Военное обозрение

Ответ Китаю и России: на подходе новое японское поколение истребителей

15

Не «Раптор» и не «Черная вдова»



Японцы до последнего надеялись получить американские F-22, однако американцы четко дали понять, что эту машину никогда не будут поставлять на экспорт. Между тем вопрос замены четвертого поколения никуда не делся. Причем речь идет не только о замене для F-4 и F-15, но также и для Mitsubishi F-2, который есть не что иное, как глубокая модернизация F-16. Сейчас эти машины — основа японских ВВС: всего построили 94 серийных, восемнадцать из которых пострадали в результате цунами, произошедшего 11 марта 2011 года. Некоторые поврежденные истребители пришлось списать.

На сегодня главная надежда японцев — поставки американских F-35. ВВС Сил самообороны уже поставили восемнадцать самолетов F-35A (один из них разбился 9 апреля 2019 года). Девятого июля стало известно, что Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству отправило американскому Конгрессу сообщение о планируемой предстоящей продаже японцам еще 105 F-35: 63 «обычных» F-35A и 42 — F-35B c укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

А как же разработка национального истребителя? Долгое время считалось, что Страна восходящего солнца не пойдет дальше создания демонстратора технологий Mitsubishi X-2 Shinshin, который впервые поднялся в небо 22 апреля 2016 года. Однако вскоре стало ясно, что японцам недостаточно одних F-35. Помощь в разработке условно «своего» истребителя им в свое время хотели оказать такие гиганты, как BAE, Lockheed Martin и Northrop Grumman. За спиной у последнего — разработка YF-23, конкурента F-22, который «не выстрелил».


Эксперты полагали, что Япония может заказать Northrop создание перспективной машины на основе технологий YF-23. В свою очередь, LM хотела сыграть на желании японцев получить F-22. «Lockheed Martin воодушевлена продолжающимся диалогом между правительством США и правительством Японии относительно планов замены F-2 в Японии и с нетерпением ожидает подробных обсуждений с японской промышленностью», — заявила ранее компания. Предложение компании предполагало создание своего рода гибрида F-22 и F-35.

Однако 27 марта 2020 года Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что Япония хочет сама разработать истребитель нового поколения, от предложений зарубежных партнеров решили отказаться. Следующим этапом, логично проистекающим от этого, стало формирование облика будущей машины. Сейчас рано говорить о том, каким именно будет новый самолет, однако общая концепция в целом понятна.

Если вкратце, то машина не будет иметь почти ничего общего с X-2 Shinshin, известного также как ATD-X. В недавнем финансовом отчете японского Минобороны идет речь о некоем Next Generation Fighter — крупной многоцелевой боевой машине (Shinshin по своим размерам сравним с истребителем Gripen). Там же было представлено изображение истребителя: внешне концепт похож на разрабатываемые сейчас в Европе тяжелые истребители шестого поколения — британский Tempest и общеевропейский FCAS.

Ответ Китаю и России: на подходе новое японское поколение истребителей

Ускорение разработки


Следующей важной новостью стала информация, представленная в июле этого года изданием Defense News. Согласно этим данным, седьмого июля Министерство обороны Японии представило проект плана разработки нового истребителя. Генеральный подрядчик по программе будет выбран к началу следующего года, причем это может произойти уже в октябре 2020-го. Данный шаг позволит определить базовые параметры. Следующим этапом станет производство первого опытного образца истребителя, которое планируют начать в 2024 году. Летные испытания намерены провести в 2028 году, а серийный выпуск истребителя намечен на 2031-й. Начало полноценной эксплуатации машины, согласно представленной информации, можно ожидать в середине 2030-х годов.

Со стороны все эти даты кажутся слишком оптимистичными, особенно если учесть, что после Второй мировой страна практически не разрабатывала собственных истребителей с нуля. Исключение составляет разве что Mitsubishi F-1 — японский истребитель-бомбардировщик, созданный на базе учебно-тренировочного Mitsubishi T-2 и уже снятый с вооружения.


Если же допустить, что японцам удастся соблюсти сроки, то они могут получить истребитель нового поколения раньше, чем европейцы. Напомним, вышеупомянутые Tempest и франко-германский истребители намерены принять на вооружение примерно в конце 2030-х, когда Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon уже не будут отвечать требованиям своего времени.

В перспективе новый японский истребитель заменит все 90 Mitsubishi F-2, которые должны быть выведены из эксплуатации в середине 2030-х. О том, какие возможности будут у новинки, говорить пока рано. Японцы заявляли, что новый самолет должен быть малозаметным и совместимым с боевыми комплексами США. Вероятно, речь идет о частичной унификации систем, а также возможности обмениваться информацией на поле боя.

Борьба за Азию


Разработка национального истребителя напрямую связана с реалиями, которые имеют место в Азиатско-тихоокеанском регионе. С одной стороны, имеет место явное усиление Китая, который, напомним, еще в 2017 году принял на вооружение свой собственный истребитель пятого поколения J-20. С другой — непредсказуемая в последние годы политика США, а также часто повторяющиеся тезисы об американском изоляционизме.


Проще говоря, Страна восходящего солнца понимает, что на каком-то этапе, ей, вероятно, придется остаться с угрозами один на один. А в этой ситуации лучше иметь развитой военно-промышленный комплекс (это касается в том числе авиастроения), нежели вечно полагаться на далекие Соединенные Штаты. Благо Япония это себе может позволить. По крайней мере, с чисто финансовой стороны.

Перспективный японский истребитель — это еще и ответ на появление Су-57: концептуально более удачной машины, чем китайский J-20. Кроме того, не стоит забывать, что возможности Mitsubishi F-2, не обладающего технологией «стелс», могут быть в значительной мере нивелированы новыми российскими зенитным ракетными комплексами С-400 и С-350.

В теории Япония могла ограничиться закупками F-35, приобретя в перспективе дополнительные «Лайтнинги» и доведя их общее число до нескольких сотен. Однако, нужно полагать, свою роль сыграл национальный престиж одной из ведущих экономик мира, а также имеющие место антиамериканские настроения.
Автор:
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. KCA
    KCA 14 июля 2020 05:38 Новый
    +2
    Автор, видимо, из "горцев", привык мыслить категориями "вечность", 8 лет до лётных испытаний, это уже не просто на подходе, это уже готовый истребитель, Россия и Китай признали несомненное преимущество Японии в истребительной авиации и сдались, над Курилами и Сахалином взошло новое солнце...
  2. Джек О’Нилл
    Джек О’Нилл 14 июля 2020 06:07 Новый
    +1
    Концепт уже есть - VF19A.
    1. Sergey_G_M
      Sergey_G_M 14 июля 2020 07:02 Новый
      +1
      Нет это двадцать третье поколение, а речь пока идет о пятом wink
      1. Джек О’Нилл
        Джек О’Нилл 14 июля 2020 08:15 Новый
        +2
        Нет это двадцать третье поколение, а речь пока идет о пятом wink

        Ну не скажите. Японцы уже давно построили боевого робота (RX-78-2), которого маскируют под статую.

        Если хочешь что то спрятать, то прячь у всех на виду. Это японцы и сделали, выставили реального боевого меха как статую. А сколько таких у них на складах, одному только Богу известно!
  3. Гидрограф бухта Золотой Рог
    Гидрограф бухта Золотой Рог 14 июля 2020 07:06 Новый
    -3
    У Японии на этом направлении полное качественное преимущество как в море так и воздухе
    1. Sergey_G_M
      Sergey_G_M 14 июля 2020 07:12 Новый
      +3
      На каком направлении? Над кем преимущество?
  4. Greenwood
    Greenwood 14 июля 2020 07:46 Новый
    +5
    Зная японцев, их менталитет упорных трудяг, культуру производства и развитую промышленность, думаю, в указанные сроки они вполне способны управиться.
    1. dvina71
      dvina71 14 июля 2020 08:47 Новый
      0
      Цитата: Greenwood
      их менталитет упорных трудяг

      Им бы еще креативность и любознательность.. мир шпрехал бы на нихонго..
    2. Чарик
      Чарик 14 июля 2020 19:29 Новый
      0
      ага если не смоет рукотворное цунами
      1. Greenwood
        Greenwood 15 июля 2020 14:35 Новый
        0
        А у кого хватит духу его создать?
        1. Чарик
          Чарик 15 июля 2020 15:42 Новый
          0
          11-11-шутки как будто
  5. dgonni
    dgonni 14 июля 2020 11:48 Новый
    +1
    Нормальная статейка, даже с аналитикой. Только автор обходит вскользь острые углы в виде того что это будет самолёт шестого поколения. Учитывая то что штатам с трудом удалось отговорить японцев от разработки своего самолёта 5го поколения продав Ф35 и посулив Ф22. Но бортанув в данном вопросе. То японци свой истребитель 6го поколения таки получат в указанные сроки, если не раньше.
    Вопрос в том станет ли на крыло к тому времени Су57 в нормальных колличествах. И что там с разработкой шестого поколения у сухого и микояна?
  6. Undecim
    Undecim 14 июля 2020 12:25 Новый
    +2
    Однако 27 марта 2020 года Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что Япония хочет сама разработать истребитель нового поколения, от предложений зарубежных партнеров решили отказаться.
    К сведению сайтовских ньюсмейкеров, информация уже устарела. Сегодня оперировать сведениями полугодовой давности нельзя.
    Буквально вчера Defence Connect со ссылкой на The Japan Times сообщает, что JASDF и Министерство обороны определят предварительные партнерские рамки для разработки истребителя FX к декабрю 2020 года. На сегодня Mitsubishi Heavy Industries ведет переговоры с Lockheed Martin, Northrop Grumman и Boeing из США и с четырьмя британскими фирмами.
  7. Joker62
    Joker62 15 июля 2020 07:48 Новый
    +1
    Цитата: Greenwood
    Зная японцев, их менталитет упорных трудяг, культуру производства и развитую промышленность, думаю, в указанные сроки они вполне способны управиться.

    Если только сама Япония к этому сроку не уйдет под воду из-за постоянной сейсмической активности этого острова...
    1. Комментарий был удален.
  8. Герман 4223
    Герман 4223 15 июля 2020 16:09 Новый
    0
    Индия, Корея,Япония, Британия, Европа,даже Турция все вдруг все захотели свои самолёты делать. Неужели гегемон допустит создание такой глобальной конкуренции на рынке,ведь почти все из списка его вассалов.