Программа Integrated Hypersonics – создание нового гиперзвукового самолета

В США работают над созданием самолета, который сможет летать со скоростью в 20 раз превышающей скорость звука. Военные теоретики считают, что использование гиперзвуковой технологии в боевом авиастроении сможет совершить революцию, какую в свое время совершила технология «Стелс». Помимо скоростей больших или равных скорости в 5 Махов, гиперзвуковые летательные аппараты будут способны совершать маневры при помощи аэродинамических сил, а также планировать на протяжении более длинной дистанции, чем традиционные самолеты, так как процесс планирования в этом случае становится «динамическим». Активные попытки по созданию полноценных гиперзвуковых летательных аппаратов предпринимаются на протяжении почти 50 лет (в СССР это был проект «Спираль»), но реальных успехов в этом направлении пока что получено не было.

Известное своими в целом футуристическими проектами Агентство по перспективным оборонным научно-техническим разработкам США (DARPA) в прошлом и позапрошлом году уже дважды проводило неудачные испытательные полеты беспилотного летательного аппарата HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle. Оба раза данный беспилотник совершал «незапланированный управляемый спуск в океан».

Гиперзвуковой планер под названием HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle, созданием и испытаниями которого занималась известная компания Lockheed Martin под эгидой Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA, был создан для того, что бы передвигаться в верхних слоях атмосферы на скорости, которая превышала бы скорость звука в 20 раз. Первые испытания данного аппарата начались 22 апреля 2010 года в США на базе ВВС Вандерберг, расположенной в Калифорнии. Ракета-носитель Minotaur IV успешно вывела испытуемый аппарат в расчетную точку, после чего гиперзвуковой планер отделился от ракеты и отправился в свой самостоятельный полет.
Программа Integrated Hypersonics – создание нового гиперзвукового самолета
Советский проект гиперзвукового самолет "Спираль"


В ходе проведения испытательного полета HTV-2 должен был управляться автопилотом и совершить ряд маневров, таких как повороты, вращение и другие. Однако уже через 10 минут с начала самостоятельного полета данного аппарата все наземные станции слежения и спутники контроля сначала потеряли сигнал телеметрии с борта HTV-2, а в дальнейшем связь с летательным аппаратом была совсем утеряна.

После потери связи аппарат находился в воздухе еще около получаса, преодолев за это время расстояние в 6 500 км. После чего испытуемый Falcon HTV-2 упал в море и утонул. Причины аварии аппарата так и остались невыясненными. Авария с летательным аппаратом Falcon HTV-2 поставила под угрозу вторую стадию испытаний, которые должны были пройти в 2011 году, однако испытания все же состоялись.

Как ни странно, но и второй летательный аппарат Falcon HTV-2, который был отправлен в полет 11 августа 2011 года, повторил судьбу своего предшественника, хотя и с некоторыми отличиями. Как и в 2010 году запуск был осуществлен с базы ВВС США Вандербенг. Доставка аппарата на низкую околоземную орбиту прошла без происшествий, после чего он отделился от ракеты-носителя и начал скоростной спуск к земной поверхности. В это время аппарат должен был в 22 раза превысить скорость звука. Общее время полета должно было составить около 30 минут, за это время аппарат должен был преодолеть 6600 км от точки отделения от ракеты Minotaur IV.
Программа Integrated Hypersonics – создание нового гиперзвукового самолета
HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle

После первых неудачных испытаний в 2010 году были осуществлены тщательные исследования, которые включали в себя исследования формы аппарата в аэродинамической трубе. По завершении данных испытаний в конструкцию гиперзвукового планера HTV-2 был внесен ряд изменений, которые призваны были обеспечить снижение тепловой нагрузки на корпус устройства и устойчивость полета. Однако, по всей видимости, предпринятых мер оказалось недостаточно. Через 9 с небольшим минут самостоятельного полета связь с гиперзвуковым аппаратом была потеряна. Как и годом ранее аппарат закончил свой полет также, как его предшественник.

Несмотря на очередную неудачу, агентство DARPA попыталось представить все произошедшее с положительной стороны. Директор агентства Регина Дугэн заявила, что DARPA будет учиться на своих ошибках и не прекратит разработок в данном направлении. Уже следующие испытания, которые DARPA организовала 18 ноября 2011 года, оказались удачнее предыдущих. Тогда новый планирующий гиперзвуковой боевой блок AHW – Advanced Hypersonic Weapon или «Передовое гиперзвуковое оружие» совершил полет и за 30 минут по небаллистической траектории преодолел 3 500 км., совершив планирование в расчетную точку, находящуюся недалеко от атолла Кваджалейн на Маршалловых островах.

В настоящее время управление перспективных исследовательских программ Пентагона продолжает работы по созданию гиперзвуковых систем вооружения и летательных аппаратов, которые за час полета способны достигнуть любой точки земного шара. Не так давно агентство объявило о начале реализации очередного проекта в рамках программы Integrated Hypersonics. Данная программа будет основываться на опытах и результате всех проведенных ранее испытаний и исследований. В рамках данного проекта предполагается создание гиперзвукового летательного аппарата Hypersonic X-plane – HX, который должен быть подготовлен к испытаниям в 2016 году.
Программа Integrated Hypersonics – создание нового гиперзвукового самолета
HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle

В опубликованном пресс-релизе под названием «Hypersonics - The New Stealth», агентство DARPA сообщает о том, что новые полеты с гиперзвуковыми скоростями станут той технологией, которая в корне «изменит все правила игры» в области авиации, которые были сформированы в течение нескольких последних десятилетий. При этом в описании программы Integrated Hypersonics и в выпушеном DARPA пресс-релизе содержится незначительное число технических данных, относящихся к перспективному самолету HX. Но и в этих документах можно уделить внимание фразам: «ракетный двигатель, применение которого поможет обеспечить высокую маневренность при гиперзвуковых полетах», «самовосстанавливающаяся конструкция следующего поколения».

Столь скудная представленная информация оставляет большое число вопросов без ответа, особенно, если принять во внимание не самый положительный опыт, который американцы уже получили, пробуя реализовать проект Falcon Hypersonic Technology Vehicle (HTV-2). При этом необходимо отметить, что техническая реализация проекта Hypersonic X-plane – HX встретится с еще большим количеством трудностей, в первую очередь технических, чем реализации проектов HTV-2. Главная трудность заключается в том, что любой летательный аппарат, который передвигается в воздухе со скоростью около 24 тыс. км/ч, подвергается сильнейшему тепловому воздействию. Температура поверхности аппарата может достигать 2000 градусов Цельсия.

В настоящее время, после не совсем удачной серии испытаний, планы агентства DARPA относительного нового гиперзвукового самолета HX кажутся весьма фантастическими, а до того момента, как самолет HX сможет отправиться в поле на скорости, в 20 раз превышающей скорость звука, пройдет еще достаточно много времени. Для того чтобы перейти к первому этапу реализации программы Integrated Hypersonics, агентство по перспективным оборонным научно-техническим разработкам планирует 14 августа 2012 года провести пресс-конференцию, на которой будут оглашены некоторые подробности о технической составляющей проекта. Также в рамках конференции планируется заслушать выступления представителей ведущих производителей космической техники, которые поделятся своими вариантами разработки нового гиперзвукового самолета.

Источники информации:

-http://www.dailytechinfo.org/military/3798-programma-integrated-hypersonics-sozdanie-novogo-giperzvukovogo-samoleta-sposobnogo-letat-so-skorostyu-20-max.html
- http://www.tm-magazin.ru/news/150/3134/
-http://www.dailytechinfo.org/space/1256-ispytatelnyj-polet-giperzvukovogo-planera-falcon-htv-2-zakonchilsya-katastrofoj.html
-http://www.dailytechinfo.org/military/2748-vtoroy-zapusk-giperzvukovogo-apparata-falcon-htv-2-tak-zhe-zakonchilsya-neudachey.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. vvvvv 4 августа 2012 09:42
    Желаю американцам в этом деле всяческих неудач. Что еще сказать?!
    Может возможно выбрасывание в атмосферу каких-то аэрозолей или типа того, чтобы способствовало дополнительному очень интенсивному разогреву?!
    1. vvvvv 6 августа 2012 09:39
      "Забавно", что в равной мере (по отзывам на мой коммент) здесь люди "за" и "против" успеха США в области вооружений... Однако...
  2. Delink 4 августа 2012 10:27
    Нашим бы такое рвение сейчас проявить, оставить по зади себя в этом направлении амеров. И вообще заткнуть их за пояс.
    1. 755962 4 августа 2012 17:22
      Цитата: Delink
      Нашим бы такое рвение сейчас проявить

      Гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) "50-50".

      Если вы хотите узнать гораздо больше как про уникальный проект "Спираль", ЭПОС и БОРы, так и про другие авиационно-космические системы, вам необходимо прочитать нашу книгу (см. обложку слева): В.Лукашевич, И.Афанасьев, "Космические крылья", М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил. На сегодняшний день - это не только самое полное повествование о "Спирали", но и энциклопедический рассказ о десятках зарубежных проектах. Вот как об этом сказано в аннотации книги:
      "Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации, ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем.
      Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).

      http://www.buran.ru/htm/gsr.htm
      755962
      1. bambu 4 августа 2012 19:17
        Согласен на все 100% !!!
        но непошутить не могу)))
        02 !!! милиция/полиция)))) кого ловить собрались?))) причём миром масштабе!!!))) laughing soldier
        bambu
        1. 755962 4 августа 2012 20:06
          Цитата: bambu
          но непошутить не могу)))

          За одно это ++++++ Без шуток нильзяяяя! drinks soldier
          755962
      2. Protey 7 августа 2012 20:44
        Мне кажется, что многоразовый космический аппарат, позволяющий выйти на орбиту а затем приземлиться ( "Спираль", " Буран" и другие наши проекты) и гиперзвуковые самолеты совершающие длительный полет на большое расстояние в верхних слоях атмосферы - не одно и то же. А таких картинок, я Вам могу нарисовать много, поэтому признавать подобные прожекты с красными звездами за достижения - просто скромность не позволяет.
        Protey
  3. iSpoiler 4 августа 2012 10:34
    Когда лазеры уже придумают боевые....??
    Не просто интересно, в США чего то делалиж..
    Про лазеры говорят уже не меньше века... ими же можно ракеты, самолеты, танки, корабли уничтожать, да и снарядов не надо....одно электричество..
    iSpoiler
    1. Касым 4 августа 2012 20:36
      Даниил , для этого нyжно бyдет целyю электростанцию с собой таскать. С yважением
    2. Protey 7 августа 2012 20:46
      Лазеры появились пол века назад !
      Protey
  4. piston 4 августа 2012 11:33
    США, несмотря на неудачи на первых порах, активно продолжают разработки в выбранном ими направлении. Упорство, с каким они идут к намеченному рубежу - к 15 году создать систему ПРО, а к 16 году гиперзвуковые ударные системы, уже давно должно было насторожить наших рукамиводителей. Правда не очень - то заметно, что они понимают, что "...полеты с гиперзвуковыми скоростями станут той технологией, которая в корне «изменит все правила игры» в области авиации...".
    1. Protey 7 августа 2012 20:49
      Наших руководителей это не настораживает. Просто они рассчитывают ко времени создания новых ударных систем, оказаться за бугром с полной кубышкой, а оставшихся лохов - пущай жарят !
      Protey
  5. ShturmKGB 4 августа 2012 11:46
    В России то же работают над подобным проектом, просто мы не "понтуемся" на весь мир...
    1. Protey 7 августа 2012 20:55
      Когда то Никита Хрущев на парадах показывал невиданные ракеты ( потом оказавшиеся просто макетами). Американцы долго репу чухали ! Вот то были понты! Может и сейчас помахать какой нибудь лазерной указкой - пусть задумаются! laughing
      Protey
  6. Жизнеслав 4 августа 2012 13:54
    Гиберзвуковые самолеты это все ерунда, надо создавать системы нуль-перехода wink
    1. bambu 4 августа 2012 19:25
      да так и сразу телепорт )))) laughing
      бум и на марсе уже свечной заводик строим))) fellow laughing
      bambu
  7. Андрей_К 4 августа 2012 14:50
    Почему нельзя создавать гиперзвуковой самолет, постепенно увеличивая скорость - сначала 5 махов, потом 6, потом 7, ... потом 20...?
    А тут сразу бац 20 махов ... и самолет падает по непонятной причине.
    Сразу хотят перепрыгнуть несколько ступеней - а так никогда не получается.
    1. Nuar 4 августа 2012 15:50
      Извините, Вы утверждаете, что Гагарина должны были в космос запускать по частям?
      Новый технологии всегда развиваются скачкообразно. Если ... впрочем многа буков писать не хочу.

      Присоеденяюсь к WWW - пусть звёздно-полосатым финансовых вливаний в проект будет побольше, а результатов - поменьше
      1. Андрей_К 4 августа 2012 21:06
        Ракета - это не самолет.
  8. Кшатрий 4 августа 2012 16:13
    Россия свернула проект "Панда" ,по созданию гиперзвукового ракетного оружия,в начале девяностых.Академик Велехов тогда на весь мир сказал,что ы лет через 50 поднимут уровень теоретической физики до таких технологий.Только Горбачёв и Ельцин безвозмездно всё ам передали...А теперь ещё не факт ,что с-500 успеют на вооружение поставить.Как только тан сможет Безнаказанно уничтожить Россию -он это сделает не задумываясь...
    Кшатрий
  9. ЗКБМ-НО 5 августа 2012 10:12
    А для чего такой самолёт? Какие выгоды он в себе несёт кроме гемороя с расходами денежных средств? Да и вообще можно ли это самолётом назвать? Разве это не ракета? Ну вот представим - прилетел он быстро на определённую точку выстрелил и улетел. Не проще ракету запустить? Помоему гораздо дешевле будет, чем пользоваться этой штуковиной. Прилететь на точку и находиться над ней длительное время он не сможет - собьют. Скажете не смогут сбить ведь он быстро летает?. Уверяю, даже если сегодня не смогут, то к моменту выпуска 10го такого "самолёта" уже смогут. Потаму как разработать и построить ракету чтоб сбить это чудо надо меньше денег и времени. Ракета всегда дешевле. И увернуться он не сможет на таких скоростях. Я конечно не эксперт и мало-что понимаю. Но помоему они делают очередной шатл. Построят за гиганские деньги, полетают чуток и выбросят. Поймут, что хрень эта безумно дорогая и ненужная. Помоему это очередная американская глупость. Пиар и не более.
    ЗКБМ-НО
  10. некромонгер 5 августа 2012 18:46
    говорить можно что угодно , но построить такой самолет ближайшие 20 не получится из-за отсутствия материалов корпуса ,прорыва в этой области ни у кого не намечается .
  11. sapulid 5 августа 2012 21:45
    Спасибо за информацию. Коротко и доступно. Думаю, что и у нас нечто подобное есть. Где-то встречал статью, что РФ удачно испытала гиперзвуковые летательные аппараты с способностью маневрирования.(Прошу не путать с боеголовками). Сейчас искал, но бестолку. Жаль.
    sapulid
  12. Gonoriy 1 августа 2015 12:13
    Интересно, а америкашки все же молодцы, ведь это будет прорыв всего человечества.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня