Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671

В Соединенных Штатах Америки 26 мая 1958 года, на верфи Электрик Боут (компания Дженерал Дайнэмикс) в городе Гротоне (штат Коннектикут), заложили первую в мире специализированную противолодочную АПЛ SSN-597 «Таллиби», оптимизированную для борьбы с ракетными субмаринами СССР. В строй военно-морского флота США она вступила 9 ноября 1960 года. В 1962-1967 годах в состав американского флота было принято 14 более мощных и совершенных «подводных охотников» «Трешер». Данные однокорпусные одновальные субмарины, имеющие водоизмещение 3750/4470 тонн развивали подводную скорость около 30 узлов, а максимальная глубина погружения составляла до 250 метров. Отличительными особенностями «киллеров» (так прозвали американские моряки противолодочные атомные подводные лодки) были сверхмощное гидроакустическое оборудование, относительно малая шумность и сравнительно умеренное торпедное вооружение (но вполне достаточное для того чтобы решать задачи по борьбе с подлодками), состоящее из 4 торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещенных в средней части судна под углом к диаметральной плоскости.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
USS Tullibee (SSN-597) — подводная лодка ВМС США, самая маленькая из американских атомных подводных лодок (длина 83,2 м, водоизмещение 2300 т). Названа в честь таллиби, пресноводной рыбы из отряда лососеобразных, обитающей в центральной и северной части Северной Америки. Первоначально экипаж лодки составлял 7 офицеров и 60 матросов, к моменту вывода из состава флота он достиг 13 офицеров и 100 матросов.

Если отечественные торпедные АПЛ первого поколения (проект 627, 627А и 645) строились для уничтожения надводных кораблей противника, то во 2-й половине 1950-х годов стало очевидно, что и СССР необходимы атомные субмарины с «противолодочным уклоном», которые могут уничтожать ракетные подлодки «потенциального противника» на позиции вероятного использования оружия, обеспечивать развертывание своих ПЛАРБ (осуществляя противодействие надводным и подводным силам, которые действуют на противолодочных рубежах) и защищать транспорты и корабли от вражеских подлодок. Разумеется, традиционные для торпедных подлодок не снимались задачи уничтожения надводных кораблей противника (главным образом авианосцев), осуществления минных постановок, действия на коммуникациях и тому подобное.


Работы по исследованию облика атомных подлодок второго поколения в СССР начались в конце 1950-х гг. В соответствии с постановлением Правительства 28 августа 1958 года для новых атомоходов началась разработка унифицированной паропроизводящей установки. Примерно в то же время объявили конкурс проектов подлодок второго поколения, в котором участвовали ведущие конструкторские коллективы, специализирующиеся на подводном кораблестроении — ЦКБ-18, СКБ-112 «Судопроект» и СКБ-143. Наибольший тех. задел имелся у ленинградского СКБ-143, которое на основе собственных более ранних инициативных проработок (1956-1958 годов), выполненных под руководством Петрова, подготовило тех. предложение по ракетной (проект 639) и торпедной (проект 671) лодкам.

Отличительными особенностями данных проектов стали усовершенствованная гидродинамика, которая была отработана с привлечением специалистов московского филиала ЦАГИ, применение трехфазного переменного тока, одновальная компоновка и увеличенный диаметр прочного корпуса, обеспечивающий поперечное размещение 2-х новых, компактных ядерных реакторов, которые были унифицированы для атомоходов второго поколения.

СКБ-143 по итогам конкурса получило задание на проектирование торпедной АПЛ проекта 671 (шифр «Ерш») с нормальным водоизмещение 2 тыс. тонн и рабочей глубиной погружения до 300 метров. Отличительной особенностью нового атомохода должна была стать гидроакустика большой мощности (впервые в условиях конкурса специально оговаривались параметры ГАС).

Если на атомоходах первого поколения применяли электрическую систему постоянного тока (это было вполне логично для дизель-электрических подводных лодок, где главным источником энергии во время движения в подводном положении были аккумуляторные батареи), то на АПЛ второго поколения решили перейти на трехфазный переменный ток. 3 ноября 1959 года было утверждено ТТЗ на новый атомоход, в марте 1960 года выполнили эскизный проект, а в декабре — технический.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671


Атомная подводная лодка проекта 671 создавалась под руководством главного конструктора Чернышева (ранее он принимал участие в создании лодок проектов 617, 627, 639 и 645). Исходя из того, что основным предназначением новой подводной лодки было уничтожение американских ПЛАРБ в районах боевого патрулирования данных судов (то есть не подо льдами Арктики, а на «чистой воде»), заказчик, под давлением разработчика, отказался от требования обеспечения надводной непотопляемости при заполнении любого из отсеков подлодки.

На новой субмарине, как и на атомоходах первого поколения, решили использовать двухреакторную энергетическую установку, которая полностью удовлетворяла требованиям надежности. Создали компактную паропроизводящую установку с высокими удельными показателями, которые почти вдвое превышали соответствующие параметры предшествующих энергоустановок.

Главком военно-морского флота Горшков «в виде исключения» дал согласие использовать на субмарине 671- проекта один гребной вал. Это позволило уменьшить шумность и водоизмещение. Переход на одновальную схему обеспечивал получение более высоких, по сравнению с зарубежными аналогами, подводных скоростей.

Использование одновальной схемы дало возможность разместить в одном отсеке турбозубчатый агрегат, оба автономных турбогенератора и все сопутствующее оборудование. Этим обеспечивалось уменьшение относительной длины корпуса субмарины. Так называемый адмиралтейский коэффициент, который характеризировал эффективность использования мощности силовой установки судна, приблизительно в два раза превзошел аналогичный показатель атомохода проекта 627 и фактически сравнялся с показателем американской АПЛ типа «Скипджек». Для создания прочного корпуса было принято решение использовать сталь марки АК-29. Это позволяло увеличить максимальную глубину погружения.

В отличие от атомных подводных лодок первого поколения, новое судно было решено оснастить автономными турбогенераторами (а не навешенными на главный турбозубчатый агрегат), что повышало надежность электроэнергетической системы.

Торпедные аппараты, согласно первоначальным проектным проработкам, планировалось сместить к центру судна, как на американских атомных подлодках типа «Трешер», расположив их к диаметральной плоскости атомохода под углом. Однако позднее выяснилось, что при такой компоновке скорость субмарины в момент торпедного огня не должна превышать 11 узлов (это было неприемлемым по тактическим соображениям: в отличие от АПЛ типа «Трешер» американского производства, советская субмарина предназначалась для уничтожения не только подводных лодок, но и крупных надводных кораблей противника). Кроме того, при использовании «американской» компоновки серьезно осложнялись работы по погрузке торпед, а пополнение боекомплекта в море становилось полностью невозможным. В результате на АПЛ проекта 671 торпедные аппараты установили над антенной ГАС в носовой части судна.

Ленинградский Адмиралтейский завод в 1960-м г. приступил к подготовке строительства серии новых торпедных АПЛ. Акт о приемке в состав военно-морского флота Советского Союза головной лодки проекта 671 — К-38 (субмарина получила заводской номер «600») — был подписан 5 ноября 1967 года председателем правительственной комиссии Героем Советского Союза Щедриным. В Ленинграде было произведено 14 атомоходов данного типа. Три субмарины (К-314, -454 и -469) достроили по измененному проекту. Основное отличие данных кораблей заключалось в оснащении не только традиционными торпедами, но и ракето-торпедным комплексом «Вьюга», который 4 августа 1969 года приняли на вооружение. Ракето-торпедой обеспечивалось поражение береговых, надводных и подводных целей на дальностях от 10 до 40 тыс. м ядерным зарядом. Для пуска использовались стандартные 533-миллиметровые торпедные аппараты с глубины до 60 метров.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
Постройка ПЛА К-314 на ЛАО (заказ 610). Ограждение рубки находится под «шатром». 1972 г.


Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
Перед спуском ПЛА пр.671 маскируют под надводный корабль


Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
Враг ни в коем случае не должен знать, что в Ленинграде строят атомные подводные лодки. А поэтому – самая тщательная маскировка!


Производство АПЛ проекта 671: К-38 была заложена 12.04.63, спущена на воду 28.07.66 и вступила в строй 05.11.67; К-369 была заложена 31.01.64, спущена на воду 22.12.67 и вступила в строй 06.11.68; К-147 была заложена 16.09.64, спущена на воду 17.06.68, вступила в строй 25.12.68; К-53 была заложена 16.12.64, спущена на воду 15.03.69, вступила в строй 30.09.69; К-306 была заложена 20.03.68, спущена на воду 04.06.69, вступила в строй 04.12.69; К-323 «50 лет СССР» была заложена 05.07.68, спущена на воду 14.03.70, вступила в строй 29.10.70; К-370 была заложена 19.04.69, спущена на воду 26.06.70, вступила в строй 04.12.70; К-438 была заложена 13.06.69, спущена на воду 23.03.71, вступила в строй 15.10.71; К-367 была заложена 14.04.70, спущена на воду 02.07.71, вступила в строй 05.12.71; К-314 была заложена 05.09.70, спущена на воду 28.03.72, вступила в строй 06.11.72; К-398 была заложена 22.04.71, спущена на воду 02.08.72, вступила в строй 15.12.72; К-454 была заложена 16.08.72, спущена на воду 05.05.73, вступила в строй 30.09.73; К-462 была заложена 03.07.72, спущена на воду 01.09.73, вступила в строй 30.12.73; К-469 была заложена 05.09.73, спущена на воду 10.06.74, вступила в строй 30.09.74; К-481 была заложена 27.09.73, спущена на воду 08.09.74, вступила в строй 27.12.74.

У двухкорпусной подлодки имеющей характерное «лимузинное» ограждение выдвижных устройств имелся прочный корпус, изготовленный из высокопрочной листовой стали АК-29 толщиной 35 миллиметров. Внутренние плоские переборки должны были выдерживать давление до 10 кгс/см2. Корпус субмарины делился на 7 водонепроницаемых отсеков:
Первый – аккумуляторный, торпедный и жилой;
Второй — провизионные и вспомогательные механизмы, центральный пост;
Третий — реакторный;
Четвертый — турбинный (автономные турбоагрегаты размещались в нем же);
Пятый — электротехнический, служил для размещения вспомогательных механизмов (санблок находился в нем же);
Шестой — дизель-генераторный, жилой;
Седьмой — рулевой (камбуз и гребные электродвигатели расположены здесь же).

Конструкция легкого корпуса, горизонтальное и вертикальное оперение, носовая часть надстройки выполнялись из маломагнитной стали. Ограждение выдвижных устройств рубки, кормовая и средняя части надстройки были изготовлены из алюминиевого сплава, а рули и крупногабаритный обтекатель антенны ГАК изготавливались из титановых сплавов. Для подлодки 671-го проекта (а также дальнейших модификаций субмарины) была характерна тщательная отделка обводов наружного корпуса.

У балластных цистерн имелась кингстонная (а не шпигатная, как на предыдущих советских подлодках послевоенных проектов) конструкция.

Корабль оснастили системой очистки воздуха и кондиционирования, люминесцентным освещением, и более удобной (по сравнению с атомными подлодками первого поколения) планировкой кубриков и кают, современным санитарно-бытовым оборудованием.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
ПЛА пр.671 в затопленном транспортно-подъемном доке. Ленинград, 1970 г.


Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
Вывод ПЛА пр.671 из ТПД-4 (пр.1753) на Севере


Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
Головная ПЛА пр.671 К-38 в море


Главная энергоустановка атомной подлодки 671-го проекта (номинальная мощность составляла 31 тыс. л.с.) включала две паропроизводящих установки ОК-300 (тепловая мощность водоводяного реактора ВМ-4 составляла 72 мВт и 4 парогенератора ПГ-4Т), для каждого борта автономные. Цикл перезарядки активной зоны реактора – восемь лет.

По сравнению с реакторами первого поколения, компоновку ядерных энергоустановок второго поколения существенно изменили. Реактор стал более «плотным» и компактным. Реализовали схему «труба в трубе» и произвели «навешивание» на парогенераторы насосов первого контура. Сократилось число трубопроводов большого диаметра, которые соединяли основные элементы установки (компенсаторы объема, фильтр первого контура и тому подобное). Почти все трубопроводы первого контура (большого и малого диаметра) были размещены в необитаемых помещениях и закрыты биологической защитой. Системы КИП и автоматики силовой ядерной установки существенно изменились. Возросло количество дистанционно-управляемой арматуры (задвижек, клапанов, заслонок и тому подобное).

В состав паротурбинной установки входили главный турбозубчатый агрегат ГТЗА-615 и два автономных турбогенератора ОК-2 (последними обеспечивалась выработка переменного тока 50 Гц, 380 В, включали турбину и генератор мощность которого составляла 2 тыс. кВт).

Резервным средством движения являлись два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (каждый мощностью 275 л. с). Каждым электродвигателем приводился во вращение двухлопастный гребной винт имеющий малый диаметр. Имелись две аккумуляторные батареи и два дизель-генератора (400 В, 50 Гц, 200 кВт). Все основные устройства и механизмы имели дистанционное и автоматизированное управление.

При проектировании АПЛ 671-го проекта определенное внимание уделялось вопросам снижения шумности судна. В частности, для легкого корпуса применялось гидроакустическое резиновое покрытие, уменьшилось количество шпигатов. Акустическая заметность субмарины по сравнению с судами первого поколения уменьшилась примерно в пять раз.

Подлодка оснащалась навигационным всеширотным комплексом «Сигма», телевизионной системой наблюдения за ледовой и общей обстановкой МТ-70, которая, при благоприятных условиях, была способна выдавать на глубине до 50 метров видовую информацию.

Но основным информационным средством судна был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин», разработки ЦНИИ «Морфизприбор» (руководитель – главный конструктор Н.Н. Свиридов). Максимальная дальность обнаружения целей около 50-60 тыс. метров. В его состав входили носовой низкочастотный гидроакустический излучатель, высокочастотную антенну гидроакустической системы миноискания МГ-509 «Радиан», размещенную в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, гидроакустической сигнализации, станции звукоподводной связи, а также другие элементы. «Рубином» обеспечивался круговой обзор, дальнометрирование методом эхолокации, независимое автоматическое определение курсовых углов цели и ее сопровождение, а также обнаружение гидроакустических активных средств противника.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
Фрагменты ПЛА К-38 – головной пр.671


После 76-го г., во время модернизации, на большинстве подлодок проекта 671ГАК «Рубин» заменен более совершенным комплексом «Рубикон» имеющим инфразвуковой излучатель с максимальной дальностью обнаружения более 200 тыс. м. На некоторых судах МГ-509 также заменили более современным МГ-519.

Выдвижные устройства – перископ ПЗНС-10, антенна системы радиоопознавания МРП-10, имеющая ответчик, радиолокационный комплекс «Альбатрос», пеленгатор «Завеса», радиосвязные антенны «Ива» и «Анис» или ВАН-М, а также РКП. Имелись гнезда для съемных антенн, которые устанавливались в ходе решения конкретных задач.

На борту подлодки установили навигационный комплекс, который обеспечивал счисление пути и курсоуказание.

Вооружение корабля – шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, обеспечивающих стрельбу на глубине до 250 метров.

Торпедный комплекс находился в верхней трети первого отсека. Торпедные аппараты размещались горизонтально в два ряда. В диаметральной плоскости субмарины, над первым рядом торпедных аппаратов, находился торпедопогрузочный люк. Все происходило дистанционно: торпеды помещались в отсек, двигались по нему, загружались в аппараты, опускались при помощи гидравлических приводов на стеллажи.

Управление торпедной стрельбой обеспечивал ПУТС «Брест-671».

Боекомплект состоял 18 мин и торпед (53-65к, СЭТ-65, ПМР-1, ТЭСТ-71, Р-1). Варианты загрузки выбирались в зависимости от решаемой задачи. Постановку мин могли производить при скоростях до 6 узлов.

Технические характеристика атомной подводной лодки проекта 671:
Длина наибольшая – 92,5 м;
Ширина наибольшая – 10,6 м;
Водоизмещение нормальное – 4250 м3;
Водоизмещение полное – 6085 м3;
Запас плавучести – 32,1%
Предельная глубина погружения – 400 м;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Максимальная скорость подводного хода – 33,5 узлов;
Надводная скорость – 11,5 узлов;
Автономность – 60 суток;
Экипаж – 76 человек.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671


Советская субмарина по сравнению с самым современным аналогом США — атомной подлодкой SSN 637 «Стерджен» (3 марта 1967 года в строй вступил головной корабль серии) имела большую подводную скорость (американская – 29, советская – 33,5 узла), соизмеримый боекомплект и большую глубину погружения. При этом американская атомная подлодка обладала меньшей шумностью и имела более совершенное гидроакустическое оборудование, обеспечивающее лучшие поисковые возможности. Советские подводники считали, что «если дальностью обнаружения американской лодки – 100 км, то нашей — только 10». Вероятно, данное утверждение преувеличивалось, но проблемы скрытности, а также повышения дальности обнаружения судов противника на подлодках проекта 671 решить в полной мере не удалось.

К-38 – головной корабль проекта 671— был принят в состав Северного флота. Первым командиром подлодки стал капитан второго ранга Чернов. Во время испытаний новая АПЛ развила максимальную кратковременную подводную скорость – 34,5 уз., став таким образом самой быстроходной подлодкой в мире (для того времени). До 74-го года Северный Флот принял еще 11 однотипных атомоходов, которые вначале базировались в губе Западная Лица. С 81-го по 83-й год их передислоцировали в Гремиху. На Западе данные суда получили кодовое название Victor (позднее — Victor-1).

Весьма фотогеничные, элегантные «Викторы» имели довольно насыщенную событиями биографию. Данные подлодки встречались практически во всех океанах и морях, где боевую службу нес Советский флот. При этом атомные подлодки демонстрировали достаточно высокие боевые и поисковые возможности. Например, в Средиземном море «автономки» продолжались не 60 положенных суток, а почти 90. Известен случай, когда штурманом К-367 в журнале была сделана следующая запись: «определили место судна по отдаче якоря на авианосце «Нимитц», отшвартовавшегося в порту Неаполя. В тоже время атомная подлодка в итальянские территориальные воды не входила, однако вела слежение за кораблем ВМС США».

В 79-м г., при очередном обострении американо-советских отношений, атомные подлодки К-481 и К-38 осуществляли в Персидском заливе несение боевой службы. В это же время так находилось около 50 судов американских ВМС. Условия для плавания были чрезвычайно сложными (у поверхности температура воды достигала 40°). Участник похода Шпортько (командир К-481)в своих воспоминаниях писал, что в энергоотсеках судов воздух нагревался до 70 граусов, а в жилых — до 50. Кондиционерам приходилось работать на полную мощность, однако техника (которая была спроектирована для использования в северных широтах) справиться не могла: холодильные установки начинали нормально функционировать лишь на глубине 60 метров, где температура воды составляла около 15 градусов.

Каждая лодка имела два сменных экипажа, которые размещались на плавбазе «Березина», которая стояла у острова Сокотра или в Аденском заливе. Длительность похода составляла около шести месяцев и в целом, он прошел весьма удачно. А.Н. Шпортько считал, что советские атомные подлодки в Персидском заливе действовали достаточно скрытно: если американским военно-морским силам удавалось кратковременно обнаруживать советские суда, то они не могли правильно их классифицировать и организовать преследование. Впоследствии данные разведки эти выводы подтвердили. При этом время слежение за кораблями ВМС США осуществлялось на дальности использования ракетно-торпедного и ракетного оружия: при получении соответствующего приказа они были бы отправлены на дно с практически 100% вероятностью.

Субмарины К-38 и К-323 в сентябре-октябре 71-го года совершили подледный автономный поход в Арктику. В январе 74-го года начался уникальный переход с Северного на Тихоокеанский флот (длительностью 107 суток) двух атомоходов проектов 670 и 671 под командованием капитанов второго ранга Хайтарова и Гонтарева. Маршрут проходил по Атлантическому, Индийскому, Тихому океанам. После того как суда прошли Фареро-Исландский противолодочный рубеж они двигались в тактической группе (одно судно на глубине 150 метров, другое – 100 метров). Это было фактически первым опытом столь продолжительного следования атомных подводных лодок в составе тактической группы.

Субмарины 10-25 марта совершили заход в сомалийский порт Бербера, где экипажи судов получили кратковременный отдых. 29 марта, во время несения боевой службы, у АПЛ имелся кратковременный контакт с надводными противолодочными кораблями ВМС США. Оторваться от них, удалось уйдя на значительную глубину. По окончании боевой службы в заданном районе Индийского океана, 13 апреля подлодки в надводном положении направились к Малаккскому проливу, лидируемые кораблем обеспечения «Башкирия».

Температура забортной воды во время перехода достигала 28 градусов. Системы кондиционирования воздуха с поддержанием необходимого микроклимата не справлялись: в отсеках лодок температура воздуха поднималась до 70 градусов при относительной влажности 90%. За отрядом советских судов осуществляли практически непрерывное слежение базовые патрульные самолеты Локхид Р-3 «Орион» американских ВМС, которые базировались на атолле Диего-Гарсия.

Американская «опека» в Малаккском проливе (корабли вошли в пролив 17 апреля) стала более плотной: к патрульным самолетам присоединилось большое количество противолодочных вертолетов. На борту подлодки 671-го проекта 20 апреля произошло возгорание одного из узлов ГАС «Рубин». Причиной стала повышенная влажность. Но пожар усилиями экипажа быстро ликвидировали. 25 апреля суда прошли проливную зону, и ушли на глубину, оторвавшись от наблюдения. 6 мая атомоход Гонтарева вошла в Авачинскую губу. Второй атомоход присоединился к ней на следующий день.

В январе 76-го года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-171, и атомная подлодка К-469, которая выполняла функции охранения, совершили переход с Северного на Тихоокеанский флот. Корабли через Атлантический океан шли на удалении 18 кабельтовых. Пролив Дрейка был пройден на различной глубине. Постоянная связь поддерживалась по ЗПС. Суда после пересечения экватора разошлись и в марте прибыли на Камчатку, каждая прошла собственный маршрут. За 80 суток субмарины прошли 21754 мили, при этом К-469 за весь переход только раз поднялась на перископную глубину (в районе Антарктиды).

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
ПЛА К-147 пр.671

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
ПЛА К-147 пр.671, модернизированная в 1984 г. с установкой системы обнаружения кильватерного следа (СОКС). В 1985 г. при помощи этой системы лодка вела американскую ПЛАРБ в течение 6 суток

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
ПЛА К-306 пр.671, столкнувшаяся в подводном положении с американской ПЛА. Полярный, акватория СРЗ-10, 1975 г.


Субмарина К-147, оснащенная новейшей и не имеющей аналогов системой слежения за атомными подлодками по кильватерному следу, в период с 29 мая по 1 июля 85-го года под командованием капитана второго ранга Никитина участвовала в учениях подводных сил СФ «Апорт», во время которых было выполнено непрерывное шестисуточное слежение за ПЛАРБ «Симон Боливар» американских ВМС, пользуясь неакустическими и акустическими средствами.

В марте 1984 года с субмариной К-314 под командованием капитана первого ранга Евсеенко произошел весьма драматический случай. Осуществляя вместе с БПК «Владивосток» слежение за ударной группой ВМС США в составе авианосца «Китти Хок» и 7 кораблей охранения, которые маневрировали в Японском море, 21 марта советская подлодка, при всплытии для уточнения надводной обстановки, пропорола днище авианосца на протяжении 40 метров. В результате маневры американских ВМС были свернуты а «Китти Хок», теряя мазут через пробоину, ушел в японский док. При этом советский атомоход, потерявший гребной винт, проследовал на буксире в бухту Чажма. Там был проведен его ремонт.

В американской печати данное событие вызвало негативный резонанс. Журналисты, которые специализировались на военно-морской тематике, отмечали слабость охранения АУГ. Именно это позволило субмаринам «потенциального противника» всплыть непосредственно под килем авианосца. 14 марта 89-го года списали первую лодку проекта 671 — К-314, находившуюся в составе ТФ. В 93-96 годах остальные АПЛ данного типа покинули боевой состав флота. Однако утилизация кораблей затянулась. На сегодняшний день большинство судов находится в отстое, ожидая своей участи годами.

Использованы фотографии: http://www.atrinaflot.narod.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. патриот2 6 августа 2012 08:40
    Какова красавица! Умеем всё-таки конструировать и строить АПЛ.
    патриот2
    1. 755962 7 августа 2012 02:52
      Ну вот хошь бы одну в музей.....мечты-мечты...Наша история ВМФ и история атомного подводного судостроения может так и остаться на картинках.А жаль.
      755962
  2. ЗСУ 6 августа 2012 08:43
    Хорошая для своего времени лодка
    ЗСУ
  3. kotdavin4i 6 августа 2012 09:27
    Очень красивая подлодка, чувствуеться мощь и грация хищницы...
  4. GG2012 6 августа 2012 09:51
    "...21 марта советская подлодка, при всплытии для уточнения надводной обстановки, пропорола днище американского авианосца на протяжении 40 метров..."

    Посмеялся от души! Нужно было вынырнуть и перепрыгнуть через авианосец, что бы нас заметили"

    Браво советским подводникам!!!
    GG2012
    1. borisst64 6 августа 2012 10:43
      Но капитан лодки получил наверное люлей по полной! Авианосец шумит сильно, можно ориентироваться, зачем всплывать под ним?
      borisst64
      1. GG2012 6 августа 2012 10:56
        Ну, всех деталей мы не знаем.
        Хочется верить, что это было сделано специально! Например, перед списанием лодки, ей дополнительно укрепили рубку, и приварили "специальный консервный нож" для вскрытия авианосных консервных банок!!!

        "...В результате маневры американских ВМС были свернуты а «Китти Хок», теряя мазут через пробоину, ушел в японский док..."
        Может быть в этом смысл операции ?!

        И потом, "...При этом советский атомоход, потерявший гребной винт, проследовал на буксире в бухту Чажма..."

        Получается лодка всплывала гребным винтом наверх(???!!!)

        Если на сайте есть подводники, объясните пожалуйста, мне неразумному!...
        GG2012
        1. GG2012 6 августа 2012 11:10
          Оказывается это не первый "америкосовский обосрач"!!!
          Вот ещё:
          http://www.agentura.ru/timeline/2000/oblet/
          Российские самолеты-разведчики "вскрыли" "Китти-Хок"
          Российские военные самолеты в Японском море успешно провели операцию по преодолению противовоздушной обороны американской авианосной многоцелевой ударной группировки во главе с авианосцем "Китти хок" (KittyHawkCV63). Сообщение об этом, опубликованное газетой "Известия", подтвердили во вторник "Интерфаксу" информированные источники в российском военном ведомстве. По их словам, это произошло дважды в Японском море в тот момент, когда авианосная группировка США направлялась на учения в Корейский пролив (17 октября) и когда возвращалась с маневров (9 ноября)… (Интерфакс 14 ноября 2000 г.)
          По некоторым данным, самолеты были из 11 воздушной армии (командующий - генерал-лейтенант Анатолий Наговницын). Палуба у Китти Хок была полностью не готова к противодействию и американцы всерьез решили, что их атакуют, и стали в панике перерубать топливные коммуникации, чтобы не было большого взрыва и пожара при атаке. Потом уже они подняли "Хорнеты" и пытались сопровождать "сушки" до побережья.
          В тот же день Анатолий Корнуков заявил, что "Руководство Генерального штаба Вооруженных сил высоко оценило работу российских летчиков, которые вскрыли систему ПВО авианосного ударного соединения США во главе с авианосцем "Китте Хок". По его словам, все пилоты будут представлены к наградам. "Это была плановая разведка, хотя в ходе ее решалисьнеобычные задачи. Результаты этой разведки - впечатляющие", - подчеркнул главком.
          Источник:
          7 декабря в Вашингтоне официальные представители военного ведомства США Кенент Бэйкон и адмирал Стивен Пьетропаоли провели пресс-конференцию, на которой раскрыли некоторые подробности серии инцидентов в Японском море, когда российские самолеты-разведчики Су-27 и Су-24 подлетали на критическое расстояние к базирующемуся там американскому авианосцу Kitty Hawk.
          Как заявил в четверг Бэйкон, некоторое время спустя на авианосец по электронной почте пришло письмо, содержащее две фотографии палубы Kitty Hawk, сделанные с русских самолетов во время одной из таких акций российских ВВС. В письме также было короткое сообщение на русском языке, содержание которого отказался уточнить амирал Пьетропаоли, (вот тут я ржал основательно!!! оно и ежу понятно, что там написано!!!) сообщает агентство UPI. По его данным, письмо было отправлено не из министерства обороны России, и отправитель его представителю Пентагона неизвестен.
          Кроме того, Кеннет Бэйкон сообщил, что на пресс-конференции неделю назад, когда он также рассказывал о действиях российских летчиков, он допустил ряд неточностей. Во-первых, случаев пролета русских самолетов было не два, а три - 12 октября, 17 октября и 9 ноября. Во-вторых, в ходе инцидента 17 октября самолеты были не "обнаружены на приемлемом расстоянии" в нескольких сотнях метров от корабля, как сообщалось о действиях российских ВВС ранее, а пролетели непосредственно над авианосцем, чем привели американских военных в замешательство. В этот момент и были сделаны снимки, посланные впоследствии на Kitty Hawk.
          Источник:
           Лента.ру 8.12.00
          Российские военные подкрепили инициативу президента весомым доводом
          Евгений Крутиков (Известия 14.11.00)
          В канун визита президента Владимира Путина в Монголию российские летчики повторили подвиг своих предшественников -- в Японском море пара российских разведовательных самолетов "вскрыла" (то есть беспрепятственно прошла системы обнаружения и охранения) американскую авианосную группу и сфотографировала палубу авианосца "Китти Хок".
          Спецоперация была проведена совместно разведками Дальневосточного объединения ВВС и ПВО и Тихоокеанского флота. Суть ее в следующем: два российских самолета-разведчика обнаружили в Японском море американскую авианосную многоцелевую ударную группу во главе с "Китти Хоком" (это само по себе непросто, в море самое главное узнать точное местонахождение противника) и затем смогли пройти незамеченными через локаторы ПВО американцев и пролетели непосредственно над "Китти Хоком". Страшнее не бывает ничего -- если бы это были боевые самолеты, то авианосец гарантировано был бы потоплен. "Китти Хок" до 17 ноября будет продолжать участие в учениях в Японском море соместно с 15 японскими кораблями и множеством американских из состава 7 флота.
          В первый и, как считалось, в последний раз такое произошло ровно 30 лет назад. Тогда в 1970 году советский самолет-разведчикТу-16Р так же совершил облет американского авианосца на предельно низкой высоте, выпустив при этом шасси. После этого все члены экипажа разведчика был награждены орденом Ленина -- настолько велико военное значение этой операции. А все старшие офицеры, командовавшие американской авианосной группой, были сняты со своих должностей, а некоторые и понижены в звании. Как теперь поступят с капитаном Алленом Дж. Майерсом и командующим авиакрылом коммандером Дугласом МасКлейном -- неизвестно.
          В советское время такие дуэли в воздухе были нормальной практикой -- супердержавы "пробовали друг друга на прочность". Многие гибли: список советских и американских летчиков, сбитых ПВО и перехватчиками противника или погибших, выполняя сверсложные маневры на глазах друг у друга, огромен. То же касается, кстати, и подводных лодок (как тут не вспомнить основную официальную версию гибели "Курска" -- столкновение со следившей за ним субмариной НАТО). Но с окончанием "холодной войны" противостояние на море и в воздухе стало постепенно затухать. Нет никакого практического смысла в борьбе с американскими авианосными соединениями, специально созданными для господства на море, да и рискованное это дело. Самолеты-разведчики могли бы просто сбиты, летчики погибли бы, и обе стороны сделали бы затем все возможное, чтобы не допустить утечки информации.
          В Главном штабе Военно-морского флота РФ категорически отказываются отвечать на вопрос, для каких таких целей потребовалось именно сейчас проводить столь рискованные учения. Молчат и штабы на Дальнем Востоке, руководившие "атакой" на "Китти Хок". Наверняка отрицать инцидент будут и официальные американские источники -- им это тем более не выгодно. Характерно и то, что в советское время такие операции проводились как правило против Атлантического флота США в Баренцевом и Северном морях -- это направление считалось по планам советского Генштаба основным. Сейчас же "демонстрация силы" была произведена именно на Дальнем Востоке против Тихоокеанского флота США и авианосной группы, базирующейся в японском порту Йокосука. По времени операция странным образом совпала с турне президента Путина в Монголию и далее в Бруней. Причем именно вчера пресс-служба президента РФ распространила заявление, в котором говорится, что Владимир Путин предложил руководству США понизить к 2008 году уровень ядерного противостояния ниже 1500 боеголовок с каждой стороны...
          GG2012
          1. Aleksys2 6 августа 2012 11:47
            В далеком 1970 году летчики группы бомбардировщиков Ту-16 авиации ВМФ СССР Тихоокеанского флота получили задание любой ценой взломать ПВО одного из американских авианосцев, находившегося в Японском море. Ранее такое не удавалось. Американские истребители всегда брали под своеобразный конвой самолеты этого типа задолго до их подлета к цели. При этом один из "вражеских" самолетов обязательно шел под фюзеляжем Ту-16, оснащенного фотоаппаратурой, не давая возможности фотографировать авианосец сверху. А без таких снимков задача считалась невыполненной.
            Так случилось и в тот раз. Однако янки никак не ожидали, что русские применят военную хитрость. Один из Ту-16 совершил маневр, который выполняется при заходе на посадку, и пошел на снижение в направлении взлетной палубы авианосца, с которого как раз готовился взмыть очередной истребитель. Советский бомбардировщик даже выпустил шасси. При виде этого американцы просто одурели. Истребитель, висевший под брюхом Ту-16, сразу ушел в сторону, а на авианосце началась паника.
            Истребитель, уже сцепившийся с катапультой, дернулся куда-то в сторону и намертво заклинился. Обслуживающий верхнюю палубу персонал бросился врассыпную, ища укрытия от русского "барсука" (так классифицируется в НАТО Ту-16), готового плюхнуться на авианосец. Наш же самолет медленно проплыл над гигантским кораблем, снимая все, происходящее внизу, на полную катушку. Атака удалась! Хотя, конечно, в реальности Ту-16, прицельно отбомбившись, был бы сразу уничтожен той авиацией прикрытия, которая была уже в воздухе. И тем не менее прорыв состоялся, в том же реальном бою авианосцу были бы нанесены повреждения, сделавшие бы невозможным выполнение им боевых задач.
            Полученные снимки рассматривали специалисты на Дальнем Востоке и в Москве - на фото ярко была запечатлена паника, царившая на американском авианосце. Но эти снимки до сих пор не обнародованы. Имен летчиков до сих пор мы тоже не знаем. Остается надеяться, что командование ВМФ рассекретит со временем информацию тридцатилетней давности.
        2. леликас 6 августа 2012 13:42
          Во время слежения ночью ,лодка потеряла авианосец, всплыли на перископную глубину и авианосец налетел на лодку после того как та резко сменила курс .Был заклинен правый вал .
          Удар был со стороны кормы а там все плохо с акустикой.
          Командира А.М.Евсеенко сняли с командования.
          1. Starcom1183 6 августа 2012 17:11
            херня это все...командир слежение выполнял на перископной глубине7???
            Starcom1183
          2. iegudeil 7 августа 2012 03:40
            Проект 671 - одновальная лодка.
            iegudeil
        3. Starcom1183 6 августа 2012 17:09
          ))) такое вряд ли имело место быть, скорее всего это сказки, но если все таки предположить что такое имело место быть то необходимо принять во внимание пару обстоятельств:
          1) перед всплытием играется учебная тревога, мобилизую так сказать личный состав, вскрывается надводная обстановка, для чего корабль(пл) маневрирует, просматривая кормовые курсовые углы(гак имеет зону тени по корме) , после чего лодка всплывает.
          2) для командира не то что всплытие, а просто потеря скрытности при таких обстоятельствах это ну...в идеале не выполнение боевой задачи, и заставить его на такое пойти может лишь чп.
          Starcom1183
          1. iegudeil 7 августа 2012 03:47
            Возможно, лодка держала слишком близко контакт и неправильно решили задачу маневрирования. Нам неизвестны все обстоятельства.
            iegudeil
          2. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 8 августа 2012 08:52
            .....Очень даже реально могло происходить..
            В качестве примера приведу случай с К-279 РПК СН 667б проекта которая в 1986 г. в Норвежском море при всплытии на сеанс связи и определения места протаранила РТ "Калининск".....который при просмотре на шумопеленг тупо стоял заглушив двигатели, и начал движение навстречу АПЛ при её всплытии.....

            А при всплытии лодка слепа и глуха.......
        4. iegudeil 7 августа 2012 03:29
          Почему-то пока никто нигде подробно это событие не описал. Но одна из версий лодка сама тоже застряла в пробоине, давала реверс, пыталась высвободиться, разойтись и в результате зацепилась винтом. Нигде не описано какой частью корпуса произошло столкновение. Про выдвижные устройства тоже ничего не сказано. Какой частью корпуса можно распороть авианосец на 40 метров, всплывая и не повредив выдвижные устройства.
          Думаю, если выдвижные устройства оказались не повреждёнными, значит лодка всплывала на пересечении курса и попала по днище авианосца кормовой частью. Но тогда должен был быть повреждён и вертикальный руль, а не только винт.
          Вообще-то аналогичный случай мог произойти с другой такой-же лодкой в Средиземном море. АУГ заподозрила присутствие нашей лодки в составе своего ордера и решили её обнаружить методом режима тишины. Весь АУГ заглушил моторы и стали прослушивать горизонт. Слушали час или два. Наш командир Анохин В.В. потерял терпение и решил подвсплыть под перископ, чтобы посмотреть, что происходит наверху. Выдвинули перископ и обнаружили, что лодка находится под бортом авианосца. Буквально секунды отделяли от столкновения. Успели резко уйти в глубину. Борт авианосца не зацепили. Амеры так и не обнаружили лодку. Если бы какой нибудь амеровский разгильдяй-матрос стоял и курил возле борта поплёвывая, то могли бы засечь перископ. Рассказал мне об этом по прибытии из "автономки" мой однокашник по училищу. Точные данные об этом событии сейчас уже не помню. Где-то в 1973 году это было, АПЛ "50 лет СССР". Название авианосца уже не помню.
          "Непробиваемость" АУГ это миф раздуваемый в прессе.

          Хочется верить, что это было сделано специально! Например, перед списанием лодки, ей дополнительно укрепили рубку, и приварили "специальный консервный нож" для вскрытия авианосных консервных банок!!!


          Это Вы повторяете высказывания Амеровского командования. После каждого происшествия, связанного со столкновениями, они дают сообщение в прессу, что советы специально готовят дешёвые одноразовые лодки, сажают туда экипаж, собранный из уголовников и за амнистию посылают таранить их корабли. Но это всё абсурд.
          В 1975 году наша лодка (опять 671 пр.) 3-я дивизия, при слежении за амеровской лодкой при выходе той из английской базы столкнулись под днищем крупного танкера. Обе лодки пытались замаскироваться под крупной посудиной, но места там для двоих оказалось мало. Амеров утащили буксиры в базу, наши не всплывая, вернулись самостоятельно с повреждениями носовой части.
          iegudeil
  5. патриот2 6 августа 2012 10:20
    Такую "старушку" некоторые страны хотели бы иметь и сейчас (несмотря на её ТТХ).
    патриот2
  6. Кэптен45 6 августа 2012 18:27
    "Производство АПЛ проекта 671: К-38 была заложена 12.04.63, спущена на воду 28.07.66 и вступила в строй 05.11.67; К-369 была заложена 31.01.64, спущена на воду 22.12.67 и вступила в строй 06.11.68; К-147 была заложена 16.09.64, спущена на воду 17.06.68, вступила в строй 25.12.68; К-53 была заложена 16.12.64, спущена на воду 15.03.69, вступила в строй 30.09.69; К-306 была заложена 20.03.68, спущена на воду 04.06.69, вступила в строй 04.12.69; К-323 «50 лет СССР» была заложена 05.07.68, спущена на воду 14.03.70, вступила в строй 29.10.70; К-370 была заложена 19.04.69, спущена на воду 26.06.70, вступила в строй 04.12.70; К-438 была заложена 13.06.69, спущена на воду 23.03.71, вступила в строй 15.10.71; К-367 была заложена 14.04.70, спущена на воду 02.07.71, вступила в строй 05.12.71; К-314 была заложена 05.09.70, спущена на воду 28.03.72, вступила в строй 06.11.72; К-398 была заложена 22.04.71, спущена на воду 02.08.72, вступила в строй 15.12.72; К-454 была заложена 16.08.72, спущена на воду 05.05.73, вступила в строй 30.09.73; К-462 была заложена 03.07.72, спущена на воду 01.09.73, вступила в строй 30.12.73; К-469 была заложена 05.09.73, спущена на воду 10.06.74, вступила в строй 30.09.74; К-481 была заложена 27.09.73, спущена на воду 08.09.74, вступила в строй 27.12.74."
    Впечатляет количество и сроки строительства и вступления в строй. Интересно, сейчас так смогут?Строили как 34-ки или Ил-2 в войну. Такую страну прос..ли, г-а-д-ы!
  7. REPA1963 7 августа 2012 00:12
    Мне очень интересно,40(сорок) метров пробоина и сам ушёл в док!!!Какую дыру надо расковырять что бы он утоп?
    REPA1963
    1. iegudeil 7 августа 2012 03:53
      Его не надо топить, достаточно сломать ему верхнюю палубу. Самолёты не смогут ни подниматься ни сажаться. Без авиации это просто железный короб.
      iegudeil
    2. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 8 августа 2012 08:40
      //// Да и этой бы хватило......элементарно существует система водонепроницаемых переборок между отсеками, которые запираются либо автоматически ,либо в ручную при возникновении какой либо опасности (проникновение забортной воды, при пожарах и т.д.)
      ...И придумал такую систему естественно российский учёный -адмирал С.О.Макаров , по нелепому стечению обстоятельств погибший на броненосце "Петропавловск" который подорвался на мине при выходе из Порт-Артура и не оборудованный ещё системой водонепроницамых переборок......
  8. iegudeil 7 августа 2012 07:35
    Служил на этих лодках в 72-75 годах по контракту, 91 экипаж Зайдуллина Д.И.
    До этого был на 675 проекте - раскладушке ПЛАРК 1-го поколения. Конечно же это небо и земля. Хотя в 671 проекте не просторно, но всё таки уютно. Центральный пост удобный.
    Проход в 1-й отсек через 2-ю палубу. В 3-й отсек, хоть и через 1-ю палубу, но по трапику сзади отсека. Проход из рубочного люка на 2-ю палубу в одном шаге от рубочного люка. В общем очень удобно развязаны пути прохождения через Центральный отсек, не мешая работе ЦП. Немного неудобно расположен пульт управления общекорабельными системами. За спиной оператора почти нет прохода, а иногда приходится посмотреть на состояние механизмов не только оператору.
    Но самое главное преимущество этой лодки перед 1-м поколением это 3-х фазный переменный ток. На этих лодках случалось очень мало пожаров.
    На постоянном токе (1-е поколение) пожары были частым явлением.
    Лодка была очень приёмистая (быстро разгонялась) и хорошо маневрировала в подводном положении (крупное хвостовое оперение и хорошая обтекаемость корпуса). В надводном положении, чтобы получить скорость хода 11 узлов заполнялась водой кормовая ЦГБ. Хвост притапливали. Иначе винт выскакивал из воды и срабатывала АЗ реактора.
    В южных широтах система кондиционирования не справлялась и температура в отсеках повышалась.
    Применяли также способ понижения шумности за счёт отключения электрохимической регенерации воздуха и отключения "лишних" корабельных вентиляторов. Взамен заряжали РДУ химической регенерации и повышали влажность в отсеках развешиванием смоченных водой простыней. Таким образом добивались удовлетворительного содержания двуокиси углерода при пониженном шуме корабля.
    Но моя РЛС при этом выделяла громадное количество озона. Высокое напряжение на магнетроне "не любит" влажности. Зато условия южных широт позволяют смотреть за горизонт и даже на пониженной мощности станция "Альбатрос" давала возможность видеть цели за пределами своей шкалы дальности почти в два раза.
    Средиземное море было почти нашим внутренним морем. Там постоянно дежурили лодки нашей 3-й дивизии 671 проекта. А ещё 670 проекта "убийцы авианосцев" 11 дивизия.

    На К-398, в Средиземном море у нас была очень неприятная неисправность. В турбинном отсеке заметили повышенное парообразование. Несколько суток искали утечку пара, но утечки как таковой, приборы не показывали. Случайно, матрос турбинист обнаружил выделение воды в виде аэрозоля из забортного вварыша. При большом давлении вода через трещину очень напоминае пар. Если бы вварыш вырвало, то отверстие бы было размером в один квадратный дециметр. Трещина пошла по круговому сварному шву на 270 градусов. Благо, вварыш имеет конусность и давлением воды как бы уплотняется в корпус. При погружении на большую глубину аэрозоль вообще не появлялся. Следили за поведением этого шва, но продолжали выполнять свою задачу. Если бы трещина продолжила увеличиваться пришлось бы автономку прекратитть. Но обошлось, откатали по полной программе.

    Очень приятно на подводной лодке принять душ забортной водой на большой глубине. Тонкие струи холодной воды под давлением напоминают струи пара и ощущение двойственное. Невозможно понять то-ли холодно то-ли горячо. Душ Шарко это жалкое подобие. После душа на глубине метров 200-250 организм очень активизируется, появляется ощущение опьянения. И внешний вид как после парной.

    671 проект неплохо откатал свой моторесурс. Тяжёлых аварий практически небыло. Корабли противника для этой лодки были скорее добычей чем соперником. Практически без особых препятствий преодолевались все заслоны и очень легко уходили от погони.
    Большинство этих лодок имело максимальную скорость до 34,5 узлов.

    В Средиземном море сложно уходить от самолётов базовой патрульной авиации. Вода там прозрачная с самолёта визуально можно видеть лодку на глубинах до 60 метров. Само море маленькое для АПЛ, разогнаться места мало. Да и с глубинами не везде комфортно.
    Один раз удирали от "Нимрода" почти 2 -е суток, пока ,видимо, не покинули его зону патрулирования, а возможно его самого "занесло" не в ту сторону. Базовая патрульная авиация в зонах дежурства несёт непрерывную вахту. Самолёты сменяются один раз в сутки. На борту самолётов по два экипажа. На борту и магнитометры и РЛС миллиметрового диапазона которая "видит" кильватерный след лодки, идущей на малой глубине.

    Наверное для Средиземного моря верх лодки надо было раскрашивать в какие-то тёмно-серые тона с извилистыми более тёмными линиями. Чтобы очертания расплывались. Всплывать под перископ приходится для связи. Напороться на самолёт всегда можно неожиданно.

    Последние четыре лодки серии 671 проекта были оборудованы двумя торпедными аппаратами большего калибра - 650. Это для "толстых" торпедо-ракет. Но т.к. места для этого оружия изначально небыло предусмотрено, то приборы управления стояли в проходе первого отсека, возле кают-компании и занимали фактически, почти единственное жилое свободное пространство для физических занятий.
    За два месяца автономки без специальных упражнений опорно-двигательный аппарат человека приходил в расстройство. При возвращении в базу, первое что поначалу не можешь надышаться. Обычный уличный воздух кажется слишким плотным. Дальше проблема с ногами. Выясняется, что тяжело пройти больше 50 метров. Где-то в течение недели эти явления постепенно проходят.

    Пишут в некоторых изданиях, что наши лодки в автономке ходили по 3 месяца. Лодки 671 проекта на такой срок ходили редко. Обитаемость отсеков и запас продуктов не позволяли. После 3-х месяцев были сердечно-сосудистые проблемы у многих. К концу двухмесячной автономки уже переходили на сухую картошку, с мясом тоже проблемы. Весь режим расписан по 4 часовым сменам. Сон тоже разбит на части.

    На полгода обычно ходили экипажи в Индийский океан. Туда шли со сменными экипажами и с плавбазой. Менялись примерно 1 раз в месяц. Это были несколько эпизодов.

    На больших ракероносцах обитаемость получше, они ходили на большие сроки.

    Несмотря на все эти неблагоприятные факторы. Море почему-то тянет. Сны на морскую тематику ещё лет 15-20 снились после ухода. А лодки вспоминаются как родной дом.
    iegudeil
    1. pavelk 7 августа 2012 21:16
      Дякую, дуже цікаво. +.
      pavelk
  9. Кадет787 7 августа 2012 13:38
    В уголовном кодексе существовала статья "за несанкционированное всплытие".
    Кадет787
  10. Yuri11076 7 августа 2012 13:45
    Это не лодка, это красавица...
  11. Delta 7 августа 2012 15:57
    Цитата: GG2012
    Ну, всех деталей мы не знаем.
    Хочется верить, что это было сделано специально! Например, перед списанием лодки, ей дополнительно укрепили рубку, и приварили "специальный консервный нож" для вскрытия авианосных консервных банок!!!

    "...В результате маневры американских ВМС были свернуты а «Китти Хок», теряя мазут через пробоину, ушел в японский док..."
    Может быть в этом смысл операции ?!

    Если на сайте есть подводники, объясните пожалуйста, мне неразумному!...



    фантазия, конечно плещет через край. Кстати, Евсеенко получил за тот инцидент по полной программе. Всплыть в днище корабля вероятного противника- непростительно. Не надо домыслов
  12. iegudeil 8 августа 2012 02:21
    Занимательный случай был с лодкой нашей 3-й дивизии.
    Нашему экипажу надо было выйти в море на курсовые задачи. Вышли в Мотовский залив, всё поначалу было хорошо, погода тихая, море спокойное, видимость отличная. Командир дал команду выключить РЛС. Я отключил и сел на радиоразведку. Шли надводным ходом. Примерно через час поступает команда включить РЛС. Включаю, на экране сплошная рябь. Но странная вроде бы как цели, но невероятно много. Докладываю, что не могу определить цели т.к. слишком большое количество, вероятно какой то вид помех. Возможно на поверхности моря что-то рассыпано. Заходит в штурманскую рубку командир и говорит мне иди посмотри в перископ. Смотрю, а там живого места нет вся акватория усыпана всякими рыболовными посудинами, начиная со шлюпок и кончая траулерами. Сплошной лес корабельных мачт. По усреднённому подсчёту свыше 300 целей. Вахтенный офицер на мостике в мегафон переговорил с аборигенами, оказывается рыбаки загнали в Мотовку крупные косяки рыб. Весь военный фарватер был перегорожен сетями. Сами рыбаки не очень спешили уступать дорогу, сети уже установлены и терять их никто не хочет. Не давить же их? Намотать на винт сеть тоже не хочется. А те извиняются, мол не думали, что будет проходить ещё одна лодка. Мы так и поняли, что после прохода одной ПЛ рыбаки подумали можно по военному фарватеру пройтись...
    А эта лодка была наших соседей по казарме - экипаж Гашкевича. Они выходили на два часа раньше.
    Вернулись мы с курсовых задач через несколько суток. "Гашкевичи" нам рассказывают.
    Вышли в Мотовку, через час погрузились.Через некоторое время штурман докладывает, что по лагу скорость упала. В центральном посту вахту нёс старпом. Даёт команду добавить 10 оборотов. Штурман докладывает, скорость по лагу падает. Старпом - ещё добавить 10 оборотов. И так 3 раза. После этого старпом дал команду всплыть под перископ. Посмотрел и увидел, что корпус корабля опутан сетями. Всплыли. Стоит куча всяких рыболовных шхун штук под сотню. В корме за лодкой тащится задом наперёд траулер. Экипаж траулера уже спустил шлюпки и собирается убегать. Но когда увидели лодку очень обрадовались. Стало понятно кто их потащил в открытое море. Но тут же командир их очень разочаровал, когда дал команду срезать сети. К счастью намотать на винт не успели. Траловая сеть очень объёмное и мощное сооружение. Срезали, послали друг друга в нужном направлении и разошлись.
    А к проходу нашего корабля количество этих рыбаков стало в несколько раз больше. Но мы выходили надводным ходом, поэтому нам повезло.
    Могу себе представить ужас рыбаков когда что-то неведомое поволокло их в открытое море.
    За этот случай рыбаков ещё штрафанули. Больше такого не случалось.
    iegudeil
  13. victor-sf 15 мая 2014 14:22
    С К-398 проекта 671 связаны самые светлые воспоминания, несмотря на всю непростую службу подводника. Мне посчастливилось пройти по "большому кругу" и многое испытать: учеба в КУОПП им.Кирова, затем в Обнинске, обкатка экипажа(кэп Гашкевич Э.-В.Б.)на Северном флоте(Западная Лица),затем спуск на воду нашей субмарины в Ленинграде(ЛАО), "доставка" водным путем из Ленинграда до Белого моря, морские ходовые испытания вместе с заводскими специалистами, прибытие в Западную Лицу под командование адмирала Чернова, курсовые задачи, стрельбы, ДОК Северодвинска и наконец "автономка", боевая служба в Средиземном море, где мы оказались в центре Арабо-Израильской войны. И столько всего было за эти три года срочной службы! И не раз аварийная тревога бросала в кровь дозу адреналина! Но мы выжили! Слава богу и командиру! Если кому-то знакомо то, что я описал - отзовитесь!
    ...выпьем за отдых короткий, за то, что все мы всборе. Выпьем за наши подводные лодки, за наше суровое море. За то, чтобы встретиться снова, минуя пучину событий. За то, чтоб число погружений равнялось количеству всплытий!
    victor-sf
  14. puteovii 17 марта 2015 15:43
    Четвертый — турбинный (автономные турбоагрегаты размещались в нем же);
    Пятый — электротехнический, служил для размещения вспомогательных механизмов (санблок находился в нем же); recourse belay negative

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня