Военное обозрение

«Разрушители дамб»: как британские лётчики пытались парализовать военную промышленность Гитлера

44
«Разрушители дамб»: как британские лётчики пытались парализовать военную промышленность Гитлера

Эта операция британских Королевских ВВС осталась в истории под кодовым названием Chastise. По смыслу это английское слово переводится «кара», «наказание» или «порка».


Операция была проведена британскими летчиками из 617-й эскадрильи 17 мая 1943 года. Впоследствии это подразделение получило неофициальное название Dаmbusters (разрушители плотин) и стало использоваться для нанесения высокоточных ударов по инфраструктуре противника.

Операция Chastise


При помощи специально разработанных «прыгающих бомб» им удалось добиться прорыва дамб гидроэлектростанций на реках Эдере и Мёне, а также незначительно повредить плотину в Зорпе. Кстати, дамба в Мёне на тот момент считалась самой крупной в Европе.

В результате авианалета на гидростанции погибло около полутора тысяч человек, по большей части иностранных рабочих, принудительно угнанных в Германию. Вода смыла несколько населенных пунктов, шахт, заводов и аэродромов Рурской области. Другие предприятия тоже пострадали. Они оказались отрезаны от маршрутов доставки сырья и материалов, а также лишены подачи электричества. Прорыв плотин негативно сказался на германской экономике. Его последствия немецкая военная машина ощущала до самого конца войны.

В бомбардировке приняло участие 19 британских бомбардировщиков, из которых восемь на базу не вернулись. Детали операции сохранились благодаря мемуарам командира 617-й эскадрильи Гая Гибсона. Хотя он и погиб в 1944 году, не дожив до победы, ему удалось успеть описать этот самый знаменитый авианалет британской авиации времен Второй мировой войны. Министр военной промышленности и вооружений Третьего рейха Альберт Шпеер, упоминая эту операцию, высоко оценил ее негативное значение для Германии:

Силами всего лишь нескольких бомбардировщиков британцы вплотную подошли к выполнению своей задачи и добились гораздо большего успеха, чем, когда посылали на бомбёжки тысячи самолётов.

Игра в «блинчики»


Автором идеи этой уникальной операции Королевских ВВС стал британский авиационный инженер Барнс Уоллис. Основная изюминка заключалась в конструкции самой авиабомбы и способе ее применения.

Взорвать плотину было довольно сложно. Не только потому, что она была прочной, но и из-за установленных на дамбах защитных противоторпедных сеток.

Как рассказали в BBC, Уоллис придумал, как обойти защиту, вспомнив, как в детстве на берегу водоема играл в «блинчики». Эту игру знают и в России. Надо просто запустить плоский камень параллельно воде, чтобы он многократно подпрыгивал, касаясь ее поверхности.

Инженер догадался, как заставить пятитонную бомбу в форме барабана скользить по поверхности воды. Перед сбросом специальный двигатель раскручивал бомбу, она, подпрыгивая на поверхности, достигала дамбы, после чего скатывалась по ней на глубину, касаясь плотины, и там взрывалась. Правда, этот принцип в книге Гибсона не раскрывался из соображений секретности.

Чтобы задумка сработала, бомбы следовало сбрасывать на точно рассчитанном расстоянии от дамбы и небольшой высоте. При этом самолет должен двигаться с определенной скоростью. Для выполнения этих условий использовались специально разработанные приспособления. Например, высота определялась по схождению в одной точке двух лучей прожекторов, установленных на носу и в хвосте самолета.

Лететь следовало по прямой на скорости 390 километров в час, не обращая внимания на огонь немецких зениток, на высоте 18 метров с подвешенными под фюзеляжем бомбами. Это было непростой и опасной задачей.

Подготовка и осуществление операции


Для выполнения задания были выбраны бомбардировщики Avro Lancaster Mk III британского производства. Эти отличные самолеты имели два существенных недостатка. Они не были способны подниматься на большую высоту, а их оборонительное вооружение было крайне слабым. Но оба этих минуса совершенно не мешали успешному выполнению задания.

Подполковник Гай Гибсон, которому на тот момент было всего 25 лет, сформировал экипажи из таких же, как он, молодых, но уже опытных боевых летчиков. К операции они готовились несколько недель.

И наконец, 17 мая 1943 года состоялся этот знаменитый авианалет. 19 «Ланкастеров» на малой высоте тремя волнами двинулись в сторону Рура. Один из них, коснувшись морской поверхности, потерял свою бомбу, поэтому ему пришлось вернуться. Еще два самолета, пролетая над Нидерландами, зацепились за линии электропередач и рухнули. Еще один сбила по дороге немецкая зенитка.

И хотя в итоге британцы потеряли восемь самолетов, им удалось достичь цели и затопить долину.

Была ли операция удачной?


Не существует единого мнения по поводу того, можно ли назвать бомбардировку удачной.

Например, рейхсминистр Альберт Шпеер вспоминал, что немцам удалось восстановить плотины уже к октябрю 1943 года. При этом его удивило, что британская авиация не воспрепятствовала проведению восстановительных работ, что было сделать гораздо проще, чем прорвать дамбы.

С другой стороны, бомбардировка не нанесла вреда живой силе противника, но привела к гибели военнопленных и подневольных рабочих, согнанных со всей Европы.

Цель авианалета была совершенно другая. Задачей было спустить воду из водохранилищ, осушить судоходные каналы, прекратить подачу электроэнергии на предприятия. Другими словами, британцы планировали парализовать работу германской военной промышленности.

И на некоторое время им это удалось, а в условиях ведения военных действий это значило немало.

Как бы там ни было, Гай Гибсон и другие лётчики из 617-й эскадрильи королевских ВВС сделали все, чтобы приблизить победу над нацистами. По крайней мере, так пишут в западной прессе. Подполковнику Гаю Гибсону удалось тогда остаться в живых. Но уже в следующем году он погиб в воздушном бою. А возглавляемая им эскадрилья так и вошла в историю под названием «Разрушители дамб».
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/Bundesarchiv
44 комментария
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Арон Заави
    Арон Заави 13 июля 2020 17:18 Новый
    +18
    Вечная память всем павшим в боях с нацизмом.
  2. Пленник
    Пленник 13 июля 2020 17:29 Новый
    -5
    Полторы тысячи военнопленных и гражданских! what Англичане далеко не джентельмены при ведении боевых действий.
    1. neri73-r
      neri73-r 13 июля 2020 17:34 Новый
      -5
      Цитата: Пленник
      Англичане далеко не джентельмены при ведении боевых действий.

      Они джентльмены только между собой, остальные люди второго и третьего сорта!
      1. Пленник
        Пленник 13 июля 2020 17:42 Новый
        -5
        Это да. Бомбардировка Дрездена, удар англосакскими амерами по Херосиме и Нагасаки, война со свадьбами и госпиталями в Афгане. Военные преступники однако.
    2. svp67
      svp67 13 июля 2020 17:52 Новый
      +15
      Цитата: Пленник
      Англичане далеко не джентельмены при ведении боевых действий.

      Простите, но у войны своя цена... А сколько погибло наших людей, в том числе и гражданских, при уничтожении нашими войсками того же ДнепрГЭСа? Или мы и так на "джентльменов" не тянем?
      У победы в частности и войны страшная цена и это стоит помнить.
      Кадры тестовых испытаний...

      И про саму операцию...
      1. Пленник
        Пленник 13 июля 2020 18:11 Новый
        -5
        Про ДнепроГЭСовские миф я наслышан, .ua с потрясающим постоянством их гонит. Да и либерасты не отстают. Только все это грязные сказки.
        1. svp67
          svp67 13 июля 2020 18:12 Новый
          +11
          Цитата: Пленник
          Только все это грязные сказки.

          Ну, ну... какие ж Вы не желающие знать неудобной для Вас правды. И взрыв в Инкерманских каменоломнях, и пожар Крещатика, после взрыва наших мин замедленного действия , тоже "грязные сказки", и комсомольцы-диверсанты не жгли дома людей в подмосковье, лютой осенью и зимой 41-го?
          Тут вон в Подмосковной Рузе плотинку на ставке фабричном прорвало, так сколько бед вода натворила, а это подрыв огромной плотины и очень быстрый сброс воды водохранилища, а рядом остров Хортица, где люди жили, часть Запорожья, где вдоль берега тоже народ обживался и ниже по течению веками жил, вдоль русла Днепра..."грязные сказки". Так объясните мне когда и где мы потеряли свыше 26 000 000 своих людей?
          1. Moskovit
            Moskovit 13 июля 2020 22:01 Новый
            +11
            Где потеряли 26 млн? Да вот почитайте про бомбёжки Сталинграда 23 августа 1942. Дед моей жены пришёл с работы, а на месте дома воронка. К счастью, семья до этого ушла к родственникам...а сколько было тех, кому не повезло.
            Или например на глазах бабушки немцы закололи штыками пожилого соседа, который мед спрятал в сарае.
            Таких историй вся страна вам расскажет.
    3. Victor67
      Victor67 13 июля 2020 17:55 Новый
      -12
      Остальные зато были джентельмены все))) Особенно вермахт, загонят деревню в сарай и сожгут всех живьем, вместе с детьми и стариками. Англичане то не видели кого бомбят, получили карту, расписались в получении и вперед. Или Вы думаете, наши особо заморачивались при взятии городов в Европе по поводу гражданских? Помню эту тупую агитку, где повар Советской армии в Берлине варит кашу и зовет поесть немецких подростков из подвала, те, отложив фаустпатроны в сторону, выходят пожрать к оккупантам, умора!!!
      1. Кронос
        Кронос 14 июля 2020 14:03 Новый
        0
        Да нет не агитка , действительно кормили немцев
        1. Victor67
          Victor67 14 июля 2020 19:22 Новый
          +3
          У Вас может и кормили, а мой дед этих детишек огнеметом выжигал из подвалов, эти прекрасные дети и их отвратительные дедушки стреляли по нашим бойцам из ФП, охотничьих ружей и всего, что было под рукой. Уже после 8 мая несли потери колоссальные. Жаль, что не всех порешили, заселили бы туда сибиряков, проблем бы сейчас не было, (только Мерседесов бы тоже не было))) Там же и французики оборонялись из СС, но тех стреляли сразу, даже с поднятыми руками, вот такие все были джентльмены...
    4. Сергей Михайлович Карасёв
      Сергей Михайлович Карасёв 13 июля 2020 18:37 Новый
      +16
      Про военнопленных англичане могли и не знать. А насчёт гражданских... А немцы сильно церемонились с гражданскими, когда Лондон бомбили и Ковентри в пыль разносили? глагол to coventry в значении "уничтожить", "стереть в пыль" в английском от хорошей жизни появился? Как аукнется, так и откликнется!
      1. Наган
        Наган 13 июля 2020 21:06 Новый
        -1
        Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
        глагол to coventry в значении "уничтожить", "стереть в пыль" в английском

        Нет такого. Сколько живу в Америке, такого не слышал и не читал.
        1. Сергей Михайлович Карасёв
          Сергей Михайлович Карасёв 14 июля 2020 02:00 Новый
          +6
          Он есть именно в британском английском.
    5. Альф
      Альф 13 июля 2020 21:19 Новый
      +4
      Цитата: Пленник
      Полторы тысячи военнопленных и гражданских!

      Это очень спорный вопрос и очень тонкая грань. А вообще на войне, тем более, на мировой, есть понятие мирное население ? Слесарь, собирающий танк-мирный или нет ? А водитель трамвая, везущий этого слесаря на завод ?
      1. Кронос
        Кронос 14 июля 2020 14:04 Новый
        -1
        Нацисты тоже так говорили когда ,убивали население поддерживающие партизан
  3. фа2998
    фа2998 13 июля 2020 17:29 Новый
    +9
    Блестящая идея,уникальное оборудование,успешное применение.Удачная операция!Англичанам,на этот раз -5+. soldier hi
    Надо было применить большим количеством самолетов,был бы эффект катастрофическим.Оставить металлопромышленость ,Рур без воды-значит остановить.Повторно применить-немцы усилили ПВО.
    1. Avior
      Avior 13 июля 2020 18:04 Новый
      0
      Я так понимаю, бомбы штучно делали, большого тиража не получишь
  4. Igoresha
    Igoresha 13 июля 2020 17:29 Новый
    +5
    Фотка зачетная. В пиратских закромах родины имеется отличный двухчасовый худ.фильм 1955 года "Разрушители плотин" https://kino-o-voine.ru/razrushiteli-plotin-1955/
    где скрупулезно показано как готовилась операция и как она проходила, даже такие мелочи как сооруженный ангар для испытаний макета бомбы в натуральную величину.
  5. jekasimf
    jekasimf 13 июля 2020 17:33 Новый
    -12
    Дайте угадаю.Кто был военнопленные и от куда угнаны гражданские,для работ на этих заводах.Были бы англичане-бомбить бы точно не стали.
  6. Pavel57
    Pavel57 13 июля 2020 17:38 Новый
    0
    Англичане не тиражировали успех, из-за опасения утери монополии на бомбу против плотин.
  7. Engineer
    Engineer 13 июля 2020 17:42 Новый
    +22
    Например, рейхсминистр Альберт Шпеер вспоминал, что немцам удалось восстановить плотины уже к октябрю 1943 года. При этом его удивило, что британская авиация не воспрепятствовала проведению восстановительных работ, что было сделать гораздо проще, чем прорвать дамбы.

    Шпеер еще писал, что наибольший ущерб принесло бы разрушение Зорпе, но там англичанам не фартануло
    Англичане не бомбили район восстановительных работ потому что считали что теперь немцы стянут туда все что можно- и зенитки и истребители.
    Гибсон отлетал уже два "тура" к моменту назначения командиром. От перевода на инструкторскую должность отказывался. Полугодовой отпуск в который его хотели "выпнуть" провел в ночных истебителях. А его книга- возможно лучшая в жанре мемуаров ВМВ на мой взгляд.

    Как бы там ни было, Гай Гибсон и другие лётчики из 617-й эскадрильи королевских ВВС сделали все, чтобы приблизить победу над нацистами. По крайней мере, так пишут в западной прессе

    Вот зачем такие оговорки? Какое- то гаденькое впечатление остается.
    Есть сомнения что они сделали все? Если что, 617-я эскадрилья абсолютный чемпион среди авиационных подразделений по нанесенному немцам ущербу.
    1. Avior
      Avior 13 июля 2020 18:00 Новый
      +13
      Согласен с вами
      Эти ремарки не к месту в этом рассказе
  8. Evgenijus
    Evgenijus 13 июля 2020 18:50 Новый
    +12
    В настоящее время плотина в Эдерзее функционирует по своему прямому назначению. Работает электростанция, выдавая энергию. В дополнение плотина является местом паломничества многих немцев и гостей Германии. Народу там толкется - тьма. Установлены стенды с фотографиями плотины после ее разрушения. Очень красивая местность. По размерам плотины сразу не скажешь, что ее можно разрушить, мысль идет только к атомной бомбе. Но ведь разрушили. В статье опущены подробности этой операции. Не с первого раза удалось разрушить плотину. Летчики - герои, они шли на плотину сквозь свинцовый ливень пуль и горячей стали осколков. Вечная память погибшим...
    Есть у меня фотографии о той поездке к плотине, если кто заинтересуется, так попытаюсь найти в компьютере.
    1. Engineer
      Engineer 13 июля 2020 19:44 Новый
      +10
      Если есть выкладывайте обязательно.
      Читатели после прочтения таких статей не очень понимают в чем, собственно, героизм.
      Например на дамбу Мёна британцы заходили по очереди снижаясь с большой высоты выдерживая один и тот же курс и превышение над водой. Это создавало немцам комфортные условия для упражнения в стрельбе из зениток.
      Один из экипажей бомбивших Зорпе выходил на цель 9 раз (!!!), пытаясь пробить туман. В конечном итоге он сбросил зажгательные бомбы и сумел по ним отбомбиться.
      1. Evgenijus
        Evgenijus 15 июля 2020 09:36 Новый
        0
        Общий вид на плотину:
      2. Evgenijus
        Evgenijus 15 июля 2020 09:45 Новый
        0
        Эпизод из большого рассказа:

        " ...— Генри, Генри, хэлло. «Z Зебра», как вы?
        Ответа не было. Он сделал вызов еще раз, и просто невероятно, но из темноты совершенно спокойный голос произнес:
        — Я думаю, все нормально... ждите... [129]
        Это слышали все: Гибсон, Шэннон, Найт. Они поразились, как это возможно? После этого Гибсон вызвал Модсли еще раз, но больше ответов не было. Модсли не вернулся.
        Гибсон произнес:
        — О'кей, Дэвид. Ты атакуешь.
        Шэннон сделал еще заход и снова промахнулся. Он описал еще один круг, нырнул в темноту. На сей раз все прошло гладко, самолет вышел из пике над самой водой и устремился к дамбе. Он быстро нашел нужную высоту и правильно сбросил бомбу. Шеннон круто бросил самолет в сторону над горным отрогом. Под парапетом бомба выбросила знакомый фонтан белой пены. Когда он опал, Гибсон, спикировавший к воде, увидел, что дамба стоит. Оставался только Найт. У него имелась последняя бомба. Гибсон приказал ему атаковать.
        Найт совершил первый заход и, разумеется, промахнулся. Новый заход. Снова неудача.
        — Следуй по лунной дорожке и пикируй до предела, Лес, — сказал Шэннон. Он дал еще несколько советов по радио, которые Найт внимательно выслушал. Это был молодой австралиец, трезвенник, главным его занятием по вечерам было писание писем домой и живопись. Он спикировал еще раз. Теперь все получилось идеально, он сбросил бомбу как надо. Все увидели всплеск. А через секунду озеро вздыбилось. Гибсон нагнулся, чтобы лучше видеть, и увидел... Стена воды рванулась из отверстия в дамбе и помчалась по долине всесокрушающим потоком.
        Найт пришел в неописуемый восторг, он испустил дикий вопль, который радио послушно донесло до остальных, и только потом догадался отключить передатчик. Реплики экипажа тоже ушли в эфир, и они были крайне выразительны.
        Это было еще более фантастично, чем в Мёне. Брешь в дамбе оказалась огромной, и через нее хлынули более 200 миллионов тонн воды. Долина Эдера была круче, и пилоты безмолвно смотрели, как пенящийся вал летит по долине, извиваясь, как змея. Его скорость была не меньше 30 фут/сек. Они видели, как автомобиль пытается удрать [130] от воды. Был заметен лишь свет фар, испуганно дергавшийся в темноте. Но автомобиль проиграл гонку. Пена настигла его, фары на мгновение засветились зеленым, а потом погасли.
        Хатчинсон передал морзянкой «Динги». Это был кодовый сигнал, что дамба Эдера уничтожена. Когда он кончил, Гибсон сказал:
        — О'кей. Всем самолетам отбой. Полюбовались и хватит. Двинули домой.
        Звук их моторов медленно затих между холмов, когда они полетели назад.
        МакКарти летел к дамбе Зорпе в одиночку, виляя между холмов к югу от Мёна. Долины были полны тумана, поэтому прошло много времени, прежде чем он сумел определиться с местом. Озеро тускло отсвечивало сквозь дымку, и он узнал его очертания, вспомнив учебную модель. "

        Не знаю, позволительно ли весь рассказ выложить в виде комментария?
    2. Alexey RA
      Alexey RA 14 июля 2020 11:29 Новый
      +4
      Цитата: Evgenijus
      В статье опущены подробности этой операции. Не с первого раза удалось разрушить плотину. Летчики - герои, они шли на плотину сквозь свинцовый ливень пуль и горячей стали осколков.

      Всего две цифры. Высота сброса вращающейся бомбы Уоллеса - 60 футов (18,3 м) от уровня воды. Дальность сброса (от гребня плотины) - 425 ярдов (388,6 м).
      И всё это надо проделать на четырёхмоторном бомбардировщике под огнём зениток, выдержав высоту и дальность сброса - и не врезавшись в плотину при выходе из атаки.
  9. Наган
    Наган 13 июля 2020 21:12 Новый
    +5
    Главное что повредили электростанции. Без электричества алюминий не выплавить. Некто Вилли Мессершмитт, явно не от хорошей жизни, на полном серьезе разрабатывал деревянное крыло для следующей модификации Bf.109. Конечно, летало бы оно не ах, но тем не менее было способно летать и стрелять. В серию не пошло только потому, что американцы захватили и завод, и КБ, и лично Вилли Мессершмитта.
    1. Avior
      Avior 13 июля 2020 22:45 Новый
      +1
      Одно из важных достоинств ме109 была как раз металлическая прочность, позволявшая достигать большой Скорости в пикирование
      Деревянные поотлепливать бы, пожалуй
    2. Альф
      Альф 13 июля 2020 22:47 Новый
      +3
      Цитата: Наган
      В серию не пошло

      Но, тем не менее, деревянный хвост Мессершмитт все-таки присобачил на G14 и K. Причем, что характерно, никто из "икспердов" его за это не материт, в отличии от советских истребителей из дерева.
      1. Наган
        Наган 14 июля 2020 00:58 Новый
        +2
        Ну ессно, "рус фанер". Лавочкин изначально мог бы спроектировать Ла-9, только делать его было бы банально не из чего - алюминия и до войны не хватало, а как немцы захватили мощности на Украине, стало совсем хреново, и было хреново пока не наладились поставки по ленд-лизу. Поликарпов попробовал сделать цельнометаллический И-185, даже сделали опытную серию, испытали на фронте, и все - и летчики, и командование дали наилучшие отзывы типа что это то, что надо фронту. Но дальше не пошло, и во многом из-за нехватки алюминия.
        1. Альф
          Альф 14 июля 2020 18:17 Новый
          +1
          Цитата: Наган
          и во многом из-за нехватки алюминия.

          И мотора.
          1. Наган
            Наган 14 июля 2020 19:44 Новый
            +1
            Цитата: Альф
            И мотора.

            Вроде в него потом впихнули М-82, тот же что и в Ла-5. Но это не решило проблемы цельнометаллического планера.
            1. Альф
              Альф 14 июля 2020 20:58 Новый
              +1
              Цитата: Наган
              Вроде в него потом впихнули М-82, тот же что и в Ла-5.

              И получили тот же ЛА-5, чуть лучше, но не настолько.
              1. Alexey RA
                Alexey RA 15 июля 2020 09:58 Новый
                0
                Цитата: Альф
                И получили тот же ЛА-5, чуть лучше, но не настолько.

                ЕМНИП, превосходство И-185 над Ла-5 (с одинаковыми моторами) было в пределах падения характеристик при переходе от опытных машин к серии.
  10. Cristall
    Cristall 13 июля 2020 22:49 Новый
    +1
    идти почти на верную смерть под огнем зениток, не меняя курса, высоты и скорости..
    Ради одного момента и сброса бомбы в этот момент.
    Опыта и мужества пилотам было не занимать.
    ЧТо что а в авиации британцы смыслили..Они на ней выжили, и на ней(и флот) победили.
    Не обладая ресурсами сухопутной страны, они выжали максимум из своих преимуществ.
    Вообще там можно смело снимать фильм не хуже ПХ.
    Насчет потери гражданских пленных. У немцев они были везде, я так понимаю нужно было ничего не делать.
    Тогда бы немцы с удовольствием пользовались бы живым щитом везде.
  11. Fitter65
    Fitter65 14 июля 2020 00:47 Новый
    +3
    бомбардировщики Avro Lancaster Mk III британского производства. Эти отличные самолеты имели два существенных недостатка. Они не были способны подниматься на большую высоту,
    Максимальная высота полёта Ланкастера- 8160 метров,Хэндли Пейдж «Галифакс»- 7315 м.Шорт Стирлинг- 5030 м. из всех четырёхмоторников состоявших на вооружении RAF Ланкастер был самый высотный
    1. Альф
      Альф 14 июля 2020 18:20 Новый
      +2
      Цитата: Fitter65
      бомбардировщики Avro Lancaster Mk III британского производства. Эти отличные самолеты имели два существенных недостатка. Они не были способны подниматься на большую высоту,
      Максимальная высота полёта Ланкастера- 8160 метров,Хэндли Пейдж «Галифакс»- 7315 м.Шорт Стирлинг- 5030 м. из всех четырёхмоторников состоявших на вооружении RAF Ланкастер был самый высотный

      Вы правы. Но может ли бомбер забраться на потолок с бомбами ?
      Уитли в начале войны ходили на Неаполь, но с бомбами пришлось лететь через горы, хотя потолок у Старой Леди тоже 8 тысяч.
      1. Fitter65
        Fitter65 15 июля 2020 00:37 Новый
        0
        Цитата: Альф
        потолок у Старой Леди тоже 8 тысяч.

        То что но потолок с полной нагрузкой подымется не подымется-это другой вопрос. Начнём с того что увеличивая бомбовую нагрузку уменьшаем дальность, но увеличивая количество топлива-то есть повышая дальность мы уменьшаем бомбовую нагрузку, учитывая что топливо в процессе полёта вырабатывается, самолёт облегчается, возможность забраться на максимальную высоту увеличивается. У "Старой Леди" Мк Iа которая выпускалась с 1940 года, максимальный потолок был, по разным данным, от 5030 до 5486 метров. А летели они через Альпы по той причине что горы были выше максимального потолка.
  12. iouris
    iouris 14 июля 2020 20:50 Новый
    0
    Лётчики пытались сбросить груз и долететь обратно. "Парализовать" не получалось не очень. Воевать на земле тоже. Польша и Берлин взяты русскими "Советами".
  13. Miray
    Miray 18 июля 2020 17:29 Новый
    0
    Книги: Пол Брикхилл "Разрушители плотин"
    Гай Гибсон "Впереди вражеский берег"
    Все в свободном доступе на милитере.
    Книга Брикхилаа - вообще про историю 617 эскадрильи. Шли туда только добреовольцы, а среди английских летчиков она слыла эскадрильей самоубийц.
    Правда, самый первый состав был набран добровольно-принудительно, но каждый мог отказаться.