Боевые корабли. На пути к совершенству

32

Сегодня речь пойдет о продолжении серии итальянских легких крейсеров типа «Кондотьери», серии Д, которая состояла из двух кораблей. Первым был «Эугенио ди Савойя» (в тексте – «Савойя») и «Эмануэло Филиберто Дюка Д’Аоста» (в тексте – «Аоста»).

Да простят мне такую вольность с именами, но имена не очень короткие, а упоминать придется часто.



Итак, «Кондотьери» четвертой серии, «Д». Не станем разбирать досконально их начинку, проще сказать, чем они отличались от кораблей предыдущей серии — «С», «Раймондо Монтекукколи». По сути, серия «Д» отличалась некоторыми улучшениями, которые можно таковыми считать.


Были изменены формы надстроек, дымовых труб, сдвинули к носу установки универсальных орудий. Увеличили толщину бронепояса и бронепалубы, но незначительно.

Однако изменения затронули водоизмещение. Значит, для сохранения установленной скорости требовалось увеличить мощность силовых установок. Это было сделано довольно эффективно.

Более того, именно удачные двигательные установки породнили крейсера серии «Д» с советским флотом. Первая силовая установка крейсера «Эугенио Савойя» не была установлена на корабль, а отправлена в СССР и стала ГЭУ нового крейсера проекта 26 «Киров». А для «Савойи» изготовили дубликат. А второй корабль серии, «Аоста», и вовсе вошел после войны в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Стандартное водоизмещение «Аосты» равнялось 8 450 т, «Савойи» — 8748 т, водоизмещение в полном грузу 10 840 и 10 540 тонн соответственно. Крейсера имели наибольшую длину 186 м, 180,4 м по конструктивной ватерлинии и 171,75м между перпендикулярами, ширину 17,53 м, осадку при стандартном водоизмещении — 4,98 м.

Бронирование немного изменили. Цитадель формировалась из 70-мм главного броневого пояса, который был одинаковой толщины по всей длине, и 20-мм верхнего пояса. Толщина противоминной переборки была увеличена до 35 мм в средней части и 40 мм в районе погребов.

Цитадель замыкали переборки толщиной 50 мм. Главная палуба имела толщину 35 мм, верхняя палуба — 15 мм. Прикрыли 30-мм броней отделения дизель-генераторов и осушительных насосов.

Была усилена защита верхней части барбетов до 70 мм, лобовых плит башен — до 90 мм, стенок и крыши — до 30 мм.

В целом, несмотря на то, что броня была увеличена, по-прежнему от снарядов 203-мм она не защищала даже теоретически, а от 152-мм орудий-одноклассников — номинально и с оговорками.

Толщина бронирования выросла, но весьма незначительно, поэтому положения с зонами свободного маневрирования осталось на прежнем уровне: под огнем 203-мм орудий она отсутствовала, а под огнем 152-мм орудий была слишком мала.

С энергетической установкой все обстояло так: на «Савойе» установили котлы от «Ярроу», на «Аосте» — от «Торникрофта». Турбины тоже различались: «Савойя» имел турбины от «Белуццо», а «Аоста» от «Парсонса».

Корабли обязаны были развивать по проекту скорость 36,5 узла при мощности механизмов 110000 л.с.

Однако на испытаниях «Аоста» при водоизмещении 7 671 т развил скорость 37,35 узла при мощности механизмов 127 929 л.с. «Савойя» при водоизмещении 8 300 тонн и мощности механизмов 121 380 л.с. развил скорость 37,33 узла.


В условиях нормальной эксплуатации крейсера стандартно развивали скорость полного хода 34 узла, дальность плавания 3 400 миль со скоростью 14 узлов.

Артиллерийское вооружение было идентично крейсерам ранних типов, за исключением того, что крейсера типа «Д» сразу получили в качестве ПВО 37-мм автоматы от «Бреда». 8 автоматов в четырех спаренных установках. 13,2-мм пулеметы присутствовали в количестве 12 единиц, в шести спаренных установках.



Система управления огнем полностью повторяла установленную на крейсерах типа «Монтекукколи».


В противолодочное вооружение входили два бомбосбрасывателя и два бомбомета, минное вооружение состояло из двух минных рельсов, а число мин, принимаемых на борт, варьировалось в зависимости от их типа, противоминное вооружение включало 2 паравана.

Авиационное вооружение состояло из катапульты и гидросамолета-разведчика «RO.43». Гидросамолетов по плану должно было бы быть два, но на борт брали один и размещали его сразу на катапульте.


Модернизации, которые проводились на крейсерах, были существенны, хотя с момента вхождения в строй в 1935 году и до 1943 года корабли прослужили в начальной комплектации.

В 1943 году на крейсерах демонтировали торпедное вооружение, убрали катапульты, сняли 13,2-мм пулеметы. Вместо всего этого каждый корабль получил по 12 одноствольных 20-мм зенитных автоматов. Это довольно прилично усилило ПВО крейсеров.

А на «Аосте» к тому же установили итальянскую РЛС «Гуфо». РЛС, честно говоря, не блистала, потому после перемирия была заменена на американскую РЛС типа «SG».

«Еугенио ди Савойя», кстати, — тезка немецкого тяжелого крейсера «Принц Ойген». Корабли были названы в честь одного и того же человека, немцы оказались пощедрее.


Справедливости ради отметим, что Евгений, принц Савойский (1663-1736), стал одним из величайших австрийских военачальников за всю историю.

По традиции крупные корабли итальянского флота имели собственные девизы. У крейсера он звучал как «Ubi Sabaudia ibi victoria» («Где Савойя, там победа»). Девиз был начертан на возвышенном барбете башни № 3.

С началом поставок немецких мин в марте-апреле 1941 г. на крейсере установили два дополнительных минных рельса параллельно существующим. После этого корабль мог брать на борт 146 мин типа ЕМС или 186 типа UMA (противолодочных). Кроме того, имелась возможность принимать мины типов G.B.1 и G.B.2 — по 380 или 280 штук соответственно. Для компенсации веса были сняты кормовые якоря.

Служба



После вступления в строй корабль занимался обычной подготовкой экипажа, принимая участие в парадах, походах и учениях. Боевая работа началась тогда, когда в Испании разразилась Гражданская война.

В январе-феврале 1937 г. «Савойя» участвовал в двух миссиях по доставке генералу Франко личного состава и техники.

13 февраля 1937 г. крейсер вышел из Ла-Маддалены курсом на Барселону. Перед выходом командующий соединением приказал закрасить серой краской название корабля и снять все спасательные круги, на которых оно было написано, чтобы при случайном падении в воду они не выдали национальной принадлежности.

В 9 километрах от Барселоны крейсер лег в дрейф и, уточнив координаты, открыл по городу огонь главным калибром. За неполные 5 минут было выпущено семьдесят два 152-мм снаряда. Целью был авиационный завод, но по заводу итальянцы не попали, зато разрушили в городе несколько жилых домов. Погибло 17 человек. Береговые батареи открыли ответный огонь, но снаряды легли с большим недолетом.


Нужно отметить, что названия кораблей, участвовавших в бомбардировке мирных городов, довольно долго сохранялись в секрете. В испанской литературе обстрелы долгое время приписывались итальянскому крейсеру «Армандо Диаз» или даже франкистскому «Канариас».

Однако офицеры британских линкоров «Ройял Оук» и «Рамиллиес», в ту ночь стоявших на якоре близ Валенсии, точно опознали нападавшего.

Вскоре произошел инцидент с подводной лодкой «Ирида» под командованием капитан-лейтенанта Валерио Боргезе. Будущий командир подводного спецназа Италии по ошибке выпустил торпеду в британский эсминец, приняв его за республиканский. После этого итальянцы отказались от активного участия надводного флота в боевых действиях.

Вместо войны «Савойю» и «Аосту» было решено отправить в популистское кругосветное путешествие. Оно должно было показать всему миру достижения Италии в кораблестроении. Кругосветки не получилось, потому как уже началось общее предвоенное напряжение во всем мире, а в Китае уже вовсю шла война.


Тем не менее, крейсера посетили Дакар, Тенерифе, Ресифи, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Вальпараисо и Лиму. Но вместо перехода по Тихому океану и вояжей по странам Азии корабли через Панамский канал вернулись обратно в Италию.

Визит в Южную Америку принес определенные результаты. Корабли посетили президенты четырех стран, генерал-губернаторы колоний (пять), министры всех стран оптом и около полумиллиона интересующихся обычных граждан.


Днем 10 июня 1940 г. экипаж крейсера был ознакомлен с объявлением войны Великобритании и Франции, а вечером крейсер вместе с тремя другими кораблями 7-й дивизии и тяжелыми крейсерами «Пола», «Больцано» и «Тренто» вышел на прикрытие постановки мин в Тунисском проливе.

Повоевать с французами, извечными соперниками, не удалось. Франция быстро закончилась на суше.

В течение 1940-41 годов крейсер принимал участие в прикрытии ливийских конвоев. Участвовал в сражении про Пунта-Стилло. Безрезультатно, как, впрочем, все итальянские крейсера.

«Савойя» вместе с другими кораблями принимал участие в операциях против Греции в конце 1940 года, обстреливая главным калибром позиции греческих войск.

В апреле-июне 1941 «Савойя» принял участие в крупнейшей постановке мин у побережья Триполи. Итальянские корабли выставили заграждения числом свыше двух тысяч мин разных видов.


Данная постановка оказалась самой успешной операцией итальянского флота за всю войну: 19 декабря 1941 г. здесь погибли британские крейсер «Нептун» и эсминец «Кандагар», а крейсер «Аврора» был очень сильно поврежден.

Окрыленные таким успехом, итальянцы решили выставить еще одно заграждение — под кодовым названием "В". Однако действия британской эскадры сорвали постановку мин, и заграждение «В» так и не было выставлено.


Постановка мин в Тунисском заливе


В течение 1941 года крейсер сперва находился в ремонте, затем сопровождал конвои в Африку.

В мае 1942 года положение британских войск на Мальте стало совсем печальным. Не хватало всего, и британское командование решило отправить одновременно два конвоя: из Гибралтара (операция «Гарпун») и Александрии (операция «Вигорэс»). По замыслу британцев это заставило бы итальянский флот разделить свои силы, соответственно, один из конвоев мог бы проскочить вообще безнаказанно.

То, что произошло, получило название битвы у острова Пантеллерия, или «Битвы середины июня».


Главные силы итальянского флота пытались обнаружить конвой «Вигорэс», но не сильно преуспели в этом. А вот со вторым конвоем, «Гарпун», история получилась весьма поучительная.

5 транспортов конвоя непосредственно прикрывали крейсер ПВО «Каир», 5 эсминцев, 4 миноносца, 3 тральщика и 6 сторожевых катеров.

Дальнее прикрытие осуществляла Гибралтарская эскадра из линкора «Малайя», авианосцев «Игл» и «Аргус», 3 крейсеров и 8 эсминцев.

Итальянские торпедоносцы потопили один транспорт и повредили крейсер «Ливерпуль», который пошел в ремонт в сопровождении двух эсминцев.

В районе острова Пантеллерия дальнее прикрытие легло на обратный курс, и до Мальты конвой должен был идти только с силами основного прикрытия.

На перехват вышли 4 крейсера и 4 эсминца: все, что смогли наскрести в Супермарине. И отряд смог обнаружить корабли конвоя. С «Савойи» был запущен разведчик, который, правда, не успел ничего передать, его сбили «Бофайтеры». Но даже так итальянцы смогли найти конвой.

Артиллеристы итальянских крейсеров показали, что умеют. Вторым залпом накрыли «Каир», четвертым – один из транспортов. Британцы не могли ответить, поскольку их 120-мм и 105-мм орудия просто не могли тягаться с итальянскими, прилично работавшими на дистанции в 20 км.

И британские эсминцы пошли в атаку на итальянские крейсера. А что еще им оставалось делать? Вообще, в этом плане британские моряки были те еще отморозки в хорошем смысле этого слова. Точно так же «Арден» и «Акаста» шли в атаку на «Шарнхорст» и «Гнейзенау», уничтожавших «Глориес», хотя было понятно, что эсминцам не светит ничего, кроме героической гибели.

Пять британских эсминцев против четырех крейсеров и четырех эсминцев Италии. «Савойя» и «Монтекукколи» сосредоточили огонь на них.


Бой очень быстро перешел в категорию свалки. Стрельба велась фактически в упор по военным меркам, то есть на расстоянии 4-5 км, когда промахнуться можно, но сложно. В ход у обеих сторон пошли даже зенитные автоматы.

«Савойя» очень серьезно повредил флагманский эсминец «Бедуин». 11 попаданий 152-мм снарядов лишили корабль хода, разворотили надстройку, пришлось затапливать носовой погреб, в котором начался пожар, и в довершение всего итальянцы вывели из строя обе турбины. Снаряды с «Бедуина» разнесли медотсек крейсера и убили двух врачей.


"Савойя" ведет огонь в районе о. Пантеллерия

«Монтекукколи» успешно отстрелял по ЭМ «Партридж», который тоже потерял ход.

В целом у итальянцев дебют вполне получился.


Дальше британцы смогли хорошо повредить один из эсминцев, но сражение начало выдыхаться. Виной были весьма искусно поставленные дымзавесы, которые из-за отсутствия ветра фактически закрыли от итальянцев цели. Британцы этим воспользовались и начали срочный отход на север, а итальянцы не сразу разгадали суть маневров противника и пошли несколько не туда.

А потом прилетели бравые парни из Люфтваффе и для начала потопили транспорт «Чант». Три прямых попадания, и пароход быстро затонул. Танкер «Кентукки» тоже не обошли вниманием, и он потерял ход. Пришлось его брать на буксир одному из тральщиков.

Учитывая, что в охранении транспортов остались только тральщики и катера, можно сказать смело, что пилоты Ju-87 занимались учебным бомбометанием.

Затем противники временно потеряли друг друга, и британцы сделали весьма оригинальный ход: неповрежденные суда и корабли рванули на Мальту, а поврежденные… А поврежденные были обнаружены итальянцами.

Британский крейсер «Каир» и три оставшихся эсминца на полном ходу пошли навстречу итальянцам, но пока они спешили на помощь, итальянские корабли спокойно расстреляли два поврежденных транспорта и повредили тральщик. А потом, догнав «Партридж» и «Бедуина», отправили второго на дно при участии итальянских торпедоносцев.


Тонущий ЭМ "Бедуин"

«Партридж» сумел оторваться и уйти в Гибралтар. «Каир» с эсминцами тоже развернулся, поскольку помогать было уже некому.


Британские корабли ставят дымовую завесу около о. Пантеллерия

Итальянцы с чувством выполненного долга пошли на базу. Это было нормально, поскольку расход боекомплекта на крейсерах достигал 90%.

Стоит сказать, что конвой хоть и дошел до Ла-Валлетты, но потерял на итальянских минах эскортный миноносец, два эсминца, тральщик и транспорт были повреждены.

В общем, поле боя осталось за Супермариной.



Дальше для итальянского флота наступили тяжелые времена. Корабли фактически застряли в базах из-за нехватки топлива. Выходы в море были крайне редкими, боевые операции фактически не проводились.

После заключения перемирия «Савойе» не повезло. Крейсер перевели в Суэц и там он выполнял роль мишени для британских торпедных катеров и самолетов. С 1 января 1945 года корабль официально вывели в резерв.


Далее произошла смена флага, так как «Савойя» попал под раздел. Итальянский флот победившие стороны делили между собой. Так крейсер оказался в ВМФ Греции.

Кстати, не самый плохой вариант, потому что на греческой службе «Элли», которым стал «Савойя», прослужил аж до 1965 года. По настоянию итальянской стороны особо оговаривалось, что корабль не является военным трофеем, а передается в качестве компенсации за греческий крейсер «Элли», потопленный итальянской подводной лодкой задолго до объявления войны между этими странами.


На протяжении восьми лет «Элли» являлся флагманским кораблем командующего греческим флотом. Неоднократно на нем совершал морские вояжи король Греции Павел. Активная служба закончилась в 1965 году, «Элли» был исключен из состава флота. Но разобрали его только в 1973 году, а до этого момента корабль успел послужить еще и плавучей тюрьмой после успешного восстания «черных полковников».

«Эмануэле Филиберто Дука д’Аоста»



Крейсер был назван в честь знаменитого итальянского военачальника — Эмануэле Филиберто, принца Савойского, герцога Аосты (1869-1931). Герцог командовал 3-й итальянской армией в годы Первой мировой войны. Маршал Италии.

Девиз корабля — «Victoria nobis vita» («Победа — наша жизнь»), наносился на возвышенный барбет башни № 3.

Боевую службу крейсер начал во время Гражданской войны в Испании, сперва выполняя роль стационара, затем вывозя граждан на родину, а потом дело дошло и до реальных боевых действий.

14 февраля 1936 года «Аоста» подошел на 6 миль к Валенсии и открыл огонь по железнодорожной станции. В течение восьми минут крейсер выпустил 125 снарядов в 32 залпах. Были разрушены железнодорожные пути, станционные постройки, несколько снарядов случайно попали на территорию городской больницы и уничтожили столовую детского госпиталя Красного Креста.

Среди мирного населения имелись жертвы: 18 убитых, 47 раненых. После четвертого залпа ответную стрельбу начали республиканские береговые батареи и стоявшие на рейде боевые корабли. Стрельба была неточной, но несколько снарядов легли неподалеку от «Аосты». Осколками легко повредило одну из кормовых башен, а один снаряд небольшого калибра попал в корму, разбив шлюпбалку.

«Аоста» поставил дымовую завесу и ретировался.

Вместе с «Савойей» должен был участвовать в кругосветном плавании, но дело ограничилось вояжем в Южную Америку. Хотя цель (демонстрация перед постоянными заказчиками Бразилией, Уругваем, Аргентиной), в принципе, была выполнена.

С началом Второй мировой войны принимал участие во всех операциях 7-й дивизии крейсеров. Участник боя у Пунта-Стило, хотя не сделал ни одного выстрела.


В 1941 году вместе с «Савойей» и остальными крейсерами дивизии «Аоста» принял участие в крупнейшей и эффективнейшей для итальянского флота минной постановке у Триполи.

Боевые корабли. На пути к совершенству

Во времена конвойного противостояния в Средиземном море «Аоста» принимал участие в первом бою в заливе Сирт. Примерно с тем же успехом, что и Пунта-Стило.

В 1942 году крейсер по-прежнему принимал участие в конвойных операциях. Точкой экстремума стала операция против конвоя «Вигорэс», шедшего из Александрии на Мальту.


В принципе, все заслуги по нейтрализации конвоя принадлежали авиации и торпедным катерам, участие крейсеров было минимальным. Британцы потеряли потопленными два судна и эсминец «Хэйсти», а крейсер «Ньюкасл» получил очень тяжелые повреждения. Итальянцы лишились тяжелого крейсера «Тренто», который был подбит торпедоносцами и добит подводной лодкой.

Можно сказать, что с задачей немецко-итальянские силы справились, поскольку конвой «Вигорэс» отказался от идеи прорыва на Мальту и развернулся на обратный курс. До своего возвращения в Александрию англичане потеряли от ударов с воздуха эсминцы «Нестор» и «Айредейл», а подводная лодка U-205 потопила крейсер «Хермайони».

После заключения перемирия «Аоста» ушел на Мальту вместе с остальными силами итальянского флота. Кораблю повезло, и его назначили в группу противодействия немецким силам прорыва в Атлантике. Был составлен отряд итальянских кораблей из крейсеров «Аоста» и «Абруцци» и эсминцев «Легионер» и «Альфредо Ориани». Корабли базировались на Фритаун и занимались патрулированием в указанных районах.

«Аоста» совершил семь патрулирований, после чего был возвращен в Италию.


Тут можно рассказать, что команда «Аосты» заслужила репутацию весьма буйного и невыдержанного экипажа, причем настолько, что матросам запретили сходить на берег в иностранных портах. Драки экипажа «Аосты» с моряками других национальностей стали своеобразной визитной карточкой крейсера.

После патрулирований «Аосту» использовали в качестве транспорта для доставки военнослужащих и гражданских в Европу.


10 февраля 1947 г. в Париже начала работу военно-морская комиссия четырех держав, занимавшаяся вопросами раздела кораблей проигравших держав.

Согласно жеребьевке, «Аоста» достался Советскому Союзу. 12 февраля 1949 г. крейсер был исключен из состава итальянского флота и получил номер Z-15. В документах советской стороны крейсер первоначально значился под названием «Адмирал Ушаков», позже — «Одесса» и лишь накануне приемки получил имя «Керчь». Но с момента подписания соглашений и до поднятия на корабле советского флага прошло целых полтора года.

Мало того что итальянцы не спешили, они еще и не выполнили всех условий по комплектации корабля. Кроме того, крейсер требовал капитального ремонта силовой установки и общего ремонта среднего порядка.


Командование Черноморского флота очень долго думало, что делать с крейсером. Вложения денег и ресурсов обещали быть просто огромными. Планы были весьма обширными, но их несколько раз корректировали. В итоге получилось следующее:
— итальянские средства ПВО заменили на 14 отечественных автоматов 37-мм (4x2 установки В-11 и 6x1 70-К);
— торпедные аппараты установили отечественные, 533-мм;
— почти полностью заменили вспомогательные механизмы на отечественные;
— провели капремонт ТЗА.

Далее были проведены работы по максимальной унификации корабля с крейсерами проекта 26 и 26 бис. Главный калибр решили сохранить, а остальное вооружение решили заменить. Однако вынужденная экономия средств привела к тому, что «Керчь» был отнесен к категории кораблей, подлежащих поддержанию в строю только текущими ремонтами без модернизаций.

В результате корабль закончил ремонт в мае 1955 г. с прежним составом вооружения, что существенно снизило его боевое значение. Достаточно сказать, что на нем так и осталась единственная американская РЛС SG-1, лишь позже была установлена аппаратура опознавания «Факел-М» и навигационная РЛС «Нептун».

После ремонта «Керчь» входил в состав бригады, а затем — дивизии крейсеров Черноморского флота.


"Керчь" на стоянке в Севастополе

Но катастрофа линкора «Новороссийск» поставила крест на дальнейшем использовании крейсера. Доверия к кораблю не было, и потому его в 1956 году перевели в учебный корабль, а в 1958 – в опытовое судно ОС-32.

Жаль, потому что крейсер реально мог служить еще довольно долго и без особых проблем. Но в 1959 году его окончательно разоружили и сдали на металл.

Что можно сказать о крейсерах типа «Д»? Они стали ветеранами. Слово «ветеран» имеет латинское происхождение и означает «выживший». Корабли реально прошли всю войну, принимали участие во всех значимых операциях Супермарины, и, как говорится, умерли своей смертью.

Это свидетельствует о том, что проект все-таки довели до ума.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    9 июля 2020 18:05
    Спасибо за интересный цикл статей. Ждём продолжения о других, включая отечественные, крейсерах.
  2. -1
    9 июля 2020 18:18
    Сначала посмотрел кто автор, только потом прочел и как всегда интересно и содержательно, спасибо.
  3. 0
    9 июля 2020 18:33
    70мм брони? У ранних танков КВ было 75, а они не встречали ничего подобного главным калибрам не то что крейсеров, а даже эсминцев. Эти 70мм даже зенитка, хоть немецкая 88мм, хоть советская 85мм надежно пробьет. И у англосаксов наверно подобные зенитки были. Где-то я читал, что бронирование кораблей выбиралось так, чтоб оно имело шанс выдержать собственный главный калибр. А тут без шансов.
    1. +5
      9 июля 2020 19:04
      belay ... laughing !
      Вы не равняйте дуэль танков со сражением кораблей на море no На море на стойкость брони влияют не только применяемый по ней калибр снарядов,но и дистанция боя, угол встречи снаряда с броней. Потому ну чисто теоретически даже 70мм броня способна держать 152мм снаряд на больших дистанциях. yes hi
    2. +8
      9 июля 2020 19:04
      Цитата: Наган
      Эти 70мм даже зенитка, хоть немецкая 88мм, хоть советская 85мм надежно пробьет.

      С 10 км пробьёт? :)

      Цитата: Наган
      А тут без шансов.

      Считалось, что основными противниками будут ЭМ, ведущие огонь фугасами.
      А, к примеру, гомогенная броня Wh толщиной 60-мм не пробивалась 150-мм фугасом на дистанциях более 4500 м.
    3. +5
      9 июля 2020 19:13
      Цитата: Наган
      70мм брони? У ранних танков КВ было 75, а они не встречали ничего подобного главным калибрам не то что крейсеров, а даже эсминцев. .


      Не надо путать теплое с мягким и тогда станет понятно, что для своего водоизмещения и максимальной скорости эти корабли имели приемлимое бронирование.

      Эти 70мм даже зенитка, хоть немецкая 88мм, хоть советская 85мм надежно пробьет.


      Пробьет если будет стрелять с дистанции 1-1,5 км. Только легкие крейсеры это не танки и при приелимой видимости могут палить друг в друга на дистанции не 1-1,5 км. а на много больше 10 км. где 88 мм. пробъет не 10 мм., а хорошо если 20-25 мм.

      И у англосаксов наверно подобные зенитки были. Где-то я читал, что бронирование кораблей выбиралось так, чтоб оно имело шанс выдержать собственный главный калибр. А тут без шансов


      Где то читал да забыл про что именно читал. В следующий раз читайте внимательнее и попытайтесь понять о чем именно идет речь. Легкий крейсер это никак не линкор.
    4. +4
      9 июля 2020 19:57
      Цитата: Наган
      Где-то я читал, что бронирование кораблей выбиралось так, чтоб оно имело шанс выдержать собственный главный калибр. А тут без шансов.

      Возьмём для примера английское орудие 6"/50 BL Mark XXIII, расчетное пробитие 76мм на дистанции 11400м. Пояс 70мм + за ним 35мм противоосколочная переборка+ снаряды не всегда приходят в броню под углом 90°, а часто с более острых курсовых углов - поэтому шансы есть шансы на не пробитие пояса, и на относительно "безвредный" взрыв БР-снаряда в пространстве между поясом и противоосколочной переборкой.
    5. +3
      9 июля 2020 21:08
      Пробьет бронебойным с небольшой дистанции, у него заброневое действие не очень большое. Для маленького объема танка этого в целом достаточно, но для боевого корабля- не очень.
      К тому же внешние помещения как правило вспомогательные, не сильно влияющие на боеспособность корабля. Так указывалось об убитых врачах в санчасти.
    6. 0
      9 июля 2020 22:05
      Цитата: Наган
      Где-то я читал, что бронирование кораблей выбиралось так, чтоб оно имело шанс выдержать собственный главный калибр. А тут без шансов.

      Примерно так и есть. А минимальной броней способной выдержать фугас в 6" считались 76 мм. Так что бронирование и впрямь недостаточное. Разве что против тогдашних эсминцев с их 100-120 мм пушками.
  4. +3
    9 июля 2020 18:57
    «Еугенио ди Савойя», кстати, — тезка немецкого тяжелого крейсера «Принц Ойген». Корабли были названы в честь одного и того же человека, немцы оказались пощедрее.

    Немцы оказались политиками: первоначально Kreuzer J должен был зваться "Тегеттхофф", но, чтобы не обижать новообретённого союзника, назвали корабль в честь австро-итальянца принца Ойгина фон Савойена.

    С началом поставок немецких мин в марте-апреле 1941 г. на крейсере установили два дополнительных минных рельса параллельно существующим.

    Опять та же ошибка, что и в прошлый раз. :)
    На итальянских крейсерах минные рельсы были съёмные.
  5. 0
    9 июля 2020 19:47
    Разве не Реджимарина?
  6. 0
    9 июля 2020 19:54
    Однако береговая артиллерия у республиканцев была посредственной :"после четвёртого залпа ответную стрельбу начали республиканские береговые батареи." Где-то я читал,что среди артиллеристов было много анархистов, а какая может быть слаженность действий у анархистов?
    1. +2
      9 июля 2020 21:09
      Цитата: V I P
      а какая может быть слаженность действий у анархистов?

      Как глубоко въелись стереотипы... :)
  7. +1
    9 июля 2020 20:32
    Случайно "забрела" в раздел"вооружение " ,а тут Роман с крейсерами . Я привыкла,что он рассказывал о ленд-лизе из музея в Верхней Пышме, когда он прервал рассказ Верхней Пышме и я почти забыла этот раздел
    "за греческий крейсер"Элли" ,потопленный итальянской подводной лодкой задолго до объявления войны ." Это значит итальянцы пиратством занимались?
    У греков крейсер утопили , у английчан ещё без объявления войны .
    Однако макаронники борзели не по детски
    1. 0
      9 июля 2020 21:20
      15 августа 1940 года. В этот день православная Греция празднует Успение Богородицы и главное празднование происходит на острове Тинос, в Церкви Благовещения. По традиции ВМФ присылал на остров корабль, экипаж которого являлся почётным караулом при выносе чудотворной иконы Богородицы. В 1940 году эта честь была предоставлена старому крейсеру «Элли», который встал на якоре на рейде Тиноса.

      Именно в этот день, в мирное время, итальянская подлодка «Дельфино» атаковала на рейде Тиноса «Элли». По «Элли» были выпущены три торпеды, одна из которых поразила крейсер в районе котельного отделения, что вызвало пожар и потопление корабля. Погибли девять младших офицеров и моряков, 24 были ранены. Итальянская подлодка попыталась также торпедировать пассажирские суда «Элси» и «Эсперос», но выпущенные по ним торпеды лишь повредили часть причала.

      Торпедирование и потопление у причала, в мирное время, «неопознанной» подводной лодкой старого крейсера, было, по выражению (после войны) итальянского посла в Афинах, Эмманнуэле Грацци, «гнусной акцией», против не имеющего военного значения корабля[6]:136.

      Греция была нейтральной,но Муссолини испугавшись слухов о появлении там британских кораблей, приказал торпедировать корабли и суда, чтобы припугнуть греков.
  8. +6
    9 июля 2020 20:33
    С энергетической установкой все обстояло так: на «Савойе» установили котлы от «Ярроу», на «Аосте» — от «Торникрофта». Турбины тоже различались: «Савойя» имел турбины от «Белуццо», а «Аоста» от «Парсонса» -
    Уже в который раз автор, когда доходит дело до технических подробностей, пишет ерунду.
    На итальянских кораблях силовые установки (и котлы, и турбины) были итальянского же производства, на Eugenio di Savoia "от Ansaldo", а на Duca d'Aosta - "от OTO Livorno".
    На Eugenio di Savoia были установлены традиционные для итальянского флота котлы системы Ярроу, Duca d'Aosta, единственный из итальянских легких крейсеров межвоенной постройки имел котлы Торникрофта.
    Турбины на обеих крейсерах были многоступенчатые, реактивные. На Eugenio di Savoia - типа Парсонса, на Duca d'Aosta - Belluzzo/Parsons.
    Отличие - в турбинах Belluzzo/Parsons ступени заднего хода были интегрированы в ступени среднего и низкого давления, в то время как в турбинах Парсонса — только низкого.
    1. +4
      9 июля 2020 20:44
      Виктор Николаевич, спасибо Вам,что поправили автора. Ваши комментарии-дополнения очень нужны. Некоторые авторы забываки, а некоторые халтурщики и Вы всегда к месту
    2. +2
      9 июля 2020 21:31
      В Н..Как всегда с толковым дополнением.
      Ей богу авторам надо 1% гонорара отчеслять Вам. Вы отлично дополняете
  9. +2
    9 июля 2020 20:38
    Частично повторю свой комментарий из предыдущей статьи цикла.
    Как говорится в моем любимом постсоветском фильме : "Я горе Выше разделить готов, но по пунктам".
    Пункт первый. "Савойи" избыточны.
    Достаточно сравнить тип "Монтеккуколи" и тип "Ла Галиссоньер". Француз идеален.
    Водоизмещение : француз - 7600 т., итальянец -7431 т.
    Масса брони : француз - 1460,25 т., итальянец -1368 и 1376 т.
    Масса КТУ : француз - 1369,5 т., итальянец - 1426-1415 т.
    При этом француз лучше вооружен и лучше бронирован.
    То есть, даже в этом стандартном водоизмещении итальянцам есть куда совершенствоваться.
    Например, отказаться от второй вертикальной броневой преграды и увеличить толщину палубы. Хотя бы, до толщины палубы француза. А немного дозагрузив, увеличить и толщину пояса.
    Нет никакой необходимости увеличивать стандартное водоизмещение на 900 т.
    Пункт второй. "Гарибальди" - тяжелый случай.
    Уникальные легкие крейсера,ни в одном другом флоте ничего подобного не было.
    Сможет ли автор понять,в чем уникальность, и сможет ли об этом рассказать.
    1. 0
      11 июля 2020 06:18
      Для этого надо иметь знания, а есть у автора соответствующие знания? Вы в этом сомневаетесь
  10. +2
    9 июля 2020 21:27
    Цитата: Macsen_Wledig
    Цитата: V I P
    а какая может быть слаженность действий у анархистов?

    Как глубоко въелись стереотипы... :)

    Стериотипы или идеологические штампы очень живучи.
    А по сути он прав: артиллерия республиканцев оказалась слабой. Впрочем и макаронники оказались"жидковаты": осколками поцарапать башню и они сразу ходу. Наверное подумали,что прямое попадание?
  11. 0
    10 июля 2020 10:44
    Спасибо за статью, Роман!
    Повторюсь, все что относится к Кондотьери С плавно перетекает на кондотьери D.
    Водоизмещение есть функция боевых качеств, а не самоцель.
    Если количество закладываемых кораблей меньше, чем у противника, необходимо, чтобы их боевые качества были индивидуально выше.
    Так что С и D должны были быть бледным подобием "Чапаева" - если хотите - его предтечей.
    Двенадцать шестидюймовок в четырех башнях, восемь "соток" в четырех установках, количество торпедных труб - по вкусу. Бронирование и силовая установка - вполне на уровне.
    Оценка нагрузок показывает рост водоизмещения на 1000 Т и падение скорости на 1 узел.
    Но главное: таких крейсеров должно было быть построено не четыре, а восемь для исправления ситуации с серией А (да, пожалуй, и с В).
    1. +1
      10 июля 2020 12:12
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Так что С и D должны были быть бледным подобием "Чапаева" - если хотите - его предтечей.

      Не путайте тёплое с мягким... :)
      "Кондотьеры" - это крейсера, порождённые Римским пактом (по сути персональным 1-м Лондоном для Франции и Италии), КРЛ пр. 68 - это внедоговорные корабли, некоторым аналогом которых можно считать американские "кливленды" или непостроенные британские "нептуны"
      1. 0
        10 июля 2020 13:10
        Все реальные корабли - внедоговорные, все мухлюют. Так, что длина +7 м, ширина + 0,7 м, осадка +0,3 м вполне прокатит.
        Ну и опять, невнимательно вы меня читаете - БЛЕДНЫМ ПОДОБИЕМ - это - концепция, а не следование характеристикам точь-в-точь.
        Кстати, "Чапаев" - вырос из вполне договорного корабля в рамках Советско-Британского морского соглашения 1937 г.
        Что до "кливлендов" - не смотря на формальное соответствие водоизмещения и главного калибра пр.68 американскому - это два совершенно разных по назначению корабля. Как, кстати, и британские предвоенные аналоги.
        1. +1
          10 июля 2020 13:46
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Ну и опять, невнимательно вы меня читаете - БЛЕДНЫМ ПОДОБИЕМ - это - концепция, а не следование характеристикам точь-в-точь.

          Концепции кораблей абсолютно разные если что...
          Контрминоносец и эскадренный крейсер...

          Цитата: Виктор Ленинградец
          Кстати, "Чапаев" - вырос из вполне договорного корабля в рамках Советско-Британского морского соглашения 1937 г.

          Вырос, не спорю...
          Но проект появился только тогда, когда договорные ограничения перестали действовать.
          Как и "кливленд" вырос из проекта КРЛ в 8000 тонн...

          Цитата: Виктор Ленинградец
          Что до "кливлендов" - не смотря на формальное соответствие водоизмещения и главного калибра пр.68 американскому - это два совершенно разных по назначению корабля.

          И чем по Вашему должен был заниматься "Кливленд", как не эскадренной службой?
          1. 0
            10 июля 2020 17:37
            Цитата: Macsen_Wledig
            Как и "кливленд" вырос из проекта КРЛ в 8000 тонн...

            ЕМНИП, не вырос, а был вынужденно сделан. Когда американцы не смогли до войны довести 152-мм универсальное орудие, то они "поделили ТЗ пополам": КР со 152-мм ГК - отдельно, 8000-т КР с универсальными орудиями - отдельно.
            А ведь какой был слон... бумажный КРЛ в 8 кт и с 152-мм универсальным ГК. smile
            1. 0
              10 июля 2020 18:22
              Цитата: Alexey RA
              А ведь какой был слон... бумажный КРЛ в 8 кт и с 152-мм универсальным ГК.

              Был...

              Только внезапно началась ВМВ и ограничения отвалились...
  12. 0
    10 июля 2020 13:37
    Перед войной 2МВ итальянские корабелы очень результативно работали и во благо ВМФ СССР . Огромное влияние и опыт их передали отечественным спецам. На ЧФ несколько кораблей имели итальянские корни.

    Это не франки с их "кидком мистралевым" hi
    1. +1
      10 июля 2020 13:48
      Цитата: xomaNN
      Это не франки с их "кидком мистралевым"

      Корни могли быть и французские, просто итальянцы просили меньше денег за услуги...
      А так, сложись всё чуть иначе, вместо известного нам "Ташкента" на ЧФ появился какой-нибудь "Ле Фантаск"...
      1. 0
        10 июля 2020 18:06
        Цитата: Macsen_Wledig
        Корни могли быть и французские

        Или американские, если бы кое-кто не принял ограничение на экспорт систем вооружения "не моложе 10 лет", а затем - моральное эмбарго.
  13. 0
    14 июля 2020 16:21
    Что можно сказать о крейсерах типа «Д»? Они стали ветеранами. Слово «ветеран» имеет латинское происхождение и означает «выживший». Корабли реально прошли всю войну, принимали участие во всех значимых операциях Супермарины, и, как говорится, умерли своей смертью.

    Это свидетельствует о том, что проект все-таки довели до ума.

    Ага согласен. Даже и не знал, что было так горячо в Средиземном море.
  14. Комментарий был удален.
  15. 0
    25 сентября 2020 10:57
    Журнал из серии "Корабли и сражения": С.Б.Трубицын "Лёгкие крейсера Италии" часть 2, "Истфлот" 2008 год.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»