Военное обозрение

Программа AFRL Skyborg: «верный ведомый» на новом уровне

39

Концепт БПЛА Skyborg от AFRL


На протяжении нескольких последних лет Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL) при поддержке коммерческих организаций реализует программу Skyborg. Ее целью является создание перспективного многоцелевого беспилотного летательного аппарата, способного дополнять или заменять пилотируемые самолеты тактической авиации. В настоящее время программа Skyborg переходит на этап реального проектирования.

На новой стадии


До начала 2019 г. программа Skyborg прорабатывалась AFRL самостоятельно и без привлечения проектных организаций. В марте прошлого года выпустили запрос о предоставлении информации, ставший фактическим приглашением к участию. На тот момент предполагалось работать по традиционной методике. Компании-участники должны были представить свои проекты, а AFRL собиралась выбрать наиболее удачный для дальнейшего развития. В дальнейшем подходы изменились.

К концу 2019 г. в AFRL изменили свои взгляды и перестроили архитектуру программы. Теперь предлагается параллельно прорабатывать несколько аппаратных и программных проектов с открытой архитектурой – их результаты могут комбинироваться и объединяться при разработке БПЛА. От традиционной идеи разработки готовых изделий разными подрядчиками отказались.

Ключевым компонентом программы Skyborg должны стать системы управления БПЛА с высокой степенью автономности, способные взаимодействовать с человеком. 18 мая 2020 г. ответственной за это направление стала компания Leidos, имеющая большой опыт в сфере безэкипажной техники.


Почти одновременно с этим AFRL начала принимать готовые проекты летательных аппаратов-платформ для применения в программе Skyborg. Сообщалось, что в начале июля Лаборатория определит список подрядчиков и выдаст контракты на развитие предложенных проектов. Однако пока подобные заказы не появлялись и сроки их размещения неизвестны.

Ожидаемые контракты будут оговаривать развитие проектов в течение следующих пяти лет. Максимальная стоимость работ одного подрядчика – 400 млн долл. Ожидается, что подобные контракты получат все основные разработчики беспилотной техники: Boeing, Lockheed Martin, Kratos и т.д.

Платформы и автоматика


Программа Skyborg предусматривает создание многоцелевых БПЛА, способных тем или иным образом поддерживать пилотируемые самолеты либо самостоятельно выполнять боевые задачи. Характерной особенностью таких аппаратов станут развитые системы управления с высокой степенью автономности и элементами искусственного интеллекта.

Одной из самых интересных идей программы является принесение живучести в жертву боевой эффективности. БПЛА нового типа изначально рассматриваются как уязвимые к атакам противника и «расходуемые». Потеря такого изделия не будет чрезмерно дорогой и обойдется без человеческих жертв – зато появится возможность применять его в самых сложных и рискованных ситуациях.


Skyborg использует ракету "воздух-воздух"

Принцип «расходуемости» сказывается на требованиях к конструкции и отдельным агрегатам. В частности, предлагается использование короткоресурсных турбореактивных двигателей, обеспечивающих до- и/или сверхзвуковой полет. Такая силовая установка даст БПЛА нужные летные характеристики, но будет дешевой и простой в эксплуатации.

По заказу AFRL компания Leidos разрабатывает универсальную аппаратуру управления. Этот комплекс должен обеспечивать управление БПЛА на всех режимах, решение разнообразных боевых задач и т.д. Требуется обеспечить возможность самостоятельной работы, а также выполнение команд оператора или самолета-лидера.

Для Skyborg предполагается самый широкий круг задач, что существенно затрудняет разработку компьютерных систем и программного обеспечения. Это приводит к новым проблемам. Так, габариты, масса, энергопотребление и другие параметры аппаратуры от Leidos пока не определены. Соответственно, разработчикам беспилотных платформ приходится делать технику с запасом характеристик.

На данный момент в рамках программы предлагается сделать сразу несколько беспилотников разного облика, но с близкими возможностями. В качестве возможных участников Skyborg, в т.ч. с самыми серьезными перспективами, рассматриваются несколько существующих и разрабатываемых летательных аппаратов от нескольких компаний. Они должны будут нести различную аппаратуру и вооружение. Предлагается использование интегрированных и подвесных радиолокационных и оптических средств; внутренней и внешней подвески и т.д. Жесткие требования в этом контексте пока отсутствуют.


БПЛА Kratos XQ-58A - современный представитель класса "расходуемого" беспилотника-ведомого

Результатом начатого этапа программы станет появление нескольких опытных БПЛА от разных фирм. Используя унифицированные системы управления, они будут отличаться прочими компонентами. Образцы такого рода предлагается сравнить и сделать выводы. В серию и в эксплуатацию могут поступить как отдельные образцы, так и вся линейка – в зависимости от полученных результатов.

Планы на будущее


На разработку, испытания и доводку нескольких проектов планируется потратить около трех лет. Уже в 2023 г. AFRL собирается начать внедрение готовых образцов в подразделениях ВВС. В дальнейшем, при отсутствии серьезных затруднений, возможно более широкое освоение такой техники с получением реальных результатов, в т.ч. в боевой обстановке.

Предполагается, что БПЛА Skyborg смогут работать самостоятельно и в связке с пилотируемыми самолетами. Они смогут выполнять разведку, наносить удары по наземным объектам или вести воздушный бой – в зависимости от возможностей конкретного образца и возникающих нужд.

Также рассматривается принципиальная возможность использования БПЛА в качестве радиоуправляемой мишени для подготовки летчиков или в виде барражирующего боеприпаса. Последнюю «функцию» можно будет использовать при выработке ресурса конструкции или при необходимости поражения особо важной цели, с которой не справятся штатные вооружения.

В целом речь идет об универсальной технике, способной дополнять или заменять существующие пилотируемые самолеты. В связи с этим строятся самые смелые планы. Так, Боевое командование ВВС уже изучает возможность внедрения Skyborg в структуры эскадрилий и крыльев. После 2025 г. такая техника может заменить истребители F-16 устаревших модификаций. После 2030 г. начнутся аналогичные процессы в отношении тяжелых БПЛА старых типов.


Перспективный Loyal Wingman от компании Boeing

Вопросы сроков


В последние годы в рамках программ AFRL разные авиастроительные компании разработали целый ряд перспективных БПЛА, способных взаимодействовать с пилотируемыми самолетами. БПЛА концепции Loyal Wingman («Верный ведомый») успешно проходят испытания и показывают свой потенциал.

В основе программы Skyborg лежат другие идеи, в первую очередь, в области систем управления. При этом авиастроители и AFRL получают возможность объединить принципиально новые решения и накопленный опыт. Итогом этого должно стать появление одного или нескольких «ведомых» БПЛА с широкими возможностями разного рода.

Наличие опыта и ряда готовых платформ является положительным фактором, способным ускорить работы по единой программе. Однако ее результаты прямо зависят от успехов в создании унифицированной системы управления – а затем от ее интеграции в существующие или разрабатываемые платформы. Часть таких задач не отличается особой сложностью, тогда как другие могут быть проблемными.

Согласно нынешним планам, работы по Skyborg продлятся еще несколько лет, и уже в 2023 г. готовую технику начнут осваивать ВВС. Удастся ли уложиться в эти сроки – большой вопрос. Пока нельзя исключать изменение графика или пересмотр целей программы. С уверенностью можно говорить лишь о том, что ВВС США всерьез занялись тематикой беспилотных летательных аппаратов, способных работать самостоятельно или в связке с самолетами. Рано или поздно такой интерес должен привести к появлению боеготовых образцов и к перевооружению.
Автор:
Использованы фотографии:
AFRL, Boeing Co.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей39
    Сергей39 16 июля 2020 18:10 Новый
    0
    Смесь беспилотника и крылатой ракеты.
  2. Magic Archer
    Magic Archer 16 июля 2020 18:15 Новый
    +3
    Интересная концепция. Беспилотник способный "работать"как полноценный истребитель, а если надо то и по земле и как камикадзе, это мечта всех генералов. Возможности человеческого организма ограничены. Усталость, перегрузка. А роботу эти факты неведомы. Надеюсь у нас тоже скоро появится нечто подобное. За такими системами будущее
    1. Grazdanin
      Grazdanin 16 июля 2020 19:08 Новый
      -3
      Цитата: Magic Archer
      Надеюсь у нас тоже скоро появится нечто подобное.

      Вроде на С70 что-то подобное сделать хотят, но думаю это просто испытание технологий. Охотник на роль ведомого не годится.
      1. Magic Archer
        Magic Archer 16 июля 2020 19:21 Новый
        0
        У охотника другая концепция. Американцы хотят универсального солдата создать.Который мог бы работать и по земле и по воздуху.
        1. Grazdanin
          Grazdanin 16 июля 2020 19:22 Новый
          0
          Не только Американцы но и Австралийцы и Британцы.
        2. Grazdanin
          Grazdanin 16 июля 2020 19:34 Новый
          0
          Мне это концепция очень нравится. F35 вылетает с 3мя X58. Один с излучателем РЛС, два с ракетами, F35 полностью в пассивном режиме, обменивается данными только ведомыми. Х58 засекают хотят сбить, тем самым противник демаскирует себя, F35 наводит на него ракеты с БПЛА, валькирии открывают огонь. Все это время пилотируемый самолёт не выдаёт своё присутствие и может спокойно уйти даже потеряв всех ведомых. Возможности звена F35 с 3 ведомыми БПЛА просто огромны. 16 самолетов на одном участке, 12 из которых можно разменять, даже 1 к 3. 4 сбитых истребителя с 4-8 пилотами это весомые потери (Пилота учить лет 5 нужно, самолёт От полугода делается) 12 дронов сбитых можно за несколько месяцев восполнить.
          1. SanichSan
            SanichSan 16 июля 2020 20:08 Новый
            0
            Цитата: Grazdanin
            Х58 засекают хотят сбить, тем самым противник демаскирует себя, F35 наводит на него ракеты с БПЛА, валькирии открывают огонь.

            а как огонь открывают то когда РЛС уже засекли и сбили? what
            Цитата: Grazdanin
            12 дронов сбитых можно за несколько месяцев восполнить.

            странно. стареньких рапторов несколько десятков и воспроизводят их заметно хуже чем Ф-35. request
            1. Grazdanin
              Grazdanin 16 июля 2020 20:23 Новый
              0
              Излучатель рлс знакомо понятие? Рапторов вообще не производят и производить не будут.
              1. SanichSan
                SanichSan 16 июля 2020 20:33 Новый
                -1
                Цитата: Grazdanin
                Излучатель рлс знакомо понятие?

                так нет излучателя. все. сбили его. что дальше? гадание по птицам?
                Цитата: Grazdanin
                Рапторов вообще не производят и производить не будут.

                верно. и программу замены закрыли в целях экономии.
                сколько вундервафе построят если рапторов смогли несколько десятков? как зумвальты? запланируем 500, сделаем 10 и скажем что эксперимент такой вот произвели? laughing
                1. Grazdanin
                  Grazdanin 16 июля 2020 20:53 Новый
                  -2
                  Учи мат часть.
                  1. SanichSan
                    SanichSan 16 июля 2020 20:55 Новый
                    0
                    Цитата: Grazdanin
                    Учи мат часть.

                    сам учи.
                    без излучателя нет волны и нет данных на радар. bully
                    1. LastPS
                      LastPS 17 июля 2020 21:53 Новый
                      -1
                      Это можно решить скриптами. Например, если в районе замечена активность вражеского ПВО, представляющего опасность, группа скорее всего будет выполнять задачу борьбы с этим самым ПВО, соответственно дрон с РЛС может работать в режиме поиска соответствующих целей на земле. При запуске ракеты ПВО позиция ПВО будет раскрыта в тот же миг, а то и раньше - РЛС батареи же тоже фонит. Запуск противорадиолокационной ракеты сразу произойдет, а дрон с РЛС пойдет в противоракетный маневр. Роботы умные и быстрые, если дать им волю они будут действовать значительно эффективней людей, единственная причина наличия пилота в звене это всякие моральные вопросы во время операции.
                      1. Grazdanin
                        Grazdanin 17 июля 2020 22:23 Новый
                        0
                        3 БПЛА 1 истребитель. На истребителе стоит РЛС, он работает в пассивном режиме. Один из дронов «светит», на нем стоит излучатель. Его обнаруживают и пытаются сбить. РЛС истребителя обнаруживает врага, передаёт данные другим дронах и отдаёт команду на атаку. Для того чтобы сбить «светляка» врагу нужно самому включать свои РЛС, которые видит истребитель. Все «умное» оборудование стоит на истребители, БПЛА расходники.
                      2. SanichSan
                        SanichSan 18 июля 2020 13:56 Новый
                        0
                        Цитата: LastPS
                        При запуске ракеты ПВО позиция ПВО будет раскрыта в тот же миг, а то и раньше - РЛС батареи же тоже фонит. Запуск

                        запуск чего? дальность обнаружения наземных РЛС значительно выше дальности РЛС самолета, даже самолетов ДРЛО. дальность боя ракет тоже выше. request вы думаете что религия зенитчиков запрещает атаковать групповые цели? what результат - 4 дрона сбиты не долетев до дистанции атаки, Ф-35 в пассивном режиме летит на базу не выполнив задачу, в лучшем случае. в худшем сбит вместе с дронами. soldier
                      3. Grazdanin
                        Grazdanin 18 июля 2020 15:19 Новый
                        -2
                        1. РЛС наземные уничтожаются впервую очередь, без проблем. Там и пилотируемый самолёт не нужен. БПЛА и ракеты сами справится.
                        2. Нельзя сделать наземную РЛС которая «видит» цели на низкой высоте на большой дистанции. Цель летящую на высоте 150-200 метров лучшие РЛС при хороших условиях увидит за 10-15 км, а чаще вообще не видит. Чем дальше дальность тем выше минимальная высота обнаружения.
                        3. Эшелонированную ПВО с наземными и авиационными средствами будут преодолевать не 1 самолёт с 3 ведомыми БПЛА, а сотни самолетов, тысячами БПЛА и десятками тысяч ракет. Сейчас будут потери людей, БПЛА сведут людские потери к 0. У США порядка 3000 истребителей, 5-10 000 различных БПЛА выше класса MALE увеличат из возможности в несколько раз.

                        На этом с вами все, учите матчасть.
                      4. SanichSan
                        SanichSan 21 июля 2020 13:19 Новый
                        0
                        Цитата: Grazdanin
                        Нельзя сделать наземную РЛС которая «видит» цели на низкой высоте на большой дистанции.

                        уже сделали и в разных вариантах. вы отстали от жизни.
                        Цитата: Grazdanin
                        Нельзя сделать наземную РЛС которая «видит» цели на низкой высоте на большой дистанции. Цель летящую на высоте 150-200 метров лучшие РЛС при хороших условиях увидит за 10-15 км, а чаще вообще не видит.

                        че? belay серьезно??? вы это для детей дошкольного возраста написали, которые вообще не соображают??? на 10-15км стреляли в Ютландском сражении без радаров, просто глядя в бинокли и оптические дальномеры на корабли плывущие по морю на высоте 0 метров. bully
                        короче, ваш уровень познаний понятен. до свидания hi
  • Grazdanin
    Grazdanin 16 июля 2020 19:02 Новый
    0
    К концу этого десятилетия БПЛА вытеснят большую часть пилотируемых штурмовиков и истребителей в армии и флоте США. Останутся F35, F15EX.
    1. SanichSan
      SanichSan 16 июля 2020 20:14 Новый
      0
      Цитата: Grazdanin
      К концу этого десятилетия БПЛА вытеснят большую часть пилотируемых штурмовиков и истребителей в армии и флоте США.

      да что там к кону! быстрее! через год максимум!! lol
      а если серьезно то с той стоимостью производства в США которая есть им бы рапторы заменить чем нибудь. скорее к концу этого десятилетия они расконсервируют Ф-18 и Ф-15 чтоб закрыть дыру от списанных Ф-22.
      1. Grazdanin
        Grazdanin 16 июля 2020 20:21 Новый
        -2
        Рапторы не нужны армии США. F35 и F15EX полностью их заменяют. Закупку F15 они уже начали, в разделе вооружение есть инфа.
        1. SanichSan
          SanichSan 16 июля 2020 20:28 Новый
          -1
          F-22 - самолет захвата превосходства в воздухе. F35- не предназначен для захвата превосходства. об это даже США пишут request то что не предназначено заменит то что предназначено? если бы мог уже дано заменил ржавые F-22 но не может.
          F15EX это максимальная нагрузка ракет применимая в зонах не прикрытых ПВО. как этот кулек ракет заменит самолет захвата воздушного превосходства? request
          1. Grazdanin
            Grazdanin 16 июля 2020 20:33 Новый
            -1
            Цитата: SanichSan
            что не предназначено заменит то что предназначено?

            F35 с БПЛА ведомыми и будут захватывать превосходство в воздухе. Про это и статья эта.
            1. SanichSan
              SanichSan 16 июля 2020 20:45 Новый
              -2
              точно! laughing
              хорошо что все это одновременно с Б-21, "супер-пупер ракетами" Трампа и переходом на новый калибр срелковки. так ничего из этого не получат bully
  • agoran
    agoran 16 июля 2020 20:26 Новый
    -1
    Хм. Интересная тема, но //Согласно нынешним планам, работы по Skyborg продлятся еще несколько лет, и уже в 2023 г. готовую технику начнут осваивать ВВС///
    Если иранцы принудительно посадили беспилотник полосатиков, то кто может гарантировать, что к 2023 году не будет наличия технологии по перехвату.
    1. Grazdanin
      Grazdanin 16 июля 2020 20:29 Новый
      0
      Цитата: agoran
      Если иранцы принудительно посадили беспилотник полосатиков,

      Он сел из-за технических проблем. Перехватить управление военного БПЛА не возможно.
      1. agoran
        agoran 16 июля 2020 20:36 Новый
        -1
        Реали?
        израильские беспилотники Hermes 2008, Грузия.
        RQ-170 Sentinel Иран.
        //И хотя американские военные сообщили о том, что причиной посадки на территории Ирана стала техническая неисправность, специалисты в области радиоперехвата и РЭБ стали говорить о серьезных уязвимостях каналов управления американских беспилотников.//
        1. Grazdanin
          Grazdanin 16 июля 2020 20:50 Новый
          0
          Да. Если было бы иначе они бы сразу несколько посадили. Происходит либо техническая авария, ошибка оператора или физически сбивает ПВО. а так раз в 1-2 года происходят просто крушения БПЛА. Иранском случае БПЛА вышел из строя и просто спланировал. У схемы летающие крыло, огромная подъемная сила.
  • agoran
    agoran 16 июля 2020 21:06 Новый
    -2
    Мне более интересны комментарии спецов, а не верю не верю дилетантов.
    //Проводя анализ случившегося, западные специалисты выяснили, что иранские военные могли приобрести в России комплекс радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» и с его помощью осуществить перехват. Немногим позже иранские специалисты смогли раскодировать зашифрованную информацию с носителей, размещенных внутри американского беспилотника.//
    Читайте сами:https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201609120753-8de1.htm
    1. Grazdanin
      Grazdanin 16 июля 2020 21:19 Новый
      +2
      Звезда источник не заслуживающий доверия. В данном случае откровенная ложь и дилетантство.

      Цитата: agoran
      1Л222 «Автобаза» и с его помощью осуществить перехват.


      1Л222 Автобаза физически не может перехватить управление, это средство разведки и постановки помех
      Назначение комплекса разведки - пассивное обнаружение излучающих РЛС, в том числе, импульсных авиационных РЛС бокового обзора, РЛС управления оружием и обеспечения полетов на малых высотах и выдача на автоматизированный пункт управления угловых координат работающих РЛС (азимут, угол места), класса РЛС, номера частотного диапазона согласно литерности станций постановки помех СПН-2 или СПН-4.

      2011 г. 05 декабря - в СМИ муссируется информация сайта Fightglobal о том, что с использованием российского комплекса исполнительной РТР "Автобаза" иранская ПВО посадила американский БПЛА RQ-170 Sentinel. С учетом того, что собственно сам факт посадки или сбития БПЛА не подтвержден и есть вероятность аварии по причине потери управления без внешнего воздействия, данные сведения представляются нам не соответствующим действительности и превышающими даже теоретически потенциальные возможности "Автобазы".


      militaryrussia.ru/blog/topic-598.html
      1. agoran
        agoran 16 июля 2020 21:39 Новый
        -2
        Да ладно. Звезда нормальный канал.
        Да, бывают ляпы типа: взвелись две красные ракеты с КДП и полеты начались.
        (Для бестолковых, две красные ракеты - окончание полетов).
        БПЛА полосатиков получен в исправном состоянии - факт.
        Инфу с него слили - факт
        Кстати, еще один БПЛА полосатиков сбили над Индийским океаном.
        1. Grazdanin
          Grazdanin 16 июля 2020 21:47 Новый
          0
          Есть факт падения. Все остальное выдумки. За этот год упало 5 истребителей США их тоже «автобаза» сбила? Дважды подряд перехватывали БПЛА? В один день? За одну неделю?
          Для передачи сигнала его преобразуют (кодируют) это происходит несколько раз. Потом шифруют. После кодировки не зная исходные протоколы нельзя понять что значат данные. После этого ещё есть шифрование.
          Для того что бы раскодировать нужны годы работы суперкомпьютеров. Любой человек с хорошим радиоинженерным образованием подтвердит это. У меня данное образование есть.
          1. agoran
            agoran 16 июля 2020 21:58 Новый
            -3
            Уже говорил в подобной теме, лениво искать.
            У полосатикав системная проблема.
            Как-то: подготовка летного и ИТС, состояния АТ.
            На ютубе ролик по подвеске БП, бугель не входит, тупой нигер поднимает на тележке ракету.
            Вздрючил бы нач по Ав, нигера за борт.
  • Комментарий был удален.
  • Zaurbek
    Zaurbek 18 июля 2020 09:31 Новый
    0
    В таких машинах - главная опасность для систем ПВО.
    1. Grazdanin
      Grazdanin 18 июля 2020 11:39 Новый
      0
      Для всех современных самолетов и ПВО. Сейчас есть проблема, современный бой приводит к взаимному уничтожению, БПЛА можно разменивать без зазрения совести.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 18 июля 2020 11:49 Новый
        0
        И отвлекать на себя ракеты ПВО и вскрывать их нахождение
        1. Grazdanin
          Grazdanin 18 июля 2020 12:02 Новый
          0
          В том числе. БПЛА сейчас главный вызов, который делит на ноль все современный системы.
  • Кузь
    Кузь 18 июля 2020 22:35 Новый
    +14
    Разработки ведомых БПЛА как сейчас говорят - в тренде.
  • gregor6549
    gregor6549 19 июля 2020 09:01 Новый
    0
    Хотелось бы подчеркнуть что для эффективного дистанционного управления ведомыми беспилотниками экипаж ведущего самолета должен состоять минимум из двух человек пилота и оператор(ов) БПЛА. Предоставлять беспилотнику право самому принимать решение никто не будет исходя из железного правила: в военных системах принатие решения по всем ключевым вопросам было, есть и останется за человеком". При этом информационная нагрузка на каждого оператора БПЛА должна соответствовать его пропускной способности, иначе никакой пользы, кроме вреда, от связки "пилотируемый самолет - беспилотники" не будет.
    Этот вопрос весьма глубоко прорабатывался в СССР еще в середине 80х при разработке беспилотных самолетов различного назначения, в том числе беспилотных разведывательно ударных комплексов "РУК" а также АСУ подразделениями оснащенными подобными беспилотниками. В те времена ограниченные возможности бортовых вычислительных комплексов и авионики не позволяли одному оператору БПЛА управлять более чем 2 мя беспилотниками, сейчас их количество может быть увеличено, но вряд ли намного (что то порядка 4 - 5). Ну а сказки про искусственный интеллект который может справиться с управлением БПЛА в реальной боевой обстановке можно пока забыть.
    1. Grazdanin
      Grazdanin 19 июля 2020 10:01 Новый
      -1
      Цитата: gregor6549
      ведущего самолета должен состоять минимум из двух человек пилота и оператор(ов) БПЛА.

      Нет не должен и не будет. Посадку и взлёт БПЛА помогают провести наземные или карабельные службы. Сопровождение и выполнение приказов автоматически. Ведущий самолёт будет выполнять свою роль, просто ведомые самолеты будут заменены на БПЛА.
      Цитата: gregor6549
      В те времена ограниченные возможности бортовых вычислительных комплексов и авионики не позволяли одному оператору БПЛА управлять более чем 2 мя беспилотниками

      Сейчас ограничений таких нет, БПЛА выполняют приказы. Оператор лишь указывает задачу.

      Цитата: gregor6549
      Ну а сказки про искусственный интеллект который может справиться с управлением БПЛА в реальной боевой обстановке можно пока забыть.

      Первый учебный бой в реальности между БПЛА и истребителем запланирован на лето 2021 года. На БПЛА не нежен полноценный ИИ, квази ИИ достаточно. Ведущий, как и в современной авиации, будет Принимать решения. Этого достаточно. 99% всех задач рутина, которая автоматика сама сделает, для 1% нужен человек. Главный минус в истребители, это хрупкий человек. Его нужно убрать из уравнения. БПЛА с квази ИИ, делающее виражи на 20-25 G, не оставит шансов пилотируемому истребителю. Правда это не в данной концепции.
      1. gregor6549
        gregor6549 19 июля 2020 10:06 Новый
        0
        Спорить не стану. Время покажет кто из нас был прав.