Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"

Использование в Первую мировую войну танков привлекло внимание американских конструкторов и военных к новому виду техники. Довольно быстро разработали несколько оригинальных проектов, среди которых были паровой танк, разработанный Инженерным корпусом и танк с электротрансмиссией "Хольта", однако для серийного производства выбрали танк, который был разработан совместно с английскими конструкторами и учитывал опыт отцов-основателей мирового танкостроения. Главное, что могла предложить американская сторона своим заокеанским союзникам – мощный двигатель "Либерти", который был специально переделан из одного из наиболее мощных и удачных авиамоторов периода Первой мировой. Соответственно, определилась кооперация взаимоотношений между партнерами: Соединенные Штаты поставляли узлы трансмиссии и двигатели, а англичане – броню, корпусные детали и вооружение.

Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"


Союзный танк, который часто называют "Либерти", являлся венцом британского "ромбического" танкостроения. Его главным отличием была большая длина корпуса, составляющая 10,4 м. Такой размер был призван обеспечить преодоление противотанковых рвов большой ширины. Большие габариты "положительно" оказали влияние на массу танка, составляющую 43 тонн. В остальном же танк Mk.VIII походил на предшественников. Танк вооружался двумя 57-миллиметровыми пушками Гочкиса, размещенными в бортовых спонсонах и пулеметами в шаровых установках рубки. Пулеметы на танках британского производства системы Гочкиса, а американского - Браунинг М1919.


На танке были установлены бронелисты толщиной 6-16 миллиметров. От предыдущих "ромбов" компоновка танка отличалась наличием перегородки, которая отделяла отделение управления от мотора, что положительно сказывалось на обитаемости и пожаробезопасности машины. Двигатель "Либерти" был специально дефорсирован до мощности 338 лошадиных сил за счет меньшей степени сжатия. Он оборудовался электростартером, однако завести его, не используя ручку, было весьма тяжело. В ходовую часть каждого борта входило 29 катков. Скорость движения составляла не более 8 км/ч.

Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"


Экипаж танка по большинству материалов состоял из 11 человек. Однако согласно одного из документов экипаж танка состоял из 8 человек – командир танка, водитель, два наводчика орудий, три пулеметчика и механика, рабочее место которого находилось в силовом отделении. Вероятно, этот экипаж дополняли еще два заряжающих и один пулеметчик, то есть 11 человек. Экипаж попадал в танк через бортовые двери, а также люк в крыше рубки боевой машины. Мачта семафора служащая для сигнализации устанавливалась слева по борту рубки. Для внутренней связи использовались ларингофоны. Микрофон, размер которого не превышал размера кнопки, крепился при помощи эластичного ремешка на горле танкиста. Связь осуществлялась между водителем, командиром танка, наводчиками орудий и механиком. У командира располагался переключатель связи. Причем командир был способен управлять танком снаружи, связываясь с водителем через внешний провод большой длины. Правда, последнюю заменили флажковой сигнализацией.

Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"


5 января 1920 г. был изготовлен первый "американский" танк, а 5 июня 20-го года – последний, сотый, танк Mk.VIII. Доводка, а также освоение танка имели большие трудности из-за "букета" недостатков. Так, например, танковый двигатель "Либерти" был весьма пожароопасным (позже данный недостаток достался советским БТ-2, на которых были установлены эти же двигатели – и у американских, и у советских танкистов попытки завести двигатель зачастую кончалась тушением пожара при помощи ручных огнетушителей). Хотя в межвоенный период танк был хорошо освоен и широко применялся для сопровождения пехоты во время учений, он довольно скоро начал считаться устаревшей машиной – военные начали все больше отдавать предпочтения более подвижным и легким танкам. Дело, наконец, дошло до того, что в 36-м году приняли решение вообще исключить из системы военных стандартов термин "тяжелый танк". К тому времени сами танки находились на Абердинском полигоне на хранении, где и простояли вплоть до начала Второй мировой. После этого машины были переданы Канадским войскам для подготовки новых экипажей танков.

Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"
Внутреннее устройство танка Mk VIII


Тактико-технические характеристики американского тяжелого танка Mk.VIII:
Длина – 10,43 м;
Ширина – 3,66 м;
Высота – 3,12 м;
Вес – 39,5 т;
Двигатель – Либерти G-200;
Мощность двигателя – 338 л.с.;
Скорость – 8,8 км/ч;
Запас хода – 64 км;
Преодолеваемый ров – 4,9 м;
Броня лоб – 12 мм (угол наклона 28 град.);
Броня бортов – 12 мм;
Броня башни – 16 мм (маска орудия – рубка);
Броня крыши – 6-10 мм;
Броня днища – 6-8 мм;
Вооружение:
Орудие – 2 Гочкис, 57 мм;
Пулеметы – 5 Браунинг, 7,62 мм;
Экипаж – 8 чел.

Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"


Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"


Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"


Американские тяжелые танки. Английский опыт "Свободы"


По материалам статьи Андрея Фирсова журнал "Техника и вооружение"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Жаман-Урус 4 августа 2012 09:53
    Это не он случайно в "Индиана Джонсе" снимался?
    1. Пупырчатый 4 августа 2012 18:17
      Он самый, роднуля smile

      http://shushpanzer-ru.livejournal.com/807278.html
  2. datur 4 августа 2012 19:38
    мда бак он и в африке бак!!!!! laughing
  3. borisst64 6 августа 2012 14:33
    Как двигатель может быть пожароопасным, если течей нет? И каким образом сделан вывод, что эта проблема перешла на наши БТ-2.
    borisst64

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня