Пойти на рывок: о положении дел в гражданской авиации России

86

Каждый раз, когда речь заходит об отечественной гражданской авиации, в особенности о ее внутрироссийских линиях, возникает какое-то двойственное чувство. С одной стороны, самолеты у нас имеются свои, причем отличные, а пилоты настолько профессиональные, что, как оказалось, могут «борт» хоть на кукурузное поле посадить… С другой же – все эти позитивные моменты как-то сразу меркнут, стоит начать сравнивать наши достижения в данной области с зарубежными странами.

Корректным такое сравнение будет, если пытаться делать его с государствами, имеющими примерно сопоставимые с нами размеры территории и населения. С Соединенными Штатами Америки и Китаем.



Ну, что ж, начну с основных параметров.

В России насчитывается сегодня более 100 авиакомпаний. В США только на рынке пассажирских перевозок работает более 200. При этом 8 крупнейших «флагманов» отрасли осуществляют более 90% перевозок. В Китае имеется около полусотни лишь одних пассажирских авиакомпаний.

Аэропорты и аэродромы.

Американцы могут похвастать наличием в стране (возможно, по несколько устаревшим данным) 86 крупных аэропортов и почти 15 тысяч аэродромов, так сказать, в глубинке.

Китай – впереди планеты всей: только лишь международных аэропортов там имеется 220, а всего воздушных гаваней более четырех сотен. Количество же мелких аэродромов подсчитать и вовсе проблематично.

Что у нас?

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, имеем 91 аэропорт федерального значения и менее 250 аэродромов по всей стране (данные из соответствующего государственного реестра). Вот это и есть одним из ключей к главной проблеме, о которой речь у нас пойдет несколько ниже.

Далее подходим к самому, пожалуй, основному показателю – объемам перевозок. Согласно отчетам Бюро транспортной статистики США (RITA-BTS), в 204-2015 годах крылатые машины перевозили по стране в среднем около 650 миллионов пассажиров в год.

Управление по гражданской авиации Китая в 2017 году рапортовало о 550 с лишним миллионах перевезенных пассажиров, при этом прогнозируя, что к нынешнему году этот объем перевалит за 800 миллионов человек.

В России, опять-таки, по статистическим данным, приведенным Федеральным агентством воздушного транспорта, через все «воздушные ворота» страны в 2019 году прошел примерно 221 миллион пассажиров.

Какие выводы можно сделать? Отставание нашей гражданской авиации практически по всем параметрам налицо. Не критичное, не катастрофическое, но явное. И это с учетом того, что в последние годы объемы тех же пассажирских авиаперевозок в стране растут достаточно серьезными темпами. С десяток лет назад, когда Поднебесная была далеко не на пике развития своего авиасообщения, по количеству перевозимых пассажиров мы отставали от нее впятеро, при том, что в 1990 году ровно во столько же раз превосходили.

Проблем у отечественной отрасли «крылатых перевозок» хватает. Это и отсутствие (по крайней мере, в настоящее время) на ее линиях конкурентоспособных лайнеров и в особенности машин малой авиации российского производства. И кадровый «голод», вызванный низкой конкурентоспособностью наших авиакомпаний в подборе персонала и прежде всего летного состава, которому они далеко не всегда могут предложить достойный уровень заработной платы и социальных гарантий. Впрочем, среди разных бед, все еще не дающих нашей гражданской авиации по-настоящему «расправить крылья», можно назвать две главных.

Во-первых, это сокращение количества аэродромов и, соответственно, авиационного «покрытия» как раз в тех регионах, где оно воистину жизненно необходимо. Прежде всего это русский Север, Дальний Восток и другие территории, где все прочие виды сообщения предельно затруднены в силу географических и природных условий. Именно в заполнении этого «вакуума» имеется огромная перспектива развития отрасли, которая, увы, по сей день не используется. Главное, пожалуй, препятствие тут – низкая рентабельность авиаперевозок в таких районах. Что ж, решить данную проблему можно исключительно на государственном уровне. В тех же Соединенных Штатах авиаперевозки, находящиеся, заметим, исключительно в руках частных компаний, субсидируются в многомиллиардных объемах ежегодно именно государством.

Второй момент, особенно сильно тормозящий развитие внутренних перевозок российской гражданской авиации, также имеет самое непосредственное отношение к финансам. Речь идет о стоимости путешествий этим видом транспорта. Многие наши соотечественники и рады бы пользоваться им регулярно, да цены на билеты кусаются. Во времена СССР полет обходился его гражданам в пятую часть средней зарплаты, а в 2000 году, имея в кармане эту самую «среднюю», житель России мог разве что полюбоваться парящими в небе лайнерами издалека. Сейчас зарплаты, конечно, выросли, но и цены на авиаперевозки не стоят на месте, недаром Владимир Путин еще в прошлом году пенял главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву на то, что их рост опережает даже инфляцию. Без увеличения пассажиропотока не будет прибыли, а, следовательно, и развития.

Как уже было сказано, «отрыв» даже государств, занимающих ведущие позиции в мире по авиаперевозкам, от нашей страны не столь велик, чтобы его нельзя было наверстать, приложив к тому реальные усилия. Особенно это актуально сейчас, когда во всем мире эта отрасль находится в состоянии глубочайшего кризиса: ведь от пандемии коронавируса она пострадала едва ли не серьезнее всех прочих. Все зависит от того, сумеем мы пойти на рывок, или же, списывая все на «объективные трудности», будем и дальше плестись в хвосте на рынке авиаперевозок.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    15 июля 2020 19:43
    Автор про какой еще "рывок" говорит? Кому надо тот летает, кому это ни к чему тот едет или идёт пешком.
    1. +27
      15 июля 2020 20:59
      О каком развитии авиации может идти речь когда задушили всю отрасль, летать легально нельзя, учиться негде, двигателей отечественных нет, а обыватель, запуганный СМИ, смотрит на каждый аппарат в небе какна НЛО? В союзе ДОСААФы всех неравнодушных учили за счёт государства. В штатах количество частных пилотов, кои и являются основной кузницей кадров для ГА зашкаливает за 200 000, а у нас жалкие 5-6 тысяч бортов АОН на всю страну.
      Сейчас за базовое обучение возьми и выложи лям (при том что в Европе 500 тысяч стоит), за сертификат летной годности ещё 150к ежегодно, и начинаем искать где купить борт чтобы летать - заграницей, отдав ещё +45 процентов таможне, или у своих кулибиных, благодаря чьему энтузиазму ещё хоть что-то делается.
      1. +5
        15 июля 2020 23:03
        Говоря языком обывателя, делаеся все чтобы вместо тракторов беларусь ваши поля пахали мерседесы и порше, с обязательным прохождением всех ТО только у лицензированных дилеров. И только с оригинальными запчастями. Ибо так безопаснее. И не надо говорить на Жигулях же ездить тоже можно. Там везде магнитолы и брызговики китайские. Незаводская комплектация - айайай. И аварийность у них выше на порядок чем у Бентли. Меньше ездят - меньше бабушек пострадает на переходах. А учиться только через высшее образование. Где это видано чтобы в автошколах учили нормально? Тем паче в зарубежных.
      2. -3
        15 июля 2020 23:16
        Паранойя болезнь тяжелая.
        1. -4
          16 июля 2020 13:58
          Цитата: EvilLion
          Паранойя болезнь тяжелая.

          согласен!!!
      3. -5
        15 июля 2020 23:54
        Честно говоря, очень бы не хотелось, чтобы над моей головой порхали деятели с лицензией PPL. Мне ездюков на дорогах вполне достаточно. В прошлом году таких ребятишек с истребителями отлавливали.
        1. +3
          16 июля 2020 00:02
          Вот она, великая паранойя культивируемая нашими СМИ.

          Это как раз следствие того что такие ребятишки не имеют возможности получить PPL.
          1. -4
            16 июля 2020 00:34
            Да какая уж тут паранойя: дураков на дорогах предостаточно, все, как один с водительскими удостоверениями, а тут они ещё и в небе появятся. Пусть даже и с пилотскими свидетельствами. Нехай себе партизанят по глухим углам.
            1. +1
              16 июля 2020 13:59
              Цитата: АС Иванов.
              а какая уж тут паранойя: дураков на дорогах предостаточно, все, как один с водительскими удостоверениями, а тут они ещё и в небе появятся.

              можете подтвердить слова цифрами?
              1. +3
                16 июля 2020 14:35
                Погуглите смертность в ДТП по России. Потом сядьте за руль и прокатитесь. Шашечники, лётчики, обочечники, автокурицы, кривые за рулём, телефонисты... Культуры вождения ноль целых, ноль десятых. В Питере на водных магистралях картина такая же. Вы наивно думаете, что в небе будет по другому?
                1. +1
                  16 июля 2020 15:14
                  Цитата: АС Иванов.
                  Вы наивно думаете, что в небе будет по другому?

                  я думаю, что свои тезисы нужно подтверждать фактами, а не направлять в гугл...
                  если человек не можете подтвердить свои слова фактами, то он просто балабол...
              2. +1
                16 июля 2020 16:04
                Согласно статистике, в прошедшем году в России произошло 164358 ДТП, в авариях погибли 16981 человек, были ранены 210877 человек.
                Потери за год выше, чем за 10 лет афганской войны.
      4. +5
        16 июля 2020 00:07
        И в догонку: по зомбоящика сегодня проскочить информация, что в России запретят эксплуатацию не серийных лёгких самолетов. Приплыли. А на чем летать??? am
        1. -2
          16 июля 2020 00:45
          На несертифицированном самодельном автомобиле, на дорогах тоже появляться запрещено. А последствие авиакатастрофы всяко похлеще автомобильной будет. А теперь представьте тысячи тряпколётов в небе.
          1. +8
            16 июля 2020 00:59
            Чтоб вы понимали, в терминах росавиации несерийное у нас все кроме майбахов и Бугатти. Завтра к ваши водительские права аннулируют, а хлеба себе и косой накосите. Ну если на Майбах не накопили. Для понимающих в отрасли людей это выглядит именно так, можете примерить на себя.
            Разница между сферическим sracer'ом и пилотом такая же, как между дворовым скейтбордистом и водителем автобуса. Но так легко рассуждать меняя всех привычными мерками, не так ли?
            На ваших глазах гробят остатки государствообразующей наукоёмкой отрасли с лучшими умами а вы радуетесь считая всех "упоротыми мотобаранами". Браво!
      5. +7
        16 июля 2020 10:22
        Три причины:
        1. Жадность руководства авиакомпаний.
        2. Бедность населения.
        3. Эффективные манагеры на авиапредприятиях, они же дети "крепких хозяйственников" или как в Ильюшине крепкого журналиста.
        1. +4
          16 июля 2020 11:10
          Три причины:
          1. Жадность руководства авиакомпаний.
          2. Бедность населения.
          3. Эффективные манагеры на авиапредприятиях, они же дети "крепких хозяйственников" или как в Ильюшине крепкого журналиста.

          +100500!
          Я бы лишь поменял местами второй и третий пункт, по значимости. Всё же бедность нашего населения, не по вине самого населения, а потому что кто то жрет, как не в себя и рукамиводит так, что хоть сейчас ложись и помирай.
        2. 0
          16 июля 2020 14:01
          Цитата: Гражданский
          Три причины:

          основная причина - это отсутствие населения!!!!
  2. +5
    15 июля 2020 19:44
    Во времена СССР полет обходился его гражданам в пятую часть средней зарплаты
    ..
    Это средняя стоимость билета или как?
    То есть билет из моего города в Москву на Ту-154, стоил 62 рубля и это больше чем 1/5 З.П. а в соседний, за 100 км. , городок , на Аннушке, 14 рублей..
    Стипендия было 40 рублей (если что)
    1. +2
      15 июля 2020 19:55
      Смотря куда лететь. Из Питера в Москву - 18 рублей. А во Владик - 122. Целая зарплата молодого специалиста. Сейчас 20-25, что примерно то же самое.
      1. +2
        15 июля 2020 20:03
        Сказано 1/5 зарплаты. Про среднюю стоимость билета ни слова..
        Хотелось знать точнее. Бо были аэропорты, (аэродромы) где рейс производился только при наличии пассажиров. То есть рейс производился если продавался хоть один билет. Сам на таком летал.. 15 рублей стоил билет, летели 2 человека. Ан-2. Горный аэродром.
      2. 0
        16 июля 2020 08:51
        Цитата: АС Иванов.
        Смотря куда лететь. Из Питера в Москву - 18 рублей. А во Владик - 122. Целая зарплата молодого специалиста. Сейчас 20-25, что примерно то же самое.

        1988год а/билет Чита-Москва(Домодедово)-96 рублей.
      3. 0
        16 июля 2020 16:32
        Извините,Андрей,что вмешался в разговор по ценам на авиабилеты.Из Куйбышева в Москву летал за 20 рублей.В сервис входил автобус из аэропорта.Я знаю ребят с Севера. Им оплачивали затраченные деньги туда и обратно.
    2. -4
      15 июля 2020 20:08
      ну вот сейчас посмотрел на ближайшие дни из Хабаровска в Москву и обратно. меньше 25000 в обе стороны. . не так и много с учетом того что сейчас лето так вообще даром. но тут вирус это понятно. осенью зимой и летом цены еще меньше обычно.
    3. 0
      16 июля 2020 14:32
      Минск- Москва 17 рубликов,поезд( купе) 10,з/п 250/300; вот и считайте...
    4. 0
      16 июля 2020 16:26
      Стипа в середине 70-х в техническом ВУЗе была 45 р, а если специальность была интересна МО, то 55 р. На старших курсах (5-6) стипендия была 75 руб и с неё уже брался какой-то налог, на руки выдавали 73 р с копейками. Билет Москва-Оренбург до 1976 года был 24 р (льготный студенческий 12 р), после 1976 стал 29 р, льготы уменьшили до 30%, студенческий стал 20 р 30 коп.
  3. +13
    15 июля 2020 19:47
    Не корректно Россию сравнивать с США и Китаем.. С Африкой бы.. порадовались бы наверное ..пока еще опережаем..или нет?
    1. -1
      15 июля 2020 19:53
      Некорректно выставлять дворовую команду против сборной страны, это да. А сравнивать всегда корректно.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
  4. +25
    15 июля 2020 19:55
    В США и особенно в Китае населения больше. Это также влияет на пассажиропоток.
    1. 0
      16 июля 2020 14:06
      Цитата: alma
      В США и особенно в Китае населения больше. Это также влияет на пассажиропоток.

      данный неоспоримый факт мешает всепрпальщикам орать "всепропало!"
      1. 0
        16 июля 2020 16:36
        Лаврентий.Причем тут население.Вот вы летите туда и обратно.И вас считают как два пассажира.У нас глубинная авиация исчезла.Это и самолеты и вертолеты.
  5. 0
    15 июля 2020 19:58
    Пойти на рывок: о положении дел в гражданской авиации России
    Идите!Кто вам мешает? Но причём на фото к статье прорывной Ту 134!? Не нужно даже прикасаться к легенде .Давайте разграничим чётко заслуги одного народа.Действующих в разных условиях.В похожих границах .Но разных границах.И тем более экономических условиях. hi
    1. -9
      15 июля 2020 20:36
      Куда он был прорывной, Туполёнок? Через год стал эксплуатироваться B-737, самый массовый самолёт в истории ГА, который выпускается в модификациях до сих пор. Вот это - легенда. Туполёнок - неплохой самолёт, для своего времени, но не более того.
      1. -1
        15 июля 2020 20:38
        Цитата: АС Иванов.
        Куда он был прорывной, Туполёнок? Через год стал эксплуатироваться B-737, самый массовый самолёт в истории ГА, который выпускается в модификациях до сих пор. Вот это - легенда. Туполёнок - неплохой самолёт, для своего времени, но не более того.

        Да это по сути мой брат, в ютубе по поводу авиации! Посмотри и послушай.Этот hi пожалуй лучший в сети про авиацию. good yes
        1. -1
          15 июля 2020 20:55
          Ту-104 это второй реактивный, а на момент появления единственный реактивный лайнер в эксплуатации. Это прорыв. Ту-114 - прорыв. Но никак не Туполёнок и не большой Туполь - Ту-154.
          1. -2
            15 июля 2020 21:14
            Цитата: АС Иванов.
            Ту-104 это второй реактивный, а на момент появления единственный реактивный лайнер в эксплуатации. Это прорыв. Ту-114 - прорыв. Но никак не Туполёнок и не большой Туполь - Ту-154.

            Нивелирую ваш минус.Своим плюсом. yes Про Ту-154 вообще никто не вспоминал.Ибо он реально похож изнутри на холодильник ЗИЛ laughingА вот Ту-134 была реально прорывной задумкой.И не всегда в википедию нужно смотреть как Отче Наш. hi wink
            1. +4
              15 июля 2020 21:45
              Ту-154 рабочая лошадка. Но для страны лучше, если бы эту нишу закрыл Ильюшин. Туполев вырвал заказ фактически обманом, пообещав сделать на 20 тонн легче Ила.
              1. -3
                15 июля 2020 21:48
                Цитата: Pavel57
                Ту-154 рабочая лошадка. Но для страны лучше, если бы эту нишу закрыл Ильюшин. Туполев вырвал заказ фактически обманом, пообещав сделать на 20 тонн легче Ила.

                Ну а как без интриг и политики?Тем более в таких душитрепательных вопросах?Никак.Я не спорю с вами кардинально.Я утверждаю это абсолютно yes
                1. +2
                  15 июля 2020 22:10
                  Так если Туполев шел фактически на подлог в советское время, то что нас удивляют игры в капиталистическую эпоху.
                  1. -4
                    15 июля 2020 22:14
                    Цитата: Pavel57
                    Так если Туполев шел фактически на подлог в советское время, то что нас удивляют игры в капиталистическую эпоху.

                    Ничего.Капиталистическая эпоха удивляет своим предсказуемым концом. yesНет конечно я могу обсудить последнии жизнетрепщущие путинские жилищные "нововведения".Хочется ему сказать."Зайчик" ты опоздал на десять лет laughing Дорога ложка к обеду. yes
          2. +2
            15 июля 2020 22:05
            Цитата: АС Иванов.
            Ту-104 это второй реактивный

            Вообще то 3-й.Первыми двумя были Havilland Comet и Avro Jetliner
            1. 0
              15 июля 2020 22:12
              А самолет ГДР опередил Ту-104.
  6. +8
    15 июля 2020 20:02
    "Как уже было сказано, «отрыв» даже государств, занимающих ведущие позиции в мире по авиаперевозкам, от нашей страны не столь велик"

    Хорошо, поговорим даже не про государства а просто про авиакомпании:
    В ТОП-5 авиакомпаний с самым большим количеством перевезенных пассажиров, согласно отчету IATA, вошли:
    1. Southwest Airlines (151.8 млн)
    2. American Airlines (144.2 млн)
    3. Delta Air Lines (143.3 млн)
    4. China Southern Airlines (114.5 млн)
    5. Ryanair (112 млн)
    теперь.. все российские авиакомпании вместе взятые перевезли 88,55 млн пассажиров..
    то есть Вы это называете не великим отрывом?
    США 711,5 млн против наших 88,55 млн это небольшой отрыв? автор.. поучили бы матчасть..
  7. +5
    15 июля 2020 20:19
    Да при чем тут рывки или времена СССР! Автор ты голову включи, когда сравниваешь!
    Сравнил США с населением почти 330 млн. и Китай, где полтора миллиарда население с Россией, в которой проживает около 147 млн. человек. А если автор сравнивает по территории, то чего Канаду не привел для сравнения?
    Если соотнести количество пассажиров в год по приведенным странам к населению этих стран, то картина получится для России очень даже оптимистичная!
    Или автор думает, что будет рентабельно строить аэропорты с полосами первой категории в городках, с населением в двадцать тысяч жителей! Тогда вся страна "помиру" пойдет!
    А сравнивать развитие авиапрома СССР, США, Китая, ЕС и современной России просто глупо! В СССР проживало 350 млн. Это огромный рынок авиаперевозок, плюс СЭВ, плюс страны просоветской ориентации! Это огромный рынок сбыта самолетов! Тоже касается США и их сателлитов. В Европе и Китае по миллиарду людей, которые теоретически могут стать пассажирами! А Россия может рассчитывать только на 150 млн своих и может 20-50 млн в более менее дружественных странах! Спасибо товарисчу Горбачеву за наше счастливую старость!)
  8. +5
    15 июля 2020 20:29
    Статья обо всем и ни о чем...
  9. 0
    15 июля 2020 20:30
    У нас свой авиапарк это в лучшем случае Суперджеты! Мы" похоронили " не пустив в производство кучу авиалайнеров, а сами в основном, летаем на западном и американском старье, которое технически лучше наших суперджетов! И , главное, власти это устраивает, ибо кроме говорильни, никаких подвижек нету! Так что, мы тихо себе ползем, как статисты, по обочине мирового авиапрома. ....
  10. +7
    15 июля 2020 20:32
    = Какие выводы можно сделать? Отставание нашей гражданской авиации практически по всем параметрам налицо. Не критичное, не катастрофическое, но явное. =
    Исходя из количества перевезенных пассажиров, - не такое уж явное.
    В США при численности населения 328 млн. перевезено в год 650 млн пассажиров. Т.е каждый американец дважды за год был перевезен.
    В Китае при численности 1393млн. было перевезено 550 млн., т.е. перевезено только 0.39 китайца (простите за дроби)
    В России при 144 млн перевезено 221 млн. т.е. 1.53 пассажира (еще раз простите за дроби).
    Но возражать Вашей оценке состояния гражданской авиации в России нет оснований.
    Очень много потенциальных пассажиров отказываются от авиации из-за дорогих билетов.
    1. +3
      15 июля 2020 22:39
      Цитата: красноярск
      В России при 144 млн перевезено 221 млн.

      Откуда данные?
      С января по декабрь 2018 г. российские авиакомпании обслужили 116,1 млн человек. Это на 10,5% больше, чем в 2017 г., сообщили в пресс-службе Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация
      1. -1
        15 июля 2020 23:15
        Цитата: Liam
        Откуда данные?

        Из статьи. Вы ее читали?
        1. +2
          15 июля 2020 23:16
          Цитата: красноярск
          Цитата: Liam
          Откуда данные?

          Из статьи. Вы ее читали?

          Эта статья на заборе написана
          1. -1
            15 июля 2020 23:19
            Цитата: Liam
            Эта статья на заборе написана

            Странно, а я на ВО ее читал. А у Вас она на заборе писана? А забор крашеный?
            1. +4
              15 июля 2020 23:30
              Читали вы ее на ВО.Но данные мистер Харалужный взял с забора прибитому к потолку
              1. 0
                16 июля 2020 08:27
                Цитата: Liam
                Читали вы ее на ВО.Но данные мистер Харалужный взял с забора прибитому к потолку

                ПрибитоГО к потолку.
                А Вы с ним в чем-то не согласны? Расскажите нам в чем. Я тоже хочу знать, что там такого утаил от нас мистер Харалужный. wink
  11. 0
    15 июля 2020 20:44
    У одного 50 рублей у остальных по 10. Один будет лететь бизнес классом , остальные эконом, но понемногу путешествовать будут. Затем тот у кого 50 рублей оборзеет и захочет миллион. Ну и все. У кого миллион, будет иметь личные самолеты и яхты, остальные будут сосать лапу, и стараться не кусать, а то надолго не хватит. Вот и все что нужно знать о спросе на авиаперевозки.
  12. +6
    15 июля 2020 21:02
    Все зависит от того, сумеем мы пойти на рывок, или же, списывая все на «объективные трудности», будем и дальше плестись в хвосте на рынке авиаперевозок.
    Как всегда, спасибо Александру за статью! Думаю, что отказ от производства заменителя АН-2 по-моему "Байкал", уже всё сказало - рывка не будет, как и авиации малой дальности.
    1. +2
      15 июля 2020 22:32
      На американских движках этот новый биплан не зашёл. Штатам прикрыть поставки турбовинтового двигателя Honeywell ТРЕ-331-12 мощностью 1100 л.с. как два пальца.
    2. +1
      15 июля 2020 23:10
      Модернизированный легкий многоцелевой самолет Y-5BG на наземной экспозиции Китайской международной выставки авиации общего назначения 2019. Оператору из Уральского региона Российской Федерации на выставке продали десять легких многоцелевых самолетов Y5B.

  13. +3
    15 июля 2020 21:28
    Само название гражданская авиация говорит о том, что
    эта отрасль занимается перевозкой граждан самолетами.
    А для этого много чего нужно. Развитая сеть аэродромов.
    Мощная авиапромышленность. Которая, в свою очередь,
    тянет за собой много других отраслей промышленности.
    В лучшие времена в системе Министерства авиационной
    промышленности работало более миллиона человек.
    Эти работники получали зарплату и довольно часто также
    становились авиапассажирами. В системе Министерства
    гражданской авиации тоже работало немало народу.
    Во всем этом большом комплексе были не только люди,
    но и другие немалые активы - НИИ, КБ, учебные заведения,
    жилой фонд, дворцы культуры, поликлиники и больницы,
    дома отдыха и санатории. И много еще чего. Все это
    позволяло выпускать в своей стране много авиатехнике,
    притом цена ее была значительно ниже импортной. Это,
    в свою очередь, обеспечивало доступность авиаперевозок
    для большинства граждан. Собственно, так и должно быть
    при наличии разумной разумной и последовательной
    государственной политике в данном вопросе. Сегодня
    такой политики явно не просматривается. Рулят "эффек-
    тивные менеджеры", способные решать простейшие
    задачи - купим, возьмем в лизинг на Западе и будем
    делать деньги.
    1. +2
      15 июля 2020 21:46
      при наличии разумной и последовательной
      государственной политики в данном вопросе


      Да какой вопрос (проблему) ни подними, все упирается во внутреннюю политику государства. Некогда ему. Мир спасают. Да и мышления государственного нет. К сожалению. Поэтому прорыва не будет. Пока.

      А причина безобразий так очевиднее и не бывает. Имя ее - жадность.
  14. -2
    15 июля 2020 21:34
    Корректным такое сравнение будет, если пытаться делать его с государствами, имеющими примерно сопоставимые с нами размеры территории и населения. С Соединенными Штатами Америки и Китаем.

    РФ - 144,5 млн.
    США - 328,2 млн.
    Китай - 1393 млн.
    Вопросы?
  15. +1
    15 июля 2020 21:50
    В ГА две основные проблемы 1отсутвие малой авиации-школы для большойИ 2 отсутвие гражданского авиапрома-суперджет это не наше.Без решения этих двух рукотворных проблем нечего и думать о рывках.Ну и в добавок служба авиа безопасности сильно тянет вниз отрасль-рассходы на ее содержание непомерны
  16. +2
    15 июля 2020 21:56
    100 авиакомпаний в России только на бумаге. А фактически своим парком самолётов и персоналом обладают немногие. Иначе откуда взялся феномен, когда на одном самолёте летят пассажиры двух авиакомпаний. Дельцы умеют только ныть про свою тяжёлую жизнь и выпрашивать у государства финансовую помощь. Назовите хоть одну компанию, которая инвестирует в обучение лётного состава, правильно - никто. Все только и переманивают готовых пилотов из транспортной и боевой авиации. И мечтают как бы ещё уплотнить посадочные места, а лучше вообще сделать стоячие, как в маршрутке.
  17. +2
    15 июля 2020 22:27
    В России, опять-таки, по статистическим данным, приведенным Федеральным агентством воздушного транспорта, через все «воздушные ворота» страны в 2019 году прошел примерно 221 миллион пассажиров.

    Возможно кто то ошибся? Насчет 221 миллиона?
    https://favt.ru/public/materials//3/7/6/3/6/37636b6346f8fcc19f022dc590992867.pdf
  18. +3
    15 июля 2020 23:03
    Ага! я про этот рывок слышу с 2008 года... А потом Медведев Боинги заказывает, да немногочисленный Суперджет как ундервафлю расписывают...
    По ура-новостям, на подходе сразу несколько ундервафлей....но все гдето там, в будущем....

    Кстати, везде пишут за 2019 год 128 млн чел, и только тут 221.!!1
    Понятно теперь, как можно подсчитать при выборах вечного ПЖВ
  19. +4
    15 июля 2020 23:26
    В конце 1980-х годов, мы, бедные студенты, погуляв так хорошо в Брянской области - на свадьбе друга - добрались до Москвы на куркурузнике рублей, если память не изменяет, рублей так за 15 на брата drinks

    Что из этого факта следует? feel

    1. В любой "тьмутаркани" был пусть полевой, но аэродром, из которого можно было добраться до более обжитых мест
    2. Гос-во тогда субсидировало авиаперевозки - и поэтому народ летал - а кукурзник рассматривался в некоторых регионах как сейчас маршрутка - так было развито авиасообщение
    3. Гос-во НУЖНО было тогда что бы по стране обычный рядовой человек мог быстро добраться из точки А в точку Б

    ну а сейчас... сейчас очень часто дешевле на такси сгонять из точки А в точку Б - чем на самолете слетать (((
  20. +2
    16 июля 2020 00:12
    Автор, Вы опять сравниваете ужа и ежа и пытаетесь понять почему они разные!!! Пример из Вашей статьи: Америка перевозит 650 млн. в год, а мы 220 млн.
    А Вас не смущает, что в США население превышает население РФ более чем в два раза?? Вас также не смущает, что у нас большая часть населения РФ сосредоточено в европейской части (на не большом удалении) и на дальний восток как бы и нет такого пасажирапотока в принципе?? В то время как в США наблюдается сильный разброс расселения населения, как по берегам океанов, так и в глубине континента... Ну и далее в том же духе... На днях 08.07 - 10.07 слетал в командировку из Москвы в Красноярск (4,5 тыс. км) : S7 - туда 8600 руб, Аэрофлот - 9200 руб. назад.. Ну и где неподъемные для населения билеты?? Да и не каждую неделю и наши и американцы летают из города в город..
    Никто не спорит: есть проблемы в отрасли, но Вы их правильно представить не сумели от слова "абсолютно"
    Так, что получился громкий заголовок, а подвести к нему базу не получилось.
    Поэтому просьба, как и ко всем авторам: лучше меньше написать, но лучше!!
  21. -3
    16 июля 2020 01:58
    Сопоставимые территории и население. Население России вдвое меньше США. Про Китай молчу. Территорию нужно защищать, но легко это не будет никогда.
  22. +2
    16 июля 2020 03:36
    В 1983-84 учился на первом курсе вуза в Саратове, домой летал на Кавказ. Либо до Минвод на Ан-24, либо до Нальчика на Як-40 (через Элисту). Оба маршрута стоили порядка 20 р или меньше. Степуха составляла 40 р. Сейчас возможна такая картина?
    И да, говорят, что советские раскладушки делались из отходов авиапрома. Слушайте, но они неубиваемы. А вот современные раскладухи практически одноразовые... Это вот вам специалисты мнение далёкого от авиации человека. Да, летал я на Кавказ очень часто. Через 2 года СА всё это продолжилось как раз до окончания вуза и начала конца Союза...
  23. +2
    16 июля 2020 04:20
    А просто без рывка не пробовали?
  24. -2
    16 июля 2020 05:15
    Корректным такое сравнение будет, если пытаться делать его с государствами, имеющими примерно сопоставимые с нами размеры территории и населения. С Соединенными Штатами Америки и Китаем.


    о каком корректном сравнении вы говорите.С мировым гегемоном обворовывающим весь мир с 1945 года и с первой экономикой мира развитие которой идет не останавливаясь с того же периода ?
    Россия самая большая и холодная страна мира с достаточно маленьким ,относительно её территории,вымирающим населением и с 1985 года по 2000 год находящееся в разграблении и упадке.
  25. +6
    16 июля 2020 05:23
    Пойти на рывок: о положении дел в гражданской авиации России

    Какой «оригинальный» спектр мнений: одни - «продолжают ныть», другие - «ладошки в кровь разбили»...
    Гражданская авиация в России? Вы всё ещё станете уверять меня, что для России важнее производство собственных самолётов? Да хрен там! Самое главное - переименовать аэропорты! fellow
    Цена топлива для самолётов, регулируемая «по звону собачьей цепи», - основной тормоз развития любой частной авиакомпании. Я уже не беру в расчёт технические структуры, логистику и прочие вещи, без которых авиация (гражданская или военная) не может существовать априори.
    Оказывается, положение дел во всём зависит от рывка! Вот так выглядит положение дел в любой отрасли, которая раньше была государственной:
  26. 0
    16 июля 2020 09:25
    Триста тридцать аэродромов у нас. 15 тысяч в США. А пассажиропоток у нас ниже только втрое. О чем это говорит? О крайней необходимости авиаперевозок у нас в стране, несмотря на адские условия и бешенные цены.
  27. +1
    16 июля 2020 10:45
    "Рывок" - размечтался. На такие темы не всякий должен писать.
    Без комментариев.
  28. 0
    16 июля 2020 11:08
    Красиво сказано ПЕНЯЛ, а вот этот пенял дал, какой либо эффект, похоже нет. Вот если бы СТАЛИН сказал такой пенял, думаю всё бы решилось максимум в одну неделю. Полное отсутствие политической воли. Про экономику и говорить не чего.
  29. +4
    16 июля 2020 11:53
    Сколько ни плюй,сколько ни кидай камни в так называемый "совок" СССР,всё таки он был крупной авиационной державой.Помнится в детстве за рубль детишек катали в праздники.Многие после лётчиками и конструкторами самолётов захотели стать.На самолётах АН-2 и Як -40 как на маршрутках летали между городами,деревнями и сёлами .А какая была санитарная и пожарная лесная охрана.Зато теперь буржуи могут на частном самолёте или вертолёте,преимущественно зарубежного производства, летать в свободном от "совка" небе России.Читал одного чувака как он за 100 долларов весь Иран вдоль и поперёк облетал.Там ситуация примерно как в фильме "Мимино" .Возле любого мал-мал крупного населённого пункта свой аэродромчик есть и ,бывает,коз и баранов возят.А у нас президент удивляется почему наши самолёты летают в Китай заправляться.Там дешевле обходится хотя мы им наш керосин поставляем.Этим сказано всё.
  30. 0
    16 июля 2020 15:32
    Цитата: Скалендарка
    Минск- Москва 17 рубликов,поезд( купе) 10,з/п 250/300; вот и считайте...

    Цифры тоже не совсем отвечают реалиям.В разное время и зарплата была разной, а стоимость проезда если и росла, то ненамного. Тот же Ростов-на-Дону-Москва стоил на самолете тоже около 17 рублей (начало 80-х), поезд (купейный вагон) - ЕМНИП - 13-14, а вот зарплата средняя была тогда рублей 150-170...
  31. 0
    16 июля 2020 15:41
    Аэрофлот зажравшаяся компания, раньше багаж можно было бесплатно ( 1 место) вне зависимости от того сколько стоит билет, теперь если билет дешёвый, то туда не входит багаж а если оплатить место багажа то дешевизна билета сводится в ноль. По этой причине все у кого билеты дешёвые прут свой багаж в виде ручной клади в салон! что при экстремальных обстоятельствах приводит к плачевным последствиям ( Шереметьево+ суперджет)
  32. +1
    17 июля 2020 01:53
    Непонятно, о чём статья-то?
    Типа, надо чаще летать, вне зависимости от необходимости?
    Реально, если отминусовать "туризм" от планов, то надо развивать местные аэропорты ... Но. Это не значит "больше летать ради того, чтобы больше летать"... И, наконец, хватит уже "догонять и перегонять Америку"...
  33. 0
    17 июля 2020 06:17
    Что за ересь..

    Население США в 3-4 раза выше, поэтому трехкратно большее число перевозок - это как бэ паритет.

    При средней зарплате даже в 35 тысяч и цене билета Моска-Свердловск в 4 тысячи (не в сезон) - это как бы дешевле, чем в СССР.

    Мелкие аэродромы потому и закрываются, что почти ничего не перевозят. Их закрытие очень мало сказывается на общем объёме.
  34. Комментарий был удален.
  35. 0
    19 июля 2020 12:10
    Малая авиация невозможна без малых аэродромов. В Союзе в каждом городке свой а/порт был, сейчас частный или фермеры распахали, ночью подсесть за больным по пути - проблема - ни света, ни разрешения. Деньги на нацпроект "Санавиация" вкладываются огромные: час полета - 300 000 руб, вертолеты только новые, с мед. модулем, не шутка! Но опять все в частных руках, документооборот сырой, законов нет, площадок оборудованных нет (не до а/портов), единого руководства тоже нет! Но работа ведется.
  36. 0
    21 июля 2020 10:55
    , автор хотя бы реестр посмотрел на сайте росавиации, да и сравнивать пасажиропоток сша, китай и россию на представленных цифрах ну очень не корректно, делим все на количество населения и получаем, относительный коэфициент, а там умножаем и получаем совсем другую статистику. Уважемому военному обозрению, а точнее редакции нужно требовательнее работать с материалом, а не сливать всякую чушь.
  37. -1
    21 июля 2020 12:46
    Если убрать из цепочки авиационной сферы всяких "топ-менеджеров", "прихватизаторов", то эффективность развития увеличиться в разы. Прибыль должна оседать в России, а не в ячейках швейцарского банка. Аэропорты также нужно окончательно забирать в государственные руки, как и топливные компании. Пока на этой теме сидят кровососы-пауки - будет только выжимка прибыли.
  38. 0
    4 августа 2020 08:45
    Нужно единое руководство. Развал на отдельные авиакомпании, с отделением аэропортов и диспетчеров, привел к критическому состоянию отрасли. Но, беда в том, что нет кадров. Засилье эффективных менеджеров, умеющих вести дела под кальку с западных методичек, гробит страну.
  39. 0
    25 сентября 2020 16:37
    правительство, кроме декоративных лозунгов вовсе не собирается помогать продвигать сбыт и использование новых отечественных машин, никак не улучшает положение промышленности. Пример тому - состояние проекта МС-21. Там, где у американцев уже портфель на 200 заказанных машин, у нас полное непонимание, где и кто их вообще будет покупать.
    Поэтому я иллюзий не испытываю.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»