Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)


Головной корабль USS Skipjack (SSN-585) во время спуска на воду. На заднем плане, вероятно, другая подлодка этой серии


В пятидесятых годах американское военное кораблестроение отрабатывало оптимальные варианты облика перспективных атомных подлодок. При помощи опытовых и серийных кораблей проверялись различные идеи, находившие затем применение в следующих проектах. Настоящим прорывом с такой точки зрения стал проект Skipjack. В нем были объединены лучшие наработки того времени, и это определило пути развития подводного флота на несколько десятилетий.

Объединяя идеи


Разработка перспективной многоцелевой АПЛ стартовала в первой половине пятидесятых годов. К новому кораблю предъявлялись особые требования. Заказчик хотел максимальные ходовые характеристики в подводном положении, современный комплекс бортового оборудования, возможность несения торпедного вооружения и т.д.

Поиск оптимального облика такой лодки потребовал некоторое время, и в итоге было решено использовать наработки по нескольким существующим проектам, дополнив их новыми идеями. Главными источниками решений становились проекты дизельных лодок Albacore и Barbel: с их помощью построили новый оригинальный прочный корпус.


Компоновка корабля. 1 — антенны ГАК; 2 — торпедный отсек; 3 — центральный пост; 4 — реакторный отсек; 5 — отсек вспомогательных агрегатов ЯЭУ, 5 — машинный отсек

Разработку ядерной энергоустановки с индексом S5W поручили компании Westinghouse. На стадии проработки систем движения возникли споры о необходимом количестве гребных винтов. «Консерваторы» требовали оставить традиционную двухвинтовую схему, тогда как сторонники прогресса предлагали использовать только один винт. В итоге субмарина стала одновальной, что давало ряд преимуществ.

Компоновка внутренних объемов создавалась на основе давно проверенных, недавно внедренных и совершенно новых идей. Это касалось как расположения отсеков, так и размещения отдельных постов, вооружений и т.д. Кроме того, предлагалось отказаться от ряда традиционных систем управления в пользу исполнительных механизмов с дистанционным контролем.

Готовый проект


В соответствии с готовым проектом АПЛ типа «Скипджек» («Полосатый тунец») представляла собой полуторакорпусный корабль длиной 76,7 м, шириной 9,55 м и подводным водоизмещением 3124 т (надводное – 3075 т). Как внешне, так и по характеристикам она должна была отличаться от существующих американских АПЛ и ДЭПЛ.


Высокопоставленные гости на центральном посту USS Skipjack

В проекте Skipjack использовали т.н. альбакоровский корпус – агрегат по типу разработанного для экспериментальной скоростной ДЭПЛ USS Albacore (AGSS-569), построенной в 1953 г. Корпус имел вытянутую каплевидную форму в виде «тела вращения» с минимумом выступающих деталей, что снижало сопротивление воды.

Сверху на корпусе имелось обтекаемое ограждение рубки. Носовые горизонтальные рули перенесли с корпуса на рубку, где они не вызывали вихрей, мешающих гидролокатору. Кроме того, такое расположение позволило увеличить площадь и эффективность рулей. В корме имелись горизонтальные и вертикальные стабилизаторы с рулями и единственный винт.

Внешние обводы лодки определялись преимущественно прочным корпусом. При этом носовой отсек и один из центральных имели уменьшенный диаметр и прикрывались легким корпусом. В пространстве между двумя корпусами находились балластные цистерны.


"Скипджек" в море

Руководствуясь опытом проекта Barbel, решили строить прочный корпус из стали HY-80 с толщиной деталей до 1,5 дюйма (38 мм). Такая конструкция позволяла погружаться на 210 м. Внутренние объемы разделялись переборками на пять отсеков. Первый вмещал торпедное вооружение, второй являлся жилым, в нем же был центральный пост. Сразу за ним располагался реакторный отсек. Кормовая половина корпуса разделялась на отсек вспомогательного оборудования ЯЭУ и машинное отделение.

Реактор S5W с турбозубчатым агрегатом выдавали мощность на валу до 15 тыс. л.с. При помощи одного винта АПЛ могла развивать скорость 33 узла под водой или 15 узлов на поверхности. Несмотря на не самые высокие характеристики ранних корабельных реакторов, практическая дальность плавания была неограниченной.


Вторая церемония закладки АПЛ USS Scamp (SSN-588), январь 1959 г.

Из проекта Barbel также взяли идею единого командного поста. В одном помещении расположили посты управления подлодкой, средствами разведки, вооружением и т.д. Для создания такого командного поста пришлось пересмотреть подходы к организации систем управления. Ранее часть систем управлялась непосредственно из центрального поста, для чего к нему подводились кабели и трубопроводы, – это усложняло конструкцию субмарины. Теперь те же операции осуществлялись исполнительными механизмами с дистанционным управлением.

Вооружение АПЛ Skipjack состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов в носовом отсеке. Аппараты скомпоновали так, чтобы они не мешали крупным антеннам гидроакустического комплекса. Боекомплект состоял из 24 торпед в аппаратах и на стеллажах в торпедном отсеке. Допускалось применение боеприпасов в обычном и ядерном исполнении.


"Скамп" на стадии строительства, июль 1959 г.

Штатный экипаж подлодки включал не менее 85-90 человек, в т. ч. от 8-12 офицеров (по мере службы и модернизации кораблей состав экипажей менялся). Для их размещения предусматривались отдельные каюты и кубрики в жилом отсеке. Автономность составляла несколько месяцев и зависела от запасов продовольствия.

Небольшой серией


Головную многоцелевую АПЛ нового типа, USS Skipjack (SSN-585), заложили 29 мая 1956 г. на заводе General Dynamics Electric Boat. Почти через два года подлодку спустили на воду, а в апреле 1959-го ее официально включили в состав ВМС США. Строительство оставшихся кораблей началось в 1958-59 гг. и осуществлялось параллельно с работами по АПЛ других типов. В ряде случаев это привело к затруднениям и задержкам.

Так, вскоре после закладки лодку USS Scorpion (SSN-589) решили достраивать по другому проекту – как стратегический ракетоносец USS George Washington (SSBN-598). Многоцелевую АПЛ «Скорпион» вскоре заложили вновь, и в 1960 г. она пополнила состав ВМС. Схожие затруднения возникли с подлодкой USS Scamp (SSN-588): задел для нее перевели на строительство АПЛ USS Theodore Roosevelt (SSBN-600). Из-за этого ее удалось заложить позже всех, в 1959 г., и передать заказчику только в 1961-м.


USS Shark (SSN-591) во время спуска, май 1960 г.

Всего силами четырех верфей в 1958-60 гг. было построено шесть субмарин типа «Скипджек» –Skipjack (SSN-585), Scamp (SSN-588), Scorpion (SSN-589), Sculpin (SSN-590), Shark (SSN-591) и Snook (SSN-592). Каждая из них обошлась флоту примерно в 40 млн. долл. (ок. 350 миллионов в нынешних ценах).

Служба и рекорды


В 1958 г. головной корабль новой серии вышел на испытания и вскоре показал все свои преимущества. USS Skipjack назвали самой быстрой подлодкой мира (но точные данные о скорости хода засекретили). В течение нескольких следующих лет ВМС получили еще пять таких АПЛ, что позволяло реализовать достигнутые преимущества.

АПЛ типа «Скипджек» несли службу на обоих побережьях США, а также на заморских базах. Они регулярно отправлялись в походы с целью поиска и обнаружения стратегических ракетоносцев вероятного противника или для сопровождения авианосных групп. Со второй половины шестидесятых подлодки неоднократно привлекались для работы вблизи вьетнамского ТВД. Там они использовались для прикрытия корабельных групп ВМС США.

Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)
USS Scorpion (SSN-589) в своем последнем боевом походе

В мае 1968 г. лодка USS Scorpion вела патрулирование в Атлантическом океане в районе Азорских островов и искала советские подлодки. В период 20-21 мая корабль не вышел на связь, после чего начались безуспешные поиски. Через две недели лодку и 99 моряков объявили предположительно пропавшими. В октябре океанографическое судно USNS Mizar обнаружило пропавшую подлодку в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине более 3 км.

В ходе изучения затонувшей лодки были выявлены различные повреждения прочного корпуса и других агрегатов. Выдвигались различные версии: от взрыва на борту до атаки вероятного противника. Однако истинные причины катастрофы так и остались неизвестными.


Снимок останков "Скорпиона"

Служба оставшихся пяти «Полосатых тунцов» продолжалась до второй половины восьмидесятых годов, когда они окончательно устарели морально и физически. В 1986 г. из боевого состава ВМС вывели лодку USS Snook, двумя годами позже – головную USS Skipjack. В 1990 г. последовательно отказались от трех оставшихся. С 1994 по 2001 г. все пять кораблей были утилизированы.

Наследие проекта


Многоцелевые атомные подлодки типа «Скипджек» имели ряд характерных отличий от других кораблей своего времени, и это давало серьезные преимущества. После проверки на испытаниях и на практике новые технические решения получили большое распространение. До сих пор подлодки ВМС США сохраняют определенную преемственность с давно списанными субмаринами типа Skipjack.

Главное наследие Skipjack – корпус. Обтекаемые обводы и конструкция из стали HY-80 активно использовались в дальнейшем, в т.ч. в проекте Los Angeles. Рубочные горизонтальные рули, имея важные преимущества перед корпусными, применялись в течение нескольких десятилетий. От них отказались только в современном проекте Los Angeles Improved.


Списанные подлодки в ожидании утилизации на заводе Puget Sound Naval Shipyard, 1996 г. По номерам можно узнать АПЛ USS Shark (591) и USS Snook (592)

Отдельные компоновочные решения, с теми или иными изменениями, до сих пор используются во всех проектах. Единый командный пост давно стал стандартом для подводного флота США. Отдельно следует отметить реактор S5W. Это изделие использовалось на 98 лодках восьми типов в ВМС США и на первой британской АПЛ — HMS Dreadnought. Ни один новый реактор пока не получил такого же распространения.

Таким образом, многоцелевые АПЛ Skipjack занимают особое место в истории американского флота. Они не были самыми многочисленными лодками своего класса и не могли похвастать боевыми заслугами, но их ценность заключалась в другом. С помощью «Скипджеков» отработали целый ряд важнейших решений, определивших дальнейшее развитие атомных подводных сил.
Автор:
Использованы фотографии:
US Navy, Navsource.org
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. alma 8 июля 2020 18:13 Новый
    • 22
    • 0
    +22
    Для своего времени, субмарина получилась неплохой. Спасибо за статью.
  2. Спасибо. Как сухопутному человеку, читать было интересно.
  3. Маша 8 июля 2020 18:24 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Служба оставшихся пяти «Полосатых тунцов» продолжалась до второй половины восьмидесятых годов, когда они окончательно устарели морально и физически

    Износу подвержны не только лодки, также и люди..... хотя субмарина достойна всякого уважения....
    1. Cowbra 8 июля 2020 19:52 Новый
      • 2
      • 8
      -6
      Некоторые люди износу не подвержены - когда в голове тараканы, то изнашивать нечего:

      Ну эт подлодка БатОн Руж. То у них матроса с концами смоет
      24 декабря 1983 г., Скот Э. Смит был смыт штормовой волной, когда пытался закрепить на рубке подводной лодки «Батон Руж» рождественские огни.

      То они вот такую мульку зарядят... Боевая служба закончилась знакомством(близким) с подлодкой "Кострома", хорошо хоть живые ушли:
      https://rg.ru/2020/02/11/v-shage-ot-gibeli-kak-kostroma-edva-ne-potopila-podlodku-vms-ssha.html
    2. Удав КАА 8 июля 2020 20:05 Новый
      • 10
      • 0
      +10
      Цитата: Маша
      хотя субмарина достойна всякого уважения....

      Может быть и так...Но меня, как в/м, смущает запас плавучести этого "потаенного судна" -- всего-то 49т !!! А если АЗ упадет, при пробоине ПК или РГР заклинит на погружении? Пузырь в нос тут вряд ли поможет... Янки здорово рисковали, отказавшись от 2-х реакторной схемы в угоду скорости. Видимо расчет был на "американское качество и надежность". Но когда утонул Трешер и Скорпион не вынырнул, подняли рентгеновские снимки трубопроводов систем ПЛА -- и пришли в ужас! Везде была "липа". Может быть поэтому-то и не вернулся Скорпион из похода?
      1. Маша 8 июля 2020 20:16 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Извините.... не уточнила.... для своего времени.... пять из шести дожили до утилизации.... просто время вышло....
      2. Undecim 8 июля 2020 20:17 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Я уже внизу отметил, что тут автор явно ошибся. Подводное водоизмещение лодок этого типа - 3513 тонн.
        1. Удав КАА 8 июля 2020 20:56 Новый
          • 7
          • 0
          +7
          Цитата: Undecim
          автор явно ошибся. Подводное водоизмещение лодок этого типа - 3513 тонн.
          recourse "Вот и верь после этого людям! Я ему отдалась при Луне...А он взял...." -- ну и т.д.
          Печально, теперь и Кириллу верить нельзя. Придется проверять всю цифирь...
          Вам спасибо за уточнение, но и 438 т ЗП тоже -- "маловато будет"! всего 12,46%... yes
          Однако.
          1. Undecim 8 июля 2020 21:13 Новый
            • 3
            • 0
            +3
            Печально, теперь и Кириллу верить нельзя. Это шутка такая?
            Что касается запаса плавучести, то у лодок тех лет он намного меньше, чем у современных.
      3. Fizik M 10 июля 2020 21:44 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Цитата: Удав КАА
        Но когда утонул Трешер и Скорпион не вынырнул, подняли рентгеновские снимки трубопроводов систем ПЛА -- и пришли в ужас! Везде была "липа". Может быть поэтому-то и не вернулся Скорпион из похода?

        после "Трешера" была массовая переделка
        в т.ч. У НАС - были интересные мемуары начальника ВП АСЗ
        а "Скорпион" - это МК37
    3. iouris 8 июля 2020 23:44 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Маша
      Износу подвержны не только лодки

      Износу и старению подвержены только детали машин. Системы находятся в одном из состояний: "исправное", "неисправное" или "предельное".
  4. sevtrash 8 июля 2020 18:31 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Скорпион вроде как от своей же торпеды затонул?
    1. Arzt 8 июля 2020 18:38 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Скорпион вроде как от своей же торпеды затонул?

      Не подтвердилось. Когда нашли - обследовали, больше похоже на внутренний взрыв.
      1. Fizik M 10 июля 2020 21:46 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Цитата: Arzt
        Не подтвердилось

        подтвердилось
        МК37
    2. Undecim 8 июля 2020 18:47 Новый
      • 8
      • 0
      +8
      На сегодня есть шесть версий причин катастрофы. После обследования 1985 года основной считается взрыв водорода при зарядке аккумуляторов.
      1. Undecim 8 июля 2020 18:59 Новый
        • 8
        • 0
        +8
        Кстати, 1968 год был своего рода роковым для подводников - четыре катастрофы - кроме Скорпиона еще израильская подводная лодка INS Дакар , французская подводная лодка Minerve и советская подводная лодка K-129.
        1. Narak-zempo 8 июля 2020 22:09 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Наверно, Ктулху потревожили.
      2. Fizik M 10 июля 2020 21:45 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Цитата: Undecim
        основной считается взрыв водорода при зарядке аккумуляторов.

        бред
        1. Undecim 11 июля 2020 12:19 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Присутствовали при взрыве?
    3. Fizik M 10 июля 2020 21:45 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: sevtrash
      Скорпион вроде как от своей же торпеды затонул?

      да
  5. Avior 8 июля 2020 18:51 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Бросаются в глаза небольшие размеры лодок на фото.
    1. Undecim 8 июля 2020 19:03 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      Да, внутри тесновато. Это торпедный отсек.
      1. Avior 8 июля 2020 19:15 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Как то я на дизельную попал, там и то просторнее в торпедном было:)
        Правда, там стеллажи пустые были.
        1. Undecim 8 июля 2020 19:24 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          Без людей просторней выглядит.
    2. Удав КАА 8 июля 2020 21:05 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      Цитата: Avior
      Бросаются в глаза небольшие размеры лодок...
      Однако это не смутило янки. Они взяли и вварили 40-метровую ракетную секцию с 16 ПУ для "Поларис А-1" и получили пларб "Джордж Вашингтон" -- новое слово в морских стратегических вооружениях.

      Причем, она -- горбатее, чем наша "Азуха".
  6. Undecim 8 июля 2020 18:55 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    подводным водоизмещением 3124 т (надводное – 3075 т)
    Тут автор явно ошибся. Подводное водоизмещение лодок этого типа - 3513 тонн.
    3124 - это надводное водоизмещение в американских "коротких" тоннах.
  7. Alien From 8 июля 2020 21:13 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Спасибо автору, много нового почерпнул!