Герои своего времени. Перспективные дальние бомбардировщики России, США и КНР

24

Первое официальное изображение бомбардировщика B-21 Raider от ВВС США

Ведущие страны мира планируют перевооружение своей дальней авиации. С этой целью в США разрабатывается перспективный бомбардировщик Northrop Grumman B-21 Raider, в России «Туполев» занимается проектом ПАК ДА, а в Китае создается самолет Xian H-20. Об этих самолетах известно не слишком много, но уже есть возможность сравнить их и найти общие черты или различия.

Американский «Рейдер»


Согласно открытым данным, B-21 Raider для ВВС США будет представлять собой дозвуковой дальний бомбардировщик схемы «летающее крыло». В проекте используется открытая архитектура бортового оборудования. При создании планера и части систем учитываются современные наработки по теме малозаметности.



Точные тактико-технические характеристики «Рейдера» остаются неизвестными. Есть основания полагать, что по размерам и массе он будет похож на серийный B-2A Spirit. При этом новые технологии и компоненты позволят улучшить летно-технические и экономические характеристики. В боекомплект B-21 войдут существующие и перспективные ракетные и бомбовые вооружения дальней авиации США.


B-21 в ангаре авиабазы - пока лишь демонстрационная графика от ВВС США

Планы ВВС предусматривают строительство ок. 100 новых бомбардировщиков. Они должны будут заменить существующие самолеты B-1B и B-2A. Развертывание серийных машин в частях начнется в середине десятилетия; начальная оперативная готовность первых эскадрилий будет достигнута во второй половине двадцатых.

Российский комплекс


«Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» все еще остается секретным, но имеются отрывочные данные и различные оценки, позволяющие представить его облик. ПАК ДА строится по схеме «летающее крыло» и будет дозвуковым. Предлагается использование самой современной авионики, а также перспективных турбореактивных двигателей на базе одного из существующих изделий. Ожидаются меры по снижению заметности.

ПАК ДА должен будет совершать полеты на межконтинентальную дальность и нести не менее 20-30 т полезной нагрузки. Номенклатура вооружений будет включать как современные, так и перспективные образцы. Бомбардировщик сможет нести бомбы и ракеты разных типов, в т.ч. гиперзвуковые – в ядерном и обычном исполнении.


Возможный облик российского ПАК ДА. Графика Ferra.ru

В мае стало известно о начале строительства первого опытного ПАК ДА. Кроме того, в этом году начнутся испытания нового двигателя на летающей лаборатории. Первый полет состоится к 2025 г., а старт серии и освоение в войсках запланированы на вторую половину десятилетия.

Первый китайский


Китай впервые занимается разработкой своего собственного дальнего бомбардировщика. Корпорация Xian Aircraft Industry создает самолет H-20 или H-X. По понятным причинам, о нем известно крайне мало, а доступные данные нередко противоречат друг другу. В частности, разные источники говорят о применении интегральной схемы или «летающего крыла» с до- или сверхзвуковой скоростью полета. При этом они говорят о снижении заметности. Высказываются предположения о применении российских технологий или компонентов.

Самолет должен иметь дальность полета без дозаправки ок. 8-10 тыс. км, что позволит ему действовать за пределами т.н. Второй цепи островов. Боевая нагрузка – не менее 10-12 т. Тема вооружений для H-20 остается закрытой, но предполагается применение крылатых ракет современных и перспективных типов.


Та же модель, вид с другого ракурса. Графика Rg.ru

По разным данным, Xian H-20 разрабатывался с начала двухтысячных годов, а в начале десятых был построен опытный образец. Якобы с 2013 г. он проходил летные испытания. Существование проекта официально раскрыли только в 2016 г. Не так давно в зарубежных СМИ сообщалось, что работы по H-20 могут завершиться уже в этом году, и готовый самолет покажут на ближайшей авиационной выставке.

Три «крыла»


На данный момент официально раскрыт только облик американского бомбардировщика B-21. Внешний вид ПАК ДА и H-20 остается неизвестным – хотя и предлагаются различные версии. Кроме того, китайский бомбардировщик нередко отождествляют с различными моделями, фигурировавшими на выставках прошлого.

Впрочем, основные особенности трех самолетов, похоже, уже известны. Во всех случаях речь идет о дозвуковых малозаметных бомбардировщиках схемы «летающее крыло» с высокими летными данными и значительной боевой нагрузкой. По всей видимости, именно такой облик стратегического ракетоносца отвечает современным требованиям военно-воздушных сил.

Применение схемы «летающее крыло» имеет самое очевидное объяснение. Такая архитектура летательного аппарата позволяет получить наилучшее соотношение летных качеств и внутренних объемов планера – под нагрузку или горючее. При равных показателях размеров и массы «летающее крыло» будет иметь лучшую аэродинамику, дальность и нагрузку.


Один из вариантов облика Xian H-20. Графика Scmp.com

Кроме того, «летающее крыло» позволяет в некоторой мере сократить заметность для локаторов – а в сочетании с другими технологиями дает «самолет-невидимку». Предполагается, что все три новых бомбардировщика будут малозаметными, и такие пожелания заказчиков вполне понятны. При наличии у противника развитой системы ПВО традиционные средства защиты ракетоносца в виде скорости или высоты полета уже не являются гарантией выживания и выполнения задачи. Теперь требуются комплексные решения, включающие малозаметность, радиоэлектронную борьбу и т.д.

Своеобразным средством повышения живучести самолета становятся ракеты большой дальности. Они позволяют отдалить рубежи пуска от зон ПВО, а в сочетании с малозаметным носителем делают атаку неожиданной и оставляют противнику минимум времени для реакции. В боекомплект ПАК ДА и B-21 могут войти перспективные гиперзвуковые ракеты – с понятными последствиями для боевой эффективности.

Лучшие из лучших?


Поскольку точный облик и тактико-технические характеристики трех будущих стратегических бомбардировщиков остаются неизвестными, сравнивать их пока трудно. Кроме того, не представляется возможным определить, какой из самолетов лучше других и в чем заключаются его преимущества. Впрочем, табличные данные всех этих машин станут известны в обозримом будущем и точно не останутся без внимания.

Сейчас, располагая только ограниченными данными, можно сравнить будущие B-21, ПАК ДА и H-20 с существующими самолетами этого класса. Такое сравнение наглядно покажет, как за последние годы изменились взгляды командования трех стран на роль, облик и характеристики дальних бомбардировщиков. По всей видимости, ВВС двух стран пересмотрели базовые концепции дальней авиации, а третья продолжает развивать старые идеи.


Другая версия облика H-X, основанная на одном из выставочных макетов. Графика Vpk.name

Американский B-21 заметно отличается от сверхзвукового B-1B, но выглядит прямым развитием идей малозаметного B-2. Из этого следует, что будущее дальней авиации в Пентагоне связывают именно с дозвуковыми самолетами, в первую очередь малозаметными. Российский ПАК ДА идет на смену турбовинтовым Ту-95МС, но в дальнейшем заменит и сверхзвуковые Ту-160. На протяжении многих лет обсуждались пути развития отечественной дальней авиации, и командование, похоже, выбрало дозвуковое малозаметное направление.

С китайским проектом дело обстоит немного иначе. На вооружении ВВС НОАК состоят дальние бомбардировщики семейства H-6 – копии и модернизированные версии старого советского Ту-16. Фактически любой полностью новый самолет будет лучше старого H-6. Дозвуковое «летающее крыло» с большой полезной нагрузкой полностью укладывается в эту логику.

Герои своего времени


По очевидным причинам, требования к боевым самолетам, в т.ч. к стратегическим бомбардировщикам-ракетоносцам постоянно меняются. С момента создания предыдущих дальних бомбардировщиков для ВВС СССР / России, США и КНР прошло несколько десятилетий – и с тех пор многое изменилось. Соответственно, требуется менять облик дальней авиации и создавать новую технику.

Точный облик и все характеристики бомбардировщиков B-21, ПАК ДА и H-20 пока остаются неизвестными. Однако можно утверждать, что он полностью отвечает актуальным пожеланиям и потребностям заказчика. Похоже, время сверхзвуковых бомбардировщиков для прорыва ПВО прошло, и теперь идеальный самолет дальней авиации выглядит по-другому. В ближайшие десятилетия стратегические задачи будут решать не самые быстрые, но незаметные самолеты с гиперзвуковыми ракетами большой дальности.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    20 июля 2020 15:14
    Видимо, все три аппарата будут похожи между собой, так как технологии примерно одни и те же. Американец конечно имеет некоторую фору из за В-2.
    1. 0
      21 июля 2020 06:14
      Цитата: Lebed
      Видимо, все три аппарата будут похожи между собой, так как технологии примерно одни и те же. Американец конечно имеет некоторую фору из за В-2.

      Ноги, ноги... хвост! feel Двигатель определяет и решает многое. wink Экономичность, заметность, тяговооруженность. Планер лицо, двигатель не только сердце, мускулы...... feel
    2. -4
      21 июля 2020 08:40
      Наш если и встанет на крвло,то лет через 30,денег нет на такие закупки,ещё ни все Единороссы купили яхты и личные самолёты.
  2. -7
    20 июля 2020 15:17
    Не так давно в зарубежных СМИ сообщалось, что работы по H-20 могут завершиться уже в этом году, и готовый самолет покажут на ближайшей авиационной выставке.
    Скоро только кошки родятся и бомберы от КНР. Но такие же слепые как котятки, 10-12 т бомб, не серьезно. Китайцам посидеть бы в сторонке, не путаться под ногами, посмотреть что взрослые дяди делают, нет и мы, и мы сами-сами.... negative
  3. +3
    20 июля 2020 15:24
    Видимо у КНР большой выбор двигателей.
  4. +17
    20 июля 2020 15:29
    Наш бомбер все время изображают с винглетами. Интересно, нужны ли они на "летающем крыле"? Скорее всего, просто других картинок нет, и в реале все будет по другому.
    1. 5-9
      0
      20 июля 2020 17:23
      При нормальном крыле они и на паксовозе особо не нужны...
    2. 0
      21 июля 2020 13:55
      Цитата: Lebed
      Наш бомбер все время изображают с винглетами. Интересно, нужны ли они на "летающем крыле"? Скорее всего, просто других картинок нет, и в реале все будет по другому.

      Уже много раз говорили, что эти картинки -- фантазия какого-то дизайнера. Реальный внешний облик ПАК-ДА пока ни разу не объявлялся.
  5. 0
    20 июля 2020 15:48
    Неплохая статья о трёх будущих лидерах дальней авиации. Интересно, будет ли ещё кто-то проектировать подобные бомберы?
    1. -3
      20 июля 2020 16:19
      А кому они ещё нужны?
      1. 0
        20 июля 2020 16:50
        О них мечтают многие. Но не все способны и смогут.
      2. -2
        20 июля 2020 16:52
        Мелкобританцам и Французам? для проведения неоколониальной политики?
        1. -2
          20 июля 2020 16:56
          Им зачем? Мали бомбить?
          1. -1
            20 июля 2020 17:01
            Ну хотя бы. Оперативно подготовить и нанести удар по кому-нибудь в той же Африке.
            1. +1
              20 июля 2020 17:12
              Да бросьте, там Миражи 2000 справятся. Кроме Китая, России и США стратеги больше никому не нужны, этим 3 странам стратеги нужны для ударов друг по другу.
  6. 5-9
    +1
    20 июля 2020 17:21
    В-21 должен быть заметно меньше и дешевле В-2 а то не понятно, зачем он такой нужен... И проблемы в стратегической авиации в США скорее в отсутствии ракеты большой дальности, чем в самолёте... Китаю бомбер нужен позарез... Нам... Не очень, ракеты новые есть, поизводство Ту-160М реанимируют.
    . Если только на перспективу после 35 года...
    1. 0
      21 июля 2020 01:33
      Нам в первую очередь интересны новые возможности нового самолёта при сохранении или улучшении имеющихся: например, расширение радиуса, малозаметность, возможность запуска РВВ БД, ПСР и РН ВБ - т.е. быть универсальным воздушным арсеналом, способным, например, к длительному барражированию на пару с ДРЛОиУ под прикрытием истребителей, обеспечивая воздушную A2AD на большом удалении от себя, например, в интересах ВМФ или в условиях локальных конфликтов типа сирийского и ливийского - тогда бы мы могли в одиночку менять правила игры при наступлении геополитических кризисов.
  7. +3
    20 июля 2020 17:52
    Цитата: Lebed
    некоторую фору из за В-2.

    Но не только!Нортроп имеет богатый опыт по самолетам "летающее крыло".Строили и летали YВ-35,YВ-49 и пр.
    У нас такой первый,и только на картинке.
    И я так понял из статьи-мы делаем" наш В-2",а американцы этой моделью В-2 заменяют.Отстали на поколение.И при нашей неторопливостью,думаю США быстрее выкатят новый бомбер.
    1. +12
      20 июля 2020 18:12
      Ну, нам в этой теме с чего то надо начинать. Конечно, американцам легче, уже опыт эксплуатации имеется.
  8. -8
    20 июля 2020 18:27
    Лучший стратегический бомбардировщик уже имеется - 9М730 "Буревестник".
  9. +4
    20 июля 2020 18:34
    И зачем буквы тратить на такую ерунду?
    Так, набор слухов, картинок, и мечт...
  10. +3
    20 июля 2020 20:19
    Если самолетов нет, то и сравнивать нечего. Одни гадания и страховка от безработицы для различных "експертов"
  11. +1
    20 июля 2020 23:13
    Самолетов нет. ТТХ нет. Титража нет. Изображений нет. Производства - и то нет.( Ну , кроме амеров частично).
    Но для некоторых это не важно.
    Уже" Герои". И тонкий намек на прожектерство и лапшодность - "нашего времени"...
  12. 0
    22 июля 2020 10:17
    Поскольку точный облик и тактико-технические характеристики трех будущих стратегических бомбардировщиков остаются неизвестными, сравнивать их пока трудно.
    Главный посыл статьи! Так как мы не знаем ничего, то и писать, собственно, не о чем!