Военное обозрение

Подлодка H.L. Hunley. Трагический опыт КША

17

Реплика подлодки Pioneer. Фото Wikimedia Commons


В ходе Гражданской войны в США обе стороны конфликта пытались создавать новые виды вооружений и техники, и не обошли вниманием подводный флот. В минимальное время было создано несколько подлодок разного рода, и особо отличились в этом деле конфедераты. Они же смогли первыми провести реальную боевую операцию с применением субмарины – это был корабль H.L. Hunley.

Энтузиасты берутся за дело


В предвоенный период в технических кругах активно обсуждалась возможность строительства подводной лодки, способной скрытно подходить к надводной цели и доставлять к ней подрывной заряд. Работы по реальному образцу такого рода для ВМС КША стартовали в конце 1861 г. – почти одновременно с разработкой будущей субмарины USS Alligator для флота Союза.

Главными энтузиастами подводного флота в КША были Хорас Лоусон Ханли (главный конструктор), Джеймс Макклинток (главный спонсор) и Бакстер Уотсон из Нового Орлеана. В конце 1861 г. они разработали и заложили опытовую подлодку Pioneer. В феврале 1862-го лодку начали испытывать на р. Миссисипи, и на эти мероприятия ушло около двух месяцев. Однако в конце апреля наступление противника вынудило конструкторов затопить «Пионер» и уехать из города.

Подлодка H.L. Hunley. Трагический опыт КША
Подлодка H.L. Hunley в исполнении художника Р. Скеретта, 1902 г. Картина из архивов Naval Historical Center / history.navy.mil

Энтузиасты перебрались в г. Мобил (шт. Алабама) и начали работы с нуля. Используя опыт предыдущего проекта, они сконструировали улучшенную лодку Pioneer II или American Diver. Из-за многочисленных задержек «Американского ныряльщика» спустили на воду только в начале 1863 г.

После испытаний продолжительностью несколько недель его решили задействовать в реальной операции. Субмарина должна была скрытно подойти к одному из вражеских кораблей, участвовавших в морской блокаде Мобила, и подорвать его. Однако этот план реализовать не удалось. Еще на стадии выхода в оперативный район подлодка получила повреждения и затонула. Экипаж спасся, но подъем и восстановление корабля посчитали нецелесообразным.

Новый проект


После двух неудач в команде энтузиастов остался только один из основателей, Х.Л. Ханли. Он решил продолжать работу, и вскоре появился очередной проект. Изначально третья подлодка носила безобидные рабочие названия типа Fish Boat («Рыбацкая лодка») или Porpoise («Морская свинья»). Позже ее назвали по имени разработчика – H.L. Hunley. Впрочем, лодку официально так и не приняли в состав ВМС, из-за чего она не получила обозначения типа CSS Hunley.


Схема подлодки. Рисунок Naval Historical Center / history.navy.mil

«Ханли» имела весьма простую конструкцию, даже на фоне предшественников. Это была однокорпусная подлодка с прочным корпусом из котельного железа. Корпус имел поперечное сечение, близкое к эллиптическому. Носовая и кормовая оконечности были выполнены в виде обтекателей. Сверху на лодке имелась пара башенок с люками, на бортах – рули глубины, в корме – гребной винт и руль направления. Длина изделия не превышала 12-13 м при максимальной ширине менее 1,2 м и высоте 1,3 м. Водоизмещение – ок. 6,8 т.

В предыдущих проектах Х. Ханли и коллеги прорабатывали возможность применения различных двигателей, но в итоге отказались от них. Все их подлодки получали «ручную» силовую установку. Вдоль центральной части корпуса проходил коленчатый вал, который должны были вращать подводники. Через зубчатую передачу он связывался с гребным винтом. Такая система отличалась простотой, но не позволяла получить скорость более 3-4 узлов.

Управление по глубине осуществлялось при помощи бортовых рулей. Подлодка несла сбрасываемый балласт на днище – в экстренной ситуации можно было избавиться от него и быстро всплыть. Прочность корпуса позволяла погружаться лишь на несколько метров.


Интерьер современной реплики "Ханли", вид на корму. Хорошо видны коленвал и простейший редуктор. Фото Wikimedia Commons

Экипаж состоял из восьми человек. Семерым предстояло работать с коленвалом и обеспечивать движение. Восьмой являлся командиром и рулевым. Он также отвечал за построение боевого курса и выполнение атаки.

Изначально «Рыбацкая лодка» должна была нести буксируемую мину на тросе. Предполагалось, что на боевом курсе подлодка должна будет погружаться и проходить под целью. При этом боезаряд останется вблизи поверхности и поразит вражеское судно. Однако такая схема оказалась недостаточно надежной, и подлодку решили оснастить шестовой миной. Она представляла собой медный контейнер с 61 кг черного пороха, подвешенный на 6,7-м шесте. Предусматривалась возможность сброса мины с последующим дистанционным подрывом при помощи троса.

Первые проблемы


Постройка будущей H.L. Hunley началась в начале 1863 г. в Мобиле, и в июле корабль спустили на воду. Первые проверки прошли удачно, в т.ч. учебная атака судна-мишени. Боевые качества подлодки продемонстрировали командованию КША и получили хорошие отзывы. Вскоре после этого «Ханли» по железной дороге перевезли в Чарлстон (шт. Южная Каролина) для дальнейших испытаний и отработки боевого применения.


Шлюп USS Housatonic. Рисунок Wikimedia Commons

Флотские испытания проводились экипажем из добровольцев во главе с лейтенантом Джоном А. Пэйном. Надзор и поддержку осуществляли Х.Л. Ханли и его коллеги. Первые выходы в море прошли успешно, и теперь главной задачей стали погружения. Такое испытание запланировали на 29 августа.

Во время подготовки к погружению произошел несчастный случай. Во время горизонтального движения на поверхности командир лодки случайно наступил на рычаг управления рулями глубины. Корабль начал погружаться, а через открытые люки в корпус стала поступать вода. За считанные минуты подлодка затонула. Лейтенант Пэйн и двое моряков смогли спастись, оставшиеся пятеро погибли.


Атака на шлюп USS Housatonic. Рисунок Уильяма Уода из собрания Библиотеки Конгресса, 1864 г.

Вскоре H.L. Hunley подняли, погибших подводников похоронили. После некоторой подготовки лодку вновь вывели на испытания. До определенного времени они проходили без проблем. 15 октября 1863 г. проводили учебную атаку в надводном положении. На этот раз экипаж возглавил сам Х.Л. Ханли. Во время выхода на цель подлодка начала набирать воду и затонула, забрав на дно весь экипаж, включая своего создателя.

Реальная операция


Корабль был слишком ценным, чтобы оставлять его на дне. Подлодку вновь подняли и отремонтировали, а затем вновь вывели на испытания. К счастью, в следующих мероприятиях обошлись без жертв и материальных потерь. Учтя трагический опыт, конфедераты смогли отработать вопросы вождения и боевого применения нового образца. Теперь предстояло организовать реальную боевую операцию.

Вечером 17 февраля 1864 г. подлодка «Ханли» под управлением лейтенанта Джорджа Э. Диксона тайно вышла из порта Чарлстон и направилась к парусно-паровому шлюпу USS Housatonic водоизмещением 1260 т, участвовавшему в морской блокаде города. Боевая задача была простой – доставить к вражескому кораблю шестовую мину, взорвать его и скрытно вернуться в порт.


Подъем затонувшей подлодки, 8 августа 2000 г. Фото Naval Historical Center / history.navy.mil

Подводники-конфедераты смогли установить заряд на борту шлюпа и легли на обратный курс. В результате подрыва мины в борту USS Housatonic появилась крупная пробоина. За считанные минуты корабль набрал воду и ушел на дно. Погибло пять членов экипажа, десятки получили травмы и ранения.

Незадолго до взрыва на берегу видели световой сигнал от подлодки. Ее экипаж сообщал об успешной установке заряда и скором возвращении домой. Однако H.L. Hunley так и не вернулась. Таким образом, «Ханли» стала первой в мире подлодкой, успешно выполнившей боевую задачу и потопившей надводный корабль, а вместе с тем первой, не сумевшей вернуться из похода.

На месте крушения


Поиски точного места гибели H.L. Hunley и экипажа Дж. Диксона продолжались достаточно долго и завершились только в 1995 г. Корабль находился всего в нескольких метрах от собственной мины, подорвавшей USS Housatonic. Исследование останков лодки на месте позволило сделать некоторые выводы и предложить определенные версии.


Работы по реставрации, 2005 г. Фото Naval Historical Center / history.navy.mil

В 2000 г. обломки «Ханли» со всеми мерами предосторожности подняли на поверхность. Останки экипажа после экспертизы захоронили. Подлодку отправили на сохранение, а через несколько лет выполнили реставрацию и консервацию. Сейчас лодка находится в отдельном выставочном павильоне Warren Lasch Conservation Center (г. Норт-Чарлстон), доступном для экскурсий. Во избежание разрушений ее хранят в бассейне со стабилизирующим раствором. Также построена копия, не требующая особых условий и потому находящаяся в открытой экспозиции.

Многочисленные экспертизы, исследования и опыты в итоге позволили установить причину гибели подлодки. H.L. Hunley не успела отойти на безопасное расстояние, и при подрыве мины приняла на себя ударную волну. Пройдя через воду, корпус лодки и воздух внутри него, волна немного ослабла – но и после этого смогла повредить лодку и нанести экипажу внутренние травмы. Потеряв сознание, подводники не смогли заняться борьбой за живучесть.

Негативный опыт


За свою недолгую «карьеру» подлодка ВМС КША H.L. Hunley трижды шла на дно. В этих инцидентах погиб 21 человек, включая главного конструктора. Она успела поучаствовать только в одной реальной операции, в ходе которой отправила на дно достаточно крупный корабль противника, однако погибла сама и практически не повлияла на ход войны.


Подлодка H.L. Hunley в специальном бассейне. Фото Wikimedia Commons

С точки зрения конструкции или боевого применения проект Х.Л. Ханли был однозначно неудачным. В некоторой мере его может оправдывать отсутствие опыта и необходимых компонентов, необходимость поиска оптимальных решений и т.д.

Однако негативный опыт проекта подтвердил некоторые вещи, теперь кажущиеся очевидными. ВМС КША узнали, что строительство и применение подлодок является крайне сложным, ответственным и опасным делом. Любой недочет конструкции или ошибка экипажа может привести к срыву операции и гибели людей.
Автор:
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Vinnibuh
    Vinnibuh 13 июля 2020 18:38 Новый
    +4
    Спасибо за статью,очень познавательно.
  2. svp67
    svp67 13 июля 2020 19:03 Новый
    +4
    Смотрел американский художественный фильм,посвященный этим событиям, художественная часть так себе, но на историческую было интересно взглянуть...
  3. El Dorado
    El Dorado 13 июля 2020 19:36 Новый
    +1
    Спасибо, очень интересно. Знал о подлодке, но впервые прочитал про то, что ее подняли из морской пучины.
  4. mark2
    mark2 13 июля 2020 19:58 Новый
    +1
    После определения принципа перемещения лодки в воде по новому смотришь на фразу "галлерный раб"
    1. Sergey_G_M
      Sergey_G_M 13 июля 2020 21:10 Новый
      +9
      Странные у вас ассоциации.
      Мне наоборот первые подводники показались отчаянно смелыми и мужественными людьми. Учитывая неудачи на испытаниях и гибель испытателей продолжать тренироваться и пойти в боевой выход, у этих парней были стальные нервы и титановые яйца! Причем все добровольцы никто их не неволил.
      1. Aleksandre
        Aleksandre 13 июля 2020 23:09 Новый
        0
        Цитата: Sergey_G_M
        Мне наоборот первые подводники показались отчаянно смелыми и мужественными людьми. Учитывая неудачи на испытаниях и гибель испытателей продолжать тренироваться и пойти в боевой выход, у этих парней были стальные нервы и титановые яйца! Причем все добровольцы никто их не неволил.

        Если не ошибаюсь, то в ПМВ российский подплав тоже комплектовался только добровольцами.
  5. Альф
    Альф 13 июля 2020 21:06 Новый
    +6
    Просто иллюстрация.
  6. Aleksandre
    Aleksandre 13 июля 2020 22:56 Новый
    +1
    А в это время чертовы лягушатники запилили 140-футовую Plonguer, будущий прототип Наутилуса из "20000 лье под водой" wink
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 14 июля 2020 04:46 Новый
      0
      А в это время, в России:
      Русский художник, фотограф и инженер И. Ф. Александровский приступил к проектированию подводного судна в 1853 году. В 1856 году И. Ф. Александровский ознакомился со строящейся в Кронштадте подводной лодкой «Зеетойфель» инженера В. Бауэра и нашёл её весьма несовершенной. Это подстегнуло изобретателя к ускорению работы над собственным проектом. В 1857 году он представил Морскому учёному комитету собственный проект подводного судна, который был признан несовершенным. В 1862 году, благодаря ходатайству генерал-лейтенанта С. О. Бурачёка, Морской учёный комитет повторно рассмотрел проект Александровского.
      Именно гражданская война и необходимость быстрого реального дела позволила КША создать ПЛ, хотя и с "детскими болезнями", присущими новому делу и досадными жертвами. recourse
      1. Aleksandre
        Aleksandre 14 июля 2020 10:39 Новый
        +2
        Цитата: Mavrikiy
        Морской учёный комитет повторно рассмотрел проект Александровского

        140 футов это почти 43 метра, французская подлодка была самой большой из построенных в 19ом веке. Чем видимо и впечатлила Жюля Верна )
  7. Mavrikiy
    Mavrikiy 14 июля 2020 04:34 Новый
    +1
    С точки зрения конструкции или боевого применения проект Х.Л. Ханли был однозначно неудачным. В некоторой мере его может оправдывать отсутствие опыта и необходимых компонентов, необходимость поиска оптимальных решений и т.д.
    Ерунда. fool Главный вывод боевого применения - "ПЛ - быть!" good
  8. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 14 июля 2020 07:27 Новый
    0
    Да, автор порадовал. В детстве читал об этом случае, но многих подробностей, включая подъем не знал.
  9. Алексей 1970
    Алексей 1970 14 июля 2020 07:32 Новый
    +4
    Отчаянной смелости люди! Зная о предыдущих катастрофах, все равно идти на смертельный риск. Благодаря таким неординарным личностям прогресс вперед и движется!
  10. Алексей 1970
    Алексей 1970 14 июля 2020 07:42 Новый
    +1
    В нашей истории тоже были подобные конструкции и тоже с применением мин, правда на одного человека и тоже с мускульным приводом. Подводные лодки Джевецкого,правда было это позже, в 70е годы 19 века. По моему даже небольшая серия была. Читал об этом в книге "Юные корабелы", еще подростком. Правда потом эти лодки в бакены переделали.
  11. Талгарец
    Талгарец 14 июля 2020 15:21 Новый
    +1
    Быть первыми всегда трудно
    1. Альф
      Альф 14 июля 2020 18:23 Новый
      +1
      Цитата: Талгарец
      Быть первыми всегда трудно

      И очень опасно.
  12. cpls2
    cpls2 21 июля 2020 09:09 Новый
    0
    Тест, Тест, Тест.