Лидеры танкового рынка
Основные боевые танки остаются одним из наиболее популярных товаров на международном рынке вооружений и техники. Свою продукцию такого рода предлагают несколько стран, и часть таких изделий показывает выдающиеся коммерческие успехи. В последние десятилетия самыми экспортируемыми ОБТ на рынке стали российский Т-90, немецкий Leopard 2 и американский M1 Abrams.
Самый популярный
В 1999 г. был подписан первый экспортный контракт на продажу ОБТ Т-90С. В следующие годы появилось несколько подобных соглашений, по результатам чего Т-90С и его модификации стали самыми продаваемыми танками современности. Для удовлетворения потребностей заказчиков производство таких ОБТ ведется как в нашей стране, так и за рубежом по лицензии.
Крупнейшим покупателем Т-90С, фактически определившим его коммерческий успех, стала Индия. Именно она в 1999 г. стала стартовым иностранным заказчиком, а затем наладила лицензионную сборку. По известным данным, сейчас в строевых частях имеется более 1000 танков Т-90С и несколько сотен выведены в резерв. Также важными заказчиками стали Алжир и Азербайджан – 400 и 100 танков соответственно. Другие страны ограничивались закупкой десятков или единиц техники.
Производство Т-90С и его модификаций по имеющимся заказам продолжается до сих пор. Кроме того, регулярно появляются сообщения о возможном появлении новых экспортных контрактов. Количество экспортированных и лицензионных Т-90С приближается к 2 тысячам. Выполнение имеющихся заказов, не считая ожидаемых, увеличит это число.
Важно, что речь идет о танках новой сборки. Экспортные Т-90 в основном производятся с нуля и специально для конкретных заказчиков. Готовая техника из российских частей или с хранения передавалась лишь отдельным заказчикам и в минимальных количествах.
Причины коммерческого успеха Т-90 и его модификаций очевидны. Этот ОБТ обладает наиболее выгодным соотношением цены и характеристик. С точки зрения подвижности, защиты и вооружений Т-90С отвечает современным требованиям. Предлагаемые проекты модернизации позволяют повысить все основные характеристики и качества. При этом танк остается относительно дешевым – стоимость современного Т-90СМ не превышает 4,5 млн долл., что значительно меньше цен на зарубежную технику.
Подержанные «немцы»
По общим объемам экспорта – с определенными оговорками – с российским Т-90С могут сравниться немецкие ОБТ Leopard 2. Техника этого типа в разных модификациях производится с конца семидесятых годов, и к настоящему времени было построено ок. 3600 танков. Основным заказчиком этой техники до определенного времени оставались вооруженные силы ФРГ. Массовые экспортные поставки начались позже.
После окончания Холодной войны командование Бундесвера приняло решение о резком сокращении количества танков в строевых частях. Танковые войска сократили и после ряда преобразований в Германии продолжает службу чуть более 300 танков Leopard 2, в основном поздних модификаций. Прочую технику выводили в резерв, а затем выставляли на продажу. Кроме того, продолжалось производство танков – в основном для экспорта.
С начала девяностых годов и до настоящего времени Германия продала более 2800 ОБТ семейства «Леопард-2», и около двух третей этого количества пришлось на машины из наличия. Основными покупателями такой техники стали европейские государства, желавшие обновить парк бронетанковых войск при ограниченных тратах. Также танками интересовались страны Северной и Южной Америки и Азии. Впрочем, не во всех случаях переговоры дошли до контрактов. Руководство страны запретило продажу техники нескольким зарубежным странам.
Интересен тот факт, что некоторые бронемашины успели сменить нескольких хозяев. Так, в начале девяностых несколько сотен ОБТ приобрели Нидерланды. В дальнейшем они отказались от танков, и значительное число подержанных машин продали Канаде. Несколько таких танков затем вернулись в ФРГ, где прошли модернизацию и вернулись на службу.
Причины популярности немецких ОБТ линейки «Леопард-2» достаточно просты. Бундесвер делал серьезную скидку «за подержанность», и покупатель мог получить танк с достаточно высокими характеристиками и остатками ресурса за приемлемые 1,5-2,5 млн долл. Впрочем, более поздние модификации серьезно подорожали. За Leopard 2A6 или 2A7 производитель просит не менее 5-6 млн долл.
Американская продукция
Значительными коммерческими успехами могут похвастаться американские танкостроители. ОБТ M1 Abrams первой модификации пошли в серию в начале восьмидесятых и изначально выпускались только для армии США. В дальнейшем появились первые экспортные контракты, и к настоящему времени «Абрамс» смог выйти в число лидеров по продажам.
Всего было выпущено более 10 тыс. танков M1 – большая их часть пошла в собственную армию. За рубеж отправилось ок. 2200 машин, как новых, так и снятых с эксплуатации. При этом такую технику приобрели всего шесть стран, имеющих хорошие отношения с Вашингтоном.
Крупнейшим зарубежным эксплуатантом танков семейства Abrams является армия Египта. Она приобрела ок. 1200 ОБТ версии M1A1. Закупались как готовые танки, так и сборочные комплекты. Большая часть такой техники остается в эксплуатации, хотя несколько десятков машин пришлось вывести в резерв. Саудовская Аравия приобрела ок. 400 танков версии M1A2 и доработанной модификации M1A2SA. Кувейт получил свыше 200 танков «A2». Ирак, Австралия и Марокко были вынуждены ограничиться несколькими десятками танков.
В рекламных материалах утверждается, что современные версии ОБТ M1 Abrams выгодно отличаются от другой техники повышенными характеристиками и улучшенными боевыми качествами. Однако эти танки, в зависимости от модификации, могут быть весьма дорогими. Так, M1A1 для Австралии, взятые с хранения и отремонтированные, стоили ок. 1,2 млн долл. за штуку, а стоимость последних модификаций может достигать 8-9 млн долл.
Нетрудно заметить, что США при производстве своих «Абрамсов» уделяли основное внимание собственному перевооружению, тогда как экспорт техники не был приоритетом. Кроме того, на коммерческих перспективах американских ОБТ сказались высокая стоимость и готовность к сотрудничеству только с ограниченным кругом дружественных государств. Впрочем, все это не помешало получению весьма примечательных результатов.
И другие
Помимо России, Германии и США свои ОБТ сейчас производят и экспортируют другие страны. Прежде всего, это Китай. Промышленность КНР разработала целый ряд танков с разными характеристиками, предназначенных только для экспортных поставок. Некоторые из них пошли в серию и поставляются заказчикам. Тем не менее, по своей численности ни один из таких ОБТ пока не может конкурировать с лидерами рынка. Но Китай продолжает прорабатывать это направление и смотрит в будущее с оптимизмом.
Также следует отметить французский ОБТ Leclerc. Он производился с 1990 по 2008 г., и за это время выпустили ок. 860 ед. Более 400 танков приобрела армия Франции, а оставшиеся продали единственному зарубежному заказчику – Объединенным Арабским Эмиратам. Главной проблемой «Леклерка», ограничившей его экспортный потенциал, стала высокая стоимость. За счет самого современного радиоэлектронного оборудования танки последних серий стоили более 10 млн долл.
Настоящее и будущее
Ситуация на международном рынке ОБТ в последние десятилетия достаточно проста и предсказуема. Потенциальные покупатели выбирают технику по соотношению качества и стоимости. Кроме того, в некоторых случаях имеют значение политические факторы: не всегда конкретная страна может заключить контракт с конкретным поставщиком.
По всей видимости, нынешняя ситуация на рынке в обозримом будущем не претерпит серьезных изменений. Т-90С и его модификации будут оставаться самыми популярными новыми танками, а ведущее положение на рынке подержанных сохранит за собой Leopard 2.
Впрочем, уже имеются предпосылки для изменения такой ситуации. На рынке появляется новый крупный игрок – КНР. Кроме того, ведущие страны заняты разработкой перспективных танков, которые в будущем тоже смогут выйти на рынок. Однако такие процессы займут не один год, и пока ситуация меняться не должна.
Информация