Первый Бе-200ЧС для Минобороны прибыл в Ейск

66
Первый Бе-200ЧС для Минобороны прибыл в Ейск

Первый самолет-амфибия Бе-200ЧС для Минобороны России 14 июля 2020 года прибыл в Ейск. Встреча самолета прошла в 190-м учебном смешанном авиационном полку на базе 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России.

Самолет получил собственное имя "Александр Мамкин" в честь гражданского летчика Александра Мамкина, принимавшего участие в операции "Звездочка" по эвакуации в тыл в 1944 году воспитанников Полоцкого детского дома №1.



Как передает блог bmpd, данный Бе-200ЧС является первым, построенным по пересмотренному контракту, подписанным в 2018 году Минобороны с ОАК на поставку Морской авиации ВМФ трех самолетов Бе-200ЧС. Самолеты будут поставлены в версии "поисково-спасательные" с функцией пожаротушения. Остальные два самолета должны быть поставлены до конца 2020 года, однако это вызывает определенные сомнения.


Первый контракт на поставку Минобороны шести самолетов-амфибий Бе-200 - двух самолетов Бе-200ЧС и четырех модифицированных самолетов Бе-200ПС (без функции пожаротушения) - был заключен в 2013 году. В 2017 договор был расторгнут по причине невозможности ТАНТК построить самолеты. В 2018 году контракт перезаключили, заказав всего три самолета Бе-200ЧС.


Переданный Минобороны самолет Бе-200ЧС стал первым, построенным по контракту 2018 года и седьмым серийным с учетом шести Бе-200ЧС, построенных на ТАНТК в 2016-2018 годах для МЧС России.

До того, в свою очередь, было построено девять самолетов Бе-200 - два летных опытных образца на ТАНТК и семь серийных Бе-200ЧС на Иркутском авиационном заводе с 2003 по 2011 года. Шесть из них поставлены МЧС России и один - МЧС Азербайджана. Таким образом, всего построено 16 летных экземпляров Бе-200.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -19
    17 июля 2020 13:33
    А какие функции этот тип самолетов будет выполнять в составе ВКС МО РФ? Их выпускают очень ограниченными экземплярами... В открытом море он сесть не способен, или сядет только один раз... Даже не знаю для чего он! belay
    1. +13
      17 июля 2020 13:41
      Бе-200 узкопрофильный самолет...попытка использовать ИЛ-76 в качестве самолета пожаротушения в Иркутской области плохо закончилась.
      Отзывы специалистов о Бе-200 как специализированного самолета пожаротушения очень хорошие.
      1. -1
        17 июля 2020 14:15
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Бе-200 узкопрофильный самолет...попытка использовать ИЛ-76 в качестве самолета пожаротушения в Иркутской области плохо закончилась.
        Отзывы специалистов о Бе-200 как специализированного самолета пожаротушения очень хорошие.


        А я о чем? В функции МО РФ не входит ни борьба со стихийными бедствиями, ни тушение пожаров!!!
        1. +11
          17 июля 2020 15:07
          Цитата: Invoce
          А я о чем? В функции МО РФ не входит ни борьба со стихийными бедствиями, ни тушение пожаров!!!

          Это Вы погорячились. Леса горят и возле наших войсковых частей и возле складов с БП. Так что этот самолет без работы не останется.
      2. -1
        17 июля 2020 15:15
        В горных районах Бурятии Бе-200 тоже хреново справлялся с пожарами. Не мог точно зайти
    2. +1
      17 июля 2020 14:10
      на воду днепровского каскада водохранилищ и к причалам одесского порта высаживать десанты
    3. +12
      17 июля 2020 15:40
      Цитата: Invoce
      . В открытом море он сесть не способен, или сядет только один раз.

      А что...что бы .оказать помощь надо обязательно...сесть? belay
      А такой вариант помощи вам в голову не приходил? wink
      1. Комментарий был удален.
    4. +10
      17 июля 2020 15:42
      Цитата: Invoce
      В открытом море он сесть не способен

      А такому самолёту вы то же...."присесть" на воду ..посоветуете

      Или такому :
  2. +7
    17 июля 2020 13:35
    Самолеты будут поставлены в версии "поисково-спасательные" с функцией пожаротушения.

    Ну вот, все и разъяснилось. А то тут некоторые выдвигали версию - только "противолодочник", и никаких вариантов.
    1. -9
      17 июля 2020 13:40
      Цитата: Piramidon
      Самолеты будут поставлены в версии "поисково-спасательные" с функцией пожаротушения.

      Ну вот, все и разъяснилось. А то тут некоторые выдвигали версию - только "противолодочник", и никаких вариантов.

      странное совмещение функций, особенно по оборудованию... тут или для пожаротушения, либо ПС, но ТТХ для "поисково-спасательного" в открытом море, либо в океане не впечатляют
      1. +11
        17 июля 2020 13:57
        Цитата: Invoce
        странное совмещение функций, особенно по оборудованию... тут или для пожаротушения, либо ПС, но ТТХ для "поисково-спасательного" в открытом море, либо в океане не впечатляют

        Пожарное оборудование на нем съемное. Так что никакого противоречия нет.
      2. 0
        18 июля 2020 12:18
        у нас моря небольшие, не на острове в океане живем :)
        азовское, каспийское, балтийское не такие уж и большие
        1. -1
          18 июля 2020 12:24
          Ну да.
          Полетали бы вы в Тихом океане...
          1. 0
            18 июля 2020 12:30
            я о том что у нас достаточно мест, где эта техника пригодится и нам не обязательно иметь только океанские корабли и летательные аппараты исключительно для океанского применения
            всему свое место
            1. -1
              18 июля 2020 15:30
              В МА этот самолет - дорогая игрушка, и больше ничего.
              Все нормальные самолеты МА могут носить КАС, и этот
              самолет абсолютно не нужен.
              1. 0
                1 августа 2020 14:44
                При чем тут КАС?
                У нас много рабочих амфибий в вооруженных силах?
                МО просто нужны амфибии и хуже от этого не будет.
                Тем более это конкретно многоцелевой Бе-200ЧС.
                1. -2
                  4 августа 2020 15:49
                  Зачем амфибии в морской авиации?
  3. +8
    17 июля 2020 13:35
    Красавец... Ещё бы Бе-103 сделали доступным по цене для авиации общего назначения, как в свое время Ан-2
    1. +13
      17 июля 2020 14:06
      Цитата: Telakh
      Красавец.

      Смотрится конечно изумительно. Долгой жизни тебе "птичка".
  4. +11
    17 июля 2020 13:39
    Ну, с почином и удачных тебе полетов и мягких посадок...
    1. +11
      17 июля 2020 14:35
      Цитата: svp67
      Ну, с почином и удачных тебе полетов и мягких посадок...

      Ничего не понял.... belay ....с каким ..."почином"? belay
      Тут,буквально намедни начальник морской авиации генерал-майор Игорь Кожин в интервью газете Минобороны "Красная Звезда"от 13 июля 2020года "распиналс"я, что ...".Первый(!!!!????) самолет уже прошел апробацию в Ейске на базе Центра боевого применения и переучивания лётного состава, в настоящее время он принят в опытную эксплуатацию."???? belay
      ссылка - https://topwar.ru/173036-morskaja-aviacija-vmf-rf-popolnitsja-tremja-samoletami-amfibijami-be-200.html....

      А сейчас belay в статье что написано.....что опять....."Первый(!!!???) самолет-амфибия Бе-200ЧС для Минобороны России 14 июля 2020 года прибыл в Ейск.
      Так что..получается СНОВА Первый или ОПЯТЬ Первый?????
      Так только что ПРИБЫЛ или уже ПРИНЯТ в ОПЫТНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ,после уже прохождения "апробации"??? request
      Данный самолёт был поднят воздух на аэродроме ТНТК им.Бериева 14 февраля 2020 года.

      Так возникает вопрос..."господин" Кожин точно является ..."начальником морской авиации2 или просто..."говорящей (что-нибудь)..головой"? soldier
  5. +7
    17 июля 2020 13:40
    Движки на нем какие стоят теперь? Д-436 Мотор Сич как и на бортах МЧС? Из ранее приобретенных?
    1. +6
      17 июля 2020 14:04
      Цитата: Кирилл Г...
      Движки на нем какие стоят теперь? Д-436 Мотор Сич как и на бортах МЧС? Из ранее приобретенных?

      Этих "ранее приобретённых" скоро станет больше всего выпуска "Мотор Сичи" до 2014 г. Особенно показательна была ситуация с ТВ3-117 в 2014-2015 г., когда было сдано вертолётов чуть ли не в два раза больше, чем климовцы сдали комплектов отечественных движков для них.
      Богуслаев - тот ещё делец, и прибыль для него важнее политики. smile
      1. +10
        17 июля 2020 14:38
        Цитата: Alexey RA
        Богуслаев - тот ещё делец, и прибыль для него важнее политики

        Из вашего комента не понятно, так что выходит...господин Богуслаев это такой сякой "днлец-подлец" или всё аки господин Богуслаев "делец-молодец" и полезное дело делает для РФ там ведь ещё и с двигателями на Ми-26..."проблема"? wink wink
        1. +5
          17 июля 2020 17:54
          В 2015 году, когда на Украине были запрещены все российские телеканалы, во всех столовых и комнатах отдыха Мотор-Сичи стояли телевизоры и транслировали спутниковое российское тв по распоряжению этого "подлеца".
        2. +4
          17 июля 2020 18:04
          Цитата: древний
          Из вашего комента не понятно, так что выходит...господин Богуслаев это такой сякой "днлец-подлец" или всё аки господин Богуслаев "делец-молодец" и полезное дело делает для РФ там ведь ещё и с двигателями на Ми-26..."проблема"?

          А он два в одном. Амбивалентен, так сказать.
          Когда он в домайданные времена затягивал до последнего переговоры с РФ по вопросу организации производства движков ТВ3-117 на территории РФ - то таки да, делец-подлец. Десять лет вилял, выискивая самый выгодный вариант. И довилялся до того, что в конце концов для РФ оказалось дешевле построить свой завод на базе КБ Климова.
          А вот как наступили постмайданные времена - то Богуслаев тут же стал делец-молодец. Формально никакого экспорта движков с Украины в РФ нет. А по факту выпуск наших движков не бьётся с производством вертолётов. А вертолёты, тем не менее, сдаются заказчикам. И это я ещё не беру те наши летательные аппараты, по движкам для которых "Мотор-Сич" является монополистом - но которые, тем не менее строятся.
    2. +9
      17 июля 2020 14:15
      Приветствую!
      hi
      Д-436. Из ранее приобретённых на первичный контракт с МО.

      Окраска огонь.
      Глянцевая и какие цвета подобранны:
      1. +9
        17 июля 2020 14:50
        Цитата: Orkraider
        Окраска огонь.

        На любителя..но для ВМФ выбрали такую..."сердюковскую".
        Цитата: Orkraider
        Глянцевая

        Потому что сверху после основной покраски покрывают и синтетической эмалью фирмы PPG воздушной сушки.
        Вот поэтому и типа ..."глянец" ( но только на солнце)
        А вот если бы ешё и лаком покрывали, как у "супостатов"...вот тогда бы был "гянец" wink

        Но ближе 10 метров подходит не стоит....вся "красота"..пропадает.... sad sad
        1. +1
          17 июля 2020 17:13
          Да, как у супостата, но нравится. Нечего не могу поделать request
          Ваше фото с зимы, вроде, когда в Таганроге облетывали?
          1. +10
            17 июля 2020 18:54
            Цитата: Orkraider
            Ваше фото с зимы, вроде, когда в Таганроге облетывали?

            Да drinks
            1. +1
              17 июля 2020 18:55
              Тогда за него drinks и за нас drinks
        2. +1
          17 июля 2020 18:02
          Низ голубой, наверное чтобы рыбки не пугались. Если самолет поисково- спасательный, может стоило его поярче покрасить, в тот же красный. Мы люди не местные, просто мысли.
        3. 0
          17 июля 2020 22:20
          Хотелось бы про авиационный современный лак западного образца, узнать что-то по-конкретнее если можно, заранее благодарен hi
      2. +1
        17 июля 2020 19:13
        Цитата: Orkraider
        Приветствую!
        hi
        Д-436. Из ранее приобретённых на первичный контракт с МО.

        Окраска огонь.
        Глянцевая и какие цвета подобранны:

        Вы как девушки выбирающие авто!)) Под белье,или под макияж..Не хочу никого обижать
        Если серьёзней,то сколь ужо лет проекту,самолету.?Да,как всегда проблемы с двиглом....Помню времена(уже писал),когда рублей за 500 катали всех желающих над Байкалом.Кажись,бортового номера даже не было!(когда Бог создавал дисциплину,авиация была в воздухе))).
        Логика трудноуловима:Бе-200 оправляли и в Грецию,и в Италию на тушение пожаров.В то самое время,когда горели Байкальский заповедники(пыжились Ми-8).о.Ольхон из-за дыма вообще был невидим,авиация зайти не могла.Если ничего не путаю,победили после переброски Илов.Ну и жара спала,дожди местами пошли...
        По теме...ИМХО из Бе-200 поисковик с сильными ограничениями Но,всяко лучше чем Б-12.Для оптимизации надо и сформулироватьТЗ,и тактику применения отработать в соответствии с имеющимеся ЛА.
    3. 0
      17 июля 2020 14:20
      Цитата: Кирилл Г...
      Движки на нем какие стоят теперь? Д-436 Мотор Сич как и на бортах МЧС? Из ранее приобретенных?

      Да Д-436 , но не из запасов , а контрабандные - по поводу их нелегальной поставки на Украине в начале года большой скандал был .
      1. +3
        17 июля 2020 20:45
        Цитата: bayard
        Да Д-436


        Российский двигатель ПД-8, который планируется использовать на самолетах SSJ 100 и Бе-200, получит сертификат типа в 2023 году, сообщил в интервью ТАСС первый замглавы Ростеха Владимир Артяков.
        "Газогенератор планируем создать уже в следующем году, сертификацию пройти в 2023 году", - сказал он.
        Средств на проект выделено достаточно, отметил Артяков. "Объем инвестиций достаточен для того, чтобы все работы по созданию нового двигателя были выполнены качественно и в срок"
    4. -2
      17 июля 2020 22:36
      Ждем ПД-8 . А самолеты строить надо , потом переоборудуем .Д-36 (прообраз 436 и 136 ) для яка тоже долго доделывали. Турбовальные , вроде , пошли...Сейчас наш ПД-14 по характеристикам совсем неплох горячую часть,правда. содрали , но компрессор и широкохордные лопатки ТНД - свои , даже конкурирует (кроме экономичности) уже с LEAP хотя французы тут хитрят , это просто улучшенный 56-й .Но для нас это -прорыв , плюс движок намного дешевле. Вся беда в том , что движки сейчас - убыточны практически у всех - около 1.2-1.5 млн.дол. убытка ....
  6. 0
    17 июля 2020 13:47
    У России четыре флота и одна флотилия- Каспийская, на всех, этих прекрасных птичек не хватит, кого оставят за бортом??
  7. -1
    17 июля 2020 13:50
    Эх, жалко, что только поисково-спасательный sad
    1. +7
      17 июля 2020 14:00
      Цитата: El Dorado
      Эх, жалко, что только поисково-спасательный sad

      Как противолодочнику ему ни дальности, ни грузоподъемности, ни времени патрулирования не хватает. Ту-204/214 гораздо больше подходит на эту роль.
      1. +3
        17 июля 2020 14:57
        Совершенно верно. Есть притом и мелкосерийное строительство Ту-214 и движки к ним свои....
      2. +9
        17 июля 2020 15:26
        Цитата: Piramidon
        Как противолодочнику ему ни дальности, ни грузоподъемности, ни времени

        Так его никогда и не позиционировали как ..."противолодочник".
        Только варианте Бе-300МП (но это удлинённый фузеляж,большая топливная вместимость и..чисто сухопутный вариант) и то..это только проект sad
  8. +1
    17 июля 2020 13:50
    Очень нужный самолёт! И экспортный потенциал имеется. Только бы проблему с движками решить, а это время и деньги.
    В статье ни слова, на каких движках собраны эти самолёты...
    1. +6
      17 июля 2020 14:10
      Цитата: ved_med12
      В статье ни слова, на каких движках собраны эти самолёты...

      Пока только Д-436ТП производства "Мотор-Сич". Возможно, закупают через третьи страны.
      Заменить эту силовую установку планировалось на франко-российскую SaM146 (которые используются в том числе на гражданских самолетах Superjet-100), однако в апреле 2019 года Генпрокуратура РФ проинформировала Минпромторг об имеющихся рисках срыва оборонного заказа из-за введенных санкций, в частности, потому, что в этих двигателях используются комплектующие из стран-членов НАТО.

      Остается ждать наших ПД-10. request hi
      1. +2
        17 июля 2020 14:14
        Самое примечательно остаётся то, что на сегодняшний день нет ни одного двигателя ПД-10, даже для проведения стендовых испытаний. Всё внимание сейчас уделено головной модели этого семейства ПД-14, его сертификации и тестированию на самолётах МС-21. Когда может начаться серийное производство его модификации ПД-10 остаётся только догадываться
        1. +3
          17 июля 2020 14:21
          Цитата: ved_med12
          Самое примечательно остаётся то, что на сегодняшний день нет ни одного двигателя ПД-10, даже для проведения стендовых испытаний. Всё внимание сейчас уделено головной модели этого семейства ПД-14, его сертификации и тестированию на самолётах МС-21. Когда может начаться серийное производство его модификации ПД-10 остаётся только догадываться

          На сколько я понимаю, ПД-14 это двигатель модульной конструкции. После испытаний и запуска в производство, на его основе могут быстро создать довольно большую номенклатуру двигателей типа ПД-8/10/18
          1. -2
            18 июля 2020 10:37
            Правильно .(хотя само понятие "модульность","субмодульность" в двиггателестроении несколько иное ) . ПД-14 готов . Сделать тот же ПД-8 - уменьшить диаметр компрессора, колес. ступеней и т.п. - и вуаля. Нужны только деньги и по назначению .
    2. +2
      17 июля 2020 14:12
      Цитата: ved_med12
      Очень нужный самолёт! И экспортный потенциал имеется. Только бы проблему с движками решить, а это время и деньги.
      В статье ни слова, на каких движках собраны эти самолёты...

      Приветствую.
      Известно на каких, на Д-436:
  9. +1
    17 июля 2020 14:32
    Цитата: Piramidon
    Остается ждать наших ПД-10.

    Скорее ПД-8. Будут в 2023 году.
  10. +3
    17 июля 2020 14:57
    Цитата: Invoce
    А какие функции этот тип самолетов будет выполнять в составе ВКС МО РФ? Их выпускают очень ограниченными экземплярами... В открытом море он сесть не способен, или сядет только один раз... Даже не знаю для чего он! belay

    При высоте волны до 1.2м способен.
    В начале января 2015 года применялся МЧС России для поиска обломков и жертв после крушения самолёта Airbus A320-216 авиакомпании AirAsia в Яванском море.
    В начале апреля 2015 года участвовал в спасательной операции МЧС России в Охотском море после крушения БАТМ «Дальний Восток».
  11. +2
    17 июля 2020 15:59
    А что у нас с А-40 или все, кирдык?
    1. 0
      17 июля 2020 21:06
      А что у нас с А-40 или все, кирдык?

      Да, он разрабатывался в СССР, вместе со страной и исчез.
      1. +1
        17 июля 2020 22:41
        3 марта 2016 года начальник Морской авиации Черноморского Флота ВМФ России полковник авиации Геннадий Загонов официально заявил, что к 2020 году находящиеся на вооружении флота противолодочные самолёты-амфибии Бе-12 будут заменены на амфибии А-40[8].

        В преддверии «Гидроавиасалона-2018» в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) заявили, что в корпорации приступили к работе над проектом по возобновлению производства самолёта-амфибии А-40. Взлётная масса машины составит 93 тонны, дальность полёта — 11 тыс. км без дозаправки[9][10][11].
        1. 0
          18 июля 2020 10:33
          Геннадий Загонов официально заявил, что к 2020 году находящиеся на вооружении флота противолодочные самолёты-амфибии Бе-12 будут заменены на амфибии А-40

          Оно бы, конечно, хорошо, но, похоже, это из разряда хрущёвского заявления о построении коммунизма в 1980 году.
  12. -2
    17 июля 2020 16:54
    Каждый самолет рождается в страшных муках... вот она Путинская экономика.
    1. +1
      17 июля 2020 17:03
      Скажите во Франции что Путин был и есть?
      Многоцелевой истребитель Рафаль - начат разработкой в 1983, в 1983 взлетел самый первый прототип, в серию удалось запустить в 2001 году.
      Итого от начала работ до первого серийного 18 лет. Сравним с Су-57? От взлета первого прототипа до первого серийного 10 лет.
      Вывод - вы даже мало мальски в теме не разбираетесь..
      1. -5
        17 июля 2020 17:38
        ))) можете кричать что угодно и минусовать тоже, от этого экономика не заработает. И плевать на Францию с высокой колокольни, первый Су-57 серийный уронили, так что его еще нет. Кто тут не в теме, я думаю вы.
        1. +1
          17 июля 2020 17:51
          Цитата: Алексей из Перми
          я думаю вы.

          Конечно же вы, это ведь не я ахинею перманентно несу...
          Вы даже не в состоянии осознать элементарный пример. Опытные, первые в серии роняли у всех. У США тоже. Так что пардон случай ваш сугубо медицинский

          можете кричать что угодно и минусовать тоже,

          Истерика это плохо...
    2. +3
      17 июля 2020 18:45
      Цитата: Алексей из Перми
      вот она Путинская экономика

      Ельцинская была гораздо лучше? До сих пор разгрести его косяки не можем.
      1. +1
        18 июля 2020 01:34
        Ельцинская была хуже. Но это не оправдывает Путина
  13. +2
    17 июля 2020 19:45
    вот каких самолётов должно быть достаточно
  14. -2
    17 июля 2020 19:54
    Цитата: Piramidon
    Ельцинская была гораздо лучше? До сих пор разгрести его косяки не можем.

    А третьего варианта получше не может быть, только через рот или жо..?
    1. +2
      17 июля 2020 22:30
      Мой покойный отец, газосварщик пятого разряда,работая на ТАТНЕФТИ!!! был вынужден в 1995 году бросить свою работу и пойти ....пасти коров за живые деньги и без задержек...так что про времена ебна не надо.... Выживали как могли ! а отец мой троих детей поднимал!
  15. +2
    18 июля 2020 10:41
    Уважаемые , вы только прочтите и вникните в подвиг Героя, чьё имя носит новый самолёт !

    "События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда
    фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого
    детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была
    кровь.
    Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок
    директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов
    никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого
    зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы.

    Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать
    хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того
    же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно.
    Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры?
    Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать.
    Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил
    Степанович Форинко предложил перевести детей и сотрудников детского
    дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И
    опять-таки железная бессердечная логика сработала.
    Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше
    началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в
    партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.
    И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника
    детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы
    «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады
    имени Чапаева.
    Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали,
    боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды
    – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали
    смертельную опасность – и молчали…
    На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни
    дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал
    санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они,
    зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов.
    Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные
    ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна
    садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все.
    Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта.
    На помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых,
    одновременно доставляя партизанам боеприпасы.
    Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные
    капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек.
    Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для
    пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но
    сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

    Подвиг Александра Мамкина

    Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант
    Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское
    Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического
    техникума и Балашовской школы.
    К моменту событий, о которых идёт речь, Александр Мамкин был уже опытным
    лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл.
    Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не
    первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье.
    Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё
    ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница
    Валентина Латко и двое раненных партизан.
    Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина
    подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту
    один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И
    не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только
    начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.
    И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры
    плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и
    огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за
    спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать.
    И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую
    боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между
    ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку
    от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от
    пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.
    Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не
    дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно
    непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить:«Дети живы?»
    И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь!
    Я открыл дверцу, все живы, выходим…»

    И Александр Петрович Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли
    объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить
    её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни
    кости?
    Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?
    Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все
    боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом,
    первый тост выпивали:
    За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе.
    За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу,
    который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.
    «За Сашу!»…

    Биографическая справка:
    Александр Петрович Мамкин, гвардии лейтенант. Родился в 1916 г. в селе
    Крестьянское Воронежской обл. С 1931 г. работал в колхозе, в 1934 поступил
    в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 в составе 9-го
    набора поступил в Балашовскую школу ГВФ. В 1938 стал кандидатом в члены
    ВКП(б). После школы работал в Таджикском управлении ГВФ.
    С 1942 года в составе 105 гв. ОАП ГВФ совершил не менее 70 ночных вылетов
    в немецкий тыл к партизанам на самолёте Р-5.
    В ночь с 10 на 11 апреля 1944 посадил горящий самолёт с эвакуированными
    из немецкого тыла (10 детей, 3 взрослых) на своей территории; умер от ожогов
    17 апреля. Награждён орденом Красного Знамени (посмертно.).
  16. 0
    18 июля 2020 19:06
    Самолёт зачетный. С этим поздравляю авиастрой.
    Не могу понять нынешнюю моду давать аэропланам имена.
    Зачем, чего?.. Этим же подчеркивается тот момент, что их строят- штучно!
    Наш СЗ в своё время выпускал десятками" Грифы", "Восходы".
    Никому в голову не приходило их как-то называть!
    Номер заказа, номер проекта. Всё!
  17. 0
    19 июля 2020 16:20
    859й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России не является той организацией которая бы проводила поиск способов для применения Бе-200 в МА РФ. На кой лад он нужен ВМФ сам начальник МА не знает. Получили что впихнули, ну и ладно.