Бронетехника для Арктики: основной боевой танк Т-80БВМ идет в войска

63

Танки Т-80БВМ на тренировке перед парадом в Мурманске, 4 мая 2018 г.

С 2018 г. российская промышленность осуществляет серийную модернизацию танков Т-80Б из частей и с хранения по современному проекту Т-80БВМ. Десятки таких бронемашин уже вернулись к службе в новом качестве, и ожидается получение очередных партий. Примечателен тот факт, что обновленную технику первыми получили части и подразделения, служащие в самых сложных условиях. Это прямо связано с особыми возможностями модернизированных танков.

Танк идет в войска


В августе 2017 г. министерство обороны и НПК «Уралвагонзавод» заключили контракт о проведении модернизации ОБТ Т-80Б по новому проекту «БВМ». На обновление отправлялось 62 бронемашины; поставки были назначены на 2018 и 2019 гг. – по 31 единице. В дальнейшем планировались новые заказы.



По данным Минобороны, первые модернизированные Т-80БВМ поступили в 60-й отдельный гвардейский танковый батальон 200-й отдельной мотострелковой бригады береговых войск Северного флота (пос. Печенга, Мурманская область). Первые успехи в деле перевооружения были продемонстрированы уже 9 мая 2018 г., когда несколько новых бронемашин приняли участи в параде в г. Мурманск.

В ноябре 2019 г. Минобороны сообщило о поставке 26 модернизированных ОБТ, благодаря чему завершилось перевооружение танкового батальона 200-й омсбр. По результатам 2018-19 гг. бригада получила на вооружение 40 танков Т-80БВМ. На некоторое время она стала самым крупным эксплуатантом подобной техники.


Танки 200-й отдельной мотострелковой бригады

В июне прошлого года СМИ сообщили о поставках Т-80БВМ еще одному соединению вооруженных сил. Комплект модернизированных танков поступил в танковый батальон 38-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады (с. Екатеринославка, Амурская обл.) сухопутных войск Восточного военного округа.

По всей Арктике


На днях в отечественных СМИ появилась новая информация о модернизации и развертывании ОБТ нового типа. Со ссылкой на источники в Минобороны утверждается, что до конца года танками Т-80БВМ укомплектуют все оставшиеся сухопутные соединения, несущие службу в Арктике.

По известным данным, современные танки пока не получили лишь два «арктических» соединения. Это 61-я отдельная бригада морской пехоты Северного флота (Мурманская обл.) и 40-я отдельная бригада морской пехоты Тихоокеанского флота (Камчатка).

Вероятно, именно эти бригады в ближайшее время получат несколько десятков ОБТ Т-80БВМ, что положительным образом скажется на их боеспособности. Кроме того, модернизированные танки в двух бригадах завершат формирование достаточно многочисленной и мощной бронетанковой силы на стратегическом северном направлении. Можно предположить, что, получив по танковому батальону, 200-я омсбр, а также 61-я и 40-я обрмп в общей сложности будут иметь порядка 100-120 современных Т-80БВМ.


Завелись - и поехали! Танкий 200-й омсбр

Танки передаются частям сухопутных войск и морской пехоты. Таким образом, они смогут действовать на суше или участвовать в морских десантах. В распоряжении Северного и Тихоокеанского флотов имеются большие десантные корабли с возможностью перевозки танков – это серьезно повышает мобильность танковых батальонов и расширяет их боевые возможности.

Танк для сложных условий


Следует отметить, что ранее на вооружении перечисленных соединений состояли средние и основные танки целого ряда типов, но актуальная программа предусматривает полный переход именно на Т-80БВМ. Причины этого достаточно просты. Для Арктики и Дальнего Востока характерны низкие температуры и другие негативные климатические явления. В таких условиях танки семейства Т-80 показывают себя лучше других отечественных ОБТ.

Главные «арктические» преимущества Т-80БВМ связаны с использованной силовой установкой. В моторном отсеке танка размещается газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. Такой двигатель обеспечивает высокую удельную мощность и подвижность. Кроме того, в сравнении с поршневым, он проще в эксплуатации в условиях низких температур.

Известно, что запуск дизельного двигателя при отрицательных температурах воздуха (и соответствующем охлаждении конструкции) является весьма сложным и длительным процессом. Необходим предпусковой подогрев, а затем требуется длительный прогрев при работе, подготовка воздуха на входе и т.д. Все этим процедуры, в зависимости от температур и состояния двигателя, могут занимать полчаса и более.


Т-80БВМ на Красной площади, 24 июня 2020 г.

ГТД в этом отношении гораздо проще и удобнее. Запуск с выходом на рабочий режим занимает несколько минут, после чего танк готов к движению – и бою. Впрочем, ГТД невыгодно отличается повышенным расходом топлива на ряде режимов, однако простота эксплуатации в арктических условиях компенсирует этот недостаток. Проблемой является чувствительность двигателя к запылению, но в предлагаемых регионах развертывания этот фактор практически не имеет значения.

Не хуже других


С точки зрения эксплуатационных качеств в холодных регионах Т-80БВМ превосходит другие отечественные танки. Кроме того, он не уступает другим ОБТ и по боевым качествам, обусловленным вооружением, системами управления и т.д. В проекте «БВМ» предусмотрен целый ряд мер, направленных на повышение боевой эффективности во всех возможных условиях.

В ходе модернизации живучесть танка повышается за счет установки динамической защиты «Реликт» и решетчатых экранов. Эти средства перекрывают лобовую и бортовую проекцию и дополняют собственную защиту танка. Имеется возможность установки активной защиты «Арена».

Основой комплекса вооружений является 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46М-4 с механизмом заряжания. Последний дорабатывается для использования современных бронебойных снарядов увеличенной длины. В состав СУО вводится всепогодный многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Сохраняются спаренный и зенитный пулемет, а также комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». Комплекс связи дорабатывается с применением УКВ-радиостанции Р-168-25У-2 «Акведук».


С учетом потребностей


В настоящее время в интересах российской армии реализуется несколько программ обновления ОБТ. Путем серийного ремонта и модернизации выпускаются танки Т-72Б3, Т-90М и Т-80БВМ. Все эти машины имеют определенные сходства и частично унифицированы, но при этом сохраняются существенные отличия.

Модернизированные Т-80БВМ отправляют в регионы с характерными климатическими условиями, где могут наиболее полно реализовать свой потенциал. За счет этого вооруженные силы получают развитые и достаточно мощные бронетанковые группировки на стратегически важных направлениях.

По известным данным, к настоящему времени обновленные Т-80БВМ развернуты на Кольском полуострове и в Амурской области. До конца года ожидается появление двух новых батальонах на такой технике, вблизи Мурманска и на Камчатке. Таким образом, защита важнейших рубежей усиливается – и ключевым ее элементом становятся современные основные боевые танки.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    14 июля 2020 05:44
    Дизель имеет свойства замерзать в -40, тем более если техника еще в движении, то там будут все -60
    И почему только Камчатку и Мурманск вооружают? Между ними открытая дыра протяженностью более 5000 км.
    1. +8
      14 июля 2020 05:54
      -40 и "в Африке" -40!!! Стоишь или в движении, не важно... Можно вопрос?! Утка на двух лапах весит 2 кг 750 гр., сколько она будет весить на одной лапе?
      1. -1
        14 июля 2020 06:06
        совсем куку
    2. 0
      14 июля 2020 08:11
      кто сказал только их? просто они первыми их получили
    3. +13
      14 июля 2020 09:38
      Там вечная мерзлота и пустота. Кого там атаковать десанту, медведей?
    4. +3
      14 июля 2020 10:09
      Температура при стоянке и в движении не меняется . Это только теплокровные ощущают будто холоднее на ветру . Танку или дизтопливу пофиг .
      1. 0
        15 июля 2020 12:54
        "Это только теплокровные ощущают будто холоднее на ветру . "
        А-а,теперь понятно для чего вентиляторы в системы охлаждения ДВС ставят,-чтобы лошади не потели!
        Остаётся загадкой для чего плоскости на ЛА греют,спиртом поливают...)))
        1. 0
          18 сентября 2020 13:35
          A.A.G. (Александр Астапенко)
          Остаётся загадкой для чего плоскости на ЛА греют,спиртом поливают...)))
          . Поэтому и ограничили максимальную скорость российских ОБТ, иначе спирта на них не напасёшься!!! laughing
          1. 0
            18 сентября 2020 15:32
            Цитата: TANKISTONE
            A.A.G. (Александр Астапенко)
            Остаётся загадкой для чего плоскости на ЛА греют,спиртом поливают...)))
            . Поэтому и ограничили максимальную скорость российских ОБТ, иначе спирта на них не напасёшься!!! laughing

            Против юмора ничего не имею против...
            Вопрос в другом.Разве я указывал в профиле Ф.И.О.?Не считаете это нарушением правил сайта(одного за подобное забанили..)?Да и просто,-не прилично(если Вам это знакомо)...
      2. 0
        15 июля 2020 14:38
        "Температура при стоянке и в движении не меняется ."
        Не стану спорить.Если мы говорим о температуре внешней среды(воздуха).
        "Это только теплокровные ощущают будто холоднее на ветру . "
        Вона че.Я-то думал,для чего вентиляторы в СО(системы охлаждения)ДВС(двигатели внутреннего сгорания),и прочие ставят,-чтоб "теплокровные"лошади не потели! Остаётся загадкой для кого греют,поливают спиртосодержащими жидкостями плоскости ЛА(летательных аппаратов)...)))
        Если посерьёзней,отключите кулер(вентилятор) на Вашем ПК,ноутбуке.(Я со смартфона!))).Температура внешней среды измениться ничтожно мало,но общаться мы с Вами вряд -ли сможем.))
        Извините,долго,-я к тому,что помимо температуры есть ещё теплоемкость ,теплопередача,точка росы...Согласен с Вами:двигатель стартанет при определённом " минусе" вне зависимости,есть ветер,или нет.А вот прогреется ли он,выйдет на рабочий режим?Может придется греть до весны!))Зависит от многих факторов.Как проложены маслопроводы,воздуховоды ,обдув(понимаю, в танке,что на стоянке,что в движении теплообмен меняется...никак).Просто Вы жёстко осадили оппонента(согласен,комментарий не полно и,(или) неверно сформулирован.)Давайте будем добрее,конструктивнее?! hi drinks
      3. 0
        17 июля 2020 14:16
        Для 55:
        Чья температура?! what
    5. +3
      14 июля 2020 12:19
      а кто там сможет с моря напасть? белые медведи?
      1. 0
        14 июля 2020 13:37
        "Белые" морские котики ВМФ США
        1. -1
          14 июля 2020 15:16
          наши белые медведи котиков порвут))))
          1. 0
            14 июля 2020 15:51
            Ну а когда медведи еще и на броне Т-80, тогда и рвать ни кого не придётся
            1. -1
              14 июля 2020 16:21
              останется только неприятный запах от врага))))
              1. 0
                14 июля 2020 18:55
                И это тоже... Два клоуна не оценили наш юморной диалог))
    6. 0
      31 августа 2020 00:07
      Дизель имеет марки ДТ-Л (летнее) ДТ-З (зимнее ) отличается добавлением керосина, А вот марка ДТ-Арктика воопще при -60 жиденькая. В тех регионах где используют Т-80 практически везде зимняя ДТ, летнюю используют примерно так же как у нас в средней полосе бензин АИ-100.
      И почему только Камчатку и Мурманск вооружают
      Там климат оптимален для газотурбинной силовой установки.
    7. 0
      11 сентября 2020 15:59
      Потому, что повторить операцию "Оверлорд" американцы в этой "дыре" не смогут.
    8. 0
      6 октября 2020 02:39
      чет дизельные финские танки не замерзают а российские замерзают))
  2. +10
    14 июля 2020 07:44
    Вопрос: установлены ли на данных объектах дополнительные малогабаритные гаозотурбинные агрегаты для питания всех систем танка при стоянке (нахождения на позиции) при заглушенном ГТД-1250? Расход топлива (керосин ТС-1) у ГТД - очень высок, а запуск - расход около 50 литров. На выставках показывают танки все с дополнительными агрегатами, а вот что поступает в Войска - вопрос. Обычно в России и СССР при попытке сэкономить 5 копеек - теряли 100 рублей (военная поговорка).
    1. +1
      14 июля 2020 07:49
      Установили но не газотурбинные а дизельные. При том давно.
      1. 0
        15 июля 2020 21:15
        Вспомогательная установка газотурбинная - на 18 кВт. Дизельных на Т80 не бывает.
      2. 0
        31 августа 2020 00:09
        Дизельными комплектуются только Т84 -Харьковского производства, а наши все газотурбинные.
    2. +1
      14 июля 2020 13:38
      Уже давно ставят
    3. 0
      15 июля 2020 21:11
      Цикл запуска примерно 1 мин. Расход топлива около 10 л.
  3. -1
    14 июля 2020 08:48
    Читал, что в танковом ГТД для вспомогательных узлов используются масла требующие длительного прогрева. Кроме того ГТД очень не любит снегопад - мгновенно забиваются воздушные фильтры. Ну и всем известные пороки транспортных ГТД: большой расход топлива, нелюбовь к переходным режимам, плохая приемистость.
    1. +5
      14 июля 2020 13:44
      Я в детстве читал что у Петра 1 член по колено был
      1. 0
        7 октября 2020 14:28
        Что же вы батенька наивный тонкой всему верите что написано и про Петины члены и про арктические танки
    2. 0
      17 июля 2020 14:23
      По поводу приемистости...
      Поэтому у т-80 передачек так мало?!
      1. 0
        17 июля 2020 14:35
        Или обьясните причину или удалите аккаунт к чертям...
        1. 0
          17 июля 2020 14:36
          Позор админу...
  4. -7
    14 июля 2020 09:41
    "мы, такие крутые, сделаем единый новый обт для всей армии, бла-бла-бла".
    - три вида ОБТ, из которых 72 все ещё , а 80 все ещё не завезли ОБПС и дистанционное управление пулеметом.
    И четыре - считая опытную эксплуатацию армат. Можно не надо? Засуньте ГТД в армату, поставьте 152мм и отправьте на север, вы как лохи.
    1. +5
      14 июля 2020 11:51
      Цитата: Devil13
      - три вида ОБТ, из которых 72 все ещё , а 80 все ещё не завезли ОБПС и дистанционное управление пулеметом.
      И четыре - считая опытную эксплуатацию армат.

      Отродясь такого не бывало, и опять то же самое. ©
      Это ещё хорошо, что Т-55 и Т-62 списали. А то были бы опять БТВ, как во времена Советской армии - с её четырьмя типами ОБТ (даже пятью, если вспомнить про дизельный вариант Т-80).
      1. -2
        14 июля 2020 13:46
        Ну а что, хорошие танки, их тюнингнуть и арабам впарить
      2. 0
        14 июля 2020 15:23
        Гг их не спмсали а вывели в резерв. Тем более Т-55 последних модернизациф та ещё шьучка!!!!
    2. +3
      14 июля 2020 11:51
      Обычно КПД газотурбинных двигателей заметно возрастает при низких температурах , по зимнику при - 40*С и ниже запас хода должен будет близок к Т-72 летом по шоссе . и потом по зимнику легко ехать, как по хорошей грунтовой дороге .... если зимой лед достаточно толстый то можно хоть до Новой Земли доехать, а вот летом по тундре на танке наверное не проехать
      1. +4
        14 июля 2020 14:47
        Цитата: agond
        а вот летом по тундре на танке наверное не проехать


        Здесь скорее не Т-80, а ПТ-76 пригодится,таймырская тундра летом
  5. +9
    14 июля 2020 11:43
    Запуск с выходом на рабочий режим занимает несколько минут, после чего танк готов к движению – и бою
    Для этого аккумуляторные батареи должны быть в идеальном состоянии. В отличие от дизеля, ГТД сжатым воздухом не запустишь и с буксира тоже. Необходимы аккумуляторные батареи большой емкости для работы запального устройства при запуске, а также для привода масляного насоса по окончании работы, чтобы охлаждать подшипники роторов, не допуская коксования в них масла от тепловых потоков, идущих к валу от горячих рабочих лопаток.
    При температуре ниже -30 градусов необходима установка "теплых" аккумуляторных батарей.
    1. +4
      14 июля 2020 13:31
      Цитата: Undecim
      Для этого аккумуляторные батареи должны быть в идеальном состоянии. В отличие от дизеля, ГТД сжатым воздухом не запустишь и с буксира тоже.

      Нужна просто вспомогательная энергетическая установка.
      1. 0
        14 июля 2020 15:27
        Так поставили уже давным давно!!!! Ещё во времена СССР! Просто по ящику в основном учебные машины показывали без дополнительного дизелч
    2. 0
      18 июля 2020 14:10
      Не ожидал от Вас такого. ВТС - воздушный турбостартер применяется для запуска ГТД довольно широко. Представляет собой компактную воздушную турбину с центробежным расцепителем в коробке приводов ГТД.
      1. 0
        18 июля 2020 14:50
        ВТС - воздушный турбостартер применяется для запуска ГТД довольно широко.
        Речь идет не об авиации, а о танках.
        1. 0
          18 июля 2020 16:11
          Электрозапуск - для средней полосы. Для танков Арктики альтернативы нет. Придётся дорабатывать под ВТС. Подключил баллон с азотом и при -60 запустил.
          1. 0
            18 июля 2020 22:05
            Куда подключил баллон с азотом?
  6. +3
    14 июля 2020 17:47
    Автор конечно лукавят. Если для запуска ГТД нужно запустить вспомогательный дизель. то и его прогреть перед запуском. Причем все аккумуляторы тестируются на заводах при температуре не ниже -35. При работе при более низких температурах никто не дает гарантий, НИКТО! Поэтому либо теплые боксы, либо снимать батареи, либо электрический подогрев от внешних источников, а на марше на стоянке, не глушить вспомогательный двигатель. Бывало движки и не глушили всю зиму на Северах. Ну и КПП надо прогреть, а коробка прогревается довольно долго. Иначе сальники прмерзшие к валам просто оторвет. Так что тут палка о трех концах. Пришлось мне запускать движки при -45. Кататься при -50-52. Самый низкий мороз -63 я учился в 3 классе. Иди оно все лесом. Осознание того что если сдох движок -ты покойник, на нервы действует не самым приятным образом.
    1. 0
      15 июля 2020 07:35
      неумные люди с югов комментят походу. Ладно вся смазка загустеет на морозе
      Дизель замерзнет двигатель не запустишь.
  7. 0
    14 июля 2020 18:30
    Цитата: Stepych
    совсем куку

    тогда уж - "совсем кря-кря" ))
  8. 0
    14 июля 2020 18:46
    Уважаемые форумчане! Просветите меня некомпетентного , а вот при больших + температурах как сейчас под бронёй спасаются ? Что то писали про кондиционеры , но про отзывы не слышал. Или это реклама была.
    1. 0
      17 июля 2020 20:11
      Все как у оф. дилера: "любой каприз за ваши деньги!"
      Хотите с кондиционером, хотите-без оного...
  9. -1
    15 июля 2020 13:59
    А как же та самая Срамита? Все никак туалет в неё не установят потому перекрашивают старенькое и выдают за новенькое?
  10. 0
    15 июля 2020 16:45
    ну и какой смысл, если вся остальная техника на дизелях? танки одни будут воевать?
  11. +1
    15 июля 2020 21:32
    Цитата: uorlov
    Читал, что в танковом ГТД для вспомогательных узлов используются масла требующие длительного прогрева. Кроме того ГТД очень не любит снегопад - мгновенно забиваются воздушные фильтры. Ну и всем известные пороки транспортных ГТД: большой расход топлива, нелюбовь к переходным режимам, плохая приемистость.

    Танк готов к движению через 1-2 мин. Двигатель не восприимчив к снегопаду при движении, нужно только очистить входные жалюзи перед запуском. По переходным режимам и приемистости- все не совсем так: тут режим движения регулируется в первую очередь РСА, (обороты ГТД остаются без изменений).
    А приемистость у ГТД такая, что поискать надо!
    1. 0
      17 июля 2020 20:18
      "...через одну-две минуты..."
      после чего, как завели?
      "А приемистость у ГТД такая, что поискать надо!"
      за это ему и такой расход прощают...
    2. 0
      7 октября 2020 14:21
      В снегопад циклоны воздухоочистители 80ки забиваются снегом и доблестный механ получает незабываемое удовольствие долбить смесь снега со льдом отверткой.. спасибо очный системе одноступенчатой очистки воздуха. Вы с темой поподробней познакомьтесь (не с рекламных проспектов) у 80ки целый ворох своих фирменных гемороев
  12. +12
    18 июля 2020 22:38
    У хорошего хозяина все пригодится yes
    1. 0
      21 июля 2020 11:39
      Цитата: Вольный ветер
      Осознание того что если сдох движок -ты покойник, на нервы действует не самым приятным образом.

      Мы на машинах в фургоны ставили буржуйки и топили углем... к танку то же можно было бы приделать мини котел с возможностью топить как жидким так и твердым топливом, можно установить ТЭНы в нужных местах для быстрого разогрева механизмов от внешнего источника эл.энергии, танк можно покрасить специальной краской, на подобие той, чем красят спутники и космические станции , то есть алюминиевый стаканчик термоса с кипятком окрашенный подобной краской не обжигает руку, и вообще как говорят на севере Канады, холод это проблема дураков, у умных такой проблемы быть недолжно
      1. 0
        23 сентября 2020 16:15
        agond (Рацухин)

        Мы на машинах в фургоны ставили буржуйки и топили углем... к танку то же можно было бы приделать мини котел с возможностью топить как жидким так и твердым топливом...
        Три Емели на одной печке, такого даже в сказках не встретишь! wink
        1. 0
          24 сентября 2020 18:53
          Цитата: TANKISTONE
          Мы на машинах в фургоны ставили буржуйки и топили углем

          А чего тут удивительного, тем более отдельны аварийные машины с фургоном комплектовались на заводах чугунной печкой , стояла сзади в угу фургона у дверей, а пассажирские вагоны поезда также имели угольный котел как раз на против туалета.
          1. 0
            30 сентября 2020 14:13
            Цитата: agond

            А чего тут удивительного, тем более отдельны аварийные машины с фургоном комплектовались на заводах чугунной печкой , стояла сзади в угу фургона у дверей, а пассажирские вагоны поезда также имели угольный котел как раз на против туалета.

            Пытался пошутить... У нас в рем.роте были ПАРМы 70-х с твердотопливными буржуйками и были ПАРМы 80-х с жидкотопливными печками. Я служил на ПАРМ -2.
  13. 0
    6 октября 2020 02:43
    совсем народу мозги засрать пытаются))) чет финские танки не замерзают в -40, а наши замерзают)))
  14. 0
    10 октября 2020 22:51
    Цитата: Пожилой Енотик
    совсем народу мозги засрать пытаются))) чет финские танки не замерзают в -40, а наши замерзают)))

    Глобус изучите , широты финнов , норгов и у нас , 75 % норгов живут ниже заполярных широт , чухонцы вообще Питер , ах да в Питере холодно и "белые вечера " . и да в Мурманске никогда не бывает -40 .
  15. 0
    10 октября 2020 22:53
    Цитата: Stepych
    И почему только Камчатку и Мурманск вооружают? Между ними открытая дыра протяженностью более 5000 км.

    Велком в эту дыру ))) по тундре когда последний раз ходили ездили ?