
      1. +3
        7 июля 2020 23:55
        Красив- зараза!!!