Military Review

Combining courage with benefit. Skipjack multipurpose nuclear submarines (USA)

28

USS Skipjack lead ship (SSN-585) during launch. In the background is probably another submarine of this series.


In the fifties, the American military shipbuilding worked out the best options for the appearance of promising nuclear submarines. Using experimental and serial ships, various ideas were tested, which were then used in the following projects. A real breakthrough from this point of view was the Skipjack project. It combined the best practices of the time, and this determined the development of the underwater fleet for several decades.

Bringing together ideas


The development of a promising multi-purpose submarine started in the first half of the fifties. The new ship had special requirements. The customer wanted maximum underwater performance, a modern set of on-board equipment, the possibility of carrying torpedo weapons, etc.

The search for the optimal appearance of such a boat took some time, and in the end it was decided to use the achievements of several existing projects, supplementing them with new ideas. The main sources of solutions were the projects of the Albacore and Barbel diesel boats: with their help, they built a new original robust hull.


The layout of the ship. 1 - HAK antennas; 2 - torpedo compartment; 3 - central post; 4 - reactor compartment; 5 - compartment of auxiliary nuclear power units, 5 - engine compartment

The development of a nuclear power plant with the S5W index was entrusted to Westinghouse. At the stage of development of motion systems, disputes arose about the required number of propellers. The Conservatives demanded that the traditional twin-screw design be left behind, while proponents of progress suggested using only one screw. As a result, the submarine became single-shaft, which gave a number of advantages.

The layout of internal volumes was created on the basis of long-tested, recently implemented and completely new ideas. This concerned both the location of the compartments and the placement of individual posts, weapons, etc. In addition, it was proposed to abandon a number of traditional control systems in favor of actuators with remote control.

Finished project


In accordance with the finished project, the Skipjack submarine (Striped Tuna) was a one and a half hull ship with a length of 76,7 m, a width of 9,55 m and an underwater displacement of 3124 tons (surface - 3075 tons). Both externally and in terms of characteristics, it should have been different from the existing American nuclear submarines and diesel-electric submarines.


Senior guests at USS Skipjack headquarters

In the Skipjack project, the so-called The Albacorian hull is an aggregate of the type developed for the USS Albacore (AGSS-569) experimental high-speed diesel-electric missile submarine, built in 1953. The hull had an elongated teardrop-shaped “body of revolution” with a minimum of protruding parts, which reduced water resistance.

On top of the hull was a streamlined fencing fence. Horizontal nasal rudders were transferred from the hull to the wheelhouse, where they did not cause vortices that interfere with the sonar. In addition, this arrangement allowed to increase the area and effectiveness of the rudders. In the stern there were horizontal and vertical stabilizers with rudders and a single screw.

The outer contours of the boat were determined mainly by a solid hull. In this case, the nasal compartment and one of the central ones had a reduced diameter and were covered by a light body. In the space between the two bodies were ballast tanks.


Skipjack at sea

Guided by the experience of the Barbel project, we decided to build a solid case made of HY-80 steel with a thickness of parts up to 1,5 inches (38 mm). This design made it possible to dive for 210 m. The internal volumes were divided by bulkheads into five compartments. The first contained torpedo weapons, the second was residential, it also had a central post. Immediately behind it was the reactor compartment. The aft half of the hull was divided into the auxiliary equipment compartment of the nuclear power plant and the engine room.

The S5W reactor with a turbo gear unit delivered up to 15 hp of shaft power. With one screw, the submarine could reach a speed of 33 knots under water or 15 knots on the surface. Despite the not very high characteristics of early ship reactors, the practical range was unlimited.


Second USS Scamp Bookmarking Ceremony (SSN-588), January 1959

The Barbel project also took the idea of ​​a single team post. Submarine, reconnaissance, armament, and other control posts were located in one room. To create such a command post, it was necessary to revise approaches to the organization of control systems. Previously, part of the systems was controlled directly from the central post, for which cables and pipelines were connected to it - this complicated the design of the submarine. Now the same operations were carried out by actuators with remote control.

The armament of the Skipjack submarines consisted of six 533-mm torpedo tubes in the bow compartment. The devices were arranged so that they did not interfere with the large antennas of the sonar complex. The ammunition consisted of 24 torpedoes in vehicles and on racks in the torpedo compartment. The use of ammunition in conventional and nuclear versions was allowed.


Scamp under construction, July 1959

The full-time crew of the submarine included at least 85-90 people, including from 8-12 officers (as the service and modernization of the ships, the crew changed). For their accommodation, separate cabins and cubicles were provided in the living compartment. Autonomy was several months and depended on food supplies.

Small series


The main multi-purpose submarine of the new type, USS Skipjack (SSN-585), was laid down on May 29, 1956 at the General Dynamics Electric Boat plant. Almost two years later, the submarine was launched, and in April 1959 it was officially included in the U.S. Navy. The construction of the remaining ships began in 1958-59. and was carried out in parallel with other types of nuclear submarines. In a number of cases, this has led to difficulties and delays.

So, soon after laying the boat, the USS Scorpion (SSN-589) was decided to finish building on another project - as the strategic missile carrier USS George Washington (SSBN-598). The multi-purpose Scorpion nuclear submarine was soon laid down again, and in 1960 it replenished the Navy. Similar difficulties arose with the submarine USS Scamp (SSN-588): the groundwork for it was transferred to the construction of the USS Theodore Roosevelt (SSBN-600) nuclear submarine. Because of this, it was possible to lay it later than everyone else, in 1959, and transfer it to the customer only in 1961.


USS Shark (SSN-591) during the descent, May 1960

In total, the forces of four shipyards in 1958-60. Six Skipjack submarines were built — Skipjack (SSN-585), Scamp (SSN-588), Scorpion (SSN-589), Sculpin (SSN-590), Shark (SSN-591) and Snook (SSN-592) . Each of them cost the fleet about $ 40 million (about 350 million at current prices).

Service and records


In 1958, the lead ship of the new series was put to the test and soon showed all its advantages. USS Skipjack was called the fastest submarine in the world (but accurate speed data was classified). Over the next few years, the Navy received five more such nuclear submarines, which made it possible to realize the benefits achieved.

Skipjack-class submarines served on both US coasts and overseas bases. They regularly went on campaigns in order to search for and discover strategic missile carriers of a potential enemy or to accompany aircraft carrier groups. Since the second half of the sixties, submarines have been repeatedly hired to work near the Vietnamese theater. There they were used to cover ship groups of the US Navy.

Combining courage with benefit. Skipjack multipurpose nuclear submarines (USA)
USS Scorpion (SSN-589) in its latest combat campaign

In May 1968, a USS Scorpion boat patrolled the Atlantic Ocean in the Azores and searched for Soviet submarines. In the period from May 20-21, the ship did not contact, after which an unsuccessful search began. Two weeks later, the boat and 99 sailors were allegedly missing. In October, the USNS Mizar oceanographic ship discovered a missing submarine 740 km southwest of the Azores at a depth of more than 3 km.

During the study of the sunken boat, various damage to the solid hull and other units was revealed. Various versions were put forward: from an explosion on board to an attack by a likely enemy. However, the true causes of the disaster remained unknown.


Snapshot of the remains of "Scorpio"

The service of the remaining five Striped Tuna continued until the second half of the eighties, when they were completely outdated morally and physically. In 1986, the USS Snook was withdrawn from the Navy, and two years later the lead USS Skipjack. In 1990, the remaining three were successively abandoned. From 1994 to 2001, all five ships were disposed of.

Project legacy


Multipurpose atomic submarines of the Skipjack type had a number of characteristic differences from other ships of their time, and this gave serious advantages. After testing and testing in practice, new technical solutions have become widespread. Until now, the U.S. Navy submarines retain a certain continuity with the long decommissioned Skipjack-type submarines.

Skipjack's main legacy is the enclosure. Streamlined contours and HY-80 steel structure were actively used in the future, including in the Los Angeles project. Chopping horizontal rudders, having important advantages over the hull, have been used for several decades. They were abandoned only in the modern Los Angeles Improved project.


Discarded submarines awaiting disposal at the Puget Sound Naval Shipyard, 1996. By numbers you can find the USS Shark (591) and USS Snook (592) submarines

Separate layout solutions, with one or another change, are still used in all projects. A single command post has long been the standard for the US submarine fleet. Separately, the S5W reactor should be noted. This product was used on 98 eight-type boats in the US Navy and on the first British nuclear submarine - HMS Dreadnought. Not a single new reactor has yet received the same distribution.

Thus, Skipjack multipurpose submarines occupy a special place in stories American Navy. They were not the most numerous boats of their class and could not boast of military merit, but their value lay elsewhere. With the help of Skipjacks, a number of important decisions were worked out that determined the further development of nuclear submarine forces.
Author:
Photos used:
US Navy, Navsource.org
28 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. alma
    alma 8 July 2020 18: 13
    22
    For its time, the submarine was not bad. Thank you for the article.
  2. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 8 July 2020 18: 21
    +4
    Thank. As a land person, reading was interesting.
  3. Masha
    Masha 8 July 2020 18: 24
    +3
    The service of the remaining five Striped Tuna continued until the second half of the eighties, when they were completely obsolete morally and physically

    Not only boats are subject to deterioration, but also people ..... although the submarine is worthy of all respect ....
    1. Cowbra
      Cowbra 8 July 2020 19: 52
      -6
      Some people are not subject to wear - when there are cockroaches in the head, then there is nothing to wear:

      Well, the BatOn Rouge submarine. Then they will wash off the sailor
      December 24, 1983, Scott E. Smith was washed away by a storm when he tried to fix Christmas lights on the wheelhouse of a Baton Rouge submarine.

      Then they will load such a cartoon ... The military service ended with an acquaintance (close) with the Kostroma submarine, it’s good at least the living ones left:
      https://rg.ru/2020/02/11/v-shage-ot-gibeli-kak-kostroma-edva-ne-potopila-podlodku-vms-ssha.html
    2. Boa kaa
      Boa kaa 8 July 2020 20: 05
      10
      Quote: Masha
      although the submarine is worthy of all respect ....

      Maybe so ... But I, as a / m, am confused by the buoyancy reserve of this "hidden vessel" - only 49t !!! And if the AZ falls, if the PC or RGR breaks through, it will jam during the dive? A bubble in the nose is unlikely to help here ... The Yankees took great risks, abandoning the 2-reactor scheme for the sake of speed. Apparently the count was on "American quality and reliability." But when Thresher drowned and Scorpio did not surface, they raised X-rays of the submarine systems' pipelines - and were horrified! Everywhere there was a "linden". Maybe that's why Scorpio didn't return from the campaign?
      1. Masha
        Masha 8 July 2020 20: 16
        +2
        Sorry .... I didn’t specify .... for my time .... five out of six survived to the disposal .... just the time is up ....
      2. Undecim
        Undecim 8 July 2020 20: 17
        +4
        I already noted below that the author was clearly mistaken. The submarine displacement of boats of this type is 3513 tons.
        1. Boa kaa
          Boa kaa 8 July 2020 20: 56
          +7
          Quote: Undecim
          the author was clearly mistaken. The submarine displacement of boats of this type is 3513 tons.
          recourse "So trust people after that! I gave myself to him at the moon ... And he took ...." - well, etc.
          Sadly, now Cyril cannot be trusted. I have to check the whole digital ...
          Thank you for the clarification, but 438 tons of salary too - "it will not be enough"! only 12,46% ... yes
          But.
          1. Undecim
            Undecim 8 July 2020 21: 13
            +3
            Sadly, now Cyril cannot be trusted. Is this a joke?
            As for the buoyancy reserve, the boats of those years are much smaller than the modern ones.
      3. Fizik M
        Fizik M 10 July 2020 21: 44
        -1
        Quote: Boa constrictor KAA
        But when Thresher drowned and Scorpio did not surface, they raised X-rays of the pipelines of the submarine systems - and were horrified! Everywhere there was a "linden". Maybe that's why Scorpio didn't return from the campaign?

        after "Thresher" there was a massive rework
        including US - had interesting memoirs of the head of the EP NEA
        and "Scorpion" is MK37
    3. iouris
      iouris 8 July 2020 23: 44
      +2
      Quote: Masha
      Not only boats are subject to wear

      Only machine parts are subject to wear and aging. The systems are in one of the states: "good", "faulty" or "extreme".
  4. sevtrash
    sevtrash 8 July 2020 18: 31
    +1
    Did the scorpion sink from its own torpedo?
    1. Doctor
      Doctor 8 July 2020 18: 38
      +1
      Did the scorpion sink from its own torpedo?

      Not confirmed. When they found it, they examined it, more like an internal explosion.
      1. Fizik M
        Fizik M 10 July 2020 21: 46
        -1
        Quote: Arzt
        Not confirmed

        confirmed
        MK37
    2. Undecim
      Undecim 8 July 2020 18: 47
      +8
      Today there are six versions of the causes of the disaster. After a 1985 survey, a major explosion is hydrogen explosion when charging batteries.
      1. Undecim
        Undecim 8 July 2020 18: 59
        +8
        By the way, 1968 was a fateful year for submariners - four catastrophes - besides Scorpio, the Israeli submarine INS Dakar, the French submarine Minerve and the Soviet submarine K-129.
        1. Narak-zempo
          Narak-zempo 8 July 2020 22: 09
          0
          Cthulhu must have been disturbed.
      2. Fizik M
        Fizik M 10 July 2020 21: 45
        -1
        Quote: Undecim
        the main one is the explosion of hydrogen when charging batteries.

        delirium
        1. Undecim
          Undecim 11 July 2020 12: 19
          0
          Were you at the explosion?
    3. Fizik M
      Fizik M 10 July 2020 21: 45
      -1
      Quote: sevtrash
      Did the scorpion sink from its own torpedo?

      Yes
  5. Avior
    Avior 8 July 2020 18: 51
    +1
    The small sizes of boats in the photo are striking.
    1. Undecim
      Undecim 8 July 2020 19: 03
      +6
      Yes, it's cramped inside. This is the torpedo compartment.
      1. Avior
        Avior 8 July 2020 19: 15
        +1
        Somehow I got on a diesel engine, there was something more spacious in the torpedo :)
        True, there were empty racks.
        1. Undecim
          Undecim 8 July 2020 19: 24
          +4
          Looks more spacious without people.
    2. Boa kaa
      Boa kaa 8 July 2020 21: 05
      +6
      Quote: Avior
      The small sizes of boats are striking ...
      However, this did not bother the Yankees. They took and welded a 40-meter missile section with 16 launchers for the Polaris A-1 and received the George Washington SSBN - a new word in naval strategic weapons.

      Moreover, she is more humpbacked than our "Azuha".
  6. Undecim
    Undecim 8 July 2020 18: 55
    +7
    underwater displacement of 3124 tons (surface - 3075 tons)
    Here the author was clearly mistaken. The submarine displacement of boats of this type is 3513 tons.
    3124 is the surface displacement in American "short" tons.
  7. Alien From
    Alien From 8 July 2020 21: 13
    +1
    Thanks to the author, I learned a lot!
  8. walton
    walton 14 August 2020 13: 05
    0
    Thank you for the article! ... And for the comments! Yes, many of the design decisions of the project influenced the further development of the American submarine building. And the corpus is a separate topic.

Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)


Головной корабль USS Skipjack (SSN-585) во время спуска на воду. На заднем плане, вероятно, другая подлодка этой серии


В пятидесятых годах американское военное кораблестроение отрабатывало оптимальные варианты облика перспективных атомных подлодок. При помощи опытовых и серийных кораблей проверялись различные идеи, находившие затем применение в следующих проектах. Настоящим прорывом с такой точки зрения стал проект Skipjack. В нем были объединены лучшие наработки того времени, и это определило пути развития подводного флота на несколько десятилетий.

Объединяя идеи


Разработка перспективной многоцелевой АПЛ стартовала в первой половине пятидесятых годов. К новому кораблю предъявлялись особые требования. Заказчик хотел максимальные ходовые характеристики в подводном положении, современный комплекс бортового оборудования, возможность несения торпедного вооружения и т.д.

Поиск оптимального облика такой лодки потребовал некоторое время, и в итоге было решено использовать наработки по нескольким существующим проектам, дополнив их новыми идеями. Главными источниками решений становились проекты дизельных лодок Albacore и Barbel: с их помощью построили новый оригинальный прочный корпус.


Компоновка корабля. 1 — антенны ГАК; 2 — торпедный отсек; 3 — центральный пост; 4 — реакторный отсек; 5 — отсек вспомогательных агрегатов ЯЭУ, 5 — машинный отсек

Разработку ядерной энергоустановки с индексом S5W поручили компании Westinghouse. На стадии проработки систем движения возникли споры о необходимом количестве гребных винтов. «Консерваторы» требовали оставить традиционную двухвинтовую схему, тогда как сторонники прогресса предлагали использовать только один винт. В итоге субмарина стала одновальной, что давало ряд преимуществ.

Компоновка внутренних объемов создавалась на основе давно проверенных, недавно внедренных и совершенно новых идей. Это касалось как расположения отсеков, так и размещения отдельных постов, вооружений и т.д. Кроме того, предлагалось отказаться от ряда традиционных систем управления в пользу исполнительных механизмов с дистанционным контролем.

Готовый проект


В соответствии с готовым проектом АПЛ типа «Скипджек» («Полосатый тунец») представляла собой полуторакорпусный корабль длиной 76,7 м, шириной 9,55 м и подводным водоизмещением 3124 т (надводное – 3075 т). Как внешне, так и по характеристикам она должна была отличаться от существующих американских АПЛ и ДЭПЛ.


Высокопоставленные гости на центральном посту USS Skipjack

В проекте Skipjack использовали т.н. альбакоровский корпус – агрегат по типу разработанного для экспериментальной скоростной ДЭПЛ USS Albacore (AGSS-569), построенной в 1953 г. Корпус имел вытянутую каплевидную форму в виде «тела вращения» с минимумом выступающих деталей, что снижало сопротивление воды.

Сверху на корпусе имелось обтекаемое ограждение рубки. Носовые горизонтальные рули перенесли с корпуса на рубку, где они не вызывали вихрей, мешающих гидролокатору. Кроме того, такое расположение позволило увеличить площадь и эффективность рулей. В корме имелись горизонтальные и вертикальные стабилизаторы с рулями и единственный винт.

Внешние обводы лодки определялись преимущественно прочным корпусом. При этом носовой отсек и один из центральных имели уменьшенный диаметр и прикрывались легким корпусом. В пространстве между двумя корпусами находились балластные цистерны.


"Скипджек" в море

Руководствуясь опытом проекта Barbel, решили строить прочный корпус из стали HY-80 с толщиной деталей до 1,5 дюйма (38 мм). Такая конструкция позволяла погружаться на 210 м. Внутренние объемы разделялись переборками на пять отсеков. Первый вмещал торпедное вооружение, второй являлся жилым, в нем же был центральный пост. Сразу за ним располагался реакторный отсек. Кормовая половина корпуса разделялась на отсек вспомогательного оборудования ЯЭУ и машинное отделение.

Реактор S5W с турбозубчатым агрегатом выдавали мощность на валу до 15 тыс. л.с. При помощи одного винта АПЛ могла развивать скорость 33 узла под водой или 15 узлов на поверхности. Несмотря на не самые высокие характеристики ранних корабельных реакторов, практическая дальность плавания была неограниченной.


Вторая церемония закладки АПЛ USS Scamp (SSN-588), январь 1959 г.

Из проекта Barbel также взяли идею единого командного поста. В одном помещении расположили посты управления подлодкой, средствами разведки, вооружением и т.д. Для создания такого командного поста пришлось пересмотреть подходы к организации систем управления. Ранее часть систем управлялась непосредственно из центрального поста, для чего к нему подводились кабели и трубопроводы, – это усложняло конструкцию субмарины. Теперь те же операции осуществлялись исполнительными механизмами с дистанционным управлением.

Вооружение АПЛ Skipjack состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов в носовом отсеке. Аппараты скомпоновали так, чтобы они не мешали крупным антеннам гидроакустического комплекса. Боекомплект состоял из 24 торпед в аппаратах и на стеллажах в торпедном отсеке. Допускалось применение боеприпасов в обычном и ядерном исполнении.


"Скамп" на стадии строительства, июль 1959 г.

Штатный экипаж подлодки включал не менее 85-90 человек, в т. ч. от 8-12 офицеров (по мере службы и модернизации кораблей состав экипажей менялся). Для их размещения предусматривались отдельные каюты и кубрики в жилом отсеке. Автономность составляла несколько месяцев и зависела от запасов продовольствия.

Небольшой серией


Головную многоцелевую АПЛ нового типа, USS Skipjack (SSN-585), заложили 29 мая 1956 г. на заводе General Dynamics Electric Boat. Почти через два года подлодку спустили на воду, а в апреле 1959-го ее официально включили в состав ВМС США. Строительство оставшихся кораблей началось в 1958-59 гг. и осуществлялось параллельно с работами по АПЛ других типов. В ряде случаев это привело к затруднениям и задержкам.

Так, вскоре после закладки лодку USS Scorpion (SSN-589) решили достраивать по другому проекту – как стратегический ракетоносец USS George Washington (SSBN-598). Многоцелевую АПЛ «Скорпион» вскоре заложили вновь, и в 1960 г. она пополнила состав ВМС. Схожие затруднения возникли с подлодкой USS Scamp (SSN-588): задел для нее перевели на строительство АПЛ USS Theodore Roosevelt (SSBN-600). Из-за этого ее удалось заложить позже всех, в 1959 г., и передать заказчику только в 1961-м.


USS Shark (SSN-591) во время спуска, май 1960 г.

Всего силами четырех верфей в 1958-60 гг. было построено шесть субмарин типа «Скипджек» –Skipjack (SSN-585), Scamp (SSN-588), Scorpion (SSN-589), Sculpin (SSN-590), Shark (SSN-591) и Snook (SSN-592). Каждая из них обошлась флоту примерно в 40 млн. долл. (ок. 350 миллионов в нынешних ценах).

Служба и рекорды


В 1958 г. головной корабль новой серии вышел на испытания и вскоре показал все свои преимущества. USS Skipjack назвали самой быстрой подлодкой мира (но точные данные о скорости хода засекретили). В течение нескольких следующих лет ВМС получили еще пять таких АПЛ, что позволяло реализовать достигнутые преимущества.

АПЛ типа «Скипджек» несли службу на обоих побережьях США, а также на заморских базах. Они регулярно отправлялись в походы с целью поиска и обнаружения стратегических ракетоносцев вероятного противника или для сопровождения авианосных групп. Со второй половины шестидесятых подлодки неоднократно привлекались для работы вблизи вьетнамского ТВД. Там они использовались для прикрытия корабельных групп ВМС США.

Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)
USS Scorpion (SSN-589) в своем последнем боевом походе

В мае 1968 г. лодка USS Scorpion вела патрулирование в Атлантическом океане в районе Азорских островов и искала советские подлодки. В период 20-21 мая корабль не вышел на связь, после чего начались безуспешные поиски. Через две недели лодку и 99 моряков объявили предположительно пропавшими. В октябре океанографическое судно USNS Mizar обнаружило пропавшую подлодку в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине более 3 км.

В ходе изучения затонувшей лодки были выявлены различные повреждения прочного корпуса и других агрегатов. Выдвигались различные версии: от взрыва на борту до атаки вероятного противника. Однако истинные причины катастрофы так и остались неизвестными.


Снимок останков "Скорпиона"

Служба оставшихся пяти «Полосатых тунцов» продолжалась до второй половины восьмидесятых годов, когда они окончательно устарели морально и физически. В 1986 г. из боевого состава ВМС вывели лодку USS Snook, двумя годами позже – головную USS Skipjack. В 1990 г. последовательно отказались от трех оставшихся. С 1994 по 2001 г. все пять кораблей были утилизированы.

Наследие проекта


Многоцелевые атомные подлодки типа «Скипджек» имели ряд характерных отличий от других кораблей своего времени, и это давало серьезные преимущества. После проверки на испытаниях и на практике новые технические решения получили большое распространение. До сих пор подлодки ВМС США сохраняют определенную преемственность с давно списанными субмаринами типа Skipjack.

Главное наследие Skipjack – корпус. Обтекаемые обводы и конструкция из стали HY-80 активно использовались в дальнейшем, в т.ч. в проекте Los Angeles. Рубочные горизонтальные рули, имея важные преимущества перед корпусными, применялись в течение нескольких десятилетий. От них отказались только в современном проекте Los Angeles Improved.


Списанные подлодки в ожидании утилизации на заводе Puget Sound Naval Shipyard, 1996 г. По номерам можно узнать АПЛ USS Shark (591) и USS Snook (592)

Отдельные компоновочные решения, с теми или иными изменениями, до сих пор используются во всех проектах. Единый командный пост давно стал стандартом для подводного флота США. Отдельно следует отметить реактор S5W. Это изделие использовалось на 98 лодках восьми типов в ВМС США и на первой британской АПЛ — HMS Dreadnought. Ни один новый реактор пока не получил такого же распространения.

Таким образом, многоцелевые АПЛ Skipjack занимают особое место в истории американского флота. Они не были самыми многочисленными лодками своего класса и не могли похвастать боевыми заслугами, но их ценность заключалась в другом. С помощью «Скипджеков» отработали целый ряд важнейших решений, определивших дальнейшее развитие атомных подводных сил.
Автор:
Использованы фотографии:
US Navy, Navsource.org
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. alma 8 июля 2020 18:13 Новый
    • 22
    • 0
    +22
    Для своего времени, субмарина получилась неплохой. Спасибо за статью.
  2. Спасибо. Как сухопутному человеку, читать было интересно.
  3. Маша 8 июля 2020 18:24 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Служба оставшихся пяти «Полосатых тунцов» продолжалась до второй половины восьмидесятых годов, когда они окончательно устарели морально и физически

    Износу подвержны не только лодки, также и люди..... хотя субмарина достойна всякого уважения....
    1. Cowbra 8 июля 2020 19:52 Новый
      • 2
      • 8
      -6
      Некоторые люди износу не подвержены - когда в голове тараканы, то изнашивать нечего:

      Ну эт подлодка БатОн Руж. То у них матроса с концами смоет
      24 декабря 1983 г., Скот Э. Смит был смыт штормовой волной, когда пытался закрепить на рубке подводной лодки «Батон Руж» рождественские огни.

      То они вот такую мульку зарядят... Боевая служба закончилась знакомством(близким) с подлодкой "Кострома", хорошо хоть живые ушли:
      https://rg.ru/2020/02/11/v-shage-ot-gibeli-kak-kostroma-edva-ne-potopila-podlodku-vms-ssha.html
    2. Удав КАА 8 июля 2020 20:05 Новый
      • 10
      • 0
      +10
      Цитата: Маша
      хотя субмарина достойна всякого уважения....

      Может быть и так...Но меня, как в/м, смущает запас плавучести этого "потаенного судна" -- всего-то 49т !!! А если АЗ упадет, при пробоине ПК или РГР заклинит на погружении? Пузырь в нос тут вряд ли поможет... Янки здорово рисковали, отказавшись от 2-х реакторной схемы в угоду скорости. Видимо расчет был на "американское качество и надежность". Но когда утонул Трешер и Скорпион не вынырнул, подняли рентгеновские снимки трубопроводов систем ПЛА -- и пришли в ужас! Везде была "липа". Может быть поэтому-то и не вернулся Скорпион из похода?
      1. Маша 8 июля 2020 20:16 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Извините.... не уточнила.... для своего времени.... пять из шести дожили до утилизации.... просто время вышло....
      2. Undecim 8 июля 2020 20:17 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Я уже внизу отметил, что тут автор явно ошибся. Подводное водоизмещение лодок этого типа - 3513 тонн.
        1. Удав КАА 8 июля 2020 20:56 Новый
          • 7
          • 0
          +7
          Цитата: Undecim
          автор явно ошибся. Подводное водоизмещение лодок этого типа - 3513 тонн.
          recourse "Вот и верь после этого людям! Я ему отдалась при Луне...А он взял...." -- ну и т.д.
          Печально, теперь и Кириллу верить нельзя. Придется проверять всю цифирь...
          Вам спасибо за уточнение, но и 438 т ЗП тоже -- "маловато будет"! всего 12,46%... yes
          Однако.
          1. Undecim 8 июля 2020 21:13 Новый
            • 3
            • 0
            +3
            Печально, теперь и Кириллу верить нельзя. Это шутка такая?
            Что касается запаса плавучести, то у лодок тех лет он намного меньше, чем у современных.
      3. Fizik M 10 июля 2020 21:44 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Цитата: Удав КАА
        Но когда утонул Трешер и Скорпион не вынырнул, подняли рентгеновские снимки трубопроводов систем ПЛА -- и пришли в ужас! Везде была "липа". Может быть поэтому-то и не вернулся Скорпион из похода?

        после "Трешера" была массовая переделка
        в т.ч. У НАС - были интересные мемуары начальника ВП АСЗ
        а "Скорпион" - это МК37
    3. iouris 8 июля 2020 23:44 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Маша
      Износу подвержны не только лодки

      Износу и старению подвержены только детали машин. Системы находятся в одном из состояний: "исправное", "неисправное" или "предельное".
  4. sevtrash 8 июля 2020 18:31 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Скорпион вроде как от своей же торпеды затонул?
    1. Arzt 8 июля 2020 18:38 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Скорпион вроде как от своей же торпеды затонул?

      Не подтвердилось. Когда нашли - обследовали, больше похоже на внутренний взрыв.
      1. Fizik M 10 июля 2020 21:46 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Цитата: Arzt
        Не подтвердилось

        подтвердилось
        МК37
    2. Undecim 8 июля 2020 18:47 Новый
      • 8
      • 0
      +8
      На сегодня есть шесть версий причин катастрофы. После обследования 1985 года основной считается взрыв водорода при зарядке аккумуляторов.
      1. Undecim 8 июля 2020 18:59 Новый
        • 8
        • 0
        +8
        Кстати, 1968 год был своего рода роковым для подводников - четыре катастрофы - кроме Скорпиона еще израильская подводная лодка INS Дакар , французская подводная лодка Minerve и советская подводная лодка K-129.
        1. Narak-zempo 8 июля 2020 22:09 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Наверно, Ктулху потревожили.
      2. Fizik M 10 июля 2020 21:45 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Цитата: Undecim
        основной считается взрыв водорода при зарядке аккумуляторов.

        бред
        1. Undecim 11 июля 2020 12:19 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Присутствовали при взрыве?
    3. Fizik M 10 июля 2020 21:45 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: sevtrash
      Скорпион вроде как от своей же торпеды затонул?

      да
  5. Avior 8 июля 2020 18:51 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Бросаются в глаза небольшие размеры лодок на фото.
    1. Undecim 8 июля 2020 19:03 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      Да, внутри тесновато. Это торпедный отсек.
      1. Avior 8 июля 2020 19:15 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Как то я на дизельную попал, там и то просторнее в торпедном было:)
        Правда, там стеллажи пустые были.
        1. Undecim 8 июля 2020 19:24 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          Без людей просторней выглядит.
    2. Удав КАА 8 июля 2020 21:05 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      Цитата: Avior
      Бросаются в глаза небольшие размеры лодок...
      Однако это не смутило янки. Они взяли и вварили 40-метровую ракетную секцию с 16 ПУ для "Поларис А-1" и получили пларб "Джордж Вашингтон" -- новое слово в морских стратегических вооружениях.

      Причем, она -- горбатее, чем наша "Азуха".
  6. Undecim 8 июля 2020 18:55 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    подводным водоизмещением 3124 т (надводное – 3075 т)
    Тут автор явно ошибся. Подводное водоизмещение лодок этого типа - 3513 тонн.
    3124 - это надводное водоизмещение в американских "коротких" тоннах.
  7. Alien From 8 июля 2020 21:13 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Спасибо автору, много нового почерпнул!